Все в нашем мире, от младенцев и до взрослых людей, и даже животное, растение или камень - каждый пытается удержать себя в поле действующих на него сил в самой хорошей и оптимальной форме, делая расчет на самое удобное для себя состояние, позволяющее, как можно больше получить и как можно меньше отдать, то есть получить максимальное наслаждение, затратив минимальные усилия.
По такому принципу работает наше эгоистическое желание - это закон природы. Поэтому мы постоянно делаем в своем разуме расчет, как удержать свой эгоизм в рамках этого закона. Вся разница между неживым, растительным, животным и человеком - в уровне развития желания, разборчивости в выборе наполнения и его глубине. Чем более развито существо, тем более выясненное, глубокое и многогранное наполнение оно получает.
Каждый хочет получить максимальное наполнение, взвешивая усилия, которые необходимо для этого затратить. То есть расчет всегда идет, насколько окружающая обстановка и условия позволяют достичь наполнения. А если бы не нужно было прикладывать усилий, то конечно бы мы захотели получить все наслаждения, какие только возможно.
Вознаграждение и наказание раскрыты в этом мире человеку согласно уровню его развития. Сегодня ему кажется вознаграждением и наказанием одно, а завтра покажется совсем другое. Все зависит только от его желания. И расчет мы делаем не в желании, а в разуме - оценивая, стоит ли нам при таком вознаграждении и наказании совершать какое-то действие.
Но все зависит от предвкушаемой награды. Нет ничего слишком обременительного для человека и не бывает просто лени и пренебрежения, а все дело только в ожидаемом вознаграждении и наказании, и только это определяет все человеческие поступки.
Нам кажется, что мы обдумываем: стоит делать или не стоит, и как лучше - так или иначе, но все это потому, что у нас есть сразу несколько желаний и несколько видов вознаграждения и наказания. Мне хочется есть, но я лежу на диване, и у меня болит нога. И я думаю: есть ли смысл вставать, чтобы пойти поесть, если нога от этого разболится еще больше - и стоит ли это того наслаждения, которое я получу от еды.
То есть у меня есть несколько условий, параметров, и я взвешиваю: вознаграждение от того, что я получу пищу - против вознаграждения, если я останусь лежать и избегу боли.
И так человек все время решает, делая несколько расчетов одновременно, и в результате ему кажется, что у него есть свобода выбора между одним и другим и возможность выбрать разные виды вознаграждения и наказания, определяющие его жизнь. Но на самом деле, вся наша жизнь - это только попытка выяснить самое выгодное вознаграждение и наказание в тех условиях, в которых мы оказались. В этом нет никакой свободы воли и никакого выяснения и исправления. Ведь мы все время делаем расчет на все том же уровне вознаграждения и наказания, только для разных желаний и в разных условиях.
Например, если человек пренебрегает законами природы и нарушает равновесие, заходя в слишком горячее место, с температурой выше, чем та, для которой он приспособлен, то он получает наказание за преступление законов природы и расплачивается своей жизнью, то есть умирает, сгорев. Или же наоборот, он может попасть в слишком холодное место и тогда будет наказан тем, что умрет замерзнув. Получается, что вознаграждение и наказание раскрыты нам в этом мире.
Но Творец пока прячется от нас, чтобы мы сказали, что нет никакого управляющего, то есть природа - это не проявление Творца, а просто слепая сила, которая никем не управляется. Получается, что Творец в этом мире скрыт, а вознаграждение и наказание раскрываются нам без всякой жалости, и преступающий законы природы получает наказание тут же, на том же месте, и также на месте получает вознаграждение, если соблюдает законы природы.
Если же человек не желает жить только ради вознаграждения и наказания, раскрытого в этом мире, а хочет раскрыть Того, кто движет этим миром и управляет, то он должен подняться от материального вознаграждения и наказания, то есть от уровня действия - на уровень Действующего и приводящего в действие.
Это совершенно другой уровень существования, мысли, желания. Иначе мы словно тряпичная кукла, которую человек смастерил, засунул внутрь нее руку и играет с ней.
Допустим, у этой куклы есть возможность подняться от уровня тряпицы (а это именно тот уровень, на котором мы находимся), внезапно получив какое-то ощущение, отношение и связь с рукой, которая ею движет. Понятно, что тогда надо подняться выше действий, производимых с куклой, к той самой, ведущей ее руке, и к тому разуму и желанию, которые ею управляют.
Из этого примера понятно, что если в кукле есть искра, точка в сердце, то есть какое-то начало или конец нити, связывающей ее с Кукловодом, значит у нее есть возможность достичь с Ним связи.
И эта искра - подлинная часть божественного свыше, от того самого Управляющего, во всей этой тряпице, которой набита кукла. Если же в кукле не просыпается эта точка, то это - простая тряпка, у которой нет никакого понимания, кто она такая на самом деле. Наоборот, ей представляется, будто она существует сама по себе, и она даже думает, что никто ею не управляет, а она сама распоряжается своей жизнью.
Если мы не будем отвлекаться от этого примера, то может быть сумеем понять, какое большое тут действует скрытие и какая огромная пропасть разделяет ведомого и Ведущего. Если мы хотим развить связь с Ведущим через точку в сердце, ухватившись за конец этой тонкой нити, соединяющей нас с Ним, то насколько же высоко нам надо подняться над всей этой тряпицей и над всеми ее подневольными и заданными движениями - держась только за эту нить, протянувшуюся между искрой (точкой в сердце) и Творцом.
Подняться над всеми тряпками и их движениями называется верой выше знания. Находиться в связи с Ведущим, усиливая ее и расширяя, означает жить верой, то есть стараться выяснить Его действия, самому повторив их. Это находится выше желаний и действий самой куклы, и ей непонятно, чего же желает этот Управляющий? Ведь Он потому силой ведет куклу, поскольку желает, чтобы она поднялась надо всем, что с ней происходит, и прилепилась к Ведущему.
И тогда кукле станет понятно, что нет никакой связи между тем, как Ведущий управляет ее тряпочным телом - и Им самим. Это совершенно другой мир - быть связанным с Ведущим.
Здесь действует огромное скрытие, поскольку мы не способны из нашего мира представить или построить какую-то систему или представление, таблицу этих действий. Когда у нас есть какая-то машина, то мы можем сделать чертеж, определить, какие ее части связаны между собой, заметить, что если мы дергаем с одной стороны, что-то происходит в другом месте. И так мы в итоге изучаем, что происходит внутри этой коробки.
За счет множества воздействий и разных условий, которые я пробую к ней приложить, согласно получаемому на входе и выходе я могу узнать внутренний механизм и алгоритм, по которому действует эта машина.
В нашем же случае, это невозможно сделать, ведь мы не видим всей программы Творца и Его связи с этим миром. Мы должны подняться выше своего ощущения и разума и тогда там, оторвавшись от всего, что происходит с нами здесь, в этом мире, мы сможем обнаружить Его.
Однако этот отрыв мы тоже должны совершить с учетом своего разума и чувств и поднявшись над ними. Это значит, что мы делаем отпечаток этого мира в высшем мире. Со стороны Ведущего нет связи, а ведомый, со своей стороны, делает из этого мира отпечаток, позволяющий подняться и отключиться от него. И в отрыве от этого мира, он создает для себя возможность получить новую форму - то есть десять сфирот с высшей ступени, в которых он ощутит новый мир.
(Из урока по статье Рабаша "Скрытие и раскрытие", "Даргот Сулам", № 72, 12.03.2009)