Записи в разделе 'Заповеди'
Непростые духовные правила

каббалист Михаэль ЛайтманНе отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством [Тора, Исход, Итро, 20:13]

Ближний – это мой товарищ, с которым мы вместе работаем над взаимной отдачей, и относительно него я должен выглядеть абсолютно честным. В той же мере, ближний – это Творец. В той же мере – это учитель. То есть это три объекта, необходимые мне для формирования моего духовного роста.

При этом они всегда должны выглядеть в моих глазах совершенными, несовершенен только я один. Я всегда должен так позиционировать себя, потому что только в этом случае я увижу, что мне еще надо исправить.

Это чисто психологическая настройка. Четко, постепенно, постоянной тренировкой я достигаю такого состояния, когда вижу всех исправленными, а себя нет. Всё, что я вижу вокруг себя отрицательного, – это во мне, а всё, что вокруг меня, – это мир бесконечного совершенства. Поэтому ничего не надо исправлять кроме себя.

Вопрос: Должны ли упражнения идти от легкого к сложному: от близкого товарища, от учителя, и дальше ко всему миру? Нельзя же сразу заниматься миром.

Ответ: Да, это совершенно другая, сложная система, с ней очень трудно работать. Только после того, как человек проходит все состояния относительно товарища, учителя и Творца, он может работать с миром. Там уже отношения сложнее. Но все равно, все они сводятся к тому же, кроме одного: если кто-то встает, чтобы тебя "убить", т.е. полностью отрезает тебе возможность к исправлению, то ты должен убить его первым. Это закон! 

У тебя нет времени думать: "Хорошо это или плохо, надо/не надо…", – если кто-то встает на тебя войной, ты должен ответить ему тем же. Существуют очень четкие правила. В таком случае "убийство" является вашим общим исправлением: и его, и твоим, ведь очень сложно убить человека, когда ты его оправдываешь.

Это непростое действие. Это – исправление огромного внутреннего, психологического надлома, трагического момента, когда для того чтобы убить его, ты должен духовно убить себя.

То есть это очень серьезная проблема! Это обоюдное исправление! Потому что тогда ты начинаешь воспринимать каждого человека как свою копию, и получается, что ты вроде бы убиваешь себя.

К этому надо идти постепенно, переживая всё на движении вперед: на товарищах, на учителе, на Творце, – и только потом можно подойти к такому состоянию.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 04.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не убивай"

Кто для меня "ближний"?

Не отзывайся о ближнем своем... (клип)

Контраст, проявляющий истинную картину мира

каббалист Михаэль ЛайтманНе желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего. [Тора, Исход, Итро, 20:14]

Дом, жена, раб, рабыня, бык, осел – это все основные желания человека, которые постепенно соединяются в нем от его внешних келим/инструментов и до внутренних желаний.

"Не желай" означает, что ты должен всеми желаниями работать на отдачу, а не ради себя.

Если до этого момента говорилось о том, что есть у тебя, и как ты должен с этим работать, то теперь говорится о том, что есть у другого, и чем ты не можешь воспользоваться.

Воспользоваться – значит "желать". Это не просто "не возжелай" в смысле "не забирай", а не возжелай на самом деле, чтобы не было ни малейшей зависти к ближнему. Тогда ты начинаешь понимать, что если так будешь относиться к нему, то вообще не увидишь его образ. 

Ведь обычно ты видишь в человеке чуть-чуть хорошее, чуть-чуть плохое, чувствуешь к нему немного зависть и пр. Ты не можешь видеть его как такового, ты всегда видишь его относительно себя – или лучше или хуже, или так или сяк. Если ты не будешь смотреть на него сквозь призму зависти, ревности и т.д., ты не увидишь его образ.

Он никак не будет вырисовываться перед тобой, потому что наша подложка подобна светочувствительной пластинке, находящейся за объективом камеры, которая воспринимает изображение, трансформирует его в электрические сигналы и передает на пульт. Поэтому наша подложка воспринимает все только относительно нас: насколько мне это кажется лучше или хуже относительно моего эгоизма.

Если же я это убираю относительно себя, то тогда я не вижу тебя, ты исчезаешь с моих глаз. Что же происходит? Получается, что мира нет. Передо мной возникает абсолютная пустота.

То есть исправленное состояние предполагает отсутствие во мне зависти и всех остальных состояний относительно другого человека и человечества. В этом случае я начинаю понимать, что никого нет – все исчезает. И тогда мне надо найти совершенно новое свойство, которое позволит мне увидеть, что же все-таки существует.

