Записи в разделе 'Бааль Сулам'
Кто такие "Иерусалимские каббалисты"?

bs_100_wp.jpgВопрос: Вы часто пользуетесь названием "Иерусалимские каббалисты". Кого вы под этим подразумеваете?

Ответ: мы находим у Бааль Сулама, в "Предисловии к книге "Уста мудреца" (текст сокращён):

Каббалисты говорят, что изучать Каббалу обязан каждый человек. И даже если человек до тонкостей изучил Тору и является самым великим  праведником мира, но не изучал Каббалу, он вынужден будет вернуться в этот мир, чтобы изучить Каббалу.

Потому что открытая Тора является не более чем подготовкой для овладения ее скрытой части - достижения подобия Творцу. И если человек не достиг этой цели, понятно, что обязан вернуться и достигнуть ее. Поэтому существует абсолютная обязанность всего народа заниматься Каббалой, как средством достижения этой цели.

Наше поколение находится в начале полного исправления, которое задерживается от пренебрежения изучения Каббалы. Этому есть несколько причин: трудность языка изложения, разбросанность материала, малая грамотность, озабоченность материальным наполнением. Для ускорения исправления, Творец через меня раскрыл нужную для исправления, методику.

Но свет раскрывается из тьмы и так произошло после моего переезда из Варшавы в Иерусалим.

Когда я увидел нищету народа, скудость знания, торжество глупцов, утверждающих, что в науке Каббала совершенно нет разума, знаний, логики, а только слова, без скрытого смысла, которые надо только произносить, как они написаны. А когда увеличится количество занимающихся дословным изучением написанного, явится Машиах и завершится исправление.

Я встречался с этими знаменитыми "каббалистами". Эти люди провели  много лет, изучая труды АРИ и Зоар, и знают, сказанное там, напамять! И спросил я их, было ли у их учителя, постижение внутренней сути. Они ответили, что нет никакой внутренней сути, кроме написанного. И никто из людей ничего не постиг, во всей цепочке каббалистов от АРИ. И АРИ также не постиг высшего, а получил знания от пророка Элиягу, который являлся к нему и обучал его. А Элиягу знал внутреннюю часть, поскольку был ангелом.

Излил я на них все свое презрение и расстался с ними навсегда.

Лидеры поколения

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Лидеры поколения (конспект).

Массы по природе своей верят лидеру, не обладающему никакими личными помыслами и интересами, но посвятившему и отдавшему всю свою личную жизнь на благо общества - поскольку, действительно, так и должно быть. Если же лидер из личных интересов наносит вред какому-либо члену общества, то он изменник и лжец. И как только об этом узнают, общество растопчет его в прах.

У человека есть два вида личных интересов: материальные и душевные. Что касается душевных интересов, то нет в мире лидера, который ради них не подведет общество. Например, будучи мягкосердечным, он из-за этого не искоренит вредителей и не предупредит о них. Таким образом, в личных интересах он погубит общество. Или же он побоится мести, пускай даже мести Творца - а потому воздержится и не произведет нужных исправлений.

Таким образом, отказавшись от интересов материальных, он все еще не захочет отказаться ради пользы общества от своих идеалистических или религиозных интересов, хотя это всего лишь его личные ощущения, а обществу в целом нет до них дела, так как люди не различают ничего, кроме одного только слова «выгода». Ведь в их глазах любая, даже самая идеалистичная вещь не устоит перед выгодой.

Созидающий разум

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Созидающий разум (конспект)

Каждый человек обязан достичь корня своей души - цели его творения, слияния со свойствами Творца. Свойства Творца - сфирот. В этом заключен действующий разум, управляющий миром. Почему изучение называется слиянием с Творцом?

В каждом действии находится разум производящего это действие, как в столе постигается разум столяра и его мастерство. Исследующий действие, извлекает разум, заключенный в нем в момент совершения действия, и соединяется с ним. Нет расстояния между духовными объектами. И даже когда проявляются они в разделенных телах, разум может быть общим.

Поэтому разум соединяет отношения Творца и творения, являясь промежуточным - он создает силу, возвращающую к Нему, ведь сказано: "Все создано мудростью". Поэтому постигший законы создания и управления Творца, сливается с разумом Творца, с Ним самим.

Поэтому Тора - все имена Творца, его отношения к творению. И постигая Имена Творца, постигается Его разум, поскольку "в Тору смотрел Творец, когда создавал мир". С помощью света постижения творения, навсегда сливается с разумом Сотворившего.

Отсюда понятно, почему Творец указал нам на созданные Им миры - чтобы мы построили такие же сами - этим Он раскрывает нам Свой Разум и порядок, как сблизиться и слиться по свойствам с Ним. 

Предисловие к ТАС

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Предисловие к ТАС (конспект)

(деление на части произведено мною, для облегчения понимания последовательности изложения. Лайтман)

 

Часть 1. Суть науки каббала, ее нужность и цель

Смысл жизни

1. Преграда между нами и наукой Каббала - причина всех наших страданий

2. Каббала и вечный вопрос "В чем смысл жизни?" Познайте как добр Творец

3. Ответ на вопрос о смысле жизни в познании доброты Творца

4. Творец направляет к цели, свобода в укреплении в пути

5. Достижение цели самим, в усилиях и страданиях

6. Исправление, чтобы достичь Лишма, где постигает доброту Творца 7. Две части пути к Лишма: исправление светом и достижение счастья8. Каббала обязывает исправляться и достичь Лишма9. Счастья достигает тот, кто заканчивает путь исправления

10. Совершенство скрыто, чтобы дать возможность свободы выбора и усилий

Исправление светом Каббалы от Ло Лишма к Лишма

11. Изучение Каббалы вызывает свет исправления, изменяющий от Ло Лишма к Лишма

12. Определение Ло Лишма

13. Вера - условие перехода от Ло Лишма к Лишма

14. В усердии занятий Каббалой измеряется вера человека

15. Свет исправления исправляет в мере веры

16. Обязанность изучения Каббалы - достичь Лишма

17. Обязанность изучать Каббалу, чтобы достичь Лишма

18. Усилия количественные и качественные вызывают свет исправления

Отличие Каббалы от простой Торы

19. Если за 5 лет изучения простой Торы не достиг Лишма, обязан перейти к изучению Каббалы

20. Когда обязан человек оставить изучение простой Торы

21. Лишма достигают в трепете Творца и выполнением Его заповедей

22. Рассказы простой Торы заслоняют цель изучения

23. Только изучением Каббалы достигается Лишма

24. Простую Тору можно изучать по кратким справочникам

25. Простую Тору можно учить 5 лет или когда достиг Лишма

26. Обязан изучать простую Тору 5 лет или если уже в Лишма

Тайны и раскрытия Каббалы. Обязанность раскрытия всем

27. Тайны скрывают, а раскрытую часть обязаны раскрыть всем

28. Каббалист раскрывает и скрывает то, что необходимо

29. Вознаграждение за скрытие и раскрытие другим

30. В книгах Каббалы нет тайн, а только то, что надо раскрыть всем

31. Общее исправление зависит только от распространения каббалы всем

Каббала - единственное средство привести массы к Лишма

32. Только в каббале есть сила привести всех к Лишма

33. Разрешено изучать в Ло Лишма, чтобы достичь Лишма

34. Свет хасадим - условие раскрытия света хохма

35. Обязан обладать верой (хасадим), чтобы прийти от Ло Лишма к Лишма

36. Свет хасадим раскрывается в мере намерения в учебе "не для себя"

37. Книги Каббалы полны материальных образов - Бааль Сулам исправил это

38. Учеба должна быть в намерении не ради Творца, а ради Торы

39. Занятия Каббалой приводят к духовной жизни, и поэтому эта учеба называется "Тора жизни"

 

Часть 2. Ступени постижения цели творения

Непонимание управления Творца - причина наших страданий

40. Работал и достиг - верь. Почему надо верить ему?

