Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Как выйти из страданий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Древнегреческий философ Эсхил сказал: "Хоть плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим".

Как не передавать страдания другим? Их надо скрывать?

Ответ: Я думаю, что желательно не передавать людям отрицательные ощущения. Делать так потому, что тебе от этого становится легче, – это сверхэгоизм. Поэтому надо пытаться делать так, чтобы, наоборот, играть перед людьми, строя "хорошую мину".

Вопрос: Несмотря на то, что ты страдаешь и плохо тебе?

Ответ: Да. И тогда ты быстро из этого выйдешь. Потому что, когда ты будешь показывать другим, что ты в хорошем настроении, ты в него сам войдешь.

Вопрос: Ты как бы выходишь из своего страдания и входишь в хорошее настроение, чтобы передать другому? Это высокий пилотаж на самом деле. А что у каббалиста, когда он страдает?

Ответ: А каббалист, страдая, смеется над собой. На самом деле смеется над собой. Потому что причин для страданий нет вообще! Кроме нашего мелкого подленького эгоизма. 

И поэтому, если ты будешь над ним смеяться, то сможешь быстро выходить из него. Я это видел на своем учителе. Это, конечно, прекрасный пример, как человек может подниматься над страданиями.

Вопрос: Но само страдание чувствуется в этот момент?

Ответ: Конечно. Это он убрать не может. Он может пытаться только подниматься над ним. В принципе, согласно каббале, запрещено уничтожать страдания, искоренять, стирать их источник, а надо именно подниматься над ними.

Вопрос: То есть существует и страдание, и мой подъем над ним?

Ответ: Да. И тогда в разнице между ними ты начинаешь ощущать величие Творца.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из страдания в радость

Полюбить строгого отца

Ненужные страдания

Сила Книги Зоар. Независимы в любви (клип)

Несмотря на обретаемую независимость, страны, в итоге, остаются зависимыми друг от друга. Причем, эта зависимость эгоистическая, негативная. Подлинная независимость может быть основана только на свойстве любви…

Взгляд со "второго этажа"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует ли наказание за грехи поколения? Есть такое понятие, что за грехи отцов должны расплачиваться дети?

Ответ: В общем-то, да. Ведь мы существуем не сами по себе, как мы думаем. Обычно люди считают, что могут делать все, что хотят, не понимая, что находятся в рамках природы, у которой свои законы.

Постепенно мы раскрываем эти законы на неживом, растительном и животном уровне. А вот на человеческом уровне раскрыть их нам не под силу. Мы можем только предполагать, что они существуют.

Дело в том, что мы смотрим на неживую, растительную и животную природу сверху вниз, и поэтому в состоянии понять ее и как-то управлять ею. А смотреть на других людей мы можем только на нашем уровне, у нас отсутствует как бы второй этаж, с которого можно взглянуть на них. Поэтому на человеческом уровне мы постоянно ошибаемся. Нам не с чем сравнивать, у нас нет "двух этажей", чтобы посмотреть с верхнего на нижний. 

Согласно науке каббала, мы должны подняться на следующий уровень, называемый "вера выше знания", с которого правильно увидим наш земной уровень и поймем, кто мы такие и как должны себя вести. 

Вопрос: Откуда взялся термин "спуск", или "снижение", или "огрубление" поколений?

Ответ: Мы видим, что каждое поколение развивается в своем эгоизме, который становится все более изощренным, многоуровневым, составным. Поэтому он тянет нас вниз. Мы должны обязательно его уравновесить нашим устремлением вверх.

Этого мы еще не понимаем. Но в наше время мы уже подошли к состоянию, чтобы понять, как нам уравновешивать эгоизм и таким образом более-менее влиять на свое существование.

Вопрос: Можно ли сказать, что именно разный уровень эгоизма и является причиной конфликтов между поколениями?

Ответ: Естественно. Все мы эгоисты, но каждый по-своему.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем поколения отличаются друг от друга?

Разрыв между поколениями, ч.1

Милость на тысячи поколений

Школы быть не должно (клип)

В одно окно смотрели двое...

Чем поколения отличаются друг от друга?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Мы видим из истории, что продолжительность смены поколений сокращается. Если раньше поколения менялись через несколько тысяч, затем несколько сот лет, то сегодня достаточно двадцати лет.

Ответ: Да, но что меняется за эти двадцать лет? В принципе, у людей мало что меняется. Только их отношение к материальным ценностям: погоня за приобретением машин, смартфонов, тряпок, тяга к поездкам за границу и так далее.

