Записи в разделе 'Заповеди'
Десять Заповедей и Акт Творения

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Книге Зоар сказано, что Десять Заповедей соответствуют десяти Актам Творения.

Ответ: Десять Заповедей – это десять основных критериев, по которым нужно выстроить модель нашего внутреннего образа, называющегося "Адам" от слова "домэ" – "подобный Творцу".

Поэтому нам надо понять, что же такое Десять Заповедей. Или это "не укради" где-то на улице? Или "не убий" в подворотне? Или не заигрывай с женой соседа? Или речь идет о каких-то особых, внутренних изменениях человека, в результате которых он действительно становится равным Творцу?

Заповедью называется исправленное эгоистическое духовное свойство человека. Иными словами, мы должны постепенно обнаружить в себе противоположный Творцу образ, который называется нечистым (клипа), обратным Ему, и изменить его на подобный Творцу. 

Это изменение наших свойств и называется выполнением заповеди.

Таких свойств у нас 613. Поэтому мы должны совершить 613 исправлений. Но пока в человеке нашего мира ты не увидишь ни одного свойства, противоположного Творцу – в нем просто ничего нет. 

613 заповедей делятся на десять. т.е. как бы группируются в десять групп.

Что касается Акта Творения, то он завязан на заповеди, поскольку Творец создал человека, как восковую печать, отбив Себя в противоположном виде: то, что в печати выпукло, стало вогнутым.

Так Творец отштамповал Себя в материале творения, сделав из Себя противоположное свойство. В Творце есть 613 положительных свойств, направленных на отдачу, любовь, эманацию. А в нас это все проявляется в противоположном виде: в получении, насыщении, презрении ко всем, использовании всех и вся, в гордости, соревновании и т.д.

Творец просто взял все свои свойства и отпечатал их в нас в обратном виде.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Все преступники мира – в одном человеке

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означают определения "не кради", "не прелюбодействуй", "не убий"? О чем или о ком идет речь?

Ответ: О каждом из нас, ведь мы ежесекундно убиваем, крадем, прелюбодействуем.

Дело в том, что мы находимся в наших эгоистических, неисправленных состояниях, и это означает, что я произвожу эти действия. Если я не исправил свое свойство "не убий" или "не укради", значит, я в нем нахожусь.

Неважно, реализую я это или нет. Духовный суд оценивает человека по его потенциалу. Значит, если в тебе существует свойство, что ты в каком-то состоянии все-таки убьешь, значит ты сейчас убиваешь, значит ты не потенциально убийца.

В духовном нам не надо специально приводить человека к этому состоянию. Так что, ты и убийца, и насильник, и вор, и все остальное. 

Сейчас тебя это особо не беспокоит. Но придет время, когда все потенциальные, нереализованные свойства ты начнешь ощущать, как реализуемые в тебе: вот сейчас я убиваю, сейчас – насилую, сейчас – граблю, сейчас – обманываю. Тогда у тебя появляется ощущение, что ты виновен во всех страданиях мира. И этого ты вынести уже не можешь.

В соответствии с тем, как свет, воздействуя на человека, показывает, кто он на самом деле, и в то же время показывает ему, из какого источника исходит свет, то эта разница между тем, откуда исходит свет – от Творца, и тем, что в потенциале ты находишься во всех своих ужасных свойствах, ощущается в тебе ужасным внутренним состоянием стыда. 

Этот стыд, сжигающий тебя, называется адом. И на самом деле это ад. Поэтому человек готов от него избавиться. Но избавиться не так-то просто.

В аду находятся одиннадцать месяцев – духовные ступени, в течение которых человек проходит состояние своей противоположности Творцу, сгорая внутри от ужасных ощущений его отличия от Творца настолько, что после этих одиннадцати месяцев он исправляет свое состояние на подобие Творцу и приходит к состоянию, называемому "рай".

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №9

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не убивай"

Заповедь "Не прелюбодействуй"

Заповедь "Не кради"

Две заповеди: получение и отдача

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли мы посмотрим в целом, то в обществе на нас возложено выполнение только двух заповедей, которые можно определить как "каббала" – получение и "ашпаа" – отдача.