Выходит, что если мой эгоизм аннулируется, то аннулируется вся картина мира, – мира нет. А что же есть? – Нет ничего, кроме свойства отдачи. Но как мне его уловить? Я начинаю трансформировать себя под это свойство отдачи и в той мере, в которой я ему не соответствую, я начинаю ощущать это отличие, и наоборот  – в той мере, в которой я ему соответствую, я начинаю ощущать это свойство, потому что возникает контраст.  Получается, что  та часть мира, где я не соответствую свойству отдачи – это пока еще я, а та часть мира, в которой я соответствую свойству отдачи – это Творец. И возникают я и Творец. Кроме нас больше никого нет.

А когда я постепенно достигаю полного исправления, то я будто бы исчезаю, и остается только мое ощущение существования одного единственного Творца. Но мое ощущение остается. Поэтому я прихожу к тому, что "нет никого кроме Него".

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 04.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не прелюбодействуй"

"Не убивай"

Десять заповедей "Не желай..." (клип)

Не произноси имя Творца попусту

каббалист Михаэль ЛайтманНе произноси имени Бога, всесильного твоего, попусту, ибо не простит Бог того, кто произносит имя Его попусту. [Тора, Исход, Итро, 20:7]

"Не произноси имени Бога, всесильного твоего, попусту…" – это действие, производимое человеком. "…Ибо не простит Бог того, кто произносит имя Его попусту" – это реакция высшей силы на его действие.

"Не произносить имя попусту" – означает, что ты не можешь привлечь силу Творца, чтобы произвести какое-то эгоистическое действие, потому что Творец – это абсолютно альтруистическая сила, свойство отдачи. Ты не можешь просить, требовать или каким-то образом использовать Его для осуществления эгоистических целей. Ничего не получится, ведь такое действие удаляет тебя от Творца, а это и есть наказание.

Если Творец – это цельный абсолют, на Него невозможно никак подействовать! Его можно использовать, только чтобы исправить себя, или, наоборот, отдалиться от исправления. В этом и заключаются практически все заповеди

Первые десять заповедей являются основными, потому что человек состоит из десяти основных свойств.

Первое свойство – "нет никого, кроме Него" – относится к сфире Кетэр (голова, корона), оно как бы идеологическое, оторванное от всего остального. Ты Его не видишь, не слышишь, не знаешь, не ощущаешь. Ты не можешь Его никак использовать! 

А второе свойство – не привлекать Его ради эгоистических целей – относится к сфире Хохма. Здесь есть такая эманация, такое проявление Творца, которое якобы можно использовать. Но берегись, ведь если ты используешь этот свет без подготовки, то можешь получить его в себя, и в результате произойдет разбиение. Это отдалит тебя от Творца! Свет хохма отбросит тебя назад.

И, наоборот, если ты будешь правильно использовать свет Хохма, т.е. для исправления своих желаний, а не попусту, то он все верно выявит и проанализирует в тебе – ты будешь знать, кто ты такой, и сможешь правильно действовать дальше.

Поэтому нужно быть внимательным, в каком направлении действовать. Творец не прощает ошибок: неправильное действие влечет нехорошее следствие.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перехитрить Творца

Можно ли уломать Абсолют?

Не произноси имени Господа (клип)

Самая неуловимая заповедь

каббалист Михаэль ЛайтманДа не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я - Бог, всесильный твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. [Тора, Исход, Итро, 20:3-20:6]

Заповеди считаются основой всего человеческого кодекса, человеческого существования. Они приняты во всех религиях, во всех обществах и взяты за основу человеческого общежития. Но дело в том, что в каббале они имеют совершенно иной смысл.

"Не сотвори иных богов, не делай себе никакого изваяния" – это самая неуловимая заповедь.

То есть, Я – Единственный! Я – Бестелесный. Меня невозможно изобразить, никоим образом представить, уловить в чувствах и в разуме! Я не даю вам никакой зацепки: Меня нельзя положить в карман, поставить в угол, повесить на стенку, сделать из Меня амулет или какой-то знак – ничего!

А у человека это не так. Он как ребенок, который  хватает какую-нибудь игрушку, и месяц не отпускает ее. Она дает ему успокоение.  

Человек заходит в храм, молится, исповедуется и успокаивается: "Все будет в порядке, все хорошо". Это для него лекарство, успокоение, предохранение от всяких проблем: социальных, семейных и т.д. 

