Новое воспитание для взрослого человека
Вопрос: Управляющий Государственным банком Израиля, Стенли Фишер сказал, что для того чтобы сейчас привести мир к настоящему изменению необходимо сменить приоритет ценностей в отношениях среди экономистов и промышленников, а также ввести иное воспитание. А американский президент Обама в одной из популярных передач заявил, что, в сущности, люди не нарушали никакие соглашения, а нашли внутри них лазейки, чтобы провести один другого. То есть, причиной всему является то самое эго, и люди постепенно начинают видеть, в чем причина происходящего, и говорить об этом.
Следовательно, люди обнаруживают, что любовь к себе приносит им страдания. Но если у нас появится какая-то связь с такими понятиями как "отдача" и "любовь к ближнему", то мы сможем получать наслаждения. Хотя пока еще люди говорят не об этом, а подразумевают какие-то личные отношения, какое-то негласное соглашение между ними ограничиться самым необходимым. И тогда, очевидно, закончится кризис, и мы сможем жить гораздо лучше.
Уже заметно проявление этого отношения. А это знак того, что массам, не имеющим стремления прийти к источнику жизни, к силе Природы, к подобию с Ней, к духовному желанию, в такой форме раскрывается общая цель Природы.
Если у человека есть точка в сердце - желание к духовному, и эта часть пробуждается, то он чувствует потребность ухватиться за общую цель, желает знать, в чем смысл жизни. Эта потребность нисходит свыше и относится к духовному миру, являясь уже потребностью в духовном. И к этому его влечет, несмотря ни на какие кризисы в мире, поскольку ему необходимо наполнить свою духовную потребность. Это значит, что все определяет точка в сердце, а не ощущение, что его побуждает к развитию глобальный кризис. Он лишь сопровождает тех, кто имеет желание к духовному.
Поскольку точка в сердце является корнем Источника истинного наполнения, то людей, не имеющих желания к нему, тех, кого не влечет к чему-то, существующему за пределами этого мира, подталкивают сзади. И хотя они движутся в том же направлении, но пока их еще побуждают к действию толчками сзади, подобно тому, как обычно и развивалось человечество. То есть система, приводящая нас в действие, осталась неизменной: сейчас мне плохо, так, может быть, в будущем станет лучше? И потому я устремляюсь в будущее.
В этом и заключается вся суть: мы жалуемся на свои жизненные неприятности и считаем, что если поступим так, а не иначе, то, возможно, нам станет лучше. Продвижение человека всегда происходило таким путем, что он ненавидел свое настоящее состояние и переходил на следующую, более высокую ступень. Но если он не примет наставления от владеющих методикой познания силы Природы, как средство духовного продвижения, как инструмент духовного подъема, то будет продвигаться только лишь путем страданий. И даже если люди начнут соединяться, то соединение между ними не приведет их ни к чему хорошему. Человечеству будет необходимо получить новое воспитание из Источника высшего наполнения, из методики исправления.
Самая выгодная выгода
Вопрос: Есть существенное различие между тем, как мы объясняем понятие "любовь к ближнему", и как его воспринимают люди в обычной жизни. Если есть такая разница в понимании, что мы можем объяснить людям?
Нужно объяснить, что человеку будет выгодней отказаться от чего-то, чтобы приобрести гораздо лучшие вещи. Точно так же, как он отказывается от отдыха, идя на работу, чтобы получить за это деньги и иметь удовольствия. И тогда отдых для него менее важен в сравнении с наслаждениями, которые он приобретет благодаря своему усилию. То есть, он делает совершенно разные вещи: сокращает свой отдых и прикладывает усилие. А вместо этого он получает наслаждения, которые должны послужить ему оплатой за недополученный отдых и проявленное усердие.
И тогда он уже делает расчет, что это ему будет выгодно в том случае, если удовольствия будут значительно больше, чем как будто бы потерянные им часы отдыха и приложенные усилия. В таком случае он видит эти наслаждения как выигрыш. Возникает вопрос: "Зачем он это делает?" Потому что он уверен, что у него нет иного способа получить удовольствие, как только отказаться от отдыха и сделать усилие над собой.
