Почему, несмотря на многочисленные страдания, человек все же крепко держится за жизнь?
Почему, несмотря на многочисленные страдания, человек все же крепко держится за жизнь?
Душа "нешама" зарождается в человеке в явлении, которое называется "зарождение" "ибур", помогающее ему в работе Творца. (Рабаш, статья 10, 1984 "До какого уровня человек должен дойти, чтобы ему не нужно было рождаться снова?")
"Ибур" – это зарождение души праведника, которую мы должны приветствовать и создавать всевозможные условия, для того чтобы люди, начинающие изучать каббалу, могли заниматься и подниматься к этому уровню.
Человек отчасти сам участвует в этом зарождении тем, что учится находиться в хороших отношениях с другими. Изначально в человеке нет души, есть лишь потенциал к ее развитию, а зарождается она только тогда, когда он работает в группе.
Вопрос: Получается, что душа – это не что-то личное, а некая общность?
Ответ: Душа – это общая конструкция, которая включает в себя все. Но каждый человек может самостоятельно вызвать особое развитие своей души, поскольку в каждом есть частица общей души. И когда он раскрывает это, он постигает свою часть относительно общей души.
Вопрос: Только свою часть, но не всю душу?
Ответ: Нет, всю душу он раскрыть не может. Ему достаточно раскрыть только свою часть, а потом уже происходит объединение, включение душ друг в друга и дальнейший процесс исправления.
Из ТВ программы "Практическая каббала", 02.01.2024
В книге Зоар, гл. Мишпатим, сказано: "Смотри, когда человек рождается, дают ему нефеш (душу) от свойства "животное", со стороны чистоты, со стороны тех, которые называются "святые офаним". (Рабаш, статья 10, 1984 "До какого уровня человек должен дойти, чтобы ему не нужно было рождаться снова?")
Вопрос: Нэфеш – это самая низкая ступень. А какая ступень самая высокая?
Ответ: Самая высокая ступень – йехида. Духовные ступени идут в следующем порядке от самой низкой до самой высокой: нэфеш, руах, нэшама, хая и йехида.
Вопрос: Сказано, что человеку дают душу нэфеш от свойства "животное". Что такое свойство "животное"?
Ответ: Это средняя душа, на уровне животного тела. Под понятием "животное" имеются в виду эгоистические желания.
Как сказали наши мудрецы: "Тот ангел, который отвечает за беременность и имя которому "Ночь", берет каплю и приносит ее к Творцу, говоря перед Ним: "Властелин мира! Капля эта, что станет с ней? Сильный или слабый? Умный или глупый? Богатый или бедный?"
Но будет ли она грешником или праведником, не спрашивает". (Рабаш, статья 10, 1984 "До какого уровня человек должен дойти, чтобы ему не нужно было рождаться снова?")
Та капля семени, из которой появляется человек, практически нейтральна и содержит в себе все. В науке каббала разбирается, какие в нас есть зачатки добрых или злых действий, и каким образом мы можем ускорить или замедлить свое доброе или злое развитие. В принципе, этим занимается практическая каббала.
Вопрос: Значит, каким будет человек: сильным или слабым, умным или глупым, богатым или бедным – не зависит от него?
Ответ: Это все зависит от капли семени, из которой он развивается. Но человек определяет, может ли он влиять на свою судьбу добрыми действиями. Он должен сам выбрать, будет ли он праведником или грешником. В этом его единственный выбор, а все остальное уже задано в капле семени.
Вопрос: Относительно чего мы определяем, грешник он или праведник?
Ответ: Относительно выполнения заповедей. Будет ли он любить других людей, поскольку "возлюби ближнего как самого себя" – это основной закон Торы, и будет ли он так относиться к миру.
То есть быть грешником – это необязательно делать какие-то злые дела. Достаточно того, что он просто думает о себе, и это уже грех.
Из ТВ программы "Практическая каббала", 02.01.2024
Вопрос: Часто слоны просто привязаны к столбу тонкой веревочкой. Они не в клетках, не в оковах, но не убегают при этом.
Хозяева слонов говорят так: "Когда слоны очень маленькие, мы связываем их той же веревочкой. В этом возрасте ее достаточно, чтобы слоны не убежали. И когда они вырастают, они верят в то, что не могут просто убежать и никогда не пытаются освободиться".
