Справка: Во всем мире растет статистика нападений на евреев. Антисемитизм на подъеме после операции "Нерушимая скала".
Один из вопиющих случаев произошел недавно в Окленде, где по пути из детского сада мальчик в кипе получил удар по голове от смеющегося молодчика.
Всё больше французских евреев репатриируются в Израиль. Британская "The Guardian" пишет, что сегодня складывается наихудшая ситуация со времен Второй мировой войны. Все опросы и исследования свидетельствуют об обострении.
Согласно индексу антисемитизма за этот год, 26% взрослого населения мира имеют антисемитские взгляды. Больше всего их на Ближнем Востоке и в северной Африке – 74%. В Газе и Палестинской автономии – 93%. В целом, антисемитскими настроениями охвачены 50% мусульман мира и 25% христиан мира. Речь идет примерно о шестидесяти миллионах христиан только в Европе. Молодежь заражена этим вирусом чуть меньше, женщины – чуть больше.
В США антисемитские взгляды присущи 35 процентам населения. В Англии – 17%, во Франции – 24%, в Испании – 53%, в Венгрии – 63%. Одним словом, по сравнению с прошлым опросом, положение ухудшилось по всем параметрам.
В целом, мир демонстрирует непропорциональное отношение к евреям. Мы составляем всего 0,2% от мирового населения, однако сорок процентов жителей мира полагают, что мы составляем десятую часть человечества.
76% евреев сообщают, что их затронула эта эскалация. Ко всему прочему, она захлестнула интернет, где действует целая индустрия посланий ненависти, базирующаяся, в том числе, на анонимной платформе "Darknet".
В Южной Америке нас обвиняют в планировании Третьей мировой войны и смерти президента Венесуэлы. В России и Украине мы виновны, практически, во всем. В Италии имеются порядка ста сайтов антисемитской направленности. Арабские страны используют кровавые наветы в стиле прежних времен.
Только за последние месяцы в Европе антисемиты перерезали горло бельгийскому раввину, подожгли синагогу, избили 75-летнюю еврейку, повесили в кафе объявление: "Собаки допускаются, евреи – ни под каким видом". Свастика, оскорбительные надписи, агрессивные демонстрации, обвинения Израиля в апартеиде – список велик.
В Нью-Йорке антисемитизм вырос за год на 35%. Здесь тоже рисуют свастики на синагогах и почтовых ящиках, в кантри-клабах и на детских площадках.
Вопрос: Нам трудно принять тот факт, что речь идет не об отдельных примитивных выпадах отчаявшихся маргиналов, а об обычных западных людях. Всё это, к нашему несказанному удивлению, вновь поднимает забытые, казалось бы, страхи Катастрофы.
С этим очень трудно свыкнуться, мы не понимаем, как такое может быть. И все-таки надо разобраться в происходящем. В чем корни того явления, очередную волну которого мы наблюдаем?
Ответ: Прежде всего, следует сказать, что евреи, родившиеся в Израиле, неспособны понять, что такое антисемитизм.
Две недели назад в Вашингтоне, на израильско-американском конгрессе, я проводил обсуждение вместе с очень известным израильтянином, который часто появляется на телеэкранах. Так вот, сидя рядом со мной, он хотел доказать всем, что в мире нет антисемитизма, что евреям всё только кажется. Иными словами, сам он никак не ощущает, казалось бы, столь очевидного явления.
Это очень характерный пример для израильтян, всю жизнь проживших в своей стране в качестве граждан "первого сорта". Они просто не в состоянии понять зарубежный антисемитизм.
С другой стороны, сам я прожил за границей почти тридцать лет жизни. Там я родился, там ходил в детский сад и в школу, там учился в университете, там работал. Иными словами, я прошел все этапы и постоянно чувствовал на себе это явление. Вся моя жизнь протекала на фоне общего и частного антисемитизма, когда тебе ясно, что ты – человек второго сорта. Все выше тебя, и ты должен понимать, что таково твое место. Тебе перекрыты возможности учебного и профессионального продвижения, твой потенциал изначально занижен. И всюду ты должен выстраивать особые отношения с другими.
Всё это было очевидно и посредством всеобщего социального давления формировало человека – так что у тебя и вопроса не возникало о том, существует ли антисемитизм. Ты просто жил в нем и знал, как вести себя сообразно с его реальностью.
