Записи в разделе 'Бааль Сулам'
Желания: неживое, растительное, животное, человек

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Шамати, 115. Желания: неживое, растительное, животное, человек (конспект)

Неживое: нет у него свободы и власти над собой, а находится под властью хозяина, и обязан наполнить все желание хозяина. Творец создал все творения ради Себя. Природа Творца, как хозяина, отпечатана в творениях и поэтому каждое творение делает все только ради себя.

Растительное: в нем проявляется уже начало самостоятельного желания, в том, что может делать что-нибудь против желания хозяина, т.е. может делать что-нибудь не ради себя, а отдавать, против желания получать, которое хозяин придал ему при создании.

Но, как мы видим в земных растениях, каждый обязан придерживаться законов всех растений, и нет у какого-либо растения сил совершить что-нибудь против остальных, т.е. нет у него самостоятельной жизни, а его жизнь - это часть общей жизни всех растений.

Также и в духовном: те, кто имеют лишь немного сил преодолеть свое желание насладиться, находятся в рабстве окружающего их общества, еще не в состоянии идти против него, но уже по крайней мере поступают против своего желания насладиться, т.е. действуют уже с желанием отдавать.

Животное: у каждого желания этого уровня есть своя особенность, он не в рабстве у окружающего общества, как растения, у каждого свое ощущение, свои свойства. Может в чем-то действовать против желания хозяина, т.е. работать на отдачу, и не подвластен окружению, т.е. есть у него своя личная жизнь. Но ощущает только настоящее и только себя, т.е. не в состоянии ощущать посторонних, а потому заботиться о них.

Человек: поступает против желания хозяина, не зависит от себе подобных (от общества), может получать от прошлого и будущего, ощущает посторонних, а потому может заботится о них (наполнять их).

Свобода воли

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. "Свобода воли" (конспект)

Свобода желания

Есть ли у человека свобода выбора желать и действовать?

Мы обнаруживаем, что действия его вынужденные желанием насладиться или избежать страданий. Не способен выбрать страдания или отвергнуть наслаждение. Но отличается от животных расчетом: ради далекой цели готов принять страдания.

Воздействием наслаждением или страданием, Высшее управление ведет каждого к своей цели.

Виды наслаждений определяются окружением.

Опыт прошлых кругооборотов присутствует в новом кругообороте в виде склонностей и инстинктов, и человек не знает, почему так поступает.

Если нет свободы желаний и действий (их диктует окружение), то нет вознаграждения и наказания.

 

Окружение как фактор

Окружение полностью определяет развитие человека, его будущее.

Есть свобода только в выборе окружения (книги, учитель, товарищи).

Наказание или вознаграждение следует не за плохие мысли и поступки, которые получил поневоле от окружения, в которых не было выбора, а за то, что не выбрал хорошего окружения.

Только выбором окружения определяется власть человека над своей судьбой. Однако после выбора окружение, он находится его власти.

Любовь к Творцу и творениям

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Любовь к Творцу и творениям (конспект)

"Возлюби ближнего, как себя" - знаменитое и часто цитируемое высказывание. Никто не понимает его смысла. Тора говорит, что это общий закон мира, и все остальные законы - его частные формы. Но как это указание может исправить отношения человека с Творцом?

"Возлюби ближнего, как себя" - означает буквально любить как самого себя. Но никто этого выполнить не в состоянии. Тем более, что мир полон совершенно чужих мне людей. Даже свои потребности я не успеваю удовлетворить, как же возможно успеть любить, т.е. наполнять желания всех, как я желаю наполнить свои желания?

Более того, указано, что любить другого означает заботиться о нем больше чем о себе - ведь так мы любим себя - в заботе о себе прежде других.

Исправление эгоизма - практическое. Цель "любовь к ближнему, как к себе", является промежуточной, которая ведет к конечной цели - слиянию с Творцом.

Почему Творец не создал нас совершенными, в слиянии с Ним? - Потому что постигая это совершенство, мы бы ощущали стыд, который аннулировал бы ощущение совершенства.