Это все не определяет поколения. Они не меняются качественно в своем побуждении к вопросу о смысле жизни. Поэтому их названия X, Y, Z и так далее – это всё довольно условно. Практически, что есть между этими поколениями? Игрушки, с которыми они играют.

Реплика: Есть общие переживания. Какое-то поколение пережило войну, другое – еще какое-то историческое событие.

Ответ: Мы просто замещаем одно другим. Мы заменили цель творения и наше стремление к ней в разных эпохах чем-то совершенно мелким, материальным.

Вопрос: В чем заключается конфликт между отцами и детьми, т.е. между поколениями?

Ответ: Я не вижу здесь существенного конфликта. Если отцы играли с примитивными компьютерами, то дети играют с более продвинутыми машинками. Но какая качественная разница есть между ними? В чем отличие: в подходе к смыслу жизни, раскрытию сути существования? Этого нет.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистический критерий поколения

Разрыв между поколениями, ч.1

Поколения X, Y и Z, ч.1

Когда учитель станет желанным (клип)

Согласно статистике, стремительно падает уважение к учителям.

Каббалистический критерий поколения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Поколение – это совокупность людей, живущих в определенный исторический период времени. Его можно идентифицировать в соответствии с тремя критериями: оно разделяет одну историческую эпоху; разделяет конкретные модели поведения; в нем существует определенный коллективный жизненный опыт.

По каким периодам вы бы разделили поколения, основываясь на законах природы?

Ответ: Наблюдая нашу историю на протяжении тысяч лет, можно соответственно разделять эпохи по какому-то определенному критерию.

Поскольку я занимаюсь наукой каббала, то делю все происходящее в нашем мире, в том числе и поколения, по устремлению человечества к цели творения.

Поэтому для меня очень важен период, начинающийся с Древнего Вавилона, когда была создана методика каббалы под предводительством древневавилонского жреца Авраама, который совершил духовную революцию и призвал людей к объединению по принципу "возлюби ближнего как себя". 

Реплика: В священных книгах это поколение называется поколением рассеяния.

Ответ: Действительно, оно дало толчок к рассеянию людей по всему Земному шару. Следующее поколение – это поколение выхода из Египта, осознания эгоизма как зла, возвышения группы Авраама над своим эго.

Вопрос: От Адама до Ноя и от Ноя до Авраама прошло по десять поколений. На чем основывались мудрецы, которые делили эти поколения и давали им наименования, например, "поколение пустыни"?

Ответ: Мы говорим о группе людей, которые жили в побуждении найти смысл жизни, раскрыть, что управляет человечеством, к чему оно идет, причину и цель его зарождения. Поэтому, прежде всего, нужно определить: что можно называть поколением.

Я считаю, что это то устремление, которое есть в людях относительно цели творения. Поэтому делю все исторические промежутки на поколения. Причем они очень разные. Есть поколения, которым может быть тысяча лет, а есть такие, которые меняются в течение нескольких десятков лет или еще меньше.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поколения X, Y и Z, ч.1

Поколения X, Y и Z, ч.3

Цепочка поколений

Жить по законам природы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: С одной стороны, вы говорите, что надо жить по законам природы, а с другой – приветствуете, что все наконец-то прекратили производить ненужные вещи, и теперь могут побыть дома с семьей.

Ответ: Это временное явление. Я не думаю, что люди смогут все время проводить дома. В принципе, это и не нужно, т.к. является неоправданной тратой времени и жизни.

Надо заниматься тем, что полезно для общества, для природы, для поддержания гомеостазиса.

Вопрос: Как, на ваш взгляд, должны распределяться домашние обязанности между членами семьи?

Ответ: Естественным путем. Мужчина должен помогать женщине, а женщина поддерживать домашний очаг.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Законы, которые нам предстоит раскрыть

Кто сейчас будет кормильцем в семье?

Смотреть на законы природы

Эйлатский синдром

каббалист Михаэль ЛайтманСможет ли наше общество справиться с сексуальным насилием? Или мы способны только на патетичные акции протеста?

Не хочу нагромождать слова – поэтому сразу спрошу: чего мы хотим? Решить вопрос или… Хотя лучше без "или" – прямо и начистоту.

