Вопрос: С одной стороны, говорится, что Каббала - это наука, и с ее помощью мы должны решить проблему кризиса. С другой стороны, что все происходящее исходит только от Творца, доброго и несущего лишь благо. Это не представляется чем-то научным, рациональным и реальным, а звучит как религиозная догма. Как соединить вместе эти две противоположности?
Иногда у меня портится компьютер. Я приглашаю специалистов, они приходят и начинают объяснять мне, что происходит. Я не понимаю, что они мне говорят, и меня это не интересует. Я хочу видеть картинку, а в моей картинке есть всякого рода искажения. Они говорят мне, что надо поменять жесткий диск, добавить определенную программу, что в компьютер попал какой-то вирус или червь... Я этого не понимаю, я вижу только внешнюю картину, а они говорят о картине более внутренней. Хорошо, что они понимают меня и в соответствии с моими жалобами изменяют что-то внутри этой машины, и то, что меня интересует - улучшается. Но, тем не менее, это два разных уровня одного явления.
Вчера в новостях было сообщение о том, сколько людей уволены с работы в мире, сколько - в Израиле, перед чем стоит мир, какие проблемы его ожидают, что проблемы только обостряются, и никто не видит им конца. Процесс, по которому все это должно дойти до конца, тоже никому не ясен. Его невозможно высчитать, нет такой формулы. Какое количество формул существует в экономике, а этой формулы нет. Это подобно волне - цунами, которая приходит постепенно, начинает смывать и уничтожать все на своем пути. Это - внешняя сторона событий. А с внутренней стороны, если бы ты увидел это в компьютере, ты бы вызвал техника и сказал ему: "Сделай так, чтобы было хорошо".
Мы говорим о двух уровнях. Ты говоришь с точки зрения внешнего человека, который смотрит на экран компьютера и говорит: "Здесь - сокращения рабочих мест, там - другие проблемы... Мы должны что-то делать". Приходят специалисты и говорят: "Да, действительно". Что будем делать? Они говорят тебе, что надо поменять жесткий диск, программу этого диска, сделать upgrade - обновить и детали, и программное обеспечение, и тогда картина улучшится.
Ты говоришь: "Я ничего не знаю, я хочу, чтобы это исчезло с экрана". Но это невозможно. Мы должны изучить изменения, которые надо сделать внутри системы, и тогда исправится внешняя форма.
Надо объяснить людям, что внешняя форма улучшится. Это они хотят знать, а то, что происходит глубже - их не интересует. Они не хотят знать, что искажение была сделано специально, чтобы заставить их понять строение системы и механизма. Потому что, если ты будешь знать систему и механизм, ты станешь значительнее и умнее, ты поймешь проблему в целом, и все это необходимо для того, чтобы подготовить тебя для очень ответственной работы, для уважаемой должности с высокой зарплатой и так далее.
Все это ты не хочешь знать. Ты хочешь остаться в том же состоянии, только чтобы оно было хорошее. Тебя не интересуют более внутренние состояния, и для чего они предназначены. Ты говоришь только: "Верни мне мой бублик, который у меня был, а теперь его нет!" Но, тем не менее, ты должен понять, что не сможешь ничего получить назад, если не научишься, как это сделать. Ты согласен учиться или нет? Ты обязан согласиться.
Допустим, человек был портным, а сейчас у него нет работы. Текстильная фабрика закрылась, человечеству не нужна сегодня одежда. Весь мир должен измениться и научиться работать с компьютером в сфере высоких технологий. Затем происходит падение в сфере высоких технологий, и теперь надо учить что-то более внутреннее, более сложное, а иначе ты не найдешь работу, тебе будет нечего есть. Это понятно?
Мир изменяется. Если раньше земледелец беспокоился только о том, чтобы был дождь, и было солнце, и знал, в какое время примерно надо сеять и убирать урожай, то сегодня это уже не так. Сегодня количество воды рассчитано по каплям, а также необходимые минеральные удобрения и еще тысячи факторов. Сельское хозяйство усовершенствовалось, и сегодня земледелец должен быть очень модернизирован. Это не просто, он должен знать тысячу вещей, иначе он получит один помидор с одного метра земли, а сегодня на это не проживешь, он должен получить сто помидоров с одного метра.
То же самое происходит сегодня в нашей жизни. Нет никакого отличия, это только более высокие сущности. Просто раньше мы жили, зарабатывали и получали урожай в определенных условиях в обществе, а сейчас мы должны модернизироваться, усовершенствоваться, принять во внимание более сложные природные условия, чтобы получить заработок.
Тебе обещают лучший заработок, но на старой, более низкой зарплате, которую ты получал раньше, не дадут остаться. То есть происходит модернизация, к которой тебя вынуждает природа. Не Творец, не цель творения - природа вынуждает нас это сделать. То, что мы сделали с растениями, природа заставляет нас сделать с самими собой.
Для того чтобы вырастить растения, я не принимал во внимание все параметры, существующие в природе, но чтобы вырастить человека, существует условие - быть связанными вместе справедливым образом. Мы должны изучить, как это сделать, и тогда мы изменимся и станем лучше, и мир тоже изменится. Условия просты, природа раскрывает отсутствие правильной связи между людьми, все влияют друг на друга, но влияют плохо. Это надо исправить. Здесь нет ничего сложного.