41. Творец скрыт только в Каббале, поэтому раскрыть Его можно только там

42. Скрытие управления - причина его нарушений и страданий. Явное управление ведет к слиянию с Творцом

43. Явное управление обязывает выполнять желание Творца, стать праведником, достичь любви к Творцу

44. Понимание управления поможет каждому достичь цели своего сотворения

4 ступени постижения управления - скрытие и раскрытие Творца

45. Понимание управления в переходе от скрытия к раскрытию Творца

46. В скрытии Творца человек ощущает умножение страданий

47. Раскрытие Творца означает раскрытие добра

2 ступени скрытия - простое и двойное

48. Простое скрытие - добро скрыто, но верит, что это наказание

49. Двойное скрытие - при увеличении страданий вместо наказаний Творца думает, что это Природа

50. Простое скрытие - считает, что страдания от удаления от Творца

51. Простое скрытие - верит, что страдания есть наказания за его грехи

52. Двойное скрытие - не верит в скрытие Творца, в Его вознаграждение и наказание

53. В скрытии управления напрягаться поступать, будто управление явное

Первое раскрытие Творца - раскрытие вознаграждения и наказания

54. Приложив все усилия в вере, достигает раскрытия управления

55. 2 ступени раскрытия управления: вознаграждение и наказание в этом и в том мирах

56. В полном исправлении, Творец гарантирует, что человек больше не согрешит

57. Исправление от страха - от страха наказания

58. В исправлении от страха грехи обращаются ошибками

59. Исправлением от страха исправляется двойное скрытие

60. Ошибки исправляются в раскрытии Творца

61. В раскрытии Творца и управления как доброго, становится праведником

Между страхом и любовью

62. Находящийся между страхом и любовью называется "средний"

63. В исправлении страхом называется "незаконченный праведник"

Суть любви Творца - ступень Его раскрытия

64. Исправлением любовью, раскрывается полное управление, и человек называется "совершенный праведник"

65. Почему недостаточно достичь ступени вознаграждения и наказания?

66. Любви достигают исправлением 612 желаний

67. Почему требуется любить Творца

4 ступени любви между товарищами - ступени любви к Творцу

68. Все существующее необходимо для достижения духовной цели

69. Учимся от любви товарищей любви к Творцу. 2 типа любви.

70. Любовь, зависимая от прошлого: причиняли страдания или добро

71.

72. Любовь, независимая от прошлого: не знает отношений товарища к другим

73. Любовь, независимая от прошлого: знает отношение товарища к другим

74. 4 ступени любви к другим становятся ступенями любви к Творцу

Мир свой узри при жизни - путь к 1-ой ступени любви к Творцу

75. Как достигают зависимой любви, если нет вознаграждения в этом мире

76. Но можно увидеть будущий мир сейчас

77. Как можно видеть духовное земным зрением

78. Пока не видишь будущий мир, считай себя грешником

79. Видеть будущий мир можно только в раскрытии Торы

Скрытие обязательно для достижения совершенства

80. Скрытие добра необходимо для возможности выбора и усилий

81. Скрытие как переход к раскрытию

82. Каждый человек обязан пройти скрытие и достичь раскрытия управления

Раскрытие Торы - это постижение всего вознаграждения и наказания

83. В спасении Творца приходит раскрытие управления вознаграждением и наказанием - раскрытие Торы

84. Постижение управления вознаграждением и наказанием, вызывает наслаждение в действиях исправления

85. Открытое управление гарантирует полное исправление

Постижение управления вознаграждением и наказанием приводит к полному исправлению страхом

86. Почему каждый обязан стать совершенным праведником

87. Раскрытие Торы - условие стать праведником

88. Каждый может определить исправление страхом и любовью

Обязанность достичь любви - постижение истинного управления

89. Только при постижении своего места в будущем мире, может достичь любви

90. Из любви зависимой достигает любви независимой

91. Только при достижении любви становится абсолютным праведником

92. Обязанность достичь любви

 

Часть 3. Скрытие, как условие раскрытия

Усилия обязательны для раскрытия Творца

93. Усилия в Каббале - средство раскрытия Творца 

94. Не старался и раскрыл - не верь, потому что старание обязательно

Каббала - жизнь, а Творец ее Источник

95. Творец источник жизни, а Каббала - сама жизнь

96. Раскрывший Творца, не может удержаться от исправления себя

97. Занятия Каббалой (исправления) должны быть Лишма (ради Творца), чтобы привести к "жизни"

98. Когда постигает раскрытие управления, нисходит на него любовь

Творец скрывается в Каббале, с целью раскрыться в ней

99. Творец скрывается в Каббале, поэтому там Он и раскрывается

100. Творец скрывается, чтобы человек просил Его раскрытия

101. Занятия каббалой усиливают скрытие, вынуждая ускорить раскрытие  

102. Без намерения Лишма, учеба приводит к "смерти"

103. Вначале каббала скрывает Творца, а затем раскрывает Его

В исправлении зависимой любви, прошлые грехи обращаются в добрые дела 

104. Достигает любви, потому что чувствует будущее вознаграждение

105. Все страдания в скрытии помогают достичь любви

106. Исправляясь любовью, обращает грехи в добрые дела

Величина вознаграждения согласно величине скрытия и страданий

107. В раскрытии, счастлив от страданий, прошедших по нему

108. Притча о работнике, сожалеющем о малом наказании

109. Ощущения после исправления всех грехов

Независимая любовь - одно исправление определяет все

110. Один грех человека вызывает потерю всего добра в мире

111. Совершающий добро или зло, определяет судьбу всего мира

112. Как видеть себя "полугрешником"

113. Средний - которому недостает одного исправления

114. "Полу" - поскольку до исправления грешник, а после исправления - праведник

115. Состояния до и после исправления

116. В исправлении любовью все перевешивается к добру

117. Нет полного исправления без достижения любви

Вечная любовь обращает весь мир к добру

118-119. Чтобы достичь любви к Творцу, обязан знать Его доброту ко всем

120. Когда все грехи обращаются в добрые дела, становится полным праведником

121. "Одним исправлением" перевешивает себя и весь мир к добру и достигает вечной любви

Человек должен страдать со всеми, чтобы перевесить мир к добру

122. Переживая с обществом, человек с ним достигает исправления

123. Почему человек должен переживать с обществом

124. Уровни грешник, праведник, средний - находятся в каждом человеке

125. Переживая с обществом, получает его грехи и исправляет их

126. Радуется, видя вознаграждение в будущем мире, но ошибки прошлого остались

127. Средний - после исправления страхом, но грешник исправляется только любовью

128. Переживающий с обществом исправляется любовью

Каждый обязан пройти 3 ступени: грешник, средний, праведник

129. Каждый обязан пройти 3 ступени: грешник, средний, праведник

130. Исправленный страхом, чувствует себя между плохим и хорошим, и поэтому называется средний

131. Исправлением любовью, грехи оборачиваются добрыми делами и поэтому становится праведником

132. В скрытии, усилием верить в вознаграждение и наказание, временно достигает уровня "средний"

Скрытие и раскрытие, как фитиль и огонь

133. Выбор скрытия - в наслаждении любовью

134. Раскрытие - только в месте скрытия

135. Все слова Торы - имена Творца

136. Творец действует к нам из совершенства к несовершенству, а мы наоборот

В мире Ацилут - Тора и Творец одно, но не так в нашем мире

137. В мире Ацилут - Тора и Творец одно, но не так в нашем мире

138. Отличие - в одеяниях Торы, а не в Торе. Но грубое одеяние дает большее раскрытие

139. Большее скрытие дает большее раскрытие

140. В нашем мире одеяния скрывают, в духовном мире - раскрывают

141. Творец призывает оставить Его, а заниматься Каббалой, т.к. ее свет исправляет

Каббала включает в себя все творение: мир, год, душа и оживляющую их силу

142. Каббала включает в себя все творение: мир, год, душа и оживляющую их силу

143. Мир внешнее, душа внутреннее, год нисхождение и оживляющая сила

144. Мир, год, душа, оживляющая сила копируются с высшего мира в низший

Один раскрывает Каббалу, а другой - простую Тору

145. В мире Асия простая Тора, а в мирах АБ"Е - Каббала 

146. В скрытии учит простую Тору, в раскрытии учит Каббалу

147. Каббала - скрытая Тора, поскольку раскрывает скрытое

 

Часть 4. Порядок раскрытия Творца

Миры чистые и нечистые, скрытие простое и двойное, 4 стадии любви

148. АГРА: учат от тайной Торы мира Асия и до раскрытой от одеяний мира Ацилут

149. АБЕ"А чистые против АБЕ"А нечистых

150. Скрытие 1 и 2 - в Асия. Любовь 1 - в Ецира, 2 и 3 - в Брия, 4 - в Ацилут

151. Клипа аннулирует: в Асия - все, в Ецира - постижение, в Брия и Ацилут - любовь 

152. Нечистый мир Ацилут против мира Брия, а не против чистого мира Ацилут

153. Нечистые миры АБЕ"Я - это недостатки чистых миров АБЕ"Я

Книги Каббалы - свет, возвращающий к Источнику

154. Книги Каббалы пишутся для раскрывших духовный мир

155. Каббалисты обязывают всех учить Каббалу, ведь только там есть исправляющий свет

156. Исправляющий свет светит в мере желания исправиться, полученного от группы

История Каббалы

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. История Каббалы (конспект)

Первая книга по науке Каббала - "Сефер Ецира" (Книга Созидания). Приписывают ее Аврааму, но большинство считают рабби Акиву, поскольку только в его время было дано разрешение записывать устную методику, передававшуюся из уст в уста. До него был записал только ТАНА"Х (Тора, Нэвиим, Ктувим).

