Вопрос: Известный психолог Михаил Лабковский говорит так: "Стыд называют дискретной эмоцией, то есть такой эмоцией, которую человек старается скрыть. Поэтому стыд токсичный и вредоносный.
Представьте, что ваш стыд – это цветок в горшке, и вы постоянно его подкармливаете и удобряете. И в итоге это маленькое растение разрастается в огромный баобаб, ведь вы потратили на него такое количество ресурсов. Поэтому со стыдом надо работать, а иначе он поглотит всю вашу личность".
Вопрос: как с ним работать? И вообще, не подкармливать его, не поливать или, наоборот, поливать, подкармливать, и пусть будет?
Ответ: Только взаимоотношения между человеком, как цветком, с другими цветками, с другими людьми во взаимном ограничении, во взаимной помощи и так далее поможет всем органически развиться и собрать такую хорошую клумбу.
Вопрос: Где здесь место стыду?
Ответ: А оно внутри, между ними. Есть и стыд, и гордость, и радость, и печаль, и все прочее.
Вопрос: Надо к нему как-то относиться? Что с ним делать, со стыдом?
Ответ: Управлять им! Если бы не было стыда, так кем бы мы были? Мы были бы животными.
Стыд – это то, что отличает человека от животного. Это разница между двумя этими ступенями. Если я не стыжусь, то я как животное. Неважно, от чего и как.
Стыд – от того, что я не такой, как он, не такой умный и т.д. Стыд – это то, что сдерживает меня не потерять хотя бы тот уровень, на котором я нахожусь.
Вопрос: А мне надо его растить?
Ответ: Обязательно надо. Обязательно заботиться о том, чтобы стыд мой соответствовал тому уровню, на который я хочу подняться каждый раз. А иначе он меня не удержит.
Вопрос: То есть получается, что именно стыд меня подталкивает на этот уровень?
Ответ: Да, это сдерживающая сила и подталкивающая сила. Сдерживающая от падения и подталкивающая к возвышению.
Вопрос: Почему же тогда психологи все время говорят: не растить его, придавить его?
Ответ: Я не знаю. Для них есть такие свойства в природе, которые они считают отрицательными. А для меня отрицательных свойств нет, они все положительные, и все надо правильно использовать.
Вопрос: То есть правильное предложение здесь было бы: "Нужно правильно использовать этот стыд, который есть"?
Ответ: Конечно!
Вопрос: И знать, что это положительное свойство?
Ответ: Да. Я спрашивал об этом, и много говорил об этом со своим учителем Рабашем. И он говорил, что стыд – это специальное творение Творца. Специальное изобретение Творца. Чтобы люди стыдились. Это для них как индикатор того, что они куда-то уходят от своего пути.
Ты представляешь, у тебя есть компас, направляющий тебя на цель, которую ты не видишь, которая далеко, и ты во тьме во всех непогодах. И как ты идешь? Стыд тебя держит на месте, ты все время можешь направить себя на Творца, и стыд тебе в этом поможет. Ни вправо, ни влево. Он будет тебя держать.
Посмотри на человека, как даже в нашем обычном мире, эгоистическом, таком прагматичном, грубом и так далее, существуют люди. Они все-таки пытаются держать себя друг относительно друга в каком-то приличном состоянии. Это же стыд! Причем, это на каждом уровне, в каждый момент времени. Это то, что нас держит.
Ты представляешь, насколько мы отличаемся от животных! У них вообще отключено это состояние. Они действуют только – что мне лучше в каждый момент. А у нас включена еще одна система – как я себя веду, как я себя показываю со стороны.
И это то, что отличает нас. Это то, что в нас называется человеком. То есть стыд – это то, что формирует человека из животного.
Реплика: Красиво. Вы сейчас такой памятник стыду создали.
Ответ: Поэтому мы должны в школах, в воспитании использовать это. Рассказывать, объяснять, показывать, психологически развивать в человечестве чувство стыда.
Ничего этого нет. Наоборот, чем я более бесстыдный, я могу этим хвалиться, бравировать, и будет считаться, что я особенный.
В этом отличие между интеллигентным воспитанием, правильным подходом к жизни, к миру, к людям, и таким сугубо открытым, эгоистическим.