Вопрос: Почему вопрос: "Каков смысл моей жизни?" возникает у людей и не возникает у животных?
"Каков смысл моей жизни?" - так вопрошает любое не восполненное желание. Бааль Сулам говорит, что блоха, которая где-то копошится, чтобы добыть хлеб свой насущный, тоже молится Творцу. У нее также есть это ощущение недостатка, желание, а оно всегда направлено прямым образом к Источнику наслаждения. Но мы не говорим о желаниях уровней шореш (корень), первый, второй, третий, а начинаем говорить лишь о желаниях четвертой стадии (далет) и даже стадии далет бэ-далет (четвертая стадия на уровне далет) в нашем развитии.
Поэтому те, в ком этот вопрос более созрел, т.е. люди с большим, более выясненным желанием, находятся на вершине пирамиды. Те, в ком этот вопрос возникает на основе меньших желаний, находятся в середине или даже в основании пирамиды. Вопрос: "Каков смысл моей жизни?" задают всегда - самое малое желание можно определить таким образом. Но в Каббале, задавая вопрос: "Каков смысл моей жизни?", направляют его на Того, кого наслаждают - это уже выясненное желание.
Скажем, вследствие кризиса мы придем к состоянию, когда поймем, что необходимо отдавать друг другу. Только если я даю тебе кусочек, а ты даешь мне кусочек - только в такой форме мы получаем наши кусочки, а иначе - нет! Мы действительно почувствуем это: не может быть, что ты заработаешь и получишь оплату, но кто-то должен это доставить тебе домой. Кто? - Ты не знаешь. Откуда? - Не знаешь. Когда получишь - не знаешь. Ты зависишь от того, как остальные выполнят свое поручительство, но это может произойти только, если ты отдаешь без всякого ограничения.
То есть все, что появляется в твоем доме, никогда не приносишь домой ты сам, а приезжает какой-то грузовик и привозит тебе домой то, что нужно. А если он не приезжает, то у тебя ничего нет - и так у всех. Откуда он приезжает и что привозит? Оттуда, где каждый производит и оставляет все результаты своей деятельности в распоряжении общества.
Скажем, ты производишь на работе изделия, которые тебе совершенно не нужны, например, винты. Ты принесешь их домой, будешь есть их? Что ты будешь с ними делать? За то, что ты изготовлял в течение дня винты, тебе привозят домой то, что необходимо в соответствии со списком необходимого, подобно тому, как в каждой стране существует так называемая потребительская корзина.
Ты ощутишь себя зависящим от других, и это будет желаемая форма, потому что каждый раз у тебя будут возникать новые решимот, и ты сможешь выяснять их в обществе, которое таким образом организует себя и помогает тебе. Ты сам захочешь таким образом зависеть от других, чтобы тебе было легче работать со своим эгоизмом: это будет удерживать тебя и подталкивать вперед. Ты вдруг почувствуешь такую ответственность за семью, о которой никогда и не думал - будешь беспокоиться, просто до умопомрачения.
Вопрос: А если грузовик, привозящий мне продукты, приедет только вечером, а я вернусь домой в полдень и мне нечего будет есть? А если он вообще не приедет? Разве это справедливая и желаемая форма распределения? Мне бы хотелось держать запас продуктов дома, иначе это опасно. Я не хочу ставить свою жизнь в зависимость от того, приедет ли или не приедет грузовик.
Ты захочешь в своей жизни находиться в зависимости от желания и способности общества обеспечить тебе это, потому что это подтолкнет тебя соединиться с ними, думать о них хорошо верой "выше разума", желать, чтобы и у них были такие же мысли. И тогда вы вместе будете направлены к Творцу. Ты захочешь быть в таком напряженном состоянии, потому что только это поможет твоему животному началу быть верно направленным к Творцу. Ведь общество, в конечном счете - это всего лишь средство: чем в более напряженном состоянии я нахожусь в обществе, тем лучше для меня.
Бааль Сулам раздавал с вечера все деньги, чтобы встать с утра, не имея ни гроша и полагаться на Творца. Ну оставил бы что-то дома, для детей, про запас, как это принято у всех - несколько тысяч шекелей, долларов, пенсию, что-то еще. Смотрите, какой уровень - он не оставлял ничего. И это в те времена, которые не были похожи на сегодняшние - если тебе нечего есть, то и негде взять: все бедны и живут на гроши. А как же семья, жена, дети? Но Бааль Сулам говорил, что это необходимо ему для духовной работы. И это при том, что он относился к ним с необычайной любовью и ответственностью.
(Из урока по статье Рабаша "Вознаграждение за работу в духовном", 03.03.2009)