То же самое происходит в нашем случае. Каждый человек в мире должен знать, что он должен отказаться от любви к самому себе и приложить усилия в любви к ближнему. Тогда он и получит наслаждение. И это удовольствие окупает себя, оно имеет смысл и того стоит, потому что оно намного больше того удовольствия, которое человек ощущает, пребывая сейчас в любви к самому себе. Поэтому отказ от любви к себе и приобретение любви к ближнему ему более выгодно.
Что считается "выгодным" для каждого человека? До каких пор человеку нужно страдать, чтобы посредством страданий увидеть, где начинается грань лучшего состояния? Выходит, что сами страдания направляют человека к правильному состоянию.
Политика должна стать духовной
Экономисты, владельцы банков, а также главы правительств - политики. Они знают историю, знакомы с экономикой, философией и имеют большие познания о том, что происходит в мире, каким путем оказывать воздействие на его развитие. Просто так человеку не выскочить на такой уровень. Мы говорим не о политиках-диктаторах, а о людях, достигших высокого руководящего положения в силу того, что приобрели огромные знания из всемирного опыта человечества.
Из бесед с ними я вижу, что они понимают, как устроена система, в каком направлении она развивается, - все, что открывается глазам человека. Однако их взгляд на происходящее - совсем не то, что видит глаз обывателя. Из своего видения они приходят к пониманию, что нам здесь плохо, и может быть хорошо только в том случае, если мы наладим отношения между собой.
Все это хорошо! Но если они не будут знать, к чему в конечном результате мир должен прийти, то начнут делать ошибки. И тогда они приведут свои государства либо к нацистском режимам, либо к таким общественным образованиям, как кибуцы, либо к силовым диктатурам, потому что не смогут правильно продвигаться.
Различие между правильным и неправильным продвижением состоит в том, какое воспитание получил человек. Об этом Бааль Сулам пишет в газете "Народ" и во многих статьях. Он говорит, что нам нельзя продвигаться дальше, пока мы не дадим народу должное воспитание. Мы обязаны сесть за парты, и нет ничего важнее этого. Шаг за шагом мы открываем для себя более высокую ступень. И мы уже начинаем чувствовать в какой мере способны продвигаться.
Поэтому проблема с правящей верхушкой и со всем человечеством в целом состоит в том, что им не стоит продвигаться самостоятельно. Сегодня мы радуемся, когда узнаем, что они приходят к пониманию, что нужно соединяться вместе, но это может превратиться в нечто противоположное. И может быть лишь во вред, а не к добру. Если они придут к соединению согласно своему пониманию, то их ждет еще большее разочарование и более сильный взрыв, чем тот, который произошел в нищей и расколотой сейчас России, не знающей, как выйти из этого состояния.
Бааль Сулам писал о событиях в России еще пятьдесят лет назад, что сила Природы им этого не простит, поскольку они извращают общий закон Природы. Из-за того, что ты идешь против этого закона и желаешь использовать его наоборот, ты получаешь обратную реакцию. Попробуй так же сильно воспрепятствовать силе притяжения или любой другой силе! Именно такую реакцию ты получишь в ответ.
Поэтому, когда в последнее время я слышу, что лидеры ведущих стран призывают к объединению, меня это настораживает. Я опасаюсь, что это не пойдет им во благо, и их побуждение к соединению посередине пути превратится в вавилонскую башню. Эту башню вавилоняне хотели строить вместе, но между ними произошел раскол, затянувшийся на много лет.
Что бы я сказал на встрече G20
Вопрос: Скоро произойдет встреча мировых лидеров G20. Если бы Вы присутствовали на ней и услышали их рассуждения об объединении между собой, что бы Вы могли добавить в той мере, в которой им было бы понятно, как это сделать правильно?
Я бы рассказал им о необходимости глобального, интегрального воспитания и взаимной связи между людьми, а также какими шагами и в какое будущее нам нужно продвигаться. Я объяснил бы им, что такое связь между людьми, в чем состоит природа человека, и как он воспринимает мир.
Эти знания необходимо донести до широкой публики, до всего мира. Как пишет в одной из своих статей Бааль Сулам, подобно тому, как человек не способен преуспеть в этом мире без знания его законов, так и душа человека не сумеет существовать в мире грядущем без самых необходимых знаний о нем.
Эти необходимые знания включают в себя понятия:
● что такое "получать" и "отдавать",
● что собой представляет антиэгоистическая сила - экран,
● как нам пересилить себя, чтобы наладить с кем-то отношения,
● что является источником всех этих знаний,
● общая душа человечества - Адама Ришон,
● почему мы разделились,
● в какой форме мы существуем сейчас,
● почему мы так воспринимаем действительность,
● что нас ожидает за пределами этого мира.
