Одна из статей в газете "Народ" называется "Критика марксизма в свете новой реальности". Не стоит относиться к марксизму как к пройденному этапу, не достойному изучения. В действительности речь идет об ошибке, которую мы повторяем с завидной регулярностью.
Всё, что происходит сегодня в мире, так или иначе распределяется по графам "за" и "против" относительно теории Маркса. Все формации человечества, хочет оно того или нет, формируются и выстраиваются в той или иной связи с этой теорией, будь то либерализм, капитализм, диктатура и т.д.
Ведь, по меньшей мере, часть своих расчетов и законов Маркс вывел из человеческого общества, которое базируется на эгоизме. И до сих пор, не имея другого выхода, мы имеем дело с этими законами. Даже при духовном восхождении мы поднимаемся над той же связующей нас сетью, которую Маркс хотел описать во всей полноте. Другое дело, насколько это ему удалось.
В своих трудах он хотел объяснить, что люди, по своей природе, эгоистически связаны между собой, и каждый действует сообразно с тем, как формируют его в человеческом обществе внешние условия и внутренние побуждения. В итоге мы видим результаты этого противостояния. Они зависят от того, насколько силен внутренний импульс, заставляющий человека использовать весь мир для себя, и до какой степени мир позволяет ему это делать.
В принципе, таков лейтмотив всей нашей жизни. Разумеется, как следствие, мы ведем между собой постоянную борьбу: и люди, и народы, и государства. Всю жизнь мы ищем возможности использовать ближнего, урвать, украсть, сделать для себя что-то.
Так вот, на протяжении многих лет Маркс изучал эту реальность эгоистической взаимосвязи между людьми, проявлением, эквивалентом которой являются деньги. И он понял, что необходим особый процесс, который позволит людям приподняться над эгоистическим расчетом к расчету альтруистическому, к учету интересов, к взаимному поручительству, любви и т.д.
Мы находим у Маркса ошибки или просто не понимаем его, однако нужно отдавать себе отчет в том, почему и сегодня его труд под названием "Капитал" столь популярен. В этой книге он основывался на статистических данных по промышленности своего времени. Казалось бы, они имеют слабое отношение к нынешним реалиям, однако на самом деле эгоистический подход остается всё тем же. И потому нужно понимать, что все последующие теории стали лишь добавкой к основной базе, созданной Марксом. Никто не может его опровергнуть.
В сущности, Маркс хотел отыскать верную формулу, верное выражение той связи, которую человечество для себя сформировало. Он сделал что мог.
Вот и сегодня мы тоже занимаемся этой связующей нас сетью, но акцент делаем не на устаревшей версии, а на создании новой, правильной. Миру придется перейти к новой, глобальной, интегральной экономике, прописав ее законы. Ну а тем временем старая экономика перестает действовать. Все методы, хотя бы в чем-то соответствовавшие прежней системе взаимосвязи, больше не работают.
Итак, не стоит недооценивать марксизм. В Советской России пытались реализовать вовсе не его, хотя и прикрывались его именем. В действительности само общество не было готово к таким преобразованиям, и потому ничего от настоящего марксизма там не было.
Нам нужно избавиться от стереотипов о Марксе и его теории. Она представляет собой весьма неординарную попытку научно описать эгоистические взаимосвязи между людьми в современных условиях. Нужно хорошенько разобраться в том, что он написал и о чем умолчал. До сих пор мы не добрались до подтекста его трудов, а между тем, они всё так же актуальны относительно прежней экономики. У Маркса еще есть чему поучиться.
Из урока по газете "Народ", 01.09.2011