Наука каббала, по сути, - это наука о реальности, о природе, но не о той природе, которую мы ощущаем своими 5 материальными органами чувств: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. Этими органами чувств мы раскрываем внешние проявления в природе, накапливаем опыт о всевозможных ощущаемых нами явлениях и на их основе создаем так называемые естественные науки. Из того, что я вижу, слышу, получаю в результате различных опытов, проверяю и выясняю - из всего этого формируется наука.
Такая наука называется внешней. Ведь, по сути, я собираю данные о всевозможных воздействиях на мои материальные, а точнее говоря, на животные чувства, потому что мое тело - это просто животное, животный уровень природы. На основе всех этих данных я формирую науку, и она получается внешней, потому что мои чувства - внешние. Они относятся к животному уровню, а сам я отношусь к уровню "человек", "говорящий". Однако с уровня "человек" я не могу увидеть реальность - я еще не познал человеческий уровень в себе.
Мои желания, мои мысли, моя внутренняя психология, то, как я привожусь в действие, как я воздействую на окружающее - все это мне не знакомо. Я знаю, что все это существует, но воспринять это как науку я не способен. С уровня "человек", "говорящий" я могу исследовать реальность относительно животного уровня: сверху - вниз, но исследовать самого себя на своей ступени я не могу. Ведь, если я исследую нечто, я должен вобрать это в себя, охватить целиком, а затем проверять. Я должен находиться над объектом, чтобы увидеть его причину и следствие.
Скажем, я беру некую материю и произвожу над ней всевозможные действия: нагревание, охлаждение, прочие исследования и получаю результаты. Кроме неживой материи я могу экспериментировать с растительным и животным уровнем. Я не способен производить подобные действия на себе, потому что не могу видеть связь между действиями и результатами над собой - на том уровне, где я нахожусь, я не способен выполнять это.
Необходимо подняться на уровень выше человеческого, чтобы изучать, кто такой человек - пока мы с помощью своих 5 органов чувств, являющихся материальными, животными чувствами, на это не способны. Поэтому науки, которые я постигаю с помощью 5 органов чувств, называются внешними науками, и с их помощью я никогда не раскрою, что такое человек. Отсюда следует, что психология - это не наука. Психиатрия, все, связанное с внутренними проблемами, с желаниями человека, его мозгом для нас скрыто и останется скрытым. Как бы мы ни продвигались в этой области, мы получим разрозненные знания тут и там, но вглубь желаний, вглубь мозга у нас нет доступа, нет управления и понимания.
В этом отличие науки каббалы от других наук. Каббала называется внутренней наукой, потому что говорит о внутренней сути человека, о "человеке" во мне: о мыслях (разуме) и желаниях (сердце). Она говорит о том, как я привожусь в действие, реагирую и действую, как могу участвовать в приведении меня в действие, как могу участвовать в реакции, которую проявляю, и, более того, - как подняться также и над всем этим: как над Силой, приводящей меня в движение, так и над силой моей реакции.
Таким образом, наука каббала говорит об уровне адам (человек) в человеке в отличие от остальных наук, говорящих о животном уровне в человеке или о более низких уровнях. Кроме изучения животного уровня науки изучают также растительный и неживой уровни - таковы все науки этого мира. Науки этого мира существуют столько времени, сколько существует человек. С того момента, когда он начал немного отличаться от животного, начало развиваться в нем нечто, отличное от обезьяны, он занялся исследованием мира, потому что его желание начало расти.
Рис.1
Существуют уровни: неживой, растительный и животный. Затем происходит подъем на уровень "человек". Переходный этап между животным уровнем и человеческим - это обезьяна. Как человек поднялся с животного уровня на человеческий? Его эгоизм начал расти. При этом человек начал исследовать окружающую действительность согласно своему растущему желанию получать, и возникла внешняя наука.
Говорят, что благодаря исследованию реальности, человек начал превращаться в человека, и в нем раскрылось дополнительное решимо. Это дополнительное решимо, раскрывшееся в человеке, и есть "точка в сердце". Таким образом, исследуя мир в своем возросшем материальном желании, человек получил внешнюю науку. А начав исследовать в своем духовном решимо, он получил внутреннюю науку, называемую наукой каббала.
Внешние желания, находящиеся в человеке, постоянно растут, и потому внешняя наука все время развивается. Тогда как внутренняя наука - наука каббала развивается не постоянно, а лишь в соответствии с "точкой в сердце", в соответствии с выходом дополнительного духовного решимо. И потому относительно науки каббала существуют периоды раскрытия и скрытия.
