Записи в разделе 'Заповеди'
Заповедь без намерения - как тело без души

Есть мнение в народе, что суть Торы и религии заключается лишь в действии, и все зависит от исполнения заповедей, не сопровождаемых более ничем. Но это не так, ибо сказано: "Неважно Творцу, как забивают животное, а заповеди даны лишь затем, чтобы очистить ими создания". Отсюда видно, что если действия человека не направлены на очищение, он словно ничего не сделал. Сказано в Книге Зоар: "Заповедь без намерения, как тело без души".

Бааль Сулам, "Наука каббала и ее суть"

 

Если человек желает исправить свое эгоистическое желание получать на желание отдавать - у него есть лишь одно средство - посредством света, если  занимается Торой, чтобы исправить желание.

Рабаш, Шлавей Сулам, "Что такое Тора и работа на пути Творца"

 

Творец дал нам Тору и заповеди, которые заповедано исполнять только в намерении лишма, а не ради собственной выгоды. Отсюда пойми всю меру строгости в занятиях Торой - ведь если ‎намерение человека в Торе на ‎собственную выгоду, мало того, что не изменит свою природу, а желание его станет ‎намного больше, чем ранее.‎

Бааль Сулам, Статья в завершение Книги Зоар

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – о душе и заповедях, ч.4

Каббалисты – о душе и заповедях, ч.3

Каббалисты – о душе и заповедях, ч.2

Опасайтесь нечистой служанки

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к ТЭС", п. 97: Предупреждают нас мудрецы во многих местах, что обязательное условие в занятии Торой - это изучение ее именно лишма.

Сказано: "Я создал злое начало и в придачу к нему Тору". Это условие, означающее, что нельзя заниматься Торой ни с какой другой целью, кроме достижения состояния "лишма" и работы в нем, то есть только ради наслаждения Творца - отдачи Ему так же, как Творец отдает человеку. Во многих местах написано, что Торой разрешено заниматься только ради отдачи ближнему, а через любовь к ближнему - Творцу.

Но как же мы тогда занимаемся "ло лишма"? "Ло лишма" означает, что я желаю прийти к "лишма", очень хочу достичь отдачи, и потому использую свет, возвращающий к источнику, чтобы он исправил меня и перевел от эгоистического желания насладиться к желанию отдачи: сначала отдачи ради отдачи, а потом получения ради отдачи.

Только для этой цели нам дана Тора - только человеку, который хочет исправить себя. А иначе, занятия Торой лишь увеличивают его эгоистические желания, и он из "петуха", ждущего света, превращается в слепую "летучую мышь", для которой Тора, вместо живительного эликсира становится смертельным ядом. 

Из статьи Бааль Сулама "Предисловие к ТЭС", п.33: Мудрецы разрешили занятия в "ло лишма" лишь потому, что от "ло лишма" человек приходит к "лишма", поскольку свет, кроющийся в Торе, возвращает его к Источнику. Однако, если вера человека несовершенна, и он занимается Торой и работой только потому, что Творец заповедал ему учиться – то в такой Торе вообще не раскроется заключенный там свет, так как глаза человека повреждены и обращают свет во тьму, подобно летучей мыши.

Выходит, что если человек учится лишь потому, что так заповедал Творец, а не ради своего исправления, то есть не вносит туда собственное желание, то он "обращает свет во тьму".

Собственное стремление к достижению отдачи - это и есть все творение. Творец не создал творение для того, чтобы оно существовало автоматически. Нам нужно добавить свое собственное желание, которое мы формируем за счет работы в группе, учебы. Это желание называется духовным устремлением, которое является нашим самостоятельным добавлением к творению.

Творец создал желание насладиться, а человек может добавить к нему свое устремление, которое и является самым важным. Ведь именно оно позволяет нам увеличить мощность творения в "620" раз. Именно этого Творец ждет от нас. Из всего данного нам изначально, мы должны извлечь дополнительное желание, которое уже зачтется на наш счет. Мы сами создаем и преподносим это желание Творцу, предлагая Ему раскрыться. Мы сами просим Его раскрыться, и этим доставляем ему удовольствие.

А это возможно, только если человек учится в группе, занимается распространением, использует свою зависть, страсть, честолюбие, которые "выводят человека из этого мира". Таким образом, он формирует в себе дополнительное желание, пытаясь связаться с другими людьми, с отрезанными от него разбитыми желаниями, проходит подъемы и падения на этом пути. Только в таком случае в нем рождается это дополнительное, собственное желание,  называющееся "духовным устремлением", с которым он уже приходит получить исправление.  

