Записи в разделе 'Древний Вавилон'
Народ Исраэля: летопись подъемов и падений

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Изгнание и освобождение": Не может народ Исраэля существовать в изгнании. Не найдет он там покоя, подобно прочим народам, которые смешались с другими, нашли успокоение и растворились в них без следа. Не таков народ Исраэля. Не найти ему покоя среди народов – пока не исполнятся в нем слова: "Оттуда искать станешь Творца и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем и всей душой".

Начало народу Исраэля положила группа учеников Авраама, вышедшая из Древнего Вавилона. Прочие вавилоняне рассеялись по всему миру и смешались между собой – так что сегодня уже не найти следов тех семидесяти народностей, что населяли Вавилон. Границы стерлись, потому что всё происходило в получающем желании.

Народ Исраэля тоже состоял из двенадцати колен, и в нем тоже произошло смешение – однако он так и не растворился в других народах. Внешне он рассеян среди них, но внутренне – не тонет в этой массе. Так было обещано ему Творцом, и мы с вами уже понимаем, в чем дело: ведь невозможно сплавить воедино сосуды получения и сосуды отдачи.

И вот, по ходу развития человечество начинает исторгать народ Исраэля, находящийся в изгнании. Иногда мягко, а иногда жестко его извлекают наружу, согласно тому самому обещанию Творца: "Среди народов не найдешь ты покоя" – тебе все равно придется выйти оттуда и выполнить свою миссию.

Если же мы думаем, что это случай и судьба, то есть лишь одно лекарство – вновь наслать на нас бедствия в такой степени, чтобы мы увидели: это не случай, а высшее управление, предначертанное нам Торой.

У народа Исраэля есть две возможности:

  • Самим раскрыть высшее управление, постичь картину мира, познакомиться с программой, с общей системой и с действующими в ней силами. Ведь Творец желает, чтобы он раскрыл всё это по принципу: "Из действий Твоих познаем Тебя".
  • Если народ ленится, он негативно задействует те силы природы, которые должен был раскрыть своими усилиями, собственным устремлением. В таком случае эти нераскрытые силы, которым уже настало время проявиться, давят на народ Исраэля в виде проблем и тяжелейших страданий, заставляя все-таки выявить их, но с большим трудом.

Весь тот потенциал, который мог замечательно проявиться на пути доброго, быстрого и широкого развития, в сопровождении приятных ощущений, – обращается из "эликсира жизни" в "смертельный яд", в тяжкие страдания, которые все равно продвигают народ к доброму раскрытию.

Вначале, выйдя из Вавилона и получив методику Авраама, его ученики начали работать в группе, как один человек с одним сердцем, согласно принципу любви к ближнему, как к себе. Разумеется, на пути возникали всевозможные проблемы, о которых Тора повествует внешними описаниями. И все же это придало народу Исраэля огромный внутренний импульс: он понял законы мира, понял, как надо действовать, чтобы раскрывать Творца и поддерживать с Ним связь.

Люди не придавали важности излишествам – они стремились удовлетворить свои насущные нужды, а все остальные силы вложить в духовное продвижение. В этом состояло кредо группы Авраама, ее основа. А то, что народ не мог выполнить, он изучал на опыте страданий и бед, которые наставляли его на путь. И так – все время.

Это было очень быстрое развитие с помощью света, возвращающего к Источнику, – развитие, ведущее к духовному, к законам мироздания, к знанию о том, чтó происходит и что представляет собой этот воображаемый мир, за которым лежит мир духовный. Человек понимал, что на самом деле это та же реальность и лишь он сам ограничивает себя, а потому видит лишь внешнюю "обертку".

Это было ясно людям, и они тянулись только к насущным нуждам "животной" ступени – вместо светов, наполняли себя материальными проявлениями неживой, растительной и животной природы, а во всем остальном желали лишь получать ради отдачи, исправляя себя и наполняя душу, чтобы раскрывать Творца. Они продвигались вперед совсем не так, как народы мира, на совершенно другом уровне.

Это вызвало различия и в образе жизни. Народы развивали технологии, искали способы заработать и преуспеть, сменяли социальные формации, неизбежно проходя периоды рабства, – тогда как еврейский народ в этом смысле далеко не ушел, поскольку был устремлен на внутреннее развитие. У него просто не было нужды во внешнем прогрессе. Правда, в старые времена темп развития был невысок, и это не очень-то ощущалось, но все же идеал народа Исраэля был совершенно противоположен идеалам других народов, и евреи выглядели очень странно, целиком отдаваясь тому, что всем остальным казалось "идолопоклонством"…

А эгоизм тем временем рос, подтачивая альтруистический подход к жизни – и началось падение.

Однако они не продолжили исправлять себя, а захотели привнести также себялюбие, страсть к богатству и господству силы, как у прочих народов. И это привело к разрушению Первого храма. А поскольку наука каббала запрещала всё это – отвергли ее и переняли нравы соседей, чтобы наслаждаться жизнью, как того требовал от них эгоизм. И раздробились силы народа: некоторые последовали за эгоистичными царями и сановниками, а некоторые – за каббалистами. И раскол этот продолжался до разрушения Храма. А во времена Второго Храма это разобщение стало еще более заметно из-за недостойных учеников.

Вернувшись из Вавилонского изгнания, народ выстроил Второй храм и вновь достиг определенного подъема. Однако лучшие его представители уже не находились на духовной высоте Первого храма, а изгнание в целом настолько испортило людей, что они не стыдились гнаться за богатством и властью. В те времена науку каббала начали использовать в эгоистических целях: даже сан Великого первосвященника покупался за деньги.

И создали секту саддукеев – богатых и знатных людей, утолявших свои вожделения. Они воевали с теми, кто вышел из эгоизма, и именно они навлекли Римское царство на Исраэль, а затем не пожелали заключить мир с захватчиками, как советовали мудрецы. В результате был разрушен Храм, и цвет народа Исраэля ушел в изгнание.

Из урока по статье "Изгнание и освобождение ", 28.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шагая в пасть змеи

Тесто эгоизма готово для выпечки

Настала очередь духовных действий!

Вавилон: тогда и сегодня

каббалист Михаэль ЛайтманКогда-то, во времена Древнего Вавилона, всё человечество было едино. И жил в те времена один мудрый человек, занимавшийся поначалу идолопоклонством. Занятие это непростое и потому требует мудрости. Человека звали Авраам. Со временем он разочаровался в идолах и ушел из Вавилона, забрав с собой тех, кого смог разбудить.

Он объединил этих людей в одно целое и назвал его "Исраэль", что значит: "прямо к Творцу" (яшар-Эль). Ведь именно к Творцу, т.е. к свойству отдачи и любви, он их привел.

2012-08-15_rav_bs-iton-uma_lesson_n6_01

Группа Авраама всё росла, пока не исправила себя полностью, внутренне объединившись на ступени Первого храма – мохин дэ-хая.

А затем началось разбиение, вызванное высшими корнями, и группа утратила всё, чего достигла. Тогда она рассеялась между народами, смешалась с ними и оказала на них свое влияние.

Результаты этого влияния мы видим в науке и философии, а также в других областях. В будущем еще раскроется, что всё пошло от мудрости, которая была заложена в группе Авраама. Расселившись по земле, эти люди дали миру то, что у них было, и их искры разлетелись по всем уголкам. 

2012-08-15_rav_bs-iton-uma_lesson_n6_02

А далее произошло довольно странное дело: повсюду начал пробуждаться высший свет. Самого сосуда Исраэля уже не было, поскольку он разбился, и его осколки разлетелись по всем народам. Однако свет, опускаясь всё ниже, начал приближаться к этим разбитым сосудам.

2012-08-15_rav_bs-iton-uma_lesson_n6_03

Тогда, будучи противоположными ему, они почувствовали себя плохо, ощутили угрозы с разных направлений. Например, сегодня возникла проблема с продовольствием, на горизонте замаячила война – региональная и мировая, обостряется экономический кризис, учащаются климатические катастрофы. Проблемы всё множатся, и в моду уже вошли разговоры о конце человеческой истории.

Так вот, всё дело в том, что светá приближаются к сосудам, и те начинают ощущать свою противоположность им.

А кроме того, в мире начинают пробуждаться особые части, желание которых устремлено к свету. "Для чего и почему мы живем? – спрашивают они. – Что есть источник жизни? Какова ее цель?" Как в магнитном поле, они стягиваются, сближаются друг с другом, поскольку так воздействует на них свет. И тогда они создают между собой сеть, связанную с сетью тех душ, которые исправились и объединились в прошлом.

