Порой река истории разливается столь широко, что не видно конца-края, и кажется, возможностей не счесть. Но в ключевые моменты поток сужается, подобно горной речке, бурлящей меж теснин, и оставляет очень скудный выбор. Вправо или влево? Времени в обрез и куда ни вырулишь – против течения уже не повернуть.
Еще недавно мы уверенно направлялись в светлое будущее "вместе со всем прогрессивным человечеством". Да, встречались препятствия на пути, но сам путь был ясен и понятен.
А потом что-то пошло не так. Политику лихорадит, экономические судороги, начавшиеся в 2007 году, не ослабевают. Течение ускоряется, впереди пороги, по сторонам скалы, и мы вынуждены пролагать курс в русле сужающихся возможностей, среди ненадежных ориентиров и очень туманных перспектив. Далее...
Но и это, очевидно, было лишь прелюдией. Сегодня, после выборов в США, перед нами внезапно обозначилась развилка из двух основных направлений движения, двух глобальных тенденций. Ту, что слева, давайте условно назовем "неолиберализм", а ту, что справа, – "консерватизм".
Каким-то образом эта альтернатива оказалась стержневой: от нее зависит макроэкономика и макрополитика, она решает исход войн и конфликтов, ставит отцов и детей по разные стороны идеологических баррикад, сталкивает культуры, определяет состояние бюджетов и кошельков. Все карты перемешаны этой новой парадигмой, от которой напрямую зависит наша дальнейшая жизнь.
И в то же время все, наконец, встает на свои места. Легкими движениями руки история выстраивает перед нами Новый Вавилон – по образцу того, Древнего, который запустил в свое время предыдущий виток.
Все смешалось в доме Нимрода
Три с половиной тысячи лет назад человечество оказалось точно так же рассечено надвое в своей колыбели на равнине Междуречья. Воцарился разлад, все восстали против всех, брожение поразило империю, разобщило народы и племена, еще вчера чувствовавшие себя неразрывным целым. Началась борьба за власть. Большая "гражданская" война замаячила на горизонте.
И обрисовались впереди два пути:
- разойтись, рассеяться по Земле – благо, места вдоволь;
- преодолеть разногласия.
За первым подходом стоял царь Нимрод, человек мудрый и дальновидный. Дав толчок к расселению, он действительно предотвратил катастрофу. Ведь если части целого больше не могут взаимодействовать, необходимо разобрать, разнять, отделить их друг от друга, прежде чем процесс выйдет из-под контроля.
Так и произошло с Вавилонским царством.
На второй путь указал Авраам. Он тоже был мудр, но смотрел глубже и видел дальше. Он понимал, что решение Нимрода приведет к той же самой ситуации, только в глобальных масштабах. Так зачем ждать? За тысячи лет эгоизм окрепнет, человеческая природа станет еще ненасытнее, и не будет реального компромисса, реальной надежды на добрый исход. Не смогут противоборствующие лагеря поделить между собой то, чего каждый из них жаждет целиком. Любое решение останется половинчатым, ущербным, временным, любые соглашения будут лишь сильнее затягивать узел грядущей войны…
И все же вавилоняне отложили проблему на потом. В глазах большинства путь Нимрода выглядел легче и удобнее. Тем не менее, как пишет Рамбам, за Авраамом пошли десятки тысяч человек.
Так была пройдена первая развилка истории.
Рывок в глобальность
Дальнейшее оказалось вполне закономерно: поколениями люди рассеивались, расселялись по планете, пока не уперлись в то, что современные ученые назвали пределами роста.
Тысячелетия пролетели в нескончаемой экспансии. За последние пятьсот лет мы окончательно захватили глобус. За последние пятьдесят лет международная торговля, финансы и средства массовой коммуникации глобализировали человечество. Земля стала маленьким шариком, мир – глобальной деревней.