Если же человек занимается Торой только потому, что так приказал Творец, а не потому что сам хочет достичь отдачи, то из этой Торы выходит тьма. Как пишет Бааль Сулам в продолжении п.33, Предисловия к ТЭС:

Такое занятие уже выходит из-под власти "праведной служанки", поскольку с ее помощью человек не удостоится прийти к лишма, и потому переходит во владение клипы, "нечистой служанки", которая наследует эту Тору и работу и обирает их для себя. И потому "тряслась земля", ведь, как известно, землей называется Шхина, а ту Тору и работу, которые должны были перейти во владение Шхины, грабит "плохая служанка", опуская их во владение клипот. И получается, что служанка наследует госпоже.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 13.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Запрет на изучение Торы лишь по велению Творца

Служанка, верная своей госпоже

Куда ты переключишь свой главный триггер?

Запрет на изучение Торы лишь по велению Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какова цель изучения Торы?

Ответ: Раскрытие Творца в свойстве любви к ближнему (это свойство называется "лишма"). Смотрите, что пишет об этом Бааль Сулам в "Предисловии к ТЭС", п.33 (дополнения в скобках – мои):

Мудрецы разрешили занятия (Торой) в намерении ло-лишма (ради себя, а не ради других в т.ч. Творца, но с намерением достичь лишма, ради других, к любви ко всем созданиям), лишь потому, что от ло-лишма человек приходит к намерению лишма, поскольку свет, кроющийся в Торе, (при правильной учебе) возвращает его к Источнику (делает человека подобным Творцу, любящим всех).

Таким образом, занятия в намерении ло-лишма считаются "служанкой-помощницей", выполняющей низкую работу (пока еще в эгоистический период изучения) для своей госпожи – чистой Шхины (свойства любви, действий на благо другим). Ведь в конце человек придет к лишма и удостоится воцарения Шхины (свойства любви и раскрытия Творца). В таком случае и "служанка", т.е. занятия в ло-лишма, считается праведной, поскольку подготавливает духовное состояние (человека, свойство любви ко всем). И называется чистым миром Асия.

Однако если вера (намерения) человека несовершенна (ради себя), и он занимается Торой и работой только потому, что Творец заповедал ему учиться, – в такой Торе и работе не раскроется заключенный там свет, поскольку глаза человека повреждены и обращают свет во тьму. Такие занятия выходят из владения "праведной служанки", поскольку с их помощью человек не удостоится прийти к лишма. И потому переходит во владение "нечистой служанки", которая наследует эту Тору и работу, обирая их для себя.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Служанка, верная своей госпоже

О тяге к знаниям

Соблазнишься маленькой искрой света – потеряешь все

Цель - любовь к ближнему

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что же главное, что нам необходимо рассказать людям?

Ответ: Мы должны донести людям факт: Без изменения природы человека с ненависти к другим на любовь, мы идем против развития природы к интегральному виду, чем вызываем все большие личные и общие проблемы.

Необходимо по всем каналам связи рассказать о том, что обрести свойство "любовь к ближнему" – это и есть цель науки каббала, это и есть результат правильной духовной работы (аводат Ашем).

В этом отличие каббалы от религии: Каббала принимает условие, что "Возлюби ближнего как себя – это главное правило Торы", а религия считает, что основное – это выполнение физических предписаний. Поэтому оставляет исправление природы человека, для чего она именно и предназначена.

Каббала считает, что если не преследуется цель "Возлюби ближнего как себя", - значит, не соблюдается вся Тора, ведь это общее правило Торы, т.к. именно эта цель ведет человека к свойству отдачи, к "ли шма" – ради Творца.

Если человек не преследует цель возвышение над своим эгоизмом, то его действия лишь увеличивают его эгоизм. И вместо того, чтобы приблизиться к свойству отдачи и любви, то есть к раскрытию Творца, он удаляется от Творца и превращается в "эрев рав" – "ирэй Ашем овдэй Паро", все действия которых ради своего эгоизма, ради вознаграждения в этом и в будущем мире.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Одно занятие в жизни

Любить ближнего на словах и на деле

Причина всех изгнаний

Самые главные заповеди

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему мы работаем в основном над заповедью 613 - любви к товарищам, и над заповедью 612 - трепет перед Творцом, в то время как эти две заповеди приходят как результат 611-ти заповедей, т.е. наверное, должны были бы следовать после всех?

Ответ: Все, чего нам надо достичь – это:

1. выполнение Ц"А, создание экрана на свет хасадим, т.е. свойств бины, быть выше всех наших желаний, "отдача ради отдачи" - это есть заповедь 612 - получение света хасадим.

