Записи в разделе 'Заповеди'
Надо любить человека или просто не делать ему гадости?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Из письма: "Почему вы формулируете золотое правило в трактовке именно рабби Акивы – "возлюби ближнего, как самого себя"? Рабби Акива сказал, что все заповеди Торы сходятся к этой одной, единственной заповеди. А вот мудрец Гилель сказал, что главная заповедь – "не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы делали тебе".

Разве эта вторая, более пассивная формулировка – не ключ к успеху? И, кроме того, она более реалистична".

Ответ: Это верно, я с этим полностью согласен. Но дело в том, что "не делай ближнему того, чего не хочешь, чтобы делали тебе" – это не полное, пассивное выполнение заповеди. А вторая часть активная – "возлюби".

Так что первая не решает проблему. Она только как бы отдаляет людей друг от друга. Но они стремятся не навредить.

Вопрос: То есть "не навредить" – это первое состояние? А следующим должна быть какая-то атака?

Ответ: Активная.

Вопрос: "Возлюби ближнего, как себя" – это как бы атака на себя? Я могу ее сделать только после того, как выполнил это первое правило?

Ответ: Конечно. 

Вопрос: А я не могу перескочить через него, сразу – "возлюби ближнего, как самого себя"? Не исходить из правила "не делать другому того, чего не хочешь себе".

Ответ: Пробуй. Но по дороге ты все равно будешь его выполнять.

Вопрос: То есть получается, что и это тоже входит в "возлюби ближнего" – "не делай другому того, чего не хочешь себе"?

Ответ: Да.

Вопрос: А можно обычному, простому человеку прийти к этому – не делать другому, чего не хочешь себе? Или все равно будешь делать нехорошо другому?

Ответ: Человек не может сдержаться. Он все время сталкивается с себе подобными и постоянно видит, где он выигрывает и где проигрывает.

Вопрос: И они его раздражают все время. Так почему же они предлагают вещи, сделать которые человеку нереально?

Ответ: Это реально, только надо над собой работать.

Вопрос: То есть все равно приход должен быть к тому, что мне надо это все отработать?  

Ответ: Да.

Реплика: И пока это в человеке не возникнет, он не способен. Потому что очень многие нам пишут: "А я уже живу по этому правилу", "А я уже давно живу по этому правилу".

Ответ: 🙂 Я считаю, что без Творца это несбыточно. Но, с другой стороны, я считаю, что мы к этому придем.

Я оптимистичен, потому что это не от нас зависит. Природа движет нами, и поневоле мы придем к этому правилу.

Реплика: Все эти правила, и рабби Акивы, и Гилеля, как бы говорят человеку: "Сделай это!" А вы говорите, что без Творца он сделать это не может.

Ответ: Не может. Человек не может менять законы природы.

Вопрос: Которые только "для себя", только эгоизм?

Ответ: Да. Он не в состоянии это сделать.

Вопрос: Такой вопрос: если человек захочет идти по этим правилам, какими должны быть его шаги? Или шаг первый?

Ответ: Шаг – он очень простой: ты должен прийти в такое общество, которое будет занято только лишь исправлением связи между собой. Там ты сможешь увидеть, как они работают над любовью друг к другу и заодно изучить себя – насколько ты к этому вообще способен.

То есть, так или иначе, ты должен подключиться к этому дыхательному аппарату.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.06.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правило Гилеля

Не делай другому того, что ненавистно тебе

Эгоизм не самоцель, а средство исправления

Признаки духовных корней

каббалист Михаэль ЛайтманВ книге Ари "Основы заповедей", то есть их корни на самом деле, описываются духовные действия, которые стоят за физическими действиями. Из этого становится ясно, почему человек так устроен, что должен употреблять определенную пищу.

Именно определенную. То есть употреблять мясо не тех животных, которые глотают корм, а только жвачных животных, которые отрыгивают пищу и глотают, отрыгивают и глотают. Такой замкнутый цикл пищеварения символизируют обратную связь.

"Раздвоенные копыта" олицетворяют парсу, которая отделяет правую и левую линию.

Большое значение имеет, как готовить пищу, почему она должна быть кошерной. Кошерная значит годная к употреблению.

Отделение мясного от молочного – это правая и левая линии. Шесть часов перерыва между ними в употреблении – это ХАГАТ, НЭХИ, 6 сфирот Зэир Анпина, которые отделяют его от Малхут. И так далее.

