Если мы обратим внимание лишь на один всем известный вопрос, — уверен я, что все сомнения о необходимости изучения науки каббала исчезнут из поля зрения. Речь идет о горьком, вопиющем своей справедливостью вопросе, задаваемом каждым, родившимся на земле: «В чем смысл нашей жизни?» Рав Й. Ашлаг [1] «Предисловие к Учению Десяти Сфирот»
Абсолютная обязанность возложена на каждого — заниматься каббалой, без которой человек не достигнет цели своего творения. Поэтому мы постоянно вращаемся в кругооборотах жизни и смерти, поколение уходит и поколение приходит — и так до нашего поколения, которое представляет собой остатки душ, еще не достигших цели, ради которой созданы, потому что не удостоились постичь тайн мироздания в прошлых поколениях, в которых уже находились здесь. Рав Й. Ашлаг «Предисловие к книге Уста Мудрого»
Как во всем мироздании, так и в Торе есть внутренняя часть и внешняя. Занимающиеся внутренней частью Торы, ее тайнами, вызывают этим возвышение внутренней части мира, Израиля, над внешней частью мира — народами мира. Рав Й. Ашлаг «Предисловие к Книге Зоар»
Во время изучения каббалы, когда изучающий произносит имена светов и сосудов, сразу же Высший свет начинает светить ему. И хотя он светит ему издали, снаружи, не наполняя душу, потому что она еще не исправилась для получения этого света внутрь, но это свечение постепенно, по мере изучения каббалы, создает в человеке желание к духовному, высшему существованию и влечет к совершенству и раскрытию Высшего мира. Рав Й. Ашлаг «Предисловие к Учению Десяти Сфирот»
Сами слова при чтении Каббалы исправляют человека, подобно больному, принимающему лекарство, который излечивается, хотя и не владеет наукой врачевания. РАМАЗ [2]
Нет сомнения, что самое важное в мире — это изучение каббалы, потому что она относится к Творцу, давшему ее для обучения духовной работе. Работа человека делится на три части: 1) просто исполняющий, не уделяющий внимания познанию Творца; 2) философы, исследующие Творца, стремятся к истине, их деяния желательны, но намерения — нет; 3) изучающие Каббалу в намерении оправдать деяния Творца. РАМАК [3] «Да эт Элоки Авиха»
Узнать управление и замысел Высшего Желания, зачем создал все эти создания, — является предметом науки каббала. Что Творец желает от своих созданий, каков будет конец кругооборотов мира, их тайны — все это мы изучаем как физику высших сфирот. РАМХАЛЬ [4] «Даат Твунот»
Постановление свыше о запрете открытого изучения Каббалы действительно только в определенный период времени – до конца 5250 г. [1490 г. н. э.], с этого времени и далее отменяется это постановление и разрешается открыто заниматься изучением «Книги Зоар». А с 5300 г. [1540 г. н. э.] занятия этой мудростью считаются самым высшим предназначением и должны все, как взрослые, так и дети, заниматься ею, как сказано в «Рейя Меемна». Рав А. Азулай [5] «Предисловие к книге Ор а-Хама»
Есть тьма, застилающая глаза человечеству, опускающая людей в изучение природы, отчего они уже не ощущают Творца как Высшего управляющего всем, а считают все зависящим от природы, удачи и случая. Также и наука помогает им в этом. И потому люди совершенно не ощущают внутреннее управление мирозданием. И этим опустились до наинизшего уровня настолько, что забылась каббала, и не понимают истинного управления, а идут за природой, и глаза их не видят Высшего управления. РАМХАЛЬ «Адир ба Маром»
Приближается время освобождения мира, зависимое только от Высшего света, от раскрытия каббалы ясным языком, чтобы проявилась вся скрытая мудрость. Рав А. Кук [6] «Игрот»
Кому неизвестна мудрость каббалы, тот может постичь только внешнее, видимое, материальное. Но главное — это внутреннее, постигаемое путями внутреннего управления. Рамхаль «Адир бэ Маром»
До тех пор, пока ортодоксальный иудаизм настойчиво отвергает изучение каббалы, а держится только за Вавилонский Талмуд и защищает свое традиционное воспитание, не раскрывается истинный смысл жизни, что не способствует достижению цели во всех поколениях и особенно в нашем. Рав А. Кук «Игрот»
Горе тем, кто является причиной того, что дух Машиаха исчезнет и, может быть, никогда не сможет вернуться в мир, потому что они делают Тору сухой, без какой-либо примеси ума и знания, потому как ограничиваются только исполнительной частью Торы и не желают постараться понять науку Каббала, познать и изучить тайны Торы и смысл заповедей. Горе им, вызывающим своими поступками голод, бедность, жестокость, унижение, убийства и грабеж в мире. Рав Й. Ашлаг «Предисловие к Книге Зоар»
Если встретит человек больших и уважаемых знатоков Торы, но которые не занимаются тайнами Торы, да не упадет ввиду их сердце человека. Рав А. Кук «Орот Тора»
Если бы духовные предводители нашего поколения указали своим ученикам изучать Каббалу, то не стремились бы те к иным премудростям. Но что поделаешь, если предводители поколения закрыли двери перед мудростью Творца, утверждая, что только достигшие святого духа могут заниматься Каббалой, а потому все поколение в потемках. Говорит Творец: «Будет свет», – но нет света! «Мааян Ганим» [7]
