Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Взаимная забота

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Согласны ли вы с утверждением, что воспитание детей необходимо для самих родителей? Ведь когда я воспитываю детей, я сам совершенствуюсь.

Ответ: Конечно. Однако будущих родителей надо воспитывать еще до того, как они заводят детей. И даже после этого обязательно необходимо четкое сопровождение родителей всевозможными соответствующими организациями и специалистами. 

Вопрос: В разных культурах отношения между поколениями складываются по-разному. Есть культуры, в которых родители очень сильно помогают детям, и есть, которые считают, что дети должны сами развиваться. Как вы думаете, насколько родители должны помогать детям и до какого периода?

Ответ: Я думаю, что родители должны помогать детям всю жизнь, но только в таком объеме, который бы не стеснял детей и позволял им самим становиться самостоятельными родителями.

Тем не менее, забота родителей о детях должна сопровождать их всю жизнь. Точно так же и дети должны взаимообразно заботиться о родителях.

Вопрос: Вы считаете, что на каком-то этапе дети обязаны начинать заботиться о родителях? 

Ответ: Естественно. Никто не заменит эти отношения. Ты можешь завалить пожилых людей деньгами и различными видами обслуживания, но если дети о них не заботятся, никто им этого не заменит.

Реплика: Сегодня это особенно актуально.

Ответ: К сожалению, сегодня мы сделали всё для того, чтобы не проявлять заботу ни о детях, ни о родителях.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Ответственность за воспитание детей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На ком, по-вашему, лежит ответственность за воспитание человека: семья, школа, двор? Какова роль каждого из этих элементов?

Ответ: Основная роль в воспитании человека лежит на его родителях.

Родители обязаны заботиться о воспитании детей, другого быть не может. Сколько государство ни поставило бы надсмотрщиков и учителей, никто не может заменить ребенку человека с инстинктивной любовью к нему.

Реплика: Но в современных условиях ребенок очень мало времени находится дома. Поэтому человека как бы воспитывают двор, школа, работа.

Ответ: Таким мы создали наш мир. Это то, что мы имеем! Наш эгоизм так устроен, что готов поскорее расстаться с нашими детьми.

Проходит 15-20 лет, и дети знают, что должны уходить из дома, и родители уже готовы к тому, что дети начнут самостоятельную жизнь. А сами они будут продолжать заботиться о себе. 

То есть мы, строя общество, уже закладываем в нем будущие общественные отношения, включая семейные.

Вопрос: В современной семье ребенка учат брать от этого мира все, что требуется, т.е. быть эгоистом. С другой стороны, общество как бы пропагандирует через школы и средства массовой информации быть альтруистом, добрым, всем помогать и т.д. И у детей получается какой-то диссонанс. Кто здесь прав?

Ответ: Не правы ни те и ни другие. Надо, как говорится, идти по средней линии: там, где нужно, обязательно должна быть определенная жесткость, а где нужно – мягкость. Доброжелательная средняя линия поведения должна постоянно превалировать.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Может ли общество дать человеку навыки, получаемые в семье?

Воспитание длиною в жизнь

Когда нет воспитания

Почему между нами нет инстинктивной любви?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли предположить, что инстинктивную любовь к детям, которую заложила в нас природа, можно использовать как пример отношения к другим людям?

Ответ: Это было бы, конечно, прекрасно. К этому и призывает наука каббала: человек должен относиться ко всем как к своей семье, потому что весь мир – это одна семья. Но нам еще до этого далеко.

Вопрос: Вы считаете, что семейная ячейка была создана природой, для того чтобы человек получил хоть какой-то пример той инстинктивной любви, которая заложена в нас, а потом мог с этим примером идти по жизни?

Ответ: В принципе, вначале была семья, в которой несколько поколений жили вместе, в тесной связи между собой. Так замышлялось со стороны природы, если бы человек своим эгоизмом, который непрерывно развивается в нем, не нарушил бы эту связь и не построил из первоначальной доброй семейной ячейки нечто, превратившееся во взаимную вражду и ненависть. 