2. а затем выполнение "получения ради отдачи", свойства кетер - это заповедь 613, заповедь любви, единения - получения в свет хасадим свет хохма.

Все прочие заповеди являются их частными исправлениями, составляющими, поэтому в ТЭС мы изучаем только два этих исправления, но, когда мы к ним стремимся, то исправляем себя постепенно в выполнении частных желаний, из которых и состоит душа в ее всех 613 частях. Так что думайте об этих двух ваших исправлениях, а все их частные виды произойдут в вас сами, под воздействием О"М.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Внешнее и внутреннее выполнение заповедей

612 составляющих высшей любви

Главная заповедь

Внешнее и внутреннее выполнение заповедей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Со стороны верующих к Вам существует претензия, что Вы раскрываете каббалу для мира, в то время как сначала это всё должны пройти евреи.

Ответ: Правильно! Но, с другой стороны, сказано, что евреи не выйдут из изгнания до тех пор, пока мы не распространим это учение среди народов мира. Я за то, чтобы евреи вышли из изгнания, поэтому распространяю нашу методику для народов мира. Я делаю все, как сказано в первоисточниках.  

Пусть те, кто не согласен со мной, объяснят мне свою точку зрения, исходя из системы мироздания, из того, чему учит каббала. Я готов измениться. Разве я враг себе или кому-то другому? Разве я не хочу выполнять желания Творца?

Может быть, я действительно где-то ошибаюсь. Сказано: "не верь себе до конца дней своих". Я готов слушать.

Что смущает верующих? То, что я не обучаю учеников заповедям? Я жду, когда мы достигнем такого понимания, когда будем чувствовать эти заповеди внутри себя. И тогда мне будет легче объяснить ученикам, как их выполнять.

Я не могу сейчас сказать им, что при омовении рук мы сначала омываем водой правую руку, потом – левую, или, допустим, сначала завязываем правый ботинок, потом – левый. Это ничего не даст, потому что означает всего лишь выполнение одного условия: начинать все с правой линии (возлюби ближнего, на отдачу) – и в меру этого станет раскрываться левая линия (еще больший эгоизм). 

Я могу объяснить все заповеди, которые прописаны языком нашего мира, в их внутреннем свойстве.

У Ари об этом говорится высоким языком каббалы: миры, парцуфим,  сфирот и т.д. А можно это объяснить не языком сфирот, а языком свойств – то есть психологическим языком человеческих качеств: отдача, получение, милосердие, суд и так далее.

Но, опять-таки, все они предназначены для того, чтобы исправить сердце. Как пишет Ибн Эзра в своем комментарии на Тору: "Все заповеди даны для того, чтобы исправить сердце человека", то есть его эгоизм.

Когда мы правильно омываем руки (ведь я не против этого и не говорю, что этого не надо делать), думаем ли мы о том, что в этот момент должны отказываться от той части эгоизма, которая раскрывается в нас? Должны ли мы постоянно контролировать себя?

Как правило, я нахожусь внутри себя со своим эгоизмом. Если я отменяю его относительно свойства отдачи и любви, которое называется Творцом и которое я пропускаю через ближнего, – то для того, чтобы быть уверенным, что я правильно это делаю, а не лгу самому себе, я должен проверять, настроен ли я так на ближнего, что сейчас желаю отдать ему, желаю ему добра вопреки своему эгоизму.

Для этого я иду правой линией. Если в это время мне открывается левая линия, то я привожу ее снова к правой, и только затем она оборачивается средней линией. Нахожусь ли я в этом внутреннем процессе (назовите его медитацией, молитвой – неважно как)?  

Если да, то стоит выполнять механические заповеди. Если нет, может быть, они отвлекают человека. Я вижу, что те, кто выполняет их, не думает об их внутреннем наполнении, об их внутреннем смысле. Никто этого не знает.

Я хочу, чтобы мои ученики во всем мире (и не обязательно евреи) начали более-менее ощущать внутренние движения: "я – группа – Творец", когда они отменяют себя относительно Творца, а группа между нами как буфер, как стыкующее звено.

Когда я все это выполняю, то что бы я ни делал в мире (я относительно Творца и посреди меня группа или человечество, вся природа, весь мир), с чем бы я ни сталкивался, я всегда должен делать так, чтобы через мир принести наслаждение Творцу. Тогда я выполняю заповедь.

К примеру, желая выпить стакан воды, как я могу с помощью этого действия отдать наслаждение Творцу? Я произношу благословение. Я благословляю Его, ведь я действительно это чувствую, и передаю это через людей Ему. Я включаю в это себя, и ощущаю, что действительно готов приподняться на этот уровень не для себя, а ради Него, ради других.