В итоге, есть две сети:

  • каббалисты всех поколений, т.е. желания, снабженные экраном и продолжающие исправления на своих ступенях;
  • наши сосуды-желания, которые еще не обрели экраны, но устремлены вверх и проходят период подготовки.

Всё это – одна система, стремящаяся уподобиться свету, в которой каббалисты действуют осознанно, а мы – пока нет.

И есть также спящие сосуды, которые относятся к прошлому пробуждению, к первому подъему, продлившемуся до разрушения Храма. Они называются "народом Израиля". Это не каббалисты и не пробудившиеся в сердцах точки, которые, вследствие смешения, вспыхивают сегодня искрами у наших товарищей по всему миру.

Так Вавилон начинает принимать новую форму. Во-первых, где бы люди ни пробуждались – ясно, что они устремлены на объединение и должны раскрыть в своей среде Творца. Таково их желание – надо лишь проявлять его и налаживать взаимосвязь.

А с другой стороны, мы видим тех, кто когда-то достиг духовного состояния. Они разбились, упали со ступени братской любви в беспричинную ненависть и рассеялись среди народов. Пускай даже сегодня они собираются вместе, однако не испытывают духовного пробуждения. И тем не менее, они обязаны исправить себя, потому что в них живут решимот, "метки" прежних состояний. Эти решимот всё еще молчат, спят – и мы должны разбудить их.

Итак, есть внутренний круг тех, кто просыпается (•), а также внешний круг тех, кто пока спит, но обязан проснуться и приступить к исправлению (еврейский народ). Если первые представляют собой Исраэль на деле, то вторые – это "Исраэль по рождению", на материальном, а не духовном уровне.

Ну а все остальные относятся к категории народов мира, и в них тоже включены духовные искры благодаря смешению с народом Исраэля, который специально для этого разбился и вышел в изгнание.

Отсюда проистекает порядок исправления. Безусловно, сначала надо исправить тех, кто обладает точкой в сердце (1). Затем надо исправить еврейский народ (2), а затем – все народы мира (3). После этого наступит время для исправления Вавилона в целом (4).

2012-08-15_rav_bs-iton-uma_lesson_n6_04

Из урока по газете "Аума" ("Народ"), 15.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тесто эгоизма готово для выпечки

Путь света не изменить

Отрыв от Вавилона

Новый Вавилон

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Поручительство": Только сыновья Исраэля приняли на себя требуемое поручительство, а не другие народы мира, которые не принимали в этом никакого участия.

Так начало разделяться получающее желание. В Древнем Вавилоне жил единый народ, а затем он раздробился на отдельные группы, которые разошлись по земле, поскольку Высшая сила больше не держала их вместе. Это рассеяние означает, что получающие желания раскрывали различия между собой. Говоря иначе, начали проявляться различные виды желаний, относящиеся к различным ступеням: "Сирия", "Заиорданье", "земля Исраэля", "Египет" и т.д. По мере их раскрытия мы чувствовали себя всё более разрозненными, пока не обнаружилось, насколько мы все-таки внутренне связаны друг с другом.

Сегодня мы вынуждены объединяться, поскольку зависим друг от друга, не можем друг без друга. Так возвращается Вавилон, вновь заставляя нас строить "башню до небес", но уже не эгоистическую. Теперь мы не бросаем небесам вызов, а поднимаемся к отдаче, к любви, к подобию с Творцом. Это и есть настоящий "подъем в небеса".

В наши дни, в период окончательного падения старой Вавилонской башни, мы обнаруживаем, насколько разрушителен наш эгоизм, от которого идут все беды, насколько мы разобщены и далеки друг от друга. Так завершается рассеяние вавилонян: каждый хочет жить сам по себе, без обязательств перед другими, и в то же время выясняется, что ради выживания нам необходима всеобщая взаимосвязь. Понуждаемые к ней, мы чувствуем, что все-таки должны воссоединиться. Но как?

Тогда, осознав необходимость в новой Вавилонской башне, мы строим ее, исправляясь на отдачу. В итоге мы снова станем одним народом, возведем "башню, полную изобилия", и достигнем небес.

Из урока по статье "Поручительство"", 04.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

История человечества, как развитие поручительства

История повторяется

Исправление начинается с Вавилона

В ожидании первой встречи лицом к лицу

каббалист Михаэль ЛайтманНаша задача – достичь истинной молитвы, то есть понять, чего нам действительно не хватает. И истинная она также потому, что принимается сверху. То есть желание низшего должно совпасть с желанием высшего: низшему нужно попросить именно то, что желает дать ему высший.

Это значит, что я должен ощутить, что мне не хватает только отдачи и понимания, что лишь Творец может дать мне это наполнение - силу отдачи, возможность отдавать, все условия. Творец должен открыть во мне желание отдачи и путь к ней, показав кому, как и что я могу отдавать.

Вся эта система связей называется "Тора", в которую включается и приходящий свет, и наша способность отдавать. Но до этого, я обязан работать, и прежде всего проверить: чего я хочу, какие желания есть во мне, насколько они все эгоистичны и ради обслуживания самого себя.

А потом я включаюсь в правильное окружение и с его помощью начинаю понемногу меняться. Я уже начинаю слышать, что духовный мир предназначен не для собственного наслаждения, а для блага ближнего. Это знание дается мне с большим трудом и доходит очень постепенно. Я слышу об этом, но требуется много времени для того, чтобы я действительно принял это разумом и ощутил сердцем.

От простой осведомленности до реального выполнения лежит длинный путь. Ведь нам надо приложить усилия, и находясь в своем естественном, природном эгоизме, совершать совершенно противоположные действия, направленные на соединение и отдачу. Пусть это будет искусственно, а не по желанию – то, что называется, "выше знания".

Но на каком же горючем может работать моя машина, то есть ради какого вознаграждения? Ведь я не могу работать ради того, чтобы стало лучше другим – я не чувствую в этом выгоды и ради этого не смогу даже пошевелить пальцем, совершить самое небольшое действие. Моя природа не работает на энергии отдачи. Я не ощущаю чужое желание словно свое, так, чтобы наполняя его,  будто самому наполняться. 

Я ничего этого пока не чувствую, поэтому другие для меня будто не существуют. Наполнять ближнего – это против моих интересов. Поэтому я действую механически, как будто отдавая другим и соединяясь с ними. Но на самом деле, я преследую свою пользу.

Но я понимаю, что таков путь, о котором сказано: "Прилагай усилия – и найдешь!" Я прикладываю усилия, а тем временем на меня воздействует свет и изменяет что-то внутри моей души. Постепенно я начинаю ощущать величие Творца и важность окружения, но для формирования такого отношения в человеке, требуются годы.

Я продвигаюсь, и сначала понимаю, что отдача полезна ради моей собственной выгоды, но постепенно начинаю осознавать величие самого этого свойства. Есть на этом пути подъемы и падения. То я больше ценю саму отдачу, то хочу использовать ее ради собственной пользы, насладиться тем, что отношусь к такому пути. А иногда я вообще не думаю о ней, а только о получении, и тогда недоумеваю, на что трачу время, и подвергаю сомнению весь свой путь. Так я продвигаюсь, проходя все эти состояния.

Цель продвижения – привести меня к истинной молитве. Все составляющие этой молитвы я получаю от окружения. В самом человеке нет абсолютно ничего, что бы могло привести к духовному постижению. Ему необходим учитель, который будет его все время вести. Нужна группа, в которой он реализует весь этот процесс. Нужны книги, через которые он получает свет, возвращающий к источнику.

Три эти компонента абсолютно не относятся к нашему эгоистическому желанию и земной жизни. И их надо организовать так, чтобы с их помощью постичь важность духовного свойства самого по себе.

Это возможно только благодаря свету. Как иначе я могу оценить то, что не приносит мне никакой личной выгоды, а требует только вкладывать усилия, да еще и радоваться такой возможности. Но свет, постепенно очищая меня, дает мне такую способность, и я начинаю ценить связь с духовным, то есть с Творцом.

Так я достигаю истинного желания, огромного по своей силе – насколько требуется. А кроме того, его истинность подтверждается тем, что Творец принимает его и выполняет мою просьбу. Так мы в первый раз встречаемся с Ним "лицом к лицу" – желание Творца соединяется с желанием творения.

Это значит, что Творец раскрывается, и тогда человек поднимается над своим эго и начинает работать ради отдачи. И весь этот процесс делится на два этапа. Первый – это подготовка к истинной молитве. А как только мы достигаем ее, то начинаем идти с ней и продвигаться, раскрывая все большее и большее желание. Но уже с того момента, как мы обретаем это истинное желание, начинается наше постижение Творца.

