Записи в разделе 'Бааль Сулам'
Введение в науку Каббала-13-16

Введение в науку Каббала-13-16 (Птиха, в сокращении)

 13. Подобно тому, как материальные объекты разделены расстоянием, духовные объекты разделены различием свойств, как два человека, имеющие сходные взгляды, близки, а имеющие противоположные мнения, отдалены, и хотя физически близки, но ощущают себя удаленными - так и духовные объекты близки или далеки только своими свойствами: разница в свойствах отделяет их друг от друга, сходство свойств сближает их и ведет к слиянию.

Желание создано Творцом и не является ни хорошим, ни плохим. Состояние творения определяет не желание, а ради кого используется желание. Поскольку Творец дающий, то творение, использующее желание "ради отдачи", подобно и потому близко к Творцу, а творение, использующее желание "ради себя", т.е. ради получения - обратно и потому далеко от Творца.

В Каббале для краткости говорится "желание получать" или "желание отдавать" - имеется в виду использование одного и того же желания:

"ради себя" - и тогда оно называется "получать",  или

"ради Творца" (ближнего) - и тогда оно называется "отдавать".

Но ни в коем случае нельзя забывать, что желания отдавать - нет в природе. Есть только желание получать (наполнение, наслаждение). Но если оно используется "ради Творца", то абсолютно эквивалентно отдаче. 

 

14. 4-ая стадия, ощутив себя противоположной Творцу, прекращает получение света. Это действие называется Цимцум Алеф, Ц"А (Первое Сокращение). И остается пустым желанием. А затем решает, что если она будет получать, то только потому, что этим доставляет наслаждение Дающему, Творцу.

 

15. Т.о. возникает новое условие получения - только ради Творца. Этим творение становится равным по свойствам Творцу. Пример: человек попадает в дом к своему товарищу, и тот предлагает ему пообедать. Естественно, что гость, как бы он ни был голоден, откажется от еды, потому что ему неприятно ощущать себя получателем, который ничего не дает взамен (как, например, в ресторане). Хозяин, однако, его уговаривает, убеждая, что получая, он доставит ему большое удовольствие. Когда гость почувствует, что это действительно так, он соглашается принять угощение, потому что больше не чувствует себя получателем, а наоборот, чувствует, что делает одолжение, удовольствие хозяину, тем, что согласен принять от него.

Получается, что, несмотря на то, что гость был голоден и не мог получить из-за ощущения стыда получателя, уговоры хозяина и отказ гостя породили новое условие, когда получение обратилось в отдачу, благодаря изменению намерения в госте. Гость получает, но изменилось его намерение. Именно сила отталкивания угощения, а не чувство голода, которое является настоящим желанием, стала основой для получения угощения.

 

16. Видим, что вместо прямого использования желания, возникает его "обратное" использование: наслаждение наталкивается на отказ - экран, стоящий на пути света к желанию. Затем возникает Отраженный свет - желание принять ради хозяина. И только в мере этого намерения, отраженного света, позволяется прямому свету войти в желание. Такое получение света называется "зивуг дэ акаа" (ударное взаимодействие) - вначале удар, а затем взаимодействие.

Желания, принимающие ради Творца, называются "чистыми" (от эгоизма). Желающие получить ради себя, называются "нечистыми" (запачканными в эгоизме). Они не могут получить высший свет и поэтому называются духовно мертвыми.

Введение в науку Каббала-10-12

Введение в науку Каббала-10-12 (Птиха, в сокращении) 

 

10. Итак, свет жизни выходит из Творца, и, проходя миры А"К и АБЕ"А, отдаляется от Творца, достигает самого малого желания, где уже не ощущается его источник, Творец - состояния называемого "наш мир". Однако, занятия Каббалой в группе, с намерением постичь Творца, вызывают свет с более высшей ступени, который подтягивает желание к ней, и дает возможность т.о. подниматься по ступеням миров, вплоть до мира бесконечности, где может получить весь свет, уготованный ему Творцом еще в Замысле творения. И поэтому сказано: "Желает Творец очистить устремляющихся к Нему (от эгоизма), для этого дал им Тору (исправляющий свет) и Заповеди (исправление намерений с "ради себя" на "ради Творца")".

 

11. Разница между духовным и материальным: Намерение "ради себя" - материальное, его состояние называется "наш мир" (олам а-зэ). Намерение "ради Творца" (или, что то же самое "ради ближнего") - духовное, его состояние называется высший мир (миры АБЕ"А), который находится выше самой низкой из ступеней - "наш мир".

Все подъемы, спуски, перемещения, движения, происходящие в высших мирах - не перемещения в каком-то мнимом пространстве, а изменения в размере намерения "ради Творца" и соответствующего ему желания. Чем желание больше, тем ближе оно к 4-ой стадии, тем оно ниже.

 

12. Суть всего творения - желание (получать наполнение, наслаждение). Мы рассматриваем желание как требующее исправления. Нам заповедано "очистить" его с помощью:

Торы (высшего света) и Заповедей (изменения намерения использовать желание "ради себя" на использовать его "ради Творца"). Иначе мы не сможем достигнуть высшей цели - Замысла творения. Почему?

