Вопрос: В системе интегрального воспитания детей нет наказаний: мы объединяемся с ребенком и говорим с его человеческой частью: "Давай посмотрим, что с тобой, что с нами сделал эгоизм". То есть, мы делаем акцент на расщеплении между человеком и эгоизмом. Можно ли такие действия проводить также с взрослыми?
Ответ: Я бы сказал, что их следует проводить даже в еще более "крутой" форме. Именно это слово подчеркивает важность действия.
С ребенком мы еще играем, т.к. надо немного щадить его, поскольку он еще не развит и не может видеть себя со стороны. Он пока ощущает только "я" и больше ничего, остальных он не замечает.
В определенном возрасте он уже в состоянии разделять категории "я внутренний" и "я внешний", "другие люди" и "наши взаимоотношения. Существуют такие скачки, переходные периоды – 2 года, 3 года, 5-6 лет, 9, 12 и т.д. В человеке происходят накопительные процессы, а затем, на следующей ступени, мировоззрение меняется, и он начинает видеть и понимать мир немного по-другому.
С взрослыми людьми это происходит по мере того, как они адаптируются к восприятию новой системы. Сюда входят интегральные знания, понимание того, что всё вокруг взаимосвязано, включение в эту систему, в группу, когда ты должен постепенно прийти к ощущению себя и других, как одного общего целого, как команды, от которой невозможно убежать. То есть ты словно находишься в бурном море, на маленькой лодке, и ваша безопасность зависит только от вашего взаимодействия. Если вы будете волноваться, то и море будет волноваться; если вы будете спокойны, то и море будет спокойным.
Выходит, что природа таким образом играет с нами. Когда она желает сдвинуть нас к следующему состоянию, она разыгрывает бурю, и мы постепенно поневоле меняемся. Иначе мы не спасемся.
Нам надо научиться понимать этот язык природы, начать его ощущать, разговаривать с ней, то есть видеть. И мы действительно можем это контролировать.
Когда мы будем в состоянии управлять мерой своей интегральной связи между собой, тогда увидим, как этим мы воздействуем на природу. Число ураганов, землетрясений, цунами, всевозможные погодные условия, революции или восстания – все, что только может случиться между нами и в нашей личной жизни, – всё это будет находиться в прямом мгновенном взаимодействии, в прямой связи с качеством наших взаимоотношений. Очень важно для человека найти, нащупать это взаимодействие. Тогда он начнет видеть себя говорящим с природой, влияющим на нее.
Сегодня мы уже догадываемся об этом, т.к. существует много теорий (и даже не только теорий) о взаимосвязи, о влиянии природы на человека и человека на природу, но не настолько.
Результатом нашей интегральной системы обучения должны стать группы людей, которые действительно ощущают соответствующую реакцию природы, как следствие своего более или менее правильного поведения.
Этот двухсторонний флирт с природой "ты – мне, я – тебе", когда ты – это "мы" относительно нее, поднимает человека на следующий уровень ощущения мира: где же я нахожусь на самом деле. Он начинает ощущать уже внутренние силы природы, тот мотор, который движет эволюцию, к чему он нас ведет, что природа желает.
Мы вдруг раскрываем внутри нее такие вещи, о которых никогда не подозревали. Это – не проявление особых способностей, как у Вольфа Мессинга, Ванги или других пророков. Это – действительно уровень внутреннего созерцания, когда человек начинает постигать замысел природы и понимать, что всё создается и эволюционирует не просто так, а имеет определенную, очень четкую программу. И мы соответственно этой программе развиваемся и можем в ней активно участвовать.
Это поднимает нас на следующий уровень существования, когда мы уже не являемся слепыми беспомощными частями природы, реализующими свои внутренние инстинкты, а становимся разумными всесильными существами. Если своим взаимодействием, большим или меньшим соединением между нами мы сможем оказывать различные воздействия на природу, – мы сможем всё! Большим взаимодействием между собой мы сможем подняться выше скорости света. Ограничений нет.
Мы можем практически выйти за рамки всех законов природы, которые сейчас наблюдаем, подняться на уровень самой природы.
Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011