Вопрос: Бааль Сулам написал комментарий на "Древо Жизни" Ари. Что это за книга? Что он там выразил?
Ответ: Я изучал и саму книгу "Древо Жизни", и первый комментарий Бааль Сулама на нее, который называется "Паним меирот у-масбирот" ("Лик просветляющий и объясняющий"). Это серьезная книга.
Но все, что надо из нее, Бааль Сулам потом переложил в "Учение Десяти Сфирот". Без этого невозможно понять Ари.
Вопрос: Чем особенно "Учение Десяти Сфирот"? Вы все время говорите: "Именно там находится свет, возвращающий к источнику".
Ответ: Это как учебник физики Ландау и Лифшиц, в котором изложена абсолютно вся физика: от "а" до "я". Или, как сказал один немецкий ученый, который описал математику: "Предположим, что есть ноль и нечто, отличающееся от нуля". Все, больше ничего не надо! И от этого развернул всю математику.
Есть такие души, такие особые люди, которые могут отталкиваться от самого базисного первоначального утверждения. Утверждение о том, что есть свет и есть нечто, отличающееся от света, – это наука каббала.
Именно это описывается как основа в "Учении Десяти Сфирот". Как сказано у Ари: "Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет ".
Вопрос: Все книги до Бааль Сулама, а, может быть, даже до Ари, были комментариями на Пятикнижие. А тут получается что-то совсем новое?
Ответ: Практически, да. Нельзя сказать, что "Учение Десяти Сфирот" – комментарий на Тору, хотя там, как и в Торе, описывается всё с начала творения.
Если создавать новый учебник физики, то надо описывать всё с искры высшего света, которая сотворила наш мир, всю Вселенную. Как от нее это все проходило, расширялось: образовывались газы, затем твердые тела и так далее. Ведь, если физика – это наука о нашем мире, тогда именно таким образом она должна быть представлена.
Просто мы этого не знаем. Мы подбираем кое-что, всякие "крошки со стола" – то, что можем раскрыть на Земле. Это и составляет предмет наших наук. Но в общем, если говорить серьезно, то наука должна идти от самого зарождения и основываться на нем.
Каббалисты постигают все происходящее до самого конца – снизу вверх, и поэтому могут описать все сверху вниз, поскольку постигают самые корни. Это дало возможность Бааль Суламу написать полный комментарий и на труды Ари, и на ту же Тору.
Название Тора (Библия) произошло от слова "свет", а не от слова "папирус" ("библус"), как ее перевели на греческий язык. Поэтому для нас нет никаких проблем взять библейский текст и подложить под него каббалистический. Это дает человеку понимание, о чем на самом деле говорится в Торе.
Постепенно мы даем представление о том, что в ней повествуется совсем не о нашем мире и не о земных делах, хотя так описывается, а только о внутренней работе человека, о его постижении высшего света, Творца.
Из урока на русском языке, 16.10.2016