Написать Тору на своем сердце
Вопрос: Пару лет назад, сразу после очередного конгресса, мы с моим товарищем очень сильно поругались. Между нами возникла такая взаимная ненависть, которую мы до сих пор не можем преодолеть. Что бы вы могли посоветовать, чтобы преодолеть ее?
Ответ: Подняться над этим. Надо представить себе, что это не ваша ненависть, а нечто, что дается вам, чтобы вместе преодолеть это.
У меня есть ученик, который периодически ругается со своим начальником на работе, и начальник каждый раз грозится его уволить, хотя он очень хороший специалист.
Как-то он пришел ко мне и говорит: "Наверное, начальник все-таки выгонит меня. Но я не могу ничего сделать. Я с ним не согласен. Что делать? Если меня уволят, мне будет плохо, но и оставаться с ним я тоже не могу".
Тогда я сказал ему: "Как твой духовный учитель, я приказываю подойти к нему и сказать: "Я тебя ненавижу на сто процентов. Но у меня есть учитель, которого ты знаешь, и он мне приказал, чтобы я помирился с тобой и любил тебя"". С тех пор они снова прекрасные друзья.
Вот так и нам надо поступать, потому что на каждой ступени мы будем раскрывать взаимную ненависть, для того чтобы над ней подняться в любовь. Снова ненависть – снова любовь. Снова ненависть – снова любовь. И так подниматься.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Вопрос: Третья стадия управления – это вознаграждение и наказание. Но человек еще несовершенный праведник, ведь ему не хватает заповеди любви.
Тогда за счет чего он придет к третьей стадии? Ради чего он стремится к этому?
Ответ: Чтобы доставить удовольствие Творцу.
Вопрос: Не желая полюбить Творца? Получается, что он вообще не относится к заповеди любви? Или он пытается, но пока не достиг этого?
Ответ: Нет, у него еще нет потребности в том, чтобы любить Творца.
Вопрос: Тогда почему я должен желать насладить Его?
Ответ: Такое желание рождается в тебе до появления потребности любить Его.
Из урока по статье "Предисловие к ТЭС", 25.10.2024
Реплика: Я решил, что в моей жизни у меня есть только каббала, я не отвлекаюсь на все остальные методики. Но мой "осел" желает чего-то другого. Например, я хочу пойти выпить пива – у меня есть такое желание. Но я понимаю, если я пойду, я не смогу потом встать на утренний урок, у меня будет болеть голова.
Я чувствую, насколько я бессилен в этой ситуации, потому что так меня направляет Творец.
Ответ: Давай выясним: Творец посылает тебя на урок, и Творец посылает тебя выпить пива. Везде Творец – и там, и тут. Что ты выбираешь? Какого Творца слушать?
Вопрос: Я понимаю, что все это – Творец, но могу ли я молиться за себя, чтобы выбрать именно того Творца, который отправляет меня на урок?
Ответ: Я не думаю, что это хороший путь, потому что ты будешь все время обманывать себя. Лучше всего использовать десятку, чтобы победить "пивного" Творца. Тогда ты почувствуешь, что действительно находишься в борьбе, еще больше связываешься с группой и через нее укрепляешь связь с Творцом, а Творца с группой. Таким образом ты действительно продвинешься.
Я считаю, что если человек находится в какой-то дилемме и перед ним как бы два пути, он должен понять, что их дает ему Творец. Поэтому он должен выбрать, какой из них будет предпочтительней в глазах Творца.
Вопрос: Можно ли мне молиться за себя, чтобы Творец помог мне выбрать именно правильный путь?
Ответ: Это очень слабая молитва. Лучше молиться через десятку. Настоящая молитва всегда проходит в так называемом миньяне. Миньян – это десять человек.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Для чего Творец посылает мне низкие мысли?
Праздник Суккот и его символы
Через пять дней после Судного Дня (Йом Кипур) наступает праздник Суккот, т.е. человек получает пять высших светов НАРАНХАЙ и приходит к состоянию, когда находится под воздействием окружающего высшего света.