Из урока по статье Рабаша, 24.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единственный, кто мне поможет

Последние врата

Молитва и благодарность

Перед решающим подъемом

каббалист Михаэль ЛайтманВсе исправления ведутся по принципу "от легкого к тяжелому". И это логично: сначала свет исправляет более чистые сосуды, которые ближе к нему, а потом с их помощью переходит к более грубым и сложным сосудам.

В каждом сосуде есть пять категорий, или десять сфирот – иначе говоря, конструкция АВАЯ. Согласно авиюту сосуда, эта конструкция делится на пять частей: от нулевой до четвертой.

Сосуд разбит особым образом: чем выше были его части, тем ниже они упали, тогда как нижние, наоборот, претерпели меньшие изменения. Теперь обратный порядок светов и сосудов определяет путь исправления. Сосуды исправляются светом, возвращающим к Источнику, или окружающим светом (О"М). Он приходит и действует, согласно неизменному и непреложному закону подобия свойств.

Сосуды исправляются поэтапно. Те, которые пробуждаются к исправлению сами – "легкие" сосуды отдачи, – не нуждаются в какой-то особой системе. Им не нужны специальные инструкции, они естественно тянутся к единству, на котором и строится всё исправление. Эти сосуды нулевой и первой степени авиюта, называются "праотцами".

Сосуды второй и третьей степени авиюта нуждаются в более методическом исправлении, в работе по духовному постижению. Они называются "сыновьями".

И наконец, сосуды четвертой степени авиюта, которые пока что не могут исправиться, называются "народами мира". 

2011-11-22_rav_bs-aravut_lesson_n8_02

Как пишет Бааль Сулам, праотцам требовалось "предварительное согласие всего народа". Их души не были грубы и разобщены между собой, и потому им достаточно было понимать необходимость объединения, без тяжелой работы со светами над самоисправлением.

Но сыновья – это уже более грубые сосуды, которые работают с эгоизмом. Они получили методику под названием "Тора", которая позволяет исправлять себя – сначала в сосудах отдачи ("40 лет скитаний в пустыне"), а потом в сосудах получения ("земля Исраэля"). Далее, осваивая "землю Исраэля", они дважды разбились, упав со ступеней Первого и Второго храма. Иными словами, они создали сосуды с альтруистическим намерением, но не сумели удержать их.

Затем сыновья перемешались с народами мира, которые не участвовали в этом процессе.

И вот, сегодня настало время для общего исправления. Соответственно, каждый, кто пробуждается к подъему, называется "Исраэль" – согласно своему устремлению прямо к Творцу (яшар-Эль). В прошлом праотцы назвали себя "Исраэль", потому что вышли из Вавилона, сбежали в Ханаанскую землю – иными словами, поднялись со ступени эгоизма на ступень отдачи. Затем они упали в состояние Египта и вновь поднялись к отдаче, пройдя гору Синай и продолжив исправления в пустыне и в земле Исраэля.

Однако после окончательного разбиения понятие "Исраэль" исчезло, поскольку ни у кого не было намерений ради отдачи, кроме отдельных каббалистов, живших в каждом поколении, – последних островков в океане эгоизма.

В наши дни каждый человек, пробуждающийся к исправлению, называется "Исраэль" – по желанию, которое зажег в нем Творец, по своей будущей роли. Ну а остальные остаются пока в категории "народов мира". Они еще не хотят, не могут услышать весть о единстве. Однако после тысячелетий смешения, в принципе, все способны к духовному подъему.

Вкратце процесс выглядит так. Сначала человечество пребывало в общем состоянии "Вавилона", а потом это состояние разделилось на две части: "Исраэль" и "народы мира". Затем Исраэль сошел оттуда в Египет, т.е. получил злое начало, а через 400 лет сумел подняться к ступени Торы и выстроить Храм на уровне своего личного конца исправления.

После этого произошло разрушение, и сыновья Исраэля упали вниз, в двухтысячелетнее изгнание, по завершении которого все мы придем к общему концу исправления.

После того как упавшие свойства Бины соединились и перемешались со свойствами Малхут, с этой точки начала исправления мы ведем простой отсчет: кто пробуждается, тот и готов в духовный путь. Исправление ведется по принципу "от легкого к тяжелому" – но уже не посредством Торы, т.е. методики прошлых поколений, а с помощью науки каббала, которая способна проводить к нам из конца исправления свет, возвращающий к Источнику (О"М). Для этого она и раскрывается в наши дни.

2011-11-22_rav_bs-aravut_lesson_n8_03

Из урока по статье "Поручительство", 22.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из Бесконечности в Бесконечность

Основы развития мира

Проводим в мир исправление

Очарование коммунизма

каббалист Михаэль ЛайтманСоздавшаяся в мире ситуация уже показывает нам, что объединение выгодно. Нам стоит по-настоящему сплотиться и нести друг другу добро. Нам стоит организовать справедливую систему, в которой каждый будет работать по способностям, получая сколько ему надо, и не более.

В принципе, чего лучше? Перед нами очень простая и логичная формула. Даже дети вдохновляются этой идеей. Надо видеть, как радостно и увлеченно они читают о ней. Ведь она – словно сказка, которую очень хочется сделать былью.

Но тут возникают вопросы. Во-первых, почему мы не соответствуем этому идеалу? Почему Природа изначально внесла в нас порок?

Во-вторых, можем ли мы достичь этого своими силами?

И в-третьих, почему мы до сих пор этого не сделали? Разве выгоды такой жизни не были ясны изначально?

Между нами говоря, именно так жили люди десятки тысяч лет назад. Коммунистическое общество было первым этапом человеческой цивилизации. Первые люди, спустившиеся с деревьев, были коммунистами: у них всё было общее, все жили одной семьей, и каждый работал ей во благо.

Однако далее мир развивался в противоположную сторону, и мы можем лишь сожалеть о тех "благодатных", бесхитростных временах. Как всё было просто: племя сообща убивало мамонта и сообща поедало его. Ни у кого и в мыслях не было обделить кого-то куском, люди чувствовали себя единым целым, и это чувство сохранялось до времен Древнего Вавилона.

Что же случилось потом? И реально ли вернуться к тому, что было? Ведь никто на это не согласен. Напротив, наша жизнь всё больше клонится в другую сторону: мы разобщаемся, изолируемся друг от друга. Люди разводятся, каждому нужна своя комната, свой угол… Вот и выходит, что нам не вернуться к наивному альтруизму. Мы видим, что это против эволюции. Перед нами печальные примеры Советской России и израильских киббуцов. 

Но как же все-таки быть? Ведь кризис ясно показал, что мы зависим друг от друга и взаимосвязаны, как шестеренки. А с другой стороны, мы ненавидим, не выносим друг друга, каждый хотел бы остаться один в целом мире, лишь бы другие не мешали. Как же нам совместить две эти тенденции?

Вот перед какой проблемой стоит сегодня мир. И манипуляциями с учетными ставками тут не ограничишься. Ведь экономика отражает нашу взаимосвязь. Так можем ли мы внести в нее тенденцию к взаимному участию?

Сегодня чужие интересы учитываются только в применении к себе: например, Германия спасает Грецию, потому что на данный момент это дешевле, чем бросить ее на произвол судьбы. Так Творец играет с нами, пока мы не перепробуем все старые методы и не нащупаем настоящее решение.

Из урока по статье "Мир в мире", 02.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Больной согласен на операцию

Большое начинается с малого

Уже не варвары, еще не альтруисты

История повторяется

каббалист Михаэль Лайтман

Конгресс в Ахзиве (Израиль), урок №1

Мы находимся сегодня перед подъемом на новую ступень.

Миллиарды лет назад наша Вселенная зародилась от Большого взрыва, начиная с простой материи, которая собралась затем в растительную и животную. И вот теперь мы стоим перед подъемом на человеческий уровень.

В терминах науки каббала, мы еще не достигли этой ступени. Она отличается от животной по качеству, по самой своей сути. Человек воспринимает действительность не в пяти своих животных органах чувств, он живет не тем, что в него входит, – он живет способностью выйти из самого себя наружу и через ближнего раскрыть реальность, которая находится вовне и не зависит от его тела. Так мы приходим к новому бытию.

Сегодня мы встали перед проблемой: как объединиться друг с другом во взаимном поручительстве, которое и станет "пропуском" наверх?

