Сообщение: 23-го августа в иерусалимском институте "Ван Лир" началось заседание комиссии Трахтенберга, созданной правительством, для выработки решений животрепещущих социально-политических проблем страны.
За несколько дней на адрес комиссии поступило более тысячи обращений от граждан и организаций, выразивших желание выступить со своими предложениями по реформированию социально-политической системы.
Комиссия пригласила на слушания представителей нескольких общественных организаций, предлагающих идеи по разрешению наболевших проблем с высокими ценами на жилье, услуги и товары.
Трахтенберг заявил, что готов выслушать все предложения, чтобы потом собрать их в единую программу действий.
Одновременно на совещание собралась альтернативная комиссия, образованная участниками "палаточного протеста" и им сочувствующими.
Д. Лаутман, бывший глава Союза промышленников Израиля, призвал сосредоточиться на системе образования, потому что именно с неё начинаются социально-экономические разрывы в обществе, а значит только через неё можно эти разрывы сократить.
Инициаторы "молочного протеста" настаивали на необходимости в первую очередь опустить уровень цен в Израиле до принятого в развитых странах Запада (снижение цен на 35%).
Реплика: Пока комиссия выслушивает и фиксирует жалобы и проблемы, предложения и решения – все идет… Но как она думает действовать дальше? Ведь если не подтягивать общество к осознанию им взаимного поручительства (арвут ададит), то никакого справедливого общественного (цедек хеврати) решения достигнуто быть не может!
Прав Д. Лаутман, что надо начинать с системы образования – но я бы точнее сказал, "воспитания" и не только детей, а, в первую очередь, взрослых. Всем - курсы воспитания (общественного поручительства) на предприятиях, в СМИ – и к концу сбора всех предложений, уже можно будет прийти к общему, принятому всеми (цедек хеврати), справедливому решению. А иначе следствием работы комиссии будет только озлобление народа и уже более острые протесты!
Мнение (П. Усанов, зав. кафедрой экономики ГУ ВШЭ, С-П): Мы к новому кризису не готовы. Россия вступает в него с большими социальными обязательствами, дефицитом бюджета, хуже, чем в 2008 году.
Мы потратили деньги на бюджетную политику, Сочи, футбол, "Формулу–1", Адронный коллайдер и прочие циклопические проекты, включая рост социальных расходов. Все это делает нашу экономику зависимой от внешних влияний. Россия в положении жертвы. Сейчас, в отличие от 2008 года, у нас нет накоплений, кроме золотовалютных резервов $ 500 млрд.
Мнение (Д. Травин, проф, С-П): Россия переживет кризис хуже, чем американская и европейская экономика. Российские финансовые власти, в отличие от американских и европейских, в ситуации кризиса могут быть только пассивными, вследствие своей слабости.
Реплика: Воистину мир еще не понимает, что методики спасения в экономических теориях нет. Необходимо создать новую экономическую науку – которая ведет мир к всеобщему поручительству. Ведь мы должны ориентироваться только на заданную природой цель – единое человечество, как одна семья, решает сообща все свои проблемы, в мере их общей важности, в целом.
Все должно быть прописано только исходя из этой конечной цели. Начальные условия известны, конечные условия заданы. Остается только совместно решать, как в семье, на кого нам в первую очередь надо тратить все свои объединенные силы, или решать несколько задач одновременно.
Первоочередная задача – создать все условия для достижения мирового общества разумного потребления. Установить для каждой страны приемлемый ей на сегодня уровень жизни – и сообща достигнуть его в каждой стране. Все излишки направить на общее разумное потребление. Вследствие устремления к равновесию с природой, тенденции уподобиться ей, мы обнаружим себя в состоянии удовлетворить разумные потребности всего мира.
Мнение (Ангела Меркель, канцлер Германии): Я не вижу никаких признаков возможной рецессии в Германии. Тем не менее, задачей политики в долгосрочной перспективе должно стать восстановление доверия на финансовых рынках. Cтабильность евро не гарантируется политическим союзом европейских государств.
Поэтому единую европейскую валюту необходимо укреплять за счет более тесного экономического сотрудничества и норм обязательного характера. Выход из сегодняшнего кризиса с помощью евробондов невозможен. Появление общеевропейских облигаций сейчас - неправильный путь.
Мнение (Барак Обама, Президент США): Я не думаю, что нам угрожает новая рецессия. Но мы сталкиваемся с угрозой того, что процесс восстановления экономики продвигается недостаточно быстро, чтобы решать вопрос с настоящим кризисом в плане безработицы.