Все это – в подражании высшим духовным источникам, которые низошли в наш мир и построили в нем свои материальные аналоги.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Еда – смысл жизни"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что означает кошерная пища?

Следствие высших корней

Не вари козленка в молоке матери его

Сделаем, чтобы услышать!

каббалист Михаэль ЛайтманПуть от человека этого мира до состояния, равного Творцу, делится на множество ступеней, состояний, через которые нам нужно подняться. То есть каждому человеку надо исправить свои внутренние свойства, пока он из обычного человека не превратится в подобного Творцу.

Весь этот путь можно поделить на этапы, так же как физические маршруты делятся на километры пути. В Торе есть 613 заповедей – состояний, которые нам нужно пройти. Заповеди также зовутся "советами", которые надо выполнить, чтобы с их помощью все больше походить на Творца, вплоть до полного слияния с Ним.

Заповедь также означает совет, потому что в каждом таком обращении Творца к нам содержится подготовка к постижению, которая называется "обратная сторона", а также само постижение, которое называется "лицо".  Творец предлагает нам какое-то действие. И если мы его выполним, то в соответствии с ним получим какое-то духовное возвышение, в нас раскроются новые свойства, и таким образом мы сделаем шаг навстречу Творцу. 

Совершение самого действия считается обратной стороной, то есть в это время мы еще ничего не понимаем и ничего не получаем.  Но когда мы заканчиваем действие, то раскрываем какое-то свойство, следующую ступень, новое состояние Творца, и это называется лицевой стороной.

Поэтому в Торе написано: "Сделаем и услышим!" – два состояния. Когда мы делаем какие-то действия точно, как это написано, то раскрываем в себе способность слышать и поднимаемся на следующую ступень. 

Всего таких ступеней 613. Есть 613 подготовительных ступеней, поднимающих нас на новый уровень. А также есть лицевая сторона, когда после подготовки мы начинаем слышать, понимать, о чем говорится, раскрываем нечто новое. Так мы постигаем смысл этих заповедей, указаний.

Из урока по Предисловию Книги Зоар, 04.03.2023

Страх и любовь (клип)

Вопрос из Фейсбука: "Почему говорится, что первая заповедь – страх, а не любовь?"

До настоящей любви нам идти и идти. А сначала действует страх, но только особый, созидательный. Я не боюсь того, что произойдет со мной в этом мире, не боюсь других, не боюсь самого себя, не боюсь даже Творца, а боюсь только одного: смогу ли я отдавать Ему? Это уже не просто страх, а душевный трепет, очень высокая ступень. А затем, поднявшись на нее, я буду учиться любви.

Механизм "Тора и заповеди"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано, что Творец уготовил нам в этом мире приложение усилий в Торе и заповедях, чтобы обратить желание получать в желание отдавать. Как это понять?

Ответ: Существует инструмент, с помощью которого мы можем изменить себя с получающих на отдающих так, чтобы стремиться отдавать другому, а не получать от него. Это происходит вследствие воздействия на нас Торы и заповедей.

Тора и заповеди – механизм, который воздействует на нас и меняет с получающих на отдающих.

Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 04.12.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое настоящая жизнь

Вырасти из наивного ангела в человека

Свет Торы и действие заповеди

Нельзя = невозможно

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть такая заповедь: не произносить имя Творца попусту. Почему?

Ответ: В каббале "не делать" равносильно "невозможно". Ты не можешь воспроизвести имя Творца, потому что для этого ты должен правильно настроить себя и сделать из себя подобие Творца.

То есть "нельзя" – это просто невозможно. Невозможно раскрыть Творца, если ты не объединяешься с другими людьми, иначе Он просто не проявляется.

Вопрос: Где проявляется Творец? Где его искать?

Ответ: Между людьми.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десятка и имена Творца

Четырехбуквенное имя Творца

Не произноси имя Творца попусту

Убить или покрыть любовью (клип)

Из письма: "С одной стороны, вы призываете покрыть зло любовью. С другой, вспоминаете слова из Библии: "Если пришли убить тебя, убей его первым".