Чтобы дать нам возможность стать равными Себе, Творец приготовил нам испорченную природу, чтобы мы ее исправили. В итоге работы, мы постигаем все творение, приобретаем все свойства Творца, достигаем его статуса, в полном достоинстве и совершенстве.

Исправление достигается методикой Каббалы. Поначалу человек занимается ради себя, ради вознаграждения, а затем обретает свойство отдачи, проделать все исправление ради Творца.

Средство, орудие исправления - свет, действующий на занимающегося Каббалой, в мере его намерения исправиться. Систематическими занятиями, человек постепенно утрачивает эгоизм, любовь и получение ради себя, и обретает свойство отдачи.

В методике Каббалы две части:

- исправления отношений человека с Творцом,

- исправления отношений человека с другими.

Цель их одна - действовать во всем ради Творца.

Все, что вне эгоизма человека, он ощущает как "несуществующее". Поэтому действовать "ради ближнего" или "ради Творца" - одинаково противно его природе. Но, чтобы создать человеку условия для практического исправления, Творец создал творение - одно желание, Адам, и затем разбил его на множество отдельных изолированных частей. Если человек достигает любви к другим, как к себе, он освобождается от своего эгоизма и уподобляется Творцу.

Указание "Возлюби ближнего как себя" является понятным и практически выполнимым, контролируемым. В выполнении этого он не может обмануться, ведь "ближний" всегда с ним, и поэтому правильно может оценить свое отношение к нему.

Но условие любви к ближнему кажется невыполнимым! - Поэтому оно дано только в группе, где все, понимая необходимость достигнуть конечной цели "ради Творца", готовы одновременно принять на себя условие достичь обоюдной любви друг к другу - в заботе о всех членах группы.

Поэтому Тора была вручена небольшой группе людей, обязавшихся достичь обоюдной любви и поэтому, ставших этим обязательством, "народом Израиля" - устремленных достичь конечной цели - любви к Творцу (Исра-эль - прямо к Творцу).

В случае принятия такого обязательства, гарантировано Природой, Творцом исправление каждого и нет необходимости заботиться о собственном существовании, так как весь народ заботится о нем. А безответственные в группе становятся причиной того, что стремящиеся к любви, остаются в эгоизме, поскольку лишены помощи безответственных.

Законом поручительства связана не только одна группа, народ, а все народы мира, как сказано: "И наполнится земля знанием Творца и потекут к Нему все народы". Поэтому ответственность за общее состояние, возложена на весь мир, ведь без помощи всех народов мира, невозможно достичь желаемого завершения.

Таким образом, каждое действие, совершаемое одним человеком, влияет на весь мир, к добру или ко злу.

Методика исправления Каббала дана народу Израиля, а не всем народам мира, хотя достичь Цели творения обязано все человечество, потому что невозможно реализовать ее сразу в массе.

Однако народ Израиля выполняет здесь роль "проводника" - исправляется сам и передает эту методику всем народам, как сказано: "И все познают Меня, от мала до велика".

Совершенный праведник

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Шамати, 169. "Совершенный праведник".

Совершенным праведником называется тот, кто никогда не прегрешал. Но ведь сказано, что "Нет в мире праведника, который бы только творил добро и не грешил"?

Дело в том, что на каждой ступени возвышения души, есть состояния:

  • "совершенный праведник" - в котором не существует греха, и на этой ступени он никогда не грешил - таковы желания "скрытые хасадим", называемые также "Древо жизни", находящиеся в верхней части души (парцуфа).
  • но в желаниях, находящихся в нижней части души (ниже хазэ), возможен грех и его исправление (тшува). И когда исправляет человек эту ступень, достигает более высокой ступени, которая также начинается с состояния "Совершенный праведник", а затем переходит к состоянию "Нет праведника на свете, который бы не согрешил".

Отличие материального от духовного

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Шамати, 164. Отличие материального от духовного (конспект)

 Отличие материально от духовного:

- в материальном сила предшествует действию - потому что таков порядок в окончательном исправлении: ничего не происходит, пока нет сил совершить требуемое.
- в духовном действие предшествует силе - все происходит последовательным выявлением желаний, пригодных для исправления, от легких к трудным, поэтому обязаны начать работу еще до того, как получают силу.

