Я объединяюсь с другими, чтобы раскрыть Творца, раскрыть Его желание наполнить меня. Я хочу наполнить Творца так же, как Он желает наполнить меня, и в этом заключается моя возможность насладить, порадовать Его…
Я объединяюсь с другими, чтобы раскрыть Творца, раскрыть Его желание наполнить меня. Я хочу наполнить Творца так же, как Он желает наполнить меня, и в этом заключается моя возможность насладить, порадовать Его…
Все, что постигается в Высшем мире – это средняя линия.
Сверху от Творца нисходят две линии: свет и желание. Правильное их сопоставление образует среднюю линию, которая воспринимается нами как постижение Творца, как постижение единого корня.
Иными словами, существует один единый корень. Из него к нам нисходят две линии: с одной стороны – желание, с другой стороны – свет, свойство отдачи.
А мы должны их правильно соединить в себе, подобно Творцу. Он – один, из Него нисходят эти два желания. И мы здесь должны быть одни, соединяющие правильно в себе эти два желания, подобно Ему.
Что значит "подобно"? – Как бы поднимаясь обратно по этим двум желаниям все выше и выше до Его лично уровня. Вот и все.
Поэтому любые каббалистические, так называемые "святые книги" написаны в свойстве отдачи, в средней линии. Но в этой средней линии есть немного уклон влево, вправо.
Вопрос: Книга Зоар написана в средней линии?
Ответ: Да, она направляет тебя, помогает создать линию из двух составляющих. А есть книги, которые все-таки написаны с уклоном в другую сторону. Например, Псалмы написаны с уклоном в правую сторону, Экклезиаст с уклоном в левую сторону и так далее.
Вопрос: Допустим, я читаю Книгу Зоар или "Комментарий Сулам к Книге Зоар" и не понимаю их. Так в чем же их плюс?
Ответ: Тебе подается уже готовая, обработанная для тебя Книга Зоар. Ты ее слушаешь в переводе на русском языке. Я считаю, это нормально.
Единственное, что тебе нужно – продолжать терпеливо слушать ее, часами! Я думаю, ты все-таки скажешь, что она как-то на тебя действует.
Реплика: Она действительно действует!
Ответ: Вот это и есть особое свойство этой Книги. Постепенно ты начнешь ощущать ее, понимать, контактировать с ней.
А "Комментарий Сулам" добавляет нам среднюю линию, подходящую именно для наших душ, которой в самой Книге Зоар нет. Он адаптирует нас к ней.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Чистый Зоар"
Вопрос: Основой духовного мира является та значимость, которую мы ему придаем. В первоисточниках говорится, что есть всего лишь грамм света и грамм желания, а все остальное определяется тем, как мы к этому относимся, какую важность даем тому или иному явлению. Как это происходит?
Ответ: Мы привыкли, что в нашем мире желания, наполнения имеют какую-то метрическую соразмерность: метры, кубометры, парсеки, расстояния, тонны и т.д.
А в духовном мире нет никаких земных измерений. Там все измеряется только чувственно, отношением одного к другому. Поэтому, если меня волнует грамм какого-то материала, который для меня, может быть, дороже всей Вселенной и всей жизни, поскольку, допустим, этот грамм – зарождение новой жизни, тогда я к нему отношусь как к чему-то, что заполняет всю Вселенную. Для меня он больше, чем все остальное. В этом измеряется духовная величина какого-то объекта.
Иными словами, духовный объект не имеет ни геометрической, ни метрической размерности, и определяется только величиной моего отношения, моего внимания, величия объекта в моих глазах. Это сугубо субъективные измерения.
Вопрос: В принципе, человек, постигающий духовное, или каббалист, наслаждается не от того, что ему дает Творец, а от того, насколько Творец важен в его глазах?
Ответ: А он не ощущает то, что ему дает Творец. Он ощущает только в мере величия того, что ему дает Творец.
Вопрос: Если взять пример из нашего мира. Допустим, стакан кофе – это тоже от этой единой силы. Я могу просто выпить кофе. Но если мне его сделал какой-то важный человек, я, естественно, буду наполняться не только напитком, а еще важностью этого человека, насколько он велик в моих глазах, в глазах всего общества. Так это работает?