Введение в науку Каббала-6-9

Введение в науку Каббала-6-9 (Птиха, в сокращении) 6. 5 стадий развития желания от Творца до его полной формы составляют все созданное творение. Впоследствии оно делится на различные части, но каждая его часть также состоит (по принципу голографического изображения) из этих частей.

Стадия            Сфира            Мир                 Свет               

0                   кетэр           АК                 йехида

1                   хохма           Ацилут          хая

2                   бина             Брия             нэшама

3                   з"а               Ецира           руах

4                  малхут          Асия             нэфэш                                     

 

Миры АК и Ацилут еще не отделены своими свойствами от Творца. Когда душа поднимается к ним из нашего мира, она уже в них сливается с Творцом.

 

7. В мире Брия, как во 2 стадии, проявляется свойство отдавать. Поэтому, находящаяся в ней душа, ощущает самостоятельность от Творца. Но это не отдаляет ее от Творца, потому что желает отдавать, как и Он.

 

8. В мире Ецира, как в стадии 3, проявляется желание получать, но еще недостаточное, чтобы отделить душу от Творца.

 

9. В мире Асия проявляется стадия 4 - окончательно развитое желание, называемое "тело". Оно полностью отделено от Творца и ощущает себя абсолютно самостоятельным. Свет в нем называется "нэфэш" - неподвижный, поскольку у желания нет собственного движения.  

Введение в науку Каббала-3-5

Введение в науку Каббала (Птиха, в сокращении) 

 

3. Порядок отдаления - ослабления намерения "отдавать", вследствии развития все большего желания "получать", сверху - от отдачи, подобия Творцу, вниз, удалению от Него  - происходит по 5 ступеням - 5 мирам Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия. Мир Асия включает в себя наш мир (Аолам Азэ). Мир - Олам, от слова алама, скрытие. Потому что в мере отдаления от подобия Творцу, Он скрывается.

Все создания имеют свое начало, корень, в мире Бесконечности, в Замысле творения "насладить создания", в своем первоначальном состоянии.

 

4. Необходимость в отдалении творения от Творца в том, чтобы:

- создать в творении (человеке) возможность быть независимым. Это достигается полным скрытием Творца в нашем мире.

- поступенчатое отдаление происходит наполением светом и его исторжением. Эти контрастные состояния создабт в желании ощущения, осознания, опыт, возможности сравнения - и т.о. делают его пригодным к предназначению.

Предназначение творения состоит в том, чтобы после вынужденного спуска в наш мир, смог сравнением и осознанием предпочесть свободным выбором отдачу получению и, выбирая подобие Творцу как важное, поступенчато подниматься к Нему, вплоть до полного подобия, слияния с Ним.

 

5. Ступени, структура творение, все действия определяются природой света и желания.

Стадия 0: Из замысла Творца создать творение, чтобы насладить его, сделав таким, как Он сам (меньшее состояние не считается совершенным), исходит свет - отношение Творца к творению. Эта стадия называется нулевой, корневой. В ней будущее творение находится в виде точки будущего желания, подобно капле семени или зерну.

Стадия 1: Свет, воздействуя на точку желания, развивает ее до своего размера и наполняет ее собой. Желание ощущает наполнение, называемое свет мудрости (ор хохма). Поскольку желание полностью подчинено свету, оно не ощущает в себе ничего, кроме некоего сущестования, подобно зародышу в матери. Эта стадия содержит в себе все, что Творец выделил для творения. Постепенно желание осознает свое отличие от света и желает стать таким, как свет, отдающим. Это новое желание определяется как новая стадия:

Стадия 2: Желание отдавать Творцу, быть как свет. Вследствие этого желание ощущает иное, чем в стадии 1, наслаждение от подобия Творцу - свет отдачи (ор хасадим). Но постепенно желание осознает, что только желает быть отдающим, но не дает. Это осознание приводит к проявлению в нем нового желания "получать ради отдачи" - которое уже определяется как стадия 3:

Стадия 3: Получает как стадия 1 (свет хохма), с намерением, как стадия 2, и ощущает себя отдающей, как Творец (свет хасадим). От ощущения себя на уровне Творца, в ней развивается новое желание - стадия 4:

Стадия 4: Желание наслаждаться статусом, положение Творца, получая от Него а) наслаждение от наполнения наслаждением и б) наслаждение от подобия Ему. Получая все, что только может исходить от Творца, стадия 4 является окончательно развитым желанием.

Введение в науку Каббала - 2

Введение в науку Каббала (Птиха, в сокращении)

2. Свет, наслаждение, и кли (сосуд), желание насладиться - все, из чего состоит все существующее. Они неразрывно связаны между собой. Желание постепенно теряет намерение отдачи - огрубляется, и этим удаляется от Творца, вплоть до своего самого удаленного, грубого, низкого состояния, где его намерение становится обратным отдаче.

Нисхождение от Творца происходит огрублением намерения (желания) по ступеням 5 миров. Каждый мир состоит из 5 парцуфим. Каждый парцуф состоит из 5 сфирот. Итого 125 ступеней нисхождения. Самое удаленное  желание (с полностью эгоистическим намерением) называется "Наш мир". Желание на этой последней ступени называется "тело человека", а свет - его "жизнь".
Все различие нашего мира от высших миров: в высших мирах желание имеет намерение "отдавать", а в нашем мире - намерение "получать", и поэтому желание полностью отделено от света. Мы - желание и ощущение своих желаний создает в нас картину мира. Если мы желаем ощутить иной мир, мы должны изменить свое намерение "получать" на намерение "отдавать", использовать желание не "ради себя", а "ради других". 