Сексуальное влечение – одна из основ нашей природы, второй фундаментальный запрос после нужды в еде и питье. А поскольку желания растут, их требуется вводить в социальные рамки путем воспитания. Иначе врожденное естество будет брать всё, до чего сумеет дотянуться.

Правильно обуздать его – это искусство. Человек в нас должен возобладать над животным – не науськиванием, не дрессировкой, не примитивным методом кнута и пряника, а именно воспитанием в высоком, подлинно человеческом смысле слова.

Это в теории. А что происходит на практике? На практике мы пренебрегаем взращиванием человека, ограничиваясь набором школьных знаний и школьных нравоучений. На практике детям, подросткам и взрослым просто твердят, чтó можно и нельзя, как надо и не надо, – прекрасно зная, что не все и не всегда будут соблюдать правила. 

Социальные упражнения? Создание позитивной среды и обучение на ее базе? Знакомство с человеческой природой и осознанная, целенаправленная работа с ней? Развитие навыков взаимодействия? Постоянный совместный тренинг с вызовами, решением проблем, разбором полетов? Формирование здорового, уважительного отношения к противоположному полу?

Всё это у нас аккуратно отмечено галочками и капитально запущено. Мы не воспитываем Человека – и в его отсутствие "у руля" стоит жалкий результат неолиберального политкорректного зомбирования, подверженный никуда не девшимся природным побуждениям.

А в действительности всё еще хуже: интересанты разных сортов явно и скрытно используют сексуальный контекст, безжалостно играют на этом позыве и лепят в сознании подрастающего поколения идолов, которые, тут и там, требуют жертв.

Миллионы клипов и роликов, кинофильмы, "произведения искусства", реклама, сатира, форма подачи чего угодно – есть множество способов лишний раз "дернуть за струну". И за нее дергают – снова и снова.

Так виновата ли молодежь? Или виноваты родители, старшее поколение, госведомства с их формализмом, а главное – СМИ. Те самые СМИ, которые уже поучаствовали в последнем протесте. То самое телевидение, которое аж на целую минуту прервало трансляцию. Те новостные сайты, которые вовсю продвигают вызывающий контент. Те журналисты, которые обслуживают его заказчиков.

Я не моралист – я реалист. Я вижу причины и следствия. Перед нами хорошо смазанная машина, задачи которой противоположны воспитанию, каким оно должно быть. Машина, которая давит поколение за поколением.

СМИ не просто седлают волну – они гонят на нас эти волны одну за одной: "раскрепощенность", протест, отрыжка "культуры", протест. Массмедиа стали верховным регулятором. Все наши суждения, так или иначе, строятся на том, что мы черпаем оттуда. А черпаем мы предвзятые, заказанные и оплаченные "истины", в большинстве своем насаждаемые между слов, строк и кадров – самой атмосферой, в которой поневоле "варится" вся страна.

Человек – это порождение окружения. Если бы мы заботились об окружении, молодежь не попадала бы в ловушки легкомыслия, необузданности, насилия. Каждый видел бы вокруг людей, а не "манекенов", предназначенных для удовлетворения его прихотей. Но мы пренебрегаем столь очевидной обязанностью общества, и порой из горнила нашего "воспитания" выходят эгоисты, которые всю жизнь транжирят на всевозможные "основные инстинкты", реализуемые за счет других.

Пора бы уже заклеймить СМИ всенародно. Они вовсе не обслуживают общество – они кроят его по своим стандартам. И когда нам кажется, что они предоставляют нам голос, это их голос, пропущенный через нас.

Был такой показательный случай: шестилетнего мальчика в Колорадо отстранили от учебы за то, что он напевал однокласснице популярную песню "I’m sexy and I know it". Мог ли он понимать, чтó поет? Разумеется, нет. Где он мог это услышать? Разумеется, по радио или телевидению – песня тогда гремела в хит-парадах. Это можно петь во всеуслышание, но нельзя в школьных стенах. Это здорово и модно, но аморально. Таков абсурдный характер современного "воспитания".

А потому, если мы хотим по-настоящему уравновесить свои основы и помочь каждому в подъеме над ними, нам надо добраться до основ того лицемерного окружения, которое мы создали. Насилие растет из лжи, которая между нами, из ханжества, которое старательно культивируют средства массового исступления и иже с ними. Они окончательно поддались своим инстинктам. Они никого не  слушают. Они вещают и нагнетают. Это они диктуют нам сейчас обсуждение очередной "сенсации", чтобы завтра мы забыли о ней и перешли к следующей по списку. Мы ходим по кругу тематических инфоповодов, прописанных в редакторской сетке.

