Записи в разделе 'Душа и тело'
В тюрьме собственного эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманПо мере продвижения, человек начинает ощущать, что все духовное находится вне его тела, во всем, что его окружает: в неживой, растительной, животной природе, в людях. Это и есть тот мир, та область, к которой мы должны научиться относиться с любовью, заботой, как к великой ценности, чтобы для нас стал очень важен весь мир, находящийся вне нашего тела.

Ощущение существования в физиологическом теле возникает лишь в нашем воображении благодаря совокупности действующих на нас сил. Именно поэтому мы чувствуем, будто живем внутри материального тела. А если в человеке появляется стремление жить вне своего тела - во всем, что его окружает, это уже потребность ощутить душу.

Начав над этим работать, человек видит, что всю работу нужно сосредоточить на правильном окружении, ведь только оттуда он может получить помощь и поддержку. Такое окружение, группа является представителем внешнего мира, который может реагировать на меня, притягивать к себе, помогая выйти из себя наружу. 

И тогда я воспринимаю группу, как своего спасителя, бросающего мне веревку, чтобы вытащить меня, как из колодца. Я уже не связываю себя с телом и желаю выйти из него наружу, а потому хватаю эту веревку. А группа, товарищи, находящиеся снаружи, вне меня, помогают мне вырваться из своего тела.

Так взаимно работая, мы по очереди помогаем друг другу подняться и выйти из себя. Ведь только за пределами своей кожи, своих шкурных интересов человек начинает ощущать, что группа - это не собрание каких-то людей, а святая Шхина, в которую облачается Творец.

Тело состоит из "клипат Нога" - такой части, которая обеспечивает мне свободу выбора, и "змеиной кожи" - самого сильного эгоизма, тянущего меня обратно, чтобы я смог приложить достаточное и правильно направленное усилие, стараясь вырваться.

Своим желанием выбраться из своего эгоизма, любви к самому себе, мыслей о собственном благе, вырваться за пределы своей кожи и думать о группе, товарищах, мире, я пробуждаю силу, приходящую через группу, учителя, Творца, которая спасает меня из этой тюрьмы. Все это происходит за счет   взаимной работы в группе, с учителем, с книгами, благодаря учебе, распространению - всем средствам, в которые облачается сила Творца и помогает мне выйти из самого себя.

Из урока по статье из книги "Шамати", 13.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вы любите цветы?

Крик со дна колодца

Когда падут завесы

Когда падут завесы

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.20: Наше "тело" в его дурной форме, данное нам в настоящем, не принижает нашей сути, поскольку ему и всем его обретениям предстоит исчезнуть без следа вместе со всей системой скверны, являющейся их источником. А каждый, кому предстоит сгореть, подобен уже сгоревшему, словно его никогда и не было.

Суть души (нэфэш), облаченной в это "тело", – тоже одно лишь желание, но желание отдавать, проистекающее из системы четырех чистых миров АБЕА. И она существует вечно, поскольку эта форма дающего желания подобна Источнику жизни и неизменна.

Мы находимся в бесконечной реальности, а все миры (оламот), т.е. сокрытия (аламот) – это лишь "фильтры", адаптирующие для нас картину Бесконечности, ступени сокрытия, существующие лишь в нашем восприятии. Они исчезнут, как только мы сможем аннулировать свое "тело" – эгоистическое желание.

Однако это желание еще нужно раскрыть. Где же, собственно, оно находится? Ведь сегодня практически все мои желания действуют на "животном" уровне. Подлинное желание наслаждений проявляется лишь тогда, когда я начинаю прилагать старания в работе на отдачу и обнаруживаю всё, что противоположно желанию отдачи. Напротив правой линии проступает левая, напротив чистоты – скверна. 

Здесь, внизу, за "чертой духовного восприятия", мы находимся в мнимом мире, где наши желания, как сказано, "подобны животным". Но если, работая в группе, в распространении, в единении ради товарищей, ради человечества, а в конечном счете – ради Творца, мы проявляем устремление наверх, то раскрываем свое испорченное "тело", т.е. получающее желание с эгоистическим намерением.

Чтобы исправить это желание, надо сменить его намерение на альтруистическое. Само получающее желание остается, а над ним я выстраиваю желание отдачи – душу. Ее суть – в моей отдаче всем. Одаряя всех, любя всех, над своим "телом" я развиваю душу. Так мы и приходим к исправлению.

Тогда этот мир пропадает, и я вижу все миры до мира Бесконечности. В конечном итоге остается лишь он, а промежуточные состояния, сделав во мне свое дело, исчезают.

Мы и сейчас существуем в мире Бесконечности. И сейчас тоже всё зависит от моего намерения. Нет ничего незыблемого и непоколебимого – всё обрисовывается и происходит лишь в моих свойствах.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 13.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не отрывая глаз от цели

Вуаль на лике Бесконечности

Вернуться в Малхут Бесконечности

Во что облачается душа?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Хотя можно увидеть смену тел в нашем мире, но души не меняются, а только переходят из тела в тело, из поколения в поколение. Нет новых душ: одни и те же души облачаются в новые тела.