Введение в науку Каббала - 1

Введение в науку Каббала (Птиха, в сокращении)
1. Замысел Творца: создать творения, чтобы насладить их. Поэтому создал желание получить то наслаждение, которое Он желает дать. Это желание и есть созданное творение.
Поскольку желание Творца насладить бесконечно - таким бесконечным создано желание насладиться.
Наслаждение (свет) само создает под себя подходящее желание (кли, сосуд). Поэтому они изначально полностью взаимосвязаны. Но наслаждение первично, а созданное им желание - вторично. Наслаждение определяет желание. Хотя оба исходят от Творца.
Свет изначально существует в Творце, а созданное им желание получать (наслаждение) - принципиально новое, чего раньше не существовало. Поскольку в Творце есть только желание отдачи и любви.
Желание является сутью творения, его материалом. От него происходят все многочисленные творения - представляющие собой разные "порции" желания. А все события, происходящие с ними, - это изменения их желаний.
Все, что есть у желаний, у творений, все, что наполняет их желания - свет, наслаждение, который исходит напрямую из Творца.
Итак, все существующее состоит из света и кли и исходит из Творца: или напрямую, как свет, или как желание, которое в Творце отсутствует, но создано Им для услаждения.

Бааль Сулам. Пись­мо со стра­ни­цы 61 (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Пись­мо со стра­ни­цы 61  (конспект)

Пе­ред действием не дол­жен че­ло­век ду­мать о лич­ном управ­ле­нии, а на­обо­рот, обя­зан ска­зать: "Ес­ли не я се­бе, ни­кто не по­мо­жет мне». Но по­сле со­вер­ше­ния действия, обя­зан ра­зо­брать­ся и по­ве­рить, что не свои­ми си­ла­ми, а толь­ко си­лой Твор­ца, ко­то­рый за­ра­нее все про­ду­мал за не­го, выполнил действие, а по­то­му обя­зан был его со­вер­шить".

По­это­му, до того, как начинает свой день, за­ра­бо­тать свой днев­ной хлеб, обя­зан он уда­лить мысли о его лич­ном управ­ле­нии свыше, и ска­зать се­бе: "Ес­ли не я се­бе, ни­кто не по­мо­жет мне", и де­лать все не­об­хо­ди­мое, как все лю­ди, что­бы за­ра­бо­тать свой хлеб, как они.

Но ве­че­ром, ко­гда вер­нул­ся до­мой, и за­ра­бо­тан­ное при нем, ни в ко­ем слу­чае не по­ду­мать, что свои­ми уси­лия­ми за­ра­бо­тал это, а да­же ес­ли бы весь день бездельничал, так­же ока­за­лась бы его вы­руч­ка при нем. По­то­му что так за­ра­нее заду­мал о нем Тво­рец, и по­то­му так обя­за­но бы­ло про­изой­ти.

И, не­смот­ря на то, что на­шим ра­зу­мом это вос­при­ни­ма­ет­ся как про­ти­во­ре­чие, и ни­как од­но­вре­мен­но не ук­ла­ды­ва­ет­ся на серд­це и в разуме, обя­зан че­ло­век ве­рить, что имен­но так уза­ко­нил Тво­рец в мироздании, и так передают нам каббалисты особенности высшего управления, которое выше времени, места, развития.

Источник этого кажущегося нам противоречия в еди­нстве управления двумя путями АВА"Я - ЭЛО­КИМ, где АВА"Я - оз­на­ча­ет лич­ное управ­ле­ние: т.е. все де­ла­ет­ся Твор­цом и со­вер­шен­но не ну­ж­да­ет­ся в действии (участии) человека. А ЭЛО­КИМ - оз­на­ча­ет при­ро­ду, ко­гда че­ло­век, по­сту­пая со­глас­но при­род­ным за­ко­нам, ко­то­рые впе­ча­та­ны Твор­цом в наш мир, со­от­вет­ст­вен­но им по­сту­па­ет, как ос­таль­ные лю­ди, и од­но­вре­мен­но с этим ве­рит, в управ­ле­ние АВА"Я, в лич­ное управ­ле­ние, со­еди­няя т.о. оба управления вместе в одном Источнике - и этим вызывает ра­дость в Твор­це и свет в ми­рах.

Это со­от­вет­ст­ву­ет трём состояниям:

Отдача - ду­хов­ное место (чистое),

Получение - эгоистическое ме­сто (не­чис­тое),

Нейтральное - свободное ме­сто, за ко­то­рое вою­ют чис­тые и не­чис­тые си­лы.

Ес­ли че­ло­век, со­вер­шая сво­бод­ные дей­ст­вия, не со­еди­ня­ет их с вла­стью чис­тых сил, эти желания (это ме­сто) па­да­ет под власть не­чис­тых сил. А ес­ли свободным уси­ли­ем де­ла­ет еди­не­ние, расширяет место (желания, силы) отдачи (святости).