Ответ: Да.
Реплика: Но все-таки должен же быть какой-то материал…
Ответ: В нашем мире должен быть материал. Поэтому мы и начинаем с материального мира, который создан для того, чтобы от него мы могли переходить к другим, более отвлеченным категориям.
Вопрос: Значит, ко всем наслаждениям этого мира я должен относиться следующим образом: это мне дается Творцом, и мне не хватает только важности того, кто мне это дает?
Ответ: Да, но когда я начинаю развивать важность к тому, от кого я получаю, и она во мне больше, чем важность полученного объекта, то тогда я перехожу уже к другим измерениям.
То есть сам объект уже не имеет значения в моих глазах. Значение имеет только важность того, кто мне его дал. И тогда я перехожу из ощущений нашего вещественного мира к измерениям и ощущениям Высшего мира: я получил это от Творца.
Если сказано, что "Нет никого кроме Творца", то как же человек может действовать самостоятельно? Действие человека только в том, что он от раза к разу все больше чувствует и постигает, что нет никого кроме Творца, нет другой силы в мире, которая что-то давала бы и делала – только Он.
Не стоит пренебрегать никакими состояниями, а нужно соединить их все вместе в одно желание, в особое решение, в одно общее кли. И тогда мы увидим, что у этого кли есть особая форма, в которой раскрывается Творец, конечная цель творения, и мы все включаемся туда.
Тут важно такое понятие, как время. Человеку надо постараться все время быть связанным с тем, что ощущается в сердце, и чтобы это ощущение вело его к цели – к объединению выше знания, против доводов разума. Но он все равно идет, и тогда понемногу начинает понимать, что от него требуется, и как он должен подготовить себя, чтобы прийти к состоянию, которое называется духовным, выше знания.
Из урока №3 Международного каббалистического конгресса "Поднимаемся над знанием", 19.05.2024
Происходит чудо, и человек начинает раскрывать свою первую связь с Творцом. Он чувствует, что достиг сейчас особого духовного состояния, когда ему раскрывается контакт с высшей силой.
Человек не знает заранее, что это произойдет, но долгое время продолжает стремиться к Творцу и желает раскрыть связь с Ним. Это называется чудом, потому что приходит внезапно, без каких-либо явных признаков приближения, раскрываясь вдруг, как подарок.
На человека возложено приложить усилия к этому раскрытию, но при этом он не видит никакой связи между своими просьбами и тем, что получает в понимании и ощущении, в момент раскрытия истины.
Из урока №3 Международного каббалистического конгресса "Поднимаемся над знанием", 19.05.2024
Вопрос: Я по себе чувствую, что перевод мне ничего не дает. Хотя я не понимаю иврит, но стараюсь почувствовать буквы иврита. И это влияет.
Разве переводы могут быть передаточным звеном чувств? Все равно надо читать, допустим, Книгу Зоар в оригинале на иврите и стараться почувствовать ее?
Ответ: И да, и нет. Не обязательно. Книга Зоар станет проявляться перед тобой как сетка сил, свойств, которые находятся в тебе, вокруг тебя, как некая внутренняя и внешняя матрицы, и ты начнешь ее ощущать.
Вопрос: И вы это четко чувствуете, когда читаете Зоар?
Ответ: Конечно! Это такая сила! Я просто поражаюсь, восхищаюсь, пытаюсь понять, принять, взаимодействовать каким-то образом, где-то, как-то. Как будто ты находишься в каком-то своем внутреннем и внешнем пространстве, с которым ты взаимодействуешь. Ты изучаешь его.
Вопрос: Но вы от этого получаете какое-то удовлетворение? Или это совсем другое ощущение?
Ответ: Этому удовлетворению нет равного.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Безграничный кайф"
Вход в любой мир, период адаптации к нему, накопление начальных знаний, с которыми мы уже дальше развиваемся, одинаков и в нашем, и в духовном мире. Это та же природа.
Ничего противоестественного здесь нет. Наоборот, это так же естественно, как развитие малюток до уровня маленьких человечков. Точно так же и мы. У нас нет другого выхода, как учиться от них.