Причем это были послевоенные годы, протекшие "в тени" Второй мировой войны – т.е. хороший период для евреев мира.
Ну а в последнее время антисемитизм возвращается, и все снова оправдывают и поддерживают его. Он становится интернациональным, всемирным, он рьяно проявляет себя с согласия миллиардов людей.
Нельзя сказать, что его направляет какая-то определенная сила. Нет, это историческое явление, происходившее всегда.
Всё началось с Авраама, который начал выстраивать свою группу согласно желанию жить в любви и единстве, а не в соперничестве. То было устремление к подъему над естественным человеческим эгоизмом, к жизни над ним, в отдаче и любви к ближнему. Тем самым группа Авраама отрешилась от Древнего Вавилона и противопоставила себя ему, т.е. всему миру. В своей основе, в своей сердцевине она изначально противоположна человечеству.
Ведь мир живет сообразно со своим эгоизмом, развиваясь на базе конкуренции и бед. Каждого подстегивает собственное себялюбие.
С другой стороны, Авраам обучал своих учеников совсем иначе. Будучи одним из главных идеологов Вавилона, он повсюду распространял свой призыв, объясняющий пути выхода из разразившегося тогда кризиса.
А кризис этот был вызван ненавистью, резким скачком эгоизма. Люди внезапно поняли, что больше не могут вытерпеть друг друга, что готовы пожрать друг друга, хотя прежде жили как одна семья. Они не знали, чтó делать с этим неожиданным раздором.
И тогда, изучив дело, Авраам понял, что причина кризиса – во вспышке эгоизма.
Из этой ситуации было два выхода, два способа наладить жизнь:
- или люди отдалятся друг от друга, разойдутся, как супруги при разводе;
- или они поднимутся над эгоизмом.
Мы должны понять, говорил Авраам, что эгоизм усиливается в нас для того, чтобы мы превозмогли, преодолели его. Несмотря на свое себялюбие, мы должны прийти к любви, к взаимопониманию, к единству между нами.
Услышала его горстка людей – несколько десятков тысяч, как пишет Рамбам. Они чувствовали, что это так, но не понимали, как реализовать верное решение. Им Авраам объяснял происходящее и его суть. Природа, говорил он, в итоге все равно подтолкнет людей к единению, несмотря на наш эгоизм. Он разобщает нас, а Природа будет давить снаружи, пока не обяжет соединиться.
Однако на тот момент еще сохранялись два варианта. Люди могли рассеяться по Земле и тем самым успокоить взаимную ненависть, вызываемую эгоизмом, – либо могли объединиться над себялюбием и стать братьями.
Каждый человек выбирал то, что было ближе его сердцу. И были люди, которые поняли, что Авраам прав, что надо не расходиться в разные стороны, а работать со своим эгоизмом. "Он представляет собой разрушительную силу, и нам стоит позаботиться о нем – приподняться над ним и соединиться друг с другом по-хорошему, в любви. Так мы и наладим жизнь".
Кроме того, Авраам объяснил им, что речь идет не просто о добром сосуществовании, а о цели творения, и что спустя тысячелетия все придут к тому же, поскольку такова тенденция Природы – вести всех к равновесию, к единству, к взаимности, к подобию свойств.
Люди, которые понимали, что это так, присоединялись к Аврааму. У них уже была для этого внутренняя база, соответствующая форма развития.
Ну а до тех пор и сам Авраам выступал за эгоистическую силу – что называется, продавал идолов, по мере сил обслуживая народ в качестве служителя культа. Он был мудр, а его отец Терах являлся верховным идеологом Вавилона, состоящим при царе Нимроде.
Но внезапно сын прошел против отца и против царя, покинул страну и отправился со своей группой в ханаанскую землю. Так и возник еврейский народ.
Таким образом, по сути своей, мы не народ в традиционном понимании. Мы – группа Авраама, вплоть до сего дня. Ничего не изменилось: "евреи" - это не национальность, а идеология, мировидение, восприятие жизни и действительности. А главное – работа над достижением цели этой действительности. Отсюда и название "Исраэль" – что значит: "прямо к Высшей силе" (яшар-Эль).