Ска­за­но: "Да­но вра­чу пра­во ле­чить" - не­смот­ря на то что излечение, ко­неч­но же находится во власти Твор­ца, и ни­ка­кие че­ло­ве­че­ские уси­лия не излечат, ска­за­но: "Врач да вы­ле­чит", со­об­щая нам о возможности свободы поступка, мес­те, где стал­ки­ва­ют­ся в борьбе за человека силы отдачи и получения.

Т.о. дается возможность человеку самому за­хва­тить это желание и подставить его под власть чис­тых сил. А ка­ким об­ра­зом мож­но это сделать?

Ес­ли че­ло­век идет к опыт­но­му вра­чу, получает и принимает ис­пы­тан­ное ле­кар­ст­во,  вы­здо­равливает, - он обя­зан ве­рить, что и без вра­ча Тво­рец вы­ле­чил бы его. По­то­му что так бы­ло за­ра­нее пре­до­пре­де­ле­но. И вме­сто вос­хва­ления вра­ча, вос­хва­ля­ет Твор­ца. И этим за­хва­ты­ва­ет свободное желание, ме­сто вы­бо­ра, под власть свя­то­сти.

Человек не ощущает, что Творец управляет им, как всадник конем. Но если готов добровольно к такому действию отдачи и любви, то Творец постепенно раскрывает ему Своё управление, чтобы человек его видел и добровольно согласился с ним. Это постепенное согласие и делает из человека подобие Творца.

Бааль Сулам. Письмо 21 (1927г., стр. 75, конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Письмо 21 (1927г., стр. 75, конспект)

Сердечному другу... да светит свеча его вечно!

Получил письмо, в котором ты пишешь: "Я понимаю, какие большие внешние воздержания (ограничения) нужны, чтобы исправить мою внешнюю часть". - На это я сразу же возражу, что тебе не нужны воздержания, и не нужно исправлять свою внешнюю часть. Кто, вообще, научил тебя этим новым "мудростям"? Думаю, это оттого, что ты не так близок ко мне, как раньше.

Но знай, что я советую тебе исправлять не внешнюю твою часть, а только внутреннюю. Ведь лишь внутренняя часть человека предназначена для исправления. Она порочна, в ней  - нечистота, признаки которой эгоизм и гордыня. И эта нечистота не боится никаких воздержаний в мире. Более того, она любит их, потому что эгоизм и гордыня преумножаются и укрепляются воздержаниями.

Если же ты хочешь счистить с себя нечистоту, то вместо воздержаний займись аннулированием эгоизма. Почувствуй, что ты самый низкий из всех людей. А чтобы понять это требуется долго изучать Каббалу. И должен проверять: не обманываешь ли ты себя. Полезно также на деле принижать себя перед товарищами.

Но берегись, принижать и аннулировать себя перед группой, но не перед чужими, чтобы твердо ощутить, что ты хуже и ниже всех людей в мире. Это истина. И этот совет мой может выполнить любой человек!

Бааль Сулам. Письмо (1921г, №5, стр. 11, конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Книга "Плоды Мудрости. Письма" (стр. 11, 1921г, №5, конспект)

Ты намекнул, что я прячу своё лицо от тебя, отношусь к тебе как к врагу, в смысле - слышу о беде твоей и молчу, не разделяю тяжкой ноши друга моего, совсем не волнуют меня его страдания. Признаюсь, ты прав, что совсем не чувствую я страдания, которые ты испытываешь. Более того, рад я всем тем изъянам, раскрытым и раскрывающимся.

Но сожалею я об изъянах нераскрытых, которым еще предстоит раскрыться, потому что скрытый изъян - безнадёжен, и великое избавление с небес - его раскрытие. Ведь закон таков, что если раскрылся изъян, нет сомнений, что был и ранее в тебе, только был скрыт. Поэтому рад я раскрытию изъянов, ведь обрати внимание - и исправятся.

Но когда опускаются руки - удлиняется время, презренные изъяны скрыты и даже местонахождение их неизвестно. Об этом сказано: "Глупец сидит, сложа руки, и грызёт себя". Но если поднимает человек руки веры своей, тотчас раскрываются и исправляются все его изъяны. Поэтому сказано: "Всё, что найдёшь в своих силах сделать, - делай" - уничтожь свое зло и придет свет и радость в мир.

Помню я, как жаловался ты мне об обнаруженном в себе зле, а я преисполнился радости пред тобой. И спросил ты: "К чему радость эта?" И ответил я тебе, что в раскрытии изъянов, даже еще неисправленных, уже само их раскрытие считается великим избавлением.

Место веры называется "яма" (бор), а наполнение верой называется "колодец" (бээр) живой воды, который может существовать, только если наполнен полностью. И нет никогда недостатка в воде, а только в водоеме, который разбит и не держит воды в себе.

А по поводу того, что хотел бы ты услышать от меня приятное, - не могу я радовать тебя словами лжи. Ты знаешь, как я отзываюсь о приближающих учеников узами фальши, лжи, излишеств, идолами.

И даже если бы я был рядом с тобой, не говорил бы тебе больше, чем в письме.  Пока же, согласно твоей подготовке, ты не нуждаешься во мне, но, когда поможет Творец и удостоишься окончательного исправления, то вознуждаешься во Мне, потому что суть работы начинается с ее конца. Со временем станут ясны тебе все слова и поступки мои в отношении тебя.