Вот он лежит, только-только родился: с ним начинают агукать, и он откликается, пытаются его как-то растормошить, и он потихоньку отзывается, взрослый улыбается – он улыбается.
Он учится буквально всему. И таким образом программирует себя от взрослого, поскольку на самом деле он представляет собой пустое желание, в котором пока еще ничего нет. Его надо наполнять знаниями, навыками, впечатлениями, создавать внутри какие-то связи. Ты можешь сделать из него все, что угодно.
Так же и мы своим желанием относительно духовного освобождаем себе определенную область и говорим: "Вот эту область я хочу сейчас запрограммировать и наполнить духовными впечатлениями, не нашего мира". А если ты так хочешь, то должен поступать как новорожденный малютка, который еще не стал маленьким человеком.
Именно это предлагает нам каббала. И мы можем это сделать. Ведь здесь не надо быть умным! Надо просто понять, что таким образом ты войдешь в высший мир.
Поэтому надо сознательно пройти еще раз тот этап, который ты прошел в этом мире неосознанно, когда родился. Там тебя толкала природа. А сейчас природа требует, чтобы ты сознательно так поступил, осознанно поставил себя как младенца относительно высшего мира, захотел бы перенять от него все впечатления и свойства.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Думаем о товарище!"
Вопрос: Когда я думаю о товарищах, либо мы вместе думаем о чем-то, как правильно выстроить наши искусственные действия?
Ответ: Наши искусственные, даже полу-лживые действия в итоге складываются в одну серьезную просьбу, требование – чтобы свет действительно изменил нас.
Но это происходит, если только мы вставляем себя в его устройство, в его матрицу, пусть не желая, но все-таки пытаясь, чтобы это получилось; вместе, хотя на самом деле сердцами мы еще не вместе; изучая каббалу, хотя мы не знаем, что мы изучаем и что нам от этого нужно. Мы как бы скрываем от себя самих эти неоговоренные условия и лжем самим себе.
Но это неважно. В итоге всё складывается в те условия, которые требуются, чтобы система начала на нас действовать, как на маленьких детей. Эта та же самая система, та же самая методика, по которой развиваются малыши.
В детстве нам объясняют: "Смотри, вот это – то-то, а это – то-то. Это складывается. Это вычитается", – то есть мы уже начинаем воспринимать действительность разумом и чувствами.
Когда у меня проваляются разум и чувства к нашему миру, считается, что я уже маленький человек. И тогда я могу начинать накапливать информацию, складывать ее, синтезировать, анализировать, но именно с того момента, когда я уже человечек, допустим, с 5-6 лет.
А до этого я развиваюсь абсолютно неосознанно. Я смотрю на взрослых и делаю то же самое: повторяю то, что они говорят, делаю то, что они советуют. Так же мы поступаем относительно духовного мира.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Думаем о товарище!"
Вопрос: Какое небольшое усилие нужно сделать каждому, чтобы раскрыть свое сердце и наконец открыть это отверстие в духовный мир?
Ответ: Я должен всех включить в свое сердце – это первая, основная мысль. Ты можешь это обдумывать, если хочешь, или остаться только с ощущением. Все зависит от того, как ты работаешь – в сердце и в разуме. Возможно, ты не хочешь выходить из ощущения - это зависит от человека. Например, мне наоборот, помогает, если я добавляю разум и этим усиливаю свое ощущение.
Я все вбираю в свое сердце, вспоминая, что все мироздание находится внутри человека, и человек включает в себя весь мир. И поэтому я включаю в свое сердце всех своих товарищей, ведь охватить весь мир я пока не способен.
Если у меня есть стремление к ним, то без сомнения, у них тоже есть стремление ко мне. Нам об этом даже не требуется говорить. И тогда я начинаю чувствовать, что они действительно все находятся внутри меня – словно мать ощущает в себе своих детей.
Так я прихожу к более верному восприятию реальности, которая вся находится внутри меня. Бааль Сулам пишет, что вся картина мира возникает в задней области нашего мозга, и мы ощущаем весь мир в своем сердце. Не существует никакого мира, вне моего ощущения.