Реплика: Эти "мнения" необходимо запомнить, чтобы в недалеком будущем сравнить с реальностью.
Более реально смотрят на происходящее в Пекине, сравнивая кризис еврозоны с "черной смертью":
Мнение ("People's Daily" - газета Компартии Китая): "Черная смерть" кризиса, проглотившая 17 стран еврозоны, негативно отразится на экспорте Китая. Долговой кризис еврозоны продолжается два года. Этот кризис распространился по Европе, как "черная смерть" (эпидемия чумы), которая в XIV веке поглотила европейские страны.
Сообщение: Массовые протесты можно предугадать по стоимости продовольствия: там, где она поднимается выше определенного предела, это место сотрясается от проявления социальной нестабильности (массовые выступления, погромы, бунты).
Причем, рост цен на продовольствие подводит общество к состоянию, с которого любое небольшое происшествие вызовет взрыв общественного негодования. И наоборот, снижение цен на продовольствие приводит к обратному эффекту.
Сегодня индекс продовольственных цен ФАО выше опасного уровня, хотя в общем его линия ниже. Но если не переломить имеющуюся тенденцию, то уже в августе 2013 г. цены на продовольствие в мире поднимутся выше опасного предела - и последствия непредсказуемы!
Реплика: Согласно каббале, все события в мире вызваны только необходимостью привести человечество к исправлению – подобию природе, равновесию со всеми ее прочими видами. Это выражается в переходе к обществу разумного потребления – каждый потребляет меру, необходимую для существования и не более. В таком случае хватит всем.
Но достичь такого состояния можно только при условии "Взаимного поручительства" – когда "один за всех и все за одного". Как достичь такой связи между всеми в мире - объясняет каббала. В противном случае, неправильное распределение продовольствия приведет к мировой войне.
Как уравнять боксера и очкарика?
Мнение (Д. Туск, премьер-министр Польши): Сегодня задача каждого ответственного правительства — уберечь свое государство от хаоса. Нельзя нервно реагировать на кризис, поскольку это лишь усложнит проблемы. Главная проблема стран, охваченных кризисом, - это нервные реакции инвесторов, предпринимателей, уменьшение доверия граждан к банкам.
Польше экономический кризис не грозит. В предыдущие годы польское правительство вело разумную экономическую политику и подготовило страну к неблагоприятным временам. Мы не боимся возникновения элементов сильной власти над европейской экономикой, мы будем стараться, чтобы они действительно возникли.
Реплика: Если кризис глобальный, то, как он может не затронуть страну в центре Европы, как может страна не зависеть от экспорта/импорта, от заработка рабочих-поляков в других странах? Даже лидерам еще непонятно, что означает глобальность мира!
В связи в протестами, правительством создана комиссия, которая обязана собрать все требования народа, определить их актуальность, важность и удельный вес – и предложить свое решение этих проблем.
Мы предложили свое решение. Оно выставлено здесь. На сегодня, мы лидируем в поддержке народом нашего предложения среди прочих требований. Вот наше предложение:
Народу нужно взаимное поручительство!
Мы видим, что, наряду с требованиями о "справедливом" разделении бюджета, народу требуется также ощущение социальной справедливости – не менее, чем перераспределение ресурсов. Поэтому движение "Взаимное поручительство", обладающее соответствующей специализацией, решило сделать акцент на удовлетворении именно этой потребности.
Нынешние волны протеста представляют собой внешние явления, свидетельствующие о более глубокой внутрисоциальной потребности – о желании почувствовать себя частью чего-то намного большего, ощутить принадлежность к справедливому обществу, оберегающему нас как свои части. Это – потребность в том, кто слышит наш голос, считается с нашим мнением, принимает нас в расчет и заботится о нас… Это – потребность ощутить взаимное поручительство, как в одной большой семье!
Данный документ представляет, в общих чертах, единственный подход, который вернет народу социальную справедливость. Лишь создание в обществе такой атмосферы, в которой все мы будем одной семьей, сидящей за круглым столом и ведущей совместное обсуждение, позволит найти долгосрочное решение. Только "семейный подход" вернет народу единство и верный дух и предотвратит новые волны протеста, которые могут принять намного более жестокий и болезненный характер.