Но после разрушения Храма и рассеяния народа за пределами Израиля, из опасения забвения науки Каббала, было разрешено записать ее методику. И ученики рабби Акивы, владеющие методикой Каббалы, начали ее записывать.

Каждый получил задание: рабби Меир составил Мишнаёт, рабби Иегуда - Дополнения и т.д., а рабби Шимон Бар Йохай обобщил методику Каббалы, которой они свободно пользовались, и написал Книгу Зоар и Тикуним. Как Мишнаёт - это сборник Алахот всех поколений, вплоть до поколения рабби Меира, так и Зоар - это методика науки Каббала, вобравшая в себя знания всех предшествовавших РАШБИ каббалистов. А приписывается РАШБИ, поскольку он упорядочил ее и добавил собственные постижения.

Ученики рабби Акивы не запретили дополнять свои книги, а положили начало дополнениям других исследователей, которые в новых раскрытиях, продолжили, начатое ими.

Так продолжалось до поколения рабби Иегуды а-Наси, который нашел, что поколения измельчали и более недостойны спорить с первыми поколениями каббалистов. И, кроме того, было опасение, что непорядочные ученики скроют, сказанное первыми. А потому он завершил написание Мишны, и с тех пор никому не позволено дополнять Мишну или оспаривать приведенные в ней утверждения.

Однако не было запрещено дополнять Книгу Зоар, поскольку ей суждено было находиться в скрытии. Она не была распространена в народе, хранилась лишь у предводителей поколений и каждый из предводителей поколений дополнял ее тем, чем считал нужным. И это продолжалось до времен мудрецов Савурай... (Продолжение отсутствует).

Из себя найду я Творца

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Из себя найду я Творца (конспект)

Подготовка к развитию души. Как не может существовать тело без знания законов материальной природы (неживой, растительной, животной, людей) - так и душа человека не может существовать в будущем мире без приобретения знаний о нем.

3 периода существования тела:

первое малое состояние - с рождения все знания для существования получает от родителей,

второе малое состояние - подрастает и заботится о себе вместе с родителями,

взрослое состояние - существует самостоятельно.

Человек совершает кругообороты, пока наукой Каббала не разовьет душу. Рост души происходит при овладении знаниями духовной природы и действиями отдачи. Развитие души зависит от уровня ее знаний. Иначе может навредить себе, как ребенок, получает силы в мере знаний о мире, иначе навредит себе. Каждая совершенная душа постигает все души, от Адама до Окончательного исправления.

Тело - эгоизм, нетерпелив, в гневе и зависти, поскольку его жизненная сила - от плохих и хороших состояний, но плохих больше.

Постижение знаний в материальном и духовном: у тела происходящее обусловлено им и природой, а у души обусловлено работой и взаимоотношением духовного с материальным. В материальном действительность познается и без постижения ее источника, а в духовном постижение только с постижением причины и следствия. В мере познания происходящего, происходит постижение величия его самого и находящейся вокруг него духовной реальности. В сокрытиях  видны действия Творца. С прекращением действия мешающей силы, сам возвращается к своему корню и совершенству.

Постижение духовных свойств - должно быть не воображаемым и несомненным.

Духовное - подобно воздуху, не имеет границ, образа, вида, но реально и необходимо, как воздух. Творение ощущает своё строение АВАЯ и желания. От животных это скрыто - ощущает желания в мере, необходимой для физического существования.

Необходимость постижения Творца. В природе души желание постичь Творца, Создавшего ее, потому что ощущает желание постичь себя, свое строение АВАЯ.

Постижение Творца. У Творца нет материального образа. Но ведь если есть желание, значит желаемое существует в действительности.

Суть разума - определяется ощущением человека в анализе правда-ложь. Эта различаемая особенность в материальном мире называется разумом. Это часть Творца, данная свыше, не имеет отношения к воображению, определяется только ощущениями, называется решением или действительностью.

Осознание постижения - только с помощью методики Каббалы. Положительность действительности исходит из ощущения Творца. Это называется полным осознанием.

Суть восприятия разумом. Кто опирается на разум физического тела - того не влечет познание Творца, окружающих и себя. Все преимущество человека над животным - в особом органе человека, который готов объединить в себе духовные творения. И потому преимущество одного человека над другим заключается в силе притягивания полезных образов. Эти образы накапливаются, образуя один материал, называемый разумом.

Введение в комментарий Сулам -1

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Введение в комментарий Сулам пп.1-23. (конспект)

10 сфирот - КаХа"Б ХаГа"Т НеХИ"М (кетер, хохма, бина, хесед, гвура, тиферет, нецах, ход (hод), йесод и малхут). Это 10 скрытий Высшего Света, чтобы творения смогли получить его с соответствующими ослаблениями, иначе он для них слишком сильный. Чем ниже находится скрытие (сфира), тем больше оно ослабляет Свет Творца.

10 сфирот соответствуют 10 именам Творца (Зоар, Ваикра п.156-177): Эке кетер, Йя (Ко) хохма, Авая Элоким бина, Эль хесед, Элоким гвура, Авая шва-холам-камац тиферет, Цваот нецах и ход, Шадай есод, Адонай малхут.

10 сфирот соответствуют 5 бхинот (уровням). 4-я бхина, Зэир Анпин (З"А) или тиферет состоит из 6 сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, йесод. Т.о. 5 бхинот называются: кетер, хохма, бина, тиферет (или З"А) и малхут.

Все духовные объекты (душа человека, духовные миры, парцуфим) состоят из этих пяти бхинот. Если расматривать все Мироздание как единый объект, то кетер мир А"К, хохма Ацилут, бина Брия, З"А Ецира, малхут Асия.

В любом духовном объекте "голова" (рош) кетер, от рош до груди (хазэ) хохма, от хазэ до табур бина, от табура вниз З"А и малхут.

Каждая из КаХа"Б Ту"М состоит из своих КаХа"Б Ту"М. Однако в тиферет сфирот уменьшились с уровня ГА"Р и поэтому в тиферет сфирот называются не КаХа"Б Ту"М, а ХаГа"Т Н"А (хесед, гвура, тиферет, нецах и ход), а сфира есод, объединяет их всех. 6 сфирот в тиферет говорит, что в ней не 10, а 6.

Вначале создан один сосуд - малхут. 5 бхинот КаХа"Б Ту"М - это части малхут, бхина далет. Эти бхинот стадии развития сосуда до малхут.

После Ц"А малхут выставляет экран, который не дает свету войти внутрь нее, а отражает его назад "зивуг деакаа" (ударное соединение) света с экраном - возникают 10 сфирот отраженного света (ОХ), который одевается на 10 сфирот Прямого Света.

С появлением новых сосудов отраженного света в каждом парцуфе возникают три части рош, тох, соф. 10 сфирот прямого и отраженного света вместе образуют 10 сфирот рош. Малхут над которой стоит экран называется "пэ" (рот).

10 сфирот прямого и отраженного света вместе распространяются под экран, и тогда 10 сфирот отраженного света становятся настоящими сосудами для получения света и называются "тох". Малхут де тох называется "табур".

В малхут де рош есть малхут месаемет (заканчивающая, экран, не дает свету войти в малхут) и малхут миздавэгэт. От табура - 10 сфирот дэ соф (до малхут месаемет, сиюм) - есть отраженный свет и небольшое свечение прямого света (ВА"К бли рош).

В Ацилут добавляется новое окончание парса: малхут де тох, табур, поднялась в бина дэ тох, хазэ. Т.о. 10 сфирот де тох разделились от пэ до хазэ тох, Ацилут, ГА"Р де гуф, и ниже хазэ до табур 10 сфирот де соф, Брия, ВА"К бли рош, как 10 сфирот де соф.

Закон "обратная зависимость светов и сосудов", т.к. рост сосудов кетер, хохма, бина, тиферет (З"А), малхут, а вход светов с нэфэш, руах, нешама, хая и йехида. Т.о. нэфэш, соответствует малхут, входит в парцуф первым, а самый большой свет - йехида, соответствующий кетер, входит в парцуф последним. Рост парцуфа: кетер с светом нефеш и свет спускается до малхут и в парцуф входят постепенно все света до йехида. Пока не возникли все 5 сосудов - КаХа"Б Ту"М, света не на своих местах, и в обратной зависимости от сосудов. В Ц"Б света нэфэш и руах остались на своей ступени, а света нешама, хая и йехида вышли из парцуфа.