Нам больше некуда бежать друг от друга, а противоречия обостряются. Мы не в состоянии договориться, наши альянсы зыбки, соглашения несправедливы и ненадежны. Чем больше мы твердим о необходимости взаимопонимания, тем меньше готовы действительно понимать друг друга. Нам тесно в бесчисленных путах взаимосвязи, и хотя рвать их больно, скоро мы решимся на это.
Подход Нимрода исчерпан. Нам больше некуда деться друг от друга, и потому впереди у нас – Война.
Почему не договориться?
Прежде чем разойтись, вавилоняне испробовали аналоги современных "объединений" типа ООН или ЕС. И потерпели неудачу.
Нам тоже не на что рассчитывать в рамках нынешних союзов, поскольку человеческая природа с давних пор не изменилась. Вражда – ее хлеб. Неслучайно разговоры о большой войне стали в наши дни "салонной модой". Эгоизм не может без этого. И словами он не ограничивается.
По сути, мы играем с огнем и не приемлем очевидного, хотя у нас есть верное, проверенное средство, чтобы избежать беды. Во времена вавилонского столпотворения, не обладая никакими особыми ресурсами, Авраам проложил курс через века, создал тренд развития, не иссякший до сих пор и многократно возрождавшийся, несмотря на все старания уничтожить, замять, дискредитировать его. Потомки сторонников Авраама живы до сих пор, его идеи вдохновляли человечество тысячелетиями.
Какой же смысл игнорировать саму суть его методики? Особенно сейчас, когда мы окончательно разучились сосуществовать, сопереживать, уважать друг друга. Вместо того чтобы отвергать возможность нормальных, добрых отношений между людьми, сообществами, странами, мы можем, наконец, приоткрыть для себя принципы второго пути и воспользоваться им.
Что же предложил Авраам?
Основы мира неизменны. Человеческое естество пронизано эгоизмом, и потому на самом деле мы боремся не с чужими мнениями, принципами, нравами, амбициями, идеологиями – мы боремся с собственной природой. И как бы она себя ни проявляла, итог всегда один – конкуренция сильных за счет остальных, стяжательство, раздор.
Таков путь Нимрода, внутренне разобщающий, а внешне сковывающий узами взаимовыгоды. Чужие друг другу, мы наживаемся друг на друге.
До недавнего времени на Западе это выглядело пристойно. Но правила игры переписываются у нас на глазах, и спокойное течение постепенно превращается в стремнину.
Путь Авраама – это, прежде всего, отказ от иллюзий. Нет, нам не совладать со своей природой "лоб в лоб". Она властвует над нами, и попытки пойти против нее инспирируются ею же.
Однако мы способны подняться над собой иначе – не подавляя собственный эгоизм, а правильно работая с ним. И если мы действуем, "рулим" в этом направлении, то находим подмогу, компенсируем негатив позитивом.
Все в нашем мире состоит из противоположностей. У каждой монеты две стороны. Человеческое восприятие основано на контрастах, на борьбе и сочетании противоречий. Наша следующая ступень развития тоже представляет собой сочетание, равновесие двух полюсов, двух природ, меж которыми, над которыми мы вольны быть собой.
В этом суть методики Авраама, этому он обучил своих последователей, это его дар человечеству.
Смена пользователя
Методика Авраама, даже реализуемая крохотным меньшинством, дала миру многое. Ее достижения настолько грандиозны, что человечество, не понимая этого пути, все равно завидует ему и черпает из него силы. Философия, культура, образование, интеллектуальный багаж, мировосприятие, современный гуманизм – все проистекает оттуда.
Но до сих пор, проходя через всевозможные формации, мы надеялись, что в конечном итоге сами достигнем гармонии. Пока не настал XX век и две Мировые войны не показали наглядно, чем может кончиться дело.
А с другой стороны, все этапы на пройденном пути – пути Нимрода – были неизбежны. Мы неверно представляли себе их суть как медленное, но неуклонное движение человечества к свободе. Но нет, в итоге они показали нам, насколько мы несвободны от себя самих. И вот теперь, на излете эпохи, на гребне тщетных надежд проявляется простая истина: чтобы справиться с собой, нам нужна лишь сила единства. Без нее все прочее неэффективно, вредно, подчас разрушительно. И наоборот, с ней мы сумеем правильно воспользоваться всем остальным.
