Первым было слово, и это было слово Бога. Каббалистические пояснения этого слова занимают тысячи страниц.
Вопрос: Как построить образ Творца? Какой у Него образ?
Ответ: Когда проявляется добро между людьми, там ты можешь раскрыть Творца.
Реплика: "Добро" звучит как-то абстрактно. Ведь каждый понимает добро по-своему.
Ответ: Речь идет не о добре для тебя, а о добре для других. Когда ты делаешь то, что хотят другие, для их пользы, т.е. не то, что они хотят, а именно для их пользы, тогда ты раскрываешь свойство Творца.
Реплика: Как-то все уж очень просто. Смотришь на космос, видишь там огромное количество звезд, столько законов, всего!
Ответ: Это всё неживые предметы.
Реплика: Но когда мы говорим, что "Творец" – это просто любовь, отдача, – кажется, что это очень упрощенно.
Ответ: Это не упрощенно, а, наоборот, очень сложно. Для того, чтобы воспроизвести какое-то одно чувство, тебе понадобились бы миллионы космосов.
Вопрос: В принципе, все спектры наших чувств Творец создавал в нас миллиарды лет. А мы, чтобы быть такими, как Он, должны воспроизвести их сами?
Ответ: Людям достаточно одного маленького движения между собой, чтобы воспроизвести те огромные силы, которые существуют между всевозможными космическими телами.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022
Вопрос: Сказано: "Он и имя Его едины". Что это означает?
Ответ: Творец и имя Его едины, поскольку то, что мы воспринимаем в четырехбуквенном имени Творца, является для нас самим Творцом.
Не существует отдельно "Он" и "имя Его". Относительно нас это одно и то же. А о более высоком мы пока не можем говорить.
Четырехбуквенное имя Творца "юд-кей-вав-кей" – это строение нашего желания. То, что проявляется в желании, и есть Творец. А то, что вне желания, мы даже не можем исследовать.
В первоисточниках написано: "Все мироздание – это проявление имен Творца". То есть Творец во всех своих проявлениях относительно нас представляется нам как природа.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022
Вопрос: Творец и природа имеют одно и то же числовое значение 86. Это указывает на то, что с точки зрения каббалистов, постигших это явление, Творец и природа идентичны. Что это означает?
Ответ: Творец (Борэ) и природа (тэва) – это одно и то же. Все, что есть вокруг нас, кроме маленького личного эгоизма человека – это Творец.
Вопрос: Как совпало, что природа и Творец имеют одно и то же числовое значение?
Ответ: Не совпало, а одно и то же. Мы говорим о том, что существует. Вся природа, всё, что существует, – это и есть Творец.
Люди, которые раскрыли это явление, назвали его Творцом – Борэ от слова "бо у-рэ" (приди и увидь). Таким образом мы приближаемся к Нему и исследуем Его, как сказано: "Вкусите Творца". Так же как ребенок, который тащит все в рот, ведь вкус – это самый сильный орган ощущений.
Тактильные ощущения мы подчас не чувствуем, а вкусовые – самые близкие нам.
Вопрос: Увидеть Творца – еще как-то понятно. Услышать – еще более понятно. А вкусить… Это как?
Ответ: Вкусить – это самое близкое, самое верное ощущение человека, поскольку он все вбирает в себя, ощущает в себе. А увидеть и услышать можно на каком-то отдалении, т.е. это второстепенные исследования.
Вопрос: Что значит увидеть Творца?
Ответ: Как ты видишь человека и можешь определить его по каким-то признакам, вступить с ним в какой-то контакт.
Реплика: С человеком проще, его мы видим. А Творца мы не видим, у Него же нет образа.
Ответ: Сделай так, чтобы ты смог увидеть Творца. Тут мы уже начинаем интересоваться наукой каббала – наукой раскрытия Творца.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022
Реплика: Говорят, что нет Творца вне творения и у каждого свой Творец.
Ответ: Конечно. Ведь мы не можем даже сопоставить, каким Он может казаться или открываться каждому из нас.
Вопрос: Но, например, исследования нашего мира мы можем показать всем. Допустим, законы гравитации. Все чувствуют ее, но каждый по-своему. Я не знаю, как вы ощущаете закон гравитации, но мы понимаем под этим термином одно и то же. А как с Творцом? Что значит, Он у меня – свой, у вас – свой??
Ответ: Это абсолютно индивидуальное исследование каждого человека. Мы можем обмениваться какими-то действиями и впечатлениями, но все равно будет совершенно не явно, насколько те же отражения, те же следствия нашего исследования Творца одинаковы в каждом из нас.
Это необъективное исследование. Творец непостижим. И именно в мере нашей ограниченности мы начинаем это понимать, осознавая свою ограниченность. Но в итоге развития в нас свойств Творца мы начинаем постигать Его в этих свойствах. И тогда мы можем говорить о том, как мы воспринимаем Его в развитых нами в себе объективных свойствах. Тогда Творец уже может определяться нами как нечто объективное.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022
Вопрос: Как правильно назвать управляющую нами силу: Творец, Бог, Мысль, Высшая сила?
Ответ: Как угодно. Как вам удобней в каждом случае.
Вопрос: В науке каббала пишется, что Борэ (Творец) – от слова "бо и рэ" (иди и узри). Куда идти и что там можно узреть?
Ответ: Творец – это такое свойство, к которому мы можем приблизиться и познать. Поэтому мы называем его "Бо-рэ". Если ты приблизишься к Нему по свойствам, то ты поймешь, кто Он, что Он и сможешь Его исследовать.
