Если Творец полностью управляет всем и у человека якобы есть свобода воли, то почему Он ведет нас через насилие и страдания?
Если Творец полностью управляет всем и у человека якобы есть свобода воли, то почему Он ведет нас через насилие и страдания?
Вопрос: Как представить себе понятия "Творец" и "Тора" на духовном пути?
Ответ: Тора – это весь свет, который исправляет нас, и свет, который нас затем наполняет.
Бааль Сулам в конце "Предисловия к книге Зоар" в статье "613 советов и указаний" объясняет, что наше желание состоит из 613 частей, полностью эгоистичных, разбитых. Эти разбитые желания исправляются по нашей просьбе и от наших усилий соединиться между собой, ведь они связывают нас друг с другом, словно нитями: каждого со всеми остальными.
Они исправляются с помощью 613 светов, которые называются "613 светов Торы". И когда я исправляю эти 613 желаний, они соединяются с такими же 613-ю желаниями другого человека. Получается, что мы все связаны 613 желаниями-нитями каждого со всеми остальными, и возникает одна общая сеть взаимной отдачи.
Мои 613 желаний узнают и понимают 613 желаний в каждом и во всех вместе, и соединяются со всеми, чтобы отдавать всем. И тогда через меня проходит весь свет, все наполнение, которым я хочу наполнить всех остальных!
Общий свет, раскрывающийся для того, чтобы наполнить нас всех – называется Творец (Бо-рэ), то есть "приди и увидь" как Он облачается в тебя.
Итак, у меня есть 613 неисправленных желаний, и чтобы исправить их, мне нужны 613 светов исправления, которые называются Торой – "светом, возвращающим к источнику". А затем в эти мои исправленные желания облачается Творец и проявляется в связи между нами.
Получается, что Исраэль (исправленные желания), Тора (свет, который исправил эти желания) и Творец, который облачается во всю эту систему – объединяются в одно целое.
Из урока по статье из книги "Шамати", 28.07.2011
"Учение Десяти Сфирот", ч.1, Вопросы и ответы о смысле терминов.
Вопрос 93. В чем корень всего несовершенства? – В отличии свойств желания насладиться от Творца.
Мы всегда проверяем себя относительно Творца, у нас нет другого эталона. Ведь сначала у творения, созданного "из ничего" – нет в этой пустоте никакой системы отсчета. Это творение, родившееся "из ничего", может проверить себя только относительно "существующего из существующего", относительно света.
У нас нет никакой другой возможности определить, что хорошо, а что плохо. А все качества, которые мы находим в себе – обманные, пока существуют сами по себе и определяются лишь тем, как мы сами их себе представляем.
Истинная оценка возможна только при сравнении двух противоположностей, имеющих обратную природу. И поэтому, пока творение не раскроет Творца, не встанет напротив и будет измерять себя относительно Него, у него не будет никакой возможности узнать, кто он такой и где он находится, в каком состоянии.
Все измерения производятся относительно образа Творца, образа Дающего, который мы способны создать внутри себя. А этот образ в себе мы сможем построить только при условии, что делаем сокращение и пребываем в отдаче и скрытии относительно ближнего.
Потому нам дана в качестве системы отсчета – группа, где мы все это можем сделать. И тогда мы, по крайней мере, сможем каждое мгновение знать, какие состояния проходим. Тем, как мне хочется каждый раз оценивать группу: больше я их или меньше, какими хочу видеть наши отношения, и ищу ли Творца между нами или вовне – этим и определяется мое собственное состояние.
Именно по моему отношению к товарищам я должен оценивать свое текущее состояние!
Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 21.07.2011
Точка, вмещающая в себя Бесконечность
Вся наша душа построена из скрытия – из того, что мы скрываем свое желание насладиться всевозможным образом. Первое скрытие – это простое сокращение. Но потом я начинаю исследовать, что я сокращаю, в каком желании делаю себя скромным и чего хочу от себя.
Все мое получение может быть только ради отдачи, то есть я строю 4 уровня скрытия: скрытие на скрытие на скрытие… - и так постигаю все большее величие Творца.
Но Его истинную высоту мы так никогда и не сможем понять (может быть когда-то в новой реальности после конца исправления). Ведь пока она вся складывается из того, сколько мы способны воспринять внутри построенных нами сокрытий.
