Вопрос:
1. Рамхаль пишет в "Месилат Яшарим" ("Путь праведных") об исправлении свойств: Хотя исправление свойств, относящихся к животной душе, не имеет отношения к ступеням божественной души, но не правдоподобно, чтобы каббалист был раздражительным, вспыльчивым, употреблял нехорошие слова (лашон ра), обладал свойствами, от которых могут пострадать окружающие.
2. А если превратится в унылого и безрадостного человека, ему будет трудно выстоять в духовных падениях, обязательных в подъеме по ступеням. Во многих произведениях каббалисты связывают исправление свойств с совершенством творения и подобием свойств Творцу. Пожалуйста, помогите распутать этот клубок.
Ответ:
1. Рамхаль говорит, что исправление свойств животной души вообще невозможно, и все попытки только ее исправить заканчиваются неудачей, потому что она относится к неживой части человека, которая дана нам, чтобы из нее мы растили нашу духовную душу.
Единственное, что можно изменить и надо - это божественная, духовная душа, часть Творца в нас - ее надо растить из точки в сердце, в ком она проявляется, как вопрос о смысле жизни и проводит в Каббалу. Развивая ее, человек, конечно же, меняется - и это оказывает влияние на все его земное поведение. Намеренный вред окружающим он уже не принесет, поскольку обрел свойства, которые ему этого сделать не позволят.
Но, вместе с тем, его внешнее выражение гнева, резкости, нетерпения возможно останутся, потому что ему больше чем другим виден вред от определенных поступков и явлений. Кроме того, человек поднимающийся, обязательно между шагом вперед, скатывается назад, и в это время подобен всем остальным, и даже хуже. Так продолжается до конца лестницы, как сказано "Каждый, кто больше другого, его эгоизма больше другого". А о раби Шимоне еще сказано, что когда он обнаружил себя в самом глубоком падении, как "Шимон с рынка", он понял, что перед ним последняя ступень подъема!
(Сказано в книге Зоар, что раби Шимон, выйдя из пещеры, в которой 13 лет писал книгу Зоар, увидев, крестьянина за обработкой земли, столь далеким от духовного занятием, спалил его своим взглядом - но это тайны Торы...).
2. Человек духовно продвигается, оправдывая Творца (потому как оправдывает все, называется праведник). Поэтому он не может быть унылым, безрадостным.
Сближение с Творцом - в подобии свойств человека с Ним. Не тех свойств, с которыми родился, а тех, которые раскрываются за махсомом от БЕА дэ-тума - там находятся 613 свойств настоящего эгоизма (Фараона), которые против Творца. Изменяя намерения с "ради себя" на "ради Творца", с помощью света Торы, от БЕА дэ кдуша, человек выполняет этим 613 заповедей и достигает полного подобия - слияния с Творцом. Естественно, что к выполнению действий нашим животным телом это отношение не имеет, как сказано: "Совершенно неважно Творцу, как режут скотину, с затылка или с шеи (т.е. выполнения механические), а даны заповеди, чтобы исправить человека".
См. также в Блоге:
Исправление только высшим светом
Тора - только для исправления!
Тема : Вопросы-ответы, КАББАЛА
Комментировать