Эта возможность уже заложена в еврейском народе, – отвечает наука каббала. Ведь мы пережили кризис Древнего Вавилона 3700 лет назад. Там сложилась такая же ситуация, как и сегодня, – и мы можем использовать ее в качестве примера.

В те времена люди тоже не знали, как быть. Их привычная жизнь расстроилась, они обнаружили в себе ненависть друг к другу, столь сильную, что жить вместе стало невозможно. Их эгоизм вырос, устремляясь к небесам, подобно Вавилонской башне. Они перестали понимать друг друга, как будто заговорили на разных языках. И тогда один из жрецов, Авраам, начал формировать группу, основанную на взаимном поручительстве, – группу, которая стала впоследствии народом Исраэля.

Вот и мы, говорят каббалисты о нашем времени, должны будем сделать в точности то же самое. Утратив в изгнании всё свое достояние, мы перестали быть народом. Ведь "народ" из нас получится только на базе взаимного поручительства и любви к ближнему, как к себе, на принципах товарищества. Упав с этой ступени, мы лишились ощущения высшего мира и понимания книг, написанных на его уровне. Всё сокрыто.

И теперь, говорят каббалисты, мы должны вернуться к взаимному поручительству. Среди нас есть люди с точкой в сердце, которые испытывают к этому естественную тягу, вне зависимости от состояния мира. Хорошо ли, плохо ли идут дела на материальном уровне, им все равно чего-то недостает, и они присоединяются к изучению науки каббала. Это наши товарищи в Израиле и по всему миру. Для них каббала – часть жизни: они учатся тому, как объединяться и постигать духовный мир – то, что находится вне нашего тела. 

Ну а другие придут к этому лишь посредством кризиса, когда ситуация в мире ухудшится. Так же было во времена Авраама, Ицхака и Яакова, когда в землю Исраэля приходил голод, когда жизнь становилась скверной и подвигала людей на раскрытие духовного мира. Так же будет и сегодня, но не только в Израиле, а во всем мире. Все мы стоим на пороге большого кризиса и больших перемен.

Из 1-го урока конгресса в Ахзиве, 01.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экономика или нечто большее?

Неожиданный довесок

История человечества, как развитие поручительства

Вавилон по-прежнему здесь

каббалист Михаэль ЛайтманЕврейский народ всегда был объектом ненависти. Ведь когда-то он пребывал во взаимном поручительстве, в исправленной системе, от которой у него осталась лишь малая сила. Так или иначе, всё проистекает оттуда.

На самом деле евреи не умнее других народов. Даже наоборот. Разве другие на нашем месте вели бы себя так? Мы просто не понимаем причин происходящего: когда-то мы были объединены поручительством, и с тех пор остается ненависть между двумя желаниями: получающим и дающим, между теми, кто познал поручительство и кто не познал его.

Эта ненависть произросла из Вавилона, в котором мы, по сути, находимся и сегодня. Ничего не изменилось, если взглянуть на ситуацию с духовной точки зрения. Мы должны снова объединиться, подобно группе Авраама, только на этот раз у нас есть "память" с тех времен, есть книги и все возможности, чтобы вместе осуществить распространение, исправить себя, согласно наследию прошлого и требованиям будущего, а затем позаботиться обо всем Вавилоне, т.е. о современном человечестве.

По сути, всем людям нужно лишь одно – прийти к поручительству. Неслучайно Бааль Сулам разделил одну статью на две связанные части: "Дарование Торы" и "Поручительство". Вторая часть говорит о реализации, которая и есть поручительство. Если мы осуществим его – больше ничего и не надо. Этим мы завершим исправление во всех мирах.

Из урока по газете "Народ", 28.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Завоевания Давида

Отрыв от Вавилона

История человечества, как развитие поручительства

Отрыв от Вавилона

каббалист Михаэль ЛайтманКогда-то всё человечество было сосредоточено в Вавилоне. Оттуда Авраам увел некоторую часть людей. Оторвав их от Вавилона, он создал из них народ Исраэля, устремленный прямо к Творцу (яшар-Эль), исправленный намерением ради отдачи, экраном на получающее желание и отраженным светом.

Ну а все остальные продолжили эгоистическое развитие.

Затем народ Исраэля "разбился" – упал с духовной ступени в среду вавилонян. Так началось взаимовключение, смешение, длившееся 2000 лет.

Сегодня народ Исраэля начинает обратное восхождение. Для той его части, которая испытала предыдущий подъем, это исправление обязательно. Оно осуществляется посредством выявления народа Исраэля, а также "праведников народов мира", которые к нему присоединяются. Теперь все вместе они называются народом Исраэля и находятся в том же состоянии Вавилона.

Они должны исправить себя и прийти к отдаче, к поручительству. Тогда и все остальные вавилоняне начнут постепенно присоединяться к ним. Ведь Исраэль, благодаря своему исправлению, будет проливать на них светá – окружающий свет, который возвращает к Источнику, иными словами, Тору, методику. Таким образом, в итоге все придут к концу исправления.

2011-08-28_rav_bs-iton-uma_lesson_n6_02

Из урока по газете "Народ", 28.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вавилон по-прежнему здесь

Завоевания Давида

Почти угасшее пламя поручительства

"Арабская весна" и глобальная международная система

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (В. Наумкин, проф, дир. Ин-та востоковедения РАН, президент Центра стратегических исследований, главред журнала РАН "Восток"): Глобальная международная система образца 2011 г. продемонстрировала не только неготовность адекватно реагировать на изменения, которые никто не смог предсказать, но и недостаточную управляемость.

В условиях нарастающей дивергенции и неопределенности утопичны рассуждения о формировании "мирового правительства" из ведущих игроков. Многие аналитики полагают, что серьезные изменения, которые переживает сегодня глобальная международная система, являются продолжением некоего долгосрочного переустройства мира, которое началось с крушением прежнего миропорядка еще в 1980-е годы.

Распространяясь по модели "сверху вниз", этот процесс постепенно охватывает все новые регионы. Однако изменения, вероятно, генерируются и "снизу вверх", оказывая влияние на всю глобальную международную систему, что проявляется в турбулентности, возникающей то в одном, то в другом регионе.

Глобальная международная система проходит период трансформации, одним из направлений которой, в частности, является перераспределение глобальной силы в пользу Азии, также очевидно расхождение, или дивергенция, иначе говоря, большая разнородность, которая собственно и делает мир полицентричным.

Характерной чертой эволюции глобальной международной системы образца 2011 г. служит и неопределенность. А одним из главных агентов изменений, происходящих сегодня на региональном и глобальном уровнях, выступает "арабская весна", которая смела одни казавшиеся стабильными ближневосточные режимы и раскачала другие.

Реплика: Спустя 3700 лет, Природа/Творец возвращает всех нас из изгнания - обратно в "Вавилон", откуда все мы 3700 лет назад расселились по всему Земному шару. Мы разбежались, вследствие возникшего в нас эгоизма. Мы строили все эти 3700 лет вавилонскую башню – в своем эгоизме, мы стремились стать выше природы.

И вот выстроенная нами башня рушится – и мы снова эгоистически вместе, не смогли убежать друг от друга, мы вокруг этой разрушенной башни, - разбиты наши эгоистические надежды - достичь неба. После того, как мы пришли снова к глобальному интегральному эгоистическому соединению, как 3700 лет назад, только с разбитым, уже не дающим ни на что надежды, эгоизмом, нам ничего не остается, кроме как его исправление.

Предыдущие сообщения на эту тему:

История человечества, как развитие поручительства

Трансформация привычного мира

Эпоха турбулентности

История человечества, как развитие поручительства

каббалист Михаэль ЛайтманАктуальность поручительства

Эту беседу мы посвятим теме поручительства в призме истории народа Израиля. Мы говорим о том, что поручительство сегодня может спасти израильское общество и мир в целом. В этой беседе мы отправимся в прошлое, чтобы разглядеть корни нынешней ситуации.

По сути, наш мир подчиняется программе, согласно которой все мы движемся к реализации поручительства. По сравнению с неживой, растительной и животной природой, только человек является исключением: он настолько эгоистичен, что наслаждается страданием ближнего, желает властвовать над ближним, желает "проглотить" весь мир.

Но, постепенно эгоистически развиваясь, человек приходит к такому состоянию, в котором обязан осуществить свое исправление – изменить себя и уподобиться Природе, соединиться с ней. Цельное единение всех людей в их "взаимном поручительстве" приводит их к единению с Природой.