"Тело" – это получающее желание. Если у него есть намерение ради отдачи, то, согласно закону подобия свойств, в него облачается свет. И первая, самая малая толика этого света, первая ступень души, называется "нэфеш". В целом, свет, облачающийся в исправленное желание, – это другой уровень души, нэшама. Ну а самые высокие светá хая и йехида мы не раскроем до конца исправления.

Вообще, в реальности существует только сосуд и свет. Бывает так, что свет не может проявиться в сосуде и лишь слегка "подсвечивает" ему, поддерживая в нем жизнь. И бывает так, что сосуд обретает подобие свету – намерение. Ведь само получающее желание всегда противоположно свету, который весь обращен на отдачу. Но если поверх желания имеется намерение ради отдачи – "вера выше знания" или "отраженный свет", – тогда оно в какой-то мере подобно свету и может получить его. Между ними уже есть связь, и приходящий в желание свет называется "нэфеш", или "руах", или "нэшама". 

Вот о чем говорится в науке каббала – об исправленном "теле" желания. С другой стороны, в нашем нынешнем желании нет никакой души, даже уровня нэфеш.

Что же касается физического тела, о нем речь вообще не идет, поскольку оно лишь представляется нам как часть всего этого воображаемого мира.

Книги каббалистов – не медицинские учебники и не анатомические пособия. Они говорят о духовном мире, о душе. А "душа" – это часть Творца свыше, т.е. желание наслаждать, свет, облачающийся в исправленное желание наслаждений. Это вовсе не наше нынешнее желание, обращенное на то, чем "кормит" людей наш мир, относящийся к "животному" уровню. Нет, речь идет о желаниях, которые проявляются во мне по отношению к Творцу и относятся к человеческой ступени.

Где же взять эти желания? – В группе, среди товарищей. Я раскрою их только там, но никак не в физических ощущениях.

И потому всё, что относится к телу, к физиологии, можно "отложить в сторонку". Каббала об этом не говорит. Она занимается желанием, раскрывающимся мне во взаимоотношениях с Творцом. Желанием хорошим или дурным – когда я хочу насладить или, наоборот, обокрасть Его.

Именно эти отношения иллюстрирует пример с гостем и Хозяином. Когда я сижу за столом с угощениями, дело тут не в окружающей обстановке, а именно в Хозяине. Всё остальное – "животный" уровень, и он "остается за кадром". Суть в том, что я сижу перед Хозяином. Как же я отношусь к Нему? Как Он относится ко мне? Что происходит между нами? Это и есть наука каббала, и только здесь кроется духовное.

Из урока по статье "Мир", 08.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сосуд души

Что такое душа?

Множественные круговороты жизней в одном теле

После воскрешения мертвых

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.3: "Тело" презренно настолько, что сразу же с момента своего рождения осуждено на смерть и погребение. Мало того, сказано в Книге Зоар, что пока "тело" не разложится полностью, душа не сможет подняться на свое место в райском саду. Но раз так, почему "тело" обязательно должно снова восстать при "воскрешении мертвых"? Разве не сможет Творец насладить дýши без него?

Действительно, зачем снова оживлять "тело"? И что будет с душой? Она снова опустится вниз из райского сада?

А еще более непонятны слова мудрецов о том, что "мертвым" предстоит воскреснуть в своих пороках, дабы не сказали: "Это другое тело". А затем излечит Творец их пороки.

После разложения от "тела" ничего не осталось. Для чего же оно должно вернуться к жизни? И какая разница, если кто-то что-то скажет?

Следует понять, почему Творцу важно, если они скажут: "Это другое тело". Важно до такой степени, что из-за этого Он заново создаст их пороки и должен будет излечить их. 

"Тело", т.е. получающее желание, изначально всегда было чистым, всегда пребывало в слиянии. А весь тот виток, который мы проходим, нужен лишь затем, чтобы получить дополнительный подъем к Творцу, прочувствовать 125 ступеней, отточить, утончить свою восприимчивость в ощущении Творца и поднять себя со ступени творения на Его ступень.

Вот почему получающему желанию необходимо пройти весь этот кругооборот, а в конце исправления заново обрести свои пороки. Тогда мы сможем сравнить то, каким оно было в начале творения и каким стало в конце, после прохождения всех ступеней и тлена.

Всё это осуществляется посредством нашей работы, в итоге которой, после "воскрешения мертвых", мы обретаем новую грань желания и благодаря ей можем слиться с Творцом.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 27.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы большого пути

Триста десять миров в награду

Поминовение или благодарность?

Чего ждать от Мессии?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Миллионы людей в мире ждут Мессию. Почему каббалисты изначально не объяснили понятие "Машиах"?

Ответ: Невозможно объяснить это людям. Давай я объясню тебе, а ты попробуй передать другим.

Мы находимся в большом мире, в огромной реальности, но улавливаем из нее лишь крохотную часть, которую называем "этим миром". Жизнь и смерть – всё происходит в этой маленькой сфере под названием "Вселенная".

И всё зависит от осознания. Наше тело относится всего лишь к животному уровню, но сегодня мы ассоциируем себя с ним: кормим и поим, моем и укладываем спать – короче говоря, все время заботимся о нем.

Так уж я устроен: тело живо и здорово – мне хорошо, тело болеет – мне плохо, тело умирает – и я вместе с ним. Ведь мне кажется, что кроме него, ничего нет.

Но приходит время, когда мы можем развить свое осознание и возвысить его над телом, чтобы не в нем ощущать жизнь и не через него видеть мир. Это новое, расширенное, более высокое осознание, не ограниченное пределами тела, называется "интегральным". Посредством объединения с другими я приподнимаюсь над своим физическим телом и в нашем единстве через других начинаю ощущать более широкую реальность. Она воспринимается не только в моем теле, а в нескольких телах вместе, в связи между нами. Всех нас я ощущаю как одно новое тело. 

Раньше был просто я, а теперь мы формируем между собой различные виды связей – до такой степени, что начинаем жить общей жизнью в единой системе – все вместе. Вместо обособленной и ограниченной сферы собственного бытия, каждый ощущает жизнь целого – нашего общего духовного тела, или души.

Путь к такому ощущению открывается всем только сегодня. Если то, что в душе, я чувствую сильнее (V), чем то, что в материальном теле, тогда я ощущаю себя в новом, духовном теле. На самом деле в обоих случаях речь идет о желаниях, но в душе они объединены и лежат "выше знания" – это уже желания отдачи. Ведь я, как и все остальные, нахожусь над своим телом, которое покрыто экраном.

Тем самым мы выходим в новую реальность, в новый мир, обретаем новые ценности и уже иначе поверяем жизнь и смерть, здоровье и болезнь, и т.д.

2013-02-07_rav_bs-maamar-le-sium-zohar_lesson_n7_01 

Этот переход от самоощущения внутри себя к самоощущению снаружи очень-очень непрост и осуществляется с помощью особой силы. Она вытягивает (мошэх) меня из внутреннего самоосознания во внешнее и потому называется "Машиах". Чтобы вызвать ее, надо действительно вложиться…

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 07.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Там, за горизонтом исправлений

Отделить свое "Я" от бренного тела

Царство Машиаха – идеи исправления

Предвкушение смерти… (клип)

Вы боитесь смерти?

Жизнь как мгновение или мгновение как жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманСказано: "Сделай себе учителя и купи друга". Речь идет о том, к какому типу связи мы можем прийти между нами самими и между нами и Творцом. От этой связи зависит наше исправление от разбиения. В той мере, насколько мы соединяемся и переступаем через разбиение, исправляем его, в этих исправленных желаниях, в связи между ними мы раскрываем духовную реальность.

В материальном мире мы живем внутри своего желания до тех пор, пока не реализуем все материальные информационные гены с животного уровня. И когда один ген (решимо) исчерпывает себя и сменяется другим, мы ощущаем это как свою смерть. А рождение с новым решимо называется новым круговоротом жизни.

Но духовные решимот мы можем постоянно обновлять, каждый раз исправляя связь между нами. Если человек понимает, что способен реализовать эти духовные решимот: выяснить их и исправить, то в исправленных решимот ощущает следующий уровень своего существования, то есть духовную жизнь. 

Материальная жизнь осуществляется благодаря одному гену (решимо) животного уровня, и когда он полностью реализуется, то есть проходит стадии: зародыш, вскармливание и зрелость (ибур, еника, мохин), то умирает. Но на человеческой ступени мы можем реализовывать множество решимот, сменяя их каждое мгновение, и чувствовать в них свое продвижение к постижению духовного мира.

В противоположность материальному миру, воспринимаемому в материальных решимот, духовный мир ощущается в исправленном, духовном решимо, то есть в связи между нами. Получается, что мы живем одновременно в двух мирах: внутри материального решимо, в ощущениях своего тела, и в неисправленном духовном решимо, ощущая нарушенную связь между нами.

Если же мы исправляем эту связь, то в исправленном решимо раскрываем духовную ступень: вместо разбитого мира ощущаем исправленный мир. Соответственно, мы чувствуем новые исправленные желания, а внутри них свет,  наполняющий их согласно ступени их исправления.

Поэтому, единственное, что нам нужно, это обеспечить необходимое, минимальное существование для решимо животного уровня и насколько только возможно, с максимальной скоростью продвигаться, исправляя решимот человеческой ступени.