Рис.2
Бааль Сулам говорит следующее: прежде всего, существует закон "не ставь препятствия перед слепым". Можно раскрывать науку человеку лишь в той мере, в какой она принесет ему пользу. Бааль Сулам объясняет в "Предисловии к книге "Паним меирот", что даже такие великие мудрецы, как Аристотель и Платон, заботились о том, чтобы не раскрывать человеку такие науки, как физика, математика, химия, биология, география - все, что только существует.
Почему? Если человек недостаточно развит, все еще не является человеком с моральной точки зрения, а представляет собой злобное животное, т.е. хуже животного, то воспользуется наукой себе во зло. И вместо того, чтобы использовать науку для своей жизни, прогресса, комфорта, он начнет развивать вооружение, подавлять других, т.е. начнет использовать науку в дурных целях, потому что его природа - зло. Поэтому не стоит раскрывать науку человеку до тех пор, пока мы не позаботимся о том, чтобы его внутреннее человеческое моральное развитие было достойно раскрытия науки.
И только в той мере, в которой человек умеет пользоваться наукой в правильной хорошей форме, мы раскрываем ее перед ним, так же, как детям. Скажем, у меня есть двухлетний сын. Я иду в магазин и прошу игру для двухлетнего ребенка. При этом никто не предложит мне вместо нее игру для десятилетнего. Почему? Для каждого возраста, для каждого уровня развития есть свое занятие, своя игра, подходящая для него - та, из которой он сможет извлечь для себя максимальную пользу.
Если человеку с неразвитым сознанием, который хочет использовать всё себе во благо и имеет дурные импульсы, дать в руки науку, то он использует ее для удовлетворения своих негативных желаний. Именно это мы видим во всем мире: человечество использует силы природы, чтобы загрязнять ее, причинять вред жизни на Земле, создавать наркотики, ядовитые вещества.
Чем было бы плохо, если бы вместо высотных домов мы жили в палатках и пещерах? В чем различие? Что хорошего в том, что сегодня во многих семьях есть несколько автомобилей? Что, если бы этого не было, и человек передвигался на осле, лошади или верблюде? И о нас грядущие поколения скажут, что мы жили примитивной жизнью - все относительно. Не этим измеряется счастье человека, а лишь тем, насколько хорошо он себя чувствует. Ему важна спокойная жизнь, хорошее ощущение, уверенность, жизнь с женой, с детьми - так было и тысячу лет назад, и будет через тысячу лет.
И потому первые мудрецы - я сейчас говорю не о каббалистах, а о таких ученых, как Аристотель и Платон - говорили, что запрещено раскрывать науку людям, а лишь тем из них, кто умеет ценить ее и достойно использовать лишь для внутреннего исследования. Но нельзя раскрывать науку тому, кто желает властвовать над людьми, тому, кто хочет быть известным, подняться над другими в своем высокомерии, обогатиться за счет других, потому что он воспользуется огромной силой природы на благо себе - якобы на благо себе, а на самом деле во вред всем остальным. Таких принципов придерживались первые ученые.
Со временем, однако, они приняли учеников, которые впоследствии начали продавать научные знания правителям, тем, кто стремился к власти над людьми, кто создавал оружие. И тогда наука стала доступной не только ученым, которые использовали науку в чистом виде, а начала использоваться так называемая прикладная наука. Т.е. мы пользуемся этой наукой якобы для того, чтобы облегчить свою жизнь, но на самом деле она не принесла никакого облегчения.
Проблемы и болезни только умножились, страх перед будущим лишь увеличился, загрязнение окружающей среды лишь усилилось. По сути, нет ничего хорошего в использовании науки, т.к. наукой пользуется наше эгоистическое желание, и поэтому есть лишь вред от использования внешних наук.
Что в противоположность этому сделали каббалисты? Они сказали: мы раскрываем науку каббала лишь тому, у кого внутри есть так называемый входной билет в эту науку. Т.е., если человек духовно готов, чтобы ему раскрылась наука каббала, она раскрывает себя перед ним, но если он не готов, то не способен ничего понять. Книги доступны - их продают во всех магазинах. Но никто не способен раскрыть науку каббала, потому что читает и не понимает написанного. Человек читает, но не может воспользоваться этим знанием.
Чем он может воспользоваться? Где он найдет средства для изготовления оружия, где найдет средства для создания инструментов власти над другими? Он не знает, что делать с этим знанием. Таково скрытие, имеющееся в науке каббала: до тех пор, пока человек не достоин, эта мудрость для него закрыта. И тогда вместо науки каббала, как говорит Бааль Сулам, раскрывается религия или теология. Об этом мире, скрытом от человека, существуют многочисленные домыслы, теории, говорящие, что в этом скрытом от нас мире после смерти происходят какие-то явления.
