Доброта под рентгеном
Вопрос: Судный день (Йом Кипур) – самый значительный день в году для народа Израиля. В чем духовный смысл этого особого дня? Как нужно относиться к нему, чтобы соответствовать его духовным корням и перевести свою жизнь на новый уровень?
Ответ: Судный день (Йом Кипур) – это не просто традиция. Он отражает особое духовное состояние в развитии человека. Нужно рассматривать этот день не отдельно, а как часть всего годового цикла.
По окончанию года, то есть цикла внутренних изменений, мы оцениваем все пройденное, что называется "покаянием". Так мы решаем, что необходимо подняться на новую ступень – начать новый год (Рош а-Шана), перейти в новое состояние, более высокое, чистое, возвышенное. Поэтому мы коронуем Творца, силу отдачи и любви, устанавливая царствовать нам нами, как самое великое свойство.
И тогда мы начинаем судить сами себя: действительно ли находимся в свойстве отдачи? Все наши свойства разделяются на десять частей, десять сфирот. И мы выясняем, какие желания в этих десяти частях можно исправить, а какие нет.
В сущности, нужно исправить человека, его душу. А душа – это все наши желания, которые пока испорчены и нуждаются в исправлении.
Вопрос: Что именно нужно исправлять: свои действия или душу?
Ответ: В нашем мире действия совершают руками, ногами или на словах. Но наука каббала объясняет, что главное – это исправленное намерение, то есть истинное желание человека.
Недостаточно одних действий, ведь я могу выполнять их просто по привычке. И тогда мне даже труднее не делать их, чем делать. И это могут быть такие действия, которые я иначе никогда в жизни не совершил бы, если бы меня не приучили к ним с детства.
В таком случае, это уже не выполнение заповеди, а привитые с детства традиции, которые выполняются автоматически. Если для кого-то тяжело их выполнять, то для другого – тяжело не выполнять.
Поэтому речь идет не о действии, а о намерении. Ведь действие не изменяется: как мы его делали, так и продолжаем. Но в намерении, в отношении человека к производимому действию, всегда есть изменение.
Главное – это отношение человека к ближнему. Ведь любовь к ближнему как к самому себе – это великое правило Торы. С этой точки зрения и нужно проверить себя, чтобы увидеть, насколько я способен любить ближнего.
Высшая сила – это сила отдачи и любви, и наша цель – уподобиться ей. Поэтому нам нужно достичь ступени человека, Адама, что означает "подобный" (домэ) Творцу. Но как это проверить? Где тот врач, который просветит меня рентгеном, и скажет, насколько я подобен Творцу?
Нет такого врача – человек должен проверить себя сам. Для такого рентгеновского аппарата нужен особый свет, проверяющий нас. Он называется светом, возвращающим к источнику.
Если я изучаю истинную Тору, то есть науку каббала, то благодаря ей, начинаю видеть истину. Я вижу, насколько эгоистичен, что именно во мне плохо и что надо исправить – как будто просвечиваю себя рентгеном.
Это видно только мне, а остальные могут этого не замечать. И после того как я увидел себя на рентгеновском снимке, мне стало ясно, что надо исправить. Тора организовывает мне снимок так, что я вижу только намерения и лишь на такую глубину, какую способен исправить. А всего остального я не вижу, оно может остаться на следующий год.
Сразу после наступления Нового Года я попадаю на такие рентгеновские просвечивания, которые называются десятью днями раскаяния. Я просвечиваю свое сердце, выясняя свои намерения в отношении ближнего в каждом действии, и получаю эти снимки.
Каббала объясняет, что Малхут поднимается в Бину и сравнивает себя с ней. Малхут – это наше эгоистическое желание, которое поднимается в Бину, в желание отдачи, выясняя, насколько отличается от нее, насколько мы далеки от заботы о ближнем, от добрых отношений, и думаем только о своей пользе.
Вопрос: Что показано на этих рентгеновских снимках?
Ответ: Этот снимок – черно-белый. Он показывает, сколько в тебе есть белого, то есть намерений на благо ближнему. А черный цвет указывает на намерения ради собственной выгоды, которые мы можем исправить.
Так нам открывается поле работы. Это личная работа, предстоящая каждому, но она направлена на общность, на отдачу всем, а через них Творцу – от любви к творениям, к любви к Творцу. Творец – это сила, обобщающая всех вместе, а не находящаяся где-то извне. Сказано, что "Творец пребывает среди своего народа".
Поэтому если я стремлюсь соединиться со всеми и хочу превратиться с ними в одно целое, то раскрываю общую, интегральную силу, "обобщающую" наше единство, которая называется Творцом. Так она раскрывается в нашем восприятии.
Поэтому в Йом Кипур нужно стремиться к любви к ближнему и как можно более шире, даже за пределы народа Израиля, распространяя ее на все человечество. И по этой причине в Йом Кипур принято читать рассказ о пророке Йона, которому Творец поручил привести к исправлению город Нинве, олицетворяющий весь мир.
Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.