То есть каждый член общества обязывается природой получать все необходимое ему от общества, но также обязывается и отдавать обществу, работая на его благо. И если не выполнит хотя бы одну из этих двух заповедей, будет немилосердно наказан. (Бааль Сулам, статья "Мир")

Вопрос: Если Бааль Сулам считает, что существует всего лишь две заповеди, то куда отнести Десять Заповедей? То есть эти две делятся на 10, 613…?

Ответ: Это всё мы раскладываем в зависимости от наших состояний, отношений и т.д. Но на самом деле, что еще есть в природе, кроме получения и отдачи? Ничего.

Вопрос: Допустим, это можно сравнить с тем, что в году 365 дней, столько-то часов, столько-то секунд? То есть две основные заповеди делятся на вспомогательные? 

Ответ: Да. В природе нет ничего, кроме плюса и минуса. Но когда ты начинаешь вводить их в отношения между людьми, раскладываешь людей, их взаимоотношения и каждого человека относительно себя и других, то у тебя получается огромное количество условий – получать и отдавать. И ты это должен каким-то образом свести в одну систему. Это, в принципе, и описано в Торе.

Реплика: Рабби Акива пошел еще дальше, сказав, что есть одна заповедь – "возлюби ближнего, как самого себя".

Ответ: Она превалирует над этими двумя: чтобы и получение, и отдача были только ради другого.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Седьмая заповедь Ноаха

Ты в мире не хозяин

"Не произноси ложного свидетельства"

Седьмая заповедь Ноаха

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: До того, как народ Израиля получил Десять Заповедей, существовали Семь Заповедей Ноаха: шесть до Потопа, и еще одну добавили после Потопа.

Ответ: Согласно Талмуду, Бог дал их через Адама Ною, а тот передал их всему человечеству. Потом из этого человечества выделилась группа, которая назывались "еудим", что значит "устремленные к Творцу". Поэтому к ним добавились еще дополнительные заповеди.

Вопрос: Почему седьмая заповедь Ноаха, которая была добавлена после Потопа, обязывала "создать справедливую судебную систему"?

Ответ: Потому что до Потопа все развивалось инстинктивно, и люди не нуждались в исправлении. А после Потопа, когда произошло раскрытие огромной ужасной эгоистической силы, которая как бы вызвала Потоп, была введена эта дополнительная заповедь.

То есть до Потопа люди находились на элементарном животном уровне, им не нужны были судебные законы, адвокаты, суды. А когда эгоизм вырос, то потребовалась судебная система, правильные интеракции и все прочее.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ты в мире не хозяин

"Не произноси ложного свидетельства"

Не укради

Ты в мире не хозяин

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Десятая заповедь "не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего, ни раба, ни рабыни, ни вола, ни осла…" и так далее – повторяет суть предыдущих заповедей?

Ответ: Здесь как бы все собирается вместе. То есть ты должен четко понять, что ты в мире не хозяин, у тебя нет ничего своего. Все, что есть у тебя, на самом деле не твое, поэтому ты не можешь ничего желать.

В итоге работай со своими желаниями только на отдачу. Если ты к этому придешь, значит станешь человеком.

Вопрос: Это значит не только не использовать разные виды желаний ближнего, а наоборот, наполнять их, и тогда ты станешь подобным Творцу?

Ответ: Да.

Вопрос: А чем можно наполнить желания ближнего?

Ответ: Тем, чего ближний желает.

Вопрос: Но он желает разные вещи. Разве я смогу наполнить его желания?

Ответ: Естественно, не сможешь. А ты помоги ему в общем – направь его к Творцу.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не желай жены ближнего"

"Не желай дома ближнего своего…"

Контраст, проявляющий истинную картину мира

"Не произноси ложного свидетельства"

каббалист Михаэль ЛайтманДевятая заповедь гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего". Ведь этим ты создаешь совершенно новые условия в мире и рискуешь исказить все соответствия между силами мира, если произносишь ложные условия, вводишь ложные параметры.

Вопрос: Таким образом я еще больше отдаляюсь от ближнего, а значит и от Творца?

Ответ: Да. Все правила построены только на том, чтобы человек не отдалялся от Творца.

Реплика: В каббале Творец – это цель. А на Него мы можем настроиться только через общество. Поэтому если я навожу ложные свидетельства на ближнего, то таким образом отодвигаю себя от Творца. Жалко, что мы не видим этого. Тогда мы соблюдали бы эти законы.

