Лайтман - предводитель? Нет - мыслитель!

mysli_na_skameike_100_wp.gif Тут многие пишут обо мне, как ученике Рабаша и спрашивают, почему я не продолжил вместо него руководить его учениками, которых привел к нему.
Никогда не был их руководителем, не стремился к этому, был только рядом с Рабашем, в наших поездках (2 дня с ночевкой, почти еженедельно в Тверию, в наш домик), во время его пребывания в больницах (несколько раз по месяцу), в наших ежедневных прогулках по 3-4 часа (с 9 до 13) - это МОЁ !
Кроме того, конечно же, ежедневная учеба: общий утренний урок (с 3 до 6 утра), затем мой личный урок с 7 до 8 утра, затем вечерние общие уроки с 17 до 20:30. Кроме того записи всех уроков на магнитофон - я передал всё всем! Полученные от Рабаша рукописи и записи, включая переданное мне на смертном одре - всё дал сфотографировать. Я люблю своих бывших сотоварищей, горжусь тем, что привел их к Рабашу. Но никогда даже не помышлял стать их руководителем. Предлагал сделать Адмором младшего сына Рабаша.
Я не вижу себя, как руководителя. Я чувствую себя в роли продолжателя разработки теории исправления души и ее практического применения. Таких людей я жду. Играть какие-либо роли духовного руководителя, Адмора - не входит в мои планы. Есть дела поважнее.

Расписание конгрессов

garmoshka_wp.jpgВопрос: А будет еще конгресс? А в Москве их не устраивают?

Ответ: Конгрессы устраиваются систематически в разных местах, региональные и международные. В году их может быть и до 10, больших и небольших. В прошлом году были в России, Украине, Польше, Германии, США, Канаде, Мексике и пр.
Этот год начался с большого конгресса (7 международный израильский). Следующий - в мае в США и Мексике (я еду туда на серию лекций), возможно близко к этому времени, до или после, - в Москве (я еду туда на съемки), возможно сделаем, как в прошлые годы, еще один в Израиле, осенью. 
В любом случае раз в год есть еще конгресс европейских групп, Украинский (Одесский), Прибалтики.

О региональных - вы всегда можете узнать из нашего сайта. 

Горе от ума

09_100_wp.gifКак пройти махсом вне каббалы и возможно ли это? Я не могу поверить, что каббалисты считают путь каббалы единственным (то есть метод группы и источников или страданий). Если есть у человека большое желание, развитый ум (не препятствующий духовному пути), то этот человек присоединяется к закону частного и один достигает полного исправления. Если на пути его попадутся каб. книги и Тора, то это может ускорить развитие на пару лет. Могут попасться и другие источники, вне каббалы (как правило - остатки "чистых учений", я уже рассказывал о них). А могут и совершенно невообразимые источники. Конечно же, и без источников его желание пройдет оставшиеся ступени. Почему о них никто не знает? Кто знает, что открывается на высших ступенях и дороге после 125 ступени... Возможно, их цели и мировосприятие совершенно непостижимо.
Так махсом не проходят! Были умники, хотите быть среди них - воля ваша. Или огромные страдания приводят человека к отрыву от эгоизма, или высший свет, на который группа его направляет, или слияние с Учителем. Чистые учения все выдуманы человеческим умом и поэтому помочь в ином мире не могут. Все ваши домыслы - от непонимания свойств, которые обретаются в первой высшей ступени. Ничего с нашими представлениями общего у них нет! Все умствование от "проклятой философии", как говорил Бааль Сулам. Неужели вы, рожденный и воспитанный в нашем мире, можете себе представить из этого мира, нечто, не имеющее с ним связь?

Кто еврей, иври, исраэль, ехуди?

naklon_nad_svitkom_100_wp.gifПишу по следам вашим многочисленных вопросов. Тема вся изъедена. Вместо того, чтобы заняться исправлением, чего требует Творец, люди, как обычно, устремляются в споры и выяснения никчемных вопросов...
Все началось с Авраама - вавилонянина, идолопоклонника, жреца, изготовлявшего и продававшего статуэтки божеств вместе со своим отцом Тэрахом. Когда взыграл эгоизм в древней вавилоне, Авраам задался вопросом о его причине и почему все так резко меняется в обществе его паствы. Исследования, раздумья, как повествует Мидраш Раба, привели его в раскрытию высшего мира, Творца. Сам Авраам происходил из одного из племен, составляющих древнюю вавилонскую цивилизацию, называемых иври. Поэтому его звали Авраам-иври. Отсюда название языка иврит. 
Также это название осталось за Авраамом, потому что он перешел (иври, лаавор, авар) из земли отцов, из вавилона, в землю, указанную ему Творцом, в Эрэц Исраэль. Эрец - от слова рацон, желание. Исраэль - такое имя получил Яаков, после того как стал победителем своего большого эгоизма Эйсава. Исраэль - ло слов Яшар - прямо и Эль - Творец, потому что направил себя этим прямо к Творцу. Имя Ехуди - от слов ихуд, единение и Йегуда - колена. Подробнее о происхождении имен и слов в статье Бааль Сулама из его газеты Аума.
Духовный мир нисходит своими силами на наш мир. В духовном мире душа устремленная к Творцу, независимо от тела человека, называется Исраэль. Душа, не устремленная к Творцу, еще находящаяся в достижении эгоистических целей, называется Народы мира, даже если человек в нашем мире еврей. 
Все это независимо от национальности, потому что согласно высшей системе, все души снизошли свыше до нашего мира, и все должны достичь устремления к Творцу и слияния с Творцом. как сказано, "Все познают меня от малого до большего", "Мой дом назовется дом молитвы всех народов", "Все народы устремятся ко Мне" и много других. Мы находимся в дни исправления мира и его возвышения до мира бесконечности, где все души сливаются вместе в одну общую душу Адам. Во всех своих статьях Бааль Сулам подчеркивает, что исправление сейчас касается не только народа Израиля, что, кстати, не выполняется, но распротранения Каббалы, как методики исправления, и ее реализация всеми народами мира.
Поэтому, согласно духовному миру, истинному, человек называется по своему стремлению, а не по происхождению. Так установлено Творцом и так считает Каббала.

Немного видео-истории...

v_okno_100_wp.gifhttp://www.cityofdavid.org.il

Как себя судить?

na_uroke_100_wp.jpgВопрос: Если я правильно понял, зло - это когда плохо делается сознательно и намеренно. Значит ли это, что поступки, совершенные  бессознательно, не называются плохими?

Ответ: Согласно Каббале, поступки человека делятся на:

- вынужденные поступки – если выбор только "сладкое-горькое", обязательно предпочтет "сладкое".

- свободные поступки – если выбор между "сладкое-горькое" и "правда–ложь", - может предпочесть "сладкую ложь" чем "горькую правду", хотя знает что "ложь" ниже правды, но "сладость" побеждает.

   На земном уровне все люди находятся в полном эгоизме, всегда предпочитая "сладкое", убеждая себя, что руководствуются "правдой". Земные (всегда эгоистические) поступки деляться на:

- непреднамеренные, случайные - когда мы поступаем, не предвидя результат, случаен, иной чем ожидалось,

- преднамеренные – с заранее вычисленным, желательным и полученным результатом.

Они могут быть полезные и вредные окружающим. Вредные не/пред  намеренные оцениваются по разному и людьми и правосудием.

С точки зрения Каббалы, хорошие поступки – это только ведущие к цели творения – к подобию Творцу. Стремящийся к цели творения, первые пол-пути совершает в этом направлении:

Ненамеренные проступки (ошибки, шгагот) – от скрытия Творца как действующего, но доброту Его может найти в окружающем.

Злостные проступки (вредительство, здонот) – вследствие скрытия Творца, как доброго и действующего на него. (См. Предисловие к ТЭС 
Затем переходит махсом - и совершает, благодаря раскрытию ему Творца, только добрые, правильные поступки!
Запутал?

 

Как стать человеком

problema-1_100_wp.gifВопрос: Меня поражает, когда говорят, что природа - это альтруизм. Известно, например, что акулы атакуют даже детей, и не только они так себя ведут.