Взоры всего народа устремлены сегодня на "Комиссию по социально-экономическим преобразованиям" во главе с профессором Трахтенбергом. Она способна разрешить проблемы нынешнего протеста и вернуть народу ощущение социальной справедливости, консенсуса и солидарности. Ведь нам ясно, что в превышении бюджетных рамок кроется реальная угроза.
Что же может сделать Комиссия, учитывая столь многочисленные требования и ограниченный бюджетный "пирог"?
Без сомнения, невозможно дать ответ на нынешний шквал экономических и социальных требований. Государственный бюджет хрупок и недостаточно велик, чтобы удовлетворить всех. Кроме того, мир сегодня переживает обостряющийся экономический кризис, который грозит отрицательно сказаться на израильской экономике. Высока экономическая зависимость Израиля от зарубежных рынков. Страна, экспортирующая примерно 45% своего валового продукта за рубеж, вероятно, также пострадает от кризиса, что проявится в резком снижении доходов от налогов и повышении бюджетного дефицита, если расходы не будут урезаны. Даже частичное удовлетворение требований "социальной справедливости" приведет к значительному увеличению государственных расходов. Таким образом, мы оказались в тупике.
Всемирная волна социальных протестов настойчиво требует "социальной справедливости". Нынешняя волна протеста в Израиле характеризуется базово-экономической потребностью в решении таких проблем, как жилье, субсидируемое образование, дороговизна жизни и т.п., – но также и внутрисоциальной потребностью в справедливости, в смене договоренностей и общественных ценностей.
Именно эта потребность вывела людей на демонстрации и в палатки, включая и тех, кому хватает хлеба насущного.
В экономическом плане, стоимость нынешних требований неизбежно приведет к увеличению бюджетного дефицита, а это опасно для хозяйства страны. Однако необходимо срочно разделить текущий "бюджетный пирог", так чтобы, по крайней мере, обеспечить немедленное решение для базовых нужд тех секторов, которые нуждаются в нашей неотложной помощи, – согласно решениям, которые будут приняты с полного согласия за круглым столом.
На многочисленные бюджетные требования, какими бы легитимными и правомерными они ни были, невозможно будет найти экономический ответ в рамках бюджетных ограничений. Ясно, что "одеяло слишком коротко" и каждое требование неизбежно будет удовлетворяться за счет другого. Таким образом, мы вынуждены повести "антагонистическую игру"[1], в которой выигрыш одного всегда означает проигрыш другого.
Финансировать град требований и нести его бремя придется в основном среднему классу, который уже сегодня выплачивает львиную долю налоговых доходов страны. Еще один удар по нему и игнорирование его требований в нынешнем протесте заденет хребет израильской экономики – а потому это опасно для хозяйства. Снова мы зашли в тупик.
Решением, которое выведет нас из тупика, станет создание новой экономики – экономики социального равновесия, экономики взаимного поручительства.
Акцент будет сделан на самом процессе, и тогда каждое экономическое решение, принимаемое с широкого согласия, обязательно будет верным решением.
Чувство дискриминации, вызванное необходимыми уступками, сменится удовлетворением и теплотой, которые мы должны создать. Ощущение того, что все мы – одна семья, составляет 90% от экономического решения. Как следствие, в государственном бюджете обязательно будет найден ответ на оставшиеся 10%. Мало того, что в людях вырастет готовность уступать друг другу, – они сами захотят помогать ближнему.
Иными словами, зонтик поручительства создает экономическую ценность беспрецедентного характера, в которой кроется подлинное решение наших проблем.
В социальном плане, Комиссия должна удовлетворить потребность народа в новой атмосфере социальной справедливости. Иначе, наряду с ужасным разочарованием, чувство разрыва и отчуждения окажется невыносимым.
Чтобы справиться и с экономическим, и с социальным аспектом, надо как можно скорее пригласить весь народ на общее обсуждение посредством средств массовой информации. Протест исходит от народа и должен быть разрешен перед всем народом.
Мы должны создать ощущение единой семьи, в которой все хотят помогать друг другу и потому согласны также уступать друг другу. Невозможно, чтобы все и каждый сразу получили всё, чего они хотят. Общая дискуссия о разделе бюджета должна вестись с абсолютной прозрачностью, чтобы не допустить ощущения дискриминации и недоверия, которые имеют место сегодня.
