Спрашивали? Отвечаю!
"Все, о чем вы говорите, - чистая психология отношений. При чем тут Бог?"
Спрашивали? Отвечаю!
"Все, о чем вы говорите, - чистая психология отношений. При чем тут Бог?"
Спрашивали? Отвечаю!
Меня спрашивают: "Я постигаю внешний мир – при чем здесь Бог?"
Отвечаю: действительно, мы вовсе не апеллируем к Богу, не просим Его измениться, сжалиться, передумать на наш счет. Напротив, нам надо поменять себя, настроиться на правильное восприятие – и тогда "Бог" родится в нас, как Сила, несущая нам совершенство.
Бааль Сулам пишет, что поскольку слово "Природа" равнозначна Творцу, то можно назвать законы Творца заповедями природы, и наоборот, заповеди Творца – законами природы, поскольку это одно и то же. Иными словами, нет ничего, кроме системы природы, которая есть Творец.
Так и нужно относиться ко всему, что нас окружает, к своему влиянию на мир, где мы находимся, и его воздействию на нас, осознавая себя интегральной частью этой системы природы, которая называется Творец.
Есть лишь одна высшая сила Творца, желание которой привести нас к слиянию с Ним, но только не по принуждению, насильно, а осознанным путем добра. Насколько мы поймем Творца, почувствуем, постигнем как доброго и творящего добро, в этой мере мы сможем к Нему приблизиться и соединиться с Ним. Так мы вернемся к Творцу, к природе.
Из урока на тему "Объединение мира в последнем поколении", 13.03.2023
Вопрос: Какие можно провести параллели между взаимоотношениями мужчины и женщины, если сравнивать их с Творцом и творением?
Ответ: Между мужчиной и женщиной есть абсолютно все движения, связи, сближения, отдаления, которые есть между Творцом и творением, потому что эти состояния в духовном являются источником разделения полов в нашем мире.
Вначале не было вообще ни нашего мира, ни человечества, ни разделения людей. Они появились именно потому, что Творец создал творение – нечто получающее от Творца.
Творец считается мужской силой – творящей, создающей. Творение – женской силой: получающей, размножающейся, расширяющейся, которая своим развитием приходит к осознанию Творца и желанию слияния с Ним. Это заложено в плане творения.
В материальном мире, в наших биологических белковых телах это реализуется на земном уровне. Правильная реализация на белковом уровне также необходима для того, чтобы всё творение на всех его уровнях пришло к правильному состоянию. Нет ничего, выходящего за рамки этого единения.
Поэтому каббала, изучая это единение в силах, понимает все, что происходит в природе на всех уровнях: между людьми, между частями природы, в человеческом обществе, в том, что человек, исходя из своей природы, создает всевозможные политические, экономические, торговые, семейные и прочие системы.
Каббала – универсальная наука, потому что оперирует самым универсальным: двумя силами, Творцом и творением. Она объясняет, как они постепенно, по иерархии нисходят по четырем мирам, образуют наш мир и в нем достигают той же реализации. Все очень просто.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Мужчина и женщина – вечный оргазм"
"Испытывает ли Творец душевную боль?" – спрашивают меня в Фейсбуке.
С одной стороны, Творец страдает больше всех нас. С другой стороны, о чувствах Творца Тора говорит условно, через призму человеческих чувств, поскольку иначе их не объяснишь.
На самом деле Творец – это общая система всего мироздания, своего рода "компьютер", в котором мы находимся. Программу своего развития нам не изменить, но мы можем адаптироваться к ней – жить в согласии с Творцом. Это и доставит Ему радость – опять-таки в наших терминах. К сожалению, пока что восемь миллиардов людей рыщут во тьме, не желая открыть глаза…
Реплика: Очень понятная еврейская притча. Один ученый пришел к мудрецу и сказал: "Говорят, что ты, уважаемый, даешь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же мне лекарство, которое научит меня бояться Бога".
"Для страха перед Богом, – ответил мудрец, – у меня нет лекарства. Но есть лекарство, которое поможет любить Бога". "Этого я желаю еще более, – сказал ученый, – дай же мне его". "Это лекарство, – ответил мудрец, – любовь к ближнему".
То есть такая простая формула: "Полюбишь ближнего – полюбишь и Бога".
Ответ: Да.
Реплика: Тут постоянно возникают вопросы. То есть ближнего-то я вижу...
Ответ: Мы не видим ближнего тоже. Он так же, в принципе, непонятен, скрыт, как и Творец.
Реплика: Но для обычного человека – я вижу ближнего. Вот он, передо мной. А Творца я не вижу.
Ответ: А что значит "видеть Творца"? Какой вопрос тут может быть?
Творец – это все, что вокруг. Абсолютно все, что вокруг, все, в чем я нахожусь, что наполняет весь мир вокруг меня – это все Творец.
Вопрос: Это можно полюбить – все, что наполняет вокруг?
Ответ: Да. Соединись с Ним и желай быть все время плывущим в Нем. И все.
Вопрос: То есть я не отрываюсь от Него – это значит, я всё принимаю?