Связь человека и сфирот

Бааль Сулам. Связь человека и сфирот (Шамати, 68) - конспект

1. До грехопадения Душа Адама состояла из намерения отдавать, наполненного светом мира Ацилут.

2. После грехопадения Душа упала в намерение получать себе (Мишха дэ хивия - кожа змеи, полный эгоизм), Поэтому все мысли и желания человека только получать ради себя. Но внутри этого намерения ради себя, находится нейтральное намерение, которое можно направить на ради себя или ради других. Поэтому оно  называется клипа Нога, наполовину доброе/злое (другим/себе).

3. Исправление: Но, занятиями каббалой (учитель, группа, первоисточники), с целью достичь намерение отдачи (ли шма), даже если пока еще находится в намерении ради себя (ло ли шма), вызывает исправляющий свет. По правилу: "Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления, потому что ее свет возвращает к Источнику.

Очищающий от эгоизма (ради себя) свет отделяет от человека намерение ради себя (Мишха дэ-хивия), а намерение клипа Нога, Делает полностью добрым (отдающим).

Намерение Нога постепенно все больше исправляется, и, в мере подобия Творцу, наполняется светом нефеш от мира Асия, затем светом руах от мира Ецира, затем светом нешама от мира Брия и затем светом хая от мира Ацилут. 

Каждая постигаемая ступень, обязывает человека думать и желать в силу своих свойств. Из сказанного следует, что человек не может исправить свои желания и мысли, но высший свет, исправив его, определит его новые желания и мысли. Лишь свет, получаемый с помощью методики каббалы, возвращает человека к Источнику. 

Статья в завершение книги Зоар

 Бааль СуламБааль Сулам. "Статья в завершение книги Зоар" (конспект статьи)

Преследуемая цель использования Каббалы – в слиянии души с Творцом.

Духовное слияние является полным подобием свойств Творца и человека. Как все действия Творца направлены на отдачу созданиям, а не для собственной выгоды, так и все действия человека должны быть действиями отдачи, добра, пользы другим. Этим действием человек уподобляется Творцу и сливается с Ним.

Но сам человек не в силах изменить эгоистическую природу, в которой сотворен, а тем более обратить ее из получения в отдачу, безвозмездно делать добро другим. Чтобы мы могли изменить себя, Творец дал нам Каббалу - методику исправления. Только правильное использование Каббалы в состоянии изменить нашу природу.

Уподобившись Творцу, душа постигает Его мысли, удостаивается совершенного знания и раскрытия всех тайн бытия.

Занятия Каббалой, с намерением достичь свойства отдачи и любви к ближнему, чтобы этим доставить удовольствие Создателю, приводят к слиянию с Творцом, - и постигаются тайны мироздания. Устранив отдаление от Творца, душа человека становится единым целым с Творцом.

Замысел Творца раскрывается Каббалой последовательно, что делит ее относительно человека, на открытую и скрытую части. Сказано в книге Зоар, что она раскроется людям лишь в дни Машиаха. Раскрытие книги Зоар в нашем поколении – явное доказательство дней Машиаха,  о которых сказано: "И наполнится земля знанием Творца".

Избавление от эгоизма и духовное постижение - взаимозависимы. Духовное слияние заключается не в пространственной близости, а в подобии свойств. "Слиться с Творцом по свойствам" – означает отделиться от стремления "получать" и обрести стремление "отдавать".

Природа человека абсолютно эгоистична, все делает только с выгодой себе, не в состоянии сделать ни малейшего движения без выгоды. Не в состоянии, не получив выгоды, доставить удовольствие Творцу.

Но человек может отдать тому, в ком ощущает важность. Осознание важности Творца всецело зависит от окружения: если окружение легкомысленно относится к исправлению в подобие Творцу, человек не в состоянии преодолеть мнение окружения, и поневоле действует для личной выгоды.

Осознание величия Творца зависит от качества и величины окружения. Правильное окружение состоит из руководителя и группы, как сказано: "Сделай себе Рава и купи себе друга". Окружение помогает постичь величие Учителя, в мере любви к товарищам, которые ценят Учителя. В мере величия Учителя, ученик может получать от него методику исправления и реализовывать ее в группе. В этом залог его духовного возвышения.