Для того чтобы получить окружающий свет, он должен произвести над собой действие, называемое строительством шатра, Сукки. Это ограничение, которое как бы закрывает доступ высшего света к нему, поскольку он не желает его получать ради своего наполнения, а хочет получить только для самоисправления. То есть он продолжает ту же линию: от Нового Года через Йом Кипур к Суккот.
Таким образом, человек строит экран, так называемый "схах", "кровлю" - символ того, что через эту кровлю проникает очень маленький свет. Он сидит в тени шатра семь дней, которые олицетворяют исправление всех его семи эгоистических частей разбитой души: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.
Лишь затем он выходит из Сукки исправленным, и на восьмой день, Шмини Ацерет, празднует Дарование Торы, т.е. начинает получать высший свет уже в стиле отдачи.
Вопрос: Кровля, то есть "схах" или "экран" делается из отходов?
Ответ: Да, из веток различных деревьев и стеблей всевозможных злаков.
Вопрос: Отходы символизируют вещи, которые неважны нам, и мы их поднимаем, чтобы они стали важными. Что именно для нас важно?
Ответ: То, что мы раньше считали неважным для себя, пренебрегали отдачей, любовью, приближением к другим людям, "возлюби ближнего как себя" – теми свойствами, которые нам надо развивать, – сейчас, наоборот, мы поднимаем выше своей головы. То есть во что бы то ни стало желаем их реализовать.
Вопрос: В праздник Суккот мы используем атрибуты четырех видов растений – это верба, мирт, пальмовая ветвь и цитрус. Что они символизируют?
Ответ: Они олицетворяют четыре стадии нашего эгоизма, которые мы исправляем, соединяемся вместе, и тогда можем притянуть на себя высший свет.
Продолжение следует…
Из ТВ программы "Основы каббалы"
Все праздники народа Израиля исходят из каббалы и символизируют различные этапы нашего духовного развития.
Поднимаясь по лестнице духовных миров, от полного отсечения от Творца до полного сближения и единения с Ним, человек проходит множество определенных ступеней. Но среди них есть особые ступени, которые называются праздниками или добрыми днями (на иврите "йом тов").
Праздник Песах, который в нашем мире отмечается как освобождение от египетского рабства, отражает первую духовную ступень – выход из эгоизма, освобождение от него, подъем над ним.
Затем следует ступень дарования Торы, которую олицетворяет праздник Шавуот.
Разбиение скрижалей, то есть временное возвращение обратно в Египет (падение в эгоизм) символизирует Тиша бэ-Ав. Сейчас эта дата считается днем скорби, но в будущем это будет особый, радостный день.
За Тиша бэ-Ав следует Рош а-Шана (Новый год) – очень серьезный поворот к новому духовному исправлению.
Через десять дней после Нового года наступает День Искупления (Йом Кипур), когда проверяются все состояния человека, а затем раскрываются и исправляются все его прегрешения.
После Йом Кипура человек начинает получать особый исправляющий свет, так называемый свет Суккот – ор макиф (окружающий свет), возвращающий его к Источнику.
В течение семи дней Суккот человек приходит к состоянию, называемому праздник Симхат Тора – радость Торы, ведь тот свет, который нисходил на него и дал ему общее исправление, приводит к сближению с Творцом.
Следующий праздник Ханука – это праздник света, который поднимает нас над эгоизмом и делает свободными от него. Возвышаясь над эго, человек ощущает выход на свободу. Но это еще не полное исправление.
Полное исправление наступает тогда, когда мы окончательно преображаем эгоизм в состояние отдачи и любви. Это происходит в Пурим.
Так человек проходит весь цикл праздников, олицетворяющих собой историю народа Израиля. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем мы, наконец, достигнем Пурима – полного исправления, и на этом закончится наша земная сага – история пребывания человека в этом мире.
Из ТВ программы "Короткие истории", ч.2
Вопрос: В обычные дни наша десятка всегда очень сплочена и активна. Но в особые дни, в праздники и на конгрессах, у нас постоянно происходит разобщение. Что мы делаем не так?