Ответ: Абсолютно.
Вопрос: И самое страшное я тоже принимаю?
Ответ: Не имеет значения – что.
Реплика: Все это от Тебя – я это принимаю.
Ответ: Да. Вот это и есть слияние.
Вопрос: А почему же тогда любовь к ближнему приводит к любви к Творцу?
Ответ: А так нам лучше направиться. Иначе как мы это сделаем? Для меня, для обычного человека, Творец – это что-то далекое, невероятное, потустороннее и так далее. А если я принимаю все вокруг меня, что это Творец, тогда как же мне все-таки сблизиться с Ним, направиться к Нему? Только через ближнего.
Реплика: То есть я пытаюсь полюбить ближнего, понимая, что это и есть…
Ответ: Всё, что вокруг меня.
Вопрос: Вот эта мысль во мне должна сидеть все время, что всё это от Творца?
Ответ: Да, это и есть Творец. И это называется "от любви к ближнему к любви к Творцу".
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.01.2023
Вопрос: Есть такая еврейская притча. Молодой человек спросил мудреца: "Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами. Люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, называл людей по именам. Бог был очень близко.
Что же случилось теперь? Почему Он прячется от нас? Почему Он больше не поддерживает за руку людей? Они без Него спотыкаются во тьме". Мудрец посмотрел на ученика и сказал: "Сын мой, Он и сейчас там, где был, Бог, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его".
Получается, надо низко склониться. Что такое "низко склониться"?
Ответ: Отменить себя. Свой разум, свои силы, свое превосходство. Свой эгоизм, в общем. И тогда ты увидишь Творца.
Отменить себя – это значит, что я ничего не хочу решать. Я хочу только одного: склониться перед силой природы, которая утверждает, что только ради других, только в связи с другими, только в поддержке взаимной мы сможем существовать. Это и называется "склониться".
Закон природы говорит очень просто: все мы взаимосвязаны. То есть если я буду думать о других, заботиться о других, то тогда всем будет хорошо и мне тоже.
Вопрос: Это для моего "я" склонение?
Ответ: Да. Но это склонение перед другими, этот эгоизм невозможно пробить. Можно только если мы вместе убедим друг друга, что у нас нет другой возможности, и вместе склонимся.
Вопрос: А это слово "склонимся" - оно вас не пугает, не отталкивает? Вас-то – нет, а человека, который горд, что он человек?
Ответ: Нам придется, конечно, свою гордость спрятать куда-то, что-то с ней делать.
Вопрос: А как же тогда принимать чисто земные решения, строить какие-то планы?
Ответ: Здесь уже точно склонением друг перед другом. Здесь по-другому не просуществуем.
Вопрос: То есть мы не можем построить какую-то одну сильную страну? Мы должны заботиться еще и обо всех других, обо всем мире, обо всем? Вы даете нам такие тяжелые задачи. Или мы можем?
Ответ: Я думаю, что это не тяжелая задача. Наше развитие приведет нас к ощущению, что мы – один народ на Земле, и никуда нам не деться от того, что мы должны поддерживать друг друга. Это станет главным законом. Природа нас заставит.
Вопрос: Но это будущее?
Ответ: Да. Я думаю, что недалекое.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 05.01.2023
Вопрос: Почему юд-хей-вав-хей называются именем Творца?
Ответ: Творец – это свет, который изображает себя на фоне черного желания. Поэтому всевозможные фигуры, которые свет чертит на черном фоне – это буквы, составляющие имя Творца. То есть мы таким образом воспринимаем Его действия.
Вопрос: Значит, кто-то почувствовал влияние света на своем желании и таким образом изобразил его в виде букв или текста?
Ответ: Да. Таким образом написана Тора.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 15.01.2023
Спрашивали? Отвечаю!
"Как мы можем доставлять радость Творцу, если Он выше этого чувства?"
Вопрос: Что такое Творец?
Ответ: Творец – это единая и единственная сила природы.
Вопрос: Какую информацию передает Творец человеку?
Ответ: Только то, что необходимо человеку, чтобы быть в этом мире полезным объектом.
Вопрос: А как быть в этом мире полезным?
Ответ: Любить.
Из ТВ программы "Блиц вопросы и ответы", 06.01.2023
В "Учении Десяти Сфирот" сказано, что между Ацмуто и светом существует отличие.
Ацмуто – это нечто непостигаемое, корень творения. А свет – это то, что эманирует из этого корня, распространяется и продолжает порождать множество всевозможных видов творения.
Бааль Сулам пишет, что свет отличается от Ацмуто именно формой, поскольку в свете уже заложено непосредственно свойство творения – желание получать. А в Ацмуто этого нет.
Вопрос: Можно сказать, что Ацмуто – это сущность Творца? То есть в Творце вообще нет никакой мысли получать что-то для себя?
Ответ: Творец – источник всего существующего. В Нем находится всё. Но мы не можем говорить о Нем много, потому что ничего не знаем о Нем.