Ответ: Они не атакуют. Вернее, не они атакуют, а природа в них вынуждает их так поступать, не спрося их. На естественном, инстинктивном, природном уровне животного - выбор сводится к выбору "сладкое – горькое". В этом единственном выборе у животного или маленького ребенка, выбора нет, он обязывающий. 
   Дополнительно к этому несвободному выбору, во взрослом человеке появляется свободный выбор "правда – ложь".
(См. Бааль Сулам. Предисловие к книге «Паним меирот умасбирот» п. 16). Человек может остановить себя и выбрать намерение и действие своего поступка. (См. Бааль Сулам. Свобода воли). 
   Взрослея из маленького животного, человек раскрывает в себе этот дополнительный выбор "правда – ложь" и возможность, следовать ли ему. 
   Если подчиняет выбор "правда – ложь"  животному выбору "сладкое – горькое" – сладкая ложь лучше горьклй правды, то обращает этим себя, своё "Я человек" на пользу своему "животному". 
   Если выбор "правда – ложь" выше выбора "сладкое – горькое", т.е. предпочитает горькую правду сладкой лжи, - но зачем это ему? ради чего? - ради достижения слияния с Творцом, быть в отдаче и любви к другим, - то в мере помех в этом выборе, поднимается по 125 духовным ступеням, пока не достигнет уровня "Адам" - от слова "доме", подобный Творцу.
   Самостоятельно человек совершить этот подъем не в состоянии. Только высший свет, который создал наш эгоизм, может изменить его. Он нисходит во время занятия Каббалой. (См. Предисловие к ТЭС п. 155). Но просить (молиться) о изменении себя человек обязан. Желание измениться может возникнуть в человеке только под влиянием правильного окружения - группы.

Выполни своё предназначение!

skeptik_100_wp.jpgСообщение (барух 431) «выполни своё предназначение»: Бого-служение - вдумайтесь в это слово! Кто тут слуга, Кто - Господин? Служить господину и любить его и установленный им порядок (закон), следуя ему, - это одно и то-же. Это же СЧАСТЬЕ в истинном смысле слова! Служение - это действие. Как могли бы мы действовать вне Его, не в Нём, не по Закону и постановлению Его, предоставленные сами себе? - Ни одного действия вне Него нет, ведь вне Него - небытиё, Он - всё сущее, где ты являешься частичкой. Удовлетворённость - вот истинный смысл и предназначение наших поступков, нашего "служения Господину". И не усложняйте - проще и легче.
Ответ: Вот и я говорю: "Выполни, человек, своё предназначение!" Но не усложнять не получается! Закрыть глаза - тогда легче, конечно. Тебе сказали, а ты выполняешь, как рабочий за начальником. Но жизнь показывает, что мы неугодны Творцу в таком выполнении. каждый должен постичь Его, как сказано: "И все постигнут Меня, от маленького человека и до большого".
 И мудрецы говорят о другом выполнении: выполнять Тору, значит выполнять ее закон "Возлюби ближнего как себя"
(Тора, Ваикра, 19,18), как "Рабби Акива сказал - это общий закон Торы" (Берешит Раба п.24). Если вы, в выполнении этого общего правила Торы, находите счастье, вы - праведник. Но Творец ведет счет с праведниками на толщину волоса. Жизнь у них не та, к которой вы стремитесь, - чтобы было "проще и легче".

Религии - культура, а не духовность

 Вопрос: Есть ли случаи прохождения махсома без того, чтоб соблюдать религиозные обряды? Был ли кто-то в этом мире, кто не носил кипу, ездил в шабат, не соблюдал кашрут, не накладывал каждый день тфилин в нашем земном понимании и прошел махсом? Вы знакомы с такими или только предполагаете,что такие могут быть?

Ответ: Замечу, что Бааль Сулам в статьях Последнее поколение (Дор Ахарон) пишет, что когда все человечество будет исправлено, каждый народ может остаться в своей религии, потому что религии являются культурой человечества в его земной жизни...

Отличие хасидут и Каббалы

izuchayu_knigu_100_wp.gif Вопрос: По поводу страданий животных. Что Вы можете сказать по поводу хасидского объяснения, что корень животного и растительного - из разбитого мира никудим, который выше, чем корень душ - мир ацилут, и поэтому наше поедание животного и растительного в нашем мире дает нам жизнь и возможность производить исправление (бирурим ненуцин). Поэтому это нормально, что мы едим животных и растения. Только перед едой мы должны молиться, чтобы насладиться не для себя, а для Творца.