Мое сердце – это Малхут мира Бесконечности, а если я включу в себя всех, то стану Адамом Ришон, и во мне возникнет картина Творца. Мой материал примет форму Адама, а когда в него облачится форма Творца, это назовется слиянием Творца с творением, или соединением Зеир Анпина и Малхут.
Со всех сторон я получаю подтверждение, что на самом деле, больше ничего не требуется, кроме того, чтобы вобрать всю реальность внутрь себя. А начинаю я с работы с товарищами, потому что тогда мы можем взаимно влиять друг на друга, помогать.
Первое раскрытие сердца зависит от того, насколько я вдруг понимаю, что у меня нет другого выбора. Я уже совершенно отчаялся и поднял руки, видя, что ничего не добился. Я убедился, что нет никакой другой возможности достичь источника жизни, постичь ее смысл. И потому я готов раскрыться.
Хотя ты можешь решить, что еще не проверил все возможности. Эго человека всегда убеждает его, что он еще может попробовать сам добиться успеха какими-то другими путями. Только в результате полного разочарования человек приходит к согласию соединиться с товарищами.
Это самое последнее, что мне остается. Если я разочаровываюсь абсолютно во всех своих занятиях, если получил отрицательный результат от всех своих попыток преуспеть – только тогда я соглашаюсь по безвыходности, от отчаяния и страшного давления. Словно новорожденный, который был бы рад остаться в матери, но она давит на него и выталкивает наружу. Хотя он не хочет выходить!
Вы может, думаете, что сыны Израиля хотели уходить из Египта? Они уже даже в пустыне кричали, жалея, что ушли их Египта, где имели все. Никто не хочет рождаться в духовном мире, потому что мы все – эгоисты. Это очень трудный переход, и потому он такой узкий (цар) и называется родовыми муками (цир, царот).
Рассказывается, что беременная лань уходит высоко в горы, и пока не появляется змей, который жалит ее – она не может родить. Змей – это значит самый страшный эгоизм. И пока он не раскроется в человеке, он не готов родиться.
Я должен стараться не чувствовать расстояния между мной и товарищами, и чем больше устраняю эту дистанцию, тем больше мои шансы ощутить Творца. Если моя внутренняя связь с Творцом и товарищами настолько сильна, что для меня не существует разницы между нами, то я получаю возможность раскрыть Творца, ощутить Его всеми своими желаниями, всеми органами.
Не может быть, чтобы Творец был дальше от меня, чем товарищ. Наоборот, когда я ощущаю товарищей настолько близкими, будто они касаются моей кожи, моих внутренних свойств, тогда я могу раскрыть и почувствовать Творца.
Нужно устранить дистанцию между мной и товарищами во всем: и в разуме, и в сердце, во всех моих надеждах и желаниях, почувствовать их всем сердцем и душой. И это означает не просто обняться, а сблизиться внутренне. Это может даже не проявляться во внешних действиях, но обязано быть движением сердца.
Конечно, сначала я чувствую дистанцию между мной и товарищем, несоответствие наших свойств. Но чем больше я думаю над тем, как сблизиться с ним, чтобы соединиться словно один человек с одним сердцем, тем яснее могу представить Творца, который находится между нами, как сказано: "Вы сделали Меня".
Мы сближаемся с товарищами до такой степени, что объединяем все наши желания, мысли, мечты, устремления, и тогда ощущаем, что Творец между нами. Именно тем, что мы стараемся ощутить нас всех как одного человека с одним сердцем, с одной общей мыслью, одним желанием, одним устремлением, в одном объятии – этим усилием мы строим Творца.
Мы настолько сливаемся сердцами, что для Творца не остается никакого другого места, как только заполнить наши сердца. Мы определяем место для Творца как место нашего общего сердца. Наше объединение, при котором не остается никаких других свободных мест, оно и определяет место для Творца.
Как нам почувствовать глубоко в сердце, что нам необходимо попросить Творца помочь нам объединиться, чтобы прийти к любви к товарищам и достичь цели творения, раскрыть Творца?