Мы видим, что такие примеры уже заложены в нас. Каин и Авель хоть и братья, а враждуют между собой. На этом примере человечество показывает, как от глубоких и добрых родственных связей может получиться совершенно обратный результат. 

Вопрос: А почему нет инстинктивной любви между супругами? Тогда и семья была бы крепче, и воспитание лучше.

Ответ: Потому что люди чувствуют между собой огромную пропасть. В них существует стремление друг к другу, основанное только на половом инстинкте. Поэтому не надо связывать инстинкт размножения с инстинктом доброго влечения. Это совсем разные уровни взаимоотношений.

Вопрос: Но почему природа не создала такую инстинктивную любовь между партнерами, как любовь родителей к ребенку?

Ответ: Для того чтобы мы сами создавали ее. Мы должны постоянно это воспитывать.

Да и инстинктивная любовь к детям у нас очень слабенькая. Ее тоже нужно развивать, все время говорить об этом. Вокруг нас должны быть нормальные примеры. К сожалению, этого нет в человеке. Все подавляется нашим личным эгоизмом.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семья как центр мироздания

Семейная революция

Семья и брак, ч.7

Может ли общество дать человеку навыки, получаемые в семье?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Природа заложила в нас естественную любовь к детям, иначе мы не могли бы создавать семьи и воспитывать потомство.

Считаете ли вы, что роль воспитания детей может взять на себя какая-то организация или государство? Какой бы был результат?

Ответ: Во-первых, у нас есть такие примеры в истории, начиная со спартанского воспитания в Древней Греции и воспитания в специальных заведениях в Древнем Риме, которые буквально уродовали детей.

Кроме того, практиковались ранние призывы в армию с десяти-пятнадцатилетнего возраста, где с детьми делали все, что угодно. Из них вырастали очень жестокие, жесткие люди, которые уже не могли создавать нормальные семьи. У них отсутствовало ощущение сопереживания с другими, а без этого нельзя создать общество.

Вопрос: То есть общество не может заменить те навыки, которые дает семья?

Ответ: Нет. Мы видим по сей день, что люди, не воспитывавшиеся в нормальных семьях, отличаются от других. Как бы они ни хотели завести свою семью, не могут. Ведь мы всегда создаем семью в чем-то подобную той, из которой вышли.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Воспитание длиною в жизнь

Нет места уютнее родного дома

Более человечный мир для наших детей

Воспитание длиною в жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Аспекты семьи – это рождение потомства, удовлетворение сексуальных потребностей, эмоциональная поддержка друг друга и воспитание детей. Практически третью часть жизни мы посвящаем их воспитанию. В чем причина такого длительного периода? Ведь в животном мире этого не наблюдается. Почему так устроено?

Ответ: Человек – очень сложное существо. Его нужно воспитывать для того, чтобы он мог не только поддерживать себя на животном уровне, а быть существом общественным, получить навыки взаимодействия с себе подобными.

Это не просто навыки в стае, которая с молодых ногтей четко диктует правила поведения, и все это понимают. Здесь существует иная адаптация человека к окружению. Он должен понимать психологическое, внутреннее, душевное, духовное состояние остальных, чтобы находиться в правильном равновесии с ними.

Вопрос: Чем больше развивается общество, тем больше времени необходимо на воспитание коммуникаций между людьми. Если несколько тысяч лет назад для этого было достаточно 5-10 лет, то сегодня или в будущем надо будет воспитывать людей всю жизнь?

Ответ: Конечно. Почему же нет? Будем учиться и работать над собой всю жизнь, и всю жизнь менять себя и окружающий мир.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Воспитание с точки зрения каббалы

Воспитание с пеленок

Все упирается в воспитание

Зародыш спасает мать

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Зародыш в утробе матери, как правило, находится под ее заботой, любовью, постоянно в этом окружении. Однако ученые-генетики выяснили, что он не только растет в любви, но и сам любит. 

Ученые говорят: "Если мама вдруг заболевает и что-то с ней происходит, в зародыше разрабатывается какой-то гормон, который он посылает, чтобы вылечить мать". Существует такой процесс любви.

Ответ: Если они заботятся, если они зависят друг от друга, то естественно, что есть обратная связь.