Исправление малхут в бине - основа методики исправления Каббалы. Мир=малхут был создан в свойстве малхут, получать, но чтобы достичь Творца, получил свойство бины, отдавать.

Все сфирот, ступени заканчиваются сфирой малхут, потому что она не дает свету войти в себя, в силу Ц"А, который запрещает малхут получать свет. Свет распространяется до экрана в малхут и на экране происходит зивуг де-акаа (ударное сочетание) со светом. Поэтому малхут в бине ограничивает свет: ЗАТ бины, З"А и малхут под малхут и отделены от верхней части бины, кетер, хохма и ГАР бины. Разделение называется "парса".

Остались 2 света, нэфэш и руах, в кетер и хохма. 3 света, нэшама, хая и йехида нет, т.к. нет сосудов. Имя ЭЛОКИМ разделилось на МИ=кетер и хохма, ЭЛЕ = бина З"А, малхут.

На МА"Н (просьба исправления) от А"Б и СА"Г (хохма и бина) нисходит свет, дающий силы малхут спуститься из бины на свое место. Все соединяется в 10 полных сфирот.

Подъем малхут в бину приводит к состоянию катнут (малый). От МА"Н снизу спускается свет хохма и бина, от парцуфов А"Б и СА"Г, от чего малхут спускается из бины на свое место, что приводит парцуф в состояние гадлут (большой).

Используя явление подъема малхут в бину каждый низший может подняться на уровень высшего. Свойства парцуфа зависят от его уровня, ступени: низший поднявшись становится как высший.

В катнут, АХАП на низшей ступени становяться как она, а в гадлут, когда малхут спускается на свое место, АХАП составляющие одно с низшей ступенью, поднимаются на свою ступень и при этом поднимают низшую ступень, в которой находились. Т.о. нижняя ступень получает уровень и света высшей ступени. И так самая нижняя ступень может подняться на уровень самой высшей.

В результате подъема малхут в бину в ИШСУ"Т, АХАП его спустились в нижестоящие ЗО"Н и обрели их свойства. В гадлут малхут опустилась на свое место, АХАП вернулись на свою ступень в ИШСУ"Т, подняв с собой ГЭ дэ ЗО"Н, с которыми составляли одно целое. Так ЗО"Н стали ИШСУ"Т и обрели их свойства и свет.

ЗО"Н не могут получить свет гадлут, потому что находятся под табур дэ А"К, где Ц"А. Но в гадлут АХАП дэ ИШСУ"Т подняли ЗО"Н с собой, и ЗО"Н стал как ИШСУ"Т, поэтому может получить их свет гадлут.

Наш мир получает все от ЗО"Н мира Ацилут, находящийся под табур дэ А"К, где властвует Ц"А, поэтому ЗО"Н не могут получить высший свет и наш мир тоже. Но благодаря Ц"Б, в 

ИШСУ"Т малхут поднялась в бину, отчего АХАП де ИШСУ"Т спустились в ЗО"Н и стали одним целым. А в гадлут де ИШСУ"Т малхут спускается из бины на свое место, отчего АХАП де ИШСУ"Т возвращаются на уровень ИШСУ"Т и поднимают на свою ступень ЗО"Н, с которыми они теперь составляют одно целое. В результате этого ЗО"Н поднимаются на один уровень с ИШСУ"Т, получают свет ИШСУ"Т и передают его в наш мир.

Продолжение с п.24 "Исправление в 3-х линиях" следует.

 

 

Общий характер науки Каббала

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Общий характер науки Каббала (конспект)

1. Общий характер науки каббала. Любое понимание состоит из: познание материи (природа тел, физика), познание формы (абстрагированной от тел, логика).

Познание материи - Познание природы и познание того, что находится за рамками природы. Познание материи - форм ее существования, нисхождения от замысла до этого мира, сверху вниз и снизу вверх, постижение причины и следствия происходящего, поскольку это дает полную картину науки, подобно естественным наукам. Познание формы - познание высшей управляющей силы. Суть Каббалы - раскрытие Творца творениям.

Высший принцип науки каббала:

Один: Творец один и поэтому включает в себя всю действительность и все времена. Исследование единственности Его, несмотря на все видимые противоречия, называется "один". Основа исследования: не существует две власти, добра и зла, все управляется одним добром.

Единственный: творения в единении с Добрым Творцом, даже если ощущают иначе.

Единый. Суть отношения Творца к творениям - в раскрытии своей единственности, поскольку в ней вся доброта, мудрость, слияние.

Природа ступеней познания такова, что в момент постижения ступени, постигающий ощущает необычайную доброту и наслаждение, вследствие вхождения исследователя в желание Творца.

Управление Творца миром двумя равными силами:

притягивая - вынуждая совершать действие ощущаемым в нем наслаждением,

отдаляет - если не желает совершения действия, показывает страдания, которые творение испытает при совершении действия.

Этот закон дополняется привычкой, второй натурой. Закон управления наслаждением и страданием соблюдается неукоснительно всем живым, не может быть нарушен, даже привычка не изменит его, ведет к предназначению, а потому его управление ежеминутно усложняется.

Две части в исследованиях материи

В исследованиях материи различают две части: действительность, ее существование (ступени, способ постижения). Чтобы вынудить развиваться, постигающий ощущает страдания находясь между ступенями. Это толкает его освоить следующую ступень.  Случается, что, вспоминая прошлые наслаждения, возвращается назад - но это не прошлое состояние, а эгоистическое (клипа).

Два использования - духовное и клипа. Возвращение в наслаждение, чтобы совершить исправление - духовное. Возвращение в наслаждение, в прошлое, от слабого желания и испуга горького перехода на следующую ступень - застревают между ступенями - клипа.

 

2. Использование каббалы в прагматических целях

Вред от чрезмерности. Познание, желаемое Творцом, своим светом побуждает творение к действию, а нежелаемое, отталкивает светом страданий (обратной стороной света).

Если бы не существовало предела любому наслаждению, творение увязло бы в совершении одного действия - поэтому страдание ограничивает наслаждение и вынуждает к новому действию.

Вознаграждение: на животном уровне (близкое, чувственное) и на человеческом уровне (далекое, в разуме, подвержено срывам). Вознаграждение в разуме и вознаграждение чувственное - это две силы Высшего управления, посредством которых все живое выполняет ту роль, которую возложило на них Высшее управление.

Истинный критерий ученых. Человечество делится на множество ступеней, от уровня "животного" до уровня "человек". Человек неразвитый - не может ждать вознаграждения, а развитый может сдержаться и ждать. Это критерий каббалиста.

Развитие - в величии цели. Те, кто могут подождать с вознаграждением, и продолжать развиваться,  достигают высокой цели. В нашем поколении таких сдержанных уже много.

Возвращающая сила (сила мотивации). Сила цели вынуждает все живое совершать движение только ради вознаграждения. Ступени различаются ощущением вознаграждения, т.е. степенью развития: более развитый - более чувствителен с большей силой цели, может приложить большие усилия. Сила мотивации определяется ощущением величия цели (вознаграждением) и силой ожидания (удаленности). Все цикличное развитие человечества представляет собой эти два ощущения.

Сила наслаждения и сила разума. Получающий состоит из тела и мозга, в которых ощущает внутреннюю силу, дух и знание, разум. Тело должно утратить дух, когда поднимается для получения знания.

 

3. Суть и части науки каббала

Три познания в Каббале: материи, формы, использования. Особый запрет на прагматическое использование Каббалы - подавлять своим большим желанием более слабое желание другого - для занятия магией, таинствами, мистицизмом.

Три составляющие скрытия науки:

нет необходимости - забота о чистоте знания, поскольку небрежное отношение разрушает, а лишнее раскрытие привлекает пустых людей.

невозможность - выразить, но пытается, чтобы хорошо выглядеть в глазах масс.

уважение к Творцу.

Все колдуны и прорицатели мира произошли из не соответствовавших этим требованиям - так науку каббала стали использовать для удовлетворения славы и кармана, что называется "прагматической каббалой".

Бааль Сулам. Четыре мира

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Четыре мира (конспект)

Постижение. Постигается материя, форма и существование бытия, абстрагированного от материи и формы - 4 мира. Мир - это дающий и получающий. Постигаются только материя и форма миров Ецира и Асия. Основа - форма, мир Асия, материал множества форм. Мир Брия - их общность, с трудом воспринимается разумом. Цель - познать преимущества света над тьмой в каждой детали действительности.