Индивидуум и народ

bs_100_wp.jpgИндивидуум и народ (из газеты БС "Ума", конспект)

Человек может удовлетворить свои жизненные потребности лишь с помощью окружающих. Поэтому общество является непременным условием его существования. Поэтому одиночки были вынуждены объединиться в "народ", с обменом плодами своего труда.

Развитие народа аналогично развитию человека, а роль человека в народе подобна роли органов тела: в теле должна поддерживаться полная гармония между его органами. Также части народа должны действовать, исходя из гармонии меж собой. И это обязательное условие нормальной жизни народа и его надежного существования. Смерть тела возникает вследствие нарушения гармонии между его органами - так и закат народа возникает в результате нарушения гармонии между его частями, как сказано: "Иерусалим был разрушен лишь из-за беспричинной ненависти".

Поэтому обязательным условием существования каждого народа является внутренняя сплоченность. И если она есть у большей части, то у остальных может даже отсутствовать - ведь основа уже обеспечена без них. Поэтому в древние времена народы были связаны семейными узами - естественная любовь являлась основой для их существования.

Однако с развитием поколений возникает связь человека с государством уже не естественная, а вытекающая из обоюдной заинтересованности. Государство должно править абсолютной властью, основанной на любви и преданности частного целому, как в живом теле.

Мы утратили в изгнании народное самосознание - естественное ощущение сплочения, которое обеспечивает существование любого народа. Узы любви, естественные у всех народов, исчезли, а оставшаяся сплоченность существует в нас в отрицательном виде, ощущением общего страдания принадлежности к нашему народу. Мы близки в несчастии. Но это непригодно для формирования самостоятельного народа. Ведь объединение под воздействием отрицательного внешнего давления, не является народным. В этом мы похожи на массу орехов, внешне соединенных в одно целое мешком, который облегает и сдавливает их. Но такая слитность не превращает их в единое тело, им недостает естественной сплоченности изнутри.

Единственная надежда: разработать народное воспитание, вновь раскрыть естественную народную любовь. Это вовсе не шовинизм.

Как эгоизм необходим для обеспечения необходимых для жизни потребностей, а сверх этого дано право отказаться на пользу ближнего, и поступающий так альтруист - так и народная любовь должна быть для обеспечения минимальных потребностей народа, чтобы быть самостоятельным, а ее излишек излить без национальных и расовых различий.

Поэтому народная любовь - основа любого народа, как эгоизм - основа любого творения, без которого оно не может существовать. Поэтому она должна стать первоочередной заботой на пути к возрождению народа. И эту любовь мы потеряли в изгнании.

Хрупки связи, основанные на языке, религии и истории, чтобы быть основой самостоятельного существования народа. Ведь здесь собрались чужие люди, унаследовавшие культуру многих народов мира. Каждый строит здесь себе подобие прошлого, откуда прибыл, а связывает нас только бегство из горького изгнания, подобно орехам в одном мешке.

Поэтому главное - организовать широкое воспитание, дабы внести в каждого чувство любви к каждому, к обществу, к народу, бывшее в нас в прошлом, до изгнания, когда мы жили на своей земле, как один из народов. И работа эта предваряет любую другую, ибо является основой выполнения нашей миссии.

 

Прямое и косвенное воздействие Творца

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Прямое и косвенное воздействие Творца (конспект)

"Ахор вэ-кедэм цартани" - Сказано в Псалме Царя Давида: "Сзади и спереди Ты объемлешь меня" - т.е. в скрытии и раскрытии Творца, Он властвует над всем, и всё возвратится к Нему, ибо "Нет места, свободного от Него". А разница лишь: ощутить это сейчас или в будущем.

А соединивший оба мира (высший, отдачу и этот, получение) как один мир в себе, раскрывает сейчас, что всё происходящее - это проявление Творца, и "не конь (творение) ведет всадника (Творца), а всадник ведет коня, во всех его движениях, своими уздой и вожжами". Такая связь управления Творцом человека называется "кедэм" - прямая, "лицом к лицу" (человека с Творцом), - по доброй воле обоих, человека и Творца.

Но если человек еще не слился с Творцом, т.е. еще не повторяет синхронно все движения Творца, одновременно с Ним, - такая их связь называется "ахор" - обратная. Но это только кажется человеку, будто он удален от Творца, и поступает свободно, как пожелает, а Творец, как всадник, всегда и во всем ведёт коня Своим желанием. Однако раскроется это человеку в будущем. Поэтому такая связь называется ахор - обратной, "спиной к спине", - т.е. не по желанию человека (не желает еще Творца, отдачи), и не по желанию Творца.

Мир - это скрытие Творца. Все создано светом и потому наполнится сотворенное желание (земля) знанием Творца, что нет места, свободного от Него, а всё возвратиться к своему корню. Однако сейчас это - в скрытии, и потому называется мир (олам) от слова скрытие (элем, алама). А работа человека, чтобы раскрыть, скрытое в обоих мирах.

Исправление эгоизма: Пробуждение эгоизма необходимо, чтобы направить усилия человека к Творцу. Затем отличить добро от зла. Оценить возвышенность Творца от собственной низменности. Выжечь зло из себя, стыдом перед Творцом. Исправить зло в любви к Творцу.