А здесь ничего у тебя нет! Если невозможно Его никак представить, то не к кому обращаться. Это – проблема. Выходит, что для простого человека в нашем мире – Бога нет. Он не может ни представить Его, ни ощутить. Ведь это, какое-то свойство отдачи, любви, нечто бесформенное, которое заполняет все, и в то же время – ничего. Где он это раскроет? Он же должен на чем-то Его почувствовать! Ничего нет!

Поэтому того Бога, ту Высшую силу, о которой на самом деле говорит Тора, мы никак не можем себе представить, вообразить и быть в контакте с нею. Для этого нам надо за что-то уцепиться, к чему-то обращаться, как-то представлять Его себе.

Вопрос: Почему же мне обрезают все эти нити? Человек словно подвешен в воздухе… Для чего?

Ответ: Чтобы ты нашел Его на совершенно другом уровне, поднялся на Его ступень. Тогда ты станешь ощущать то, что не ощущал раньше, и определять то, что не мог прежде определить, ведь у тебя появятся совершенно другие органы ощущений, называемые "пять сфирот". 

А до этого: "Какой Бог? Ничего нет". Есть, конечно, какая-то природа, которая крутит меня, ведет вперед, что-то делает: заставляет меня жить, существовать, кого-то рожать, руководит мною через окружающее общество, а потом закапывает в землю и все.

Я специально все заостряю, показывая, что у человека нет никакой связи ни с Творцом, ни с Торой. Поэтому сказано, что Тора чиста, поскольку никто до нее еще ни разу не смог дотронуться.

Тора – это учение, это духовная механика, которая совершенно оторвана от людей! То, что мы взяли ее в качестве всевозможных красивых правил человеческого общежития, юридических законов – это хорошо. Без этого мы были бы варварами!

Но я еще раз подчеркиваю, что у этих правил и законов нет никакой связи с истинным содержанием Торы.  Мы должны понять, что не в этом заключается ее сила, ее истина, ее сердцевина. Совершенно не в том, что мы делаем в нашем мире, а в том, чтобы заставить нас подняться на следующий уровень, где мы раскрываем Творца, и нам не требуется, чтобы Он был явным, облаченным в какой-то образ или явление. Мы поднимаемся к таким органам ощущения, когда нам не нужны никакие образы, ведь мы выходим из самих себя!

Поэтому заповедь "не сотвори иных богов" является первой, основной. И каждая последующая заповедь (ведь не просто так они расположены в определенном порядке), определяет ее выполнение, определяет все остальное.

Если ты не можешь ее выполнить, все остальные ничего не стоят. Они не ведут тебя к цели. Эта первая заповедь должна быть постоянно перед тобой. Ради нее ты выполняешь все остальные.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два уровня Торы

Не сотвори себе кумира

Точка начала тебя

Утренний урок 30.04.13 (2-я часть)

2-3-я часть (Книга Зоар. Предисловие)

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Общая программа и каждый ее шаг

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему сказано, что "Заповедь спасает лишь тогда, когда человек занимается ею, а Тора спасает всегда, даже когда ею не занимаются"? Почему вообще есть такое разделение в исправлении?

Ответ: Торой называется свет, окружающий человека на его духовном пути. Даже когда исчезает внутренний свет, наполнявший его сосуд на данной ступени, окружающее свечение остается и поддерживает человека. Ведь если человеку не подсвечивает никакой свет, он вообще перестает существовать. Вся жизнь держится только за счет света.

В то время, когда человек не исполняет "заповедь", то есть не раскрывает специфический свет Хасадим или Хохма благодаря достигнутому им состоянию, все равно есть общая подсветка, которая называется "Тора". Это общая программа творения, которая находится перед человеком и светит ему. Он понимает ее, но в данный момент не занимается каким-то ее пунктом, конкретным исправлением.

А "заповеди" - это действия человека согласно конкретным, раскрывающимся ему решимо, в которых участвуют внутренний свет, окружающий свет и духовный парцуф. Это работа над своим определенным исправлением. Поэтому существует 613 заповедей, вместе включающих в себя всю Тору. Свет Бесконечности называется Торой, свет, который раскроется в Конце исправления.

Тора - это система желаний (сосудов), светов, решимот (информационных генов), разных отношений между точкой в сердце и Создателем. Вся эта система, призванная привести точку в сердце к слиянию с Творцом, называется Торой.

А заповедь - это каждый конкретный шаг, который мы должны сделать на своем пути для того, чтобы прийти к цели.

Из урока по статье из книги "Шамати", 10.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Меж двух творений

Не дожидайся следующего круговорота

Двойная защита

Разрешение туманной загадки

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к ТЭС": В разрешение этой туманной загадки сказано: "Вкусите и узрите, что добр Творец".