Для этого надо освободить место в своем сердце, понять, что это сердце пусто и хочет наполниться такими просьбами. И тогда мы пробудим сердце, в котором останется только одна просьба о том, что ему не хватает Творца. И мы очень захотим почувствовать, как Он заполняет наше сердце.
Я надеюсь, что мы приближаемся к этому состоянию. Среди нас есть люди, которые уже ощущают, как Творец начинает заполнять сердце каждого. Надо еще больше сосредоточиться на этом. И главное – это просто просить, умолять, как только возможно, и не останавливаться, не отчаиваться. Творец готов наполнить наше сердце, и это обязательно случится.
Давайте пройдем этот день все вместе в одном сердце в общей надежде, что Творец приблизится и наполнит наше сердце.
Прежде всего, нам нужно получить от Творца свет веры. Он должен заполнить все пространство в сердце человека и дать нам почувствовать этот свет веры, приходящий к нам от Творца.
С нашей стороны – требуется желание обрести веру. И тогда в мере этого желания, ощущения недостатка, мы получим от Творца этот свет, который наполнит наше сердце. Это самое первое действие, которое нам нужно произвести.
А уже затем, в свете веры, в некоторой степени наполняющем наше сердце, надо продолжить дальше. Чем больше нам не хватает света веры, тем больше наша возможность получить наполнение, которое может превратиться в новое ощущение недостатка. Веру можно увеличить только за счет усиления просьбы, тем, что мы стремимся к этому, обсуждаем, выясняем все глубже, и тогда наше желание растет.
Из урока №3 Международного каббалистического конгресса "Поднимаемся над знанием", 19.05.2024
Подвинься, освободи место для Творца!
Вопрос: Среди каббалистов часто ходит такая фраза: "Давайте подумаем о товарищах", – или о чем-то еще. Неужели концентрация мысли меняет какие-то материальные вещи в нашей жизни?
Ответ: Мысль – это самое главное, что у нас есть, даже несмотря на то, что наши мысли не чистые, так как на самом деле каждый думает о себе, а не о других.
Но хотя мы думаем о других только когда хотим, чтобы нам от этого было лучше, – иначе я о другом не мог бы и подумать, ведь я абсолютный эгоист, это моя природа, – все-таки в этом внутреннем движении, в этом порыве существует какой-то маленький элемент иного, особого отношения к товарищу, что я где-то осознаю внутри себя, что мне без него не обойтись.
Я, может быть, и не хотел бы этого, но Творец все так устроил. Что же я могу сделать? Поневоле я должен его любить, не зная, что значит "любить". Но в будущем что-то такое должно произойти… Говорят, что это нужно.
Иными словами, есть очень много таких искусственных движений. Но поскольку они включаются в общий механизм, то вызывают на нас свет исправления. Я прошу, чтобы меня исправили, хотя на самом деле не хочу меняться. Но это работает. Так же как у ребенка, который не знает, чего он хочет, а это работает.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Думаем о товарище!"
Вопрос: То, что вы стали известным каббалистом, зависело от вас, или вы просто должны были прийти к этому?
Ответ: Это очень трудно объяснить. Конечно, с одной стороны, все зависит от Творца, а с другой стороны, надо сказать, что многое зависит так же и от человека.
Как правило, когда все уже произошло и осталось в прошлом, мы говорим, что все это от Творца, а в следующее мгновение я должен сказать, что все зависит от меня.
Вопрос: Вы сейчас единственный известный каббалист, который может передать определенную духовную информацию. Это ваша миссия?
Ответ: Рабаш знал, что я его не покину. Это было исключено. Но я проходил очень тяжелые, жуткие, резкие состояния непослушания, возражения. Я был иногда очень несдержанным. Не думаю, что я мог бы поступать по-другому.
Хотя даже в тех состояниях я пытался сделать для него все, что можно. Я очень любил своего учителя, но, с другой стороны, были моменты, когда я его ненавидел. Но не то, что ненавидел, а не понимал: "Как это можно?!" Это естественно.
Вопрос: Рабаш знал, что у Вас особая душа. Вы, наверное, так же чувствуете души своих учеников? Среди них есть люди, которые обладают такой душой, которая должна что-то делать в будущем. От кого это зависит: от них, или все же...?