Это исправление природы человека происходит осознанием зла нашего эгоизма. Когда люди, в процессе своего исторического развития, начинают ощущать, что их эгоистическая взаимосвязь, разрушает им личную жизнь, общество, страну, мир. Им поначалу не ясно, что делать со своей дурной природой. И тогда из страданий раскрывается методика, позволяющая им сплотиться и стать подобными глобальной и интегральной Природе, объединиться, подобно клеткам живого тела, слиться в общую систему Природы.

В таком единении они раскрывают особое бытие, начинают ощущать общую Природу, спаянность всех ее частей. Они видят, как внутренняя сила Природы, управляющая ей и человечеством, ведет его к совершенству.

Но ведет не обычным, вынуждающим, "историческим" путем развития, а развивая наше личное осознанное участие в этом процессе, его пониманием и согласием с ним. Мы должны вносить собственную лепту в свой рост, должны стремиться к единению со всеми частями Природы, понять, что речь идет о высшей ступени нашего развития, придающей нам "человеческую" форму. Тем самым мы обретаем интегральную силу Природы и ведем человеческое общество к расцвету. 

Истоки поручительства

В человечестве заложена тяга к объединенному обществу, подобному единой семье. Ведь все мы происходим от небольшого племени/семьи, которое возникло в ходе эволюции, поневоле продолжило ее и эгоистически развилось настолько, что люди перестали ощущать свою принадлежность к одной семье.

Впервые это ощущение отдаленности друг от друга проявилось в Древнем Вавилоне (Месопотамии) около 3500 лет назад – ощущающие себя одной семьей, вдруг перестали ощущать друг друга, как родные. Будучи, как одна семья, как один народ, говоривший на одном языке, т.е. понимающие, чувствующие друг друга, они вдруг за короткое время ощутили возникшее между ними взаимное отторжение. Их желание  выстроить "башню до небес" символизировало их возросший эгоизм.

Они обнаружили в себе желание властвовать над Природой, вместо поклонения ей в виде поклонения идолам, деревьям, силам Природы. До этого, они ощущали себя частью Природы, но вдруг в них проявилось сильное желание власти над ней. И наряду с этим они почувствовали, что уже не являются одной семьей: есть я, ты, он, она, они, мы, чужие.

Отдаление переросло во взаимную ненависть, вследствие чего они перестали понимать друг друга. Это и называется "вавилонским смешением языков": внезапно человек перестал понимать ближнего, и каждый желал использовать других для своего личного блага.

И тогда один из жрецов, общественный деятель и учитель по имени Авраам, задумался: "Что происходит с людьми и обществом?" - и понял, что происходит переходный этап, рождается новая стадия человеческого развития.

Раньше люди были включены в Природу, находились внутри ее общей системы. Вместе с неживым, растительным и животным уровнями Природы, они чувствовали себя ее интегральной частью. Но вдруг ощутили себя не частью Природы, а себя не как общее глобальное и интегральное целое – каждый ощутил себя "сам по себе", отдельно существующим.

Но если мы не желаем быть взаимосвязанными, мы обнаруживаем себя противоположными Природе, не желающими соблюдать ее закон всеобщей взаимосвязи. Это закон, который необходимо соблюдать ради нашего существования, ради равновесия, гармонии со всем окружающим. Если мы нарушаем это обязательное условие, мы падаем в отношения борьбы, войн, разобщений и Природа проявляется более жестокой по отношению к нам.

И тогда Авраам пустился в поиск: "Как же быть? Мы должны объединяться, как и раньше! При помощи чего мы сможем поддерживать единение? Как, несмотря на происходящее, остаться одной семьей, единым народом, единой маленькой цивилизацией?"

И тогда Авраам воззвал: "Давайте не согласимся с происходящим! Давайте, несмотря на изменения в нас, останемся одной семьей!" - Он объяснял людям, что это растущее в них злое начало - новая сила Природы. В своей эволюции, они, развиваясь как человеческое общество, отделились теперь от неживой, растительной и животной природы. Ведь человек начинается именно с проявления в нем эгоизма, желающего возвысить его над Природой.

Но с другой стороны, Авраам понял и объяснял, что этот растущий эгоизм, является помощью - ведь поднимаясь над эгоизмом, вопреки ему, сохраняя прежнюю связь с другими, они сильнее объединяются и создают новую связь с Природой.

Для успеха в этом единении необходимо "взаимное обязательство" между нами: мы осознаем взаимное отторжение, но принимаем решение "играть против разобщающего нас эгоизма". Объединимся над ним, создадим "зонтик" (экран), поднимемся над этим "зонтиком", будем строить наше общение, общество, жизнь поверх него. Так мы построим вместо эгоистической, правильную "башню до небес", каждый раз поднимаясь над растущим в нас эгоизмом.

Совершая этот подъем, мы будем постоянно изучать свой растущий эгоизм, свое злое начало, и научимся преодолевать его взаимно между собой. А кроме того, тем самым мы познакомимся с самой Природой, с ее общей силой. Мы поймем, почему она именно так растит и развивает человечество, в отличие от всех остальных своих частей, в которых не растет ненависть и сила разобщения.

Таким образом, Авраам обнаружил, что со стороны Природы действует особая программа, которая вносит в нас злое начало в виде взаимного отторжения, чтобы, объединяясь над ним, мы постигали замысел Природы. Тогда мы обретем разум, станем мудрыми, как Природа, обретем силу, которая создала материю и движет ее по определенному пути к определенной цели.

Основы поручительства в Природе

Откуда у нас возьмется такой подход? – Исследуя себя, мы обнаруживаем, как мудро мы устроены: все наши органы и системы пребывают в полной взаимосвязи. Ни одна система, орган, клетка организма не существует для себя – всё направлено только на общие нужды тела. Хотя части тела – животного уровня природы, но объединяясь, они создают более высшую ступень развития – "человек разумный". Когда все эти части работают в гармонии между собой, они поднимаются на уровень, который выше животного, выше просто живого тела.

Если провести аналогию с человеческим обществом, то и мы должны поступать так же. Ведь и у нас в теле каждый орган эгоистичен, он хочет существовать сам, – но "понимает", что жизнь возможна только в полном взаимодействии с остальными органами, когда каждый заботится о других. Поэтому сердце поставляет кровь, а легкие – кислород, почки и печень чистят кровь, а мозг "присматривает" за всеми. По сути, каждый орган заботится о том, чтобы обеспечивать других, а не о себе. О нем думают остальные. В этом и заключается "взаимное поручительство", действующее в нашем теле.

Только в теле это происходит естественно, а в обществе мы должны сами сформировать такие отношения. И потому нам нельзя устранять в себе какое-либо зло, а необходимо лишь преобразовывать его в добром применении, на благо общества в целом. Мы лишь показываем каждому человеку, каждой группе, каждому сектору общества, каждому общественному течению, как правильно, на пользу всего общества, использовать свои свойства, – и тогда люди увидят, что, помогая другим, они полноценно проявляют себя.

При этом наши противоположности соединяются воедино, и мы поднимаемся в следующее измерение, начинаем понимать всю Природу, ее замысел, программу и цель. Так мы раскрываем науку высшего порядка.

Похождения Авраама

Постигнув всё это, Авраам начал работать с народом. Вместо прежней заботы о народе по принципу "национального страхования", он стал объяснять, что такое истинное благополучие. Как снова стать одной семьей.

И здесь Авраам обнаружил, что его понимает только небольшая часть народа. Люди, пораженные вспыхнувшим в них эгоизмом, не смогли понять, что этот эгоизм вовсе не их, что он является чуждой силой в человеке. Напротив, они начали ощущать его в качестве своей природы – как мы сегодня. Если я плохо думаю о ком-то, значит, он плохой, а я – хороший, вот и всё. Я не чувствую, что будто кто-то изнутри управляет мной, настраивает меня так, чтобы я плохо думал о другом. У меня нет объективного взгляда, чтобы увидеть себя со стороны и понять, как эта "посторонняя" сила природы движет мною. Я не могу отделить себя от своих мыслей и чувств, "отойти в сторону" и "взглянуть на себя", на свое поведение, на свой характер, на свою природу "со стороны".

Увидеть себя объективно, со стороны – так же, как мы смотрим на других, способны не все. Человек должен критически анализировать себя, стать судьей самому себе.

Авраам начал объяснять людям этот "независимый" подход к собственной природе: давайте "выйдем" из самих себя, посмотрим, что с нами происходит. Ведь проявляющееся сейчас злое начало показывает мне, что я отделен от других. Тогда почему бы мне, в той же мере не отстраниться от себя самого и объединиться с другими? Сегодня эти приемы входят в арсенал современной психологии.