4 формы: точка, линия, плоскость, куб (от перемножения форм). Наш мир - материал, отпечатанный с Высших миров. Нами всё постигается в воплощении в материальные формы.

АВАЯ. Поэтому Творец постигается нами в имени АВАЯ, включающем все виды форм в мире: точка и линия - буква юд, плоскость - буква вав, трехмерная фигура - буква хэй. Хэй последняя - раскрытие первой хэй в материальном - в форме, занимающей место, тогда как три предшествующие формы не занимают места. Постигается и начало точки, начало буквы юд. Поэтому имя АВАЯ - источник всех имен. Но каждое имя - это связь получения и отдачи. Ведь постигаем не суть Творца, а воздействие от Него. Поэтому все творение представляет собой раскрытие действий (имен) Творца. Следящий за происходящим и объединяющий его с корнем, раскрывает Имя - то, что получает, исследуя и познавая Дающего.

Нет никого кроме Его. Еще не постигший Творца, находится во тьме, не имеет Имени - не видит, как все управление нисходит от Творца, поскольку кажется ему противоположным Творцу. Но когда раскрывает власть Творца во всем, выясняет, что противоположное Творцу - результат, исходящего от Творца, блага и в полной мере постигает величие Творца.

МАН-МАД. Многократным поднятием МАН (просьбы о исправлении), и нисхождением МАД (исправляющего света), увеличивается знание до состояния партнерства с Творцом в Его первичном действии, и, как Творец, создает миры, активно участвуя в управлении.

Действие исправления. Хотя все постигается в мысли, но человек обязан производить действия, т.к. раскрытие Творца проявляется в распространении до мира Асия, в практических действиях единения с Творцом.

Три союза: зрения, языка, крайней плоти. Основа единения и поднятие МАН - в мысли. Но завершение осознания и соединения с Творцом - в органах действия в союзе языка, зрения, крайней плоти. НЕХИ высшего парцуфа находится в низшем, пэ низшего - на уровне есод высшего, эйнаим низшего - на есод высшего, низший не постигает эйнаим высшего. Мы облачаемся в духовное только "глазами и ртом" - поэтому единение в союзах: пэ и айн (рта и глаз).

Передача знания. Творец через эти 2 союза передает все формы от мира к миру, от Учителя - ученику, письменно или устно. Т.о. у глаз есть сила в чтении письма получить всю мудрость мира, а у рта - отдать все благо мира товарищу.

Все миры созданы для науки Каббала, чтобы мудрость могла придти к исправляющемуся, с помощью 3 союзов, что является сутью письменной и устной методики Каббалы.

Буквы и точки. Распространение отдачи - буквами и точками, т.к. глаз сердцем воспринимает только буквы и точки, а рот управляется буквами. Поэтому это названо сердцем, т.к. получает мудрость по 32 каналам отдачи (32 - гематрия слова "лев" - сердце), т.е. через 22 буквы и 10 точек - основу форм мира, наполненные мудростью и жизнью мира. И в этом смысл 4 букв имени АВАЯ, включающих в себя все формы письма и речи, так как форма букв - точки и линии, где точка - сокращение, а линия - распространение. 

Свет и кли -  указывают на отношение света к источнику и к получателю, чтобы в истинном единении завершилась работа. Природа сути различима в кли, в которое она облачается. Познается  свойство Творца, но суть Его познать не дано, ведь все постигается в кли, в котором облачена суть Творца.

Наука Каббала и ее суть

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Наука Каббала и ее суть (конспект) 

Наука Каббала - это раскрытие Творца во всех Его свойствах и проявлениях и поэтому нет более важной науки.

Объект творения - человек, все сделано для него.

Цель творения - чтобы человек ощутил Творца, как других.

Конечная цель существует уже в замысле. Поэтому, в соответствии с целью, человечество развивается в своих свойствах до способности ощутить Творца, как ощущает товарища.

Свойства постепенного уподобления Творцу - как ступени лестницы.

Сверху вниз постепенное скрытие Творца, пока не возникает из света материальная действительность и материальные создания.

Снизу вверх постепенное развитие человечества в подобие Творцу и раскрытием Его.

Народ считает, что суть Торы и религии - лишь в правильности действий и нет явного немедленного следствия от выполнения заповедей. А потому достаточно изучения только того, что касается действий.

Необходимость намерения. Но сказано: "Какая разница Творцу как забивается приносимое в жертву животное - с затылка или с глотки? Ведь заповеди даны только чтобы объединить ими творения" - вот еще одна цель исполнения заповедей, а действия - только подготовка к достижению этой цели. И если действия не направлены на достижение цели, это равносильно тому, что не сделал ничего, как сказано в Зоар: "Заповедь без намерения - как тело без души", т.е. действие должно сопровождать намерение. Намерение должно быть истинным - "ради Творца". Поэтому, еще до действия необходима учеба, которая поможет обрести веру в Творца и Его управление (Нет никого кроме Него). Поэтому сказано: "Я создал эгоизм и Тору, для его исправления", а не заповеди, для его исправления, ведь эгоизм не даст исполнять заповеди.

Обязанность изучать Каббалу. Только Тора является средством исправления, способным отменить эгоизм и обрести свойство отдачи, как сказано: "Свет Торы возвращает к Источнику".

Тора - для изучения. Поэтому много текстов Торы не для объяснения действий, а для изучения - чтобы вызвать исправляющий свет и достичь свойства отдачи. И результат учебы зависит от содержания света в изучаемой части Торы. Самые эффективные тексты, несущие изучающему большой свет исправления - это тексты, говорящие о практическом раскрытии Творца.  

Четыре языка, используемые в науке Каббала: ТАНАХ, Алахот, Агадот, сфирот. Все 4 языка раскрылись каббалистами одновременно и каждый включает в себя остальные.

Первые каббалисты хотели скрыть Каббалу от масс, считавших, что Каббала и Мусар - это одно и то же и использовали формы букв.  

Язык ТАНАХа - основной, коренной, язык молитв, есть связь ветвь-корень, удобен в понимании, основан Адамом. Недостаток - нет точности.

Язык Алахот - язык существования действительности, целиком взят из ТАНАХа, более точно показывает Высшие корни, но постичь можно только из полного постижения.  

Язык Агадот - легок, притчи, неточен, нет связи ветвь-корень. Точен только для постигающего.

Язык Каббалы -точен в связи ветвь-корень, причина-следствие, в деталях, но труден для постижения - только путем передачи из уст каббалиста в уста понимающего ученика (пэ эль пэ).

Порядок применения языков постепенный, по мере их развития - от языка ТАНАХа, наиболее удобного для использования, затем языка Алахот, взятого из языка ТАНАХа, для указаний поведения в повседневной жизни, затем язык Агадот, вспомогательный, быстро воспринимается, нет точного соответствия корня и ветви, затем язык Каббалы, говорит только о духовном, доступен лишь постигающим, каждое слово имеет точные рамки, невозможно заменить другим языком.

Забвение Каббалы. Скрытие  языка Каббалы началось за 70 лет до разрушения Храма, а со времен скрытия книги Зоар постепенно забылся язык и уменьшилось число  пользующихся им, и получился разрыв на поколение, когда учитель не передал его понимающему ученику. Раби Моше дэ-Лион был последним каббалистом, пользовавшимся этим языком, и раскрыл его миру, но сам не понял ни единого слова в нем, что видно по его комментариям языком ТАНАХа на книгу Зоар.

Каббала АРИ. Пока не пришел каббалист Ари, чье постижение не имело границ, который раскрыл нам язык Зоара. Поэтому с тех пор все изучают Каббалу по книгам АРИ.

Итак, Каббала представляет собой внутреннюю часть ТАНАХа, Талмуда и Агады.

Каббала, раскрытия Творца творениям, развивается и становится все более пригодной для широкого распространения. И каждый каббалист обязан передать своим ученикам все, что унаследовал от учителя, добавив то, что постиг сам.

Порядок передачи науки - по пути ветви и корня, сверху вниз и снизу вверх. Всему разнообразию в неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира соответствует каждая деталь мира высшего, и вся разница только в их материале.

Цель материального мира - в постепенном развитии до высшего мира.

Суть науки Каббала - общее знание неживого, растительного, животного и говорящего уровней, и их проявлений в замысле Творца. Поэтому каббалист обретает обширные знания всех наук, исходя из сути науки Каббала, так как все науки заключены в ней.    

Тайна единения. Главная особенность Каббалы - взаимопроникновение всех частей миров и законов и их объединения в единое целое.

Предоставление разрешения - в нашем поколении разрешено раскрывать науку Каббала.