Я как бы передаю это наслаждение от себя им и Творцу, а не беру себе. Более того, я не только не беру себе, а делая на свой эгоизм так называемое "Первое сокращение", я теперь думаю, как же все-таки могу отдать что-то другим? 

И тогда я понимаю (возникает такая система обратной связи между ними и мной), что если я приму наслаждение, то только таким образом смогу им это передать. Это уже более высокий уровень - получение ради отдачи. Тогда только я делаю это движение, такое внутреннее, силовое намерение, что наполняю себя этим наслаждением, ощущаю в нем огромную потребность, но наполняю ее не только ради себя, а ради них.

Это целая система очень серьезных внутренних исправлений, решений, измерений. И только после этого я могу это сделать.

Поэтому, если человек может в духовном виде сказать благословление на стакан воды, т.е. принять его действительно ради наслаждения, передавая это наслаждение через все человечество Творцу, то он находится уже на огромной духовной ступени.

Я надеюсь, что мы хотя бы приблизимся к тому, чтобы я смог свободно, спокойно, просто объяснять эти вещи ученикам. Они начнут это мгновенно понимать, и тогда мы сможем изучать, что значит заповеди. Это будет система нашей внутренней тренировки. Ведь 613 заповедей – это система духовных ступеней, система нашего исправления на отдачу или на получение ради отдачи.

Но это произойдет тогда, когда у нас с ними появится не только общий письменный или устный, а чувственный язык. Если же я буду просто так обучать их заповедям, то от отсутствия понимания смысла заповеди у них возникнут неправильные, ложные представления. Они запутаются, и все это приведет неизвестно куда.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 29.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выполнение заповеди или вера выше знания

"Руки" омывают светом

Духовные корни земных обычаев

Главное, держаться в круге света

каббалист Михаэль Лайтман 0-а-чертежНеосознанно, мы пока руководствуемся эгоистическими намерениями. Ничего не поделаешь, такими мы родились. Но если мы выполняем правильные действия, даже еще с неправильным намерением, то есть в материальной форме стараемся держаться "в круге", в объединении, стремимся к поручительству в мере возможного - этим мы приводим себя в соответствие высшему свету даже без намерения отдачи.

Мы настраиваемся не на сам высший свет, а на его свечение издалека, которое называется окружающим светом. И тогда этот окружающий свет начинает на нас воздействовать в мере наших усилий достичь соединения, не делать другому того, что ненавистно тебе самому, и возлюбить ближнего, как самого себя, объединиться и отменить себя. Пусть даже эти действия не сопровождаются альтруистическим намерением, но они приближают к нам свет, возвращающий к источнику, за счет которого мы постепенно обретаем это намерение. Таким образом, наши действия обращаются на отдачу и мы вступаем на духовную лестницу.

Поэтому написано, что "заповеди не нуждаются в намерении", и даже действия без правильного намерения способны начать исправлять нас и привести к первой духовной ступени Нэфеш дэ-кдуша. С нее начинается духовный путь. После этого наши действия становятся более направленными, с намерением "лишма", ради Творца, более осознанными. На каждом этапе мы совершаем 613 исправлений: 613 исправлений в Нэфеш, 613 в Руах, 613 в Нешама, 613 в Хая и 613 исправлений в Ехида, после чего удостаиваемся огромного света Бесконечности.

Вопрос: Почему же говорится, что "заповедь без намерения - словно тело без души"?

Ответ: Речь идет о подлинных заповедях. Но то, что мы сейчас делаем, еще не является заповедью. Сказано, что "человек реализует цель творения за счет выполнения Торы и заповедей". Торой называется свет, возвращающий к источнику, приходящий и исправляющий наше желание намерением ради отдачи. Это исправление называется заповедью.

То есть заповедь выполняет высший свет, исправляя желание. Но притягивает этот высший свет - человек. Этот человек пока не обладает правильным намерением, он только совершает всевозможные действия для того, чтобы привлечь свет, возвращающий к источнику.  А свет уже произведет все исправления, которые называются заповедями.

Наша задача - лишь все время приводить себя в состояние, которое ближе всего к окружающему свету, возвращающему к источнику.

Из подготовки к уроку, 8 октября 2013 г.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подготовка в действии

Не пренебрегайте обычаями

Совет, в котором кроется свет

Без души

каббалист Михаэль Лайтман 0-а-жестыБааль Сулам, "Наследование земли": Авраам удивился, не понимая, откуда сыновья Исраэля возьмут столь большие сосуды получения, чтобы удостоиться духовной высоты, – пока Творец не сказал ему, что усилия в Торе и заповедях в египетском изгнании подготовят в них эти большие сосуды, и они станут достойны желания отдачи.

