Точка соединения
Вопрос: Иногда мы говорим, что надо стремиться раскрыть Творца, а иногда, что не надо – идем верой выше знания. Почему идти вслепую – это правильно?
Ответ: Идти верой выше знания – это значит идти глазами Творца, а не вслепую. Вы не увидите духовный мир своим эгоистическим взглядом, только лишь если приподниметесь над эгоизмом.
Поэтому и дается условие – идти верой выше знания. Просто вам нужен другой орган чувств, и к этому вас направляют.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Реплика: Иногда у меня возникает ненависть к учителю. И это совершенно необъяснимо.
Ответ: Ненависть к учителю – это абсолютно естественное состояние, можете не скрывать. И я вам скажу почему. А кто же делает вам все проблемы в жизни?
Вопрос: Но дело даже доходило до того, что мне казалось: лучше вообще уйти, зато чувствовать себя хорошо. Было такое. Что делать с этим ощущением? Как тогда не оставить группу?
Ответ: Но ведь ты не ушел.
Вопрос: Да, но это может повториться. Я боюсь уйти.
Ответ: Это и есть залог того, что ты останешься. Надо бояться, иначе ты опустишься на уровень животного.
Ты видишь, к чему идет мир. Что толку от того, что люди живут, какой бы хорошей ни была их жизнь. А перед нами четкий путь, и уже начинают раскрываться первые духовные ступени. Я счастлив, что в моих учениках начинают просыпаться ощущения духовного пути, духовных шагов и духовного подъема.
Но самое главное для нас – это владеть двумя силами, положительной и отрицательной, и на двух ногах идти вперед. То есть раскрывать отрицательную силу и покрывать ее положительной: левой-правой, левой-правой.
Почему вначале левой? Потому что мы созданы в желании насладиться – в эгоизме. Если бы его не было, то у нас не было бы никакой возможности и никакой надобности связаться с Творцом. Поэтому всегда начинается все слева: "И будет вечер, и будет утро – день один".
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Вопрос: Игорь спрашивает: "Почему у вас, евреев, всё наоборот? Почему все пишут слева направо, а вы – справа налево?"
Ответ: Не только мы одни, но, в общем, да.
Вопрос: Почему?
Ответ: Правая сторона – это сторона духовная, а левая – нет. Поэтому в иврите пишут справа налево.
Правая сторона – она правая, а левая – это левая.
Вопрос: А вообще, близость к духовному как вы определяете? Что это значит?
Ответ: Это духовный корень, который существует в природе. И он близок к правой стороне больше, чем к левой.
Вопрос: Что это за корень?
Ответ: Это духовная сила – свойство отдачи.
Мы правую руку подаем. Мы все равно относимся к правой стороне лучше, чем к левой.
Вопрос: То есть человек даже неосознанно тянется к этому, потому что это его корень?
Ответ: Да.
Вопрос: Еще вопрос: "Почему весь мир празднует день рождения, а вы, наоборот, день смерти?"
Ответ: Мы не празднуем день смерти, а просто почитаем его для умершего, потому что считаем, что это важная дата для него. Что он расстался с нами и вышел полностью в духовный мир. Смерть человека, уход из этого мира, подъем в Высший мир – это исправление души.
Вопрос: Что поднимается в духовный мир?
Ответ: Душа.
Вопрос: Что вы называете душой?
Ответ: Душа – это внутренняя суть человека.
Вопрос: Какая она?
Ответ: Невозможно указать пальцем на такое. Но человек поднимается, становится ближе к Творцу.
Вопрос: Когда вы говорите "человек становится ближе к Творцу", что вы имеете в виду?
Ответ: Я имею в виду духовную сущность – та, которая не умирает.
Вопрос: Дальше вопрос: "Почему следующий день у вас начинается с захода солнца, а у всех – с рассвета?"
Ответ: Это действительно интересный вопрос. Следующий день у нас начинается с захода солнца, потому что все начинается с тьмы. И наша природа, и наш мир, космос и всё прочее – все начинается с тьмы. И так же начинается с тьмы следующий день.
Вопрос: А когда наступает рассвет, что это олицетворяет?
Ответ: Это олицетворяет уже познание человека, его контакт с миром, с Творцом. И поэтому, с одной стороны, сутки отмеряются по часам после захода солнца, а дни отмечаются с восходом солнца.
Вопрос: Дальше он спрашивает: "Почему евреи носят головной убор из уважения к Богу, а весь мир из уважения, наоборот, снимает головной убор?"
Ответ: Как весь мир снимает, это я не знаю. Головной убор – это знак почтения. Когда я почитаю кого-то человека, я надеваю головной убор. Я считаю, что это непринципиально. Главное – что ты чувствуешь.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, что касается кипы, почему верующие евреи надевают кипу на голову?
Ответ: Кипа – это минимальный головной убор, с которым человек не должен расставаться и все время быть в нем. Этим он выражает почтение к Творцу. Он прикрывает свои мозги.