Начав обучать вавилонян, по сути, материалистической, прикладной психологии, Авраам нашел лишь несколько тысяч человек готовых слушать его. Люди еще не ощутили зла, вреда от развивающегося в них эгоизма. Они видели, как с его помощью можно зарабатывать, преуспевать, процветать, выстраивая лучшее общество, более успешное и прогрессивное, позволяющее каждому добиваться больших успехов. Так пускай у каждого будет своя "вавилонская башня до небес".

Тогда Авраам со своими единомышленниками во "взаимном поручительстве", снялись с места и ушли. Об этом сказано у И.Флавия, в Большом Мидраше. Рамбам (12 в.) указывает, что с Авраамом ушло из Вавилона много тысяч человек. Так они пришли в Ханаан – сегодняшний Израиль.

В своей группе Авраам продолжал выстраивать взаимное поручительство. И хотя их эгоизм постоянно рос, они прилагали усилия, чтобы держаться в своей связи над ним. А своих детей с раннего возраста они обучали взаимному поручительству. Этим они поддерживали равновесие и единение между собой и с Природой.

Так продолжалось до тех пор, пока эгоизм не вспыхнул в них с новой силой, скачком, настолько, что не в силах были воспрепятствовать ему, попали под его власть. Это и называется нисхождением в Египет.

Они сошли туда, поскольку больше не могли прокормиться в Ханаане: ни земля, ни скот не давали им пропитания – ведь в своем разобщении, без взаимного поручительства, они уже не достигали взаимности, которая создавала в обществе расцвет. И голод привел их в Египет.

В Египте они пережили процесс дополнительного роста эгоизма – до такой степени, что почти отрешились от взаимности. Чем больше они отключались от взаимного поручительства, чем дальше расходились друг от друга, тем большее давление ощущали – как со стороны египтян, так и изнутри. Каждый испытывал ненависть ко всем и невзгоды, каждый чувствовал себя одиночкой, не причастным к народу, каждому было тяжко: ведь вместо любящего окружения, он находился среди ненавистников. Мало разобщения в народе, так еще и египтяне порабощали их и наполняли горечью их жизнь. По сути, они ощущали двойное рабство: свою тяжкую разрозненность и рабство.

В итоге они ощутили такие страдания, что были готовы за избавление от них заплатить любую цену - лишь бы вернуться к взаимному поручительству. Ведь только так они могли снова ощутить себя одной семьей. Они поняли, что у них появятся силы на побег, если они объединятся. Жизнь в Египте стала для них тьмой египетской – и, приняв решение, они вышли оттуда.

Их поводырем был Моше. Человек со свойством милосердия, как Авраам, который обучал их этому свойству. Моше проявился тем, что как-то пронес через всю пустыню на своих плечах ягненка, отбившегося от стада, и таким образом спас ему жизнь. Именно таким свойством должен обладать народный лидер.

Моше воспитывался до 40 лет во дворце Фараона, а затем, до 80 лет - в доме Итро, мидьянского жреца. У него не было никакой религиозной или национальной подоплеки – но по свойству милосердия он стал предводителем народа. Отсюда мы видим, что достаточно лишь свойства милосердия, чтобы идти правильным путем и вести за собой.

А далее он приводит народ к подписанию договора о взаимном поручительстве на общем собрании "у горы Синай", что означает, "у горы ненависти". Люди чувствуют, что если не заключат между собой договор о взаимном поручительстве, то вымрут, потому что будут противоположны законам природы. От них она требует подобия. Им необходимо подняться над взаимной ненавистью – создать "зонт" (экран), который когда-то был у них, и приподняться над ним. Только при этом условии жизнь продолжится.

Подписав договор, народ приступил к работе над собой. Ведь они обязались стать, как один человек с одним сердцем, соблюдая условие любви к ближнему, как к себе, во взаимном поручительстве. А эгоизм между ними, между тем, продолжал расти.

В этот период, называющийся "40-летним блужданием в пустыне", они должны были постоянно подниматься над своим эгоизмом, "покрывать" его. В каждом бурлило злое начало, вспыхивали импульсы против других, – но люди взаимно укрепляли друг друга.

Пребывая во взаимном поручительстве, я обязуюсь неизменно поддерживать тебя, чтобы ты не забывал: нами движет эгоизм, и мы должны быть выше его. А ты заботишься, чтобы я не забывал об этом. Так мы помогаем друг другу: каждый прилагает усилия, но главное – это общество, окружение, которое мы постоянно выстраиваем, чтобы оно насаждало в нас основополагающий принцип – поручительство, забота а том, чтобы все думали обо всех. Это "зонтик", который мы раскрываем над собой.

Таков наш единственный свободный выбор: продолжать путь над эгоизмом или оставаться у него в подчинении. Здесь требуется лишь одно – выстроить окружение. Это и есть взаимное поручительство. Все вместе мы формируем общую силу, и она воздействует на каждого, не позволяя человеку увильнуть от этой задачи, от этого послания, от этой методики. Он постоянно должен удерживать себя в единении с другими, как орган тела, функционирующий в полном взаимодействии с остальными.

А тело тем временем растет, в нем рождаются и развиваются другие части и органы – и каждый должен включаться в общую систему. Система же должна заботиться о том, чтобы никто не отлынивал и не срывался. Хотя эгоизм продолжает бурлить под "зонтиком", однако наш человеческий уровень, в своем осознании и понимании, находится над ним. Так мы постоянно пребываем над силой сопротивления нашему эгоизму, которая называется "экраном".

На данном этапе методика состоит в том, чтобы со своим растущим эгоизмом мы, по крайней мере, не вредили друг другу и сохраняли единство: "Не делай другому того, что ненавистно тебе". Не делай добра, ты на это еще не способен, но, по крайности, не причиняй зла, как не желаешь себе. Такое исправление в целом и называется "40-летним блужданием в пустыне".

Ну а затем мы переходим к следующему этапу истории – "приближаемся к земле Израиля". Теперь мы готовы стать настоящим народом. И потому мы должны объединиться между собой по новому принципу. Условие "Не наносить зло ближнему" – достигнуто. Весь свой эгоизм мы исправили взаимным поручительством, взаимосвязью, которая удерживает нас вместе. Никто из нас, безусловно, не причинит зла другому.

Тогда мы вступаем в "землю Израиля" - начинаем завоевывать ее. Говоря иначе, мы начинаем работать со своим эгоизмом, обращая его в добро, в любовь к ближнему, как к себе.

Так мы продвигались в постижении свойства отдачи, поручительства. Благодаря этому строили "Храм" – буквально "Дом святости". "Святостью" называется отдача, взаимная любовь. В определенный момент своей истории мы действительно достигли такого состояния: мы были объединены друг с другом, как единое целое, как один человек. В таком состоянии мы ощущали себя объединенными с Природой, ее вечностью и совершенством.

Но программа Природы состоит в том, чтобы привести всё человечество к единству, к взаимному поручительству, к единой общности. Авраам мог позаботиться только о нескольких тысячах выходцах из Вавилона – а об исправлении оставшихся вавилонян, т.е. обо всем сегодняшней человечестве, может позаботиться теперь уже народ, пришедший к "взаимному поручительству".

Однако для этого он должен находиться в тех же условиях, в каких Авраам находился в Вавилоне. Это значит, что он должен пасть со своей полностью исправленной ступени на предыдущую ступень – т.е. из "любви к ближнему, как к себе", в обычный эгоизм. Но и в таком падении, в них остается искра свойства милосердия, взаимного поручительства.

Итак, народ пережил разрушение Первого храма – изгнание, падение со ступени "любви к ближнему, как к себе" на ступень "непричинения другим того, что ненавистно тебе" - и выстроили в этом свойстве в себе Второй храм.

Живший во времена Второго храма мудрец рабби Акива, призывал вновь подняться до "возлюби ближнего, как себя". Но он знал, что этим призывом только ускоряет разрушение Второго храма, которое тоже необходимо. Возросший эгоизм, привел к разрушению Второго храма: народ упал в эгоизм, утратили связь между собой, что и называется изгнанием. Это – изгнание из взаимного поручительства, не географическое и не историческое, а внутреннее. Изгнаны из свойства, которое объединяло народ, после того как Авраам выстроил из них единую общность.