Зародыш все время пытается делать все, что в его силах, для того чтобы отменить себя перед матерью, и этим он помогает ей управлять им. С другой стороны, мать зародышу и зародыш матери каждую минуту сигнализируют, насколько они находятся в обоюдной любви, согласии, поддержке, насколько они нуждаются друг в друге. Постоянно! Эта циркуляция чувств между ними и дает силы развитию плода.

Вопрос: И мать все время обновляется, и он растет? Обновление женщины в процессе беременности – это и есть обоюдная любовь, энергия, которая входит?

Ответ: Да. Дело в том, что плод дает ей столько высших, духовных сил, что обновляется практически всё из-за духовной структуры, в которой она находится как Творец относительно творения. 

Вопрос: Игра зародыша в матери и матери – это как Творец и творение?

Ответ: Да.

Вопрос: Мы можем дойти до такого состояния, когда находимся внутри Творца?

Ответ: Мы обязаны это сделать!

Вопрос: Что такое быть внутри Творца?

Ответ: Быть внутри Творца значит ощущать не себя, а Его. То есть я отменяю себя абсолютно полностью. И в том, что я себя отменяю, в каждом параметре своей отмены я ощущаю Его отношение ко мне.

Вопрос: Когда вы говорите: "Я отменяю себя", – это означает, что мои мысли, мои действия, мои поступки – всё в Нем? И Он ведет, и я как бы отдаюсь Ему: "Веди меня"?

Ответ: Да. Абсолютно. Я даже не проверяю никак и ничего, заранее полностью отменяю себя.

Вопрос: Возможно человеку дойти до такого состояния?

Ответ: Обязан каждый. И коронавирус нам в этом поможет.

Вопрос: К чему он нас сейчас подводит с этой точки зрения?

Ответ: К аннулированию себя. Только если я отменяю себя перед обществом, и так каждый из нас, тогда общество сможет выздороветь и не заражать друг друга. И через это мы придем.

Вопрос: И я ничего не оспариваю? Мне говорят сидеть дома – сижу дома, ходить в масках – хожу в масках, и так далее?

Ответ: Более того, я думаю о том, что я при этом не заражаю других. Я выполняю все предписания, чтобы других не заразить. Я о них думаю.

Представь себе, что ты так делаешь. Посмотри, насколько мир будет меняться. Это другое намерение.

Вопрос: То есть главная мысль – что я не заражаю других? Это означает, что ты уже потихонечку находишься внутри Творца?

Ответ: Ты еще не входишь в Него, но ты уже не противоположен Ему. Это как говорил Гилель: "Не делай другому того, что не желаешь себе". А потом – "возлюби ближнего, как себя".

Это уже следующих этап.

Вопрос: И что в данном случае будет "возлюби ближнего, как самого себя"?

Ответ: Сделай так, чтобы он был здоров. Всё. Представь себе, что ты здоров, а он больной, и ты даешь ему кровь, всё, что надо.

Вопрос: Последнее отдаешь ему? Это – "возлюби ближнего, как самого себя"? И в этот момент совсем не думаешь о себе?

Ответ: Никак. И тогда ты выздоравливаешь, и он выздоравливает.

Вопрос: Я даже не прошу его улыбки, его какого-то "спасибо"?

Ответ: Да ты что?! Это же вознаграждение!

Вопрос: Никакого вознаграждения?

Ответ: Нет. Ничего.

Вопрос: А до этого человек может дойти?

Ответ: Человек может дойти и быть благодарен за то, что у него есть такая возможность.

Вопрос: Ничего не просить себе и всё только отдавать?

Ответ: Да. Это не так далеко, это можно понять.

Вопрос: Понять-то можно. Но сделать можно или нет?

Ответ: Потихоньку. Постепенно. С поддержкой общества.

Вопрос: Вы считаете, что вирус именно для этого и пришел, чтобы нас к этому придвинуть?

Ответ: Именно для этого.

Посмотрите, что он делает. Это первый удар по всему человечеству в наше время.