Вопрос: Дальше. "Почему большинство народов празднуют Новый год зимой, а евреи – осенью?"
Ответ: Так написано в Торе, что мы должны праздновать Новый год осенью. Ничего тут не сделаешь. Это было еще задолго до того, как приняли 1-ое января…
Реплика: Рождество и так далее.
Ответ: Да. Этого всего еще не было.
Реплика: А вот наше летоисчисление – оно другое, естественно. Мы уже приближаемся к шеститысячному рубежу. Скажите, откуда это исчисление идет? Все годы другие. С чего начинается?
Ответ: Это все исходит от Адама. Он постановил все, он это принял, он эти факты обосновал и отсюда начинается год.
Он раскрыл Творца, связь с Ним, с какого дня, по каким дням какие праздники, какие особенные дни. Поэтому мы так и продолжаем.
Вопрос: Вы сейчас говорите "он". Можно даже сказать, что был такой человек – Адам?
Ответ: Адам Ришон, да.
Вопрос: То есть тот человек, который раскрыл Творца? И с этого момента он сказал: "Мы начинаем летоисчисление"?
Ответ: Да.
Вопрос: И это правильное летоисчисление?
Ответ: Это правильное, потому что он – первый. Вот и всё.
Вопрос: То есть если это раскрытие Творца, то это верно?
Ответ: Да.
Вопрос: Дальше. "Почему евреи хоронят умерших как можно быстрее, а в мире, наоборот, принято долго прощаться с усопшим?"
Ответ: У евреев считается, что в тот же день надо предать покойника земле.
Вопрос: Почему с такой скоростью?
Ответ: Из земли ты встал, в землю ты возвращаешься. И тут ничего не сделаешь.
Вопрос: То есть долгое оплакивание тела, прощание…
Ответ: Нет, это тоже нельзя, потому что над всем этим есть высший разум, и он всем командует. Так что мы не имеем права делать то, что нам выгодно или удобно, или как мы считаем. Нет, это надо делать очень четко и очень просто.
Вопрос: И быстро?
Ответ: Да.
Вопрос: Скажите, что олицетворяет помещение тела в землю?
Ответ: Возвращение в землю. Из земли ты поднялся и в землю вернешься. Духовный корень – что мы связаны с землей.
Вопрос: И последний вопрос: "Почему в еврейской традиции новый год начинается с Дня Суда, а не с празднования?". Все празднуют Новый год, а у нас это Йом Кипур и так далее.
Ответ: Потому что этим заканчивается предыдущий год, и человек должен оценить свои действия и таким образом предстать перед судом как бы и начать новую жизнь.
Вопрос: То есть сначала все-таки суд?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Я должен признать себя виноватым или меня должны признать виноватым?
Ответ: Ты должен признать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.10.2024
Вопрос: Черная точка, мое "я", аннулируется перед Творцом? Она исчезнет или все равно останется черной точкой?
Ответ: А почему она должна исчезнуть? Тогда и я исчезну. Эта черная точка должна быть всегда, ведь она отделяет меня от Творца, а иначе "я" исчезает.
Поэтому она остается, но вокруг этого "я" я создаю полное подобие Творцу.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Каббалистический совет для сохранения семьи
Вопрос: Состояния ненависти в духовной работе будут возникать постоянно, и надо все время покрывать их любовью?
Ответ: Сказано в Книге Зоар, что ученики рабби Шимона, писавшие вместе с ним эту Книгу, раскрывали между собой такие чувства, что хотели поубивать друг друга. Речь идет о великих каббалистах на больших духовных уровнях.
Поэтому, если вы думаете, что ваши мелкие нехорошие отношения к другим сменятся на хорошие, то особо не ждите, все это тщетно. Наоборот, в вас будут возникать еще более непримиримые отношения ко всем, чтобы вы просили Творца изменить их.
Он их исправит, и одновременно с этим пробудит в вас более глубокие эгоистические желания, в которых вы будете ощущать еще большую ненависть. Тогда вы станете просить Его еще больше, и Он еще больше будет их исправлять. И так на двух ногах: ненависть-любовь, ненависть-любовь, – вы будете двигаться вперед.
Так что каждый, кто больше другого товарища, в нем и эгоизм больше, поскольку предыдущий эгоизм уже исправлен.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Реплика: С начала урока в сердце сформировалась такая молитва, чтобы все товарищи поднялись в лишма с целью насладить нашего учителя за те усилия, которые он дает нам, и этим насладить Творца.
Ответ: Большое вам спасибо! В принципе, мы должны делать все, чтобы поддерживать друг друга. Это самая главная основа нашего объединения.
Чтобы мы желали видеть всех нас, мужчин и женщин, неважно откуда и каких, объединенными в одном желании, чтобы именно это желание стало главным для нас, и в нем мы объединились и достигли состояния взаимной отдачи.
Из урока по статье из книги "Шамати", 15.11.2024
Вопрос: Когда мы в десятке составляем вместе молитву, она все равно не такая внутренняя, как если ты сам ведешь диалог с Творцом. Принято ли было у каббалистов разговаривать на эту тему, составлять молитву, или это наша современная разработка?