Бааль Сулам - о товарищах

Конспект письма Бааль Сулама 49 (1927г), Книга "Плоды Мудрости. Письма", с.145:

…Вместе с тем даю вам задание, обязываю выполнять все мои предписания в исполнении Торы и Заповедей, преданно и по-настоящему: вот я вам приказываю, в полной отдаче сил любить друг друга, словно себя самого, страдать нуждой товарища и радоваться его весельем. 
Этим вы исполните то, чему я вас учу, и возьметесь за исправление во всей его полноте. По поводу любви между вами, мною имелось в виду именно между товарищами нашей каббалистической группы, ведь написано "возлюби ближнего своего".

Советы в достижении единства

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Практические советы в достижении единения:

 

Сделайте, что в ваших силах, а спасение Творца придет неожиданно. И главная задача, стоящая перед вами сегодня, - это единство товарищей. Прикладывайте в нем все больше усилий, потому что оно покроет все недостатки. ("Плоды мудрости", Письма, стр. 48)

Я приготовил вам правила, которые удержат вас на пути, не отклоняясь назад. Главное в этих правилах – единение товарищей. И если бы вы укрепились в этом, без сомнения зашагали бы от вершины к вершине в духовном возвышении. ("Плоды мудрости", Игрот, стр. 142)

Напомню вам о силе, которой обладает любовь к товарищам, ведь от нее зависит наше право на существование и ею измеряется истинная мера нашего близкого успеха. Поэтому, освободитесь от всех надуманных занятий и полностью сосредоточьтесь на обдумывании и обретении правильных способов, позволяющих связать ваши сердца в одно сердце. И исполнится в вас сказанное: «Возлюби ближнего, как себя» в подлинной простоте. ("Плоды мудрости", Письма, стр. 142)

Не придет спасение Творца, если только не нуждаются в нем сегодня. А тот, кто может ждать до завтра, обретет разум лишь через годы, к концу жизни. И случилось это с вами, потому что пренебрегли моим советом – приложить все усилия достичь любви к товарищам, о чем я объяснял вам многократно, что эта чудесная сила способна исправить все ваши недостатки. ("Плоды мудрости", Письма, стр. 55)   

Я прошу вас приложить все силы для достижения любви к товарищам, изыскивать возможности умножить ее и освободиться от материальных страстей, вносящих ненависть между людьми. ("Плоды мудрости", Письма, стр. 53)  

Начните всей силой любить каждый своего товарища, как себя, страдать его бедами, радоваться его радостям. ("Плоды мудрости", Письма, стр. 145)

Если человек не стремится к духовному, но находится среди стремящихся к духовному, и эти люди приятны ему, то он проникается их стремлением, хотя в нем нет этого свойства. Именно благодаря важности этих людей в его глазах, он получает новые стремления и силы. ("Шамати", Статья 99, "Быть ему грешником или праведником – не заказано")  

Невозможно человеку поднять самого себя, вырваться из своего круга – и поэтому, желая духовно подняться, он обязан получать большие силы от своего окружения. И если выбирает хорошее окружение, выигрывает во времени и в усилиях, потому что устремляется за своим хорошим окружением. ("Шамати", Статья 225, "Поднять себя")  

Знайте, что в каждом из товарищей есть множество духовных искр, и если собрать все их вместе в братском союзе, в любви и дружбе, то безусловно достигнете очень важной духовной ступени. ("Плоды мудрости", Письма, стр. 55)

"Дарование Торы" – конспект статьи

bs_100_wp.jpgДарование Торы (конспект)
"Возлюби ближнего как себя - общее правило Торы"

1. Слово "общий" указывает на сумму частей, которые соединяясь, образуют общее, целое. Поэтому правило "возлюби ближнего как себя" - это обобщение Торы, к чему она приводит человека, исправляя 613 эгоистических желаний его души. Все исправления необходимы только для достижения любви к ближнему. А Каббала существует для раскрытия и объяснение этого правила.
2. Целью Творца в творении - раскрыться человеку, в мере желания (исправления, подобия) человека Ему. Исправлением своей эгоистической природы, человек развивается до свойств Творца, а потому слияния с Ним.