Абстрактные названия - язык Каббалы использует только конкретные определения - по проявлению сил в себе, как мы изучаем магнетизм, хотя не можем постичь его само, а лишь его действия. И только из опыта даем имена.

Невозможность постижения сути даже в материальном - мы постигаем только проявления сил, взаимодействующих с нашими органами чувств.

Душа. Каббала говорит, что есть три силы: тело, животная душа, святая душа - все это одна непостигаемая суть, проявляющаяся в трех образах в наших ощущениях.

Комментарии. Можно объяснять Каббалу с помощью внешних наук, так как Каббала является корнем всего, и все заключено в ней, но приводит к заблуждениям. Я - первый, разъясняющий в связи  корнем и ветвью, причиной и следствием. Этот подход универсален.

Три составляющих науки Каббала:

- "Первоисточник" - раскрытие Творца.

- "Из уст в уста" - Понимание первоисточника, как постигнутого от высшего. Адам Ришон первым раскрыл эти знания. Эти знания могут быть переданы только устно, из уст в уста.

- "Написанное" - позволяет каждому, кто даже не понимает написанного, очищаться с помощью Высшего Света. В этом написанное языком Каббалы превыше остальных. 

Порядок передачи науки

Наиболее эффективно найти каббалиста и подчиниться всему, что он возложит на тебя,  пока не поймешь науку с его помощью, как от "Первоисточника", затем воспринять "из уст в уста", а затем - понимание "Написанного". Только тогда он легко унаследует от своего Рава всю мудрость и приспособления, и останется ему только расширять и развивать.

Возможен иной, трудный путь: вследствие огромного устремления, раскроется человеку Свет - и сам постигнет Первоисточник, затем огромными усилиями найти мудреца, чтобы склониться перед ним, и получить мудрость "из уст в уста", а затем понять "Написанное".

 

Практические советы

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Практические советы по достижению единства

 

Сделайте все, что в ваших силах, а спасение от Творца придет неожиданно. И главная задача, стоящая перед вами сегодня, - это единство товарищей. Прикладывайте в нем все больше усилий, потому что эти усилия покроют все ваши недостатки. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 48)

 

Я приготовил вам порядок действий, благодаря которому вы сумеете, несмотря ни на какие помехи, удерживаться в пути на цель. Но самое важное правило - единение товарищей. И если укрепитесь в этом, без сомнения поднимитесь от вершины к вершине в духовном возвышении. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 142)

 

Напоминаю вам о силе, таящейся в любви к товарищам, от которой зависит ваше право на духовное существование, которой измеряется близость вашей цели. Поэтому, освободитесь от всех надуманных занятий и полностью сосредоточьтесь на правильных действиях, способных связать ваши сердца в одно сердце, дабы исполнилось в вас "Возлюби ближнего, как себя" в подлинной простоте. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 142)

 

Не придет спасение Творца, если не нуждаешься в нем немедленно. А кто может подождать до завтра, не достигнет ожидаемого за все годы жизни. А случится это с вами из-за пренебрежения моим указанием "приложить все усилия для достижения любви к товарищам", о чем я подробно и полно объяснил вам, что только эта чудесная сила способна исправить все ваши недостатки. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 55)

  

Прошу вас приложить все силы для достижения любви к товарищам, изыскивать возможность умножить эту любовь и освободиться от материальных страстей, вносящих ненависть, ведь, между желающими радовать Творца, не может быть ненависти, а лишь  милосердие и любовь. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 53)

  

Любите всей силой каждый своего товарища, как самого себя, страдайте его бедами, радуйтесь его радости, насколько это только возможно. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 145)

 

Если человек не ощущает большое желание к духовному, но находится среди людей, желающих духовного, и эти люди приятны ему, то он проникается их желанием и стремлением, даже, если в его собственных свойствах нет таких сил и желаний. Но благодаря важности, устремляющихся к Творцу, в его глазах, он получает от них все новые силы. (Шамати. Статья 99. Быть ему грешником или праведником - не говорится.)

  

Невозможно человеку поднять самого себя и вырваться из своего круга. Поэтому, желая приподняться, он обязан питаться от своего окружения и прилагать большие усилия в исправлении. Но, если человек выбирает себе правильное окружение, то выигрывает во времени и в усилиях, потому что устремляется за правильным окружением.

 (Шамати. Статья 225. Поднять себя.)

 

Знайте, что в каждом из ваших товарищей есть множество духовных искр, и если собрать все их вместе в братском союзе, любви и дружбе, то безусловно этого достаточно для достижения большой духовной ступени. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 55)

Бааль Сулам в воспоминаниях современников

bs_100_wp.jpgБааль Сулам в воспоминаниях современников

Рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) родился в Варшаве, в 1884 г. и уже с ранних лет был отмечен учителями как человек, непрестанно стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражает своих наставников блестящим знанием всех основополагающих книг иудаизма, а также прочитывает в оригинале произведения выдающихся западных философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Маркс. Впоследствии он сравнит их взгляды с позицией науки каббала в своих статьях.

По окончании Первой мировой войны, в 1921 году, Бааль Сулам покидает Польшу и перевозит свою семью в Палестину. Сразу по прибытию в Иерусалим он отправляется в древнюю каббалистическую школу "Бейт Эль", бывшую в течение 200 лет центром изучения каббалы, но быстро разочаровывается в иерусалимских каббалистах, уровне их знаний и подходе к изучению каббалы. Видя сложившуюся ситуацию духовного падения масс и желая изменить ход исторического развития, которое предвещает наступление новой катастрофы, период тяжелых страданий и лишений, Бааль Сулам организовывает группу учеников и начинает писать книги, чтобы обучить людей методике правильного восприятия реальности и разумного существования в ней.

Подобно другим каббалистам, Бааль Сулам часто сталкивался с трудностями и сопротивлением. Живя в Варшаве, он придавал большое значение репатриации в землю Израиля и обращался ко многим раввинам с призывом о переезде. Ответом был решительный отказ, вызванный опасениями перед секуляризацией. В 1919 году Бааль Сулам попытался организовать группу из нескольких сот семей, чтобы вместе создать поселение на земле Израиля. Его почин почти удался, однако когда дело получило огласку, раввины поспешили наложить запрет. Репатриантов разогнали, идею отвергли, а Бааль Сулам, с позором выпровоженный из общины, поехал в Палестину сам.

Об этом периоде рассказывает статья Аарона Сорского, опубликованная в 1986 году: "В 1919 г., примерно через год после окончания Первой мировой войны, он готов был переступить врата Иерусалима. Наш учитель Йегуда Ашлаг... оставил свой круг и попытался организовать большую группу из 300 семей, чтобы поселиться в стране обетованной. Его идея начала осуществляться: нашлись земельные участки, и уже заказали сборные домики из Швеции. Всё было готово к отъезду, но враждебные силы расстроили задуманное. Здесь не место поднимать эту больную тему, давно уже ушедшую в забвение, однако достаточно будет отметить, что из всех 300 семей выехали лишь Бааль Сулам и члены его семьи".

Аарон Сорски. "Адмор рабби Йегуда Лейб Ашлаг - Бааль Сулам: к 30-летию со дня смерти". "המודיע", ט' בתשרי תשמ"ו

 

Эти события упоминаются также в книге рава Йосефа Брамсона "Дни мира: неотвратимый конец". Она рассказывает о том, как Бааль Сулам втайне организовал группу из нескольких сот человек, изучил возможные источники заработка в земле Израиля и поставил условие, чтобы перед переездом каждый выучился полезной профессии. В его планы входило создать поселение и жить в сборных домиках, заказанных из Стокгольма. Однако секрет открылся, и Адморы начали преследовать членов группы, не гнушаясь избиениями и террористическими методами. В итоге, в 1919 году группа была разогнана. Продолжив начатое, Бааль Сулам продал квартиру и книги и приготовился к отъезду. Однако начались погромы, и власти прекратили репатриацию. В результате Бааль Сулам, уже смещенный с поста раввина, остался без жилья и заработка. Лишь через несколько месяцев репатриация возобновилась, и в Суккот 1921 года он вместе с семьей прибыл в Палестину, в яффский порт. Йосеф Брамсон, "Дни мира: неотвратимый конец, мысли и дела в свете идеалов великих представителей народа Израиля последних поколений". ירושלים תש"ם, עמ' 99

 

На Святой земле Бааль Сулам посвятил жизнь изучению науки каббала и ее широкому распространению. В 1933 году он начал выпуск серии брошюр, призванных донести до народа каббалистические знания. Первая брошюра называлась "Дарование Торы", и в ней указывалось, что серия будет состоять из 50 частей. Название первой же статьи однозначно свидетельствовало о намерениях автора: "Время действовать". Через две недели вышла вторая брошюра - "Поручительство", а затем - третья и последняя, под названием "Мир".