Мы с детства, вероятно, привязаны тонкой "веревочкой" к этому миру, и мы не пытаемся убежать. Что это за "веревочка"?
Ответ: Привычка.
Вопрос: Или я знаю, что я не смогу убежать?
Ответ: И это тоже.
Вопрос: А что больше все-таки?
Ответ: Я думаю – что не смогу убежать.
Вопрос: То есть нас подавляет этот мир?
Ответ: Да, изначально.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему мы боимся сделать шаг? Мы знаем, что где-то есть свобода, но все-таки боимся сделать этот шаг.
Ответ: Для этого нам надо преодолеть себя. То есть все свои привычки, отношение к миру, между собой – это всё надо как-то аннулировать.
Вопрос: А мы боимся?
Ответ: Да. Животный инстинкт, как у слонов.
Реплика: Тут у нас есть дом, нас покормят, а там неизвестно что. Но вы же призываете вырываться как-то, делать этот шаг.
Ответ: Это не я призываю, но великие мудрецы каббалы говорят о том, что нам надо вырваться из этого притяжения, подняться над ним. И тогда мы увидим другой мир и самих себя по-другому, и вообще всю жизнь, всю вселенную.
Вопрос: Они сделали этот шаг?
Ответ: Да.
Вопрос: Как у них хватило смелости сделать этот шаг?
Ответ: Это было дано им от природы. Это не их смелость.
Определенным людям это дается сверху, свыше, из их внутреннего состояния, содержания. А всем остальным можно следовать их советам и накопить в себе определенный запас энергии, которая дала бы им возможность вырваться из этого притяжения.
Реплика: Если пытаешься вырваться из этого притяжения, идешь за каббалистами, идешь за тем, что они говорят, и не получается, не получается, не получается – годы!
Ответ: Это накопление. Это процесс аккумуляции необходимой энергии, усилий, которые в итоге дадут нам возможность выйти за пределы земного притяжения.
Вопрос: А как не отчаяться, потому что прошло много времени?
Ответ: А у нас нет другого источника покинуть этот столбик, к которому мы привязаны "веревочкой".
Вопрос: То есть, несмотря на время, несмотря на то что уже отчаяние пришло, ты продолжаешь пытаться делать этот шаг?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И все равно вопрос: как не отчаяться?
Ответ: А другого выхода нет.
Вопрос: А ты должен прийти к этой мысли, что другого выхода нет?
Ответ: Да, другого выхода нет. Повезет, если можно так сказать, накопишь силы и вырвешься, разорвешь "веревочку" и побежишь, как маленький слоненок, по полю жизни. А если не повезет, то останешься на "веревочке" до следующего раза.
Вопрос: Разве это не обидно – вот это слово "повезет"?
Ответ: Потому что мы не знаем всех законов мира и поэтому так говорим.
Вопрос: А что поможет удвоить, утроить силы?
Ответ: Это мы изучаем. Это наше объединение, изучение законов Высшего мира. В итоге накапливаем определенный запас энергии, чтобы вырваться на свободную орбиту.
Вопрос: То есть однозначно побег группы – он круче, чем побег одиночки?
Ответ: Да, наиболее вероятней.
Вопрос: Но побег одного человека тоже возможен?
Ответ: Мы видим это по древним каббалистам и даже в недалекое от нас время – как Бааль Сулам и другие. Они смогли вырваться из эгоистического, земного притяжения.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а почему мы верим им, что это действительно так? Ведь ты же не вырвался еще.
Ответ: Потому что иначе суть земной жизни теряет под собой всякое основание.
Вопрос: То есть земная жизнь имеет смысл, только если мы этот шаг делаем?
Ответ: Да.
Вопрос: И для этого она и существует?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы говорите: смысл жизни – сделать этот шаг и оторваться от этой "веревочки"?
Ответ: Да.
Вопрос: Что это за пространство, куда мы входим, когда отрываемся?
Ответ: Это свободное пространство, в котором мы можем действовать согласно его законам, законам этого свободного пространства.
Вопрос: Какие они?
Ответ: Это свобода. Свобода от земного притяжения – от эгоизма.
Вопрос: Земное притяжение – это эгоизм?
Ответ: Да.
Вопрос: И когда я освобождаюсь, что там?