Давайте же вырвемся из ущербных парадигм. Здесь нужен трезвый, взвешенный подход.

Мы отлично понимаем, что всё в жизни, в каком-то смысле, вращается вокруг секса. Он имеет значение, он притягателен, он несет удовольствие и снимает напряжение. Короче, он нужен. Но он вовсе не должен провоцировать к вспышкам насилия. Как же выбраться из бесконечной говорильни?

Женщины, в первую очередь я обращаюсь к вам. Чтобы пробить эту стену, нужна ваша женская солидарность – мягкая, мудрая, непоколебимая. Нужно требование, обращенное к корню проблемы, к тому, что составляет неписаный социальный договор.

Обществу требуется новый консенсус, новое воспитание – такое, благодаря которому у мужчины постепенно сформируется личное, сыновнее, бережное, трепетное отношение к женщине. Настолько трепетное, что даже не тюрьма, а стыд и страх позора заставят его держать себя в руках. Поначалу. А потом он внутренне подрастет и научится отношениям на равных.

Ведь равенство полов не означает, что все одинаковы. Равенство – это когда две противоположности тянутся друг к другу через бездну ради взаимоотдачи, а не взаимоудовлетворения или взаимоистязания. Равенство – это когда мы ценим друг друга за то, что можем дарить друг другу любовь.

Вот что женщинам надо донести до мужчин. Сами мужчины, без соответствующего окружения, не дозреют. Их нужно "принудить" к этому: приучить к мысли, приобщить к внутреннему процессу, привлечь к созданию человеческой среды, требовательной к каждому и в то же время по-настоящему свободной – свободной от эгоизма.

Ну и, конечно, надо очиститься от зловония СМИ, очистить интернет от смрадных груд мусора. Пускай не сразу, но для начала создать хотя бы площадку, где ложь не правит бал. Когда мы начнем говорить друг другу правду – не для того, чтобы оскорбить, а для того, чтобы сообща решить проблему в корне, – тогда за спадающими покровами фальши проявится истина: мы все – части единства. Мы рождены любить и быть любимыми.

Ради этого стоит выходить на демонстрации, призывать, убеждать, требовать, стоять на своем, не сдаваться и не отступать. Женщины при желании способны вынудить правительство к действию. Женщины, вообще, способны на всё. Но, в отличие от мужчин, они умеют запускать перемены созидательно, а не разрушительно, объединяя, а не разобщая. Им надо только решить вместе, что настало время очистить общество от яда СМИ, от узаконенного эгоизма, от внутреннего разврата под тогой "свободы" и "культуры".

Вопрос не в том, возможно ли это. Вопрос – когда.

И поверьте, я совсем не моралист. Я реалист.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Порнография на детском канале

Чем уравновесить сексуальные желания подростков?

Секс: устаревшие законы

Девять важных правил в жизни

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Люди вывели несколько вселенских правил для общества. Имеют ли они место с точки зрения каббалы, и нужно ли ориентироваться и следовать им?

Правило первое: "Постарайтесь наполнить любовью свою жизнь и жизнь ваших близких. Этим вы притянете благоприятные обстоятельства и благополучие. А проявление агрессии в любом виде будет проявляться в неизменном ухудшении качества жизни и вообще крахе".

Ответ: Отчасти это верно. Но лучше сказать: проявляйте любовь к другим в течение всей своей жизни, а не только к близким. И тогда ваша жизнь наполнится совершенно новым, высшим смыслом.

Реплика: "В жизни нет абсолютно ничего случайного. Своими мыслями, словами, действиями, поступками вы формируете свою сегодняшнюю реальность и свое будущее".

Ответ: Верно. Но это только если мы понимаем, каким образом можно правильно поступать. Иначе мы можем думать, что поступаем правильно, и вдруг жизнь подставляет нам такие подножки. 

Поступать правильно – это значит четко двигаться к цели творения. Не так как хочется или думается нам, а как это на самом деле соответствует программе природы.

Реплика: Следующее правило связано с предыдущим: "Наши мысли формируют события и реальность каждого из нас. Научитесь думать позитивно, и вы создадите действительность, которая будет вас радовать. И, наоборот, гнев, злость, ненависть, зависть, гордыня притягивают неудачи и невезение".