Ответ: В идеале, если человек исправлен (т.е. находится в свойстве отдачи и любви к другим и к Творцу, настолько что в этом свойстве отдачи ощущает высший свет, Творца), то его действия духовные (желания с намерением отдавать) и физические (членами животного тела) совпадают. Тогда конечно же ваши действия (еда, получение света, ор таамим-вкусов) всегда сопровождаются молитвой (подъём МА"Н, намерения).
Если же он не исправлен, т.е. его духовные действия ради себя (без намерения отдачи и любви), то неважно какие физические действия он производит (своим телом, в нашем мире), эти действия не духовны и уже называются не Заповеди (мицвот), а обычаи (минхагим). Потому что Заповеди – это действия исправления желания (с намерения получать, эгоистического на намерение отдавать, альтруистическое).

Исправляются намерения только высшим светом, называемым Тора, состоящим из 613 светов (таръяг орхин дэ орайта), каждый из которых исправляет соотвествующее ему из 613 желаний, из которых состоит душа человека. Эти 613 желаний души человек получает в начале духовного пути, как точку в сердце – зародыш кли души. А затем развивает эту точку: если находится в правильной группе и правильно занимается каббалой, то на него нисходит этот свет. Только при этом условии (Предисловие к ТЭС п.155).

После падения народа с духовного исполнения заповедей (в намерении) на только физическое их выполнение (Галут, изгнание из духовного, с разрушением Храма), мудрецы (а все они были каббалистами, т.е. постигающими высший мир, в свойствах отдачи) постановили, что вместо духовного выполнения, хотя бы механическое все таки станет культурой народа  на время изгнания (из духовного) и когда придёт время, уже все человечество поднимется к духовному. Но, предупреждают мудрецы, знай, что Заповедь без намерения – мертва, как тело без души, что, для примера, Творцу совершенно неважно, как ты режешь скотину, кашерно или нет, смысл заповедей не в физическом их выполнении, а в исправлении человека. (Мидраш Берешит Раба, 44). Тора - это высший свет исправления, а не учеба по книге, как сказано: "Я создал зло и создал Тору для его исправления" (Вавилонский Талмуд, 30:). А физические действия призваны удерживать человека в рамках, с которых он, когда закончиться период изгнания, начнет духовно восстанавливать себя, до уровня истинного выполнения заповедей, т.е. всех своих действий с намерением любви к ближнему и к Творцу.
После Ари, великий Бааль Шем Тов основал Хасидут, открыв изучение основ Каббалы всем, по принципу Рамбама, что если есть в человеке тяга к высшему, он постепенно может придти от намерения эгоистического ("ло ли шма") к намерению альтруистическому ("ли шма") во всех своих действиях (Рамбам. Илхот тшува, 80,10). Бааль Шем Тов открыл школу каббалистов (хедер) и выпустил первую партию каббалистов, назначив их быть духовными руководителями масс. Они стали называться Адморами (Адмо"р - абревиатура господин, учитель, рав). Повсюду в Восточной Европе стали изучать Каббалу, как учение Бааль Шем Това. Появилось множество групп каббалистов - хасидуёт, по именам своих учителей-основателей. 
Бааль Шем Тов объяснял Каббалу, высший мир, на примерах нашего мира, поскольку все в нашем мире является копией высшего мира. На предметах нашего мира Бааль Шем Тов объяснял их духовные корни - отсюда у Хасидут появились новые обычаи (одежда, поведение, учеба и пр.). Но все это внешнее поведение было связано с высшим миром через человека, выполняющего обычаи не более, чем намек на свое  намерение (культура). Подобно тому, как существовали обычаи и духовные действия (действия с намерением возлюбить ближнего как себя) совместно, до крушения намерения (Храма).
Но, поскольку эгоизм в человечестве постоянно растет, он в течение нескольких столетий, умертвил хасидут - вначале руководство каббалистическими группами, хасидутами, переходило от учителя к его первому ученику. Затем, вместо первого ученика, адморут стал переходить по наследству, от учителя к его сыну, остались обычаи, внешние действия, но без духовных действий (намерений ради отдачи, "ли шма").   
Сегодня, в нашем полностью павшем (оторванном от высшего свойства отдачи и любви) поколении, также и хасидут, - считает, что в нашем мире, в материи, есть духовность, которую надо исправить (а человек, хасидут считает, исправлен, ведь он же еврей! Каббала же говорит, что Исра-эль - это любой человек в мире, Яшар - устремленный к Эль - Творцу, к подобию Ему, отдаче и любви). Каббала же говорит, что духовности в материи нет, а она есть только в правильном намерении человека и только намерения надо исправлять (евреям и всем, Предисловие к книге Зоар п.70). Только действия, без намерения любви, Творцу не нужны.
Небезызвестный "центр каббалы" пошел еще дальше в связывании материи с духовным, связал наш мир, хасидут и каббалу вместе - они утверждают, что духовность есть в красных нитках, воде и пр. объектах нашего мира. Это вообще считалось идолопоклонством. 
Замечу, что тема огромна, и не следует делать выводы из этой заметки.
Советую статьи Бааль Сулама:Дарование Торы, "Душа и тело",  Одна заповедь, Суть религии и её цель, пр..