Лишь тогда, когда каждый гражданин поймет общую картину и почувствует себя частью большой семьи, он согласится и даже будет горд уступить ради пользы больного и слабого ребенка в семье. Совместная дискуссия рассеет сопротивление и разобщающую силу, которая стремится не допустить общего согласия. Общий порядок приоритетов станет обязательным для всех.
Если мы не будем следовать этому подходу, каждый сектор останется в чем-то дискриминированным. Комиссия завершит свою работу, разделит ресурсы немного иначе, чем сегодня, – но ощущение несправедливости в народе не исчезнет.
Только подход, основанный на взаимном поручительстве и ведущий все части народа к дискуссии и принятию совместных решений, оздоровит атмосферу в обществе. Смена общего духа приведет к общей поддержке решений.
Долг комиссии Трахтенберга – подать народу пример того, как все мы начинаем чувствовать себя "одной семьей". Члены Комиссии должны проникнуться этим внутренним духом семьи и социальной справедливости. Ей нужно показать всем, как мы сообща обсуждаем наше общее будущее и устанавливаем справедливость раз и навсегда.
Подлинная справедливость может осуществиться только по взаимному согласию, при взаимном поручительстве. Сегодня же гражданин ощущает социальную несправедливость, негодуя на то, что его "водят за нос" и он не получает того, что должен, чувствуя при этом, что ему полагается больше.
Любая попытка разрешить проблему, не сформировав в каждом гражданине ощущения того, что мы – части одной большой семьи, никогда не обеспечит всех и к тому же вызовет к жизни более жестокий протест. Народ должен чувствовать, что его представители служат ему, он должен снова поверить в систему и ощутить, что она дает ему надежду на лучшее будущее.
Чтобы вернуть народу справедливость на принципах объединенной семьи, нужно действовать путем совместных открытых обсуждений в средствах массовой информации. Можно открыть для народа площадку, где он будет активно участвовать в обсуждениях – физически, виртуально или выражая свое мнение посредством СМС.
Чтобы народ реализовал свое право на участие, необходимо приобщить к обсуждениям специалистов, которые объяснят людям сложные социально-экономические проблемы на простом и понятном языке. Такого рода воспитательный и информативный процесс пригласит граждан к активному и равному участию в обсуждении, наряду с требованием принять на себя ответственность за происходящее. Подлинное понимание фактов поможет людям прийти к согласию, общее согласие вернет народу чувство товарищества, а с ним – и ощущение социальной справедливости.
Мобилизовав СМИ, можно создать контент, представляющий текущие проблемы и предложения по их решению, а главное, объясняющий, что все мы сидим вместе в одной лодке. Можно использовать театральные сценки, песни, агитационные мероприятия по всей стране. При этом важно понимать, что концепция "одной семьи", собирающейся за общим столом, вовлекает всех и позволяет решать проблемы согласно четкому и обязательному графику.
Мы, члены движения "Взаимное поручительство", обладаем проверенным опытом в этой сфере деятельности. Десятки и сотни раз мы убеждались, что совместный процесс, в котором все принимают участие и, как единая семья, приходят к общему консенсусу, меняет баланс сил.
Этот подход сокращает сопротивление в обществе, охватывает всех и несет новый дух справедливости, компенсирующий тот факт, что моя личная проблема не решилась немедленно.
Проведение обсуждений, основанных на этом подходе, является нашей специализацией, и мы уже начали приводить ее в жизнь за круглым столом в палаточном городке движения "Взаимное поручительство" на улице Ротшильда.
Речь идет не о сиюминутной инициативе – необходимо выстроить последовательный, методический процесс, непрерывный в течение определенного времени, сохраняя верный дух за внешней деятельностью, пока мы не придем к настоящему консенсусу. Тем самым мы также подадим пример всему миру.
Наступил подходящий момент: правительству в целом и Комиссии Трахтенберга в частности представилась возможность встать во главе социального процесса и утвердить в государстве Израиль справедливое, более прогрессивное общество.
Движение "Взаимное поручительство" видит свой долг в том, чтобы поставить на службу Комиссии все свои институты, а также поддержать ее идеологически и сыграть роль "матери", которая несет народу верный дух единства и направляет процесс, в итоге которого ко всем нам вернется ощущение социальной справедливости и мы вместе разрешим наши насущные проблемы.
[1] Антагонистическая игра (игра с нулевой суммой) – игра, выиграть в которой можно только за счет отбора очков у соперника.