Ответ: Свободные поступки, свободная жизнь, свободное парение. Действительно, как слоник в воздухе.
Вопрос: То есть сейчас все мои поступки эгоистичные, и меня ведут, и я тут не свободен? А там?
Ответ: А там ты свободен.
Вопрос: Я ведь подспудно этого хочу, правда?
Ответ: Я не думаю, что так уж мы этого хотим.
Реплика: Каждый говорит о свободе, как-то ее представляет.
Ответ: А я не знаю, зачем ему свобода. И он сам не знает. Просто хочет удрать от своей "веревочки". Почему? Вполне возможно, от детской глупости. А что там дальше, мы тоже еще не знаем.
Вопрос: Но свобода – это свобода от эгоизма?
Ответ: Да.
Вопрос: Ученики спросили мудреца: "Что будет после смерти?" Учитель ничего не ответил. Ученики настаивали: "И все-таки есть жизнь после смерти или нет?" Мудрец ответил: "Есть ли жизнь до смерти – вот в чем вопрос".
Как вам ответ мудреца?
Ответ: Это нормальный ответ. То есть каким образом мы воспринимаем наше сегодняшнее состояние, существование, – это жизнь или это смерть?
Вопрос: Так все-таки, тогда что такое жизнь?
Ответ: Жизнь, как сказано по материализму, это способ существования белковой материи. 🙂
Вопрос: Вот это жизнь: ущипнул – если чувствую, что живу, то живу. Что-то скушал вкусное, вкусно – живу. Это – жизнь?
Ответ: Да, жизнь белковой материи.
Вопрос: А жизнь, которую вы подразумеваете?
Ответ: А это совершенно другой уровень, который надо достичь.
Для этого нам надо подняться выше нашей природы и войти в объем природы духовной, высшей, когда мы будем чувствовать жизнь, в которой существует наша неземная материя. Если земная существует в свойстве получать, то неземная – в свойстве отдавать. Вот если мы достигнем этого состояния, тогда мы почувствуем, в чем заключается та жизнь.
Вопрос: То есть я сейчас получающий. Это называется "белковое существование". А если я прихожу к тому, что я отдающий, – это надбелковое?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Это вы и называете жизнью?
Ответ: Там другое определение жизни: способ отдачи всех и всем, в конечном итоге, Творцу.
Реплика: Как я понимаю, это подразумевает мудрец – что ты должен над этим миром подняться каким-то образом.
Ответ: Да.
Вопрос: А почему даже учеников мудреца интересует этот вопрос, что там, за смертью?
Ответ: Он всех интересует. Ученики до этого еще не дошли, стремятся к этому, не раскрыли это для себя, существуют тоже в нашем мире. И поэтому спрашивают. Естественно.
Вопрос: Вы задавались этим вопросом, что в том мире?
Ответ: У меня к этому был вопрос чисто научный. Но я понял, что наука этим не занимается и не сможет заниматься. Сегодня об этом говорят вообще открыто. А в дни моей молодости об этом не говорили так уж открыто, но все равно я понял.
Вопрос: И когда вы искали, вы искали что там? Или вы искали, что здесь?
Ответ: Нет, внутри себя я не искал.
Вопрос: Томление какое у вас было?
Ответ: Томление – узнать тайну жизни.
Вопрос: Тайну этой жизни?
Ответ: Да, конечно. А другой я не знал.
Вопрос: То есть живу я или не живу – вот это?
Ответ: Да.
Вопрос: А у вас было ощущение, что вы не живете?
Ответ: Что есть что-то другое, сверх этого.
Вопрос: Когда у человека возникает этот вопрос, что есть что-то сверх, это означает, что его тянет к себе вот эта жизнь? То есть, когда у человека есть такой признак, вдруг в нем возникает это ощущение, надо его ловить?
Ответ: Да, надо развивать.
Вопрос: Не бежать от него?
Ответ: Нет, конечно.
Реплика: Но оно же достаёт, и больно.
Ответ: Достает – хорошо. Значит, и ты до него достанешь.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.11.2023
Откуда порой у людей с тяжелейшими жизненными обстоятельствами берется сила не покориться судьбе? Это правильное желание, или лучше отмениться перед судьбой? Что при этом происходит со страданиями и болью, выпавшими на долю человека?