Не услышан голос истинных пророков, голос мудрецов поколений, голос хасидов и праведников, знатоков глубокого изучения и тайн, которые взывали и объявляли во весь голос, что придет конец реке Вавилонского Талмуда, обучающего только действиям, она высохнет и сокрушится, если только не войдет в нее оживляющая вода из океана мудрости каббалы, воды знания Творца, очищающие, исходящие из Источника Жизни. Рав А. Кук «Орот»
Да не скажет непонимающий: «Как я могу приблизиться к святому в книгах Каббалы?» Потому что согласились все праведники, что это советы нечистых и лживых сил в наши дни. И хотя он не понимает этого, но язык «Книги Зоар» исправляет душу и доступен всем, как малым, так и большим, каждому в соответствии с его разумением и душой. Рав Цви Гирш, [8] «Анагот Яширот»
Нельзя ограничить занятия Торой изучением только механических законов. Ее духовная часть во всей широте и объеме, глубине и охвате, также обязана найти место среди нас. Это необходимо в наши дни как духовное наше излечение. Этими путями шли наши праотцы, и мы тогда сможем быть уверены в своем пути. Рав А. Кук «Игрот»
Без знания Каббалы человек подобен животному, ведь выполняет заповеди без вкуса, как обученный этому простолюдин (мицвот анашим мелумадам), и подобен животному, поедающему сено, в котором нет вкуса пищи человека. И даже если он очень занят повседневными проблемами, обязан заниматься этим учением. Ребе из Зидищева [9] «Сур Ми Ра вэ Асэ Тов»
Повернуть сердца и занять разум мыслями мира Ацилут, корни которого это тайны Торы, становится в нашем поколении абсолютно обязательным для существования иудаизма. Рав А. Кук «Арпилей Тоар»
Все великие каббалисты кричат в один голос о том, что, не занимаясь каббалой, мы этим разрушаем мир. Рав А. Кук «Игрот»
Изучение «Книги Зоар» в наше время настоятельно необходимо для защиты от зла, потому что раскрытие мудрости именно в столь плохом поколении необходимо, чтобы был у нас щит удержаться за Высшую силу. Прежние поколения были ближе к Творцу, но в нашем, далеком от Творца поколении, только каббала может защитить нас. Рав Я. Цемах [10] «Предисловие к Древу Жизни»
Именно это поколение, столь пустое и отвергающее все, оно и достойно больше других Высшего света. Рав А. Кук «Игрот»
Ответ всем умникам, возражающим против изучения каббалы, что слышат, но не видят..., идущий пусть ошибается, но, обнаруживая это, просит верного пути, тогда его усилия засчитываются ему, и он вознаграждается Творцом. А унижающие изучающих каббалу в будущем предстанут перед судом Творца, ведь идут только в открытой части, ослепляющей человека, и не видят деяний Творца, примитивность их понятий и мышлений – уже наказание им. Рав Шимон Лави [11] «Кетэм Паз»
Лекарство от всех бед, оставляя которое вызываем свое же падение, — это занятия внутренней частью Торы. Рав А. Кук «Игрот»
Если бы начинали изучать «Книгу Зоар» с девятилетними, приблизили бы освобождение. «Кеилот Яаков» [12]
Только каббалой освободится Израиль, потому что только это знание Творца, переданное мудрецам Израиля с древних дней, только с его помощью раскроется Творец. Бааль Шем Тов [13] «Сэфер Эмунот»
В настоящее время настоятельно необходимо овладевать каббалой. «Книга Зоар» обязана проложить путь к воротам освобождения. Рав А. Кук «Игрот»
И отсюда пойми сказанное в «Зоар»: «Благодаря этой книге выйдут сыны Израиля из изгнания». Это встречается также еще во многих источниках, в которых говорится, что только распространением науки каббала в массах, удостоимся мы полного освобождения. И сказано мудрецами: «Свет ее возвращает к источнику». Коль скоро это так, обязаны мы открывать школы и писать книги, чтобы ускорить распространение науки каббала среди народа. Рав Й. Ашлаг «Предисловие к книге Древо Жизни»
[2] Рамаз – рав Моше Закута (1625-1698), европейский каббалист. Автор «Йесод олам».
[3] Рамак — рабби Моше Кордоверо (1522—1570), каббалист Цфата.
[4] Рамхаль — рабби Моше Хаим Луцатто (1707—1746) — величайший каббалист Италии.
[5] Рав Авраам бен Мордехай Азулай (1570-1644) – каббалист из Марокко.
[6] Рав Авраам Ицхак Кук (1865—1935) — крупнейший раввин и общественный деятель начала XX века. Создатель философской концепции религиозного сионизма. Рав Иерусалима (1920—1921) и первый главный ашкеназский рав подмандатной Палестины (1921—1935).
[7] Мааян ганим – книга рабби Цви Элимелеха Шапиро (1783-1841).
[8] Рабби Цви Гирш бен Яаков Горовиц (... - 1873) – каббалист, живший в Польше.
[9] Рабби Цви Гирш из Зидищева (... - 1831) – ученик рабби Яакова Ицхака Горовица, Провидца из Люблина.
[10] Рабби Яаков Цемах (16 век) – ученик сына Хаима Виталя. Родился в Лиссабоне.
[11] Рабби Шимон бен Лави (1488-1588) – каббалист Испании, изгнан с семьей в 1492 году.
[12] «Кеилот Яаков» – книга рабби Исраэль-Яакова Каневского (1899-1985). (Лайтман: лично был знаком, общался)
[13] Исраэль бэн Элиэзер, Бааль Шем-Тов (сокращенно Бешт) (1700—1760) — величайший каббалист восточной Европы, основатель движения Хасидизм.