Ответ: Нет. Тогда мы были бы просто машинами. У нас не было бы свободы выбора. 

Реплика: Так тяжело все это выполнить…

Ответ: Не тяжело, а невозможно. В природе не может быть ничего иначе. Мы должны с этим согласиться. Нам нужно понять, что только таким образом мы правильно настраиваемся на природу, на ее высший закон, который поднимает нас над нашей животной природой.

Так что мы должны согласиться с этим подъемом, предоставить себя его силам, и тогда все получится.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не преклонись перед мнением своего эгоизма

Непростые духовные правила

Тайны вечной книги. Ложное свидетельство (клип)

Не укради

каббалист Михаэль ЛайтманВосьмая заповедь "не укради" – это то же самое, что и "не прелюбодействуй". Только прелюбодейство относится к живому уровню, а кража – к неживому.

То есть это разный уровень желаний, когда ты переносишь из одного разрешенного состояния в другое, от одного имущественного состояния в другое имущественное состояние.

А при прелюбодействе ты используешь самого человека. Не неживое, растительное или животное, а уровень "человек".

В самом человеке есть четыре уровня желаний. Если "не прелюбодействуй" – это наивысший, человеческий уровень, то "не укради" – это все остальные уровни: неживой, растительный и животный.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не кради"

"Не кради"

Истина превыше всего

"Почитай отца и мать"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пятая заповедь: "Почитай отца твоего и мать твою". О чем идет речь? Кто такие отец и мать?

Ответ: Отец и мать – это силы Хасадим и Хохма.

Творец – это высшая сила. За Ним следуют две низшие: Хохма и Бина. Хохма – это сила отца, Бина – сила матери. А далее за ними следуют шесть производных, составляющих Зэир Анпин: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод.

Самая последняя сфира Малхут – это законченное творение.

Под фразой "почитай отца своего и мать свою" подразумевается, что надо дать Хохме и Бине возможность создавать, творить, чтобы все, что в них есть, проявилось в шести сфирот Зэир Анпина, в шести силах.

Вопрос: А что значит "почитать"?

Ответ: "Почитать" – то есть ждать, когда они проявятся в творении, потому что Хохма и Бина – отец и мать – находятся выше творения и выше сотворения. Через них Бог творит. Поэтому отцом и матерью создаются шесть сфирот Зэир Анпина, которые практически формируют творение.

"Почитать отца и мать" – это значит дать этим силам возможность действовать в тебе. Как в нашем мире: разве зародыш может что-то делать? Даже маленький ребенок? Это все делают за него родители. А тут мы говорим о правильном отношении низшего к высшему. Человек в нашем мире должен дать возможность высшим силам действовать, формировать его.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Чти отца своего и мать свою"

"Чти отца своего и мать свою"

Под родительским крылом

"Помни день субботний"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Четвертая заповедь: "Помни день субботний, чтобы святить его".

Почему человеку надо соблюдать какой-то один день, именно отдыхать в этот день, и Творцу это так важно?

Ответ: Это важно, потому что существует периодичность: каждый седьмой день является перерывом, как бы останавливающим все мироздание и запускающим его заново. Это называется "неделя".

Реплика: Вы говорили, что в шесть дней, символизирующих шесть сфирот Зэир Анпина, происходит работа человека. Допустим, вся наша работа – объединиться с другими. Шесть дней человек как бы работает сам, но должен понимать, что дальше, на седьмой день, даже если он будет работать, то это не принесет ему никакой пользы. Творец должен закончить за него.

Ответ: Речь идет не о нашей обычной работе.

Сказано, что в течение шести дней Творец работал, а в седьмой день отдыхал. Значит, и мы якобы должны шесть дней работать, а на седьмой день отдыхать. Но здесь не имеется в виду работать как Творец. 

Его работа – это сотворение. Это хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод – шесть направлений.

А наша работа заключается в том, чтобы мы как бы видоизменяли себя в соответствии с этими шестью категориями. И когда мы это заканчиваем, то приходим к последней. Но последняя категория реализуется в нас сама. Поэтому здесь ничего не надо делать, только не мешать.