Религия создала для себя различные истории, описывающие то, что ожидает человека в загробном мире: ад, рай и прочее. Когда человек во время своей жизни раскрывает науку каббала, то раскрывает состояния рая и ада, плохие и хорошие состояния, ступени развития, раскрывает силы, которые называет чертями, духами, ангелами, серафимами.
Вместо всего этого религия создала огромную ложь. Не ощущая, что же такое на самом деле духовное, скрытая реальность, религия распродает ее направо и налево всеми возможными способами. И при этом религии гордятся тем, что есть у них в руках, тогда как наука каббала спокойно ожидала в течение тысяч лет развития человечества до тех пор, пока эгоистическое желание человека достигло своего окончательного развития.
Мы видим, что все внешние науки не привели нас ни к чему хорошему, а, напротив, сделали нашу жизнь совершенно несчастной. Мы готовы полностью уничтожить себя с помощью различных, изобретенных нами средств, войн, ударов природы, эпидемий. Мы находимся в депрессии, семьи распадаются, человечество пристрастилось к наркотикам. Все предшествующее развитие не дало ему ничего хорошего для наполнения его души, и потому в поколении, пришедшем к осознанию зла, раскрывается нам наука каббала, несмотря на то, что это поколение хуже всех прежних поколений.
Почему раскрывается перед ним наука каббала? Потому что люди находятся в отчаянии, у них совершенно отсутствует желание что-то предпринимать. И тут раскрывается наука каббала и объясняет им, как спастись из того ужасного состояния, в котором они находятся. Т.е. наука каббала ожидала, пока человек использует все науки, весь огромный эгоизм и дойдет до предела. И когда он понимает, что нечего надеяться на лучшее, раскрывается наука каббала.
В наши дни человечество раскрывает, что уже не может управлять своим состоянием и что в его руках нет никаких средств, чтобы справиться с миром. В мире раскрывается особая сила, называемая интегральной связью между людьми - связью, объединяющей всех в единую систему, в которой мы со своим эгоизмом совершенно не способны существовать.
Мы не способны продолжать существовать со своими прежними инструментами, такими, как наука и наш эгоизм, потому что в сочетании между собой они образуют ужасное явление. Ведь я со своим эгоизмом использую науку во вред себе и всем остальным.
А кроме того, сейчас раскрывается новый закон всеобщего участия, всеобщей взаимосвязи, на который наша эгоистическая наука, развитая человечеством, не способна дать ответ. Т.е. человечество сегодня поднимает руки вверх, говоря, что не видит выхода - такова ситуация в мире. И хотя кое-кто думает, что кризис уже миновал, на самом деле, он лишь углубляется. В тот момент, когда мы находимся в таком безвыходном положении, и в каждое мгновение оно раскрывается все больше и больше - в таком состоянии можно раскрывать науку каббала. Но раскрывать ее нужно постепенно.
Главное, чтобы люди, ощущающие беды, проблемы, прежде всего осознали свое состояние в правильном, истинном виде - то есть, чтобы они поняли, что это исторический процесс: эгоистическое желание является причиной развития, подталкивающей человечество вперед и развивающей науку. Это желание приводит к разрушению всех прежних систем, к всеобщему банкротству во всех сферах человеческой деятельности. Человек должен понять, что нет у него никакой надежды на будущее - с одной стороны. С другой стороны, мы достигли такого уровня связи между собой, что обязаны считаться с другими и даже прийти к любви к ближнему.
Все это необходимо объяснять постепенно, так же как объясняют человеку в течение первых 20 лет жизни, как он живет, в каком мире он живет. Он ходит в детский сад, школу, университет и изучает, как подготовиться к жизни. Сегодня человек - даже самый великий и мудрый, должен узнать, в каком мире он живет, что находится перед ним, и как он должен привыкнуть к жизни в новом мире. Это относится абсолютно ко всем людям, живущим на Земле. Мы находимся в новой ситуации. Относительно всего предыдущего развития это состояние - окончательное и даже необратимое, но сейчас у нас имеется возможность нового развития.
Эпоха окончательного осознания зла
Вопрос: Вы постоянно говорите о новом мире. Каков первый шаг, начальное знание, которое стоит дать человеку, ничего не знающему о новом мире и не ощущающему его, как новый?