Вопрос: Как мы знаем, лишь выйдя из Египта, сыновья Исраэля получили Тору и заповеди. О чем же здесь идет речь?

Ответ: "Тора" – это свет, возвращающий к Источнику. Привлекая его, я могу с его помощью выполнять "заповеди", т.е. духовные действия.

А теперь подробнее: общее получающее желание поделено разбиением на множество частей. Мы собираемся в одной из них и хотим, чтобы она целиком была обращена на отдачу. Благодаря этому первопричинный свет Бесконечности приходит к нам и придаем мощь объединения. Порядок действий таков:

1. Мы хотим объединиться.

2. Объединяясь, мы задействуем МА"Н – обращаемся с просьбой к высшему.

3. В ответ к нам приходит его ответ, МА"Д – свет, возвращающий к Источнику, или окружающий свет (ор макиф – О"М). Другое его название – "Тора".

4. Тогда осуществляется исправление, и мы достигаем состояния "заповеди".

Так вот, наши действия на первом и втором этапе называются "усилиями в Торе и заповедях".

Таким образом, всё встает на свои места. "Усилия" – это действия по объединению и подъему МАНа. В ответ приходит "Тора", или окружающий свет. А затем мы обретаем "заповеди" – исправление желания.

rus_t_rav_bs-yerushat-aretz_2013-10-07_lesson_part-2

Всё очень просто, если слегка отрешиться от привычных представлений. Свет исправляет желание – еще немного, и еще. Эта работа в Торе и заповедях ведется до самого конца исправления. Снова и снова мы привлекаем свет с помощью методики, или "Торы".

Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору в качестве "приправы", поскольку кроющийся в ней свет возвращает к Источнику", т.е. исправляет злое начало. А возвращение к Источнику – суть выполнение заповедей. Всего у меня 613 желаний: 248 в Гальгальте вэ-Эйнаим и 365 в АХАПе. Как следствие, я произвожу 613 исправлений – исполняю 613 заповедей.

Что же касается "обычной" Торы – это именно обычаи: так мы в нашем мире копируем духовные действия. Разумеется, я их не отвергаю. Я считаю, что это хорошо, что это нужно для создания определенных рамок в жизни народа. Однако у этого народа нет души, нет "сердцевины".

И вот теперь мы должны обеспечить ее, поскольку без этого не сможем жить дальше. По сути, кризис, в который еврейский народ погрузился за последние сто лет, острее кризиса остального мира. Это касается всех аспектов, и народу не продержаться, если мы не начнем раскрывать свет, возвращающий к Источнику. Только от него мы зависим.

Из урока по статье Бааль Сулама "Наследование земли", 7.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Худшая из ступеней

Поработать, чтобы захотеть

Желание как оттиск света

Совет, в котором кроется свет

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Одна заповедь": Служение Творцу и исполнение заповедей возможно только с альтруистическим намерением (лишма), что означает – ради удовольствия Создателя.

"Служение Творцу" – это чистая отдача, а "исполнение заповедей" – это самоисправление на отдачу с помощью света, возвращающего к Источнику, или "Торы".

Я должен действовать только ради отдачи, без малейшей выгоды для себя. Затем-то мне и нужен высший свет – благодаря ему я смогу производить действия не на своем эгоистическом "горючем", не на корыстном расчете. Мне нужная Высшая сила, которая предоставит мне возможность отдавать без всякой причины, обоснованной с точки зрения моей природы, моей логики. И тогда я смогу отдавать "ради удовольствия Создателя".

А "Создатель" – это нечто вне меня, будь то человек, всё человечество или Творец. Мне неважно, кто именно: всё, что уходит наружу из моего "тела", словно исчезает и не существует больше в моих глазах. Так я это чувствую. Вот и выходит, что "доставить удовольствие Создателю" – все равно что выбросить что-то, лишиться чего-то навсегда.

Однако уже заведено мудрецами заниматься Торой и заповедями даже ради себя (ло-лишма), поскольку отсюда человек придет к лишма.

То есть даже если я неспособен сейчас на отдачу, мне надо действовать в меру своих сил, делать что можно в группе, на занятиях и т.д. И тогда, пройдя череду состояний, я достигну отдачи. Почему? Потому что действия, которые рекомендуют мне мудрецы, даже без правильного намерения привлекают на меня свет, возвращающий к Источнику. 