Из урока по статье Рабаша, 23.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Либо я займусь проблемами, либо проблемы займутся мной

Когда всё на пользу

Свобода от смерти

Сосуд души

каббалист Михаэль ЛайтманВ каббале "телом" парцуфа называется желание наслаждаться ради отдачи, а "душой" – свет, который его наполняет. Чтобы обрести душу, мы выстраиваем объединение между нами, т.е. из получающего желания формируем дающее. Для этого мы связуемся с группой над эгоизмом, отказываемся от эгоистического желания и обращаем его на противоположные действия. Тем самым получающее желание работает ради отдачи.

Преображение с эгоизма на отдачу осуществляется Творцом, если я обязываю Его к этому своей работой в группе, в окружении – как сказано: "Победили Меня сыновья Мои". Он воздействует на меня, и тогда мое получающее желание может работать на отдачу. Соответствующим образом я теперь отношусь к товарищам, и мы формируем связь между нами, выстраивая формы отдачи из "толщи" эгоистического желания, которая становится чистотой желания альтруистического.

Получающее желание подразделяется на пять пластов "глубины", или авиюта – с нулевого по четвертый. А еще в нем есть "духовный зародыш" – точка в сердце (•), которая постоянно беспокоит, "трясет" меня. Чтобы реализовать ее, я вступаю в группу и вызываю на себя свет, возвращающий к Источнику, – окружающий свет (ор макиф – О"М). 

Прежде всего, он производит во мне Первое сокращение (Цимцум алеф – Ц"А), благодаря чему я могу не принимать в расчет свое получающее желание. А затем я смогу даже работать с ним ради отдачи, только уже не в толще (авиют), а в чистоте (закут), которая также подразделяется на пять ступеней. И соответственно, я обретаю пять светов: нэфеш, руах, нэшама, хая и йехида – снизу вверх: НаРаНХаЙ.

Таким образом, мое дающее желание формируется из получающего, которое было у меня раньше. Это дающее желание называется сосудом души (нэшама). Почему именно нэшама? Потому что до этого уровня мы получаем свет на постоянной основе, используя авиют нулевой, первой и второй степени (НаРаН), а светá хая и йехида для нас непостоянны и приходят лишь в виде подсветки (ХаЙ).

2013-01-06_rav_bs-guf-ve-nefesh_lesson_n6_01 

Итак, сосуд души – это чистое дающее желание, а наполняющий его свет называется светом нэшама. В целом, это и есть моя душа, которая постепенно переводит на свою сторону весь эгоизм. А значит, получающее желание не исчезает – мы лишь меняем способ его применения.

Из урока по статье "Тело и душа ", 06.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уход от умозрительности

Что такое душа?

Вопрос, который есть у всех

Формула перемен

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время я, по роду службы, общаюсь с несколькими профессорами, и в числе прочего мы говорим о каббале. Надо сказать, что они понимают ее положения – но не верят…

Ответ: Верно. Их подход рационален: "Мы столько всего изучили в нашем мире при помощи различных науки и их разделов, что картина, в принципе, ясна. Но вот приходит некий человек, с виду не сумасшедший и адекватный, и начинает излагать некую концепцию, невесть откуда взятую. Он говорит, что это основа всех наук, и всё связывает со светами и сосудами.

Однако нам ни о чем таком не известно. Мы не наблюдаем в мире реальных проявлений того, о чем он рассказывает. Пускай его объяснения звучат очень логично, но он выстраивает свою мудрость на воображаемом постулате. "Давайте предположим, что это так", – говорит он и на этом допущении воздвигает хорошо слаженную конструкцию, целую философию.

Но почему мы должны принимать ее за науку, если, согласно нашим установкам, она таковой не является? Наука – это то, что можно изучать и осмысливать. Он же говорит, что его наука требует жить ею, меняясь внутренне. О таком мы никогда не слышали. Что значит "изменить человеческую природу"? У нас есть культура и воспитание, мы учим людей доброте и отзывчивости – чего уж больше? И какое отношение это имеет к науке?" 

Ученые не в состоянии осознать относительность собственного восприятия. Они не понимают, что перемены в человеке меняют его реальность, поскольку вся она создается внутренними откликами.

Наука каббала объясняет четкую взаимосвязь: по мере того как я меняю себя, меняется мир, который я ощущаю. Такова ключевая формула с постоянным коэффициентом и переменным параметром, отражающим мои сосуды-желания, мою восприимчивость, мои намерения, мысли и т.д. Меняются они – меняется мир:

2013-01-02_rav_bs-guf-ve-nefesh_lesson_n4_01 

X – это я, K – неизменный коэффициент, а y – это мир. И я говорю с теми, кто готов это услышать.

Однако у ученых такой готовности нет. Им недостает нового, дополнительного желания, которое влечет наружу из этого мира. И если они не разовьются до него, то не услышат. Здесь нужна чувствительность к явлениям не только нашего мира, но и мира духовного.

Вопрос: Что же выходит? Интеллигентные люди с высшим образованием не в состоянии нас понять?

Ответ: Они как раз наиболее "непробиваемы". Ведь они уверены, что у них уже есть твердая основа.

Вопрос: К кому же тогда обращаться?