Ответ: Каббалисты много говорили между собой, но только лишь о том, чтобы суметь подняться еще на одну ступень.
Вопрос: Должна ли молитва, которая идет у тебя из сердца, совпадать с той, которую мы проговариваем в десятке?
Ответ: Да, у человека не может быть несколько молитв.
Вопрос: Допустим, я хочу серьезно попросить за товарищей, за мир, за мудрецов, – это моя настоящая боль, и я могу пробудить ее, находясь сам с собой. Я не могу выдать ее быстро в диалоге в десятке. Нужно ли стремиться сначала настраиваться на молитву, а не просто записывать ее, когда получается набор слов?
Ответ: Да, мы должны прийти к тому, чтобы между товарищами в десятке возникло такое четкое устремление к движению вперед, к Творцу, к связи между собой, которое вызвало бы реакцию свыше.
Вопрос: Как каббалисты настраивались на молитву? У нас получается, что мы читаем тексты и затем быстро переходим к молитве, как будто это само собой разумеющееся. А ведь настрой – это самое главное.
Ответ: Это и есть настройка, как в музыкальном инструменте: если его настроить правильно, то и мелодия будет правильной.
Из урока по статье из книги "Шамати", 15.11.2024
Настроиться на просьбу к Творцу
Вопрос: Мы четко осознаём, что все наши действия мы выполняем из "ло лишма", и это приводит нас к осознанию собственного зла. Должны ли мы сопровождать этот процесс радостью от того, что прикладываем усилия в работе на Творца?
Ответ: В своем отношении к природе получения, к природе отдачи, человек проходит несколько стадий. Нам надо стремиться к тому, чтобы понять, где мы находимся. Конечно, это скрыто от нас, но постепенно мы можем развить ощущение к этому.
Выполняя какие-то действия, ты должен точно отдавать себе отчет, для кого ты это делаешь, для чего ты это делаешь, зачем ты это делаешь. И постепенно у тебя появится точное осознание того, что ты делаешь: идешь вперед, продвигаешься или нет.
В общем, мы должны прийти к такому состоянию, когда практически всё, что можно, мы делаем не ради себя, а ради Творца.
Так постепенно происходит накопление наших сил, намерений, просьб, свойств, которые перетягивают на себя наш эгоизм, и получается, что мы можем действовать ради Творца. Это и есть работа "лишма".
Из урока по статье из книги "Шамати", 15.11.2024
Вопрос: Мы должны прийти к тому, чтобы все наслаждения, испытываемые нами, были направлены ради Творца. Как выстроить в себе это состояние?
Ответ: Мы не можем этого сделать, но если мы постепенно направляем себя к этому, относя свои действия к Творцу, чтобы Он их принял, то в соответствии с этим в нас накапливаются эти ощущения, желания, намерения. И получается, что, накопив достаточно сил в наших намерениях, мы удостаиваемся свойства "лишма".
Я создан эгоистом, и самое главное для меня – наполнить мой эгоизм. Но если я в своем желании поднимаюсь выше эго и мне важны только товарищи и Творец, то получается, что я работаю ради них. В этом и заключается выход из "ради себя" в "ради Творца".
Вопрос: Но для того, чтобы выйти в "ради Творца", перед каждым моим желанием должен стоять фильтр "Творец и товарищи" и потом получение?
Ответ: Да, конечно. Сначала должно быть намерение: для чего, ради чего, для кого я это выполняю.
Вопрос: Значит, намерение "лишма" уже несет в себе силу выяснить и отделить то, что ради Творца и что не ради Него, что я могу принять, а что нет? То есть это расчет?
Ответ: Да, это расчет. Причем расчет в чувствах, в знаниях, в ощущениях, где ты можешь точно сказать, в каком состоянии ты находишься относительно "лишма".
Из урока по статье из книги "Шамати", 15.11.2024
Вопрос: Во что превращается терпение в состоянии "лишма"?
Ответ: В покорность.
Вопрос: Каждый день мы пишем молитву в десятке. Есть ли смысл делиться молитвами в общем чате, чтобы сформировать какую-то общую молитву мирового кли?
Ответ: Это хорошо, поскольку работает на взаимное проникновение молитвы одной группы в молитву другой группы.
Вопрос: Пока мы не находимся в "лишма", всякое ли действие по отдаче имеет горький вкус?
Ответ: Пока вы находитесь в "ло лишма", то любая отдача имеет горький вкус или же вообще не имеет вкуса.
Вопрос: Должны ли мы по мере продвижения сортировать хорошие желания и плохие, то есть приближаться к хорошим и отдаляться от плохих? Что это за сила, которая позволяет это сделать?
Ответ: Это наше желание подняться, объединиться, почувствовать что-то хорошее, доброе, высшее. К этому мы должны стремиться.
Из урока по статье из книги "Шамати", 15.11.2024
Вопросы о духовной работе – 200