Ответ: Надо делать все, что приводит к свойству отдачи и любви, к Творцу – учеба каббалы и участие в любви к товарищам, хотя это против вашего эгоизма, распространение, хотя вам и лень и кажется вам не обязательным – все эти действия и являются теми действиями, которые приведут к исправлению души. А все остальные, как мы видим, на выполняющих иные мицвот, к исправлению не приводят, а только к еще большему эгоизму, надменности и жадности. Мы уже находимся с конца 19 века в стадии выхода из духовного изгнания, стадии "Последнее поколение". Поэтому должны всеми силами заняться достижением того свойства, которое утеряли и потому упали с духовного: "Возлюби ближнего, как себя". А дальше - решайте сами. Возможно, вы должны провести еще несколько лет в выяснении…
Примечание: Автор "Книги воспитания" (Сефер аХинух) написал эту книгу своему сыну, который не желал быть просто верующим. Это происходило в период Просвещения. Отец думал, что своими этическими советами (мусар) он сможет помочь сыну ответить на вопросы, которые его увлекают в науку и расследование цели и смысла жизни. В итоге, по прошествии нескольких столетий, мы видим, что это не помогает. Надо дать человеку возможность найти ответ на свои вопросы, ведь это его жизнь. Отец же в таком случае, вынуждая сына ограничиться теми же рамками, что он сам, "убивает" сына. Я не за то, чтобы все разрушали рамки своего жизненного уклада, а за то, чтобы всегда вовремя дать каждому поколению и каждому индивидууму в нем, единственное его законное право (в остальном, мы "куклы"), данное ему от Творца, от жизни, свыше - свободно решить судьбу своего духовного развития, решить свои отношения с Творцом. На уровне горизинтальном, в нашем мире, мы полностью запрограмированы. Наша свобода - только в нашем вертикальном развитии. Поэтому, если бы автор Книги Воспитания дал бы эту свободу роста своему сыну - он бы сохранил этим рамки его горизонтального существования! Ортодоксы не понимают, что не вводя Каббалу в свое образование, они вынуждают своих детей выходить из религиозных рамок...
Дополнение: Вы упоминаете, сказанное в "Книге воспитания", высказываение: "За действиями следуют сердца" (Ахарэй амаасим нимшахим алевавот) имеется в виду такие действия, которые приводят в воздействию на нас исправляющего света. Ведь только высший исправляющий свет может исправить нас. Поэтому все действия, которыми мы можем его вызвать и называются "Действия", а все остальное - не действия, поскольку за ними не следует никаких изменений в человеке. Т.е. изменения можут вызвать только высший свет, а он нисходит только при изучении Каббалы. И единственное, что он вызывает в нас - изменение во всех наших желаниях, мыслях, действиях намерения с "ради себя" на "ради других". см. "Предисловие к ТЭС" п.155.
Исполнять ли физические заповеди, чтобы достичь Бесконечности?
Заповеди Торы и духовный подъем
Практические действия и Каббала
Предыдущие сообщения на эту тему в разделе: