Оказалось, что папаша лично купил мальчику оружие. Учитель застал этого мальчика за поиском патронов в интернете, сообщил об этом маме. Мамаша написала сыну, что, сынок, я не злюсь, но ты в следующий раз действуй, чтобы тебя не поймали.
И вот уже в день расстрела педагоги сообщают родителям о рисунке их сына. Там изображен автомат, пуля, раненный человек и надписи: "Мысли не останавливаются. Помогите! Моя жизнь бесполезна! Мир мертв". Родители отказываются забирать сына домой, и в этот же день он устраивает побоище в городе Оксфорд штата Мичиган. Он убивает четырех учеников, еще семеро получают ранения.
Реплика: То есть они заранее говорят: "Сынок, мир ужасен, и ты должен быть сильным".
Ответ: Да. Это то, что он чувствует.
Вопрос: До чего мы дойдем с такой философией?
Ответ: Уничтожим друг друга.
Вопрос: Но мы и сами погибнем, правильно?
Ответ: Ну погибнем.
Реплика: То есть, в принципе, мы даем жизнь ребенку и в то же время говорим: "Чтобы ты выжил, ты должен быть сильным и сильнее всех".
Ответ: Да, так устроен мир. Посмотри на всех, начиная с руководителей государств и всех прочих до тех, кого ты видишь на улице.
Вопрос: А как же эта мысль, что мы все время хотели, чтобы дети наши были счастливы, и постоянно это произносили?
Ответ: Мы не знаем, что значит счастье. Может быть, счастье, как поется, "в теплом ружье".
Реплика: То есть понятие счастья – все смешалось. Понимание счастья перестало быть каким-то теплым, близким, родным.
Ответ: Нет-нет, это надо воспитывать долго, и действительно с молодых ногтей. Это все непросто. Сегодня мир вообще уже не такой. Сегодня, если ты будешь говорить о таких ценностях, над тобой будут смеяться, и никто с таким ребенком не будет дружить.
Вопрос: То есть ребенок должен быть сильным? Самым сильным в классе?
Ответ: Его должны бояться. Культ силы – это, в принципе, культ нашего времени. Быть первым.
Посмотрите, что делается между странами, государствами, всевозможными предприятиями, между всеми. Самое главное – это быть сильным.
Сильным физически, как культурист. Сильным в деньгах, сильным в какой-то игре, в чем-то. В общем, ты должен быть сильным. И такое состояние приводит к отчаянию, легче просто купить оружие и совершить самосуд.
Вопрос: А то, что у мальчика такая безысходность, ведь он в день расстрела писал: "Помогите мне! Мир ужасен!" – это следствие этой родительской ласки, этой любви родительской?
Ответ: Может быть. Потому что он видит, какая разница по отношению к нему от окружающего мира и от родителей. Родители готовы на все, чтобы дать ему все. Даже пистолет купить.
Вопрос: То есть мы первые ломаем мир своей, как вы говорите, любовью?
Ответ: Неправильной родительской любовью, которая так реализуется.
Вопрос: Как все-таки направить родителям в сегодняшнем мире свою любовь так, чтобы вырос другой ребенок, чтобы по-другому все сложилось?
Ответ: Это все надо менять. Нам надо менять в корне, в основе. А если основа нашего мира эгоистическая, и мы об этом не задумываемся, то тогда мы просто ничего другого придумать не можем, кроме как запастись каждый оружием и огородиться, обрешетиться, и вот так жить.
Вопрос: И отстреливаться?
Ответ: Да. Никуда от этого не денешься. "Мой дом – моя крепость" – и вот таким образом думать и делать.
Вопрос: Но все-таки, как воспитывать детей?
Ответ: Вот таким образом и воспитывать – что ему надо постоянно задумываться, беспокоиться о собственной безопасности. И такие мысли о собственной безопасности, которые ему навязывает окружающий мир, приводят к тому, что он делает соответствующие выводы: мне нужен пистолет, и я должен, в конце концов, уничтожать своих ненавистников.
Вопрос: Тогда вопрос: как мы изменим этот мир? Что мы должны делать, чтобы этот мир изменить?
Ответ: Ты не можешь запретить оружие, это понятно. Ты не сможешь запретить ненависть между людьми. Ты сможешь единственное – научить их правильно использовать любовь и ненависть.
Вопрос: Как это сделать? Как их правильно использовать?
Ответ: Это уже целая наука, и этому надо учиться в школе.
А все эти занятия, когда они учатся в школе всяким предметам – географии, истории и так далее – это вторичное. Самое главное – научить человека правильно взаимодействовать с окружающими, с окружающей средой. То есть к неживому, растительному, животному и к людям. Это самое важное. А этому мы их не учим.
Они вышли из своей мамы, родились, кое-как первые годы мы их обучаем, как взаимодействовать с этим миром. А потом, когда мы должны обучать их наукам, как взаимодействовать с этим миром правильно, мы их пичкаем всяким пустым материалом.
А вот как обращаться с другими людьми, создавать с ними правильное общество, располагать человека к себе, создавать содружество, мы не учим.
Вопрос: И этому надо учить?
Ответ: Это самое главное! Для этого должна существовать школа. Потому что школа существует на переходе между маленьким ребенком, который практически вышел из матери, и первые 5-6 лет он еще рядом с ней, – и затем взрослой жизнью. А взрослая жизнь – это с чужими людьми, с другими людьми и так далее. То есть школа должна быть на переходе от появления на свет и до появления на свет. Этой подготовки мы не даем.
Вопрос: То есть речь идет о школе для детей и, получается, для родителей? Потому что дома должна быть та же атмосфера.
Ответ: Конечно, да.
Вопрос: И для учителей школа?
Ответ: Это естественно, общая задача.
Вот это называется педагогика, это называется преподавание, это называется растить, воспитывать детей. Это называется воспитание!
А то, что им дают, им дают совершенно ненужное образование. Это не воспитание.
Вопрос: Что же тогда будет, если все-таки пистолет окажется в руке ребенка? Если он будет воспитан так, как вы говорите, что он сделает с этим пистолетом?
Ответ: Он будет защищать всех. От кого? От зверей, от пришельцев, не знаю. То есть у него будет мысль о защите всех. Эта Земля и это все – мое. Я хочу, чтобы всем было хорошо.