Ответ: Нужно приближать будние дни к особым дням, заранее ценить праздники и готовиться к тому, чтобы в эти дни вы были в особой молитве к Творцу.
Вопрос: Что значит действительно служить Творцу?
Ответ: Служить Творцу – это значит выполнять Его желания. Творец действует как угодно: в нас, через нас и вне нас.
Вопрос: Как мы можем почувствовать или понять, что это именно Он действует?
Ответ: Никак. Вы должны верить каббалистам, которые это вам говорят. У вас нет иного пути.
Из урока на тему "Восьмой день Суккота (Шмини Ацерет) и Симхат Тора (Радость Торы)", 24.10.2024
Устную Тору понимают только каббалисты
Вопрос: Когда у нас нет вкуса в духовной работе, мы как бы находимся в тени Творца. Он создает нам тень, а мы должны прийти к великолепию, даже находясь в тени?
Как каббалист поднимает себя из этого состояния?
Ответ: Его поднимает Творец. А он вызывает это действие со стороны Творца тем, что идет верой выше знания.
Вопрос: Как нам повлиять на Творца, чтобы Он создал в группе такую силу подъема?
Ответ: Надо молиться. Надо просить. Надо поднимать товарищей, а они поднимут тебя, и вы все вместе подниметесь к Творцу.
Вопрос: Почему одним Творец дает вкус и запах, а другим нет? От чего это зависит?
Ответ: Это невозможно объяснить, поскольку мы не знаем духовный корень каждого из нас. Никто не примеряет себя к другим. Все просто желают быть вместе. Поэтому мы должны поступать так, как нам указано, как мы обязаны, а в будущем нам это раскроется.
Вопрос: Как работать в десятке, если нет вкуса и запаха?
Ответ: Быть преданным товарищам без всяких вкусов и, закрыв глаза, стремиться к объединению с ними.
В последний день праздника Суккот нам нужно соединить все наши просьбы в один большой крик о спасении – Ошана Раба. Если все дни праздника мы говорили о нем, учились и хотели почувствовать то, что в нас происходит, то, разумеется, в конце праздника мы сможем собрать все эти явления и прийти к великому спасению.
Мы хотим, чтобы все просьбы, поднятые нами в дни праздника, соединились вместе и дали нам почувствовать огромную потребность в великом спасении.
Мы просим Творца о спасении, то есть об условиях, когда свет сможет через нас раскрыться. Мы готовились к этому все дни Суккота, а иначе у нас не было бы ни правильного желания, ни правильной тени. Крик раскрывается как вознаграждение за усилия.
Этой тенью Творец скрывает от нас то, насколько мы близки к спасению, если обратимся к нему с этой высокой и сильной просьбой: "Творец, спаси нас!".
Так же, как Творец создает тень на свой свет и понемногу растит нас этап за этапом, так и нам надо принять эту тень и постараться увидеть в ней средство подняться выше знания, выше тени, чтобы прийти к свету веры. Когда мы приходим к такой потребности – это уже начало спасения.
Состояние, когда человек приходит к желанию жить в свете веры, называется ночью Ошана Раба. В течение всех дней праздника он раскрывал все более сильное и внутреннее стремление к спасению, потому что каждый день ему раскрывался все больший свет исправления. И он радуется тому, что достиг понимания и ощущения, что только Творец может и готов спасти его.
Свет веры раскрывается в кли, которое человек готовит своим отказом получать свет напрямую и желанием находиться в тени. Нужно достичь такой связи с Творцом, когда Он светит нам, а мы не хотим получать этот прямой свет и отталкиваем его, желая уподобиться в отношении Творца действию света.
И тогда наше правильное отношение к Творцу тоже называется светом. Так мы начинаем чувствовать, как свет завершает всю нашу работу. Творец дает нам пример того, как мы можем отдавать Ему в той же форме, в какой Он отдает нам.
Из урока на тему "Ошана Раба", 23.10.2024
"Ошана Раба" – мольба о спасении