Туманная загадка: в чем смысл этой жизни, ее цель? Для чего существует всё это мироздание, мы сами и всё то, что мы ощущаем? Если человек доходит до такого вопроса, то ему необходимо найти на него ответ, раскрыть суть жизни.

Он уже не спрашивает себя лишь о том, почему эта земная жизнь хорошая или плохая, не стремится в ней больше понять и достичь. В нем рождается вопрос о самой ее основе: откуда приходит эта жизнь? Ведь все существующее имеет свой смысл – ради какой же цели природа или какая-то высшая сила создала нас и вообще всю эту жизнь? Что означает это существование?

"И в разрешение этой туманной загадки сказано: Вкусите и узрите, что добр Творец. Именно выполняющие как положено Тору и заповеди вкушают вкус жизни и видят и свидетельствуют, что Творец добр". То есть существуют некие законы, выполняя которые, человек словно настраивает себя на ощущение смысла жизни, ее основы, источника. Это ощущение источника всего мироздания, не только самого человека или даже человечества – а всей природы: откуда, почему и как она появилась, и к какой цели ведет нас.  

Каббалисты говорят, что такое возможно, если человек совершает в себе специальные исправления. Ведь сейчас ты не можешь это уловить, и потому у тебя есть лишь вопрос. Но сам вопрос уже означает, что ты способен найти решение. Выходит, что сам этот вопрос + исполнение "Торы и заповедей", то есть правильная калибровка себя на получение ответа, наполнения в чувствах и разуме, приводит тебя к решению, которое так и звучит: "Вкусите и узрите, что добр Творец".  Это значит, что ты почувствуешь и поймешь, насколько добра сила, находящаяся в основе всей природы. 

Мы пока не понимаем смысла добра и зла. Смысл жизни – это постижение сути творения, а не просто приятный вкус. Ощущение доброты Творца, означает, что я наполняю им все свои пустоты, требующие ответа.

Заповеди – это особые, определенные действия, которые нам необходимо совершить. Изначально, в нас существует вопрос, неудовлетворенность, пустота, которая тянет нас и подталкивает вперед, к достижению ответа. А для достижения этого ответа, нам нужно подготовить себя, чтобы суметь почувствовать его и понять – поднять себя на уровень этого ответа.

Эти изменения мы должны сами произвести в самих себе, поскольку наши усилия формируют в нас способность понять ответ. Поэтому у нас нет выбора: исполнять заповеди (совершать исправления) или нет. Весь процесс построен так, что человек продвигается даже без того, чтобы его спрашивали, хочет он этого или нет. Но если он будет постоянно стремиться сам найти себе поддержку, которая поможет ему быстрее продвинуться в направлении ответа, то в этой мере реализует свою свободу выбора.

Сказано, что "Грешники еще при своей жизни называются мертвецами". Если человек не реализует методику исправления, продвижения, не использует свет, возвращающий к источнику, то его жизнь достойна сожаления. Хотя в материальном смысле он может чувствовать себя неплохо по разным причинам, но не будет продвигаться к цели. А потому его жизнь останется на уровне животного существования.

Человеческая ступень означает, что человек использует свет, возвращающий к источнику и все время поднимает себя с животного уровня на человеческий, на ступень человека, Адама, что означает "подобный" (домэ) высшей силе.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 12.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пройти через вопрос, на который нет ответа

Кому я хочу понравиться?

Самый вкусный Творец!

О чем написано в каббалистических книгах

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему не обозначено так ясно и категорично, что вся наша обязанность, как творений, достичь полной связи в "Возлюби ближнего, как себя"?

Ответ: Во всех каббалистических книгах пишут или о распространении миров, парцуфим и сфирот сверху вниз, или о личном исправлении человека снизу вверх, когда он должен возненавидеть свое желание насладиться, устремиться к отдаче, прийти к пониманию, что самому невозможно достичь отдачи, и тогда устремиться к Творцу, чтобы Он помог ему подняться над получением и достичь отдачи, отдавать Ему и в этом найти все свое предназначение, свою миссию, свое наслаждение.

Это описано очень подробно, только не указано точно, что это исправление совершается за счет соединения в группе, групповой работы, отдачи ближнему, ощущения, что у тебя есть поддержка, взаимное поручительство. На это есть лишь отдельные намеки в Торе: "Возлюби ближнего как самого себя". Но как это связано с любовью к Творцу? "Не делай другому то, что ненавистно тебе". Для чего мы находимся в таком огромном мире, вместо того, чтобы я чувствовал себя напрямую связанным с Творцом? Зачем мне весь этот мир?