Мнение (Н. Рубини, проф. экономики, предсказал глобальный финансовый кризис (2008—2011), в "The Wall Street Juornal"): Нынешняя экономическая модель окончательно сломалась и починке не подлежит. Это относится и к англосаксонской модели невмешательства, и к европейской, модели государства всеобщего благосостояния на основе дефицита.
До прошлого года политикам всегда удавалось доставать нового кролика из шляпы для восстановления прежнего уровня цен на активы и стимулирования экономического восстановления. Теперь кролики у них закончились. Экономику не спасут ни новые вливания в банки, ни интервенции Федерального резерва, ни повышение налогов.
Грядут валютные войны, банкротства целых государств и рост социальной напряженности. А далее следует самое главное: Так что Карл Маркс был отчасти прав, когда утверждал, что глобализация и финансовое посредничество способны выйти из-под контроля, а перераспределение дохода и богатства от труда к капиталу может привести капитализм к самоуничтожению.
Реплика: С этим прогнозом постепенно соглашаются, но, поскольку выхода из падающего состояния нет, то предпочитают, как и предсказывали каббалисты, действовать по принципу "будем веселиться, есть и пить, ведь завтра, возможно, придется умирать". Мы всеми силами пытаемся объяснить, что выход не в экономической и политической плоскости – а в изменении общественных взаимоотношений. И это в наших силах.
Мнение (Ф.Реслер, министр экономики Германии): Для выхода из кризиса Евросоюзу не хватает особого постоянно действующего органа - "совет по стабильности". В его задачи должен входить контроль за соблюдением странами ЕС финансовой и бюджетной дисциплины, предельно допустимого дефицита бюджета, проверка использования финансовой помощи ЕС, право наказывать нарушителей.
Реплика: Что и говорить, решение в соответствии с немецким характером. Но мы скоро увидим, что сама Германия, без всякого иного балласта промышленно отсталых стран, упадет глубже всех в кризис – и никакое наведение порядка не поможет – пока не изменят эгоистическое общество на "семью".
Европейский долговой кризис — это заколдованный круг
Вопрос: Как вы предлагаете на деле решать социальные проблемы в Израиле?
Ответ: Прежде всего, мы должны сесть за круглый стол и начать обсуждение, твердо держась принципа взаимного поручительства. Только так мы найдем ответ на требование народа о социальной справедливости.
За круглым столом сидят представители различных секторов и рассказывают об определенных проблемах общества. Затем, рассмотрев картину в целом, мы начинаем оценивать свои возможности, пользуясь услугами специалистов в различных областях.
Однако и они должны придерживаться принципа взаимного поручительства. Практические решения в любой профессиональной сфере всегда должны приниматься специалистами, которые тоже связаны между собой поручительством. Ведь и они разнятся во мнениях и оценках. Экономика – слепок нашего эгоизма, а мы в нем не очень-то разбираемся. К тому же необходимость подняться над ним усугубляет наше неведение. В итоге даже профессионалы запутаны: мы видим, куда они нас завели и что наделали.
Однако в любом случае ясно, что если до сих пор всё базировалось на эгоистическом желании человека, то сегодня мы должны выстроить другую экономику, основанную на нашем обоюдном желании отдачи, которое и называется "взаимным поручительством". А потому принятие решений и их осуществление, связь между звеньями власти, между законодателями, консультантами и исполнителями – всё это, безусловно, должно строиться на принципе поручительства.
В этом заключается главное отличие нового подхода.
Из урока о поручительстве и социальной справедливости, 22.08.2011
Вопрос: Можно ли вкратце описать понятие поручительства?
Ответ: Поручительство – это когда каждый понимает, что его благо зависит от блага ближнего. Мне не может быть хорошо, если не будет хорошо ему. Я не могу накормить себя сам – я кормлю тебя, а ты кормишь меня. Только так мы можем жить, а иначе – умрем. Выбирай, других вариантов нет.
Вот до какой степени мы должны почувствовать общую взаимозависимость. Ведь главное для человека – хлеб насущный, но даже необходимые вещи никто не сможет обеспечить себе, не выполнив этого условия взаимного объединения. Каждый будет обеспечивать других, а не себя. Лишь так Природа обяжет нас сплотиться между собой.
Из этого ощущения вытекает всё остальное. Так же в дружной семье мы вместе нянчим детей и поддерживаем родителей. Разве мы бросим в беде больного дедушку? Разумеется, нет. К этому обязывает само состояние поручительства, здесь не нужно вводить какие-то особые законы. Главное – соответствующая атмосфера в обществе, которую создают СМИ и окружение, осуждающее либо уважающее те или иные отношения между людьми.