Ответ: Я не могу создавать свою жизнь в своих фантазиях. Я должен это делать в правильном соответствии с другими, в правильной связи с другими – я к ним, и они ко мне. Если из этой доброй связи я буду создавать свою жизнь, тогда она действительно будет хорошей.

Вопрос: Множество людей верят в Бога. Сейчас даже атеисты приходят к тому, что существует нечто, что нами управляет. Человек может быть связан с высшей вселенной? Как правильно быть связанным?

Ответ: Личности, которая нами управляет, не существует. Бога нет.

Существует единый закон природы, которому мы должны подчиняться. И тогда мы начнем его постигать и в доброй связи с ним станем действительно хозяевами своей судьбы. Мы станем богами – при том условии, что будем полностью подобны этой высшей силе – свойству отдачи и любви.

Реплика: Еще одно правило: "Независимо от того, насколько тяжелы проступки, Вселенная все равно любит каждого из вас. Однако помните, что она дает нам то, что нужно, именно в данный момент, который известен только ей".

Ответ: Да, это верно. Можно так сказать.

Реплика: Один из основных вселенских законов – это закон подобия. Если вы не любите самого себя, то и окружающие тоже не будут вас любить или станут пренебрегать вами.

Ответ: Мне надо любить других и только других. И только ради них, и только для них. Это единственное верное правило.

Вопрос: А где я могу взять пример для этого?

Ответ: Из того, что сейчас вы любите себя эгоистически, представьте себе, что вы так же должны перейти и любить других.

Реплика: "Абсолютно всё есть внутри человека: и власть, и слава, и почет, и деньги, и красота. Задача заключается в том, чтобы высвободить все блага в окружающую вас действительность".

Ответ: Действительно, если человек отдаст всё, что у него есть, окружающим, то при этом он будет самым счастливым, самым мудрым, самым исправленным, и все будет для него хорошо.

Вопрос: А что значит "отдаст другим все, что у него есть"?

Ответ: Будет приводить их к самому комфортному, самому лучшему, самому совершенному состоянию. Не к тому, чего они хотят, а к тому, что на самом деле находится на вершине природы. Как мать, которая хочет воспитать ребенка, не делает то, что только он хочет, а делает так, чтобы было максимально хорошо ему, но для того, чтобы он достиг максимально совершенного состояния.

Реплика: "Не делите окружающих людей на плохих и хороших".

Есть ли правильный критерий, согласно которому можно оценивать людей?

Ответ: Конечно. Человек, который делает все на благо общества, хороший, и наоборот.

Реплика: "Для Вселенной нет таких понятий, как "вина", "наказание" и так далее. Важно спрашивать не: "За что мне все это?", а "Для чего мне все это?"

Ответ: Это верно.

Вопрос: У вселенной есть такие понятия как "вина", "наказание"?

Ответ: Исправление. Коррекция. Она заключается в том, чтобы привести человека к необходимости быть на полной отдаче всем.

Вопрос: Какое самое главное правило вселенной?

Ответ: Любовь.

Вопрос: Как ей можно научиться?

Ответ: Этому научиться нельзя. Этому надо обучать самого себя. Постоянно, в группе, в связи с себе подобными, по каббалистической методике. Это и есть результат правильной реализации методики каббалы.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.01.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мудрость каббалы

Китайские мудрости

Японские мудрости, ч.2

База для создания семьи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если раньше базой для создания семьи было обеспечение необходимых человеку потребностей, то сегодня, когда все эти потребности удовлетворены, необходимо искать более высокую цель для создания семьи. Что может быть такой целью?

Ответ: В современном мире я ее не вижу. И человечество тоже не видит. Однако наука каббала утверждает, что семья нужна для того, чтобы быть подобными высшей силе. Обязанность создавать семью, рожать и воспитывать детей продиктована нам высшей необходимостью, чтобы мы стали подобными Творцу.

Поскольку мы не животные, в том смысле слова, что у нас нет инстинктов, которые руководят животными, и проблемы семей мы можем регулировать самостоятельно, то мы должны привязать себя к определенным ценностям, а они исходят из нашего подобия высшей силе природы.

Вопрос: Творец – это свойство отдачи, которое развивает всю природу. Поэтому для того, чтобы во мне проявилось это свойство, и я мог понять, где можно его применить, по отношению к кому, у меня должна быть семья. На своих домочадцах я инстинктивно учусь этому, а затем могу уже применять и на других людях?