Мы не можем оценить ничего, что нам явно открывается – только скрывая его от себя. Когда человек нам раскрывается, и мы начинаем открыто получать от него, то перестаем его возвеличивать, ведь все, что у него есть, теперь есть у меня. Он открылся и относится ко мне просто – и я тоже отношусь к нему просто.
Вся ценность рождается из скрытия. Но в духовном, мы не играем в "политические игры", а раскрываем себя. И именно другие, должны сделать на себя скрытие, чтобы постичь нас.
Например, учитель относительно ученика, открывает себя и приближается к нему. А ученик сам должен сделать на него скрытие и только в таком виде что-то сможет от него получить. Иначе, учитель будет казаться ему простым, и он не сможет впитать его мудрость.
Поэтому каббалисты всегда держали себя очень просто, а обязанность ученика – сделать на это скрытие.
Из урока по статье из книги "Шамати", 21.07.2011
Обычно мы делаем очень распространенную ошибку, думая, что нам нужно раскрыть самого Творца. Мы ждем: "Ну когда же Он раскроется?!" – как будто главное, чтобы Он появился.
Но этого никогда не произойдет. Появиться должно как раз сокращение, наше желание Его скрыть от своего желания насладиться, от своего понимания, чтобы мы имели возможность работать с Ним лишь при условии, что доставляем Ему в ответ удовольствие.
Тогда нашим сосудом становится скрытие – стремление поистине к отдаче, которое называется "лишма". А внутри этого скрытия мы сможем построить образ Дающего и понять, что же такое – отдача. Поскольку мы устремимся только к отдаче без всякого другого облачения наслаждения в наши желания, то начнем действительно постигать, что означает духовное.
Каждый бы хотел раскрыть Творца в глубине изгнания. Но речь идет о том, чтобы в изгнании просить как раз Его скрытия - самим хранить это скрытие и возвышать его. Все ступени возвышения отделяются друг от друга тем, насколько мы хотим и способны удержать себя, скрывая себя от раскрытия – и раскрывая себя только для отдачи.
И внутри этого отношения к высшему, нашего желания Его скрыть, мы и строим Его образ. Величие Творца, рождающееся в нас за счет этого скрытия, позволяет нам оценить Его и начать ощущать Его форму. То есть форма Творца определяется формой важности, которую мы способны Ему придать.
Это объяснение очень не просто понять, но оно уже непосредственно прикасается к отношениям творения и Творца в духовном мире…
Из урока по статье из книги "Шамати", 21.07.2011
Без скрытия не достичь совершенства
Книга Зоар. Глава "Трума", п.637: А когда пожелал Создатель сотворить мир, он вглядывался в Тору, в каждое ее слово, и согласно ей вершил созидание в мире. Поскольку все элементы и все действия миров находятся в Торе, Творец смотрел в нее и создавал мир.
Бааль Сулам объясняет это на примере человека, желающего построить дом. Прежде всего у него возникает такая мысль, а затем он начинает думать: какой дом, что он собой представляет, какую форму дом должен принять, какие материалы для этого нужны, и так далее.
Аналогично этому, есть наивысшая сила, которая действует через Замысел создать мир. Замысел, через который Она действует, - это Тора, модель, по которой Она воплощает свои действия.
Замысел творения – насладить сотворенных. Но как их насладить – это уже план, программа творения. По этой программе Творец создает желание насладиться, и в это желание входит Его программа в обратной форме. Получается, что Творение и Творец противоположны по намерению. А в итоге исправления, творение меняет свое намерение и достигает подобия свойств с Творцом.
Поэтому человек должен облачить на себя Тору, отформатировать себя в точном соответствии с Ней. Изначально Высшая сила через Тору, словно сквозь матрицу, создала желание насладиться. Но затем это желание постепенно теряет эту форму, пока не обращается в груду бесформенного материала нашего мира.
А мы, желая вновь между собой соединиться, строим из себя форму, называемую "Тора". Схема правильного соединения между нами называется Торой – совокупность исправленных желаний - заповедей. Так мы изменяем себя и сливаемся вновь с моделью, бывшей в Замысле творения.
Из урока по Книге Зоар, 18.07.2011
Посылая нам страдания, Творец как бы намекает, что мы не сможем получить наслаждение напрямую. Ведь целью творения было сделать человека равным Творцу – таким же совершенным! А не простым получателем.
Просто так получают от Него "на жизнь" только те, кто относится к неживому, растительному и животному уровню. Но человек, Адам – означает "подобный Творцу" (домэ).
И поэтому, всё неживое, растительное и животное – спокойно живет своей жизнью. А все страдания, которые они иногда получают – это вина человека, не выполняющего свое предназначение.
Но человек – он вечно страдает… Он не может наполнить себя, и все его развитие – это непрерывный рост желания насладиться, которое становится все больше и разборчивее, заставляя человека постоянно гнаться за новым наполнением.
Он все время надеется, что вот-вот получит его – но каждый раз остается ни с чем. И в итоге, он полностью разочаровывается и вдруг понимает, что всё – больше он не может так продолжать! Он уже не верит, что в этой жизни, с ее эгоистическим подходом и бесконечной погоней за наслаждениями, чего-то можно достичь.
И все это заранее было подстроено, с намерением, чтобы он развернулся и начал искать не то, как наполнить свое желание – а как обрести форму света, форму Хозяина, то есть захотел получить не сам свет, а его свойства – свойства Творца.
Но форма Хозяина, форма отдающего, должна облачиться в желание творения. И потому стремление к отдаче, эта отдающая форма, облачающаяся в желание насладиться, называется "экран" и "отраженный свет". Это новый, неэгоистический подход, к которому должен прийти человек, окончательно разочаровавшись в том, что сумеет наполнить себя эгоистически.
Для этого ему нужно изменить весь свой подход к жизни, и вместо того, чтобы гнаться за наслаждениями – начать гнаться за образом Творца, который бы облачился в человека. В таком случае, желание насладиться, сократившее свой эгоизм и вооруженное экраном и отраженным светом, приобретет ту же форму, как Творец, желание отдачи. Вот тогда, высший свет облачится в него в форме отдачи со стороны человека – обратно к Творцу.
Там, внутри этого желания насладиться, внутри самого человека, и осуществится их встреча – человека и Творца. И потому Творец называется таким именем – Борэ ("приди и увидь"), ведь ты раскрываешь Его внутри себя, и нигде больше.
Не воображай себе, что Творец где-то далеко, в каких-то далеких мирах, и существует отдельно от тебя. Все находится только внутри нашего желания, все раскрывается в нас.
Нам только кажется, будто вся реальность, кроме нас самих, существует где-то вовне и разделяется на разные пласты: неживой, растительный, животный, человеческий – более близкие к нам или далекие. Но все это находится внутри нашего желания.
Человеку только кажется, будто это не его, а чужое – и эта путаница дана ему намеренно, как результат разбиения. Но если он начинает работать над достижением отдачи, то постепенно, в меру своей готовности отдавать и поступиться своим эгоизмом, начинает ощущать эти части мироздания, которые представлялись ему чужими и внешними: неживое, растения, животные, люди.
Все, оказывается, принадлежит ему – и только из-за его испорченного восприятия казалось ему посторонним.
Так Творец пробуждает человека своими призывами и уколами, при любых возможностях, и тот все более чутко откликается на отдачу. Нужно только точно выполнять указания. Потому Тора и называется "инструкцией" (ораа), чтобы использовать все данные нам в этом мире средства: учителя, учебу, группу - и подняться из него.
И пусть человек не понимает, что делает, а просто старается, как маленький ребенок, который играет в игру. Но если он очень хочет достичь духовного и готов отменить себя перед учителем, группой, учебой, чтобы с их помощью измениться, стать послушной глиной в их руках – то он начнет ощущать происходящие в нем изменения.
Человек не знает, откуда они приходят. Каббалисты говорят, что они приходят от окружающего света. Но мы не чувствуем окружающий свет – ведь он не становится внутренним, и мы замечаем его воздействие только по его результатам. Мы вдруг начинаем больше понимать и больше чувствовать, готовы быть ближе к отдаче, к учителю, к группе.
Так работает окружающий свет, и все зависит от нашей чуткости к тем изменениям, которые нам надо получить. Я должен желать, чтобы они произошли прямо во мне, внутри моего желания – чтобы в меня облачился образ Творца, образ дающего, и мое желание насладиться приобрело форму отдачи!
И так я достигну слияния - внутри себя я буду ощущать, что сливаюсь с Творцом. Не я попадаю к Творцу и нахожусь в Нем – а Творец находится во мне. Потому Он и называется Творец (Бо-Рэ) – "приди и увидь".
Вопрос: Духовное построено на отдаче. На какой же основе нам строить свою работу, пока мы находимся в "периоде подготовки" к вступлению в духовный мир?
Ответ: Есть указание: "Слушай, Исраэль!" То есть человек должен направить себя на то, что "Творец - единственная Высшая сила над нами, Творец один" (слова молитвы).
Допустим, я говорю себе: "Послушай! Творец – высшая сила над тобой, Он один". Этим определяется мое направление, которое приведет меня к Источнику, к раскрытию, соединению, единству.
Это основа, на которой строится наша работа – ось, по которой я должен двигаться. Теперь мне нужно присоединить к этой оси всевозможные, имеющиеся у меня средства, чтобы осуществить этот принцип.
Я и Творец находимся на противоположных концах одной линии. И я приближаюсь к нему за счет имеющегося у меня средства: соединения "Исраэль, Тора и Творец" – в одно целое.
Тора – это все, что можно себе представить, все, что существует, кроме самого исходного желания творения. Как сказано: "Я создал злое начало и Тору – в приправу, для его исправления". И все это я должен соединить в одном направлении.
Мне недостает близости к Творцу, моя цель – слияние с Ним. Я не знаю точно, что это такое – согласно желаниям, мыслям, решениям, завершению всего этого пути. Но есть я, цель и средства для ее достижения! Вот все это, мне и надо правильно организовать и использовать. А конечный пункт, итог – один! Все включается в это понятие Одного единственного.
По пути мы получаем иную форму разума, мысли, принятия решений, действия – все абсолютно меняется внутри человека. Свет совершает в нас революцию по пути и создает нового человека.
Мы сейчас не можем представить себе, что это такое. Но в каждом состоянии, на каждом этапе, нужно стремиться к тому, что ты способен и обязан сделать сейчас, на этом уровне. И тогда получится, что все действует в одном направлении.
Сюда включается и твой поиск и, особенно, борьба с препятствиями, которые ты стараешься разглядеть и увидеть, что тут работает твой эгоизм, сбивая тебя с пути, с мысли, что "Нет никого кроме Него".
Нужно все время проверять, с особым вниманием: нахожусь ли я в мире и согласии с одной высшей силой во всем том, что я делаю. Разделяется ли сейчас в моих мыслях и моем ощущении все мироздание надвое или даже на три части, как будто есть Творец, все остальные создания и всевозможные причины, и я сам.
Кто-то раздражает меня, ставит всякие препятствия, создает проблемы – это значит, что я не соединяю весь этот мир с Творцом, признаю идолов, "других богов". Ведь как могут быть какие-то разные причины моих состояний, если есть одна сила, действующая в мироздании?
Надо проверить себя, как я реагирую на все эти причины: на каждого человека, врага или друга, и на каждую проблему - отдельно, или же я объединяю их все и за всеми вижу Творца, который устраивает мне весь этот балаган. Для того, чтобы, соединив все это вместе и отнеся к Нему, я достиг принципа: "Нет никого кроме Него".
Это серьезная работа, и если человек обладает чувствительностью и тонко анализирует свои состояния, то он быстро и правильно продвигается.
Человек создан в таком состоянии, что ему кажется, будто существуют другие люди и его окружает огромный мир. Но все это – его внутренние желания, которые он пока не смог соединить вместе, чтобы наконец увидеть, что есть только он один, стоящий против Творца.
А все искривления, помехи, посторонние мысли и желания, как бы "случайные" происшествия, происходящие с ним, он должен отнести не к их многочисленным, мнимым источникам и причинам, которые пока представляются ему из-за несовершенства его работы – а только к Творцу.
В этом и состоит внутренняя работа. Ведь все, что человек не относит к Творцу, а приписывает другим силам: другим людям, всевозможным причинам, судьбе, и даже самому себе – все это называется "идолами" (чужими богами). Потому что получается, что он считает себя зависимым от чего-то, кроме Творца – как будто есть еще какая-то сила, которая может быть источником воздействия на него: доброго или злого.
Мы обязаны реализовать этот принцип: "Нет никого кроме Него" – поверх всех помех, намеренно сбивающих нас, чтобы мы научились настраивать себя на единственную силу, один источник.
И в этой работе есть несколько видов, будто разных этапов:
– Выяснить единственность Источника: существуют ли еще какие-то источники, или Он один?
- Выяснить природу источника: добрый Он или злой?
- Выяснить свои отношения с источником: "ради себя" или "ради отдачи"?
Работу относительно источника человек выполняет из своего личного духовного сосуда, желания – тем, что соединяется со всеми остальными и тогда ощущает себя, как единственное творение.
Он также объединяет все силы, действующие на него, все разные источники – в один Источник. То есть в этой работе есть несколько видов, в зависимости от того, как соединяются эти двое: человек и Творец.
Из урока по статье из книги "Шамати", 07.07.2011
Вопрос: Каково положение каббалы относительно неверующих и религиозных? Я вижу, вы все время как бы лавируете между ними!
Ответ: Вы правы.
Религия считает Творца подобным человеку, т.е. меняющимся, в зависимости от действий человека. Причем, каждая религия представляет и Творца и его посланников, как ей угодно. Они обязаны уживаться или уничтожать друг друга, потому что их мнение - это вопрос веры, т.е. бездоказателен. Кто сильнее, тот и прав. Или будем действовать, будто других не существует, каждый в своей пастве.
Но всех их объединяет одно: Бог относится к человеку в зависимости от того, как человек относится к Богу и к другим людям, т.е. Бог меняется, то гневный, то жалостливый. Так видится человеку из его жизни, судьбы. Значит, Бога можно задарить, оплатить рай, задобрить – и он отнесется к вам хорошо. Можно грехи замолить, откупиться от кары, наказания. Дам подаяние – и отведу от себя удар судьбы. Все построено на том, что внешнее поведение человека меняет отношение Бога к нему.
Атеисты - относятся к Богу, как к природе, - она неизменна, механическая, не имеет своего разума и плана, не зависит от нашего отношения к ней, а только от наших "механических" воздействий.
Каббала – считает природу и Творца одним и тем же. Но есть у Него разум, план, цель. Есть у Него чувства. Поэтому, в процессе развития (эволюции) создал человека именно таким, в чувстве и разуме, двух противоположных системах, эгоистом, т.е. желающим насладиться в каждое мгновение своего существования, создал таким, чтобы человек, используя методику каббалы и силы природы (Окружающий Свет), изменил сам себя и стал подобным Творцу.
Этим человек достигает своей самостоятельности (в иных состояниях он полностью запускается природой и своим эгоизмом, неволен), совершенства, вечности и слияния с Творцом (статуса Творца). Творец в Каббале – неизменен, потому что абсолют, абсолютно добр и поэтому не может меняться, меняется только тот, кто был раньше хуже/лучше, но не абсолют. Поэтому обращение к Творцу – это обращение к себе, к убеждению самого себя в необходимости исправиться, стать как Творец – эталон доброты.
Итак, атеисты переделывают мир, религиозные упрашивают Творца, а каббалисты исправляют себя и этим исправляют мир.
Вопрос: Согласно опросам, 80% человечества верит в Высшую силу, которая управляет всем. Почему бы нам не объяснять людям, что это за сила, чего она желает? Ведь это намного интереснее, чем призывы к любви.
Ответ: Нам нечего объяснять. Высшая сила – это Природа, Закон, Сила, столь же непреложная, как сила тяготения. Это Абсолют, добрый, творящий добро и неизменный.
Но если эта Сила незыблема, то она словно и не существует. Отсутствие перемен как будто сводит ее на нет. Это все равно что жить под солнцем, навеки застывшим в зените. Какой смысл брать его в расчет, если оно было и будет здесь всегда? Оно просто есть, и всё тут.
В своей жизни мы строим расчеты на том, что должно измениться, на подвижках, от которых зависим. Другое дело, когда речь идет о чем-то незыблемом и нерушимом, от чего мы постоянно зависим до такой степени, что это уже и зависимостью не назовешь.
Вот что такое "Творец". И потому нам так трудно объяснить это людям. В действительности, мы молимся не Ему, а себе самим. Мы ищем, как измениться, – а Он всегда неизменен. Разумеется, я изменюсь, если пожелаю, для этого мне не нужно принимать Его в расчет. Он Добр и Творит добро, рядом с Ним я, как избалованный ребенок, родители которого любят его абсолютной любовью, а он делает что вздумается и прыгает по их головам, зная, что ничего плохого с ним не случится.
Таким образом, наша проблема в том, как объяснить людям, что Творец, подобно незыблемой стене, просто существует. Можешь прыгать перед ней, размахивать руками – это твое дело, а она все так же возвышается над тобой.
Человеку трудно представить себе такое: "С кем же тогда я имею дело? Выходит, и обращаться-то не к кому?" Как объяснить тем, кто верит в Высшую силу, что нет смысла молиться изменчивому Творцу, который сегодня сделает лучше, чем вчера. Выходит, вчера Он причинил мне зло?
В действительности, мы имеем дело с Тем, кто добр и творит добро плохим и хорошим. Но для человека это означает, что неважно, хорош он или дурен, – результат будет одинаковым.
Обычный человек постоянно подвержен переменам. Он все время сопоставляет себя с миром, силясь рассчитать результаты внутренних и внешних изменений. Он не понимает, что такое универсальная, всеобщая, великая, неизменная Сила. Это ускользает от наших органов чувств, ведь они "заточены" под перемены, а не под статику. Что не меняется, то исчезает из поля зрения – я этого просто не вижу.
Вот почему мы не можем объяснить людям, что такое "Творец". Иногда я говорю, что "Творец" – это Природа, что Он неизменен и молиться некому, что молитва – это суд над самим собой… В ответ меня готовы растерзать. В этом и проблема: мы судим себя, тогда как другие просят Творца, чтобы Он переменился: "Я бросил немного в Твою копилку – так оберегай же меня от бед".
Говоря о Творце как о непреложном законе, мы лишаем человека возможности обратиться к Нему. Ведь он не видит нужды меняться. Необходима новая, сильная "доза" развития, чтобы человек начал вести себя иначе.
О чем бы мы ни говорили, в том числе и о кризисе, – по сути, мы объясняем людям путь страдания: "Альтернативой будут беды, а оно того не стоит. Давайте изменимся". Это не ложь, но и не истина.
Ведь человеку, который приходит к науке каббала, желая достичь цели творения, мы должны сказать другое: "Тебе надо быть выше этого. Неважно, хорошо это или плохо, – ты должен подняться верой выше знания. Нельзя, чтобы твои действия обуславливались страданиями или наслаждениями. Это уже не отдача. Вера выше знания означает, что ты поднимаешься над наградой. Или ты работаешь, чтобы избежать зла и прийти в будущем к добру? Неужели ты ждешь вознаграждения? Неужели хочешь сам достичь цели творения, не для того чтобы доставить удовольствие Творцу?"
Но с другой стороны, кому доставлять удовольствие, если Творец – это Закон? Это очень тонкий момент в наших объяснениях.
По своей природе, по характеру своего действия, мы являемся получающими. Однако чем больше ты получаешь ради отдачи, тем выше ты как дающий. Действие как таковое не меняется – меняется лишь твое отношение. Оно-то и превращает тебя в дающего, вместо получающего.
Ощущается ли это Творцом? Можно сказать, что для Дающего ничего не меняется, а меняется только для человека. Ведь Совершенному добавить нечего. Все Его отклики и впечатления на самом деле проявляются в тебе – в том образе Творца, который ты сформировал.
Благодаря этому ты можешь приводить себя в соответствие с Ним: тебе кажется, что в Нем происходят перемены, что ты доставляешь Ему больше или меньше удовольствия. Ты больше страдаешь или наслаждаешься от Него, сообразно с тем, насколько Он страдает или наслаждается от тебя, и т.д.
Все эти взаимоотношения разворачиваются в самом творении – лишь затем, чтобы поднимать его на ступень Творца, т.е. добавлять ему совершенство, проистекающее из свойства отдачи. И потому выходит так, словно Творец играет с творением – только для того чтобы воспитывать его.
Так же и мы демонстрируем детям различные лики: смеемся с ними, становимся серьезными, показываем, что рассердились, – всё ради воспитания, ради того, чтобы проявить перед ребенком как можно больше штрихов, которые научат его правильно работать с собой и с окружением. А на самом деле нами всегда движет любовь, и ничто другое.
Во "Введении в Книгу Зоар" (п.33) Бааль Сулам пишет об этом:
Творец желает, чтобы эти образы, рисующиеся только в душах получающих, виделись так, словно Он сам участвует в этом с ними, – чтобы максимально увеличить постижение душ. Так отец, играя с любимым сыном, проявляет лишь малую свою часть, демонстрируя огорчение или довольство, хотя нет в нем ни того, ни другого. Он делает это только для того, чтобы развивать своего сына и расширять его понимание.
Из урока по статье ""Дарование Торы", 26.06.2011
Сейчас весь мир находится в кризисе, и мы понемногу приближаемся к еще большим проблемам повсеместно и по всем направлениям. Все, что мы сделали в этом мире – сделано плохо, ведь мы росли под управлением своего эгоизма. Нам неоткуда ждать добра, ведь мы все время работали только ради своего эго.
И теперь зло постепенно раскрывается, капля за каплей, в разных местах и при любых возможностях, для того, чтобы не дать нам замкнуться на своей боли. Ведь если боль станет очень сильной, мы уже не сможем думать ни о чем другом, кроме того, как от нее избавиться. Нам уже не будет интересны ее причины и следствия – лишь бы прекратить эту боль.
Но если боль идет волнами и все время спадает, или не очень большая, так, что у меня остается место задуматься о ней – тогда я начинаю искать: откуда она приходит и почему, как выйти из нее. Творец ведет с нами такую игру, и в итоге мы находим какое-то решение.
Прежде всего, нам нужно изучить причину – а она в противоположности нашей природы. Наши свойства обратны Творцу, и потому, когда Он приближается – нам плохо! И чем ближе Он приближается – тем нам хуже!
Это как в случае с вором, которого лучше держать подальше от казны и не давать ему возможности совершить преступление. Так и с нами.
Поэтому Творец особенно сейчас, в наше время, раскрывается очень медленно и понемногу, чтобы дать нам время подумать.
Он чуть-чуть раскрывается, и мы чувствуем себя плохо. Например, пару лет назад разразился кризис, а сейчас уже говорят, будто он кончился. Но он не прошел – нам просто дают время на раздумье и исследование! И скоро произойдет еще один удар – на нескольких уровнях и нескольких видов. А потом снова настанет период затишья.
И так Творец учит нас и дает возможность искать причины, чтобы в итоге, мы раскрыли Его как источник всего происходящего. А относительно нашего эгоизма, выходит, что он источник всего зла. И тогда мы поймем, почему нам плохо – из-за нашей противоположности Творцу.
А что же делать, чтобы было хорошо? Творец совершенен, измениться можем только мы сами. Вот так постепенно мы поймем, что обязаны исправить себя. И человечество к этому непременно придет, под методичными, периодическими ударами, которые будут приходить во всех видах к любому народу, любому человеку – каждому свое, и так учить нас.
Но нам нужно раскрыть людям методику, чтобы поскорее узнали, откуда приходят удары и почему. Этим мы облегчаем развитие всему человечеству. Это называется "нести свет всем народам" – то есть тем людям, которые пока не понимают, почему получают удары.
Им нужно раскрыть причину ударов, необходимость и цель, чтобы смогли продвигаться осознанно. В результате, очень сильно меняется весь путь развития. Те, кто обладает методикой исправления, обязаны сделать это для всего мира.
Вопрос: Жизнь в нашем мире выглядит одним нескончаемым страданием с небольшими перерывами, которые позволяют человеку встать на ноги после очередного удара судьбы, чтобы получить следующий.
Такова человеческая история, такова жизнь отдельного человека. Что же это за процесс и где в нем те дары, которые Творец преподносит творению?
Ответ: Представь: в далекой-далекой галактике я окидываю взглядом бескрайние звездные просторы и ищу что-то в этой бесконечности. Я набираю скорость света и медленно преодолеваю миллиарды световых лет, приближаясь к нашей галактике, к нашей Солнечной системе, к нашей Земле. Я опускаюсь на поверхность и обнаруживаю здесь людей.
Трудно вообразить себе шкалу, на которой я сопоставлю столь разные масштабы.
Аналогично этому, мы не понимаем, в какой системе находимся. Мы умеем вести замеры и исследования в своем масштабе, сообразно со своими мерками. Вес мы сопоставляем с тем, сколько можем поднять, расстояние – с тем, что можем рассмотреть, добро и зло – с тем, что для нас хорошо и плохо. Весь наш спектр – крохотный фрагмент огромной шкалы с мизерными различиями.
Однако сейчас мы говорим о духовной системе, в которой вся наша Вселенная неприметно мала, о механизмах, огромных по своим качественным характеристикам. По сравнению с ними, весь наш мир пребывает в одном качестве – в малом эгоистическом желании, которое оживляет малая искра света. Материал этого желания создан как "нечто из ничего" светом, который сюда прорвался, начертив точную проекцию духовного творения.
И вот из этого состояния ты рассуждаешь сейчас о страданиях всего человечества. Верно, таковы наши ощущения, каждый отрицает согласно собственному изъяну и судит по тому, что видят его глаза. Но что ты можешь поделать? Так мы должны двигаться вперед, и более того мы сейчас уловить не в силах. Гигантское полотно развернуто перед тобой, но ты не можешь его разглядеть.
Мы способны лишь слегка уразуметь простой факт: недостаток желаний, недостаток сосудов. Вопросов хватает: "Может ли Творец изменить Себя, неизменного? Может ли Он создать камень, который Ему не поднять? Почему Он изначально не сделал нас совершенными?" Но все эти загадки бесполезны.
Исходя из нашей жизни нужно понять один принцип: мы должны проходить противоположные состояния. Только из этих противоположностей, познавая преимущество света из тьмы, мы формируем сосуды для более высокого, более возвышенного ощущения. Когда у меня появятся готовые сосуды, мир распахнется. Ничто не скрывается от меня за каменной стеной – просто я должен выстроить в себе сосуды, чтобы увидеть реальность.
Это развитие необходимо, и Творец не может осуществить его заранее. Почему? Пока что не знаю. Могу привести некие доводы, но это ничего не даст. Ведь ты от всего отмахнешься: "Не верю! Все равно может!" А других фактов перед тобой нет.
Однако существует правило: преимущество света познаётся из тьмы. Всякая вещь оценивается лишь из ее противоположности. А потому мы обязаны поэтапно проходить эти состояния, формируя сосуды для раскрытия реальности, в которой находимся.
Мы пребываем в мире Бесконечности, но ты этого не чувствуешь. Так развивай свои сосуды. Тебе предоставили возможность развивать, другими словами, исправлять их. Тебе специально дали разбитые желания, противоположные исправленным. Зачем? Чтобы ты рос и собирал их, понимая и раскрывая мир.
Иначе нельзя. Потом ты оправдаешь творение.
Длительный процесс в несколько десятков тысяч лет, на протяжении которого мы страдаем, – это истина в наших масштабах. Однако на самом деле мы не сознаём, в каких масштабах находимся. Кроме этой маленькой "комнаты", есть еще целый мир, которого ты никогда не видел. Ты живешь в редьке, подобно червяку из примера Бааль Сулама.
Вопрос: Но зачем этому червяку рассказывают о Дающем и Его любви?
Ответ: Чтобы ты устремился к этому, чтобы понял: есть цель, ради которой стоит вылезти из редьки. Более того, тебе дают не только понимание, но и средство. Все мы – словно червяки в редьке, но если каждый начнет подталкивать других наружу, мы действительно выйдем.
Так что, решение есть. Пока ты довольствовался жизнью в этом мире, тебе его не предлагали. Теперь же тебя помещают в новую, глобальную систему и дают решение.
С закрытыми глазами перед раскрытой книгой…