Казалось бы, как такое может быть? Почему, выполняя советы мудрецов, я вызываю свет? По сути, я просто вычитал в книге и услышал от учителя, что нужно делать то-то и то-то. Каким же образом я получаю от этого духовную силу, которая изменяет меня? Как именно срабатывает этот механизм?

Дело в том, что, следуя указаниям великих, я налаживаю с ними связь – и тогда от них получаю духовное наполнение. Только ощущаю я это пока как окружающий свет, потому что еще не могу вынести его в своих желаниях. На самом деле он наполняет меня, находится во мне, но я еще не могу "обрабатывать" его в ясных сосудах, работать с ним по-настоящему. И тем не менее, он уже исправляет и "форматирует" меня.

Таким образом, выполняя советы учителей, я через них связуюсь с Малхут мира Бесконечности.

Из урока по статье "Одна заповедь", 22.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Звание авансом

Связники

Выполнение заповеди или вера выше знания

Связники

каббалист Михаэль ЛайтманСказали мудрецы: "Всегда должен человек заниматься Торой и заповедями в эгоистическом намерении (ло-лишма) – и отсюда придет к альтруистическому намерению (лишма)".

В присоединенной к Предисловию статье "613 советов и 613 указаний" Книга Зоар объясняет нам, что человек состоит из 613 желаний, и исправить их – значит выполнить 613 заповедей. Ведь именно это нам заповедано, указано – исправить каждое желание и использовать его ради отдачи.

В целом, желания или заповеди подразделяются на 248 повелевающих и 365 запрещающих. На "запретные" желания мы должны наложить сокращение (цимцум) и не использовать их. А реализуемые желания мы должны использовать путем получения ради отдачи. Так человек и исправляет на отдачу 613 своих желаний: одни – действием, другие – бездействием.

Все желания исправляет свет, возвращающий к Источнику. Когда-то он был внутренним светом, наполняющим их, а потом удалился и остался снаружи в виде окружающего. Теперь все желания испорчены эгоистическим намерением, зато мы можем связывать с ними окружающий свет, чтобы он воздействовал на них и исправлял их на намерение ради отдачи. А потом, по мере смены намерения, тот же свет будет входить в желание уже как внутренний.

Таким образом, мы служим посредниками, "связниками" между окружающим светом и испорченным желанием. Такова наша работа.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 26.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповеди и законы

Что такое "Творец" и "Тора" на духовном пути

Ло-лишма: чтобы было чтó исправлять

Изгнан по собственному желанию

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Изгнание и освобождение": Если бы народ Исраэля соблюдал заповеди Торы, с ним не случилось бы ничего плохого.

Все заповеди Торы, как известно, сводятся к одному главному правилу: "Возлюби ближнего, как себя". А сами заповеди – это исправления нашего желания с эгоистического намерения на альтруистическое. И, конечно же, если бы народ вел эти исправления, соблюдая принцип любви, ему не пришлось бы претерпевать беды изгнания.

Но с другой стороны, следует понимать, что изгнание – вещь необходимая. Его надо прочувствовать, его надо пережить по-настоящему, в него надо погрузиться на определенное время.

Неслучайно у каббалистов хасидских времен в Восточной Европе двести-триста лет назад было принято "выходить в изгнание": человек оставлял дом и шел куда глаза глядят. Он вращался среди людей, сталкиваясь с проблемами и невзгодами, оказываясь в самых разных ситуациях, позволявших ему хорошенько "пообтереться" среди ненавистников.

Такой добровольный уход помогал ускорять общее изгнание, чтобы оно закончилось намного раньше первоначального срока. Каббалисты делали это не ради себя, а поистине ради отдачи. Сегодня нам трудно представить себе, каким опасностям они подвергались, в какие обстоятельства помещали себя. Однако они чувствовали: это надо пережить, чтобы обрести подлинную силу для обращения к Творцу.

И все же, выражаясь теоретически, если бы народ удерживался в законе любви и не перенимал нравы соседей, он не перемешивался бы с ними в изгнании и ему не раскрывалось бы ничего дурного. Ведь по сути, всё проявляющееся зло – это те эгоистические отягощения сердца, которые мы не сумели обратить в подъем. Как следствие, они приводят к падению

Из урока по статье " Изгнание и oсвобождение", 12.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайна Яакова раскрывается в наши дни

Разрушение Храма: не презирайте павших

Разбиение было необходимо

Выполнение заповеди или вера выше знания

каббалист Михаэль ЛайтманЗаповеди – это действия, которые поднимают нас все ближе к Творцу. Мы становимся всё больше подобными Ему. Заповедь означает, что каждый раз я могу исправить какую-то часть своего эгоистического желания на отдачу и любовь, на связь с другими, на вхождение в духовное пространство. Все, что заповедано нам, – это исправить свой эгоизм, свое дурное начало на обратное, положительное.