Реплика: Это и есть путь к "не делай другому того, чего не хочешь себе"? А потом к "возлюби ближнего, как самого себя"? А потом одно единое целое?

Ответ: Да. Единое человечество, с единым Творцом. Это всё быстро.

Вопрос: Мы с вами увидим это?

Ответ: Я думаю, что да. У меня даже есть уверенность.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Природа беременна новым человечеством

Превращение из эмбриона в человека

Сейчас самое время действовать!

Интимные отношения стали госизменой (клип)

В Северной Корее объявили войну интимным отношениям между подростками. Глава КНДР Ким Чен Ын приравнял интимные отношения в подростковом возрасте к госизмене.

Значимость окружения в развитии человека

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Американский психолог А. Маслоу, автор широко известной пирамиды потребностей человечества, писал: "Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любимым, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным".

Ответ: Действительно, ускорение развития личности зависит от окружающей среды.

Значимость окружения очень велика, ведь если я подбираю правильную среду и соединяюсь с ней, этим я в корне меняю свою судьбу. Через связь с окружением я определяю методы и скорость прохождения различных состояний.

Вопрос: Признаки личностного роста, как пишут психологи, это увеличение возможностей анализировать, видеть связи событий и явлений, понимать других людей. Это внутренняя свобода и независимость, проявление ответственности.

Как еще можно определить эти признаки?

Ответ: Признаки личностного роста проявляются в человеке в мере осознания важности окружения. Это самое главное. Кроме того, что во мне есть и развивается естественным путем, единственный параметр, который я могу менять сам – это окружение. 

Вопрос: Сознание ответственности за свою жизнь является одним из основных признаков личностного роста. Когда человек должен сказать, что только он ответственен за происходящее с ним, а когда перевести свою ответственность на природу, на высшие силы?

Ответ: Будучи полностью находящимся внутри определенного окружения и отдающим себя ему, я начинаю чувствовать через эту связь то, что получаю посредством своих усилий относительно окружения, и то, что окружение дает мне без моих усилий. Так я начинаю разделять воздействие на себя.

Из ТВ программы "Навыки управления", 25.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ускорение личностного роста

Формируем ли мы свое окружение?

Мое окружение сегодня – это я завтра

Семья: совмещение двух противоположностей

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Семья – это природная система, которая существует и в животном мире.

У некоторых животных в одном теле есть мужская и женская части, предназначенные для воспроизведения потомства.

Но чем более развиты животные, тем больше в них происходит разделение мужской и женской части, которые, естественно, противоположны и существуют в отдельных особях. Именно здесь проявляется интересный принцип: чтобы родить новое тело, необходимо объединение двух противоположностей.

В чем цель этого принципа? Сегодня этот вопрос особенно актуален, потому что в некоторых странах и обществах наблюдаются искусственные попытки нивелировать эти противоположности, в частности пол.

Ответ: Это невозможно. Чем более развита природа, тем больше она включает в себя всевозможные противоположности, которые отдаляются друг от друга в бесконечных вариациях. 

Мы видим, что примитивные организмы существуют практически в одном теле. Есть такие, которые становятся женской частью, и есть, которые становятся мужской частью. Их половая принадлежность меняется. Они могут совершенно свободно совмещаться, скрещиваться, разделяться по половому признаку при минимальном удалении одной особи от другой.   

На протяжении эволюции особи всё больше отдалялись друг от друга по психологическому, физиологическому и половому принципу. Поэтому им необходимо очень серьезное совмещение друг с другом, а это непросто.

У животных это происходит крайне редко, а у человека правильное совмещение мужской и женской части нужно для того, чтобы растить потомство, обеспечивать ему нормальное существование и гарантировать серьезное развитие до 15-20 лет жизни, необходимых человеку, чтобы встать на ноги и начать самому обеспечивать себя, воспроизводить собственное потомство и заботиться о нем.

Природа создала нас так, что чем более мы развиты, тем большее разделение есть между нами.

А затем, когда мы становимся общественными единицами, между нами происходит огромное разделение по стремлениям к науке, искусству, к чему угодно. Посмотрите, сколько в мире есть специальностей, сколько у каждого человека возможностей развиваться. В этом никто не подобен друг другу.