Из ТВ программы "Учение Десяти Сфирот (ТЭС)", 01.01.2023
Реплика: Пишет Ольга: "Уважаемый Михаил Лайтман, я слушаю вас уже давно и обычно согласна с вами. Но с одним я не могу согласиться, а вы считаете это главным – что Творец добр. Но ведь это же не так, Он не добр.
Посмотрите вокруг. Даже если я буду повторять как мантру, что Творец – это добро, все равно этот ужас не прекратится. Почему Он так недобр к нам? Ведь страдают невинные люди".
Ответ: То, что люди страдают, это верно. То, что Творец недобрый, это верно. Но Он справедливый.
Вопрос: Для кого, интересно, Он справедливый?
Ответ: Для тех, кто выполняет Его указания. Он поставил планки, условия: "Вот это – так, а это – так".
Вопрос: А какие планки, вы можете сказать?
Ответ: Будьте добры друг к другу.
Реплика: Посмотрите, что делается вокруг!
Ответ: Мы сами делаем свое будущее, настоящее. Мы сами всё заворачиваем.
Вопрос: А как же Его управление? Вы все время говорите: "Управление Творца доброе. Добрый, творящий добро".
Ответ: Только нам надо соблюдать постоянство.
Вопрос: То есть вот этот закон добрых отношений – это главный закон?
Ответ: Да. Он поставил, чтобы вот так всё крутилось, и будет крутиться. А хотите лучше или хотите хуже – это вы делаете сами. Управляйте.
Вопрос: А мы можем быть добры друг к другу?
Ответ: Если очень постараемся, то да.
Вопрос: Сами? Без всякой помощи свыше?
Ответ: Да, без всякой помощи. Творца нет, есть природа. Мы поступаем хорошо – мы получаем от нее правильные, хорошие действия, или наоборот.
Вопрос: Под словом "природа" что вы подразумеваете?
Ответ: Элоким (Творец) по гематрии, в своем внутреннем числовом значении, означает "тэва" - природа. И ничего другого нет.
Вопрос: Когда вы говорите: "Природа", что вы подразумеваете?
Ответ: Природа – это все! Все мироздание.
Вопрос: Есть закон мироздания, которому мы не соответствуем?
Ответ: Да. Это закон абсолютной доброты, любви, связи и так далее. Мы находимся внутри этого закона и ему не соответствуем.
Вопрос: И мы можем сами начать ему соответствовать? Без всякой помощи Высшего?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть мы можем не начинать все эти войны, все эти беды, не ненавидеть и вообще всё?
Ответ: Это все зависит только от нас.
Вопрос: Как же это сделать все-таки?
Ответ: Сначала убедить в этом всех евреев, и потом уже будет легче. С них начался мир, и ими закончится мир!
Реплика: То есть начать с евреев, чтобы они сами находились в добрых отношениях и показали всему миру пример добрых отношений. Такая простая фраза, и мы тысячелетия не можем к этому подойти.
Ответ: Не можем, мы не можем дать пример и прийти к этому.
Вопрос: Что же делать в таком случае?
Ответ: Рассказать это все в первую очередь евреям и остальным народам мира. И чтобы все они начали эту борьбу за мир. Убеждать друг друга, что только так можно навести порядок на Земле.
Вопрос: Но сначала все равно надо убедить евреев, вы говорите?
Ответ: Да.
Реплика: Выходит из всего этого, что весь этот ужас, все, что творится, вся эта ненависть, что Творец не добр, – во всем этом…
Ответ: Виноваты евреи.
Реплика: Не секрет, что не любят евреев, ненавидят, вину всякую на них возлагают...
Ответ: Это неосознанное ощущение истины.
Вопрос: Что они это не сделали, поэтому мы страдаем. Это истина?
Ответ: Да. Так чувствует себя любой человек в мире. Кроме евреев.
Вопрос: Оля задает очень простой вопрос: "Почему Он так недобр к нам, ведь страдают невинные люди"?
Ответ: Потому что хочет привести нас к добру. А мы сопротивляемся.
Вопрос: Тогда такой вопрос: что в нас, евреях, есть такого, что мы не хотим сделать эти шаги? Или делаем, но не так?
Ответ: В нас есть центральная точка мира, которая связана вообще со всей природой, и является центральной точкой природы.
Вопрос: То есть в нас есть такая точка, которая связана с центральной точкой природы?
Ответ: Да. И если бы мы настроили, уравновесили ее, то тогда бы в мире всё уравновесилось.
Реплика: Какую вы возлагаете на евреев и ответственность, и нагрузку, и всё!
Ответ: Я ничего не возлагаю! Я только поясняю.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.12.2022
Как увидеть Творца добрым и творящим добро?
Спрашивали? Отвечаю!
Если Бог есть, почему Он позволил уничтожить шесть миллионов евреев?
Мы живем меж двух сил. С одной стороны, растущий эгоизм, с другой стороны, сила единства, которая зависит от еврейского народа. То, что мы не успеваем уравновешивать единением, обращается в беды и катастрофы. И тогда уже Бог жестко восстанавливает равновесие…