В нашем мире все мы связаны через животные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и тактильные ощущения. Человек обязан выйти за их границы, чтобы начать ощущать высшее, то есть то, что выше материальных органов ощущений.
Это не что-то мистическое, а нечто, что человек в своем физическом теле сейчас не воспринимает, но это существует вокруг нас!
Технические приборы, применяемые нами, дают нам очень маленький дополнительный диапазон ощущений. Они только расширяют их, ведь за приборами стоят люди, которые всё равно переводят эти огромные расширяющиеся диапазоны в доступную для них информацию, иначе они не поймут, что происходит с прибором. Получается, что мы не выходим за рамки самих себя.
Поэтому нам нужно не изобретать всевозможные приборы, а исправлять и расширять себя: "Есть ли это в нас?"
Каббала говорит, что когда в человеке возникает вопрос о смысле жизни, значит, у него появляется потребность в расширении восприятия своих пяти органов чувств. Не в расширении спектра частот в каждом органе чувств, а в расширении себя в какую-то новую область.
Если ты хочешь по-настоящему углубить свое восприятие, ты должен кардинально изменить его с получения на отдачу, т.е. начать контактировать с окружающей средой не в своих органах чувств, а вне их, потому что они тебя ограничивают. Они относятся к твоему животному телу.
Как же выйти из тела, как будто его нет? Как сделать так, чтобы ты ощущал жизнь вне себя, не возмущенной твоим телом? Вот тогда ты сможешь говорить о нечто таком, что действительно существует объективно.
Этим и занимается наука каббала, которая вообще не изучает то, что мы воспринимаем в теле.
Поэтому, когда люди говорят: "А зрение, а слух…" – мне нечего сказать. Каббала сразу же отметает это всё, оставляя на откуп психологии и другим методикам, – это их дело. Она не имеет связи с теми желаниями, свойствами и мыслями, которые есть у обычного человека, потому что всё это относится к тому же свойству получать.
Нам надо выйти из свойства получать в свойство отдавать, т.е. нейтрализовать себя абсорбированием в себе всех восприятий, научиться выходить из себя и ощущать невозмущенное своим телом пространство таким, каким оно является на самом деле. Это называется "выход из тела", "выход в духовный мир".
И тогда не имеет значения, твоё тело живет или мертво. Ведь ты начинаешь ощущать все совершенно другими свойствами, которые не имеют отношения к твоему материальному телу.
Потому эта наука раскрывает нам вечный совершенный мир. И ты в мере адаптации к нему, в мере сосуществования с ним, в мере своего закрепления в нем, становишься вечным и совершенным.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Вечный и совершенный"
Новая реальность, построенная на отдаче
Практически все люди ставят перед собой какие-то цели, порой очень высокие, почти недостижимые.
Вопрос: Слепой старец сидел в тени храма. Прохожий спросил его: "Прости за мой вопрос, но как ты ослеп?" "Я слеп от рождения", – ответил старец. "Чем ты занимаешься?" – спросил прохожий.
"Я астроном, – ответил тот. – Я наблюдаю за солнцем и звездами". "Но ты же их не видишь!" – удивился прохожий. "Вижу", – ответил старик. – Они здесь". И он приложил руку к своей груди.
Можно так жить: ты слеп и не слеп, в результате и ты зрячий, ты глухой и в то же время слышишь музыку, музыкант? То есть человек не чувствует свою ущербность. Можно?
Ответ: Конечно. Потому что все наши органы чувств, в принципе, исходят из нашего эгоизма. Если бы мы не имели этих органов чувств, мы могли бы быть совершенно другими.
Вопрос: Если от меня отрезается этот орган чувств: допустим, я слеп, как этот старец, который говорит: "Я при этом еще астроном", - то как мне не чувствовать, что я слеп?
Ответ: Смотри в себя.
Вопрос: Что я там увижу?
Ответ: Увидишь все: небо, звезды, всё! В себе.
Вопрос: И если я, допустим, глух, я могу быть музыкантом? И я услышу музыку?
Ответ: Все, что хочешь. Тебе не нужны твои пять органов чувств. Тебе твое тело не надо! Если бы у нас не было тела, мы были бы такими счастливыми и совершенными.
Вопрос: То есть в этом случае я не чувствую никакой своей ущербности, если я как бы живу с собой?
Ответ: Да.