Ответ: Конечно, от них. Больше ни от кого. От Рабаша ничего не зависело, он отдал все, что можно. Все! Что я мог в то время взять, то я и взял от него. Что не мог взять, он вложил в меня в потенциале, и потом это проявилось.
Его нет рядом со мной уже много лет, и все эти годы вложенное им постоянно проявляется во мне. Я это чувствую. Это только лишь его свет. Так работает каббалист.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как вы стали каббалистом?"
Вопрос: Ваш учитель Рабаш знал все состояния, которые вы проходите. Зная, что вы должны пройти жуткое отчаяние, безысходность, он никак не мог вам помочь?
Ответ: А разве сам он не проходил такие состояния? Он проходил их так же, как и я сейчас, так же, как и мои ученики проходят и пройдут.
Каждый каббалист проходит абсолютно все состояния. Поэтому он может писать для нас. Ни одна душа, начиная с нашего мира и до полного исправления, не может перескочить ни через одно состояние.
Вопрос: Вы рассказывали, что Рабаш был терпелив, ведь вы могли даже накричать на него. Не было такого, что он хотел бы вас выгнать?
Ответ: Нет. Он все понимал. Как-то после смерти Рабаша я встретил товарища, с которым мы вместе занимались у него. И он рассказал мне: "Я помню, что ты как-то не захотел поехать с Рабашем на море в качестве сопровождающего, потому что был жутко на что-то обижен, рассержен. И тогда я поехал с ним.
Будучи на море, он предложил мне: "Давай все-таки позвоним Михаэлю". Я позвонил тебе и сказал, что Рабаш хочет поговорить с тобой. А ты ответил: "Передай ему, что я не хочу с ним разговаривать".
Я передал ему твои слова и спросил: "Почему же вы не выгоните его?" А Рабаш ответил: "Я не выгоняю Михаэля, потому что у него особая душа"".
То есть он понимал, что я действительно нахожусь в жутком состоянии и не могу вести себя по-другому, и то, что по мне проходит, то проходит. Но этим звонком он ускорил мое духовное развитие.
Конечно, он видел, кто я, что я: с одной стороны, ничтожество, а с другой стороны, все-таки во мне есть большой потенциал, и поэтому терпел.
Но я был предан ему, насколько мог! Конечно, у меня были очень тяжелые состояния, когда я переживал, курил, кричал, ругался. Не думаю, что сегодня я мог бы вести себя по-другому. Нет.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Изгнание Лайтмана"
Вопрос: У каббалистов есть очень большая странная сила, которую невозможно описать. Вы говорите, что человеку, не находящемуся в постижении, невозможно ощутить духовное, невозможно ощутить отдачу. Но от каббалиста идет определенная энергетика. Это и есть энергетика отдачи?
Ответ: Нет, это не духовная энергетика. Это не то, что исходит от него, а то, что чувствуешь ты.
Реплика: Но есть огромное количество людей, и я не чувствую от них такой энергии.
Ответ: Если ты и чувствуешь что-то, не значит, что это духовное. Ты чувствуешь только то, что чувствуешь ты.
Вопрос: Но вы же, допустим, можете наполнить человека так, что он даже не станет задавать вопросы. Он же это чувствует, воспринимает?
Ответ: Потому что рядом со мной он ощущает уверенность, безопасность, совершенство, наполненность, – и вопрос пропадает. Он может бежать ко мне с другого конца мира. Прибежал с вопросом. Сел рядом со мной – вопрос пропал. У меня было то же самое.
Это абсолютно естественно. Когда ты оказываешься рядом с большим, относительно великим человеком, ты включаешься в него, прилипаешь к нему, – все, тебе ничего не надо, ты уже наполнен.
Вопрос: Но это духовное наполнение или нет?
Ответ: Я бы назвал его психологическим.
Вопрос: Получается, что духовное мы вообще не чувствуем?
Ответ: Пока нет. Откуда? Разве у тебя уже есть духовные намерения выше себя? Еще нет. Поэтому все, что ощущается – ощущается как предварительные психологические состояния.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Сила каббалиста"