С тех пор народ в изгнании. Это изгнание должно было быть долгим и тяжким, потому что в итоге вместе со всем миром мы должны были оказаться в том же состоянии, что и Авраам в Вавилоне. И вот, в наши дни, в нашем поколении мы находимся именно в этом состоянии – здесь и сейчас. Мы живем в Израиле, но мы еще не народ. И теперь мы должны объединиться, чтобы достичь свойства Авраама, когда он собирал народ из вавилонян.

Мы получили все необходимые условия, чтобы достичь взаимного поручительства, снова стать народом по своей основе, а не сборищем изгнанников, стать как один человек с одним сердцем, в любви к ближнему, как к себе, во взаимном поручительстве, которое и является  средством достижения любви между нами.

Ведь взаимное поручительство означает воздействие окружения, которое мы должны выстраивать, чтобы оно удерживало каждого над его эгоизмом. А затем, благодаря этому обретенному свойству, мы сможем позаботиться о прочих вавилонянах, которые не пошли с Авраамом и распространились тем временем по всей земле.

Мы, без сомнения, сможем это сделать. Ведь и они пребывают в разбиении, в состоянии разрухи и беспомощности, не зная, как быть. Сегодня уже и они начинают понимать, что весь пройденный путь не увел их от Вавилона. Он не изменился, только теперь он проявляет себя в истинном виде, более явственно и отчетливо. В конечном счете, наступает огромное разрушение, наш эгоизм буквально умерщвляет нас, и мы обязаны исправить его. Иначе у нас не будет ни малейшего права на существование – ведь человечество само поедает себя изнутри, а снаружи на него давит природа, не желающая терпеть нас, как чужеродный орган в своем теле. И потому день ото дня мы получаем всё больше ударов.

Так что другого выхода у нас нет – мы обязаны реализовать между собой взаимное поручительство. Будем же надеяться, что посредством той методики и тех сил, которые у нас есть и которые передавались для нас со времен Авраама, мы сможем выполнить задачу. Тогда мир поймет, в чем наше предназначение, насколько мы особенны. Хотя мы и ненавистны народам, но ненавистны потому, что до сих пор не могли передать им методику исправления – сначала им нужно было ощутить зло, чтобы иметь возможность согласиться с ней по безвыходности. Вот почему и мы, и они должны были ждать до нашего времени, чтобы раскрыть методику взаимного поручительства и понять, как реализовать ее, как привести всё человечество к гармонии с внутренней Природой.

Сделав это, мы все поднимемся над нашим общим эгоизмом и постигнем ступень еще более высокую, чем раньше. Ведь теперь всё человечество будет как одно целое. Подобно органам единого тела, мы достигнем "человеческого" бытия, ступени "человека" (Адам). Мы поймем цель Природы, поймем весь процесс и проникнем за горизонт – к совершенному состоянию.

Ведь мы идем к совершенной жизни, к ощущению вечности, кроющейся в самой Природе. Перед нами прекраснейшая цель, предоставляющая каждому человеку возможность реализовать себя совершенным образом, путем вклада в других и соединения с ними, претворив в жизнь все свои естественные свойства и способности. Здесь нет ни подавления, ни ограничений, ни условий, кроме одного: давай другим всё, подобно клетке в теле – и ты удостоишься жизни всего тела.

Из беседы о новой книге, 11.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поручительство – это ответ на вызов Природы

Кто мы?

От Вавилонской башни к Храму

Исправление: начало финальной стадии

каббалист Михаэль ЛайтманВ Малхут мира Бесконечности, в творении, которое создал Творец, есть различные желания, распределяющиеся по пяти уровням глубины (авиюта). Далее эти уровни проявляются в пяти мирах, в пяти парцуфах каждого мира и в пяти сфирот каждого парцуфа.

И потому в едином парцуфе Малхут Бесконечности имеются десять сфирот ХаБаД-ХаГаТ-НеХИ, подразделяющиеся согласно своей близости к Кетэру или Малхут, либо согласно отдаленности от одного из них.

Говоря иначе, они градуируются по линии. В терминах достижения свойства отдачи, эти сфирот Малхут Бесконечности находятся между собой в линейном соотношении. Они ближе либо к получающему желанию Малхут, либо к дающему желанию Кетэра.

Как следствие, желания Малхут стоят на разных местах в общей последовательности исправления. Ведь исправление всегда ведется от легкого с трудному. Сначала мы исправляем легкие элементы, а затем они помогают нам исправлять элементы более тяжелые.

Те детали Малхут Бесконечности, которые приходят к исправлению первыми, называются "Исраэль", что значит: "прямо к Творцу" (яшар-Эль). У них есть соответствующая направленность, тенденция, они как бы прозрачны, тогда как другие желания обладают большей глубиной.

Говоря иначе, сначала в Малхут Бесконечности проявляются элементы, относящиеся к части ХаБаД, затем – элементы ХаГаТ, и лишь затем – элементы НеХИ. Как мы знаем, элементы ХаБаД и ХаГаТ называются "праотцами" и "сыновьями" и относятся к Гальгальте вэ-Эйнаим, до хазэ ("груди"). ХаБаД – это рош ("голова"), а ХаГаТ – это "голова тела". Ну а само тело – это ТаНХИ.

В разные периоды к исправлению пробуждаются разные дýши. Первые называются "праотцами" – это Авраам, Ицхак и Яаков. Дýши, исправлявшиеся в период вступления в Египет и исхода из него, называются "сыновьями". По ходу египетского изгнания умер Яаков – иными словами, завершилась ступень под названием "Яаков" – и состоялся переход между этапами.

Этап "сыновей" завершился во времена разрушения Первого и Второго храмов, когда потомки праотцев упали на ступень "народов мира" и включились в них. Это смешение происходило по ходу четырех изгнаний, но главным, образом, во время последнего изгнания. 

Теперь, по его завершении, к исправлению может приступить ступень НеХИ – окончание общего парцуфа Малхут Бесконечности. Ведь к этому времени закончилось включение в нее частей ХаБаД-ХаГаТ, осуществившееся посредством разбиения.

Сегодня мы находимся точно в конце этого включения и в начале исправления НеХИ – части, завершающей все ступени. Наши исправления также текут медленно, в соответствии с толщей ступени, на которой мы находимся. Нам требуются многочисленные средства, чтобы исправить себя.

У праотцев была другая методика, они исправляли себя даже без работы в "Торе и заповедях", поскольку находились на корневом уровне развития желания. Им достаточно было лишь отменять себя, тогда как "Тора и заповеди" – это уже работа с получающим желанием и привлечение света, возвращающего к Источнику.

Далее, сыновья получили методику "Торы и заповедей" – но все же на базе ступени праотцев. В отличие от них, мы сегодня оторваны от всего этого и приступаем к реализации большого, настоящего эгоистического желания.

Однако и на нашей ступени ТаНХИМ, в завершении общего парцуфа, который делится на три части по "2000 лет", как объясняет Бааль Сулам в Предисловии к Книге Зоар, – даже здесь есть местное разделение на ХаБаД-ХаГаТ-НеХИМ. И НеХИ, в свою очередь, тоже подразделяется на три части, в которых сохраняется тот же порядок исправления от легкого к трудному.

И потому, когда сосуды (желания) выходят из разбиения и приступают к исправлению, они начинают его с тех душ, которые тянутся к духовному. Они-то здесь и называются "Исраэль". Ведь в изгнании все отлучены от света, и потому те из общности, кто первыми пробуждаются к раскрытию Творца, зовутся "Исраэль". Они составляют группу, которая должна повести за собой всё человечество.

Группа эта, в рамках данного этапа, является группой "праотцев" в НеХИ. Праотцы действовали во благо общности, Авраам хотел произвести исправление во всем Древнем Вавилоне – вот и мы должны действовать таким же образом, понимая, какая ответственность на нас возложена.

Из урока по статье "Поручительство", 19.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблема есть, решения не видно

Исправление в порядке очереди

Поручительство – не для слабых

Невидимый трубопровод взаимопомощи

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня, это уже реальный факт, что мы не существуем отдельно друг от друга.  Хотя мы и раньше были соединены, только не осознавали этого.

Однако сейчас, это явно нам раскрывается, чтобы вынудить нас выполнить свою работу. А до этого, мы действительно не были настолько зависимы друг от друга. От нас этого не требовалось – мы еще только росли и развивались, словно ребенок, с которого пока не требуют серьезной работы, которую выполняет взрослый человек. Ведь ребенок на нее еще не способен.

Но теперь мы выросли в своем эгоизме, и раскрылась общая система. Она постепенно раскрывалась в течение всех тысяч лет – люди становились все более тесно связанными.