Ответ: Каббалистическая притча рассказывает, как в один город пришел некто по имени Патхия, забрал оттуда всех "пустых" людей и ушел с ними в пустыню. Ведь человек, задавшийся новым вопросом о смысле, чувствует себя жалким и опустошенным. И наоборот, если человек нечувствителен к этому, если у него нет соответствующего сосуда-желания, значит, он еще не вышел на нужную ступень восприятия.

Разумеется, мы не отказываемся от распространения, однако расслышать послание науки каббала может лишь тот, у кого есть точка в сердце. Альтернатива этому – почувствовать себя загнанным животным, не знающим, куда деться от града ударов. Тогда оно будет готово пойти за нами, лишь бы избавиться от бед…

Из урока по статье "Тело и душа", 02.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за занавесью?

Все пути познания ведут к каббале

Золотая середина между мистикой и схоластикой

Что там, за занавесью?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В статье "Тело и душа" Бааль Сулам пишет, что всё явное и скрытое находится в человеческом сознании. Скрытое от меня сегодня – раскроется завтра. Сейчас, на подготовительном этапе, что для нас является "скрытым"?

Ответ: Прежде всего, здесь имеется в виду не абстрактная область неведомого, а реально существующая действительность, которую мы пока не можем изучать. Я знаю, что она есть, и знаю, что она скрыта от меня. Говоря иначе, Творец там, за занавесью – об этом говорят все мои расчеты, весь мой опыт.

Это тоже своего рода знание, но еще не ясный факт, который я мог бы засвидетельствовать сам и продемонстрировать другим. У меня есть доказательства, обоснования, но суть еще не проявилась. Бааль Сулам пишет в той же статье, что знания, еще не осознанные полностью, относятся к "скрытой" области. Речь идет именно о знаниях, а не о "философии".

К примеру, эксперименты на коллайдерах и ускорителях позволяют физикам выдвигать различные теории о структуре микромира. Пускай ее элементы еще скрыты, однако полученные данные позволяют делать предположения и дискутировать, поскольку уже ясно: за этой "занавесью" что-то есть. Факты могут оказаться несколько отличными от теорий и даже противоположными научным догадкам, однако такой подход полностью "легитимен". 

В нашем случае, точка в сердце говорит человеку: "Существует некая Сила, управляющая всем, охватывающая и замыкающая всё в единый комплекс, – и я хочу раскрыть ее". Это желание уже выстраивает некую модель того, что мы ищем, – смысла жизни, ее источника, ее причины, ее программы. "Кто крутит, кто управляет мною и всем вокруг?" Человек угадывает, "чует" Творца и потому приходит к науке каббала – за ответом на уже возникший вопрос. И наоборот, у кого нет этого вопроса, тот видит в каббале лишь умозрительные построения.

Далее мы обнаружим, что "Творец" – это сила объединения, что кроме единства ничего нет, и именно оно проявляет все прочие силы и элементы реальности.

Что же касается исследования в "скрытой" области, мы исследуем не самого Творца, а Его действия. В каббале этот принцип четко сформулирован: "Из действий Твоих познаем Тебя". Мы никогда не говорим о Творце как таковом – ведь это уже абстрактная форма и суть, т.е. непостигаемые области. Наши исследования относятся к форме, облаченной в материал, она-то и есть "Творец" (Борэ) – буквально: "приди и узри" (бо-рэ). Материал – это я, а форма, которую я принимаю, – это Он. С каждым разом я всё больше соответствую Творцу, и Он раскрывается во мне, "облачается" в меня.

Вопрос: Как же я исследую Его действия?

Ответ: На себе. В этом и заключается вся наша работа. Только сначала надо принимать Его формы, Его "отпечатки", подготавливая  для этого место внутри и исправляя всё необходимое, – а затем ты получаешь форму отдачи и переносишь это отношение на окружающих, на товарищей. Это и есть форма Творца, которую ты изучаешь, познавая тем самым Его, т.е. постигая, что такое отдача, единение.

Вопрос: Но сегодня я еще не могу относить действия Творца на Его счет…

Ответ: В исследовании отрицательный результат – тоже результат. Отрицание в данном случае – это подготовка к раскрытию Творца. Ты отвергаешь Его, ты не согласен с Его существованием – так и должно быть. Всякое явление познается из противоположности.

Из урока по статье "Тело и душа", 02.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Формула перемен

Философия: дом без фундамента

На пороге неожиданных открытий

На горизонте – запредельный мир

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Т.Черниговская, проф. СПбГУ): Большая часть того, что происходит в психике, не поддается нашему контролю, более того, мы об этом ничего не знаем. Степень свободы мозга огромна, и если говорить грубо, он что хочет, то и делает.

Мозг принимает решения за несколько секунд до того, как человек это осознает. Но встает неизбежный вопрос о свободной воле. Получается, что мы зависим от генов, от врожденных особенностей психики и организма, от того, как мозгу больше нравится решать задачи, от социальных условий.