Ответ: Да. И потом правильно переносить это на все общество.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Современное общество и семья

Нужна ли семья в современном мире?

Возрождение семьи

Дети и вопросы о смерти

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы посоветуете отвечать детям на вопросы о смерти? С какого возраста можно разговаривать с детьми на такие темы? Нужно ли брать ребенка на похороны?

Ответ: Я бы не советовал лет до 15-ти разговаривать с детьми о смерти и брать их на кладбище.

Вопрос: А если они сами задают такие вопросы? Говорят, что в 10-11 лет они уже начинают этим интересоваться.

Ответ: Естественно. Но я бы не советовал. Лучше их отвлекать от этого. Не надо ребенку перегружать свою психику такими вещами. Пусть учится.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 14.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Можно ли изменить отношение к смерти?

Вопросы детей Творцу

Вопросы детей о жизни и смерти (клип)

Одиночество убивает

каббалист Михаэль ЛайтманКакое-то время назад произошло самоубийство: молодой человек, израильтянин, школьный учитель покончил с собой. Он имел постоянную работу, учеников, хорошее здоровье, приятную внешность, но был одиноким.

В своем прощальном посте на фэйсбуке он написал: "Плохо, когда человек один. Одиночество убивает. Проходят день за днем, месяц за месяцем, год за годом, а я все один: за обедом, на работе, вечером, в выходные, в праздники, в дни рождения, которые никто не помнит. Немногие друзья, которых я имел, исчезли со временем. Настало время мне уйти".

Этот молодой человек не был исключительным случаем. Согласно статистике, еще до коронавируса почти половина американцев чувствовали себя одинокими всегда или временами. 54% сказали, что не имеют близких друзей – это около 200 миллионов людей только в США.

Но одиночество – это не только американский феномен. Согласно опросам, около трети британцев часто чувствуют себя одинокими. Половина британцев в возрасте старше 65 лет проводят время в компании с телевизором, с собакой или кошкой. В Америке и Канаде одинокие люди населяют 28% всех домов, а в европейских странах 34% и больше. Но с началом эпидемии коронавируса проблема одиночества еще сильнее обострилась.

Почему же в самую коммуникабельную эру в истории человечества люди чувствуют себя одинокими как никогда? Это свидетельствует о том, что между нами нет связи, несмотря на то, что нам кажется, будто мы связаны. Мы изобретаем все новые приборы связи: радио, телевидение, интернет, компьютеры с бесконечным множеством разных программ. 

Но все это не дает человеку наполнения. Он может найти себе общество, но оно не отвечает его внутреннему требованию почувствовать внутреннюю связь, взаимную зависимость как с близкими людьми, чтобы мы действительно интересовались жизнью друг друга, а не спрашивали для вежливости.

Между нами нет сердечной связи. Получается, что я никому ничего не должен, и никто не должен мне. Мне никто не нужен, и я никому не нужен, то есть по-настоящему я ни с кем не связан.

Когда человек так чувствует себя внутри, это отрезает его от жизни. Ведь что в ней еще есть? Небо, земля, воздух, дома, машины, вся эта суета? Меня не трогает жизнь на экране телевизора или компьютера, не требует моего участия и помощи. То есть в наших связях не хватает сердца. И это причина, что так много людей страдают от одиночества и даже заканчивают счеты с жизнью.

Казалось бы, хорошо ни от кого не зависеть. Но мы видим, что это не так. Мы хотим быть связанными друг с другом взаимными обязательствами, чтобы кто-то был для меня важен, а я был важен кому-то, а не просто статистическая единица. Я хочу быть личностью, чтобы мною кто-то интересовался.

Но нас никто не учил этому в школе, как связываться друг с другом. На работе тоже никого не интересует сам человек, а важен работник. Мы не построили общество, которое связывало бы людей дружескими отношениями, заботой друг о друге. Средства связи только называются так, но с чем они нас связывают? Мы потеряли правильное направление наших устремлений.

Пропала связь даже между родителями и детьми: родители уходят на работу рано утром и возвращаются поздно вечером. Как только у детей появляется возможность оставить родительский дом, они тут же сбегают. А если остаются, то лишь потому, что некуда идти и выгоднее остаться с родителями, то есть это потребительское отношение.