Стремление Бааль Сулама распространить науку каббала в массы не понравилось его противникам, и они приняли меры, чтобы прекратить публикацию статей. Спустя годы об этом рассказал Б. Ландой в одной из газет: "Три номера, вышедшие в свет, вызвали большой резонанс даже в свободных кругах, и из опасений и т.д. он прекратил публикацию. Понимающему достаточно". Б. Ландой, "Наш учитель рав Ашлаг: к годовщине смерти", архив Научно-исследовательского института имени рава Ашлага.

 

В 1940 году, через семь лет после того как был прерван выпуск брошюр, Бааль Сулам выпустил в свет газету "Народ", призывающую к объединению общества. По его замыслу, газета должна была выходить раз в две недели, однако противники снова расстроили его планы. Они заявили британским властям, что газета распространяет коммунистические идеи, и ее закрыли сразу же после выхода первого номера. Профессор Элиэзер Швед, лауреат государственной премии Израиля 1994 г. за исследования еврейской мысли, посвящает методике Бааль Сулама статью в своей книге "Между разрушением и избавлением" (Тель-Авив, 1994, сс. 193-215). По его словам, "эти статьи [опубликованные в 1933 г.] были призваны объяснить решение Бааль Сулама распространить в народе свое послание именно тогда (в год, когда нацисты пришли к власти в Германии!)".

Швед отмечает также, что Бааль Сулам "не удовлетворялся тем, что ему раскрылись тайны "Древа жизни" и "Зоара", но прилагал усилия, чтобы писать свои комментарии, опубликовывать их, и даже убеждать всех в необходимости их изучения". Речь идет о каббалисте, продолжает проф. Швед, который "сознательно и преднамеренно сошел с пути прежних каббалистов, скрывавших и прятавших свои знания. Однако он вовсе не восстал против них, а наоборот, хотел продолжить их дело. По его мнению, наконец-то пришло время раскрыть тайны и даже огласить их публично". Швед добавляет: "И в комментариях, и в самостоятельных сочинениях рав Йегуда Алеви Ашлаг заметно выделялся из рамок, принятых в его ортодоксально-хасидской среде. Одна из ярких отличительных черт его исключительности - потребность в научном обосновании и в мастерстве научного толкования".

Швед анализирует методику Бааль Сулама и настаивает на ее уникальности:

"Рав Ашлаг всем сердцем верил - и свидетельством тому служат его старания обучать истине каждого, кто пробуждался к ней, а также неустанные обращения к тем, кто еще не пробудился, - что все признают и узнают, что их святой долг - изучать тайную науку "Зоара", даже если они не ученики мудрецов и даже если не углублялись в премудрость Гмары. Для этого он постарался за них: перевел арамейский язык на современный иврит, "разбил замки тайных комнат и прорубил в них окна, проливающие свет на темные хранилища". Зачем всё это? - Чтобы раскрыть тайны книги "Зоар", время которой настало сейчас и устремлено на окончательное избавление? Нет, это и есть сам процесс окончательного избавления".

Об идейной близости Бааль Сулама с Кантом, Гегелем и Марксом профессор Швед говорит следующее: "Именно на каббалистической почве рав Ашлаг смог заново утвердить основную идею историософии - идею о "хитрости истории", фигурировавшую как в кантианском и гегельянском идеализме, так и в марксистском материализме... Без толчков и понуждений со стороны "горьких симптомов" войны за существование на телесном уровне, народы не оторвались бы от желания земного телесного счастья и не обратились бы к научным исследованиям, которые, как мы теперь видим, поднимали их ступень за ступенью на уровень постижения духовной и нравственной истины. Из эгоистического намерения они постепенно выходят на такую ступень, где смогут приобщиться к истине и жить на ее уровне".

Швед подчеркивает слова Бааль Сулама о том, что наука каббала раскрывается не благодаря его исключительным заслугам, а вследствие зрелости поколения: "Рав Йегуда Алеви Ашлаг не присваивал это замечательное достижение, обладающее прямым мессианским значением, себе лично. Он верил: то, что им раскрыто, обусловлено ступенью, которой достигло поколение в целом. И только отсюда вытекает мессианское значение: во время написания "Зоара", а также "Древа жизни" уровень теоретического и научного постижения современников не позволял понять раскрывшуюся в этих книгах истину. А потому истина должна была раскрываться отдельным великим людям, которым свыше открылась тайная наука.

Теперь же, утверждает рав Ашлаг, каждый человек среди нас может понять то, что когда-то понимали только избранники. Таков научно-теоретический уровень поколения, благодаря всему тому, что было исследовано и выявлено наукой. Благодаря достижениям культурно-научного уровня в этом поколении, такой человек, как он, смог возвыситься и написать комментарий, упрощающий все сложности и раскрывающий ясную истину, которая таилась в странных символах, - так что каждый средний человек может постичь ее должным образом".

 

Печатая свои книги, Бааль Сулам сталкивался с многочисленными денежными затруднениями. Он придавал огромную важность выпуску каббалистических книг и прилагал все усилия для распространения каббалы в массах. Свидетельство тому - воспоминания профессора Шломо Гиоры Шохама, лауреата государственной премии Израиля по криминологии 2003 г., о встрече с Бааль Суламом в начале 50-х.

"Каждый раз, когда ему удавалось собрать немного денег от небольших пожертвований, он печатал части своего "Сулама". Я нашел его в ветхом здании, напоминавшем развалины, возле старого печатного станка. Он не мог позволить себе платить наборщику и потому сам набирал литеры, каждый раз часами простаивая над станком, хотя находился уже в конце шестого десятка лет своей жизни. Он, без сомнения, был праведником: скромный человек с приветливой улыбкой. Позже я слышал, что он столько часов провел за набором текста, что свинец нанес вред его здоровью".

Миха Оденхаймер, "Через каббалу к коммунизму", газета "а-Арец", 17.12.2004.

 

Как уже говорилось, Бааль Сулам не только писал книги, но и многое делал для популяризации своих идей. С этой целью он встречался с руководителями тех лет, с лидерами рабочего движения и общественными деятелями, в числе которых Давид Бен-Гурион, Моше Шарет - второй премьер-министр Израиля, Залман Шазар - третий премьер-министр, писатель и поэт, Хаим Арлозоров - один из лидеров сионистского рабочего движения, Моше Арам - член Кнессета пяти созывов, Меир Яари и Яаков Хазан - лидеры партии МАПАМ, проф. Дов Садан - известный публицист и член Кнессета, Хаим Нахман Бялик - знаменитый поэт.

Дов Садан, помогавший в организации этих встреч, был изумлен упорством Бааль Сулама в стремлении наладить контакты с рабочим движением, и отметил это в двух своих статьях.

 

На Давида Бен-Гуриона встречи с Бааль Суламом произвели неизгладимое впечатление. Вот, что он пишет об этом.

"Раву Баруху Шалому Ашлагу. Здравствуйте. Дорогой рав! Я с большим удовольствием вспоминаю о встречах и беседах, которые состоялись у нас несколько лет назад в Тель-Авиве с вашим отцом Бааль Суламом. Я сожалею о том, что они прекратились. Некоторые вещи, которые я от него услышал, вызвали у меня большой интерес, и если бы я мог высвободить время, то был бы рад вновь услышать слова Торы и мудрости из его уст".

Архив Бен-Гуриона, письмо от 11.04.1951

 

"Раву Йегуде Цви Брандвайну. Несколько лет назад мне довелось неоднократно встречаться в Тель-Авиве с равом Ашлагом и подолгу беседовать с ним - и о каббале, и о социализме. Одна его фраза отпечаталась у меня в памяти. Он сказал мне: "Даже если человек всю свою жизнь верит в Бога - вера его немногого стоит, так как это не столько вера, сколько привычка. Ценен лишь тот верующий, который когда-то был атеистом". Я не осмелился спросить его, был ли и сам он когда-то атеистом..."

Архив Бен-Гуриона, письмо от 20. 05.1958

 

"Я придаю большое значение завершению начинаний рава Ашлага. Я всегда сожалел о том, что у меня нет ивритского перевода "Зоар". Правда, издательство "Бялик" опубликовало частичный перевод - однако нужно, чтобы текст полностью был доступен ивритскому читателю, неспособному понимать арамейский язык этой великой книги, занимающей столь важное место в духовной жизни нашего народа".