Чтобы обновить систему, надо обновить связь между нами. Причем уже сейчас. Новой версии Вавилона просто некуда инсталлироваться. Настало то время, когда Нимрод должен передать права администратора Аврааму.
Один Трамп, две Америки
Теперь давайте наложим эту картину на современность. Совпадает ли путь Нимрода с агонизирующим неолиберализмом, а путь Авраама– с консерватизмом? И какое место на сцене занимает Дональд Трамп?
Начнем с последнего вопроса. В действительности, Трамп не совсем консерватор. Скорее он – связующее звено и одновременно буфер между двумя антагонистичными лагерями. С ним они сохраняют достаточную дистанцию друг от друга, без него – столкнутся в битве лицом к лицу.
Для неолибералов новый президент – просто спасение, поскольку позволяет им уйти с высоко поднятой головой, в показной борьбе за свое "левое дело". С другой стороны, если они "свергнут" Трампа, то быстро обнаружат, что история уже списала их со счетов и былой блеск больше не вернется. Тенденция сломлена, и против течения не выгребешь ни за какие миллиарды. Более того, попытки сохранить власть левых любыми недемократическими способами в итоге качнут общество намного правее и создадут условия для формирования правительств фашистского толка.
Но Трамп – спасение и для правых. Ему удалось отвоевать у ангажированных СМИ общественное мнение и осуществить "законный переворот" сверху, избежав тем самым коллизий, связанных с переходным периодом.
На самом деле Америка была недалека от "первых ласточек" гражданской войны. Ведь антилибералы – что называется, "соль земли", – это люди идеологически подкованные, обладающие реальной силой, твердо верящие в традиционные американские ценности, мало того, готовые отстаивать их с оружием в руках. И оно у них есть. Эти круги прочно стоят на ногах, обладают огромными возможностями, и за последние восемь лет их терпение истощилось. Особенно их тревожит спайка левых элит с исламом.
А по ту сторону "линии фронта" стоят ослепленные пропагандой слои населения, польстившиеся на обещанную неолиберализмом свободу делать что угодно. И они уже начали делать что угодно, активно протестуя на улицах и в кампусах. Недовольные результатами законных выборов, они охотно и наглядно демонстрируют готовность нарушать закон, а главное – неприятие демократии, если она не играет им на руку.
Так вот, теперь перспектива столкновений несколько отодвинулась. И, возможно, со временем левые поймут, что чуть было не разбудили медведя в берлоге, тяжелого на подъем, но грозного в ярости. Против него бессильны голливудские звезды, поп-дивы, нью-йоркская богема и офисные гуру из Силиконовой долины.
Тогда многие посмотрят на Трампа другими глазами. Ведь, по сути, он представляет умеренную, серьезную, деловую Америку, настроенную сейчас очень решительно.
Трамп и Израиль
Отношение Трампа к еврейскому наследию поистине удивительно. Он не просто уважает его, он видит в Израиле ключ к решению конфликтов и проблем – и потому именно Израиль ставит во главу угла на Ближнем Востоке. Новый президент понимает, что Израиль должен быть силен, что здесь нет места для псевдогосударства палестинцев, что мы сами должны твердо пролагать свою политическую линию. Трамп намного более серьезен и решителен в этом, чем наше собственное правительство!
Разумеется, такой подход вызывает сильнейшую ответную реакцию, в том числе среди антиизраильских кругов в Америке, где евреи опять-таки на первых ролях. Однако в результате мы наконец-то докапываемся до истины, до вавилонской подоплеки современных событий. А правильный диагноз позволит найти правильное лечение.
Вторая развилка истории
И все-таки, где же сегодня Нимрод? И где Авраам?