3. Творец изначально создал нас эгоистами, отделив этим от Себя, чтобы мы себя исправили до Его уровня отдачи и любви. Этим мы сливаемся с Ним. В этом наше вознаграждение.

4. Человек рождается абсолютным эгоистом (себялюбцем), все его поступки лишь для собственной пользы, без всякой мысли о пользе другого. Этим он удален от Творца.

Изучением Каббалы, он вызывает на себя Высший Свет, осознает зло в эгоизме, просит о исправлении, теряет любовь к себе и обретает любовь к другим, настолько, что даже жизненно необходимое получает лишь существования ради отдачи.

5. Исправление в отдаче и любви - к ближнему и к Творцу. Если человек настроен на отдачу, он не чувствует различия в любви к товарищу или к Творцу, потому что если не ожидает вознаграждения, то не ощущает в своих желаниях результата действий отдачи. А пока не исправит себя на "отдающего", действия отдачи, Творцу или человеку, неизбежно будут восприниматься им как пустое занятие.

6. Упражнения в развитии свойства отдачи ближнему (группе), быстрее приводят человека к исправлению, поскольку явны, находятся под контролем и реакцией ближнего (группы). А попытки отдачи Творцу неявны, невозможно проверить их исполнение.

Вывод: исправление производится в упражнениях отдачи и любви к ближнему, пока все 613 исправленных желаний души не присоединятся к конечной цели: "возлюби ближнего как себя". После достижения этой цели, он удостаивается слияния с Творцом.

Мелодии Высшего Мира
zakryv_glaza_100_wp.gifПо просьбам спрашивающих - линк на музыку Бааль Сулама:
"Мелодии Высших миров"



 

Любимые слова...

razdumye_100_wp.jpg Результат опроса  

 "Самый популярный отрывок из произведений Бааль Сулама": 

              "Если только обратим внимание на всем известный вопрос, уверен я, что все ваши сомнения в необходимости изучения Каббалы исчезнут с горизонта, вопрос горький, справедливый, задаваемый каждым, родившимся на земле: "В чем смысл моей жизни?" (Бааль Сулам. "Предисловие к ТЭС", п.2) 

"Самый популярный отрывок из произведений М. Лайтмана":

...Поколения продолжают сменять друг друга на этой планете, но каждое поколение, каждый человек спрашивает себя о смысле жизни, особенно во время войн, глобальных страданий или полос неудач, проносящихся над каждым из нас. Во имя чего наша жизнь, так дорого нам стоящая, с незначительными ее радостями, когда отсутствие страданий, уже кажется нам счастьем? 
          
Каббала — это индивидуальное ощущение Творца каждым человеком лично. Никакой мистики в каббале нет — это наука обо всем мироздании, изучение которой позволяет человеку ответить на вопрос о причине и цели своего существования, определить свое место в жизни, исследовать и выбрать наилучшее из возможных решений и изменить свое состояние к лучшему.

Иные каббалисты

wp_chicago_100.jpgСообщение: Например, иерусалимские "каббалисты" сильно огорчили Бааль Сулама своими (большими) знаниями вместо постижений, когда он приехал в Израиль у них учиться, в 20-х годах прошлого века.

Ответ: Бааль Сулам Предисловие к книге «Уста Мудрого»:

 

…после Варшавы и тьмы, окружавшей меня, было наслаждением поселиться в Иерусалиме. Но увидел (среди изучающих Каббалу в Иерусалиме) скудость знания и торжество глупцов, утверждающих, что в науке Каббала нет разума, знания и логики, нет скрытого смысла, а понимать слова надо так, как они написаны. И заповедано нам просто их читать. А когда увеличиться количество читающих, явится Машиах.