Единение противоположностей. Основа Каббалы в этом низменном мире представляется противоположной. Добро и зло в мире перемешаны. Поэтому, следует вести себя, как все люди, но, связав с этим логику Каббалы - и в этом цель противоположностей, связать их в своём сознании, когда логика Торы и животная логика связываются воедино. Получаются две противоположности в одном объекте-человеке: животная логика, логика, постигаемая всеми, и, противоположная ей, логика Каббалы. Ясно, что "Нет никого кроме Него", но человек должен взять на себя все управление, как "Если не я себе, то кто мне?"

Поэтому, кто исправляет себя, Вроде бы не должен трудиться над пропитанием земным путём, ибо просит у Творца напрямую. Но желаемый путь - связать их воедино: быть подобным животному, зная, что если "Нет муки, нет Торы", а потому стараться делать всё, чему учит нас животный разум: добыть муку и пропитание своему телу. Хотя, согласно Торе, это излишне, ведь все исходит от Творца. И, несмотря на это, знай: "Если нет Торы, нет муки", т.е. не труд дает муку, а лишь исправление.

И если соединяет в себе две противоположности воедино, в совершении животных действий, знающем, что это пустое, а все приходит от Творца, - то все получает от Творца и называется совершенным. Полагается на Творца и прилагает усилия самому достичь всего.

Смысл соединения противоположностей в том, чтобы проверить веру в Творца. И хотя Творец знает мысли, но проверка эта нужна самому человеку. Ведь природа материи такова, что не позволяет человеку верить в себя, пока не увидит в явном действии - и всегда он страшится, как бы не упасть во время действия.

Тело и душа

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Тело и душа (конспект)

Для понимания истинного смысла понятий тело и душа, необходимо освободиться от всех привычных и укоренившихся понятий. Все распространенные в мире теории тела и души, объединяются в три:

Теория веры: нет ничего, кроме душ, разделенных своими свойствами, существующими еще до нисхождения и воплощения в тело человека. Поэтому после смерти тела, продолжают свое существование. Смерть тела - разделение между элементами, из которых оно состоит. Тело - одеяние души и через тело душа  проявляет свои качества, дает жизнь и движение телу, а само тело - просто материя, как видно по его смерти, когда душа покидает его, нет в нем жизни и движения, а все признаки жизни в теле - от проявления сил души.

Теория дуализма: тело существует само по себе, без души. Однако это  тело совершенно не считается сутью человека. Суть человека - его душа.

Различие теорий веры и дуализма в понятии тела - обнаружилось, что в теле есть все необходимое для жизни, а душа добавляет лишь хорошие качества.

Теория отрицания: нет души, а только тело, наподобие машины с проводами, идущими от мозга к телу. Контакт организма с внешним миром воспринимается как боль или наслаждение, направляется в мозг, который дает указание органам, отдалиться от источника боли и приблизиться к источнику наслаждения.

Среди последователей 2-ой теории есть согласные с 3-ей, но добавляют душу в механизм тела, где душа является сутью человека, а тела - ее оболочкой.

"Очевидное". Человек подвержен сомнениям и любое сегодня "очевидное" разуму,  назавтра подвергает сомнению и находит следующее "очевидное", и т.д..

Открытая и скрытая части в науке. Наука уже пришла к выводу, что нет в мире "очевидного". Каббалисты уже тысячи лет назад дали указание своим ученикам никогда не пользоваться теоретическими выводами. Они разделили науку на:  открытую и скрытую:

Открытая часть - все понимаемое нами при простом осознании и изучении на практике, без теоретизирования, только из опыта.

Скрытая часть - все, пока скрытое от нас, получаемое нами от постигнувших, которым мы доверяем в их здравом постижении, и принимает от них, как факт.

В каждом человеке есть обе части знаний, где открытую часть разрешено изучать и исследовать, потому что есть для этого реальная основа, а скрытую часть запрещено исследовать, от отсутствия реальной основы. И эти части, "открытая" и "скрытая" постоянно изменяются, скрытое ранее становиться раскрытым.

Запрет и разрешение на использование обычной науки

В соответствии с указанием Каббалы, нам позволено использовать только те знания обычных наук, которые были практически доказаны, и нет сомнения в их реальности. Поэтому из 3-х теорий "Душа и тело", мы не можем принять ничего, ведь пытаются доказать духовное с помощью тела. Поэтому можно ограниченно использовать только 3-ю теорию, во всем, что касается тела и доказано опытом. Прочие "логические" объяснения любых теорий нами не принимаются.

Но в 3-ей теории человек представляется роботом, без свободы выбора поступков, совершающего все действия по принуждению, а значит, без "вознаграждения и наказания", полагающиеся только за свободное волеизъявление. Поэтому к телу-машине добавляют душу и говорят, что это - суть человека, неощущаемая духовная сущность в теле. Но и это неверно, потому что представляет духовное облаченным в теле и управляющее им.

 

Вывод (мой): Ни одна из теорий не дает правильного ответа. Все, что может представить себе человек о себе (теле и душе) - неверно, потому что видит только частичную картину нашего мира в своих 5 органах чувств. А если идет дальше, то входит в область догадок и фантазий, которым нет места в науке, а только в религиях, верованиях. Наука Каббала вначале развивает в человеке особый орган ощущения - экран, а затем, с его помощью, человек исследует раскрывающийся в экране духовный мир, как исследует своими природными органами чувств наш мир.    