Вопрос: Научите. Как так жить? Как к этому прийти? Это так хорошо звучит.
Ответ: Этого не объяснишь.
Вопрос: Тогда последний вопрос по поводу мудреца. Он сказал: "Я астроном несмотря на то, что я слепой". Почему мы замираем, глядя на звезды?
Ответ: Потому что это противоположная нам часть вселенной, в которой мы существуем. И она сразу же говорит нам о своей бесконечности и нашей конечности.
Вопрос: То есть я вижу в этом бесконечность? И ее можно найти и в себе, как он?
Ответ: Ее можно найти в себе. Ты можешь соединиться с этими звездами. Ты можешь почувствовать, как они существуют.
Вопрос: И этим я как бы перехожу в это состояние бесконечности?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.11.2023
Тот, кто не слышит природу, болен
Реплика: Наташа пишет: "Здравствуйте, уважаемый Михаил Лайтман! Мне очень важно знать ваше мнение. Дело в том, что моя племянница, а ей всего лишь 18 лет, умирает от рака. И вчера нам сообщили врачи, что ей осталось жить примерно один месяц.
В течение всей болезни мы и вся семья поддерживали ее, говорили ей, что все будет хорошо, и она со всем справится. Но сейчас врачи вынесли свой приговор, ее не станет через месяц. И я не знаю, что ей сказать. Действительно не знаю. Вот я буду стоять перед ней, она будет смотреть мне в глаза, я должна буду что-то сказать. Что?"
Ответ: Сказать, что хуже этого мира нет ничего, и мы в конечном итоге все переходим в другой мир, и там будет лучше. Человек встретит это с пониманием, с облегчением.
Вопрос: То есть вы считаете, в этой девочке уже живет, что она уйдет?
Ответ: Конечно, она понимает.
Вопрос: Это в том случае, если она понимает, или в любом случае?
Ответ: Она поймет это. Это в ней останется. И она примет этот уход как хороший переход в лучшее состояние. Это не ложь, ничего подобного. Наоборот, ты облегчаешь человеку его последние страдания здесь, в этом мире. И пускай уходит.
Реплика: То есть этот мир он…
Ответ: Самый худший.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.11.2023
Ученики спросили мудреца: "Что будет после смерти?" Учитель ничего не ответил. Ученики настаивали: "И все-таки есть жизнь после смерти или нет?" Мудрец ответил: "Есть ли жизнь до смерти?" – вот в чем вопрос. Что такое жизнь и смерть с точки зрения каббалы?
Что сказать смертельно больному человеку? Возможно ли как-то поддержать его?
Царь Соломон пишет в "Экклезиасте": "И прах возвратится в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его". И в конце: "Послушаем всему заключение: Бога бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом – вся суть человека".
Для чего дается жизнь человеку? Почему нужно бояться Бога? Что значит соблюдать Его заветы?
Реплика: Арсен пишет: "Мне наговорили о моих прошлых кругооборотах. Не то, чтобы я в это верил, но тут я прочитал у вашего любимого каббалиста Бааль Сулама и понял, что я мог бы быть и самим фараоном. Я вас очень прошу, поясните, пожалуйста, то, что написано о переселении душ. Это статья "Мир"".
И он прислал цитату: "Когда мы видим тела, сменяющиеся и переходящие из поколения в поколение, это касается лишь тел. Однако души, составляющие суть тела, не исчезают в процессе замены тела, а переходят из тела в тело, из поколения в поколение.
Таким образом, нет в нашем мире никаких новых душ, и не имеет значения, что за это время каждый сменил свое тело несколько тысяч раз, так как душа, суть тела, не страдала от этих смен" (Бааль Сулам).
Вопрос его такой: "О какой душе здесь идет речь? Что такое моя душа, которая, получается, бессмертна, если она путешествует из тела в тело?"
Ответ: Есть душа животная. Есть душа уже не физическая, а духовная. Но, в принципе, то, что мы видим кругооборот, – это не душа, это животное тело, животные силы, когда человек умирает и возвращается, рождается.
Ничего тут нет. Самое главное то, что проходит с нами, – это кругооборот духовной души. А она проходит всевозможные изменения до тех пор, пока не станет готовой для того, чтобы постичь Творца.