Большинство естественных задач человек решает в содружестве с другими людьми. Распределенный интеллект (distributed cognition) можно воспринимать как взаимодействие людей, как распределение когнитивных функций между человеком и нарастающим количеством умных устройств.

Появятся люди, у которых будут вживлены чипы, улучшающие память и реакции. Но где я кончаюсь и где начинаюсь? Я – это кто? Мое тело или мое сознание? А если мое тело или сознание имеют какие-то дополнительные устройства, буду ли это я? 

Человек может потеряться в новом мире, потому что он не будет знать, как себя в нем расположить. Речь идет уже не о компьютерных играх, а о том, что весь мир может оказаться виртуальным. Расстояние между живым и неживым может стереться. Сейчас всерьез обсуждается вопрос о технологическом бессмертии: разберем мозг до наночастиц, а потом воссоздадим ту же личность, только из железа. Я считаю, что это кончится очень плохо, но идея уже находится внутри науки. Вопрос о технологическом бессмертии перед человечеством никогда не стоял так реально. Процесс создания искусственного интеллекта и срастания живого с неживым движется с очень большой скоростью, и ускорение, которое современная цивилизация приобрела, пугающе нарастает.

Нет одного определения сознания. Можно считать, что у всего живого есть сознание. Есть ли сознание у котов или собак? А если мы понимаем под сознанием только самое высшее, то у 80% людей сознание даже не появлялось.

Английский физик Роджер Пенроуз говорит, что сознание – это квантовая аномалия. Квантовая физика показала, что мы живем не в том мире, в котором мы предполагали. В нем один и тот же объект может одновременно находиться в двух разных местах. Там непонятны отношения причины и следствия: обязательно ли причина по времени предшествует следствию? В утешение нам всегда говорили, что это бывает только в микромире. Но крупные ученые говорят тоже о мире, в котором мы живем. Мы участники, а не наблюдатели бытия, субъект одновременно и объект. Это серьезный перескок из квантового мира в этот.

Кант говорит, что мы не выводим законы из природы, мы навязываем природе законы. Мы так видим эти законы, но это не значит, что они есть. Квантовая физика говорит ровно это: наблюдатель не является субъектом, который находится в зрительном зале, в то время как мир находится на сцене. Он на той же сцене, и когда наблюдатель со сцены уходит, он должен замолчать, потому что он не знает, что там происходит в его отсутствие. Мы оказались в неком неньютоновском мире.

Про 95% материи ничего не можем сказать. Создатель положил нам определенные границы слуха, зрения и кожной чувствительности. Магнитные поля и ультразвук мы не чувствуем, но это не значит, что этого нет.

Кант писал, что наш мозг позволяет нам такой мир. Все наши сенсорные системы позволили войти в наш мозг только определенной доле информации. Уже после этого дозирования мозг как хотел, так и обработал эти данные. Поэтому, когда говорят: "Мой мозг", - я, на месте мозга, засмеялась бы от души: Кто чей? Это череп твой, а ты – мозга. Как нам это осмыслить?

Вопрос о соотношении веры и науки. Ученые пытаются узнать, как Создатель устроил мир, по каким законам. Если Вы атеист, то скажете вместо Создателя – Природа. Но это ситуацию не меняет. 

Гейзенберг, лауреат Нобелевской премии по физике, один из создателей квантовой физики, писал, что начало раскрытия естествознания делает нас атеистами, но затем приводит к Богу. А когда человек добирается до такого уровня сложности как космология или мозг, он может только развести руками.

Реплика: Именно наука и приведет человечество к раскрытию высшего мира, к осознанию, что следующая ступень познания раскрывается в науке каббала.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг: тайна, недоступная науке

Изменить сознание массового человека

Британский ученый: мы живем в воображаемом мире

Не стесняйтесь меняться

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Тело и душа": Тело можно представить как исправную электрическую машину с проводами, протянувшимися к мозгу. Они задействуются через контакт с внешними факторами, и направляют в мозг свои отклики: боль или наслаждение. А мозг указывает определенному органу, чтó делать.

Вопрос: Выходит, все ощущения тела, вся его жизнь – словно "фильм", который ему показывают?

Ответ: Тут сплетаются два подхода: субъективный и объективный. В принципе, раз уж ты видишь, воспринимаешь некую картину мира, то не можешь перечеркнуть ее и произвольно отнести на счет игры воображения. Да, возможно, речь идет о фантазии, но эта "фантазия" – наша жизнь, и мы должны принимать ее как данность.

Вопрос: Где же тогда истина?

Ответ: Нет истины, всё относительно, всё оценивается человеком. На земле живут семь миллиардов, и у каждого своя правда. Ведь у нас нет абсолютных критериев, по которым можно было бы поверить истину. Все мы висим в пустоте, как Земной шар, как вся Вселенная, – кто знает, где она "подвешена"? Сейчас ты жив, но в какой-то момент умрешь – и кто над этим властен? В чьих руках ниточки?