Если ты правильно привлек к себе шесть сил, то тогда седьмая сила "шаббат" (от слова "швита", остановка в работе) производит всю работу сама именно благодаря тому, что ты не вмешиваешься в действия Творца. Ты перенял от Творца все, что можно, за шесть ступеней, так называемых "шесть дней", которые соединяются в тебе, и тогда на седьмой день ты получаешь их результат.

Вопрос: То есть речь идет именно о внутренней духовной работе? Когда я прохожу эти шесть ступеней, то автоматически запускается следующая. Даже если бы я захотел, я не мог бы работать?

Ответ: Нет, ни в коем случае. Это работа света. Седьмая ступень является суммой, результатом предыдущих шести ступеней. Ей нужно только дать реализоваться.

Реплика: Значит, если человек сам объединился с другим, своими усилиями, то в нем возникает гордость. И это не то объединение, о котором идет речь. То есть надо сделать усилие, а дальше оставить работу Творцу?

Ответ: Всегда! Потому что все равно ты не сможешь закончить сам.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Субботнее исправление

В день субботний

Праздник, который мы не замечаем

"Не произноси имя Господа попусту"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Третья заповедь: "Не произносить имя Господа попусту" означает, что ты не можешь привлечь силу Творца, чтобы произвести какое-то эгоистическое действие?

Ответ: Можно действовать силой Творца только в мере своего подобия Ему, в мере объединения с Ним.

Вопрос: Нельзя вызвать на себя ее влияние или использовать ее эгоистически ради себя, чтобы победить какие-то народы, обогатиться и так далее?

Ответ: Об этом даже нет речи!

Вопрос: А если я не соответствую Ему, то могу просить, не просить, Он все равно не будет воздействовать на меня?

Ответ: Обращаться можно. Но именно в том, чтобы Творец помогал тебе быть подобным Ему. С этой целью всегда можно и желательно обращаться. Такая просьба будет удовлетворена.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не делай себе кумира"

Заповеди – законы мироздания

Не произноси имя Творца попусту

"Не делай себе кумира"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вторая заповедь гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения".

То есть люди, постигшие духовный мир, говорят, что есть только одна сила, и никакой другой?

Ответ: Всё, что ты можешь себе вообразить – это производное от единственной высшей силы. Поэтому, если ты считаешь, что есть какие-то иные, второстепенные силы кроме нее, которые что-то производят, реализуют, решают в нашем мире, то это твоя ошибка. То есть знай, что ты уже находишься не на самом высоком уровне постижения.

Для того чтобы соблюдать эту заповедь, ты должен видеть только одну силу за всеми объектами нашего мира, включая людей. Если ты так относишься ко всему, значит, ты выполняешь эту заповедь.

Вопрос: Это не то, что я верю в какой-то монотеизм?

Ответ: Нет, тут вообще не говорится о вере. Речь идет именно о постижении. 

Сказано: "Не делай никакого изображения", потому что эту силу невозможно изобразить. Я, конечно, могу начертить стрелку, указывающую вектор, но изобразить силу в виде рисунка, как мы изображаем нечто находящееся в нашем мире, мы не можем. Это сила отдачи, сила объединения, сила интеграции, сила эманации.

Даже физические силы в нашем мире мы изображаем векторами, не более того.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не сотвори себе кумира

Самая неуловимая заповедь

Не создавай себе кумира

Заповеди – законы мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Десять Заповедей – это законы интеракции между людьми. Часть из них так и выглядят, а часть – нет.

Ответ: В принципе, это законы мироздания. Но поскольку они определяются взаимоотношениями между людьми, а наши взаимоотношения определяют все остальные законы природы, то, конечно, все сводится именно к отношениям между нами.

Вопрос: Первая заповедь: "Я – Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской".

Насколько я понимаю, только Творец может вывести человека из его эгоизма. Но почему Творцу надо было объявить именно эту заповедь первой?

Ответ: Потому что это краеугольная заповедь, говорящая, что есть единственная сила в мире, которая выше всех. Она поднимает человека с неживого, растительного, животного уровней природы на уровень "человек". 

"Человек" – этот тот, кто постигает связь с Творцом. Практически все человечество находится на уровне "животного", независимо от того, сколько оно знает, сколько развило наук и искусств.