Мама всегда накормит, оденет, приютит. Но я сам не собираюсь создавать такую семью. Я и не воспитан для семейных отношений. Я жил в семье, где мать и отец уходили на целый день на работу, и не видел семьи. Семья была когда-то, когда женщина сидела дома с детьми, а мужчина ходил на заработки. Вечером вся семья сидела вместе и смотрела друг на друга, ведь не было телевизора. В семьях было много детей, и бабушка с дедушкой были тут же.

Но сегодня такого нет, сегодня ребенок запирается в своей комнате с компьютером и живет своей жизнью. Мы растем равнодушными, лишенными человеческого участия, и не нуждаемся друг в друге. По крайней мере, такими, какие мы сейчас – мы друг другу не нужны. Отсюда и проистекает одиночество.

Но человек страдает от одиночества, он хочет связи. Он не хочет брать на себя обязательств, но человек – это общественное существо, а потому не может жить без общества. Человеку необходимо опираться на общество, быть связанным с ним, учиться от общества. А если с ним не разговаривают, не интересуются им, то вырастает не человек, а животное.

Поэтому не удивительно, что именно хорошие люди, которые тянутся к обществу, к связи с людьми, образованные, видят, что такая жизнь ничего не стоит.

Из программы "Глобальные перспективы", 16.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпидемия одиночества страшнее коронавируса

Одиночество

Болезни от стресса и одиночества

Современное общество и семья

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня люди не хотят ощущать себя связанными. Они желают свободно передвигаться по миру, наполнять свои сиюминутные желания. Развитие технологий позволяет искусственно создавать детей, поэтому в браке нет необходимости. Каждый человек может удовлетворить свои экономические и сексуальные потребности и вне семьи.

Может ли так случиться, что семья, как базисная основа для развития связей между людьми, исчезнет? Или человек будет вынужден искать какие-то дополнительные ценности для поддержания семьи?

Ответ: Дело в том, что во всех поколениях семья держалась на необходимости. Для того чтобы обеспечить человеку нормальную старость, ему надо было заводить семью, детей, чтобы потом, когда он станет больным, дряхлым стариком, они заботились о нем до самой смерти. На этом и держалась семья, поскольку одному не прожить.

А с появлением такого высокотехнологического, развитого общества, как сегодня, нам вроде бы нет в этом никакой необходимости. Я могу обеспечить себя всем, чем угодно, и ни в чем не нуждаться. Поэтому я забочусь не о том, чтобы у меня была семья, а чтобы были возможности купить все необходимые услуги. К этому мы пришли в XX веке.

Конечно, в этом нет ничего хорошего, т.к. не заменяет доброго отношения друг к другу. Но от прошлого доброго отношения тоже немного осталось, поскольку мы заняты развитием своего эгоизма. 

Это сказалось на отношениях и между супругами, и родителей с детьми. Появились дома престарелых, детские садики, все что угодно, чтобы только сбросить с себя ярмо заботы и о детях, и о родителях, и о стариках.

Реплика: К сожалению, общество не обучает нас правильным отношениям в семье, не объясняет разность полов, цель семьи. Поэтому очень тяжело удержать семью от развала.

Ответ: В итоге общество получает обратно то, чего не могло дать в воспитании молодым. Мы вошли в такие состояния, когда наш эгоизм срочно нуждается в реформации.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нужна ли семья в современном мире?

Семья в 21-м веке: обновление

Институт брака трещит по швам

Нужно ли открывать детские сады и школы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас готовятся снова открыть школы, садики. Родители боятся, что их дети заразятся и принесут это в дом. Учителя боятся, что дети заразят учителей, и они принесут это в дом. Как вы думаете, может быть, действительно можно не открывать школы, не открывать садики?

Ответ: Сейчас я бы ничего не открывал, я бы просто перевел все занятия в интернет. Дети очень легко это воспринимают. Они и так все время ходят по всяким виртуальным страницам.

Через интернет давать им задания, обучать. Есть прекрасный материал, чего только нет. Тут же давать задания, тут же вместе с ними готовить эти задания. Постоянные контрольные работы каждый день и все прочее. Короче говоря, все зависит только лишь от нас.

Вопрос: А физическое общение детей друг с другом?

Ответ: Физическое общение детей может быть именно таким, чтобы дети встречались и общались физически между собой. А для занятий им это не нужно. Каждый занимается самостоятельно – с тетрадкой, с доской, с учителем. А это все есть у них в компьютере.

Вопрос: А что делать с детскими садами, с яслями? Все-таки мамы уходят на работу.