Ну а сегодня, пока израильское общество еще не взяло на вооружение принцип поручительства, мы должны помогать, в первую очередь, тем, кто не справляется в одиночку. Давайте вместе обсудим, как приподнять людей, находящихся за чертой бедности. Это – наша первая забота, ведь ниже этой планки в семье не должен опускаться никто.
Давайте, что называется, "потушим пожар", а тем временем будем работать над всеобщим воспитанием, чтобы народ двигался в сторону поручительства, которого требует от нас сегодня сама Природа. Высший мир опускается на нас и проявляет себя именно в форме поручительства.
Понадобится полгода-год, пока люди начнут сознавать и усваивать смысл происходящего, однако уже сегодня требуется общее согласие на помощь нуждающимся, у которых нет денег, чтобы прокормить себя до следующей зарплаты. Их мы обязаны обеспечить необходимым уже сейчас – а затем обсудим остальное.
Из урока о поручительстве и социальной справедливости, 22.08.2011
Вопрос: Не является ли наше послание, по сути, социалистическим?
Ответ: Какая разница, как его назвать? Этого требует народ, вне зависимости от названий и ярлыков. Народ в Израиле требует социальной справедливости, и она должна быть такой же, как в семье. Слово "социализм" вызывает отторжение, мы это уже проходили, но дело тут не в словах, а в сути.
Социальная справедливость означает "семейный" подход: все мы считаемся друг с другом. Сообразно с этим принципом и надо выстраивать экономику. Другого выхода у нас просто нет. Если мы хотим преуспеть в современном мире, даже вне зависимости от протестов, тогда во всех странах мы должны отстраивать экономику именно на этом фундаменте.
Нам нужна новая экономика, а между тем, ведущие специалисты еще не понимают этого. Мы видим, до чего они довели дело. Если бы в семье тот, кто отвечает за общий бюджет, завел всех в такой кризис, у него немедленно забрали бы все деньги, чтобы доверить судьбу домашнего хозяйства более грамотному и знающему человеку.
Однако вернемся к израильской волне протеста. Народ требует социальной справедливости, и согласно этому принципу надо выстроить экономику. Отныне она должна базироваться на ином отношении: нам нужны такие формулы распределения бюджета, чтобы все остались довольны.
Как этого добиться?
С этой целью представители народа садятся за "семейный" стол, кладут посередине имеющиеся средства и вместе решают, как поделить их, чтобы все остались довольны, понимая, что таково единственно возможное решение. Ведь других сбережений у нас нет, и каждый понимает, что с ним поступили справедливо, даже если он получил два шекеля, тогда как другой – двадцать.
Разумеется, для этого нужно провести масштабное воспитание и действительно общенародное обсуждение. Однако есть и простые цифры: если человек зарабатывает меньше определенной суммы, он не может себя обеспечить. Если мать, в одиночку растящая детей, получает меньше определенного минимума, то ей не справиться.
Таким образом, есть первоочередные задачи, которые нужно решить хотя бы на базовом уровне, чтобы люди могли прожить. А затем мы перейдем к остальным проблемам, расставив их в порядке приоритетности.
Вот какая экономика нужна нам в современном мире. А иначе правительство дождется того, что народ выдворит его за дверь. Сегодня это просто, игры закончились. В народах раскрывается система поручительства, и они начинают ощущать, что все мы взаимосвязаны.
Однако правительства оторваны от реальности и не чувствуют этого. Они еще надеются на комиссии для отвода глаз и прочие средства из старого арсенала.
Однако люди не успокоятся. И потому нам нужны другие специалисты: мы объясним им принципы социальной справедливости, а они выстроят соответствующую экономическую систему, да и вообще преобразуют государство в соответствии с новыми требованиями.
Сегодня народ требует, чтобы государство функционировало по-другому: во всех своих механизмах, в министерствах и ведомствах, в отношении к человеку и к каждой части страны. Мы хотим, чтобы Земельное управление, Национальное страхование и прочие институты действовали иначе, а это требует очень больших перемен. Они непросты, но необходимы.
Надо понимать также, что нам не помогут новые партии и другие политические методы. Ведь мы уже знаем: кто попадает в это окружение, тот становится ему под стать.