Игра дана для развития

Вопрос: Если наш мир - это виртуальная игра, и все наши страдания и страдания животных - тоже игра, тем не менее, для чего создана эта игра?

Ответ: Игры созданы для того, чтобы, играя в них, расти! Любое возвышение на следующую ступень, которой еще не знаешь, основано на принципах игры - играть в то, чего желаешь достичь. (Хочешь быть счастливым - будь им, играйся в это и будешь) Так устроена развивающаяся природы на уровнях растительном, животном и так устроено развитие человек - не наш животный рост, а наше духовное развитие до уровня Адам.  

Не по своей воле ты живешь...

da_poimi_ty_100_wp.jpgВопрос: Я думаю - это наглость со стороны Творца создать нас без того, чтоб нас спросить об этом, без права выбора - кто его просил? Я не хочу наслаждений, я не хочу ничего! Он играет с нами в игры, и еще рассказывает нам, что это для нашего же блага. Все эти игры со скрытием, все эти требования, которые мы не в состоянии выполнить, а только Он может осуществить, т.к. это не в нашей власти, но, несмотря на это, мы обязаны все еще что-то делать, что мы не можем, но должны? И самое главное - постоянно страдаем, но это для нас, для Него? И, самое главное, - страдаем, когда цель творения - это наслаждение! Есть ли возможность это прекратить?

Ответ: Думаю, что к вашему взову присоединятся многие! Отвечаю кратко. Все ответы – в материалах Бааль Сулама.
   Творец не спрашивает: невозможно спросить каплю семени, хочет ли она превратиться в человека. Сказано в Торе: «Не по своей воли ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь». И в другом месте: "2,5 года спорили школы Шамая и Гилеля. Школа Гилеля говорит: лучше человеку не рождаться, чем родиться. Вторая школа говорит: лучше рожденному, чем нерожденному. Пришли в выводу: лучше нерожденному, чем рожденному, но, поскольку рожден, пусть выполняет свое предназначение". Вы просто устали от зависимости от своего эгоизма. Но еще не пришло переполнение им и ненависть к нему, достаточная, чтобы оторвать его от себя.

 

   Творец играет вами, чтобы создать в вас "от – до " бесконечные ощущения. Тогда вы сможете ощущать всё, как Он. 
   Его скрытие обязательно, иначе вы бы просто "без головы" устремились к Нему, как к Источнику всех наслаждений. Чтобы дать вам возможность стать независимым от своего же желания наслаждаться, Он скрывается, а вам дает наслаждения, над которыми вы можете взойти с помощью Группы – предпочесть духовное развитие животному наполнению. 
   Страдания – не ваши, страдает ваш эгоизм. Избавьтесь от него – и страдания прекратятся. Как? – Возвращайтесь в свое истинное состояние АДАМ, в объединение всех душ. Для вас – это группа! Правильное включение в нее гарантирует быстрый подъем из ощущения страданий и движение к наполнению!

Все изъяны покрывает любовь

Получил много восхищенных Е-мейлов о конгрессе, кроме культ-выступления вчера (КВН). А я считаю, что и это было хорошо. Ведь это делали не профессионалы, без постановщиков и сценаристов, которые ведут КВН-овские команды, наши группы в мире (Чили, Австралия, Объединенная Европа, США), группы, в которых возможно несколько человек и нет возможности отбирать людей. Ведь обычно их разделяют тысячи миль. Многие увиделись в первый раз. Они собрались, и в день выступления придумали. 
Как родители смотрят на малютку, который показывает признаки осмысленного действия, и радуются этому - так нам надо относиться к товарищам - это наше, и поэтому - лучшее! Ведь оно взрастает на ином намерении! Эти попытки выражения (сцены о распространении, о духовном падении и пр.) является частью усилий нашего духовного роста. Сказано почти 3000 лет назад: "Аль коль пшаим техасэ ахава" - все изъяны покрывает любовь!". Молодцы! 