Не стоит искать их среди конкретных персонажей. Ведь речь идет о двух подходах к развитию, двух направлениях движения. Один из них означает продолжение распрей, другой – подъем к единству.
На данном этапе мы всего лишь выявили картину противостояния, которое грозит войной. В каком-то смысле, Трамп выиграл время, чтобы мы успели проанализировать ситуацию "в мирных условиях". Но сам по себе он не панацея.
Решение по-прежнему лежит в методике, водворяющей природную силу единой системы над порывами человеческого естества. Эту методику евреи получили после "египетского изгнания" – после того как с головой окунулись в эгоизм и ощутили потребность в подъеме. "Гора Синай" – это ненависть (синá), которая их разобщала. И в противовес ей они получили "Тору" – методику соединения.
Так происходит всегда: проявляется минус, возникает нужда в плюсе, и их правильное сочетание создает новую ступень – для человека, общества, государства, человечества.
Этот период нам и предстоит пройти в ближайшее время: осознание зла и поиск решения. Озираясь посреди бурного потока, мы обнаруживаем, что сидим в одной лодке, такие разные, такие непримиримые и такие взаимосвязанные. Впереди развилка, и новый капитан наконец-то начинает притормаживать, выруливая на середину. Но это максимум, что он может сделать, да и то, если получится. А далее нам потребуется методика.
Методика в наших руках
Лучшее, что можем сделать мы, евреи, – это показать пример. Мы занимаем важное место в обоих лагерях: и у неолибералов, и у консерваторов. И задача сейчас в том, чтобы приподняться над собой ради общей, более высокой цели. Ведь в этом и есть наше предназначение – повести мир к единству, согласно методике Авраама.
Готовы ли мы к своей миссии? Нет. Сказано об этом у пророка Йешайау:
"Я вознесу к народам руку мою, и перед племенами подниму знамя мое, и они принесут сыновей твоих в поле и дочерей твоих понесут на плечах".
Только не представляйте себе образцово-показательную идиллию с праведниками, пользующимися всеобщим уважением, если не обожанием.
Нас "понесут на плечах" потому, что сами мы не хотим брать на себя ответственность и играть свою историческую роль. Нас "понесут" упирающихся и отчаянно взывающих к благоразумию: "Чего вы от нас хотите!? Оставьте нас в покое! Ведь мы как все!…"
Если бы мы были как все, нас оставили бы в покое еще тысячи лет назад. Но вместо этого нас постоянно вырывают из иллюзий и волокут на лобное место – как правило, чтобы пригвоздить к позорному столбу. "Вы не как все, – говорят нам. – Вы у нас в долгу. Вы нам заплатите".
При Обаме эта тенденция уже начала приобретать опасный характер, но Трамп придал ей форму намного более верную, и у нас появился реальный шанс сделать свое дело. Да, с подсказки народов мира, "на их плечах", но сделать уже сейчас, в условиях, о которых потом можно будет только мечтать.
Само развитие подводит нас к этому моменту. Люди на Западе разуверяются в былых ценностях, теряют ориентиры, ребячатся до четвертого десятка, женятся в позднем возрасте либо не женятся совсем, впадают в депрессию, все реже находят профессиональное призвание – и совсем не находят себя.
Тем временем научно-технический прогресс, казавшийся избавлением, вдруг стал угрозой из-за автоматизации труда. Уже начались разговоры о всеобщем базовом доходе, о подоходном налоге на роботов…
Одним словом, все идет к тому, чтобы высвободить человека для главного дела всей его жизни, для подъема на ту ступень, где он найдет свое подлинно человеческое призвание в доброй взаимосвязи с другими. Если человек обеспечен всем необходимым, если он живет среди братьев и их жизнь осмыслена, то он счастлив. Они счастливы.
Вот куда надо держать курс сегодня, в "бутылочном горлышке" истории, на "узком перекрестке мироздания", где все человечество оказалось в одной связке. Перед лицом фактов вопрос уже не в том, верить или не верить в это. Этого надо просто захотеть.