Нет, следующее правительство должно принять форму круглого стола. Оно не будет свысока объяснять людям факты, о которых они, видите ли, не знали. Это больше не работает. Мир вступил в новое состояние, и постепенно это станет ясно всем.
Из урока о поручительстве и социальной справедливости, 22.08.2011
Вопрос: Каким образом мы перейдем к экономике взаимного поручительства?
Ответ: Бааль Сулам пишет об этом очень просто: каждый делает ради общества всё, что в его силах, и получает столько, сколько ему нужно на покрытие своих нужд. Отсюда можно выводить конкретные формулы, это и есть справедливое распределение, которого требуют манифестанты в Израиле.
До сих пор сколько человек урывал, воровал, лгал и обманывал, столько он и получал. Люди действовали эгоистически, использовали родственные связи, оказывали давление посредством всевозможных факторов – чтобы получить как можно больше. Отныне "больше" не будет. В итоге мы должны прийти к справедливости. Так почему тебе полагается больше, чем мне?
Возможно, ты умнее меня. Ну и что, я же не виноват, что родился глупым.
Допустим, я вымахал на два метра, вешу двести килограмм и занимаюсь боксом, а у тебя всего полтора метра роста и пятьдесят килограмм веса – но зато ты умен. Пока я с трудом добываю свои пять тысяч в месяц, ты зарабатываешь миллионы. Имей я такую возможность, я бы, конечно, пришел к тебе, применил апперкот и забрал бы твои миллионы, оставив, по доброте душевной, пять тысяч.
Какой же из двух вариантов справедлив? Мне дали силу, и я использую ее для наживы за счет других, а тебе дали ум, и ты используешь его точно так же. И это – наше общество?
В итоге такой расклад ведет к всеобщему краху, и нам просто не остается ничего другого, как вывести некую сбалансированную формулу, которая установит между нами равновесие. Коэффициентом в этой формуле будет не моя сила и не твой ум – тут нужен другой, справедливый расчет. И Бааль Сулам подает его просто, пускай и в социалистической "упаковке" своего времени. Пока мы не освоим этот расчет, всегда будут люди, недовольные текущим разделом "пирога".
А с другой стороны, надо понять: почему кто-то другой берет деньги, которые я мог заработать для себя? Так вот, на самом деле никто меня не грабит – просто мы обязаны обеспечивать друг друга, как в семье, когда ты даришь всё лучшее ребенку и получаешь от этого больше удовольствия, чем от собственного заработка.
Разумеется, на пути к таким взаимоотношениям нужно пройти множество исправлений. Мы не хотим ничего насаждать силой, как в Советской России. Однако нам действительно нужно создавать новое воспитание. Другого выхода нет, само ничего не сделается. Надо постепенно вводить людей в курс дела, вносить эту тему в повестку общества, страны, мира. А иначе мы не сделаем даже первого шага.
Зато когда этот шаг будет сделан, мы вдруг с удивлением обнаружим, что всё на глазах налаживается и идет гладко, как по маслу. Необходимо лишь начать.
Конечная формула кажется сегодня очень жесткой: без внешнего давления ты сам обязываешь себя отдавать другим всё сверх необходимого, как будто это твои дети, ради которых ты готов вкалывать сколько угодно. Прежде всего, нужно, чтобы все пришли к такому ощущению, мировосприятию – по доброй воле, ведь на духовном пути нет принуждения.
Речь идет о глубокой, тяжелой, масштабной революции сознания. Однако мы должны начать ее, а иначе Природа быстро погонит нас вперед – ведь мы постоянно отстаем от оптимальных темпов. Продвигаться надо самим, сообразуясь с воспитанием общества. Главное здесь – именно воспитательный процесс, по мере которого мир будет преображаться.
Из урока о поручительстве и социальной справедливости, 22.08.2011
Мнение (Д. Дапице, проф. экономики, Гарвард): Когда европейские лидеры после августовских каникул вернутся в свои офисы, осознают, что идей по преодолению экономического кризиса у них просто нет. В Вашингтоне, Брюсселе и Токио лидеры вяло препираются друг с другом, и, кажется, не замечают глобальной угрозы.
Фарс Капитолийского Холма, пытающегося сократить долги США, беспомощный ответ Европейского Союза на обостряющийся кризис, долги, торговый баланс и вынужденная девальвация японской йены - всё это указывает на опасный кризис в глобальном руководстве. В США переругивающиеся политики довели страну до грани дефолта, и лишь в последний момент пошли на компромисс.