Каждый человек понимает это в соответствии с уровнем своего развития. Один посещает школу и почти не учится, другой буквально глотает весь материал, а третий добивается поступления в университет и продолжает учебу. Между нами существуют различия, но у каждого имеются какие-то свои знания, как выжить в этой жизни.
Со всем, что касается нашего животного тела, у нас нет проблем: мы знаем, как родить потомство, как обеспечить себе пропитание и сколько часов отдыхать, - все, что делает животное. Но за пределами этого, нам уже необходимо организовать свою жизнь с нуля. И этому нужно учиться.
А если они согласятся с тем, что каждого человека требуется воспитать в соответствии с потребностями нового мира, в котором мы оказались, с такой системой связей между нами, которой не было прежде, то можно считать это продвижением. Ведь по крайней мере, они проникнутся верной идеей.
Бааль Сулам говоря о необходимости сесть за учебные парты, обращался к тем, кто оказывал поддержку организациям социалистического направления в Израиле. Если мы хотим создать в стране правильный строй, говорил он, давайте сначала будем учиться тому, как к нему можно прийти, каким он должен быть. Он хотел подвести их к уровню, на котором изучают общий закон Природы, поскольку у этих людей была некая склонность к социализму, к образованию коммун, к чему-то хорошему. Он был готов их обучать, чтобы не допустить в Израиле той ошибки, которую совершили в России.
Как запустить "регулятор отношений"?
Вопрос: Уже сейчас проявляются какие-то непонятные тенденции. Как будто бы все страны говорят о соединении и вместе с тем повышают пошлину. Говорят, что сейчас экспорт Японии в США сократился на пятьдесят процентов. Как можно объяснить людям, будто бы желающим осуществить соединение, что нужно сделать, чтобы не обособиться от окружающего мира?
У людей нет ясного представления о том, что происходит. Для того, чтобы совершить какие-то действия человек всегда имеет две возможности. Во-первых, нужно определиться с тем, чем мы располагаем. Мне необходимо принять в расчет экспорт и импорт товаров, мне должно быть известно, что есть в моем кармане, каковы ресурсы страны, каков потенциал производственных мощностей, каков процент безработных в стране, кто находится у меня в оппозиции и в коалиции. Вот тогда вырисовывается общая картина, и проясняется, что необходимо предпринять, и согласно этим данным нужно действовать.
Наше прежнее мышление выдает нам, казалось бы, самый эффективный и надежный ход: обособиться и заниматься внутренними вопросами, - и тогда мы не будем зависимы от остальных, как можно меньше денег расходовать за пределами страны, и как можно больше поглощать и получать извне.
Такое же поведение свойственно человеку во время кризиса. Он желает все больше и больше запасать, копить, накапливать и как можно меньше тратить и использовать. Такая же линия поведения характерна и для государства. Нет здесь ничего, кроме инстинктивной реакции самосохранения, только в масштабе страны.
Но все же возможно и другое отношение, когда мы должны воздержаться от инстинктивной, эгоистической реакции, и подумать вместе над тем, что нам делать. Если на самом деле только наше соединение вместе может всех нас спасти, и у нac нет иного выхода - мы уже связаны между собой, так давайте сделаем нашу связь правильной и хорошей, не будем идти против нее. Давайте сделаем это вместе общими силами!
Значит, должно быть принято новое торговое соглашение между всеми странами в мире. Оно и будет являться "регулятором отношений". И в нынешнем положении оно постепенно поможет обеспечить всех самым необходимым, а все остальное передать для пополнения общемировых ресурсов. И не важно кто ими воспользуется: Америка или Болгария, Япония или Исландия, - все они находятся в одинаковом положении.
Каждое государство получит свою норму потребления. Это можно сделать наподобие Киотского протокола, определяющего квоты выброса углекислого газа в атмосферу. Нам необходимо прийти к соглашению о том, что каждое государство получит количество ресурсов, нужное ему для потребления, а все запасы свыше нормы будут переданы в мировые хранилища. Если мировое сообщество согласится на такое соглашение, придет к пониманию его необходимости, - то это, разумеется, будет великая вещь. И понимание этого человечеству уже по силам.
