Элуль, последний месяц еврейского календаря, подводит итог прошедшему году. И отчего-то требует от нас покаяний. Почему мы должны каяться, как будто сделали что-то ужасное?
Начнем с общей схематики. 14 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, породивший Вселенную. Огромное количество энергии, сосредоточенной в крохотной точке, выплеснулось во все стороны и положило начало стремительному расширению. Возникшие при этом частицы группировались в атомы, атомы – в небесные тела: звезды и планеты, а те – в галактики.
Спустя миллиарды лет появился Земной шар, на котором развилась флора и фауна, а затем родился человек. Далее...
Долгое время человек жил спокойно и размеренно – не без эксцессов, конечно, но в строгих рамках естественных процессов, в гармонии и равновесии с собратьями и с силами Природы.
Но внезапно случился еще один взрыв – Большой взрыв человечества, разметавший пасторальное, племенное, по сути, единство и разбросавший людей в разные стороны. Впервые они почувствовали себя чужими, обособленными, ненавистными друг другу.
Новую силу разобщения, негативную, эгоистичную и до тех пор неведомую, распознал человек по имени Адам. Именно он понял, чтó нужно противопоставить расколу, чтобы заделать бреши между людьми. И поскольку он первым инспирировал принципиальные изменения в испорченной системе человеческих взаимоотношений, мы отмечаем его открытие праздником Рош а-шана (“Голова года”). “Рош” – это первенство, начало. А “шана” – это перемены (шинуй). Начало перемен.
Вот почему Адам зовется также Первым Человеком (Адам Ришон) – он первый поднялся на тот уровень, откуда можно разглядеть человечество как единое целое и отследить вектор его развития.
С тех пор прошло 5777 лет по еврейскому календарю. И каждый год народ Израиля традиционно переосмысливает, переоценивает свою жизнь, свою задачу в этом мире и ее реализацию. Один из ключевых вопросов здесь: сблизились ли мы друг с другом, несмотря на естественное взаимоотторжение? А может быть, наоборот, дистанцировались еще больше?
Этот самоотчет и называется покаяниями (слихот). Чтобы понять его суть, давайте отправимся в небольшое путешествие во времени.
Против течения
Спустя двадцать поколений после Адама бóльшая часть человечества проживала в центре цивилизациитой эпохи – Древнем Вавилоне. Тогда в обществе уже серьезно конфликтовали две противоположные силы:
позитивная сила единения, вносящая в социум принципы взаимного поручительства;
негативная сила разобщения, проистекающая из эгоистичной человеческой природы.
В какой-то момент вторая сила возросла до небывалых масштабов, вышла из-под контроля и посеяла среди жителей вражду. Люди, что называется, потеряли общий язык, стали нетерпимыми, возненавидели друг друга. Это вызвало тяжелейший кризис, метафорически описанный в притче о Вавилонской башне. Однако как росток произрастает из разлагающегося в земле семени, так из раздора между людьми родился зачаток нового человечества.
Обостряющийся социальный распад заставил отколотые от Вавилона племена рассеяться по миру. Это представлялось им единственным выходом из положения. Но одна маленькая группа людей бросила вызов человеческому естеству и открыто выступила против ненависти.
В ключевой момент нашлись бунтари, вопреки всему свернувшие не в индивидуализм, а в единство. То был не спонтанный порыв и не акт отчаяния. Они действовали осознанно, по системе, с расчетом на будущее. И назвали они себя “Исраэль” (ישראל) – согласно своему устремлению к следующей, более высокой ступени развития — “прямо к Высшему”(יָשָרלאל).
Кроме того, в первоисточниках их зовут также евреями (עברים), поскольку они перешли (עברו) к новым принципам сосуществования; а также иудеями (יהודים), поскольку жили и действовали в гармонии и единстве (ייחוד) с Природой.
Во главе этой группы стоял Авраам – исследователь, открывший те фундаментальные законы Природы, которые провели его идейных потомков через века. Выделив эгоизм как причину вавилонского кризиса, Авраам обучил своих учеников методике, позволяющей приподниматься над собственным естеством и взаимодействовать с единой, неделимой Природой мироздания.
Методика эта может послужить каждому, она не ограничена возрастом, религией, происхождением. И сегодня, спустя тысячи лет, адаптированная к современности, она готова помочь всему человечеству. Ведь вавилонский кризис вернулся, а расселяться нам больше некуда.
Поворотный момент
На протяжении истории народ Израиля знал подъемы и падения. Сплоченный — он процветал на своей земле. Разобщенный – слабел и терял ее. “Храм” был высшей точкой его объединения, рывком наверх, к единству над всеми противоречиями. Затем эгоизм брал верх, и Храм разрушали завоеватели. Необыкновенная, трудная судьба, но она предопределена нашими истоками, самой нашей основой.
А тем временем остальные вавилоняне стали народами мира и развивались своим путем. Экспансия эгоизма каждый раз предоставляла им новые возможности, открывала новые горизонты. Росла ненависть, множились войны, но это казалось в порядке вещей. До тех пор пока не грянули две Мировые.
Но и они не образумили человечество. Ведь эгоизм ненасытен, ему всего мало, и любая цена становится для него однажды допустимой.
Так мы и вступили в 21-й век: после двух тысяч лет смешения с народами евреи посеяли в них свои зерна и сами пропитались “вавилонским” мировоззрением. И теперь это всеобщее столпотворение, окончательно оформленное глобализацией и бурлящее в поисках дальнейшего пути, подходит к повторной точке в истории человеческого рода. Ведь планета обжита, ресурсы эгоистической экспансии иссякли, и только методика Авраама способна вывести человечество из тупика, уже проступающего из тумана истории.
Покаяние как погрешность между желаемым и действительным
Итак, в современном глобальном мире все народы, включая евреев, вместе увязли в общей беде. Примерно так же, как при Адаме 5777 лет назад и при Аврааме 3500 лет назад. Однако намного драматичнее. Ведь нынешний уровень эгоистического развития и дисбаланса с Природой не сравнить с древностью. Сегодня каждому человеку нужна своя планета или хотя бы астероид, как у Маленького принца. И в то же время экономически мы не можем друг без друга: люди и государства неразрывно связаны в один “клубок нервов”.
И снова сталкиваются две силы: раскол и единение, себялюбие и самоотдача, индивидуализм и братство. Кризис охватывает человечество, и задача народа Израиля становится жизненно важной – показать, как все могут жить вместе. Не поневоле, не "на ножах", не в страданиях, а в радости, в сближении сердец, в гармонии с собой и с Природой.
Все возвращается к исходной точке: мир не может без евреев, поскольку спасение – в единстве, а евреи не могут без мира, поскольку изначально призваны служить ему и в то же время сами не готовы вернуться к своему наследию. Кризис давит на мир, мир давит на Израиль – и мы начинаем отдавать себе отчет в происходящем. Начинаем проверять себя, насколько мы отвечаем вызовам времени и что делаем, чтобы ответить на них.
Вот и выходит, что наше "покаяние" есть не что иное, как осознание разрыва между единством Природы и нашим нежеланием объединиться. Перед Новым годом, перед Началом перемен мы обнаруживаем в себе неготовность к ним, выявляем негатив, констатируем горькую истину – и тем самым открываем дорогу к подъему. Ведь без диагноза невозможно излечиться. Без самоотчета невозможно измениться к лучшему и показать добрый пример миру.
Мы сожалеем обо всех упущенных возможностях объединения и, не довольствуясь этим, начинаем действовать. Действовать вместе ради единства.
Желаю всем года добрых перемен. Начала новых, братских отношений между нами.
С праздником тебя, народ Израиля!