Есть болезнь, она обнаружена, но способ лечения еще не совсем понятен - ищем. Пока не найдем, будем чувствовать себя больными, т.е. в кризисе. Но постепенно это раскрывается. Мы знаем, что если в человечестве обнаружилась какая-то проблема, какая-то болезнь, то несколько десятков, а иногда сотен лет оно ищет лекарство. В средние века в Европе были большие эпидемии, которые уносили половину человечества, но, в конце концов, от них нашли лекарство. Сами страдания подталкивают человечество к тому, чтобы искать и найти. Человек становится более тонким, более восприимчивым, ищущим и понимающим. Его желание открывает ему двери в природу, и он находит. Для всего есть ответ, так мы учим. Мы еще не нашли решение проблемы рака, болезни Альцгеймера и других болезней, мы еще не нашли лекарство, но мы надеемся найти, пусть еще через 100 лет.
Так же и здесь, в результате страданий мы найдем лекарство для кризиса. Это труднее, так как проблема связана с внутренним миром человека, с его желанием, с его психологией. Это немного труднее, ведь мы не знаем, как обращаться с нашей психологией. И действительно, мы видим, что все неприятности, которые переживает человечество в последнее время, происходят на психологическом уровне. Разводы, наркотики, депрессии, отношения детей и родителей, кризис воспитания, кризис науки, кризис в отношении человека к миру, пренебрежение природой - все это происходит на уровне психологии.
А против психологических проблем мы несколько слабы, потому что проблему всегда можно решить, когда находишься над ней, исследуешь ее сверху, когда ты понимаешь и постигаешь проблему, когда твой разум охватывает ее со всех сторон, ты как бы "проглатываешь" ее внутрь своего сознания и изучаешь ее, исследуешь, проводишь анализ и синтез. А психологическая проблема находится на одном уровне с нами, на человеческом уровне, поэтому мы затрудняемся ее решить. Но если человек захочет ее решить, он должен будет подняться на более высокий уровень, инстинктивно, и в какой-то мере осознанно найти, как это сделать - он захочет приподняться над собой. Иначе окажется, как сказано в "Свитке Эстер": "...поколение то осуждено на гибель"? Мы, конечно, не согласимся с этим. Так что придется решить эту проблему, хоть и не сразу.
Сколько времени продолжались тяжелые времена в средневековой Европе? Многие десятилетия. Действительно, десятки лет положение было очень неприятным. Все было в упадке, все было ужасно. Но с другой стороны, мы учим из истории и философии, что в этот период средневековья зарождались корни для развития нового человечества, для последующего расцвета. Это естественный пример того, как это может произойти.
Но есть другой путь. Четыре с половиной тысячи лет назад уже была ситуация, подобная той, что сейчас, и были исследователи, которые постигли это странное явление. Они поняли, что происходит в закрытом обществе, в котором раскрывается взаимная зависимость друг от друга, и люди начинают понимать, что их природа не позволяет им правильно относиться друг к другу, как этого требует ситуация.
Они раскрыли методику работы над природой человека, которая должна помочь людям правильно взаимодействовать друг с другом, чтобы выжить, и не только выжить, но и достичь расцвета, развития, и благополучия, на основе этого состояния. Они раскрыли, как можно повлиять на человека, и сказали, что для этого мы должны постичь строение системы. Это логично - мы должны изучить систему, в которой мы существуем. Что нас связывает, какая между нами зависимость, в каком состоянии мы соединяемся сейчас, какова наша настоящая природа, что в наших силах изменить, а что нет - свобода выбора, и каким образом мы можем изменить то, что дано изменить.
Нам дано изменить себя так, что мы не меняем программу, не меняем материю, не меняем принципы работы этой системы, мы изменяем только свое отношение, совершенствуя его таким образом, чтобы оно соответствовало интегральной, гармоничной системе. Только в этом у нас есть свободный выбор. Какое чудо, что в природе все устроено так, что даже если мы хотим вмешаться во все остальное, мы не можем ничего изменить. Мы получили систему, в которой все предопределено, кроме этого. Связь между этими частями, это эгоистическая связь, ее можно трансформировать, и именно это мы собираемся сделать.
Существует наука, которая объясняет тебе, как выполнить это действие, используй ее и выполняй. В ней не говорится ни о чем, кроме связи между людьми, которая сформулирована в виде закона "Возлюби ближнего, как самого себя", и выражается в человеческой, психологической форме, в соответствии с раскрывающейся сейчас психологической проблемой.
Эта наука говорит о том, в чем состоит свобода выбора - только в объединении людей друг с другом и ни в чем другом. И действительно, сегодня это обнаруживается естественно, указывая нам, где находится эта трещина, которую мы должны исправить - нарушение связи между нами. И еще она говорит о том, как работает эта система, каким образом шаг за шагом мы достигаем этой связи.
Эти этапы называются: "зародыш", "грудной младенец" и "взрослый человек", это уже техника, но в конечном итоге говорится о том, как вся эта огромная, общая, изумительная система, должна выглядеть во всем своем великолепии после того, как каждый из нас и все мы вместе осуществим эту правильную связь.
(Из урока по статье Бааль Сулама "Одна заповедь", 05.03.2009)