А птичку все-таки жалко...

podumai_100_wp.jpgВопрос: Я уважаю Тору и Каббалу, вижу в них важность, поэтому мне мешает отсутствие сострадания к животным, которое продолжается вплоть до полного духовного исправления, до 125-ой ступени. Вы учите нас, что Творец - это бесконечная сила любви.

1. Почему великие каббалисты, пришедшие к полному своему исправлению, не прекратили убийство животных? Они видят в этом верное взаимодействие с природой? – не убийство, а строго регламентированный способ забоя скота и птицы, ловля рыбы.

2. Сказано ли, что Творец оправдывает жестокие и агрессивные действия над животными? Т.е. эти действия не эгоистичны? - если они выполняются строго по указанию, они соответствуют правильному отношению к животным.

3. Каковы высшие законы, связанные с животными? Высший закон любви не включает любовь к животным? – О правилах определяемых в Торе в отношении к животным в нашем мире вы можете почитать в Шульхан Арух, Мишна Брура и других источниках, говорящих о поведении человека в нашем мире.

4. Наша возможность на 125 ступенях исправления чувствовать любовь только к

людям и к Творцу? – о любви говориться к ближнему и к Творцу. Отношение к прочим созданиям - не любовь, а милосердие. Страдания животного мира, как и всех, продолжается до полного исправления.

 

Творцом создано эгоистическое желание насладиться. Это желание состоит из 5 уровней желаний:

0 – исходный уровень

1 – "неживой"

2 – "растительный"

3 – "животный"

4 – "человек"

Каждый уровень желания материализуется, создавая материальные объекты. Только «человек» может исправить эгоистические желания, причем не только своего уровня, но и более низкие. Поэтому ему дано использовать их. В нашем мире использование окружающей природы дано человеку, как знак того, что он обязан делать в духовном мире, чтобы привести все творение к исправлению: как убивать неживые, растительные, животные желания в себе (намерения "ради себя") и включать их в уровень "человек", чтобы их исправить (с намерением "ради других, Творца"). Эти правила действуют и между материальными творениями. 

Животные и телесные страдания толкают к цели

fila_obyasnenie_100_wp.gifВопрос: Бааль Сулам объясняет, что наш мир - это иллюзия, возникающая в нас, следствие нашего неисправленного состояния. Вся природа страдает, потому что мы не находимся на исправленной ступени - ступени любви. Я думаю, что пока мы себя не исправимся, животные будут страдать. Но этот ответ все еще не объясняет, почему животные страдают.

Ответ: Мир духовный – мир не объектов, а сил желаний и намерений. Желание получения – творение и отдачи – Творец, Природа. Намерение – себе или другим (в т.ч. Творцу). Поэтому все заключено в душе – Адаме. После разбиения Адама на отдельные души, каждая душа разделилась еще и на уровни – неживой, растительный, животный, человек. Эгоистические копии этих сил создают наш мир. Законы мира – законы высшего света, отдача и любовь. На духовном уровне их объясняет Каббала – Тора (от слова свет) высшего мира (внутренняя часть Торы). На уровне нашего мира правильное отношение человека к окружающему его миру (неживому, растительному и людям) объясняет Тора нашего мира (внешняя часть Торы). Если мы поступаем в соответствие с ними, то оптимально исправляем себя и окружающее, наши силы и свойства становятся духовными и включается в одну душу Адама. Сказано, что человек обязан сказать: "Для меня создан мир", т.е. обязан правильно его использовать, в пользу себе и другим. Поэтому правильное употребление всего, что в мире является действием исправления мира. Употреблять правильно все в нашем мире для поддержания жизни, необходимой для исправления души. Животные, как и все остальные части творения, страдают, потому что в этой мере принимают участие в выявлении несовершенства эгоизма. Страдания всех частей природы постепенно соединяются и вызывают, своим накоплением, желание человека выйти из этого мира.

Страница 4 665 из 4 677« Первая...4 6634 6644 6654 6664 667...Последняя »