Я – желаю, свет – исправляет

каббалист Михаэль ЛайтманСказано в "Шамати" (статья 5), что свойство "лишма" (ради отдачи, ради других, ради Творца) – это пробуждение свыше. Но если оно возникает в человеке независимо от него самого, то почему тогда необходимы усилия с его стороны, т.е. пробуждение снизу?

Дело в том, что без участия человека не произойдет изменение его исконной эгоистической природы получения ради себя на то, чтобы думать и делать все ради других, полностью поставив себя на службу им. 

Это невыполнимо также и в нашем мире. Любая система, даже механическая, требует какой-то энергии для работы и всегда у нее есть определенные потери. Исключение составляют только низкотемпературные сверхпроводниковые системы, в которых при особых условиях возникают такие свойства, когда сама система почти ничего не потребляет для себя, а все отдает наружу. Это может служить в какой-то степени примером, что значит действовать "не ради себя".

Человек устроен так, что всегда обязан чувствовать выигрыш, без этого он не может работать. Поэтому изменение своей природы на противоположную, направленную только на отдачу, кажется нам совершенно невероятным.

Ведь при этом мы должны ощущать желания другого и работать на них, а себя представлять только как средство для его наполнения. Эта природа не присуща нашему миру. Ее нет ни на неживом, ни на растительном, ни на животном, ни на человеческом уровне. 

Поэтому Бааль Сулам спрашивает, как удостоиться свойства ради Творца, т.е. ради абсолютно чужих мне людей, с которыми у меня нет никаких общих ощущений, как, например, у матери с ребенком. Здесь должно быть абсолютно четкое свойство, что мы действуем без всякой возможности получить что-то обратно.

Если человек осознаёт, насколько он по своей природе стопроцентный эгоист, то не может понять, как с ним произойдет такая инверсия. Потому что не способен человеческий разум осознать, как может произойти в нашем мире такое событие.

Ведь все происходящее дает человеку понять, что вся работа, которую он может произвести над собой, и то, что пытается делать, находясь в группе, осуществляется ради вознаграждения. Причем это вознаграждение может быть всего лишь за 1% его действий, а 99% он действительно отдает другим, но все равно то, что он делает, он делает ради 1%.

К примеру, многие паровые и механические двигатели дают КПД (коэффициент полезного действия) не более 3-5%, но ради этого КПД мы их и создаем. Поэтому для меня этот 1% имеет очень большое значение – ради него я работаю. А если бы его не было, я не смог бы отдавать 99% другим людям.

Возникает вопрос: действительно ли я работаю ради того, чтобы получить этот 1%  и поневоле отдаю 99%? Допустим, у меня есть хозяин, который меня эксплуатирует и платит мне самый мизер, но этот мизер обеспечивает мое существование. Или наоборот, я работаю ради хозяина на все 99% и 1% получаю для себя поневоле, потому что иначе не смог бы существовать. Без того, чтобы думать об этом, я не мог бы работать на него.

Здесь есть проблема: если я действительно работаю ради хозяина, а себе беру только необходимое для существования, то отношусь к своему телу как к чистому механизму, и тогда вроде бы не считается, что я получаю что-то ради себя. 

Если мы так себя исследуем, мы увидим, что для того чтобы достичь полнейшей отдачи, ничего не беря себе, мы не сможем сделать ни одного движения – наше тело нам этого не позволит! И поэтому прийти к состоянию абсолютной отдачи можно только под особым воздействием свыше.

Тот, кто получает такое воздействие и проходит эту инверсию в себе, ощущает себя совершенно по-другому. Поэтому сказано: "Попробуйте и убедитесь, как прекрасен Творец", т.к. свойство полной отдачи "вне себя" и является свойством Творца.

Если так, то необходимо понять, для чего же человек должен прилагать всевозможные усилия и выполнять всевозможные советы, стараясь достичь свойства полной отдачи, если не помогут ему никакие советы в том, чтобы переделать себя, пока не придет к нему сила свыше, которая исправит его и даст возможность работать ради других.

Для чего же мы должны тогда стараться? Дело в том, что на человеке лежит обязанность приложить максимальное усилие и попытаться достичь исправления всеми возможными способами. Прилагаемые усилия, то есть наши желания, называются молитвой. Иными словами, молитва - это демонстрация наших намерений и желаний: чего на самом деле мы хотели бы достичь.

Из урока на русском языке по статье из книги "Шамати", 08.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перпетуум-мобиле

0% для себя

Беглые мысли по "Шамати" – "Лишма - это пробуждение свыше"

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.