В нашем нынешнем состоянии, за неимением базовых эталонов, мы неспособны делать абсолютные замеры. Мы установили множество относительных шкал и единиц измерения: Гринвич, килограмм, метр, кулон, ом – но это условные величины для сравнительных измерений. Они лишь подтверждают тот факт, что на самом деле ухватиться нам не за что и по-настоящему мы ничего не можем измерить. 

Мы не знаем, что такое истина, и согласуем между собой определенные рамки условных сопоставлений. Ведь для нормальной жизни необходим общий язык – а иначе как мы будем реализовывать свою взаимосвязь и зарабатывать друг от друга?

Итак, истины нет. Да никто в ней и не нуждается. Ведь если обнаружится нечто непреложное, мне придется принять это за факт – а я предпочитаю свою "правду". Да, мы можем достичь абсолютных величин, но эгоизм не позволяет нам этого, и потому мы погружены в относительность, в переменчивость.

Надо привыкнуть к такому положению дел, согласиться с ним, принять за факт. Это нормально, если я демонстрирую, что изменился со вчерашнего дня. Именно в продвижении вперед человек понимает, что нет ничего определенного, надежного, незыблемого. Если вчерашнее благо кажется мне благом и сегодня, значит, я застыл – даже не на растительном, а на неживом уровне. И наоборот, на человеческой ступени я каждый день вижу "опрокинутый мир". Ведь каждая следующая ступень противоположна предыдущей.

На духовном пути я не просто добавляю новое к имеющемуся, а с каждым разом преображаюсь – и стесняться тут нечего. Не надо представляться "несокрушимой скалой" – все мы постоянно меняемся, и это хорошо. Только дети, вечно беспокойные и неугомонные, могут расти.

Итак, мы не можем определить ничего абсолютного, и потому должны руководствоваться лишь тем, что видим, принимая эту картину как истинную. Истина одна – нет ничего постоянного, всё меняется относительно человека.

Из урока по статье "Тело и душа", 31.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где находится бессмертие?

Многосериал под названием "Моя жизнь"

Где же истина? (клип)

Когда война покажется избавлением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время я часто бываю в больнице и наблюдаю у некоторых больных отсутствие элементарного жизненного инстинкта. Люди не цепляются за жизнь. Что случилось с этим базовым желанием?

Ответ: Оно исчезает – и у больных, и у стариков, и у молодых. Таков естественный ход эволюции: эгоистическое желание растет не только количественно, но и качественно.

Мы всё еще судим по количеству, стремимся к бóльшим масштабам, к большей роскоши – однако внутри тем временем меняется качество. И внезапно мы обнаруживаем, что развитие требует от нас чего-то более высокого – таких ценностей, которых нет в нашем мире. Во мне появляются новые запросы, на которые мое окружение не может ответить. И тогда выходит, что мне просто нечего здесь делать, нечего искать, не для чего существовать, нечем наслаждаться. Ведь я уже не просто ищу наслаждения, а хочу раскрыть нечто более сокровенное.

Но постойте, какая там сокровенность? Люди и сами не знают, чего хотят. 

Это потому, что нашему миру больше нечего им предложить. И тогда защитные механизмы тела толкает многих, особенно молодое поколение, к всевозможным прихотям и безрассудствам, а также к суициду, наркотикам, террору и прочему негативу. Они ищут чего-то – но ничего не находят. Сегодня проявляется новое эгоистическое желание, которое видит перед собой стену: "К чему я пришел? Весь мир безжизнен. Почему я здесь?"

Люди, еще не достаточно развившиеся разумом и чувством, становятся экономистами, адвокатами – короче говоря, ищут успеха в жизни. Их еще манит что-то, еще прельщает некая выгода. Ну а те, кто развился чуть больше, уже неспособны найти для себя что-то стоящее. У них изначально нет вкуса к жизни, и это порождает намного больше тяжелых явлений, чем мы видим на поверхности. Ведь СМИ и интернет спасают многих от самоубийства. Общее мнение заставляет каждого участвовать в этих "играх", отвлекает от главного вопроса. Однако скоро это закончится, через полгода-год волна схлынет, и мы увидим, как теряют свою популярность ресурсы медиа-мира и виртуальной реальности.

И вот тогда возникнет проблема – чем занять людей? Ведь тем временем повысится количество безработных, возрастут масштабы лишений. Человеку некуда будет податься, исчезнут даже те средства, которые были раньше…

Вопрос: Известно, что статистика депрессии и опустошенности растет. Откуда же на этом перепутье человечества возьмется новое желание, которое поведет людей по духовному пути?

Ответ: На самом деле, без "подсветки" свыше тут не обойтись. Разумеется, мы не сможем пробудить их, если не получим свет – и для себя, и для них, по принципу "первенец берет вдвойне". Лишь так мы сумеем показать им путь, показать искру света, которой хватит на всех. Будем надеяться, что нам это удастся. Ведь в конечном счете, это наш долг.