Суть науки Каббала

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Суть науки Каббала (конспект)

Наука Каббала пред­став­ля­ет со­бой причинно-следственный по­ря­док нис­хо­ж­де­ния высших сил, под­чи­няю­щий­ся по­сто­ян­ным и аб­со­лют­ным за­ко­нам, на­прав­ле­нным на рас­кры­тие высшей управляющей силы (Твор­ца) человеку в этом ми­ре.

Закон общего: все че­ло­ве­че­ст­во в кон­це сво­его раз­ви­тия не­из­беж­но долж­но прий­ти к рас­кры­тию высшей управляющей силы и полностью постичь ее.

Закон частного: до достижения общего совершенного состояния всем человечеством, в ка­ж­дом по­ко­ле­нии отдельные личности могут достичь такого состояния.

Изучая путь достижения Творца, Каббала изучает строение и взаи­мо­свя­зи ду­хов­ных тел свер­ху-вниз, от мира Бесконечности до это­го ми­ра, и сни­зу-вверх, по сту­пе­ням, об­ра­зо­ва­нные первым путем. Сверху-вниз на­зы­ва­ет­ся "По­ря­док нис­хо­ж­де­ния ми­ров", а вто­рой - "По­сти­же­ние выс­ше­й силы".

Постижение управляющей силы постепенное, в ощущениях, в за­ви­симости от очи­ще­ния от эгоизма. Постигающий высшую силу, обязан ид­ти снизу-вверх те­м же пу­тем, по­сте­пен­но по­сти­гая ка­ж­дую деталь и ка­ж­дую сту­пень, в пол­ном со­от­вет­ст­вии с те­ми за­ко­на­ми, ко­то­рые ус­та­нов­ле­ны при нис­хо­ж­де­нии высшей силы свер­ху-вниз.

Каб­ба­ла изу­ча­ет неощущаемый мир. Каббалист вначале овладевает его ощущением, а затем занимается его познанием. Не ощущающие высший мир считают, что все изучаемое в каббале аб­ст­ракт­но, ото­рва­но от дей­ст­ви­тель­ности. Но все наоборот: Каб­ба­ла описывает только ре­аль­ную, постигаемую каббалистами, дей­ст­ви­тель­ность.

Впечатления от высшего ми­ра каббалист не в состоянии выразить звуками или буквами нашего мира, ведь наш сло­варь возник из ощу­ще­ний нашего мира.

Мироздание состоит из миров АК и АБЕА, име­ющих оди­на­ко­вое строе­ние. Все про­яв­ляется сверху вниз во всех мирах. От­ли­чия миров - в их ма­те­риа­ле, в качестве желания и поэтому в качестве проявления реальности. Но объекты и фор­мы оди­на­ко­вы, как пе­ча­ть с от­тис­ком, все детали высшего мира отображаются в низшем мире. Эта связь высшего с низшим на­зы­ва­ет­ся "кор­нем и вет­вью". Ко­рень, "судь­ба", за­став­ля­ет ветвь рас­ти до его уровня, формы и качества.

Язык ветвей - соз­дан каббалистами на связи каждой вет­вя­ми в нашем мире с ее кор­ней в высшем мире. Употребляя названия ветвей, они предполагают их высшие корни, говорят о высшем называя их следствия в нашем мире. Но язык ветвей мо­жет понять лишь тот, кто ощущает со­от­но­ше­ния кор­ней и вет­вей, т.е. находится своими ощущениями в обоих мирах. И не удивительно ис­поль­зо­ва­ние "неприличных" на­зва­ний, ведь нет сво­бо­ды в их вы­бо­ре и замене, т.к. обязаны все­гда ис­поль­зо­вать название ветви, ука­зы­ваю­щие на ее выс­ший корень.

Вступление к науке Каббала (Птиха)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Вступление к науке Каббала (к Птиха, конспект)

Вопрос: Сказано в книге "Зоар", что все миры находятся в человеке, все создано для человека, все существует и развивается благодаря человеку. Зачем это все человеку?

Ответ: Намерение Творца - насладить творения. С появлением у Него мысли об этом, произошло мгновенное воплощение замысла - тут же появились творения в своем совершенстве.

Вопрос: Зачем же Он создал миры, сокращения совершенства, вплоть до самого низкого нашего мира и поместил творения в ничтожные животные тела?

Ответ:  в книге Ари "Эц Хаим": "Все создано Творцом таким образом, чтобы проявить совершенство Своих действий".

Вопрос: Но как совершенный Творец совершил столь несовершенные действия, что творения должны сами себя исправить из этого мира?

Ответ: Душа состоит из сосуда (кли, желания) и наполняющего его света (наслаждения), исходящего из самого Творца. Поскольку Творец задумал насладить души, обязан сделать их в желании получить наслаждение. И величина желания определяет величину получаемого наслаждения.  

Творец включает в Себя все, кроме творения, потому что творение - желание получать, а Творец - желание отдавать.

Вопрос: Как смог Творец создать того, чего не было?

