Почему мировая экономическая система вошла в период турбулентности? И не рассыплется ли она на части, прежде чем покинет штормовую зону?
Западная экономика по-прежнему больна и настроения избирателей вновь склоняются вправо. Опасность радикального ислама рвет шаблоны политкорректности. По всему миру миллионы людей теряют работу, мигрируют либо бегут с насиженных мест.
Практически, каждый регион мира столкнулся с масштабными проблемами, на которые не находится решений. Острота кризиса переменчива, но ощущают его все. Таковы реалии современного капитализма, охватившего планету и диктующего ей свои законы. Далее...
Турбулентность
Конец любой эпохи полон противоречий. Благоденствие и процветание, небывалые возможности и золотые мечты – все те блага, которые капитализм принес в нашу жизнь, еще красуются на его домашней странице, но сайт глючит, и разработчики ничего не могут с этим поделать. На наших глазах под триумфальные звуки фанфар внешне блестящая система уже агонизирует.
Снижается покупательная способность, буксует и падает уровень жизни, останавливаются социальные лифты. Автоматизация, робототехника, нанотехнологии и трехмерные принтеры, наряду со своими грандиозными преимуществами, убивают рынок труда.
Безработица – явная и скрытая – стала бичом нашего времени. По данным Международной организации труда, в ближайшие три года она официально вырастет, по меньшей мере, еще на 11 млн человек. В действительности же ситуация намного острее, поскольку статистическая картина намеренно искажена.
Хуже всего то, что под удар попадает молодежь, безвозвратно теряющая стаж, конкурентные возможности и шансы на нормальную жизнь.
Ясно, что дефицит рабочих ставок, сопровождаемый снижением реальных зарплат, усилит неравенство, добьет традиционный институт семьи, вычеркнет из планов населения покупку жилья и рождение детей, стимулирует многих к эмиграции в поисках лучшей жизни. Сюда следует добавить ширящуюся эпидемию депрессии и угрозу массового бегства в наркотики.
Пускай некоторые процессы пока еще подспудны, пускай их заглаживают или искренне не замечают, все равно очевиден их будущий закономерный результат – миллионы демонстрантов, которые потребуют на улицах социальной справедливости. Нет, еще не завтра. Послезавтра.
Турбулентность расшатывает социальные устои. И она не спадет сама собой. Ведь это не атмосферная аномалия – это неполадки самого воздушного лайнера, у которого вышел срок эксплуатации. Он больше не пригоден для полета. И чтобы заменить его, нам уже сейчас нужны ответы на ключевые вопросы ближайшего будущего: что делать с массами безработных? Как обустроить общество с атрофирующимися рыночными отношениями? Во что вырождается капитализм? Что мы можем этому противопоставить?
Ты помнишь, как все начиналось?
Согласно одному из базовых постулатов экономики, люди стремятся к максимальной выгоде при минимуме вложенных усилий. Таков стандартный рациональный расчет, диктуемый привычными эгоистическими побуждениями.
С другой стороны, люди, зарабатывающие друг на друге, не могут полностью игнорировать интересы окружающих. Ведь все историческое развитие человечества есть развитие взаимосвязей и взаимозависимости между нами. Экономика является всего лишь проекцией системы человеческих отношений.
Если же воспользоваться инструментами, предоставляемыми каббалой, и копнуть поглубже, мы увидим, что "рациональный эгоизм", поиск максимального наслаждения с минимальными затратами и есть наша основа, наша исконная природа, заставляющая человека действовать за счет других, в ущерб другим.
Впервые это обнаружилось три с половиной тысячи лет назад в Древнем Вавилоне, где был заложен фундамент механизмов торговли, налогообложения и сельского хозяйства. Под стать им сформировалась система власти и государственного устройства, установившая классические принципы поддержания порядка и администрирования.
Эти метаморфозы кардинально изменили жизнь людей. Цивилизация, еще вчера жившая единой семьей, столкнулась с взрывным ростом эгоизма и распалась на кластеры. Наряду с этим, в обществе ярко обозначилось классовое разделение, и началась нещадная эксплуатация одних другими.
Шли века, сменялись формации. При рабовладении и феодализме экономика опиралась на возделывание земли. В средние века четко выделились касты дворян-аристократов и крепостных вассалов. Однако человеческая натура постоянно искала новые пути к самонаслаждению, и это породило новые средства производства, давшие старт индустриальной эпохе.
Накануне Промышленной революции был изобретен паровой двигатель – своего рода катализатор рывка к современному миру. Автоматизация и индустриализация превратили пологий путь развития в гиперболу, устремившуюся к высотам прогресса. Сельская пастораль уступила место гонке за счастьем в урбанистическом лабиринте невиданных возможностей.
И, разумеется, в начале нового витка никто не думал о том, к чему он приведет.
Ошибка Маркса
За короткий период лицо общества изменилось почти до неузнаваемости. Возникли два новых класса: буржуазия и пролетариат, представлявший собой вчерашних крестьян, работавших в каторжных условиях раннего капитализма.
Вот что написал Карл Маркс, воочию наблюдавший за этим процессом:
"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов". (Манифест Коммунистической партии)
По мере своего роста эгоизм раз за разом облачался в новые социально-экономические одежды. Их капиталистическая версия потребовала учреждения института частной собственности и свободного рынка. Постепенно западная цивилизация поставила на первое место не статус, а человека как такового – правда, в его потребительском виде. Оформилась либеральная платформа ценностей, прозвучали высокие слова о праве каждого на стремление к счастью. И хотя счастье это было строго задано самой структурой рыночных отношений, тем не менее, капитализм энергично принялся прогибать под себя мир.
