Процесс воспитания призван дать человеку средства, с помощью которых он может себя сформировать. Если его формирует кто-то другой, то это не воспитание, а насилие. Человеку не приказывают: делай так, делай иначе. Он не может всегда действовать по указке - так дрессируют животное. В отличие от дрессировки, воспитание касается человека. Для него неприемлемо насилие, а только свободный выбор в объяснениях и условиях, которые создают ему учителя и окружение, чтобы привести к самостоятельному принятию окончательного решения.
В правильном воспитании такой подход начинается с самого раннего возраста, когда ребенок еще не понимает, что происходит, почему и для чего его помещают в такие состояния. Но если он их проходит, то обязательно на них учится. А позже с помощью окружения, т.е. учителя, книг и группы, сам себя воспитывает, создавая всевозможные условия для реализации свободного выбора. Ведь он уже знает, как себя воспитывать. Благодаря чему? Благодаря высшей ступени.
Устремляясь к высшей ступени, пытаясь определить ее очертания, чтобы подняться к ней, человек создает для себя состояния, за счет которых воспитывается - вместо того, чтобы его воспитывало окружение. Это называется, что "душа человека учит его". А без такого воспитания, когда он создает себе окружение и в нем продвигается, у него нет возможности развиваться. Человек всегда должен познать важность следующей ступени относительно его нынешнего состояния. Тогда у него будет сила, ведущая его в этом направлении.
Вначале он видит, как общество ограничивает его, создавая неприятные условия. Он должен эти условия предпочесть, чтобы от нынешнего состояния перейти в более продвинутое. А затем он не только сам захочет провести свое желание насладиться через такие состояния, но даже будет их создавать, чтобы над ними подниматься в постоянно растущем намерении отдачи.
Если человек отождествляет себя с более высокой ступенью, которую еще не приобрел, но ради ее приобретения готов наблюдать с ее высоты на свое нынешнее состояние, то тем самым он себя воспитывает. Безусловно, это трудно, ведь, работая против желания, он обрекает себя на страдания. Откуда же он берет силы? - Из осознания важности цели. Ведь чтобы установить для себя ограничения, необходимы силы. Их человек находит или в гордости оттого, что справляется с собой, как это бывает у спортсменов, или в том, что соединяется с более высокой ступенью, отдавая ей предпочтение.
Возьми судьбу в свои руки
Вопрос: Если решение всех проблем состоит в исправлении отношений между людьми, то чем подход науки Каббала отличается от других методик, призывающих к хорошим поступкам?
Наука Каббала объясняет, что мы существуем в сети, которая нас связывает. В соответствии с этой сетью мы должны относиться друг к другу так, будто находимся в одной лодке, в одной семье. Как пишет Бааль Сулам, весь мир - одна семья, а потому мы обязаны выстроить между собой обычные, земные, эгоистические отношения сотрудничества. Ни о каких других целях пока речи нет, ведь каждое раскрываемое явление, как пишут каббалисты, должно быть востребовано. То есть прежде в его раскрытии не было необходимости, но сейчас есть, а потому его раскрывают.
Поскольку сейчас между нами проявилась тотальная связь, то это обязывает нас к дружественности и согласию в действиях, мыслях, желаниях - во всем, что есть у человека. Ведь мы не знаем, что значит существовать в глобальной системе. Каким образом могут гармонично взаимодействовать 7 миллиардов людей, я не знаю, но положение к этому обязывает. Необходимо эту ситуацию объяснить и изучить, как ее реализовать. Здесь есть свобода выбора, личное участие, понятие группы в размере всего человечества, этапы, которые можно объяснить. И все это касается людей, которые знают лишь одно: в каждом следующем состоянии мне должно быть лучше, чем в прошлом.
Поэтому дальнейшее раскрытие будет происходить постепенно, причем только на один шаг вперед. Так в школе ученики не знают, что будет на следующем уроке. Сейчас учитель объясняет конкретную тему, и я должен ее выучить, понять, подготовить вопросы и ответы согласно странице в учебнике. Что будет на следующей странице, я не знаю. Я вообще не хочу смотреть вперед, ведь это что-то трудное, непонятное, я не хочу это знать. Так проходит этап за этапом. Никто не знает, как раскроется следующий этап, поскольку это зависит от формы, в которой мы примем и реализуем нынешнюю ступень. Именно это определит, каким образом проявится следующий этап.
Допустим, сегодня я хорошо себя веду дома, в школе, на игровой площадке. Тем самым я готовлю себя к тому, что следующее состояние проявится мне в хорошем виде. Чем лучше я себя готовлю, тем благоприятнее ко мне отношение учителей и родителей. А если я готовлю себя плохо, то меня все равно обяжут подняться на следующую ступень, но уже не добром.
Это не значит, что окружающие ведут себя относительно меня плохо. Они требуют от меня того же самого следующего состояния, но я соответственно своей плохой подготовке чувствую его вдвойне плохим. А если готовлю себя хорошо, то и мои ощущения приятные.
Так жизнь ребенка, который не хочет учиться, полна страданий, пока он не поменяет свое отношение, т.е. подготовку, понимая, что учеба принесет ему пользу. Я помню, что в школе ненавидел многие предметы, но как-то обязывал себя, говоря, что стоит их учить, ведь одно связано с другим и когда-то в какой-то форме мне пригодится. Так я смог уменьшить ненависть к истории и другим предметам, к которым не испытывал никакого влечения. Все определяет подготовка: необходимо осознать, что выхода нет, а потому стоит взять судьбу в свои руки и постепенно продвигаться.
Вопрос: Люди, управляющие обществом, могут понять больше, чем массы?
Нет. Если у человека нет двух точек - желания наслаждаться и точки в сердце, которая является зачатком души (т.н. "Божественная часть свыше", только с обратной стороны), - то не с кем говорить. У кого есть эти две точки, те, по крайней мере, страдают. Они слышат, о чем мы говорим, и даже если не понимают, то не убегают, поскольку чувствуют, что это их касается, что говорится о них. Даже если они не хотят углубляться, не находят связи, не могут точно определить свое место, все же подсознательно чувствуют, что это относится к ним. Поэтому они остаются.
А другие уходят - у них нет второй точки. Будто человек пошел на выставку компьютеров, а попал на показ модной одежды - нечто абсолютно противоположное. Такое выражение лиц я иногда замечаю.
Лидеры, управляющие обществом, способны лишь осознать зло. Правда, это не духовное осознание зла, когда нынешнее состояние оценивается относительно духовности, а сравнение одного материального состояния с другим. Поэтому с ними можно говорить только об объединении. Впрочем, сегодня они сами об этом говорят, причем лучше, чем мы - их не надо убеждать. Их слова исключительно красноречивы, поскольку идут от сердца: им плохо, горько, они не понимают причины. Для их уровня это большое открытие.
(Из урока по трудам Рабаша, Ступени лестницы (Даргот Сулам), статья 926. 01.04.2009)