Архив Бен-Гуриона, письмо от 06.01.1960

 

"Затем ко мне пришел сын Ашлага, (Барух Шалом Ашлаг). Я рассказал ему о своих встречах с его отцом в Тель-Авиве несколько лет назад: я хотел говорить с ним о каббале, а он со мной - о социализме..."

Архив Бен-Гуриона, дневники, 11.08.1958

Тайна "каф" в "Анохи"

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Тайна "каф" в "Анохи" (конспект)

Малхут, облаченная в миры, называется "Я" и распространяется от мира бесконечности до мира Асия. Ощущается как изолирующее Я человека, желает весь мир, сила отторжения духовного в мире Асия, "Я желаю властвовать". Причина этого - в упавших в желание с духовного уровня, искр, которые, пока не исправлены, представляют смесь добра и зла, клипу Нога.

Две души в творении, в которых раскрывается высшее:

- оживляющая душа (нефеш хиюни) - из клипы Нога, называется "случай",

- разумная (праведная) душа (нефеш сихли) - часть Творца свыше, точка в сердце до достижения совершенства, вечная.   

Отличие желаний идолопоклонников и каббалистов - желания устремленного к Творцу находится под личным управлением Творца. Не устремленные к связи с Творцом,  все равно неосознанно выполняют указания Творца под Его общим управлением.

Но всегда: "Человек пальцем не может пошевелить без указания свыше".

Форма случайная и вечная. Замысел Творца - раскрыть мудрость в сочетаниях действий, чтобы каждый из них смог обрести Его форму, мудрость, стать новым творением, как Творец.         

Смысл вечного существования души - чтобы новое "Я" одело форму хозяина, создающего себя, сам производил хорошие и верные действия добра и света. "Я" заполняется огромным вечным наслаждением счастья и радости.

Знание и выбор - приходят как единое целое, т.к. нет выбора в действиях. Когда избавляется от эгоистической формы и одевает форму подобную Творцу, становится избранным из всех Творцом, выполняющим только вечные добрые действия. А поступающий эгоистически, стремящийся получать наслаждение от того, что уже готово для него с рождения, привержен случаю в изменяющемся мире - находится под Случайным управлением Творца.

Нет множества в вечности. Устремленный к Творцу, учитывает не работу, а отношение к цели, ищет силы продвижения, без подробного знания достоинств и недостатков цели. Мир создан, чтобы обязать человека к его предназначению, соединить множества в одно в бесконечности, где все души - одна единая душа, т.к. в духовном нет частей, а ощущение разбиения и исправления - это новое творение, возникающее при сбрасывании старой эгоистической формы, чтобы сквозь нее постичь величие Творца.

Цель творения в его развитии - увеличением поколений, соединить их, но не увеличить количество тел. Иначе Творец вызвал бы тела всех поколений проявиться в течение 1-го года. Поэтому не важно, какое тело проявит желание, а важно, что желание проявится, неважно в ком, но принимающий на себя исправиться, получает вознаграждение от Творца.

Передача власти. Творец может всё. Поэтому, хотя человек подобен животному, но если аннулирует свое желание перед желанием Творца, обретает подобие Творцу и Его разум. Подобно передаче управления государством от царя - его наместнику, который, в таком случае, обретает власть и полное управление вместо царя. Каббалист создает миры и управляет ими.

Суть творения - в вечности, заключенной в первом творении этого мира, в Адаме - творении рук Творца. Однако от Адама и далее это творение передано в руки каббалистов в каждом поколении, и они управляют мирами, как сказано: "Праведник решает, а Творец исполняет". Личное управление материального мира не обязано меняться, т.к. духовное не ограничено рамками материального мира.

Душа, до подобия Творцу, называется "случай", по ее ощущениям. Если обрела подобие Творцу, называется вечной. Подготовка души - "случай", а затем исчезает все временное и только обретенное желание "есть" останется навеки - в нем все прошедшее в поколениях и кругообращениях жизней. В "есть" - все тела и желания мира.       

Каббала и философия

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Каббала и философия (конспект)

Философия: духовное рождается и управляет материальным, душа порождает тело.

Каббала, как любая наука: можно обсуждать только то, что можно практически исследовать. Поэтому дать определение духовному может только Каббала, ведь определить означает постичь, а этим занимается Каббала, а не философия.

Суть высшей управляющей силы (Творца) - Каббала не исследует суть высшей силы, ее законы, поскольку является  экспериментальной наукой и говорит только из опытного постижения. Но, постигаемый в сосуде души, высший свет, ощущение высшей управляющей силы (Творца) и его действий - излагается в Каббале в анализе эксперимента, как в любой науке.

Духовное - сила без тела. Каббала определяет духовное, как не имеющее никакой связи с временем, пространством, материей и представляющее собой просто силу без тела.

Духовный сосуд называется силой. Духовный свет исходит из сути Творца, равен сути Творца, находится вне сосуда, а потому непостигаем. Сосуд - орган ощущения и постижения света, духовная сила. Свет в Каббале - не суть света (вне сосуда), а реакция сосуда на свет в себе.

Сосуд и свет. Свет, впечатление сосуда, состоит из материи-силы и формы-постижения. Рождаемое в сосуде чувство любви - форма без материи, отделяется от подарка. Постижение любви - постижение формы, сути света в человеке-постигающем.

Материя и форма в Каббале. Любовь оценивается величием дарящего. Поэтому бесконечно важнее подарка, абстрагируется от материи, света и подарка, - остается только постижение любви. Эта часть Каббалы называется постижением формы, и она самая важная.

Миры АБЕ"А. В любви есть:

- получение подарка - еще не может любить дарящего, тем более, если важный,

- увеличение подарков - тогда, даже важного ощущает равным, и может любить, ведь любовь м.б. только между ощущающими себя равными.

Поэтому есть 4 ступени любви:

Асия - дарение подарка,

Ецира - увеличение подарков,

Брия - раскрытие любви-формы и отделения от подарка-света-материи, свет исчезает.

Ацилут - в состоянии тьмы, человек обретает силы возвратить форму в материю, - свет и любовь ощущаются вместе.

Источник души. Духовное - сила, свойство, - не имеет материального образа, отделено от тела, от материального мира. Как же оно порождает материю и управляет ею?

Сила - есть материя, хотя не обладает образом, воспринимаемым нашими органами чувств. Все тела при нагревании переходят в газ - та же материя, хотя не ощущается. Отсюда видно, что основа материи - сила, заключенная в ней.

Сила - одна, в духовном и материальном. Названия мы даем из впечатлений наших 5 органов чувств - поэтому они неверные и непостоянные. Поэтому мы должны считаться только с действительностью и рассматривать все материальные действия только в связи с совершающим их человеком, понимая, что он и действие состоит из материи.

Света и сосуды. Все мироздание состоит из сосуда (желания) и света (наслаждения). Приятное наполнение - от сути высшей силы, желающей наполнить наслаждением. Измерения наслаждения - желанием его получить.

Различаем в желании получать:

1. суть получающего - желание получать, тело творения, сосуд получения,

2. суть получаемого - суть блага, свет Творца.

Свет постоянно светит творению. Желания получать не было в сути высшей силы, поэтому оно называется творением. Получаемое изобилие - часть сути высшей силы. Поэтому тело и свет так различны.

Духовное порождает материальное - близки в том, что все качества духовного полностью похожи на качества материального.

Отличие духовного от материального - в материи: у духовного - материя духовная, а у материального - вещественная. Но все качества, действующие в духовной материи, действуют и в материи вещественной.

Ошибки в понимании связи духовного и материального:

1. сила разумной мысли человека - это бессмертная душа, суть человека,

2. тело - это продолжение и результат души,

3. духовные сущности простые, несоставные.

Эти ошибки разрушены материалистической психологией.

 

 

Решение

bs_100_wp.jpgБааль Сулам, статья "Мир", Решение (отрывок):

Нет иной возможности миру существовать далее, если не примет на себя закон существования каждого "Отдача ближнему для отдачи Творцу", во всей мере его двух составляющих:

- "Любовь к ближнему, как к себе" в мере, как она заложена в эгоистической природе человека , и более того, в заботе о другом прежде чем заботится о себе (как клетка в теле, умертвляет себя по приказу тела, если это необходимо для здоровья тела),

- "Возлюбить Творца всей душой" - как цель, обязанная находиться перед глазами каждого, во время его любви к ближнему, чтоб прилагал усилия любить ближнего для выполнения желания Творца, насладить Творца.

В таком случае, все силы природы будут гармонично помогать своим участием усилиям человека - в противном случае Природа вынудит нас страданиями придти к соблюдению этих законов.

Страница 30 из 33« Первая...2829303132...Последняя »