Неохотная реакция европейских лидеров на кризис не восстановит доверия на рынках, евро на грани, в Японии отношения долга к ВВП 200%, Китаю удалось увеличить кредитование сомнительными вложениями, Индонезия, Россия и Бразилия полагаются на экспорт сырьевых товаров, но цена на нефть уже снизилась на 15%.
Лидеры и элита бизнеса не предлагают внятных решений проблем. Несмотря на частые разговоры о взаимосвязанном мире, близорукое руководство ведущих стран мира, кажется, не замечает, что все находятся в одной лодке.
Реплика: Лидерам остается только делать вид, что они управляют, потому что старыми методами уже управлять невозможно. И это становится все более очевидно всем. Причина в том, что к нам приближается высший мир, он как бы снижается на нас, но он - с противоположными нашему миру свойствами "полной взаимосвязи, отдачи и любви" – поэтому мы ощущаем кризис - ощущаем нашу противоположность ему.
Лучше не будет до тех пор, пока мы не осознаем, что сами должны меняться – в подобие высшему миру, его управлению, стать такими же как он – в полной взаимосвязи, отдаче и любви. Скажете, что это невозможно!? – Природа, вызывая в нас страдания, вынудит нас к этому. Или мы сами пожелаем измениться – и тогда вам понадобится наука каббала. Где-то в будущем мы встретимся…
Вопрос: Вы предлагаете принимать решения о разделе "государственного пирога" за открытым "круглым столом". Но ведь сейчас каждый человек думает о своих проблемах. Что заставит людей изменить мышление?
Ответ: Желание достичь успеха. Ведь его не достичь иным образом. Народ требует, прежде всего, ощущения справедливости, чувства единства, связи, когда у меня есть не меньше, чем у других, когда мы приходим к общему расчету.
Почему сегодня в мире никто не достигает успеха? Потому что не владеет этой методикой. При сегодняшней эгоистической "связи" между нами никакое решение не удержится. А народ во всем мире сегодня выходит на улицы. Таков их подход, они чувствуют, что таким образом становятся правителями.
Во всем мире правительства отдалились от народа и обсуждают что-то между собой, будто народ существует отдельно. А сегодня ситуация меняется, и народ начинает чувствовать себя не ниже, а выше правительства, потому что мир становится "круглым" - интегральным.
Эта интегральность чувствуется в народе яснее. В правительстве заседают индивидуалисты, каждый из которых действует по-своему. Это не согласуется с природой, а потому не приносит успеха. А народ чувствует, что сейчас у него больше сил, потому что инстинктивно объединяется в "круги", а природа тоже "круглая", взаимосвязанная.
У народа есть внутренняя поддержка, уверенность, поэтому во всех странах люди выходят на улицу, и это только начало.
Вопрос: Вы верите, что сила желания достичь успеха победит все остальные расчеты за "круглым столом"?
Ответ: Нет иного выхода. Даже чисто эгоистически все должны понять, что успех зависит от того, даст ли это народу ощущение справедливого суда. Справедливый суд – это семья. Такое ощущение дается тем, что устраивают обсуждения в живом эфире: как разделить то, чем мы располагаем, между всеми нуждающимися. Ты собираешь все проблемы - матерей-одиночек, пенсионеров, студентов, врачей, - и устраиваешь общественное обсуждение.
Но это обсуждение должно показать, что проблемы решаются справедливо. Тем самым народ приближается к единению. Здесь присутствуют все группировки, все мнения, но – как в семье. И в этом обсуждении участвует весь народ.
Прежде всего, народ должен убедиться, что обсуждение конструктивное. Пока что все обсуждают: одному нужно одно, другому – другое. Но постепенно выстраивается порядок предпочтений, шкала ценностей.
Вопрос: Решение по порядку предпочтений выносят специалисты или народ?
Ответ: Народ. Должен быть общий консенсус – буквально как референдум, результаты которого демонстрируются на экране телевизора бегущей строкой. Настоящее шоу в реальном времени. Если так не сделать, никто не поверит в честность результатов. Тогда как открытое обсуждение обезоруживает всех недоброжелателей, воспитывает и сплачивает народ.
То есть подход ко всем действиям в экономике, к распределению бюджета должен быть семейным. Разве государство не семья? Это называется социальной справедливостью. Но социальная справедливость означает, что мы живем в семье во взаимном поручительстве.
Как правильно "попасть под раздачу"