Вопрос: В науке каббала сказано: "Всё, что мы не постигаем, нельзя назвать по имени". Что это значит?
Ответ: Дело в том, что мы постигаем всё в наших органах чувств, а не вне них, и поэтому не можем ничего назвать в объективном виде. Мы постигаем всё только в ограниченном, заданном нами заранее условии. Поэтому Творец называется "Бо у рэ" (Борэ).
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022
Вопрос: Согласно каббале, в основе всего сущего лежат две силы: сила отдачи, которая интегрирует все системы, и сила получения, которая дифференцирует, разделяет, поэтому у нас есть такое разнообразие в мире. К какой из этих сил относится Творец?
Ответ: Нет Творца. Нечто, являющееся как бы Творцом, представляется нам в противоположных силах: получение-отдача, плюс-минус и так далее.
Эта высшая мысль находится выше обеих сил, только относительно нас она так проявляется, и поэтому мы называем ее Творцом. А на самом деле есть нечто более высокое, отвлеченное, не относящееся к нам.
Вопрос: То есть если мы говорим о Творце как о высшей силе, о замысле, то в наших ощущениях она проявляется в виде двух сил: получения и отдачи. Но это не Он Сам? Это Его проявление по отношению к нам?
Ответ: А нам не о чем больше говорить. Мы можем исследовать только то, что проявляется относительно наших органов ощущений.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022
Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.
В каббалистических книгах говорится, что у Творца много имен. Что это за имена и почему их много?
Творец живет в каждом человеке. Но что нужно сделать, чтобы действительно раскрыть это в себе?
Вопрос: Инна спрашивает: "Почему вы все время называете Творца Творцом, а не Богом?"
Ответ: Для того чтобы отделить название "Бог", которое существует во всех религиях, верованиях, у всех людей вообще, от Творца, которого мы признаем как силу, высшую силу, единственную, совершенную, сотворившую нас для определенной цели.
Бог – это нечто, что существует над нами и как-то так всем управляет. А Творец именно творит. В каждую секунду времени Он творит этот мир, сотворяет его как бы заново. Творец – это намного более личное понятие.
Бог – это что-то такое… Бог! Он есть вне меня, он постоянно существует. А Творец – это обязывающее, принуждающее, ждущее от меня чего-то.
Вопрос: Что Он от меня ждет?
Ответ: Чтобы я начал требовать от Него исправления. Чтобы я обнаружил, что я полностью завишу от Него, и только Он может дать мне то состояние, в котором я буду подобен Ему.
Я Его прошу, чтобы Он сделал, и Он делает. Представляете! С одной стороны, мы бессильны, а с другой стороны, мы управляем.
Вопрос: То есть я сам ничего сделать не могу?
Ответ: Но и без меня никто не сможет. То есть я ничего сделать не могу, и без того, чтобы я попросил, потребовал, указал – без этого ничего не будет.
Вопрос: Так как же я попрошу? Как мне все-таки попросить Творца сделать?
Ответ: Заставить! "Победили Меня сыны Мои". Именно таким образом мы и начинаем ощущать, что являемся Его детьми, что это Он нас создал именно для такой роли. Это все, конечно, потрясающе.
Вопрос: Вначале вы сказали "не Бог", потому что Бог для всех людей – это свое представление. Вы не хотите, чтобы человек находился в этом представлении?
Ответ: Нет. Творец – это то, что творит. Он оживляет в каждую минуту все творение. И поэтому мы в каждую минуту должны на это реагировать, и ощущать, и видеть творение Творца ежесекундно.
Творец – на иврите "Бо-у-рэ" ("Приди и увидь"). Ты должен прийти, раскрыть, увидеть. То есть это более емкое название, в котором есть движение.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.04.2022
Вопрос: "Существует ли Бог?"
Ответ: Нет. Бога нет. Существует природа, ее вечные законы и главная базисная сила природы, которую мы называем "Творец", потому что природа творит. В том числе она сотворила и нас.
Мы находимся внутри природы, являемся ее частью. Но не так, как нам кажется, что якобы извне мы можем обозревать ее и таким образом выносить какие-то решения вне природы. Мы сами – ее произведение, и я бы сказал, не самое лучшее.
Но все-таки мы особые, поскольку можем видеть, наблюдать, принимать решения, как-то что-то менять, обладаем определенной свободой воли.
В общем, мы находимся внутри природы, и вся она представляет собой творение, внутри которой есть сила, держащая всю эту систему. Эта сила называется "Творец".
Из ТВ программы "Крупным планом. Бог существует?"
Замысел Творца – привести человека к полному подобию с собой…
Вопрос: С точки зрения каббалы Бог или Природа – это одно и то же.
Цель Природы, как написано в первоисточниках, – это единство всех противоположностей. Поэтому в них так много говорится о том, что нужно объединяться, "возлюбить ближнего" и т.д.
И все-таки в чем цель или тенденция Природы?
Ответ: Цель Природы – привести человека, а потому всех, составляющих понятие "человек", к подобию Творцу. Тогда это будет называться "Адам" ("адомэ" – "подобен Творцу").
Творец – свойство отдачи и любви. А человек в своем изначальном состоянии обратен этому свойству. Поэтому его исправление заключается в том, чтобы он отдалился от своего первоначального эгоистического свойства "ради себя" и инверсно изменил себя так, чтобы все делать на благо других. Такова тенденция Природы.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.04.2022