С тех пор существует ненависть со стороны вавилонян к тем, кто от них отделился. Это естественная ненависть, заложенная в природе каждого человека. Ведь эгоизм, как таковой, ненавидит альтруизм, любовь, обоюдность и единение, присущие группе под названием "Исраэль" в ее первоначальном виде.
А с другой стороны, группа эта была открыта для других, и каждый желающий мог к ней присоединиться.
С веками вавилоняне, относившиеся к "лагерю Нимрода" разрослись до масштабов нынешнего человечества. Иосиф Флавий в своих трудах описывает, как различные племена разошлись из Вавилона, чтобы охватить в итоге весь Земной шар.
Однако ненависть к группе Авраама не покидала их. Ведь люди, последовавшие за Авраамом, отправились на исследование тайны жизни и научились использовать две силы: свою естественную силу эгоизма и антиэгоистическую, альтруистичную силу, которую они раскрывали в мире.
Благодаря этому человек глубже проникает в Природу, познаёт ее тайны, умеет исследовать ее и тем самым обретает подход, доступ ко всей действительности, ко всему мирозданию. Он становится мудрее, успешнее, он обладает более глубоким пониманием. В том числе, и на материальном уровне он знает, как вести дела, как выстраивать государственные устои, как заботиться о царской казне в странах проживания, как добиваться научных успехов и нобелевских премий…
Поскольку группа Авраама не ограничивалась расширением в эгоистической плоскости, а вдавалась в глубины Природы, используя обе силы одну напротив другой, постольку она развивалась внутренне, душой и разумом.
В итоге, начиная с того времени и далее, евреи добились таких успехов и внесли столь выдающийся вклад в развитие мира, что трудно сопоставить кого-то с этой маленькой группой, шедшей тернистыми тропами истории. От них пришла Тора – основа человечества, до сих пор использующего заложенные в ней законы. Перечень "еврейского наследия" можно продолжать еще долго, но в целом, всё это обусловлено одним изначальным фактором.
Повторяю, евреи – не народ в привычном понимании. Этнически мы происходим от различных племен, кланов и народностей, населявших Древний Вавилон. Отдельные их представители пошли когда-то с Авраамом, которому было все равно, откуда прибывают его ученики. Он хотел лишь простереть любовь над всеми различиями – и принимал всех в рамки этого объединения. Отсюда и слово "иудеи" (йеhудим) – что значит: "единство" (ихуд). Из своих учеников Авраам сформировал группу, которая желала путем сплочения разрешить все проблемы этого мира и раскрыть Высшую силу над нами – "грядущий мир".
Вопрос: Действительно, несмотря на антисемитизм, евреи добиваются исключительных успехов. Они составляют 27% нобелевских лауреатов по физике и 31% нобелевских лауреатов в медицине. Они получают половину Пулитцеровских премий. 37% режиссеров, удостоившихся "Оскара", – евреи. Не говоря уже о хай-теке, стартапах и интернете. Если всё так здорово и так наглядно, почему потомки вавилонян не готовы признать правоту Авраама?
Ответ: Потому что человечеству всё это совершенно не нужно. Люди не ценят нас за то, что мы такие умные. Они вообще не обращают внимания на все эти премии и призы – они говорят, что мы приносим им несчастья.
Изначально группу Авраама ненавидели в Вавилоне вовсе не за духовный потенциал, не за проникновение в тайны Природы. Это людей не беспокоило. Они знали, что Авраам поставил свой "шатер" – иными словами, открыл учебный центр и начал обучать всех желающих. Лишь когда его организация стала более внушительной, Нимрод увидел в ней угрозу своей власти.
Вопрос: В чем же суть этой ненависти?
Ответ: Тогда она была еще "в пеленках", еще только зарождалась. А затем, когда группа эта отделилась от всех, тогда народы мира и почувствовали ее странное присутствие. И начали ненавидеть ее, потому что эгоизм противоположен отдаче.
Вот откуда взяла начало ненависть, не иссякавшая до наших дней. Она заложена в основах Природы, там, где противостоят две силы: получение и отдача. Именно в этом фундаменте мироздания мы противопоставлены всем народам, противоположны им. Эта полярность и проявляется в их ненависти к нам.
Из 457-й беседы о новой жизни, 25.11.2014