Так, постепенно, мы начинаем понимать системность и истинную суть науки каббала.
На духовном пути человек однажды обнаруживает, что он заблудился в поле работы, данной Творцом. Непонятно, где я, непонятно, чего от меня хотят. Можно плутать десять, двадцать лет – и ни к чему не прийти. Далее...
Тогда я спрашиваю: что же мне делать? Что это за работа? Что у нее за цель? Как мне ее достичь?
И постепенно начинаю понимать, а вернее чувствую, что мне недостает связи с товарищами – с другими людьми, идущими к той же цели.
То же самое переживают и они. Как же нам найти друг друга в этом поле духовной работы? Каждый словно погружен во мрак, мы все блуждаем в потемках. Как же нам соединиться? Во что соединиться? Ради какой цели?
Человек, действительно чувствующий, что сбился с пути, видит, что его разбитые желания не позволяют найти верную связь с товарищами. И тогда он кричит, взывая к Творцу.
И Творец находит его в поле, и говорит: "Ты должен спросить товарищей, найти связь с ними. В этой взаимосвязи вы отыщете путь ко Мне. А иначе не поймете, где он".
Поле – это душа, это сила нашего единства, это сам Творец. И наша работа – в том, чтобы между нами найти, раскрыть Его.
* * *
"Сеявшие в слезах – жать будут с пением" (Псалмы).
Духовная работа действительно тяжела. Она ведется "в слезах" – против желания, против разума. Нам надо как можно точнее выполнять советы каббалистов, склоняя голову перед окружением, перед товарищами – как мы не делали этого никогда в жизни, буквально ломая себя.
Мы должны идти всё дальше вглубь и соединять свои сокровенные точки, так чтобы между ними забрезжило новое, духовное восприятие. И мы должны помогать друг другу на этом пути.
Это и есть "поле, благословенное Творцом" – самая ценная работа. Ведь блуждая по этому полю на самых разных уровнях, мы начинаем искать того, кто нас направит.
Поначалу человеку кажется, что разум укажет ему путь. Но путь разума – и есть блуждания эгоизма, блуждания "осла" (хамóр) в материи (хóмер) желаний. Разум всего лишь обслуживает их, но сами они относятся к чувствам и развиваются чувственно. И потому на это мы должны делать упор.
Но ведь наука каббала изучает законы Природы. Как можно руководствоваться чем-то расплывчатым, ненаучным?
Эти детали восприятия расплывчаты и ненаучны только в нашем мире. Здесь мы неспособны работать с чувством и потому пренебрегаем им. Психология и психиатрия не относятся к числу точных наук. Никто не в силах четко разобраться во внутреннем мире человека и описать его ясными формулами.
И здесь наука каббала говорит: ощущение – это ключевой сосуд, инструмент, верное и единственное средство, развивая которое, человек выходит в духовный мир.
Мы можем поделить нашу реальность на множество частей, прочувствовать их связи, "поверить гармонию алгеброй", количественно описать свои ощущения и научиться работать с ними – работать с тем, что изначально было просто чувством, эгоистическим желанием, "дурным началом".
Наука каббала призвана поднимать человека над материей. В нашем мире мы ценим знания выше ощущений. А в духовном прежде всего проникаем в чувства, изучаем их, даем им характеристики, определения – и так познаём мир.
Вот почему так важно отыскать в себе верное ощущение связи между нами. Насколько я могу сблизиться с товарищами? Насколько сознаю свое отдаление от них? Это – самое важное. Эти чувства надо как можно точнее измерять, исследовать, понимать. В каббале наука и чувство неразделимы.