Поездка за благословением к высшему
Почему наша работа разделяется на "пробуждение снизу" (итарута дэ-летата) и пробуждение свыше" (итарута дэ-леила)? Понятно, что пробуждение свыше есть всегда. Но о нем говорится специально для того, чтобы подчеркнуть необходимость нашего пробуждения снизу.
Пробуждение снизу – это такое действие, которым нам удалось пробудить ответ сверху, пробуждение свыше. А иначе это не называется пробуждением снизу. Можно как угодно кричать, плакать, стараться изо всех сил – но если нет никакой реакции сверху, значит, ты ничего не сделал. Возможно, ты таким образом подготавливал себя, делал выяснения – но это еще не называется пробуждением снизу.
Есть притча о хасиде, отправившемся на праздник навестить своего ребе. Жена спросила его: "Зачем ты едешь?" И он ответил: "Я хочу попросить его помолиться за меня, чтобы всегда крепко любить свою семью, иметь больше мебели, больше дом". И конечно жена отпускает его. А если бы он сказал правду, что едет для того, чтобы любить Творца больше, чем жену, детей, дом, мебель, зарплату – то разве жена отпустила бы его? И если бы он сам знал, что потеряет вкус к заработку и материальной жизни, разве бы поехал?
Поэтому человеку нужно проверить себя, кто говорит в нем – возможно, он изучает науку каббала, потому что рассчитывает таким способом получить еще больше? Кто откажется от слияния с Творцом, могущественнее которого нет никого в мире? И понятно, что я хочу молиться Ему и до Него дойти, чтобы все получить, рассчитывая раскрыть еще одну реальность и властвовать над всем.
Говорят, что духовный мир – совершенный и вечный, и хасид во мне согласен добиваться его. И его "жена" (желание насладиться) тоже согласна отпустить его: "Иди, добудь нам хорошие сосуды, дом" – то есть хорошее желание и наполнение для него. Точно так же, как материальная жена отпускает хасида к ребе попросить благословение, чтобы получить больше мебели, дом, здоровье, благополучие семьи.
Но если это настоящий хасид, какие были когда-то, стремящийся к "милосердию" (Хэсед), к свету Хасадим, к вере выше знания, к свойству отдачи, то для чего он обращается к высшему (это и называется пробуждением снизу или "поездкой к ребе")? Он едет, потому что хочет получить настоящее желание, чтобы перестать искать наслаждения инстинктивно для своего эгоизма. Он ждет, чтобы, наконец, пришел свет, возвращающий к источнику, и дал ему возможность быть выше обычных желаний – подняться с животного уровня на человеческий.
Человеком называется тот, кто думает не о себе, а только о высшем. Сейчас мы находимся прямо на переходе: между окончанием инстинктивного, животного развития – и ступенью, на которой мы будем развиваться только по собственной инициативе и просьбе. Мы сами сделаем из себя человека, работая над собой вместе с Творцом.
Эта ступень не может прийти к нам сама собой, а только в ответ на наше предварительное желание и требование. Поэтому нам нужно играть в эту ступень, стараться ее представить, просить, согласно тому образу, который мы себе рисуем.
И если мы все вместе стараемся уподобиться Творцу (человек, Адам – означает "подобный), то продвигаемся и строим ступень человека, у которой нет образа в нашем мире. Ведь она в нем пока представлена нами, но есть большая разница, между тем, что мы сейчас есть – и тем духовным образом, который мы вместе строим, то есть человека, подобного Творцу.
Из подготовки к уроку, 06.03.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.