Начальное знание состоит в том, что наш мир развивается посредством эгоизма - такова причина развития мира. Уровни неживой, растительный и животный не развиваются. Развивается лишь человек вследствие развития имеющегося в нем эгоизма. С какого момента началось это развитие? С того, когда из обезьяны начал развиваться человек.
Различие между обезьяной и человеком в том, что обезьяна не развивается в течение своей жизни, а также от поколения к поколению - от родителей к детям, а в человеке уровни развития очень отличаются из поколения в поколение. Нужно начать объяснять человеку, кто он и что он, чем отличается от предыдущей ступени - это касается желания получать.
Затем нужно объяснить, что внутри желания получать, человек желая получить наполнение и наслаждение, не может наслаждаться, потому что желание нейтрализует наслаждение. При этом исчезает и желание, и наслаждение, и снова человек остается опустошенным.
Ощущение пустоты - это ощущение отсутствия жизни, и потому человек должен вновь к чему-то стремиться, чего-то желать и вновь достигать желаемого. Затем он снова остается опустошенным и постоянно переходит от разочарования к разочарованию до тех пор, пока полностью не разочаровывается и умирает. Или до того, как приходит к полному отчаянию, уходит в наркотики.
Необходимо также немного объяснить, каково восприятие реальности: ощущаемое нами, мы ощущаем в наших 5 органах чувств. Если бы мы обладали иными органами ощущений, то ощущали бы мир иначе, например, как животные, отличающиеся от нас. Т.е. реальность индивидуальна, а вовсе не существует в привычном для нас виде. Мы лишь воспринимаем и знаем ее такой, но, на самом деле, то, что находится вне нас, нам не известно.
Затем нужно рассказать о том, что в конце своего развития эгоизм приводит нас к своему завершению. Т.е. мы начинаем ощущать, что во всем, чем занимается человек под воздействием своего эгоизма, он приходит к кризису: его развитие приводит его к негативному результату в воспитании, культуре, семейной жизни, деньгах, почестях, власти, знаниях. Во всех своих желаниях мы ощущаем, что не можем достичь наполнения и в такой опустошенности находимся в последние десятилетия. Вследствие этого существуют разводы, депрессии, наркотики, угроза уничтожения, опасность природных катаклизмов, эпидемий и прочего.
Кроме того, еще одна проблема - самая серьезная из всех, состоит в том, что человечество сегодня представляет собой "маленькую деревню", где существует "эффект бабочки". Что это значит? Мы объясняем, что внезапно оказываемся связанными друг с другом, как единый организм. Если прежде мы ощущали, будто находимся над природой, властвуем над ней и при этом находимся вне нее, то теперь понимаем, что находимся внутри природы и обязаны выполнять ее законы. А закон, раскрываемый в природе, гласит, что все являются частями, связанными между собой в гармонии, подобно шестеренкам - все части: неживое, растительное, животное и человек.
Но мы в своем эгоизме не способны быть связанными между собой таким образом, считаться с неживой, растительной и животной природой, и в этом проблема. Сегодня раскрывается связь между всеми частями реальности, но мы нарушаем ее, и потому весь удар направлен на нас - ведь именно мы создаем проблему. И потому всеобъемлющий кризис, включающий в себя кризисы во всех сферах человеческой деятельности: воспитании, культуре, отношении к природе, обществу, науке, экономике, - это проявление дисгармонии между нами и глобальной интегральной природой.
Все это нужно объяснить, а также объяснить, что таков закон, который мы обязаны выполнять, так же, как остальные законы природы. И в той мере, что мы не выполняем его - страдаем. Но проблема в том, что для выполнения этого закона мы обязаны изменить свою природу, являющуюся эгоистической, так, чтобы мы находились, подобно всей природе в равновесии, в гармонии, считались со всеми, подобно остальным частям природы. Свою природу мы сами не в состоянии изменить. Что делать? Прежде всего, необходимо прийти к осознанию зла: если мы не изменим себя, удары будут усиливаться, накапливаться и прикончат нас.
После того, как мы это поймем как следует, необходимо осознать, что абсолютно вся наша природа - это один лишь эгоизм. И, таким образом, получается, что никогда мы не сможем себя исправить. Это называется окончательным осознанием зла. И когда, раскрывая это и находясь в полном отчаянии, человек вынужден все-таки что-то предпринимать, иначе умрет - это и есть момент, подходящий для раскрытия ему науки каббала. А до тех пор ее раскрывать нельзя!
(Из урока по статье Бааль Сулама "Служанка, наследующая своей госпоже", 03.05.2009)