Смысл указаний Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В этом мире вокруг меня огромное количество людей. Какие-то из них талантливые, богатые, счастливые, а какие-то наоборот, бедные, несчастные, больные. Так хочется сказать, что этих людей Творец наградил, а тех наказал. Правильно ли так рассуждать?

Ответ: Но это твои суждения. Откуда ты знаешь, в чем заключается вознаграждение и наказание? Откуда ты знаешь абсолютное значение отношения Творца к человеку?

Даже в Торе сказано: "Тот, кто не бьет своего сына, тот его ненавидит". То есть имеются в виду не побои, а то, что ты все-таки должен давить на него, чтобы сделать из животного человека.

Вопрос: Значит, если человек не видит всю программу творения, он не может на определенном этапе своего развития и всего человечества сделать выводы о вознаграждении и наказании?

Ответ: Нет, никак! Но для этого нам даны списки указаний, на которые мы можем ориентироваться. Хотя мы еще не постигли их истины, но можем все-таки сконцентрироваться на них.

Реплика: Проблема в том, что каждый понимает их по-своему.

Ответ: Это действительно зависит от того, насколько развит человек. Но именно в этом-то и смысл этих списков, что человек ошибается в той мере, в которой он не сливается с ними, насколько он не воспринимает указания.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 31.05.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методом проб и ошибок

Заслуженное и незаслуженное наказание

Как мы определяем вознаграждение и наказание

Переводить знания в чувства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое десять заповедей?

Ответ: После того, как ты выходишь из египетского рабства, т.е. из-под власти эгоизма, ты начинаешь принимать на себя другие формы связи между собой и Творцом, между собой и другими. Действие выше своего эгоизма называется заповедью.

Вопрос: То есть структура из десяти сфирот получает десять ударов, и после этого я выполняю десять действий, чтобы связаться с Творцом?

Ответ: Допустим. Да.

Реплика: Сложно всё, непросто. Вообще мир, конечно, сложная система.

Ответ: Не думаю. Просто мы не желаем перевести это в чувства. Тогда все было бы очень просто. Самое главное – не оставлять это в голове, в каких-то расчетах, а переводить в ощущения.

Вопрос: Но что значит "не желаем"? Все желали бы почувствовать Творца. Не получается.

Ответ: Ты можешь это почувствовать только в том случае, если пожелаешь подняться над своим эгоизмом, действовать вопреки ему. И это движение ты должен будешь культивировать в себе, может быть, много лет. 

Вопрос: Почему у человека все равно есть ощущение, что существует он и Творец? Почему у нас нет естественного осознания: для того чтобы раскрыть высшую силу должно быть, как минимум, десять человек. В обществе нет такого. Наоборот, если хочешь раскрыть Творца, надо уединиться, и вообще считается, что это нечто внутреннее, скрытое. При чем тут еще какие-то люди? Почему я должен делить с ними Творца?

Ответ: Ты должен это делать для того, чтобы не обманывать себя, чтобы четко видеть, приходишь ли ты к свойству отдачи и любви или нет. Если ты можешь это сделать относительно других людей, то достигнув этого свойства, ты будешь так же относиться к Творцу.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 10.05.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Удары по эгоизму

Десять Заповедей и Акт Творения

Заповеди – законы мироздания

ТВ программа "Мир. Благословения"

Ведущая программы – Норма Ливне, тележурналист.

2020-11-17_laitman_livne

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

ТВ программа "Мир. Наследие АРИ"

ТВ программа "Мир. Духовное лидерство"

ТВ программа "Мир. Древо жизни"

Тайны вечной книги. Ложное свидетельство (клип)

Ложное свидетельство

"Слушай жену свою", но "не множь разговоры с женой" (клип)

С одной стороны говорится: "Слушай жену свою"; с другой стороны: "Не множь разговоры с женой". Как это совместить? Речь идет о женском желании получать, с которым нужно как можно меньше контактировать. Бери от него только то, что поможет тебе в желании отдавать. Поэтому здесь нет никакого противоречия.

Намеки на духовные свойства и действия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Пурим по традиции едят сладкие пирожки, форма которых напоминает карманы Амана. Это такой символ?

Ответ: В нашем мире существует связь корня с ветвью. Поэтому мы должны всё это каким-то образом отобразить в ветвях. Народ должен быть привязан к таким вещам.

Вопрос: Разве не примитивно, что мы в XXI веке выполняем эти традиции?