Долгое время его апологеты утверждали, что растущие доходы и увеличивающееся богатство обязательно будут просачиваться вниз, к слабым слоям населения. На деле же выяснилось, что если пустить процесс на самотек, бедным будет перепадать ровно столько, чтобы на них можно было наживаться и дальше. Как следствие, ни в одной стране мира нет чистого капитализма без различных форм государственного вмешательства.
Видя этот порок, Маркс предположил, что когда рабочие осознают положение дел, они объединятся и поведут жестокую борьбу с буржуазией за равноправное общество. Ошибка. Ведь за классовой борьбой стоит все тот же эгоизм, и в его развитии есть еще одна фаза под названием "фашизм".
Вот что пишет об этом известный каббалист 20-го в. Бааль Сулам:
"Маркс обещает нам, что после крушения нынешней власти буржуазии немедленно установится власть пролетариата. Здесь кроется слабое место его доктрины… Действительность показала, что ступень, следующая за крушением нынешнего строя, – это власть нацистов или фашистов. Следовательно, мы еще находимся на промежуточных ступенях развития человечества, и оно еще не достигло высшей ступени лестницы развития. И кто может предположить, сколько рек крови прольется в мире, прежде чем достигнем мы этой желанной ступени?" (газета "Народ")
Эгоистичная человеческая природа идет своим путем, и если мы не обуздаем ее, она затянет мир в фашистский водоворот – с современным лексиконом, с обновленной повесткой дня, но с теми же дикими воззрениями и методами. Именно такая тенденция набирает сегодня силу в Европе и США из-за обостряющихся экономических проблем.
Хотя экономика помогает нам жить, но она — не сама жизнь. Нельзя слепо подчиняться ее диктату и плыть по течению человеческого естества. На нынешнем этапе развития требуется наше осознанное, активное, целенаправленное участие в процессе. Если мы качественно изменим общество, если утвердим позитив в отношениях между нами, то экономика приведет себя в соответствие с новыми реалиями.
Ну а пока что экономисты ломают головы над задачей, которая принципиально не решается в рамках их системы. Мы вновь столкнулись со скачком эгоистических амбиций: золотой телец стал ненасытным, весь Земной шар не в силах удовлетворить его аппетиты. Здесь заканчивается экономика, и начинается каббала.
Неотложка
Неслучайно в мире набирает популярность идея универсального базового дохода, по сути своей означающего отрыв работы от оплаты. Подобные эксперименты уже проводятся в Канаде, Нидерландах и Финляндии. Веяние это отражает робкие попытки подготовиться к завершению эпохи всеобщей занятости. Однако и противников у него немало. В Швейцарии та же идея была отвергнута всеобщим референдумом. На пороге драматических потрясений, грозящих выходом ситуации из-под контроля, мир прячет голову в песок и не желает принимать действенных мер.
Между тем, пакет неотложной помощи уже вполне очевиден.
Старая, отжившая система зиждется на образовании, созданном по требованию все той же Промышленной революции. В своей формальной и неформальной ипостаси она прививает людям принципы капиталистического уклада, с детских лет имплантирует нам в сознание шаблоны соответствующего мировоззрения и поведения.
Но теперь, на пороге очередного перелома, образование нужно снова адаптировать к реальности – к той реальности, которую мы хотим сформировать на выходе из капиталистической фазы, минуя фашизм.
Чтобы переходный этап прошел гладко и без крови, надо начать массовое просвещение. Точно так же как в XIX веке его начали для подготовки грамотных рабочих кадров, сейчас нам надо начать готовить грамотные социальные кадры – людей, а не обслугу индустрии и потребителей ее продукции.
Новое общество не будет все оценивать прибылями и убытками, измерять лишь в денежном эквиваленте. Оно поставит себе другие цели и введет другие критерии. Отношения между людьми перестанут служить придатком экономики, обретут собственную ценность и потребуют от общества небывалой дерзости – отказа от конкуренции в пользу единства. Но только настоящего, а не на словах. Такого единства, которое внесет позитив в нашу жизнь, придаст ей новый смысл и компенсирует отрицательный потенциал себялюбия.
Тогда мы прекратим безуспешную и бессмысленную борьбу с собственной природой. Эту партию она коварно ведет сама с собой, оболванивая нас иллюзией свободы. Хватит идти у нее на поводу.
Вместо того чтобы подыгрывать ей – вольно или невольно – мы уравновесим ее всеобщей программой социального оздоровления, вместе создадим другой полюс, противовес, который позволит нам управлять собственным развитием и минимизировать его издержки, будь то крен влево или крен вправо.
Общество, спаянное новыми взаимосвязями, забудет тревоги о хлебе насущном, о трудоустройстве, о социальном страховании, о жилье, о здравоохранении. Иными словами, перестанет опираться на "костыли", рыночными методами заменяющие нам сегодня преимущества подлинного доверия, заботы и взаимопонимания, преимущества дружной семьи, которая никого не даст в обиду, не продаст и не предаст.
Только тогда мы сможем мирно разрешать накопившиеся проблемы, снимать социальное напряжение, идти на взаимные уступки ради общих интересов, а главное, радоваться жизни, которая предоставляет человеку и обществу возможность максимально реализовывать себя в единстве и согласии со всеми.
Мы все еще не подняли эту тему, все еще обсуждаем экономические аспекты и сопутствующую им борьбу за власть на разных уровнях. Самое время оторвать глаза от следствий и взглянуть на причины – на совершенно испорченную социальную ткань, на атмосферу общепринятого взаимного отчуждения, на игру самомнений, на те парсеки, которые разделяют нас на этом маленьком шарике.
Вот недуг, требующий безотлагательной помощи. Миллиардам людей недостает нормального, отзывчивого, доброго окружения. Пора лечиться, а мы еще диагноз не поставили. Может быть, потому, что нам не нравится лекарство? Но, во-первых, другого нет, а во-вторых, другого и не надо.