Все это не проясняется в книгах, то есть не проясняется связь между работой человека по отношению к Творцу и работой человека с группой. Написано: "От любви к творениям – к любви к Творцу", но это не прописано ясно и категорично - так, чтобы все религиозные и светские поняли, что проблема – именно в "Возлюби ближнего".

Сейчас мы стоим перед решением именно этой проблемы, к которой нас подталкивает всемирный кризис. Это общественный кризис, не экономический, - кризис оттого, что все мы находимся в эгоистическом обществе, пожирающем само себя. А его решение – только если мы поймем, что обязаны прийти к объединению. А достичь объединения мы не сможем, если не раскроем, что есть лишь одна сила, способная помочь нам в этом. 

Здесь мы находимся между жизнью и смертью. Нам потребуется Творец, чтобы спастись от смерти. Таким именно образом Он раскрывается. Поэтому наше время – действительно время прихода Машиаха, то есть раскрытия Творца творениям, чтобы, с одной стороны, спастись от смерти, а на самом деле чтобы достичь мира, полного добра и блага, который полностью пребывает в отдаче свыше, в раскрытии Творца единому творению, в которое все соединяются вместе – и тогда им раскрывается Творец. Поэтому важна именно эта связь между нынешним состоянием мира и настоятельной необходимостью раскрытия Творца в связи между нами.

И хотя в каббалистических источниках об этом не написано достаточно четко, а только отдельные изречения указывают на это, мы должны писать статьи, разъяснительный материал, описать технологию перехода от "я" – к группе, от группы – к миру, и от мира – к духовному, к Творцу, к силе отдачи, которая соединит все и наполнит всю реальность, все творения, все огромное желание.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука о единстве и ее пособия

Когда подует ветер, скрипка заиграет

Свет на поверхности книжного листа

Пройти через вопрос, на который нет ответа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему нам даны именно "заповеди", т.е. повеления, если всё должно осуществляться по желанию и свободному выбору?

Ответ: Действительно, человек принимает заповедь как веление. Ведь и желание тоже "велят" нам поступать определенным образом. И выполняем мы заповеди именно в желаниях.

Если я обращаюсь к кому-то с повелением, он может выполнить его из страха, либо за вознаграждение в этом мире или в будущем – либо потому, что так ему заповедано. Таким образом "заповедь" – это веление, которое соблюдается не из страха и не ради оплаты.

Если же я боюсь чего-то или рассчитываю на прибыль, то выполняю договор, а не заповедь. Мне открылась возможность проиграть или выиграть по воле хозяина, который лишает меня выбора, выдвигая жесткие условия: "Сделаешь так – заработаешь, сделаешь иначе – потеряешь". И я вижу, что третьего пути нет, что сбежать не получится. Возможно, так меня воспитали, а может быть, таковы обстоятельства.

С другой стороны, "заповедь" означает, что я совершенно свободен. Творец полностью скрыт от меня, я могу делать что угодно – и все-таки я ищу возможность осуществить Его желание. Почему? На этот вопрос нет ответа.

Вот и ищи себе причину. Страх – это уже принуждение, вознаграждение – это уже подкуп, а значит, ничего духовного тут нет. Так зачем же мне выполнять заповедь? Незачем. Но ведь только сумасшедший или малый ребенок может действовать без всякой пользы, не желая избежать зла или достичь добра. Что же делать?

Искать силы для действия. Ведь я – машина, которую нужно заправлять бензином. И я ищу этот бензин, не имея ответа на вопрос: "Для чего?" 

Когда человек действительно приходит к вере выше знания, ему не для чего выполнять заповедь. Сказано об этом: "Подвесил землю в пустоте". А человек лишь ищет горючее – только этого просит, только этого требует.

А затем он еще прикрывает себя, чтобы ему не показали трепет или вознаграждение. Иными словами, он делает на себя сокращение, не желая видеть Творца, избегая всего, что способно помешать ему в свободном выборе веры выше знания.

Здесь мы подходим к точке, для которой в нашем мире нет никакого расчета, никаких возможностей для замера. Ведь в своих желаниях мы всегда выбираем то, что сулит больше выгоды.

С этой срединной точки и далее начинается свободный выбор. Перед нами встает вопрос: "Ради чего действовать?" И те, кто старается протолкнуть себя через него, приходят к духовным условиям, которые лежат выше этого вопроса.

Ну а в нашем мире выполнять заповедь не для чего – это не сулит никакой выгоды с точки зрения наших нынешних понятий, желаний и ценностей.

