Вопрос: В своих лекциях и ответах на вопросы Вы часто употребляете понятие «равновесие» - с окружающей средой, природой, отмечая, что пребывание в равновесии – наиболее благоприятное условие существования объектов, в том числе живых. Однако, здесь необходимо сделать существенную оговорку. Когда говорится о равновесии в какой-либо физической системе, подразумевается отсутствие градиентов параметров, характеризующих состояние системы – давления, температуры, хим. потенциалов и т. д. Если речь идет о замкнутой системе (отсутствует обмен массой, энергией и информацией с окружающей средой) – состояние равновесия приводит к прекращению любых процессов в макромасштабе, присутствуют только тепловые колебания атомов и молекул, броуновское движение и т. д.. В этом состоянии система обладает максимальной термодинамической энтропией и минимальным порядком. Замкнутая система, предоставленная самой себе, релаксирует к состоянию равновесия.
Это дало основание физикам 19 века сделать заключение о тепловой смерти вселенной, которую можно представить как замкнутую систему. Вопрос только в том, сколько времени для этого потребуется. Однако с развитием науки все оказалось не так плохо - не все системы являются термодинамическими, а информационная энтропия работает по-другому.
Во второй половине 20 века, когда появилась возможность решать системы нелинейных дифуров, выяснились очень любопытные факты. Оказывается, нелинейные взаимодействия между элементами системы, могут, при определенных обстоятельствах, приводить к возникновению упорядоченных структур из хаоса, то есть к самоорганизации. Один из примеров появления макроструктур в изначально хаотичной среде - т.н. диссипативные структуры Пригожина. Но самоорганизация возникает в существенно неравновесной системе. Для ее возникновения нужно через открытую систему организовать поток, например, энергии (скажем, дно сосуда с жидкостью нагревается и в жидкости возникают циркуляционные ячейки, похожие на пчелиные соты). Причем этот процесс имеет пороговый характер - самоорганизация возникает если этот поток будет больше некоторого критического. Таким образом, возникновение макроструктур возможно только в системах весьма далеких от равновесия.
В контексте приводимых Вами примеров, стоит говорить не о равновесии, а, скорее, о гомеостазе – стабильности внутренней среды системы. Или по-другому, если существует стабильное состояние некоторой системы, оно характеризуется набором определенных параметров системы и окружающей среды. Если эти параметры отклонятся от значений, при которых система стабильна, она становится не стабильной, и может вообще распасться, или перейти в новое устойчивое состояние. Чем сильнее отклоняются эти параметры от тех, при которых система стабильна, тем менее «комфортно» она себя ощущает. Только в этом смысле можно говорить о «равновесии» с окружающей средой.
Кстати, как мне кажется, конечное состояние творения является самым «неравновесным» в силу наличия между творением и Творцом максимальных потоков любви. А равновесие отдельных частей системы с окружающей средой является отрицательным фактором с точки зрения развития всей системы, т.к. обеспечивает стабильность и является тем самым серым состоянием – ни свет, ни тьма - которое препятствует развитию.
Александр Авербах
Ответ:
Александр! Я употреблял ранее, непонятное практически всем, слово гомеостаз, но должен был объяснять его затем многократно, и письменно и устно. Поскольку моя цель - дать человеку понять смысл происходящего, даже ощутить слова, практически получилось, что слово равновесие стало объяснять, в понятном виде каждому, что я подразумеваю под равновесием человека с Творцом-Природой - их подобие по свойству отдачи. Каббала говорит, что этот только внешнее подобие, а не равенство, потому что природа человека, его первородное желание получать, остается той же, а единственное свойство Творца - отдавать.
Применяя получение с намерением (ради) отдачи, человек становится эквивалентным, подобным по действию Творцу. Вследствие этого, между ними возникает сближение, вплоть до слияния (двекут), хотя основа человека, желание получать, наслаждаться при этом не исчезает. Думаю, у меня в обычной практике популяризации Каббалы нет иного слова, чем "равновесие", выражающего гомеостаз.
Лайтман