Ответ: Я считаю, что наш век самый примитивный из всех предыдущих веков. Чем больше мы развиваемся, тем больше растет наш эгоизм. Поэтому мы вдруг начинаем чувствовать себя какими-то большими, критикуем предыдущие века, ученых и всех прочих. А ведь они гораздо лучше нас разбирались в структуре миров, сил творения.

Они знали эти корни, видели их, угадывали, понимали, с чем имеют дело. И не для того, чтобы сделать из этого какой-то исторический рассказ, а чтобы включить в систему исправления, чтобы каждое поколение делало свою корректировку и постепенно мы пришли бы к полному исправлению, которое называется "Пурим". 

Вопрос: Поэтому они ввели в народ традицию есть сладости в виде "карманов Амана"?

Ответ: Конечно. Это всё сделали великие каббалисты. В этом есть несчетное количество всевозможных намеков на духовные свойства и действия, которые мы должны совершить.

Вопрос: В Пурим принято дарить подарки. В честь чего? В честь радости?

Ответ: Да, ведь когда мы соединяемся между собой, мы наполняем друг друга: я тебя, ты меня. А каждый отдельно не может наполнить самого себя.

Праздник Пурим – это конечное исправление. Творец создал эгоизм, злое начало, которое полностью исправляется.

Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свойство "Аман"

Когда добро и зло сливаются воедино

Под маской скрытия

Почему так трудно понять Тору

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Если мы говорим, что в Торе все написано аллегорически, но вместе с тем признаем, что был такой народ, был выход из Египта, Земля Израиля, и сегодня мы претендуем на нее, то получается, что когда выгодно, люди говорят "аллегория", а когда нет – что так было на самом деле.

Ответ: Эти люди не имеют отношения к каббале, поэтому мне с ними не о чем говорить. Какая аллегория? Каббала говорит о законах природы, о ее истинных законах.

Я смотрю не на то, что пишут историки, а на то, что передается нам из поколения в поколение. И это всегда подтверждается.

Меня не интересует, что с этим не согласны университетские ученые. Хотя я сам, защитив докторат по каббале, в некоторой степени, отношусь к ним, но меня не интересуют их выводы, поскольку они опираются на то, что им выгодно, чтобы подтасовать какие-то факты, сказать якобы что-то новое. Я встречался и с американскими учеными, и с российскими, и с израильскими, и вижу, как они работают.

Реплика: Есть такие, конечно. Но я привожу в пример простые факты. Написано: "В шесть дней создана вся Земля и вся вселенная". Мы понимаем, что этого не может быть. Или сказано: змей стоял на двух ногах. Понятно, что это аллегория.

Ответ: Абсолютная. 

Вопрос: Объясните, когда это аллегория, а когда нет? Разве десять египетских казней – это закон природы? Это какая-то непонятная мистика. Что там происходит?

Ответ: Тора говорит только о том, что происходит внутри человека.

Реплика: Но ведь мы, основываясь на всех исторических фактах, претендуем на государство Израиль. Вся история построена на том, что существует такой народ.

Ответ: Потому что эти события на самом деле происходили здесь. Это доказывают и раскопки, и все прочее.

Вопрос: Так что же все-таки было, а чего не было? Что аллегория, а что нет? Что внутри человека, а что нет? Как это правильно понять?

Ответ: Народ Израиля какое-то время жил в Египте, вышел оттуда и основал свое государство. Он существовал в течение более тысячи лет, а потом рассыпался по всему миру.

Вопрос: Действительно, мы видим, что был Храм, сохранились его остатки и т.д.  Так значит, это не аллегория, это существовало?

Ответ: Да.

Вопрос: Значит, можно сказать, что Тора – это исторический рассказ?

Ответ: Нет. Тора не говорит об истории. В ней рассказывается всего лишь о сорокалетнем периоде в жизни народа, и о том, что было до этого. Она заканчивается на входе в Землю Израиля, когда умирает Моше. А переход народа Израиля через Иордан, вход в Землю Израиля и ее освоение – это уже не Тора, а "Пророки" и "Святые писания".

Они описывают исторические периоды. Этим книгам надо верить, несмотря на то, что они кажутся нам, может быть, неточными или какими-то нереальными. Хотя бы к их описаниям надо относиться серьезно и не придумывать под них какие-то свои объяснения.