Из урока по статье "Дарование Торы", 04.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода между Творцом и Фараоном

Оплата будет по справедливости

Что такое "повеление" в духовном?

Рост по ступеням духовной лестницы

каббалист Михаэль ЛайтманДля того, чтобы получить полную и истинную картину реальности, нам нужно немного отключиться от той, к которой мы привыкли, и насколько возможно, постараться представить себе постоянное состояние – желание насладиться, созданное Творцом. А все движения происходят лишь внутри этого желания - в его осознании.

Если это желание старается понять и ощутить свое истинное состояние – это называется движением.

Мы находимся именно в таком состоянии, только в своем понимании и ощущении воспринимаем какую-то иную, воображаемую реальность. Эта искаженная картина – следствие того, что мы обладаем противоположными свойствами относительно истинных. Это своего рода упражнение, игра, в которую мы вовлечены для того, чтобы приложить усилия, словно дети, пытающиеся добиться успеха в игре, а за счет этого получающие знания, ощущение, понимание, разум и развивающиеся.

Ведь если бы не эти игры, ребенок вырастал бы как животное: из маленького животного в большое.  Но именно благодаря играм, на которых он каждый раз учится, он меняется и становится человеком.

Вот и мы находимся в таком же точно состоянии. Нам нарочно дано ощущение далекое от истинного, чтобы мы постарались уподобиться истине, как маленькие дети, подражающие взрослым. И по мере своих попыток, мы начнем воспринимать это истинное состояние, входить в него, ощущать, что находимся в нем.

Получается, что вся наука каббала состоит из советов о том, как достичь этого истинного состояния, какие законы в нем действуют, какие происходят действия, что мы можем сделать, чтобы постепенно перейти из своего сегодняшнего состояния в более продвинутое: за счет каких дел, мыслей, желаний. 

Все это называется работой Творца, потому что посредством нее мы хотим уподобиться Творцу. Творец – это общая сила, общее желание, свойство. И для того, чтобы походить на это свойство, называющееся Творцом, нам нужно создать в себе условия для Его раскрытия. Именно это мы шаг за шагом и делаем с помощью советов каббалистов.

Наши поэтапные исправления от абсолютной противоположности отдаче до полного подобия ей, называются духовной лестницей, по которой мы таким образом поднимаемся от свойств получения к свойствам отдачи. На этих ступенях восхождения мы учимся духовным действиям, пониманию свойств отдачи во всех формах.

Такие исправления эгоистических свойств на отдающие называются выполнением заповедей.

Из урока по статье Рабаша, 31.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стремитесь ощутить Творца

Планета спящих

Восприятие реальности: поправка на погрешность

Кому я хочу понравиться?

каббалист Михаэль ЛайтманИдеал по науке каббала состоит в том, чтобы "понравиться Творцу". Это значит, что мы должны производить сокращение и отраженный свет – т.е. быть готовыми принять Его форму, чтобы доставить Ему удовольствие. Такова наша цель. И потому весь наш анализ и все дела предназначены для того, чтобы "найти благоволение в Его глазах". Так же и в нашем мире, желая доставить кому-либо удовольствие, я принимаю его желания как свои.

Однако в целом, идеал нашего мира – "понравиться людям", сообразно с их ценностями, будь то деньги, слава, власть или знания. Достигнув того, в чем они хотят добиться успеха и величия, я чувствую себя важным. Особенно это заметно по подрастающему поколению с его природным импульсом к поиску ценностей. Выявляя всё то, что важно для окружающих, молодежь перенимает эту шкалу и стремится к успеху именно в том, что диктует окружение.

Итак, кому мы хотим понравиться: окружению или Творцу? В этом кроется различие между миром и теми, кто исправляет себя с помощью науки каббала.

Мы хотим двигаться вперед и приходить в соответствие с Творцом, уподобляясь Ему и тем самым доставляя Ему удовольствие. А уподобление возможно только посредством Его силы. И потому мы должны производить соответствующие действия, чтобы Его сила влияла на нас и делала нас подобными Ему.

Работа эта определяется как "Тора и заповеди". "Тора" – это свет, возвращающий к Источнику, т.е. сила, которая нас исправляет. Говоря иначе, мы хотим исправить себя, а не мир. В этом также состоит различие между теми, кто занимается наукой каббала, и теми, кто занимается любой другой методикой. 

Наука каббала – это методика исправления человека. Человек продвигается в той мере, в какой исправляет себя, уподобляясь Творцу. Потому-то он и нуждается в науке каббала, "науке света". Если же он не ставит себе целью самоисправление, то и занимается не каббалой, а чем-то другим.

Отсюда столь большое различие между всеми занятиями мира и работой людей с точкой в сердце, которые изучают и реализуют науку каббала. Для них главное – постоянные внутренние перемены. Ну а прочие стараются улучшать свою жизнь, используя окружающих. Разница здесь велика: если мир декларирует концепцию "морали", то мы продвигаемся вперед по системе Торы, т.е. света, возвращающего к Источнику – иными словами, по каббалистической методике.

Из урока по статье "Изгнание и освобождение ", 29.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалист и мир

Когда Творец близок и дорог

"Подвесил Землю ни на чем"

Шагая в пасть змеи

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Изгнание и освобождение": И раздробились силы народа: некоторые последовали за эгоистичными царями и сановниками, а некоторые – за каббалистами. И раскол этот продолжался до разрушения Храма.

И создали секту саддукеев – богатых и знатных людей, утолявших свои вожделения. Они воевали с теми, кто вышел из эгоизма, и именно они навлекли Римское царство на Исраэль, а затем не пожелали заключить мир с захватчиками, как советовали мудрецы. В результате был разрушен Храм, и цвет народа Исраэля ушел в изгнание.

Каббалист изучает историю не в университете. Он охватывает взором всю систему, поднявшись над временн́ыми ограничениями. "Время" для него – последовательность действий. Он видит духовные причины изъянов и их материализацию в ветвях этого мира, он видит течение процесса.

В нашем понимании "история" представляет собой набор догадок и домыслов, базирующихся на различных источниках и результатах раскопок. Каббалисты говорят о том, что народ Исраэля произошел от учеников Авраама, вышедших из Древнего Вавилона и освоивших каббалистическую методику, а некий "философ" может заявить: "Ничего подобного, наука каббала берет начало в средневековье". И что тут поделаешь? Каждый ограничен глубиной своего взгляда на мир.

Нужно отдавать себе отчет в том, что мы не знакомы с процессом духовного падения, длительного и мучительного. Люди пытались сопротивляться ему, было множество проблем, были войны, и каждая такая война велась за то, чтобы удержаться в альтруистическом намерении. Ведь человек понимал, чтó поставлено на кон: или ты рядом с Творцом, или ты – просто "животное", влачащее существование по числу отведенных ему лет, подобно ослику, который тебя везет. 

Скатывание было тягостно для всех, включая отступившихся от каббалы богачей и сановников. Они понимали, чтó происходит, но не могли совладать со своим эгоизмом, не могли сопротивляться ему. Человека тянуло вниз, как кролика, загипнотизированного взглядом змеи и идущего прямо к ней в пасть.

Когда наступает такое падение, ты видишь, как эгоизм работает над тобой. Ты понимаешь, что слаб и немощен, ты видишь, как скатываешься, – и ничего неспособен поделать. Тебе поможет только окружение, только проходящий через него свет.

И потому период духовного падения народа был непрост. Дело тут не в отъявленных злодеях, не желавших прилагать усилия. Это было общее нисхождение поколений, захватившее и мудрецов, которые тоже опустились, но все еще удерживали намерение на отдачу.

И назначением этого процесса было – в точности истолковать для себя понятие альтруистического намерения "лишма" и овладеть им по-настоящему. Всё дело в том, что я учусь ради своего исправления, и ни для чего другого. Соответственно, и "заповеди" – это исправления моего желания, состоящего из 613 частей. А "Тора" – суть свет, который приходит и осуществляет эти исправления. Я лишь готовлю себя к ним, а Творец завершает за меня начатое. И тогда, благодаря своим исправленным желаниям, я раскрываю Его – единую, особую Силу.

Квинтэссенция моего отношения к учебе, мое верное намерение – это главное. За это и велась война между двумя лагерями.

Ну а сегодня нам придется подняться после крушения. И весь этот подъем осуществляется только посредством анализа, путем выяснения того, что такое "лишма", в чем предназначение человека, какова цель его жизни, в чем ее смысл. Здесь-то и кроется различие: или я учусь, чтобы больше знать и сдавать экзамены, или прилагаю всё новые усилия, чтобы вызывать свет, возвращающий к Источнику.

Из урока по статье "Изгнание и освобождение ", 28.08.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Народ Исраэля: летопись подъемов и падений

Не играй с огнем

Бааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

Склонить мир к добру

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: И все-таки, если вы изучаете науку каббала и выполняете все заповеди, как же вы обучаете светских, и тем более, неевреев? Ведь нееврею нельзя изучать Тору, а светским – каббалу.