 

Встретился я также и с наиболее знаменитыми из них. Эти провели много лет, изучая труды АРИ и Зоар – настолько, что знают напамять все эти книги. Спросил, а может у их Учителя-Рав было постижение внутренней сути. И ответили: "Нет здесь никакой внутренней части, кроме того, что написано и передано нам". Спросил я их: "Постиг ли внутреннюю часть Хаим Виталь?" И ответили мне: "Конечно же, нет, не постиг он большего, чем постигли мы". И спросил я о самом АРИ. И ответили мне: "Конечно же, не знал он о внутренней части больше нас, а все, что знал, передал своему ученику раву Хаиму Виталю, и так это пришло к нам".

 

Смеясь над ними, спросил, ведь если так, то как соединилось все в сердце АРИ без знания и понимания? И ответили мне, что все это он получил от ангела Элиягу, который знал внутреннюю часть, поскольку был ангелом. И излив на них свое презрение, я оставил их. И такая глупость укоренилась почти во всех изучающих Каббалу.»

 

Примите это во внимание!

Адам - общая душа, у нас на всех одна

izuchayu_knigu_100_wp.gif Бааль Сулам. Шестьсот тысяч душ (конспект)

Изначально создана одна душа Адама, которая разделилась на 600.000 душ, каждая из которых делится на множество искр.

       Но духовное не делится на части. Поэтому есть в действительности только одна душа Адама, и она находится в каждом полностью. А на 600.000 частей душа разделяется эгоизмом человека.

Вначале эгоизм выталкивает и отдаляет от души ее свет. Но, если изучением Каббалы, эгоизм исправляется, светит в нем общая душа.

Поэтому, относительно человека, есть состояния:

1. чувствует свою частную душу и не понимает, что она – общая душа,

2. в соответствие с мерой единения с душами, светит в нем свет общей души,

3. при полном исправлении эгоизма, ощущает свою душу, как находящуюся в каждом, и светит ему общая душа во всю силу, как в Адаме.

Отсюда, три периода духовного роста человека:

1. искра души,

2. частная душа – ощущает себя, как часть общей души, что вызывает в ней страдания любви,

3. приближается к совершенству, в отдаче Творцу, включается в общую душу.

Поэтому, если осталась неисправленной хотя бы одна душа, недостает света во всех душах. А также, каждая душа, исправляясь, вызывает свет общей души, и этим вызывает исправление душ всего поколения. И так зависят все души друг от друга.

Любая душа, исправившись, прилагает усилия поднять все свое поколение на свой духовный уровень.

В каждом частном находится общее, поэтому, все, что прошли все души во всех поколениях, проходит, соединяясь с ними, каждая частная душа – все изъяны всех времен и все их исправления.

Поэтому, даже обладающий самой малой душой, устремляясь к отдаче и любви, обретает общую душу.

Даже один человек в поколении достиг общей души, он может привести к этому состоянию все свое поколение.

Свой мир раскрой в этой жизни!

43_100_wp.gifБааль Сулам, ТЭС, ч.1. Внутреннее созерцание (в сокращении):

 

7. Сказано, что наш мир создан для того, чтобы в нем, в течение этой жизни, мы заработали будущий мир, в награду за наши усилия.

Но как такое может быть, чтобы за наши усилия в течение короткой жизни, мы получили вечное и бесконечное вознаграждение? - Ведь это похоже на человека, который говорит другому: поработай на меня один миг, а я в награду за это, дам тебе все наслаждения мира во все дни твоей жизни. Ведь нет у вознаграждения никакого сравнения с усилиями!

8. Одной мыслью Творца создано все творение. И эта мысль включает в себя ВСЕ: причину, развитие и цель творения, все действия и следствия, наши все усилия и вознаграждения. И нет ничего кроме нее.

22. Поэтому, все наши усилия должны быть направлены на достижение этой мысли. Ведь  если в ней все, то мы просто должны включиться в нее. И в этом будет все наше вознаграждение!
В мере перехода от получения к отдаче, человек включается в эту мысль Творца, немедленно, сейчас, в этом мире. Того мира после смерти тела - нет: что раскрываешь в этой жизни и есть твое вознаграждение, ощущается как твое вечное существование, и при жизни тела и после его смерти. Не достиг раскрытия мысли Творца – живешь жизнью тела, а после его смерти, неосознанно в точке (решимо), до осознания себя в новом теле.

Страница 32 из 33« Первая...2930313233