В древнем Вавилоне люди попытались соединиться – тут же разразился кризис, и их рассеяло по всей земле, так что пропала связь. И снова они начали соединяться, пройдя через войны, катаклизмы, открытие новых материков, развитие религий – все это возникновение различных видов связей внутри системы. Пока мы наконец не приходим к сегодняшнему "глобальному" миру!

И поэтому ты не можешь возмущаться, что тебя отвлекают материальными проблемами! В той мере, насколько мир страдает – и ты будешь страдать, согласно своему положению и важности в общей системе.

Поэтому в мире есть такие, кто живет лучше, и кто живет хуже. У мира есть какое-то общее среднее состояние, но каждый воспринимает его по-своему, потому что их души находятся в разных состояниях в этой общей структуре  душ,  и у каждого своя ступень, роль, место работы – как у частей одного тела.

Принцип очень простой: если всем будет хорошо, то и тебе будет хорошо! Но надо не просто ждать, когда всем станет хорошо – а захотеть, чтобы это случилось, причем, не ожидая, что от этого станет лучше мне самому. Тогда это уже будет "ради отдачи".

Но хотя бы и ради себя, "ло лишма" – это тоже хорошо. Мы видим, что человека постепенно приводят к этому пониманию. Та зависимость, которую мы сегодня обнаруживаем во всем мире – между всеми странами и народами, как раз и раскрывает нам, что невозможно, чтобы когда плохо одному – другому тоже не было плохо.

Мы видим, что между нами существует какая-то внутренняя связь, через которую проблемы перетекают будто по подземному трубопроводу – от страны к стране, от народа к народу. Мы сами не понимаем, отчего так происходит. Это и есть постепенное раскрытие высшей системы, чтобы мы наконец увидели ее перед собой. Нам некуда от нее скрыться.

Из урока по статье Рабаша, 08.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Голова болит за все тело

Глядя все вместе в одно "окно"

Не желай другому зла

Финансовая Вавилонская башня

Мнение (Р.Мэтьюз, проф., Президент Международной Лиги стратегического управления): В библейской истории жители Вавилона пытались создать консьюмеристскую башню, которая уходила бы прямо в небеса. Проект провалился: башня обрушилась, а люди утратили способность понимать друг друга.

Резюме: Мировая экономика столкнулась с наиболее глубоким кризисом с момента Великой депрессии: чрезмерный долг, потребность в постоянном создании спроса, непонимание того, что финансовый сектор - это рулетка казино, а современная бизнес-модель, основанная на жадности, неустойчива в принципе.

Мировая экономика несостоятельна: долг превышает платежеспособность на 100%. Дефолт неизбежен и затронет геополитическую ситуацию. Обострятся разногласия, национализм, терроризм. Не будут успешными попытки предотвратить изменения климата. С другой стороны, кризис может вызвать весьма вдохновляющую фазу развития, открыть новые пути бытия.

Введение. Согласно библейской истории, жители Вавилона начали строить башню, которая позволила бы им добраться до небес. Башня обрушилась, когда они утратили способность общаться: они перестали говорить на одном языке.

За последние 20 лет мы пытались создать Вавилонскую башню, основанную на интересах потребления. Она была сделана из долгов - и рухнула, как и уверенность в надежности финансового мира.

Финансовая Вавилонская башня была построена из символических активов, имеющих только спекулятивную стоимость. Башня должна была обязательно обрушиться, когда был утрачен язык общения - язык финансов неожиданно начал выражать только пустые обещания.

Разрушение Вавилонской башни. Хотя кажется, что кризис берет начало в финансовом секторе, корни его лежат намного глубже. Безудержная погоня за конкурентным преимуществом привели к огромным объемам и разнообразию товаров и услуг. Участники рынка понимают потребность в создании спроса.

Между тем экономисты игнорировали спрос и сосредоточились на стороне роста предложения. За последние 20 лет маниакальный поиск фирмами конкурентных преимуществ выразился в создании долгов из спекуляций. 

Эта Вавилонская башня построена на иллюзорном фундаменте из активов, которые имели стоимость только до тех пор, пока мы продолжали обманывать себя относительно того, что они имеют стоимость.

Она была обречена на то, чтобы рано или поздно рухнуть, и критический момент наступил, когда был утрачен язык общения. Строители, поставщики и менеджеры башни в конце концов перестали общаться, так как больше не верили, что активы, которыми они торгуют, имеют реальную стоимость.

Критическая точка или переход к новому этапу. А каковы позитивные последствия кризиса? Мы достигли критической точки (фазы перехода), когда возможны изменения любого масштаба.

Уменьшение интенсивности текущего кризиса может быть достигнуто лишь через международное сотрудничество, а не через стремление к национальному конкурентному преимуществу.

Благосостояние имеет огромные преимущества, если оно распределяется равномерно. Современная финансовая Вавилонская башня, как и ее библейский прототип, олицетворяет собой глупую попытку определить основные надежды и аспекты бытия в рамках полностью материалистических предприятий.

Ее строительство было азартной игрой с очень высокими ставками. Это игра с негативной суммой, в которой выигрыши для победителей были огромными, но намного ниже, чем убытки общества, которое будет страдать в следующие несколько лет.

Новые пути бытия. Рост богатства основан на разрыве между научным и духовным развитиями человека. Кроме путаницы в понимании богатства, стали путать духовность (свойство отдачи и любви) с мистицизмом и суевериями. Коллапс современной финансовой Вавилонской башни - сигнал о новом понимании бытия. Разработка этой проблематики - ключевая цель Международной Лиги стратегического управления.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Драматическая экономика

Эгоистическая глобализация – не излечивает ни общество, ни людей

Развод по-вавилонски

Почему Авраам?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Дарование Торы": "Следует понять, почему Тора была дана именно народу Исраэля, а не всему миру в равной степени. Нет ли здесь национального предпочтения?"

Как мы знаем, сама Тора дает отрицательный ответ на этот вопрос. Она объясняет, что Авраам, родоначальник народа Исраэля, был языческим жрецом в Древнем Вавилоне, среди людей, далеких от познания реальности и Творца. Каббалистическую методику он раскрыл как будто бы случайно, хотя нам ясно, что внутренне он уже достаточно развился.

От Адама, первого человека, раскрывшего духовный мир, до Ноаха пролегло десять поколений, а затем – еще десять поколений до Авраама. В действительности речь идет о внутреннем развитии точек в сердце, первой из которых стал Адам. Можно представить этот процесс в виде концентрических кругов, расходящихся от центра наружу. Двадцатый круг развития желания представляет Авраама.

2011-06-21_rav_bs-matan-tora_lesson_n3_01

Таким образом, у него уже имелась подоплека, внутренняя подготовительная база, создававшаяся изначально со ступени Адама.

Авраам находился уже на очень высоком уровне. Если Адам раскрывал Творца в малом получающем желании, то Авраам раскрыл Его над большим эгоистическим желанием, возникшем в Вавилоне. С одной стороны, у него была необходимая база, а с другой стороны – отягощение сердца. Как обычно: одно сообразно с другим.

В результате Авраам смог понять и развить каббалистическую методику, тогда как Адам с маленьким сосудом и маленьким светом, которые еще не были развиты, не мог развивать, раскрывать, объяснять и нести ее людям. 

Бааль Сулам объясняет это очередностью глобального развития, которое делится на три этапа по две тысячи лет: ХаБаД, ХаГаТ и НеХИ. Хотя чистые сосуды первых каббалистов близки к свету – для раскрытия методики необходимы большие, жестокие желания, требующие больших светов для своего выявления во всем богатстве деталей.

В принципе, нам ясно: чтобы раскрыть методику на определенную глубину, нужны большие желания, большой эгоизм, напротив которого раскрывается большой свет. Только тогда у нас появляется возможность излагать новые вещи так, чтобы они были поняты.

Вот почему именно Авраам стал основоположником методики исправления. До него она не была описана должным образом, ведь исправлять было еще нечего. Вавилонское состояние явилось основой: у Авраама и нескольких тысяч его учеников раскрылась точка в сердце, и они отправились в землю Ханаана – в желание, предназначенное для исправления, чтобы стать в будущем землей Исраэля.

Вавилон – это испорченное желание, где раскрывается часть, которую можно исправить. Работа над этой частью превращает ее в землю Ханаана. Со временем в ней тоже обнаруживаются эгоистические желания, и она превращается в Египет, затем – в пустыню, и наконец – в землю Исраэля.

Из урока по статье ""Дарование Торы", 21.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Связующее звено

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Кто же Вы, Авраам?

Страница 23 из 26« Первая...2122232425...Последняя »