Пока низы согласны жить по-старому
Вопрос: В нашей стране служащих управленческого аппарата не интересует, что люди страдают от кризиса, и уже имеются десятки тысяч безработных. Они повышают себе зарплаты, в коалиции раздают миллиарды, никто из них не говорит о соединении... Так в чем проявляется то, о чем мы им говорим? Здесь, в Израиле, не чувствуется никакой реакции.
Прежде всего, это не чувствуется не только у нас в стране. Всем известна история с компанией AIG в Америке. Она полностью разорилась и получила помощь от государства. Но часть этой помощи в размере около 150 миллионов долларов там раздали руководителям в виде премий. Удачная сделка, верно? Ведь они получили деньги, т.е. прибыль, а значит, от доходов им полагается премия. Не важно, что на самом деле это - не прибыль. У них это называется "заработать деньги", и они не видят различия между воровством и подарком. То есть, это характерно не только для Израиля, а для всех стран.
До каких пор это будет продолжаться? До тех пор, пока пролетариат (вы чувствуете, к чему мы возвращаемся?) сможет бессловесно терпеть. Нам лишь кажется, что эти события от нас далеки, мол, прошло уже двести лет со времен Карла Маркса. Это не верно. Пролетариат - это те же, кто остались без средств к существованию, а служащих государственного аппарата по-прежнему называют "буржуазией". Но разве так важно, как их называть? Это - два класса, имеющихся в обществе.
До тех пор пока эти служащие не начнут бояться, что завтра их могут убить, ничего не изменится. Потому что к государственному аппарату относятся служащие правительственных учреждений, судебной системы, адвокаты, короче говоря, все те, кто держит бразды правления. Пока не наступит момент, когда уже не будет выбора у тех, кому нечего есть, тогда они придут и будут готовы все разрушить.
Маркс не питал иллюзий. Он знал, что все зависит от потребностей животного тела, от природы человека, от того, сыт ли его желудок. Если мне нечем кормить детей, и я сам голоден, то я ни с кем не стану считаться. Возможно, в жизни нам еще не приходилось ощутить, что такое голод на самом деле. Когда человек испытывает настоящий голод, он готов съесть всех вокруг. И ничего не может его остановить. Так вот, если люди доходят до такого бедственного положения, все этого боятся.
Это и называется восстанием пролетариата, этой голодной и кричащей толпы людей, и не просто так кричащих. Они хотят убить тех, кто довел их до такого состояния и пока еще имеет возможность поесть. Хотят убить их и построить другой государственный строй. Это настолько естественные вещи, что не важно, где ты находишься. Такие обстоятельства могли сложиться тысячу или две тысячи лет назад, а могут произойти еще через тысячу лет. Это заложено природой, и может случиться здесь как на животном уровне, так и на уровне "человек". И к этому наше общество тоже может прийти.
Революция эгоистов не даст добрых плодов
Сегодня на предприятиях, находящихся под угрозой закрытия, пока ограничиваются тем, что жгут покрышки. Потому что им как будто бы уже нечего есть, и как будто бы у них еще имеется электричество, вода и все остальное. Но завтра, если у них этого не будет на самом деле, начнется анархия, и они сожгут и разгромят всё, все правительственные учреждения. Этому невозможно будет противостоять, поскольку людям уже нечего терять. И правительство опасается такого развития событий. Пока люди как будто этого не ощущают, т.к. им, как Фараону, дают каждый раз отягощение сердца (трудности, разочарования), но - это очень опасная игра.
Поэтому необходимо именно в этой ситуации дать правильное объяснение того, что происходит. Потому что просто произвести революцию - в этой ситуации не поможет. Революция необходима, но она должна быть качественной, иначе вместо этого правительства придет такое же в другом составе, и через год-два мы вернемся к тому же самому положению, а, возможно, даже через один - два месяца.
Очень хорошим примером могут послужить события, произошедшие на Кубе. Там лидер кубинской революции Фидель Кастро со своим соратником Че Гевара сбросили существующее правительство, но к чему они пришли? Они привели народ к положению, когда всем теперь нечего есть. Если раньше голодала только определенная часть населения и нельзя сказать, что им вообще нечем было питаться, хотя и приходилось во многом себя ограничивать, то сейчас все население в одинаково бедственном положении.