Ответ: Надо сделать очень просто: приучить детей делать зарядку через телевизор или компьютер, делать какие-то домашние задания, общаться с виртуальными животными, людьми и так далее. То есть прививать им навыки виртуального общения. 

Вопрос: То есть детсадовский возраст вы тоже посадили бы к экранам?

Ответ: Конечно. И вообще представь себе мальчишку, которого ты сажаешь внутри самолета! Он сидит перед этими рычагами, а рядом сидит пилот и учит его управлять. Каким открываются перспективы! Ты представляешь, что ты делаешь ребенку?

И то же самое с кораблем, с подводными лодками. Это не кино, что ты им показываешь про других людей, а он сам как бы интерактивно в этом участвует. Он даже становится хирургом, если есть такие любители: слушает биение сердца и как это все происходит.

Сделай все это интерактивно, сделай это так, что это его жизнь! И вот он становится взрослым – он понимает, что это такое.

Ты представляешь себя мальчишкой, как бы это захватило тебя!

Причем это все на выбор – какие профессии хочешь. Все профессии ты можешь с ними так пройти. Показать им всё, что есть! Сделай интерактивно, как будто он в лесу бегает за волком или что-то ловит, с кем-то общается.

Вопрос: То есть вы все эти программки убийств и захватов заменили бы на положительные, учебные?

Ответ: Конечно! Ты развиваешь человека! Он проходит это все и на этом обучается.

Вопрос: А все войнушки, которыми забит интернет, вы бы отменили?

Ответ: Абсолютно! Абсолютно всё, что есть до сегодняшнего дня.

Вопрос: Вы считаете их влияние ужасным?

Ответ: Ничего в них нет хорошего! Надо сделать для ребенка только лишь интерактивные программы, чтобы он чувствовал, что он входит в жизнь. И эти программы были бы правильные.

И ты растил бы людей такими, какими хочешь. Показывал бы девочкам, как ухаживать за младенцем, с пеленками и так далее. Как выводить детей на прогулку. И вот она сама идет с ним на прогулку, она видит себя со стороны. Или даже не со стороны – как из себя смотрит и все это видит. Это жизнь!

Вопрос: Тогда коснемся еще третьего фактора – ясли. До какого возраста ребенка мама должна находиться при нем? И ей надо за это платить, не вызывать на работу, не посылать никуда. Обычно мы отдаем ребенка в ясли уже с полугодичного возраста, если не раньше.

Ответ: До 12-13 лет.

Вопрос: До 12-13 лет платить маме, чтобы была дома с ребенком?!

Ответ: Да.

Реплика: С "ребенком" – уже с человеком!

Ответ: Да. Если это девочка, то она будет вместе с мамой, помогать ей, и знать, как это все делается. И таким образом, когда она уже после этого станет девушкой, невестой, женщиной, то у нее все будет нормально, она будет знать, что и как делается, и не будет звонить маме: "Мама, как приготовить кашу?"

Вопрос: И мальчик то же самое? Тоже при маме до какого-то возраста?

Ответ: С мальчиком будет проблема немножко большая, потому что он должен осваивать профессии.

Реплика: Но это можно и интерактивно, как вы говорите.

Ответ: Интерактивно. Но он должен этому посвящать большую часть своего времени.

Реплика: Но вы бы тоже держали маму при ребенке до 10-12 лет, – при мальчике, девочке.

Ответ: Да. Но все равно у них было бы, допустим, 3 дня или даже полдня, отведенное для прогулок. Когда приходит какой-то человек, который берет мальчиков с собой и ведет их на прогулки, в музей или на спортивную площадку и так далее.

Вопрос: То есть это тренер или руководитель, учитель, который собирает мальчиков с этого района и ведет их показывать реальный, физический мир? И вместе как общаться тоже учит?

Ответ: Да. Раз в день прогулка 2-3 часа, и еще 2-3 часа какие-то игры на площадке и так далее.

Реплика: Вы сейчас нарисовали красивый мир.

Ответ: А почему мы не можем этого сделать? Что здесь есть?! Нам для этого ничего не надо строить. Надо самим перестроиться и всё. Это просто!

Реплика: То, что вы сейчас нарисовали, – это так красиво! Но я не думаю, что это просто.

Ответ: Это непросто из-за нашего характера, из-за нашего эгоизма, но это в наших руках.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как гениальные дети теряют гениальность

Школа: время не ждет

Лучше дома, чем в школе?

Страница 42 из 401« Первая...4041424344...Последняя »