Соединение и разделение в духовном сводятся к подобию или отличию свойств. Противоположность свойств - крайнее удаление, полное подобие - слияние в одно целое, частичное подобие - определяет расстояние между Творцом и творением.

Души противоположны Творцу: Творец дающий, создал нас в желании насладиться, чтобы насладить. Поэтому в духовном пространстве души крайне удалены от Творца.

Вопрос: Как мог Творец создать себе противоположное?

Только в занятиях Каббалой с намерением "вознаграждения в том, чтобы доставить наслаждение Творцу", заключается особая сила (сгула), приводящая душу к полному подобию (слиянию) с Творцом. Души постепенно приобретают желания от ступеней миров АК и АБЕА, пока не достигают полного слияния с Творцом, что является совершенным наслаждением. Видно, что миры и все в них созданы ради человека, чтобы привести души к совершенству, к слиянию с Творцом.

Пять миров от Творца и до нашего материального мира образовались, чтобы поместить душу в материальное тело нашего мира - окончательную форму желания лишь получать. Поэтому человек в нашем мире своими свойствами противоположен Творцу.

Занимаясь Каббалой, человек постепенно обретает свойство отдачи ступеней миров и, соответственно поднимается, вплоть до отдачи без получения взамен. Этим он полностью сливается с Творцом, для чего и был создан. Поэтому все миры созданы для человека.

Миры - проявления самого Творца, но в них есть изменения, а в совершенном изменений быть не может?

Миры и все происходящее в них (подъемы, спуски, сокращения и пр.) - находятся в душе человека, свойства его души. Все, о чем говорит Каббала, происходит внутри души человека. Все описываемое делится на Замысел и Действие (воплощение).

Состояние душ в мире Бесконечности - в Творце, без различия между ними, в Замысле творения. Это состояние продолжается в мирах АК и Ацилут. Отделение от Творца, от Замысла к Действию, происходит с мира Брия. ЦА произведен на Замысел (центр. точку), действует только относительно душ, выходящих из этой центр. точки, а не Творца.

Как человек скрывается за стеной от посторонних, но не от себя, так миры - 10 занавесей, за которыми скрывается мир Бесконечности, отмеряют свет душе на каждой ступени миров.

Души приобретают свойства света, в зависимости от его силы и качества, определяемые ступенями (фильтрами) скрытия. Но сам свет внутри 10 сфирот неизменен во всех мирах.

Скрывающие экраны действуют только в мирах БЕА, потому что лишь в них находятся души, получающие свет. Но даже в мирах БЕА они считаются проявлением Творца.

Все существующее делится на: сущность Творца, келим и свет. Самого Творца мы не можем ощутить чувствами и понять разумом. В келим есть два противоположных свойства -  скрытие и раскрытие. Вначале кли скрывает Творца, образует ступени скрытия. Но в мере исправления души, ступени скрытия обращаются в ступени раскрытия, постижения Творца.

Противоположные свойства скрытия и раскрытия находится в душе, и скрытие сменяется раскрытием. Насколько душа грубее, скрывает Творца в процессе исправления, настолько раскрывает Его в исправлении. Получается, что эти два противоположных свойства - одно.

Невозможно отделить свет от Творца. Сам Творец вне кли неощутим. Мы постигаем только то, что входит в наши души, в наши исправленные свойства. Мы постигаем только то, что приходит от Него, "одевается" в наши души (свойства, в 10 сфирот). Поэтому воспринимаемое от Творца, мы называем "свет", но это субъективное ощущение внутри исправленных свойств наших душ.

Название народа, языка и земли

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Название народа, языка и земли (конспект)

Название народа. "Еврей" - имя народа, происшедшего от Эвера, потомка Шема, потомка Ноаха (Ноя). Авраам был из этого народа, и потому звался "Авраам-еврей". И, пока не стали его потомки народом, их называли "евреи" по имени народа Авраама. Но и после вступления в землю Израиля, народы не желали называть нас "израильтянами", чтобы не признавать нас как отдельный народ. В Танахе: народы называют нас "евреи", но мы себя всегда называем "Израиль" или "иудей". И это наше настоящее имя. 

Название языка. От древнееврейского народа к нам пришло лишь написание, но не язык. На сегодня вообще не осталось больше памяти об этом народе.

Имя "Израиль" дано Яакову и его потомкам Творцом (Тора. Берешит, 32:29).

После царя Соломона разделился народ на 10 колен и 2 колена (Йегуда и Биньямин), а название "Израиль" осталось у 10 колен, а 2 колена Йегуды и Биньямина взяли себе название "иудеи".

Вследствие возрастающего эгоизма, 10 колен упали с духовного уровня и потому были изгнаны из земли Израиля, - и с тех пор не найдены их следы. А потомки Йегуды изгнаны после крушения 1-го Храма в Вавилон, вернулись в землю Израиля после 70-ти лет изгнания, и назывались далее "иудеи".

Также и мы называемся "иудеи", потому что  происходим от изгнанников Второго Храма, потомков колен Йегуды и Биньямина, которые назывались "иудеи". 

Т.о. за народом и за языком надо закрепить лишь одно название - "иудейский".

Название земли. Землю надо называть "Израиль", поскольку она является достоянием всех колен.

Страница 29 из 33« Первая...2728293031...Последняя »