"Животное" – это когда человек думает о себе, находится в своем эгоизме. Поэтому выход из этого состояния на уровень "человек" – Адам, подобный Творцу ("Адам" от слова "домэ", "подобный" Творцу) – может быть совершен только лишь под воздействием особой высшей силы, называемой "Творец".

Эта сила называется "Творец", потому что она сотворяет человека.

Вопрос: То есть каббалисты раскрыли закон, что смена эгоцентрического восприятия мира на целостное может произойти только посредством высшей силы природы? Поэтому говорится: "Я вывел тебя из земли египетской"?

Ответ: Да. Это изменение состояния человека в нашем мире. Речь идет о духовном подъеме, о постижении.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Три части общества с точки зрения духовной работы

каббалист Михаэль ЛайтманМы находимся в обществе, в окружении множества разных людей. Относительно духовной работы, когда человек хочет прийти к слиянию с Творцом, которое достигается именно в намерении, общество можно разделить на три части.

Одна часть – это народ Израиля ("Исра-Эль"), который стремится прямо к Творцу.

Вторая часть – это "египтяне", т.е. общество людей, которым духовное вообще безразлично. Они естественным образом делают то, что им хорошо. Они могут не понимать, что я делаю, да им это и не важно. Главное, чтобы им было хорошо.

Третья часть – это "эрев рав" ("большой сброд"), т.е. люди, которые считают, что надо выполнять заповеди без намерения.

А намерение – это совершенно иная картина. Человек должен подниматься над своим эго, привлекать на себя высший свет, переделывать эгоизм на альтруизм. Менять абсолютно все внутри себя, начинать ощущать Творца, Высший мир.

Это огромная и очень тяжелая духовная работа. Поэтому есть люди, считающие, что ее не надо выполнять. Они когда-то упали с уровня правильных намерений ради других и ради Творца в эгоистические намерения ради себя.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 22.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три вида желаний внутри человека

Иерархия общей души

"Богобоязненные" египтяне

Выбор – не прегрешить

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Отсутствие действий по сближению между людьми в каббале считается грехом. В то же время каббала говорит, что нет свободы выбора. Тогда откуда грех?

Ответ: Свобода только в том, чтобы правильно идти к цели и гораздо быстрее, чем это обусловлено природой.

Вопрос: Если я молюсь за себя, то по каббале это грех. С другой стороны, какой у меня есть выбор?

Ответ: Твой выбор молиться за то, чтобы ты по-доброму относился к другим, и Творец тебе в этом помог. Таким образом ты ускоряешь свое движение, свое развитие.

Вопрос: А у меня есть свобода выбора в том, чтобы просить помощи у Творца?

Ответ: Да. Это зависит от того, насколько ты входишь в группу, которая тебя воодушевляет, помогает, подталкивает вперед. Ты пользуешься их взаимной поддержкой и таким образом обращаешься к Творцу, взяв от группы определенное количество впечатлений. 

Вопрос: Что такое грех с точки зрения каббалы?

Ответ: Грех – это неверное использование тех условий, которые даны тебе, чтобы правильно двигаться к цели и достичь ее быстро, безболезненно, в течение этой жизни.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Просить помощь у Творца

Грех – отклонение от движения к цели

Единственный грех человека

Просить помощь у Творца

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В каббале сказано, что когда человек не просит помощи у Творца, это является грехом.

Ответ: Люди, которые, устремляясь к цели творения, желают достичь правильного состояния, должны понимать, что их стремления состоят из двух направлений.

Одно – движение друг к другу. Другое – осознание и понимание, что это сделать невозможно, потому что наша природа нам этого не позволяет и не позволит. Творец стоит на пути между нами и не дает сблизиться между собой, вызывая всевозможные проблемы, чтобы человек понял: без участия Творца он не сможет сблизиться с другими.

Ни человек, ни народ, ни государство, ни все человечество ничего не достигнут, если только не начнут двигаться к сближению между собой с помощью Творца.

Вот тогда и возникает такое действие, как заповедь, то есть благое действие, когда я пытаюсь сблизиться с остальными и прошу участвовать в этом Творца. Тогда я точно могу рассчитывать на успех.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Грех – отклонение от движения к цели

Единственный грех человека

Все достигается молитвой

Страница 7 из 28« Первая...56789...Последняя »