Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Правильное воспитание ребенка

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Недавно вы назвали современное воспитание детей насилием.

Ответ: Наше нынешнее воспитание, конечно, насилие.

Несчастному ребенку суют рюкзачок или портфель, и все, топай в школу на полдня. И что он там видит? Допустим, у маленьких детей еще слабо развитый эгоизм. Ребенка посадили за парту, все сидят – и он сидит, пользуется стадным инстинктом.

Но, в принципе, воспитывать надо живо, на природе, в движении. А дети уже до школы сидят со своими компьютерами, со всякими мультиками. Они больше сидят, чем двигаются и играют.

Правильное воспитание – оно в движении, в играх, во взаимодействии между собой, в живом взаимодействии с учителем, в постижении мира, животных, посещении всяких предприятий, в обсуждении всего, что происходит.

В обсуждении, как дети находят между собой общий язык, развиваясь до двадцати лет. При этом ты строишь новое общество: из школы в школу, на предприятия, в больницы, куда угодно, они должны ходить вместе, вместе обсуждать, и таким образом постепенно адаптироваться к другому миру, чувствовать его ближе и лучше. Для них хлебные батоны не растут на дереве. 

Вот это нам нужно. Так целый слой населения, класс за классом или как группа за группой двигается к тому, чтобы войти в мир. Они становятся правильно взаимосвязаны интегральным образованием, воспитанием и так далее.

Это надо делать буквально с детских садов.

Реплика: Но вы сказали, что нельзя давить на природу человека.

Ответ: Разве это давить? Это вызывать Высший свет, для того чтобы он ее исправил. Мы обязаны это делать как родители. Почему ты считаешь, что ты на него не давишь? Ты сейчас делаешь из него все, что хочешь, заставляешь. Что он понимает, маленький? Ты водишь его на различные кружки, туда, сюда.

Вопрос: То есть с детства надо воспитывать ребенка, но воспитывать правильно?

Ответ: В интегральном сообществе, конечно. Они к этому, в общем-то, и тянутся, ведь их эгоизм развивается гораздо позже.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Правильное воспитание ребенка"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Школу сотворил дьявол?

Хорошее завтра для наших детей

Как гениальные дети теряют гениальность

Рамки безошибочных действий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Нужно ли развивать ответственность человека за то, что он делает?

Ответ: Нет! А за что ты его можешь бить или награждать? За общество, в котором он находится. Значит, общество недосмотрело.

Вопрос: Но он все-таки должен понимать свою ответственность. Или он как ребенок, разбивший чашку, говорит: "Само упало!"? Но само никогда не падает, здравый человек должен как-то понимать это?

Ответ: Нет такого – здравый! Любой человек, в том числе и каббалист, понимает все лишь в пределах своего уровня и не больше этого.

Все мы находимся, в лучшем случае, на "лестнице", а иногда и под ней. Так что, каждый в мере своего духовного исправления может четко понимать, знать и отвечать за свои поступки до этой ступени. А выше этого – нет. Он всегда будет ошибаться.

Только так мы можем оценивать человека. Если я точно знаю свою меру или меру кого-то другого, то я могу нагружать себя или его любыми действиями до определенного уровня, и это будет правильно выполнено в соответствии с программой Природы.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прежде всего – воспитание!

Возвращение в лоно Природы

Вопреки эгоистической природе

Прежде всего – воспитание!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, у человека есть склонность к воровству. Какие меры должны быть приняты к нему?

Ответ: Исправление. Все воруют. Все! Ни ты, ни я не можем тоже ручаться за себя. Смотря, где, как, что, осознанно, неосознанно, подставили ему что-то.

Нельзя допускать человека к таким вещам, где он может провороваться. Надо беречь его от таких поступков. Всё зависит от уровня его воспитания.

Конечно, если у меня природная склонность к воровству, значит, меня нельзя просто так допускать к чему-то. Надо научиться измерять степень исправления человека, а для этого его надо видеть, включать в себя. Это непросто. Этого пока еще никто не умеет делать. Поэтому все воруют.

Вопрос: А как это делать в каббалистическом обществе?

Ответ: В каббалистическом обществе всё построено совсем на других началах. Как пишет Бааль Сулам в книге "Последнее поколение", каждый получает столько, сколько ему положено по тем объемам, которые общество определяет в соответствии с личными, семейными потребностями человека. Поэтому ему незачем воровать. Неоткуда и не надо. 

Он все время находится в состоянии воздействия правильной окружающей среды и систематически проходит обучение, совершенствуясь самостоятельно и на курсах. 

Если бы сегодня мы стали постепенно сворачивать нашу экономику, закрывать предприятия не директивно, а в мере воспитания, и заворачивать людей на занятия, то кризис бы успокоился, не было бы перепроизводства. То есть сначала нужно всё пустить на воспитание.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Возвращение в лоно Природы

Вопреки эгоистической природе

Не наказание, а перевоспитание

Когда действует свет…

каббалист Михаэль ЛайтманНастоящее состояние человечества – это отдача и любовь. Как нам к этому прийти, причем постепенно? – Путем проведения всевозможных семинаров, новой литературы, нового искусства, новых взаимных отношений, новых примеров со всех сторон.

Тогда человек как бы входит в совершенно другое окружение и начинает вариться внутри себя и снаружи. В соответствии с этим люди практически сразу же начинают ощущать в себе изменения, потому что в этой огромной массе людей действует свет. Это потрясающие изменения. Это такие перемены!

Люди начинают думать по-другому, сами снижают свой эгоистический пыл, забывают о своих эгоистических грезах, чтобы получать еще и еще. Закрываются все телеканалы "где купить", "что продать", которые построены на эгоистическом раздражении. Включаются совершенно другие телевизионные и общественные каналы, построенные на совершенно иных принципах. И перевоспитание, перевоспитание!

Эта система создана, исходя из той природной системы, которая образовалась естественным образом из мира Бесконечности. Своим стремлением к ней, ты ее просто возбуждаешь на себя. 

Здесь работает метод простой индукции: когда в магнитном поле ты приближаешься к магниту как электрический кусок провода – в тебе возникает ток. На этом принципе устроены всевозможные механизмы, генераторы, динамо и прочие. Металлический провод, двигаясь в магнитном поле, вызывает в нем движение электронов, то есть электрический ток.

И у нас то же самое. Мы должны двигаться в этом поле, и тогда у нас внутри будет индуцироваться "ток". И все, ничего больше не надо, ведь при этом мы будем ощущать совершенно иную природу.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Разум и чувства – что важнее?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали, что до 13 лет человек воспринимает мир только в чувствах. А разум включается уже после 13 лет, когда он может анализировать все, что ощутил до этого?

Ответ: Примерно. В наше время это может быть не в 13, а в 25 лет, поскольку нынешнее поколение находится в запоздавшем развитии. Это отмечают все: психологи, социологи, статистика, опросы.

Наше поколение более инфантильное. Молодые люди желают оставаться дома, не хотят создавать семьи, брать на себя ответственность, предпочитают сидеть в кафе, уткнувшись в свои телефоны.

Реплика: Согласно нашему развитию, каждый человека, в принципе, ребенок. Он совершенно не воспринимает мир разумом.

Ответ: Мы воспринимаем все через чувства, хотя не можем себе в этом признаться, не понимаем этого сами, потому что наша материя – это желание насладиться, наполниться. 

Поэтому, прежде всего, мы чувственные датчики, а потом уже осознающие то, что мы чувствуем. Наше сознание вторично, а материя, то есть чувства, – первичны.

Наши чувства настолько владеют нами и довлеют над нашим сознанием, что мы просто этого не воспринимаем, не отдаем себе отчет. Мы не можем выйти из этого, наблюдать со стороны, исследовать. Я даже не пытаюсь объяснять это людям.  

Только лишь те, кто начинают обретать второе чувство – свойство отдачи вместо свойства получения, могут подсчитать, осознать, оценить, взвесить, насколько они находятся в свойстве получения и в соответствии с этим, как могут собой управлять, взвешивать и так далее.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Разум и чувства – что важнее?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разум – связь между частичками чувств

Разум и чувства в духовном развитии

Чувства – первичны, разум - вторичен

Возвращение в лоно Природы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, человек совершил какой-то проступок. Как мы можем помочь ему? Нравоучениями? Ведь существует куча методик.

Ответ: Мы можем помочь ему привлечением к себе и соединением с другими. Привлекать к нам, чтобы был в коллективе, взаимодействовал со всеми. Пытаться адаптировать его к этому – вот и всё.

Что тут непонятного? Все люди, которые читают мой блог или слушают меня, сразу же поймут эту элементарную истину.

Что, я должен затоптать его в грязь? Я же при этом не исправляю его. Я должен быть настроен на исправление! А каким оно может быть, если не возвращением блудного сына в лоно матушки интегральной, совершенной Природы?

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопреки эгоистической природе

Не наказание, а исправление

Наказание за плохие поступки

Школу сотворил дьявол?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Цитата: "И сотворили школу так, как повелел дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.

Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться".

Это сказал в начале века швейцарский педагог, публицист Фарьер.

Ответ: Сегодня актуально также.

Вопрос: Почему взяли эту свободную птицу, ребенка, и засунули в клетку?

Ответ: Потому что для нас, взрослых, так проще и понятнее. Силой надавить на ребенка и заставить его быть в наших четырех углах и всё.

Вопрос: Что мы забираем тогда от него?

Ответ: Мы забираем у него свободное развитие и души, и сердца, разума и даже физического развития. 

Вопрос: Это, вы считаете, самое важное в человеке?

Ответ: Я считаю, что ребенок должен расти свободным. То есть он должен сидеть и слушать старших, но ему должно быть это интересно. И он должен больше времени гулять с товарищами. Одновременно с товарищами и с учителем. Выходить в поле, ковыряться в каких-то машинках, в больших машинах. Еще что-то такое. То есть надо воспитывать отрока по путям его.

Реплика: Вы считаете, это важнее, чем, допустим, засадить его за физику, за алгебру.

Ответ: Это ничего не дает. Только единицы продираются сквозь это и только лишь потому, что они хотят быть выше других.

Вопрос: То есть знания вас меньше всего интересуют?

Ответ: Да. Нам это не надо.

Вопрос: То есть знания меньше всего. А вот то, что вы сейчас предлагали, что это дает ему? Это раскрепощает его?

Ответ: То, что я предлагаю, развивает ребенка в естественном потоке его занятий. И в таком случае он изобретет все, что угодно. Не какие-то самолеты-вертолеты, а космолеты, основанные совсем на других принципах, – как мы сейчас думаем, которые, наверное, есть у тех, кто нас иногда посещает. И так далее.

То есть раскрепощенность даст идеям свободу, и мы еще не знаем, что существует в ребенке. А в нем целые миры.

Вопрос: Вы говорите о свободе. В чем принцип этой свободы для ребенка?

Ответ: Принципы этой свободы – свободный контакт с природой, рассуждения, выводы, споры со взрослыми и со своими сверстниками. Это все очень необходимо для правильного развития людей. Иначе ты их просто помещаешь в какой-то квадрат, в куб, и они оттуда не могут выбраться уже всю жизнь. Ты делаешь их мышление формальным.

Вопрос: И тем самым ты останавливаешь весь прогресс?

Ответ: Да.

Вопрос: Что это требует от учителей?

Ответ: Это требует от учителей стать другими, не этими учителями, которые есть у нас сегодня. Это нам надо все переделывать и в течение многих лет. Но зато мы придем к совсем иным результатам.

Вопрос: Осознавая это, мы когда-нибудь придем к тому, что надо все поменять? Министерство образования…

Ответ: Через большую революцию.

Реплика:  Вы же понимаете, тут включается всё, вся бюрократическая система…

Ответ: Вся!

Реплика: Она не захочет…

Ответ: Я же не говорю о том, что захочет или нет, что надо воевать за это или нет. Я ни к чему не призываю.

Вопрос: А как это произойдет?

Ответ: Не знаю. Я просто говорю о том, что верно.

Вопрос: А могут сверху взять и поменять нам мышление?

Ответ: Сверху всё могут. "Сверху" – я не имею в виду правительство.

Вопрос: То есть высшая сила может взять и повернуть мышление?

Ответ: Да.

Вопрос: В каком случае она сделает это?

Ответ: Я не могу этого утверждать, но мне кажется, тогда, когда мы полностью разочаруемся в том, что имеем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.09.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

10 причин, по которым дети не хотят ходить в школу

Школы быть не должно

Как гениальные дети теряют гениальность

Вопреки эгоистической природе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему в природе заложена такая особенность: если человек совершил какой-то проступок, его обязательно надо наказать?

Ответ: Это не наказание, а исправление. Только люди наказывают друг друга просто так, а Природа наказывает по своей программе, потому это называется исправлением. Она таким образом подгоняет тебя делать то, что ты еще не выполнил.

Реплика: Но я спрашиваю про природу человека, его стремление наказывать других. Если кто-то совершил что-то – обязательно его надо наказать, посадить, линчевать.

Ответ: Так проявляется эгоистическая природа человека – сделать другому плохо. Ведь в соответствии с этим я чувствую себя хорошо, поскольку живу, постоянно сравнивая себя с другими.

Вопрос: А как это должно быть?

Ответ: В результате должна быть совершенно иная система: только взаимная помощь в дополнении друг друга до уровня Творца, объединение, взаимное поручительство, потому что все мы являемся частями одной души.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не наказание, а исправление

Наказание за плохие поступки

Не наказание, а перевоспитание

Почему мы не помним себя в младенчестве?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы знаем, что рождение – это очень эмоциональное, сильное событие для ребенка. И через какое-то время он уже может видеть, слышать, обонять, чувствовать. Но об этом событии никто не помнит.

У нас не только нет воспоминаний о самом рождении, но и о первых двух годах жизни, времени, когда мы учились ходить, знакомились с мамой, с папой, с семьей, с окружающей средой, произносили свои первые слова.

Мы более-менее помним все наши эмоциональные всплески в жизни, чувствуем их, а вот это не помним. У нас как будто абсолютно отрезают этот период. Почему?

Ответ: Человек начинает ощущать себя уже в возрасте, когда он становится действительно человеком. Это уже в 12-13 лет, может быть, даже и чуть-чуть позже.

Вопрос: Вы говорите сейчас о каких ощущениях? Я, например, помню себя в четыре года.

Ответ: Да, это верно, но это не ощущение своего "я". Это ощущение, что я существую, и запоминаешь какие-то картинки, какие-то сценки из тех времен. 

Вопрос: То есть вы говорите, что "я" растет в человеке, и в какой-то момент оно говорит: "Вот сейчас вы будете всё помнить"? А то "я", которое там было, меня маленького – это еще не "я"?

Ответ: Да.

Вопрос: А когда проявляется мое "я", что это означает? Чего оно требует? Почему вдруг такие яркие краски начинают проявляться?

Ответ: Это когда появляется связь с другими людьми, и особенно гормональное влечение (в 13-14 лет). Тогда человек начинает формироваться полностью. Все его как бы уровни уже включаются в осознание мира и себя. 

Вопрос: Это "я" для чего проявляется в человеке и начинает дальше вести?

Ответ: Чтобы он себя исправлял, чтобы он себя поднимал. Чтобы он понимал, для чего он существует. С этого времени с человеком уже можно начинать работать.

Вопрос: А для обычного человека "я" – это совсем другое.

Ответ: Потому что этому нас не учат!

Меня тоже не учили. Но я помню, как я задавался этим вопросом: "А дальше что?" А ничего. Всё. А дальше ты пойдешь в школу, в институт и так далее.

От того, что у меня не было ответа на этот вопрос, я и учиться не хотел, и вообще ничего не хотел. Я был довольно-таки часто в состоянии апатии.

Вопрос: Потому что не было ответа? Ответ возникал из этого "я", которое требовало роста?

Ответ: Конечно. Для чего я живу, зачем? Это было страшное ощущение, что бессмысленно, бесполезно, а тебя заставляют.

Вопрос: То есть на самом деле наша жизнь – это формирование вот этого нашего "я" в человеке? Во что оно переходит, в конце концов, это "я"? Во что оно превращается?

Ответ: Оно превращается в индифферентность, в апатию. И существует, потому что существуешь. Есть люди, которые не замечают этого. Для них хорошо, они с радостью живут, приобретают, строят, рожают и так далее. Для них так и жизнь проходит.

Вопрос: Существует связь этого "я" с той высшей силой, о которой вы все время говорите?

Ответ: Да. В вопросе: "Для чего?". Этот вопрос транслируется свыше каждому, но в каких-то дозах. В ком этот вопрос возникает серьезно, тот, очевидно, может его развить и получить ответы.

Вопрос: Если так помыслить, пофантазировать, – сверху существуют вот эти "ниточки", сверху до "я" человека?

Ответ: Да.

Вопрос: А как определить, когда какое "я" сыграет, когда какое "я" выпрыгнет?

Ответ: Для этого надо раскрыть душу, то есть всю свою связь с высшей ступенью. И тогда ты узнаешь, почему тебя дергают именно так, а не по-другому.

Вопрос: И именно в это время?

Ответ: Во всем.

Вопрос: Это запрограммированно – какое "я" выпрыгнет, какое будет притуплено чуть-чуть?

Ответ: Абсолютно всё.

Вопрос: То есть все "я", всех восьми миллиардов?

Ответ: Конечно! Начало творения, конец творения и его промежуточные состояния – практически все они заранее известны. Неизвестно только одно – каким образом человек в своей реализации свободы воли реализует свое личное участие во всем этом.

Тут реализация не прописана заранее, а дается человеку.

Вопрос: То есть на самом деле что-то все-таки зависит от человека?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое "я" человека?

Мое "я"

Мое "я" с каббалистической точки зрения

Что нужно делать, чтобы ребенок не убивал кошек (клип)

Из письма: "Я в ужасе от того, что произошло! Мой сын присутствовал при том, как его друзья убивали камнями дворовую кошку, а потом повесили ее".

Родители, зачем вы меня родили?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Девушка подала в суд на своих родителей из-за того, что появилась на свет без ее согласия. Как будто бы она как-то могла согласиться. И вначале даже выиграла суд.

Дальше я привожу цитату этой молодой девушки с ее сленгом: "Пару месяцев назад я засудила родичей за то, что они родили меня без моего разрешения. И прикиньте, я выиграла. Суд обязал их выплачивать мне по пять штук ежемесячно на покрытие моих расходов.

А потом они подали апелляцию. И сейчас они могут мне ничего не платить. А мне, блин, надо искать себе работу. А где мне опыт взять, интересно? А где мне взять высшее образование? И как, интересно, я буду оплачивать свои счета? Короче, нефиг вообще рожать, если вы не готовы помогать своим детям".

Ответ: Отчасти она права. Только смотря в каком объеме и до какого возраста помогать. Потому что, если ты рожаешь, ты берешь на себя ответственность.

Реплика: Но она уже взрослая девушка. Такая, которая может и поучиться, и поработать немножко. Но вот это отношение к миру, в котором человек просто не хочет находиться.

Ответ: Я ее понимаю. Если она действительно не хочет относиться к миру и сожалеет о том, что она существует, то ее претензии к родителям, в общем-то, могут быть поняты. 

Реплика: Что это за такие претензии к родителям?! Они поддерживали ее как могли. И вот в какой-то момент перестали поддерживать. В какой-то момент она должна их поддерживать. Что за претензии такие?!

Ответ: Но это зависит уже от общества, от воспитания.

Реплика: У многих возникает такой вопрос: "Зачем я родился?" Одни предъявляют претензии родителям: "Зачем вы меня родили?", а другие задают вопрос: "Зачем я родился?". И вы все время ратуете за то, чтобы возник в человеке этот вопрос.

Ответ: Конечно. Чтобы человек выяснил, для чего рождается человек – конкретно.

Вопрос: А к кому он должен отправлять этот вопрос?

Ответ: К себе. А к кому еще? Что родители знали об этом? Тоже ничего. И я ничего не знаю. Но у них нет вопросов, а у меня есть. Вот и выясняй.

Вопрос: А если я себе задаю этот вопрос, я в себе могу найти ответ?

Ответ: Да. Этот ответ можешь найти ты и только в себе.

Вопрос: И какой он будет?

Ответ: То, что найдешь. Ищи смысл жизни.

Вопрос: Когда человек задает себе этот вопрос, и ему, например, приходит ответ, в какой момент он уверен, что этот ответ правильный? Есть такая уверенность у человека?

Ответ: Пускай ищет. И будет отбирать все возможные вопросы и ответы, которые будут у него при этом возникать, и он докопается до чего-то интересного.

Реплика: Если человек, допустим, не ищет ответ на этот вопрос, а вот так живет в этой жизни и все. У него нет таких падений и подъемов.

Ответ: Нет – очень хорошо, пускай живет спокойно. А у человека, который ищет ответ в себе, уже действительно просыпается желание, настоятельная потребность узнать о себе, о своей истории, своей судьбе: откуда я, куда я, для чего я и так далее.

Вопрос: И вы это приветствуете?

Ответ: Конечно. Он может стать Человеком. То есть понимать: для чего он, и какая же тайна в нем находится.

Вопрос: То есть счастливый человек для вас – тот, который ощущает подъемы-падения, подъемы-падения в поиске смысла жизни. Большие подъемы и большие падения?

Ответ: Да. Зато он человек.

Вопрос: И это счастливый человек?

Ответ: Я не знаю, счастлив ли он.

Вопрос: А когда он будет счастлив?

Ответ: Когда докопается до своей сути: ради чего он существует.

Вопрос: А счастье может быть постоянным, если он дойдет до этой сути?

Ответ: Да, тогда он будет в постоянном счастье. Потому что он сольется именно с тем вопросом и ответом, который себе задавал.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зачем рожать детей в этом страшном мире?!

Что делать, если дети хотят денег

Не хотите детей – верните деньги

Преимущество интегрального воспитания

каббалист Михаэль ЛайтманВ мире существует огромное количество ненужных профессий. Человека надо освобождать от них, иначе он полностью засорит землю. Его надо переводить на интегральное воспитание.

По подсчетам, 75% работающих людей занимаются совершенно ненужным трудом. Гораздо лучше, если бы более 90% населения Земли вообще перестали что-то делать, сидели бы и потребляли. И людям, и экологии было бы лучше. 

Так что методика интегрального воспитания настоятельно необходима, чтобы привести в порядок экономику, сделать ее нормальной, экономичной и освободить людей для того, что действительно необходимо.

Наше соответствие природе, которое можно достичь интегральным воспитанием, приведет всю природу и нас в порядок, т.е. в гармонию, и все проблемы, которые мы видим сегодня в мире и называем кризисом, на самом деле станут рождением нового человечества. В принципе, истинный смысл слова кризис – это "рождение", а не нечто отрицательное, что мы понимаем под этим термином.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Вложить частичку себя"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Система интегрального воспитания

Чему будут учиться 70% населения Земли?

Привести весь мир к равновесию

Каким должно быть отношение к обидам (клип)

Обиды долго помнятся и зачастую по-настоящему отравляют жизнь. Можно ли не копить обиды в сердце?

Что делать с людьми-нарциссами? (клип)

В наше время нарциссизм уже приобрел характер эпидемии.

Как уравновесить боль

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Известно, что эмпатия – это способность чувствовать мир другого человека как свой. То есть мы буквально способны чувствовать чужую боль. Психологи говорят: если мы испытываем эмпатическую боль в течение длительного времени, то часто наступает эмоциональное истощение.

Так происходит у пожарных, у работников скорой помощи и так далее. Говорят так: "Испытывая эмпатию, мы чувствуем чужую боль. Испытывая сострадание, мы тоже чувствуем чужую боль, но способны переносить ее. Потому что сострадание – оно с любовью. В этом вся разница".

Ответ: Верно.

Реплика: В словаре написано: эмпатия – это способность человека чувствовать эмоции, которые соответствуют эмоциям другого. А вот сострадание – это сочувствие чужому страданию.

Ответ: Это переселиться как бы в другого и почувствовать его переживания.

Вопрос: Как в себе выработать это? Если бы это чувство было выработано, мы жили бы по-другому.

Ответ: Да, мы бы тогда воспитывали. Я думаю, что это возможно. Просто мы этим не занимаемся. А вообще люди с 13-14 лет уже могут совершенно четко проникаться страданиями другого. И тогда их надо к этому воспитывать. 

Реплика: Это бы изменило мир абсолютно, полностью.

Ответ: Конечно, несомненно.

Вопрос: То есть можно воспитать сострадание в человеке?

Ответ: Понимание сострадания другому можно воспитать, дать человеку понять, как это воспринимать. Вплоть до того, что человек сможет в своем сострадании с другим делить эти страдания другого, брать их частично на себя и этим нейтрализовывать страдания другого.

От того, что ты их нейтрализуешь тем, что участвуешь вместе с ним, сочувствуешь, сострадаешь, ты этим постепенно делишь его страдания на множество частных частей, и таким образом он успокаивается. И ты можешь таким образом привести весь мир к равновесию, к внутреннему состоянию, которое уже может называться блаженством.

Вопрос: То есть поделенное сострадание на всех жителей Земли даст такое блаженство для мира?

Ответ: Да. Это и есть то, чего мы должны достичь в нашем единении. Потому что, в принципе, впереди у нас очень серьезные проблемы. Ведь эгоизм растет, и высший свет раскрывается относительно эгоизма всё больше. То есть относительно нашего эгоизма мы будем ощущать всё бо́льшие и бо́льшие давления такие, что если мы не сможем объединиться и разделить это всё между нами, то мы не сможем вынести.

Вопрос: Основа того, что вы говорите все время: "Единство, объединение, добрые мысли, добрые связи" – это именно сострадание?

Ответ: Да. Это практически даже не сострадание. Это деление всего огромного страдания, противоположности огромного желания и огромного света, которое должно заполнить это желание, и отсутствие намерения "не ради себя", которое позволяет наполнить желание светом.

Вопрос: То есть можно наполнить только, если ради других?

Ответ: Да. И поэтому получается, что здесь нам необходимо это равновесие. Это все может быть только на понимании того, как научиться сострадать. Делить противоположность между абсолютным наполнением и абсолютной пустотой на всех.

Естественно, получится ничуть не меньше, ничуть не хуже. Но если мы захотим, чтобы это так разделилось, то само противоречие исчезает. Вот в чем заключается особое свойство единения.

Вопрос: И вот тогда наступает эта благодать?

Ответ: Да. Тогда это ощущение противоположности, невозможности, внутреннего крика обращается в утоление, в нечто высшее, наслаждение. Там уже нет разницы между огромной болью и огромным наслаждением. Там они соединяются.

Вопрос: И чем тогда становится боль в таком случае?

Ответ: Наслаждением. Потому что ты уравновесил их между собой.

Реплика: Это вообще высокая вещь.

Ответ: Так оно и происходит – на высоте.

Вопрос: Так боль нам дана для того, чтобы превратить ее в наслаждение?

Ответ: Да, конечно.

Вопрос: И самая большая боль – в результате, это самое большое наслаждение?

Ответ: Да. Если ты умеешь сопоставить эти противоположности, то ты получаешь наслаждение.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.06.2022

Страница 15 из 401« Первая...1314151617...Последняя »