А если нет, то альтернатива – мировая война. Люди почувствуют, что лучше так, чем продолжать жить по-старому. Никто не воспротивится войне. Напротив, уже в этом месяце многие с интересом ожидали конца света, предвкушая хоть какое-то разнообразие. "Не наступил? Ну что ж, подождем следующего…" Люди будут рады войнам, пускай неосознанно…

Из урока по статье "Тело и душа", 30.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё против нас

Проблемы конечного развития

Когда нет жизненных сил…

Отгораживаясь от мира

каббалист Михаэль ЛайтманКогда люди были ближе к природе, они чувствовали ее так, что нам это кажется чуть ли не мистикой. Однако на самом деле им раскрывались реальные природные явления. К примеру, амазонские племена понимают лес намного лучше нас, они чуют его запахи на километры, читают следы и знаки, расшифровывают звуки…

Ведь у них нет ничего другого. Человек живет в этом, от этого зависит его жизнь, и потому он всё больше развивает свою связь с окружением. По полету птицы, по дуновению ветра он узнаёт о многих вещах. Всю неживую, растительную и животную природу он связует воедино и воспринимает комплексно.

Ну а мы, наоборот, чуждаемся окружения, закрываем двери и окна, лишь бы не видеть городской сутолоки и не слышать гула машин. В итоге мы блокируем свои инструменты восприятия, полностью отгораживаемся от жизни, от Вселенной.

Вопрос: Однако люди часто путают близость к природе с чем-то сверхъестественным…

Ответ: Всё это – чувства, ощущения, которые можно развить в себе. Некоторые люди могут взять тебя за руку и рассказать, кто ты и каковы твои планы. Некоторые предсказывают будущее, читают мысли. Это естественные ощущения, которые мы утратили на пути развития цивилизации, а никакая не "экстрасенсорика". Природа заложила в человека чувства намного более острые, чем нынешние. И она не оставляет сомнений в том, что чудес не бывает…

Из урока по статье "Тело и душа", 30.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда Природа меняется в лице

Прицел в будущее

На "ты" со вселенским разумом

Что такое душа?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "душа" в науке каббала?

Ответ: "Душа" (нэшама) – это сосуд, наполненный светом со ступени Бины. Если над своим материальным, "животным" получающим желанием я развиваю отношение к ближнему и хочу быть привязан к нему, то чувствую отторжение, неприятие. Протягивая эту связь дальше, я начинаю презирать ближнего, а затем – ненавидеть его.

Всё начинается с нулевого, нейтрального уровня. Каждый раз, стремясь хорошо отнестись к ближнему (+), я проявляю вместо этого негатив (–). И чем больше мои старания (↑), тем больший негатив мне раскрывается (↓).

Так я прохожу пять стадий – с нулевой по четвертую, на которой обнаруживается ненависть – причем обнаруживается именно тогда, когда я хочу достичь любви. Это происходит в целом при подъеме и в частности на каждой ступени. Пока я не доберусь до "дна", пока не проникну в желание на всю его глубину (авиют) – ненависть мне не раскрывается. И на каждом этапе имеются пять этих стадий, составляющих конструкцию АВАЯ. 

Итак, душа – суть духовный сосуд отдачи ближнему, или Творцу. На нулевой, первой и второй стадии этот сосуд постоянен, и его наполнение называется "светом нэшама". А на третьей и четвертой стадии вплоть до конца исправления я раскрываю его на непостоянной основе, и потому он называется "нэшама" – по уже достигнутому постоянному состоянию.

2012-12-17_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n6_01 

Таким образом, всё происходит в наших взаимоотношениях, в раскрытии ненависти и любви, между ними. Я все время стремлюсь проявлять, выстраивать эти отношения, я иду, как бык под ярмом, как осел под поклажей, зашоренный, "зацикленный" на этом направлении, – и тогда обретаю душу.

А значит, души нет ни у меня, ни у тебя – но между нами мы можем прийти к таким отношениям, которые назовутся "нэшама". И тем самым мы завершим свое исправление, поскольку оставшиеся два уровня – хая и йехида – проявятся иначе, на других условиях, в тех измерениях, где мнимый мир уже исчезает…

И потому Бааль Сулам говорит, что у всех нас одна душа. То поле, та связь, что пролегает между нами, называется "душой", и она едина. Сейчас она зовется "нэшама", а в конце исправления назовется для нас "йехида".

Само слово "нэшама" пришло из каббалы: оно означает разновидность света, наполняющего исправленный сосуд на этапах, предваряющих конец исправления. В этот период мы лишь отчасти присоединяем светá хая и йехида на непостоянной основе, и в Бине льется лишь малая подсветка от света хохмá – снизу вверх.

Из урока по статье "Каббала и философия", 17.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала как высшая психология

Душа на всех одна

Душа уходит в ночи…

Страница 72 из 92« Первая...7071727374...Последняя »