В статье "Заповеди, которыми пренебрегает человек" Рабаш пишет: "Прежде всего требуется исправить желание получать (авиют), чтобы оно не было слишком большим – настолько, что невозможно человеку с ним справиться. Поэтому вынуждены мы дать ему (человеку) желание к наслаждениям послабее. А затем, когда видят, что можно справиться с малым наслаждением, дают большее и так далее.

Это значит, что наш эгоизм как бы нарезают на "ломтики", которые постепенно проявляются в нас, и мы можем его исправлять по частям. Каждый раз происходит исправление следующей, всё более грубой, всё более тяжелой части эгоизма на альтруизм, на отдачу. Это и называется исполнением заповеди.

Поэтому дана человеку работа идти верой выше знания. Знанием называется то, что мы ощущаем в желании получать. Когда мы его исправляем, то есть начинаем получать ради отдачи, или хотя бы ничего в него не получать (отдача ради отдачи), – это и есть выполнение заповеди или вера выше знания, т.е. свойство отдачи выше свойства получения. 

Допустим, есть желание получать или наш эгоизм. Если я ставлю преграду и не желаю ничего получать для себя, то такое условие называется "Первое Сокращение" (Цимцум Алеф). Это уже своего рода заповедь. Если кроме этого я могу еще начать работать на внешний мир, вне себя, то это свойство называется "свойство отдачи" или "вера". Это – свойство Бины. А желание получать – это Малхут или знание.

 2013-07-21_rav_emuna-lemala-mi-ha-daat_lesson_01

Так у нас получается "вера выше знания". Обычно, как только мы доходим до изучения этого понятия, наши товарищи сразу же буксуют. Поэтому я так подробно объясняю, чтобы мы чувствовали себя уверенными в том, что понимаем этот термин.

Действительно, понять его непросто. Я тоже с ним бился. "Вера выше знания", "вера выше знания" – словно какая-то мантра. Везде пишется и ничего непонятно. Что значит "выше" и что такое "вера"? Это путается у нас с верованиями, с религией, со всем, чем угодно. Но здесь ничего этого нет.

Из урока на русском языке на тему "Вера выше знания", 21.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Операция "Вера выше знания"

Вера против приобретенного знания

Приподняться над знанием

Заповеди и законы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Торе описываются заповеди и законы. Какова разница между ними?

Ответ: Законы (мишпатим) исходят со стороны ограничения, а заповеди – со стороны желательности выполнения, соблюдения. Но, в принципе, и те, и другие говорят об одном: каким образом человек должен уподобиться Творцу.

Речь идет не об уровне нашего мира. В Торе все законы и заповеди рассматриваются относительно нашего эгоизма и того, как преобразовать его в нечто обратное себе, подобное Творцу, свойству полной отдачи, любви, связи со всеми, когда в этой связи раскрывается само свойство отдачи – вселенская сила, называемая Творец.

В раскрытии этой силы есть 613 эгоистических свойств, желаний. Они так и называются "613 неисправленных желаний". Мы должны исправить их эгоистическое применение ради себя, для собственной пользы, иногда даже во вред другим (так мы ощущаем собственную пользу), на альтруистическое применение, обратить их на пользу другим, и через это соединиться, слиться, уподобиться Творцу.

В этих действиях у нас есть ограничения, когда я поднимаюсь над своим эгоизмом и перестаю с ним работать. Затем я преобразую его так, что могу над ним совершать альтруистические действия. А потом я сам присоединяю этот эгоизм к моему альтруистическому намерению и действую вместе с ним на благо, на отдачу.

Например, вор прекращает воровать. Это первая заповедь. Вторая заповедь – все свое воровское мастерство он отдает на благо людям. К примеру, как в рассказе О. Генри вор вскрывает сейф, в который забрался ребенок. 

Таким образом, есть тут все этапы: ограничение, подъем над эгоизмом, и преобразование его в действие – в альтруизм. Первое – это ограничение: я не ворую. Второе – подъем над эгоизмом: что бы мне ни дали, какие бы эгоистические вознаграждения ни предложили, я все равно этим не воспользуюсь и не возобновлю действия, наносящие вред другим. Третье – я использую быстроту реакции, способности и возможности для того, чтобы отдать их, направив только на любовь.

Так распределяются и заповеди, и законы. Но в их выражении есть ограничения правой, левой и средней линии относительно себя, общества, Творца – много всевозможных нюансов.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 11.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сам себе судья!