Реплика: То есть все переселения этой духовной души из тела в тело, смена тел…
Ответ: Это не духовное. Духовная душа – это тот уровень постижения Творца, который человек достиг в своей предыдущей жизни.
Вопрос: То есть пока он не достиг этого уровня, душа путешествует?
Ответ: И после этого еще путешествует много раз до тех пор, пока не придет к своему полному исправлению.
Вопрос: Тогда речь идет не об этом теле?
Ответ: Нет, об этом теле вообще речь не идет.
Вопрос: А о чем идет речь? Что за тело здесь подразумевается – путешествует из тела в тело?
Ответ: Из тела в тело – имеется в виду только лишь духовная составляющая.
Вопрос: Тело – это как духовная составляющая? То есть это, как мы говорим, желание?
Ответ: Да. А с этим телом, с нашим мясом, ничего не происходит. Так же, как и у животного.
Вопрос: К чему должно прийти мое желание?
Ответ: К желанию полного слияния с Творцом. Это главная цель.
Вопрос: Речь идет о том, как все время меняется желание? Это и есть переселение душ?
Ответ: Да.
Реплика: Арсен спрашивает: "Что означает, что одна и та же душа путешествует во времени, одеваясь в разные тела?"
Ответ: Это и имеется в виду. Стремление человека к связи с Творцом постепенно из поколения в поколение облачается в различные животные формы до тех пор, пока человек не постигнет такого состояния, когда он будет подобен Творцу.
Вопрос: Мое желание должно поменяться так, очиститься так, чтобы хотеть Творца?
Ответ: Да.
Вопрос: А желание приблизиться к Творцу – что вы в это вкладываете?
Ответ: Быть по свойству отдающим, любящим, в объединении с другими, как Творец.
Реплика: Дальше у него вопрос: "Получается, что тело ничего не стоит, а мы все время боимся, что умрем. А тут написано в конце, что душа, суть тела, не страдает от этих смен. Тело страдает, а душа нет".
Ответ: Да. Тело умирает, сгнивает и так далее, а душа – нет. Это та вечная суть человека, которая стремится к Творцу. И она должна постоянно приближаться к Творцу из жизни в жизнь, из поколения в поколение.
Вопрос: Что же мы так боимся смерти? Страх смерти движет человеком.
Ответ: Это потому что нам ясно, что из нас пропадает. Человек расстается со своим телом. Пока он за него держится, он боится.
Вопрос: Можно не держаться за него?
Ответ: Это зависит от человека.
Реплика: Вопрос: "Нет большой радости возвращаться все время в этот мир. Как не возвращаться?"
Ответ: Для этого надо достичь своего исправления. Потому что в этом мире мы пребываем только для того, чтобы подняться со ступени на ступень в нашем подобии к Творцу. И тогда ты не держишься за свое тело и не желаешь вообще ничего другого, как только быть привязанным к Творцу и всё.
Вопрос: И тогда душа уже не возвращается в этот мир?
Ответ: Нет.
Вопрос: А где она тогда?
Ответ: Нигде. А где она сейчас? Ты можешь сказать, что это какая-то живительная сила, которая наполняет наше тело. Потому что сейчас мы его пока воспринимаем таким образом. А в общем-то это к телу отношения не имеет.
Вопрос: А где место души, вы можете сказать? Оно не во мне?
Ответ: Нет места.
Вопрос: Нет места. Над этим ответом надо думать. Нет места вообще.
Арсен пишет: "Мне интересно: если я ассоциирую себя не с телом, а с душой, то получается, что я могу путешествовать во времени? Душа ведь все время была одна и та же. То есть я могу встретить себя, который жил 3000 лет назад". Можно так говорить?
Ответ: Нет, так нельзя говорить. Это всё очень непросто. Не надо привязывать материальное к духовному.
Реплика: Но вы же понимаете, что этот вопрос очень интересен людям. Никуда не деться.
Еще вопрос: "Мы с женой чувствуем, что мы половинки одной души. Такое может быть?"
Ответ: Да, может быть такое. Если вы действительно прожили счастливо вашу предыдущую жизнь, то вполне возможно, что в следующий раз вы уже будете в большем сближении между собой, а может быть, даже одной душой.
Реплика: Красиво! Арсен задает вопрос: "Как научиться быть с душой, а не с телом?"
Ответ: Стремиться к слиянию с Творцом. Вот и всё.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023