Многие из нас считают себя прекрасными родителями и во всех проблемах воспитания и образования обвиняют школу или своих неуправляемых детей. Многие из нас чувствует себя несчастными родителями, смиряются с собственной беспомощностью и пускают все на самотек. Но и те, и другие, несомненно, ощущают огромный разрыв между представлениями о мире своих детей и их собственными представлениями. И тех, и других нередко охватывает отчаяние, недоумение, возмущение: "В конце концов, мы тоже были не ангелами, но есть же предел".
А ведь мы и впрямь сталкиваемся с детским беспределом. Волны насилия, агрессии, наркотики, алкоголизм – сегодня повседневные явления среди детей и подростков. Но даже если исключить эти крайние ситуации, то и с «благополучными» детьми тоже крайне тяжело найти общий язык. Во всем мире систему просвещения лихорадит, все чувствуют, что она зашла в тупик и на современных детях просто не работает.
Где корень проблем, как с ними справляться, как для начала хотя бы понять их и озвучить?
Именно для этого движение "Арвут" организовало круглый стол в Ашдоде, за которым собрались педагоги и психологи, родители и сотрудники системы просвещения. Месяц назад круглый стол (на иврите) по проблемам образования и воспитания движение "Арвут" провело в Хадере. Участвовали в этих дискуссиях совершенно разные, незнакомые между собой, люди. Но оказалось, что за двумя круглыми столами прозвучали одни и те же слова: «Наши дети хотят быть услышанными!»
Но их не слышат.
Почему? И что именно самое важное мы должны услышать?
Проанализировать ситуацию попыталась педагог и социальный психолог Элла Берчански: Бисмарковская система образования, которая до сих пор с небольшими изменениями и дополнениями является основой всех сегодняшних систем образования, давно устарела. Она не подходит природе современного ребенка, ему скучно в школе".
"Ко мне подходят дети и говорят: -"Я не понимаю, для чего я учусь, - рассказал Эли Винокур, преподаватель, представитель движения "Арвут". - Дети ощущают мир (иногда подсознательно) интегральным, глобальным. Интернет, который определяет сегодня их мироощущение, показывает, как связаны и переплетены в нашем мире все системы, все элементы. Необходима интеракция между детьми, детьми и учителями, детьми и родителями. Эгоцентричное воспитание в новом глобальном мире бесплодно".
Видимо, это понимают в отделе образования ашдодского муниципалитета и стараются скорректировать ситуацию: заведующая отделом образования Римма Галкина рассказала, что в Ашдоде дети, подростки активно участвуют в волонтерской деятельности. Они приходят в больницы, чтобы помочь тем, кто нуждается в помощи и заботе. Их можно увидеть в поликлиниках, домах престарелых.
"У современных детей очень острая потребность в принадлежности к какому- то обществу, группе", - объясняла Элла Берчански.
Об этом же говорил Натан Гринберг (Ашдодское управление по борьбе с наркоманией и насилием). Он рассказал о своем проекте “Школа выживания и преодоления стрессовых ситуаций” и отметил, что когда возникают предпосылки к насилию, агрессии, сами дети в группе знают, как разрешить конфликтную ситуацию. Гринберг отметил крайне важный момент в воспитании: ничто так не влияет на ребенка, как личный пример.
И тут крайне важно влияние семьи. Зачастую в семьях дети видят примеры поведения, противоположные тому, что слышат в школе. Натан Гринберг привел простой пример: "Звонит телефон, отец шепчет сыну – меня нет дома! - Все! Бесполезны все воспитательные установки, внушаемые ребенку, - что врать плохо, а говрить правду хорошо".
Об ответственности родителей говорили почти все участники круглого стола:
генеральный директор всеизраильского родительского форума Раиса Ригер: "Треугольник "родители-ученик-учитель" очень важен. Без сотрудничества этих элементов не будет успешной работы".
Римма Галкина: "Родители не могут быть просто потребителями системы образования. Они - ее участники".
В круглом столе принял участие советник министра образования Алексей Цесарский. Он высказал мнение, что на вопрос “зачем я учусь?” должны ответить ребенку именно родители. И контролировать то, что ребенок получает из СМИ, телевидения, интернета – это тоже функция родителей. Цесарский подробно рассказал о тех реформах, которые проводит министерство просвещения.
Вряд ли повышение зарплаты учителям (минпрос считает это очень большим достижением), способна изменить существующую систему, а вот новая программа "Адаптация системы к вызовам 21 века" может оказаться очень действенной.
Сегодня ведь буксуют все структуры – экономические, образовательные, финансовые. Как вывести их на соответствие требованиям интегрального мира 21 века – это самая главная проблема.
Вопрос в том, как определить эти требования.
"Необходимо изменить атмосферу в обществе в целом, - сказал Эли Винокур, - сформулировав таким образом основную цель, которую ставит себе движение "Арвут". Иначе мы неизбежно разрушим наш хрупкий мир. Хороший пример можно наблюдать в Скандинавии, где детей учат поддерживать друг друга, слышать друг друга. А наша система построена на конкуренции, "расталкивании локтями", она возвышает тех, кто преуспел (даже за счет другого).
Изменить тенденцию можно только общими усилиями и интегральным подходом к воспитанию. Сейчас цель образования - научить ребенка конкурировать в обществе. Надо в классах построить совершенно другую модель ценностей, соответствующую интегральному миру. Основная проблема в том, что мир изменился, а школа - нет. Система образования должна поставить перед собой главную цель - воспитать человека, умеющего любить других".
То, что дети испытывают дефицит внимания, что их потребность быть услышанными не удовлетворена, как раз и говрит о дефиците любви в нашем обществе.
Раиса Ригер в конце дискуссии высказала надежду: "Если сегодняшний круглый стол поможет изменить систему, сделать ее добрее - то это уже большой успех".
Движение "Арвут" и рассчитывает на то, что если повсюду пройдут общественные дискуссии, раскрывающие основные кризисные проблемы нашего общества, то мы сможем их решить сообща, все вместе. И если мы сможем правильно воспитать лишь одно поколение детей, то мы сможем изменить весь мир, сделать его добрым, построенным на доверии и взаимной поддержке. Мы научимся слышать друг друга, слышать наших детей.
Эмма Сотникова