Делать или не делать?

Научная система общих законов природы

Заповедь "Не прелюбодействуй"

каббалист Михаэль Лайтман"Не прелюбодействуй" [Тора, Исход, Итро, 20:13]

Прелюбодеяние в духовном – это использование неисправленного желания.

Дело в том, что  мужская часть духовного кли/сосуда – это экран, намерение отдачи. Женская часть – это желание получать. Получение ради отдачи является правильным применением желания, правильной его реализацией.

Поэтому прелюбодеянием называется неправильное использование желания. То есть это – не твоя женщина, не твое правильное желание. Ты должен правильно выбрать желание, обручиться с каждым из них, жениться, соединиться, слиться, совокупиться и родить на него следующее состояние. Тогда придет свет и наполнит его.

Сколько у человека ежеминутно возникает новых желаний? Каждую минуту и он другой, и желания другие. Но поскольку весь мир – это ты, это твоя аппликация, то чужих желаний, в общем-то, нет.

То, что мы видим в нашем мире семь миллиардов различных людей или три миллиарда пар – это всё, на самом деле, находится внутри одного человека как постоянно сменяющие друг друга желания и их экраны.

В итоге получается, что человек – суммарный, интегральный элемент, содержащий в себе абсолютно все человечество. А все человечество – это как бы изображение, снимок, слепок с наших внутренних состояний. Иными словами, в течение периода своего исправления человек проходит, допустим, три миллиарда состояний, и поэтому видит вне себя шесть миллиардов пар. 

В Торе не говорится о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в нашем мире. На протяжении всей истории нашего развития прелюбодеяния всегда сопровождали человечество, и не было никакой возможности их как-то затушевать – это процветало во все времена. 

Сексуальные желания считаются самыми основными, базовыми в наслаждении. То есть наслаждение сексом – это, практически, самое большое из наслаждений. Человек не может отвергать никакие наслаждения. Он может их правильно применять.

Запреты в христианстве и, наоборот, отмена запретов и многоженство в мусульманстве – всё это как правая и левая линия относительно иудаизма, в котором нормальным считается одна жена, и существует запрет на прелюбодеяние.

С духовной точки зрения в каждый момент времени у человека есть то желание, которое сейчас надо реализовывать. Оно называется его женской частью. На нее он готовит экран с правильным применением этого желания ради отдачи, и таким образом использует. Получающийся при этом выход, то есть отдача сама по себе, свет, рождающийся в новой системе, называется "его потомство".

А реализация желания без экрана является антидуховным поступком и называется "прелюбодейство". Поэтому десять заповедей включают и эту, без которой никак не обойтись.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 04.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не кради"

Контраст, проявляющий истинную картину мира

Десять заповедей "Не желай..." (клип)

Заповедь "Не кради"

каббалист Михаэль Лайтман"Не кради" [Тора, Исход, Итро, 20:13]

Когда человек работает с намерением "ради других", "возлюби ближнего" и т.д., и в процессе работы вдруг немного "ломается" и прихватывает себе, то есть начинает получать ради себя – это называется кражей.

В нашем мире это, конечно, не так, ведь мы находимся на ступени ниже уровня духовной морали. Поэтому все заповеди Торы по большому счету не относятся к материальному миру. Но человек взял их и начал применять относительно своего общественного, человеческого, семейного общежития.

Вопрос: Можно ли назвать этот период подготовительным, ведь все-таки был какой-то прогресс, когда из варварского мира он превратился в мир законов?

Ответ: Но это не значит, что он стал ближе к духовному миру. Подготовительная ступень – это ступень к духовному постижению. А мы видим, что никакой ступенью, предваряющей духовную, эти законы не являются. Наоборот, мир начал ощущать себя культурным, либеральным, продвинутым.

Вопрос: Все это можно отнести к прелюбодейству?

Ответ: Не совсем. Прелюбодейство в духовном – это постоянные ошибки. Ведь по мере стремления выполнять все десять заповедей, ты все время будешь вскрывать их очередные нарушения.

Но все эти погрешности раскрываются, когда тебе показывают более точную, более тонкую, более глубокую картину и тогда становится ясно, что здесь ты действительно не додумал, не допустил, не дотянул. Поэтому вся Тора говорит только об ошибках и параллельном их исправлении. Без раскрытия ошибок нет исправлений.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 04.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не прелюбодействуй"

Контраст, проявляющий истинную картину мира

Не кради, не убий... (клип)

Страница 16 из 28« Первая...1415161718...Последняя »