Ответ: Вот что пишет Бааль Сулам в статье "Любовь к Творцу и любовь к творениям", гл. "Одна заповедь": "И это одна заповедь, о которой говорит Тана (мудрец): "Выполнил одну заповедь – склонил себя и весь мир к оправданию. ...Следует понимать, что мудрецы говорили лишь о практической части Торы, которая ведет к цели, ожидаемой от мира и от Торы.

И потому, выражение "одна заповедь", несомненно, означает заповедь практическую. Это соответствует словам Гилеля: "Возлюби ближнего своего, как себя" – благодаря выполнению одной лишь этой заповеди, человек удостоится истинной цели – слияния со своим Творцом. Отсюда следует, что, выполнив одну заповедь, человек удостаивается полностью осуществить цель".

Вот этому я и обучаю всех!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповеди - ступени единства

Меж двух творений

Заповедь любви к ближнему

Заповеди - ступени единства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означает указанное в книгах требование приучить себя выполнять Тору и заповеди, которые в итоге помогут нам обрести вторую природу - любовь к ближнему?

Ответ: Заповедями называются действия исправления, которые я хочу произвести. Сначала я должен раскрыть в себе, что мне нужно исправить, как сказано: "Невозможно исполнить заповедь, если прежде не нарушил ее". То есть прежде всего мы раскрываем в себе недостаток, злое начало, и тогда видим, что нам дано исправить.

Исправление желания насладиться на отдачу называется выполнением  заповеди, потому что так заповедано Творцом. А реализовать это возможно за счет света, силы, которая называется Торой.

То есть мне даны все условия для раскрытия своего эгоистического начала, работая относительно товарищей и выясняя свое отношение к ним. А когда я раскрываю свое эго, то понимаю, что оно нуждается в исправлении. Ведь это настоящее зло, поскольку отделяет меня от высшей силы, от Творца.

И тогда я использую силу группы. Если у нас есть желание соединиться для того, чтобы получить силу исправления (Тору), то мы получаем ее сверху, и она соединяет нас. А ступени нашего единства называются выполненными заповедями. То есть я такими последовательными порциями выполняю завет Творца, Его желание относительно меня, и в итоге прихожу к тому, что мое желание насладиться становится отдающим и согласно подобию свойств в нем раскрывается сила отдачи, Творец.

Все это реализуется прямо на месте, там где я нахожусь, на этой земле, а не где-то на небесах, как нам кажется.

Из урока по статье "Дарование Торы", 01.07.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Меж двух творений

Без преступления нет заповеди

"Материальные заповеди" и исправление сердца

Меж двух творений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "практические заповеди"?

Ответ: Это те исправления, на которые я сегодня способен. В целом "Тора и заповеди" – это действия по исправлению посредством света. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу". Злое начало – это "материал", эгоистическое желание. "Тора" – это сила исправления. А посередине между ними должен находиться человек, то есть я.

Именно я налаживаю связь между Торой и злым началом. Сказано об этом: "свет, кроющийся в ней, возвращает к Источнику". Я определяю, что эгоизм – это зло, что Тора – это "приправа". Главная же моя задача – вызвать воздействие "приправы" на злое начало, которое я хочу обратить в доброе.

Находясь между двумя творениями, я выстраиваю всю систему и тем самым от злого начала прихожу к доброму – иными словами, выполняю заповеди.

2012-07-12_rav_bs-akdama-zohar_lesson_n14_02

Среди этих заповедей есть практические, т.е. доступные для выполнения сейчас, и есть такие, которые на данный момент еще не доступны. В целом же речь идет о методике выполнения заповедей (действий по исправлению) посредством Торы (света). "Заповедь" – суть переход от зла к добру, от получения к отдаче, от эгоистического намерения к альтруистическому в каждом желании. И осуществляется это светом.

Соответственно, прежде всего мне нужно осознать зло – опять-таки с помощью света Торы. Тогда я смогу обратиться с просьбой, и эта просьба выведет меня к доброму началу.

Все этапы этого пути я прохожу благодаря свету. "Любовь к ближнему, как к себе" – это общее, великое правило Торы, исправленная форма. А испорченная форма, злое начало – это ненависть к ближнему.

Итак, "Тора" – это не свиток пергамента в специальном шкафу, а свет, возвращающий к Источнику.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 12.07.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь любви к ближнему

Двойная защита

Приправь свое желание

Страница 17 из 28« Первая...1516171819...Последняя »