Проблема в другом: люди вообще не понимают, о чем говорится в Торе. Они считают, что она указывает, как выполнять заповеди в нашем мире: убой скота, поддержка различных условий в Храме и т.д.

Надо понимать, почему и для чего так написано. Здесь говорится только о внутреннем состоянии человека, о том, как он должен себя исправить, чтобы самому стать Храмом, чтобы все его неживые, растительные, животные и другие "ингредиенты", если можно так сказать, разум и сердце, мысль и желание, пришли в правильное состояние с целью соединения с ближними и достижения состояния абсолютной любви.

Вопрос: Получается, что все животные и растения, описанные в Торе – это уровни желания?

Ответ: Только лишь.

Вопрос: Допустим, приносить жертву – это значит взять какое-то свое животное эгоистическое желание, принести в жертву и подняться на уровень "человек". Так это надо понимать?

Ответ: Только. Очень трудно понять, что такое Тора. Если в ней говорится, что "возлюби ближнего как себя" – это самый главный закон Торы, а все остальное, как сказал Гилель, только лишь его объяснение, – где ты видишь, чтобы это выполнялось?

Отсюда нам понятно другое: мы вообще не придерживаемся Торы, не выполняем ее, не понимаем ее внутреннего смысла – его в нас нет.

Вопрос: Что значит "возлюби ближнего как себя", если речь идет только обо мне одном?

Ответ: То, что ты должен привести себя в такое состояние.

Вопрос: А кто во мне этот ближний?

Ответ: Все твои внутренние состояния, которые, как тебе кажется, существуют снаружи.

Вопрос: Я должен возлюбить свои внутренние состояния?

Ответ: Да. И через них Творца. Потому что от любви к ближнему надо прийти к любви к Творцу.

Вопрос: А тех людей, которых я вижу вне себя, я тоже должен возлюбить?

Ответ: И вне себя – обязательно! Исправляя себя, ты должен исправить свое воззрение на мир так, чтобы оказалось, что ты любишь всех.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора – инструкция, как прийти к любви

Важно понять, о чем говорит Тора

О чем повествует Тора?

Тора – инструкция, как прийти к любви

каббалист Михаэль ЛайтманГоре тому человеку, который говорит, что Тора дана для того, чтобы просто рассказывать истории о событиях житейских – о Эсаве, Лаване и так далее.

В таком случае даже в наше время мы можем написать Тору о свершающихся событиях, даже более привлекательных, чем те. Если Тора призвана рассказать о происходящем в мире, то взять даже правящих в мире, – случаются между ними вещи более примечательные.

Если так, давайте проследим за ними и сделаем из них Тору сообразно этой. Но все события в Торе – это высшие тайны.  (Книга Зоар, Глава Бэаалотха, п. 58)

Проблема в том, что люди не понимают Тору, не понимают, что она описывает законы природы, которые мы должны выполнять, чтобы существовать в правильном соотношении, в правильном объединении с природой.

Самый главный ее закон – это "возлюби ближнего". Так и сказано: "Возлюби ближнего как себя" – основной закон Торы". Для человека, стремящегося его выполнять, этот закон включает в себя все остальные законы Торы. 

Реплика: Это очень странно, потому что в Торе пишется, в основном, об убийствах, а о любви вообще ничего не говорится.

Ответ: В ней говорится о том, как трудно "возлюбить ближнего как себя". Об этом и написана вся Тора.

Вопрос: Значит, Тора – это инструкция как прийти к любви к ближнему?

Ответ: Только лишь!

Вопрос: А что такое Десять Заповедей?

Ответ: Для того чтобы выполнить закон "возлюби ближнего", существует 613 (тарьяг) всевозможных под-законов. Они включены в десять заповедей, а те – в один основной закон.

Вопрос: Если взять хотя бы одну заповедь, допустим, "не укради", – о чем идет речь?

Ответ: "Не укради" – это естественно. Разве можно выполнять закон "возлюби ближнего" и красть? В этом законе есть более внутренние, более высокие, хотя и кажущиеся нам иррациональными правила. Но, в принципе, он начинается с чисто человеческих отношений.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовная карта, отпечатанная на сердце

Важно понять, о чем говорит Тора

Тора – это руководство к любви

Страница 5 из 28« Первая...34567...Последняя »