А к чему пришли после революции в России в сравнении с тем, что было там раньше, скажем, сто лет назад? Прошло сто лет - целый век! И в каком положении они сейчас находятся? Еще худшем, чем сто лет назад. Вот к чему приводят революции, которые совершают по зову желания получать! А все потому, что у них не было связи с истинной целью, с общим направлением Природы, и действовали они только лишь согласно желанию получать, - как сами угнетенные, так и те, кто ими управлял.
Так что, совершая поступки, подчиняясь желанию получать, вместо того, чтобы придерживаться направления отдачи, мы приходим к такому результату. И, как говорит Бааль Сулам, человечество имеет шанс скатиться к разным формам нацистского режима, третьей мировой войне и пр. Поэтому единственное спасение - в распространении наших материалов. Если мы не добавим в этот процесс элемент своего участия, то могут быть очень плохие последствия.
Кому мне отдать последнюю подушку?
Вопрос: В том эгоистическом мире, в котором мы жили до сегодняшнего дня, было понятно, кто получит подушку, - тот, кто больше заплатит. Предположим, я получил то воспитание, о котором мы говорим, и живу в глобальном мире. Каким критерием в своем поведении я должен руководствоваться теперь в любви к ближнему?
Критерием, что для нас все люди равны.
Вопрос: Так кому мне отдать последнюю подушку?
Все люди равны и все получат подушки. У тебя нет иного выхода. Но это произойдет постепенно. Как пишет Бааль Сулам, вначале нужно ввести такую систему в маленькой стране или в небольшом регионе, а затем распространять такую форму все дальше и дальше в той мере, в которой люди смогут к ней присоединяться. Эта система не устанавливается в обязательном порядке и не предполагает всеобщего распределения, когда все сидят и ждут: когда же им выдадут то, что им полагается. Вовсе не такая форма распределения имеется в виду.
Речь идет о соглашении между сильными странами, обладающими запасами природных ресурсов, сетью банков и развитой общей системой. К такому соглашению они должны прийти самостоятельно. Страны, которым это под силу - Северная Америка и вся Европа, включая ее восточную часть, кроме России. Вся система, входящих туда стран, сможет быть примером для всего человечества.
В сущности, они уже почти пришли к этому и имеют хорошую систему социального страхования, а также различные виды поддержки жизнеспособности населения подобно организации Армия спасения (международная благотворительная организация) и т.п. То есть у них уже развиты такого вида системы. Однако что здесь принципиально важно? Все они получают эти блага, а остальные - нет, и существование организаций подобных AIG станет невозможным. Все люди получат одни и те же блага. А это уже проблема.
Для этого и необходимо воспитание, дающее людям возможность увидеть, что все мы находимся в одной системе и только таким образом сможем прийти к счастливой жизни и здоровой системе в целом. Эту систему невозможно создать таким путем, которым шли коммунисты, используя КГБ. Они определили для каждого человека прожиточный минимум в сто рублей, - и с этого, живи. И все люди тут же начали воровать, где только было возможно. Здесь, прежде всего, необходимо осознание состояния, и лишь после этого можно строить такую систему.
Чего добился Обама тем, что пристыдил компанию AIG? Мол, как вам не стыдно было распределять часть государственной помощи (150 миллионов долларов) членам правления! Ну, и что из этого вышло? Так они сделают это, найдя какой-то обходной путь, и получат свое. Вот почему система воспитания должна быть глобальной, всеобщей, с промывкой мозгов всеми доступными средствами, иначе мы ничего не добьемся.
Ради спасения положения, в котором они оказались, американцы могут начать распределять пострадавшим от кризиса средства социального страхования, и тогда, разумеется, никто не умрет с голоду. Они уже начинают возвращать квартиры, изъятые банками, людям, которые проживают в палатках. Был принят закон, запрещающий выселять из квартир неимущих граждан, поскольку это явление приняло массовые масштабы.
Допустим, они уладят этот вопрос, но какая польза от этого? Ведь тем самым они не способствуют той взаимной связи между всеми людьми, которой требует система, а только лишь гасят пламя, чтобы не распространилось еще дальше. Так что, такие меры не могут послужить выходом из кризиса. Выходом из кризиса является налаживание отношений между людьми, потому что кризис - это выявление разрыва связи между нами.
(Из урока по статье Бааль Сулама "Любовь к Творцу и творениям", 26.03.2009)