И дело не только в половом признаке, а в том, что внутренне все мы очень разные. Поэтому говорить о том, чтобы совместить это все в одном теле, просто невозможно.

Реплика: В принципе, психологическое и физиологическое совмещение двух противоположных объектов, дающее возможность для более совершенного существования – это природный принцип.

Ответ: Да. Это дает возможность варьировать и делать все, что угодно. Например, в наше время появилось много новых профессий, которых не было еще 100 или 200 лет назад.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 21.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семья и брак, ч.1

Мужчина и женщина – единство противоположностей

Общая территория, где рождается семья

Как гениальные дети теряют гениальность

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: NASA установило, что 98% детей рождаются гениальными. Но школа делает из них сереньких, среднестатистических людей.

В ходе исследований провели тест на гениальность 1600 детей в возрасте от четырех до пяти лет. И вдруг неожиданно оказалось, что 98% детей можно было назвать гениальными.

Через пять лет с этими же детьми провели новые опыты, но уже в десятилетнем возрасте, и получили такой результат: вместо 98% осталось 30%. Через пять лет снова провели опыты – гениальных детей осталось 12%.

Тогда исследователи оставили это и провели тест со взрослыми. И оказалось, что из них только 2% отвечает тесту на гениальность. Ученые сделали вывод, что процесс учебы в школе, институте и т.д., который вроде должен добавлять IQ, "убивает" ребенка, который рождается гениальным.

Ответ: Конечно! Я чувствовал по себе, как меня ломает школа. Ломает в полном смысле слова! Как вынуждают заниматься именно так, и рассказывать так, и думать так. Я сегодня по себе это чувствую. Как родители давили, как школа давила! 

Реплика: Представляете, получается, что всю систему образования мы построили себе во вред.

Ответ: Конечно!

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что эта система построена на том, чтобы воткнуть маленький, хрупкий эгоизм в какие-то рамки и сделать из него то, что нам нужно.

То есть мы ломаем ребенка, а не развиваем его свободно. И вообще зачем нам надо пичкать ребенка такими шаблонами мышления? Мы учим его, что надо думать так, а не по-другому. И этим, конечно, уродуем его.

Вопрос: А как надо воспитывать ребенка?

Ответ: Беседовать спокойно, свободно, даже без всяких тем. Только лишь в свободном стиле, разговоре. Это может быть даже группа людей разных возрастов. Чтобы беседовали на разные темы и так учились друг от друга, изнутри себя развивая новые темы, новые возможности.

Когда я слышу других, я начинаю думать: "А как я? А как у меня?" Это совсем иное развитие. Нужно лишь общение, простое общение людей между собой. Все остальное создано искусственно, эгоистически, для наших эгоистических запросов, которые только поднимают нас, как эгоистов, друг над другом.

Вопрос: Вы считаете, что школа, институт – это все эгоистическое давление на нас?

Ответ: Для того чтобы зарабатывать друг на друге.

Это и наука, и искусство, всё, что есть, – только чтобы зарабатывать друг на друге: или в виде каких-то материальных вещей, денег, или в виде поклонения, одобрения, уважения, гордости и так далее.

Вопрос: А если бы мы, как вы говорите, могли бы просто беседовать, просто сидеть под деревом, просто говорить и так изнутри развиваться, к чему бы мы пришли?

Ответ: Мы бы нашли, возможно, какое-то новое, правильное сообщество. Я не думаю, что это давалось бы просто и легко. Но если бы в общении между нами мы могли правильно анализировать наши внутренние эгоистические побуждения, то одновременно смогли бы их как-то удержать, уравновесить.

Вопрос: То есть все равно, вы считаете, были бы споры, была бы ненависть?

Ответ: Конечно! Наша эгоистическая природа никуда не исчезает.

Вопрос: И как бы мы это гасили?

Ответ: Между собой. Объясняли друг другу. И если бы не были запутаны во всяких этих "измах" – психологических, научных и т.д. – тогда нам было бы проще. Самое главное – это прямое, открытое общение.

Вопрос: И тогда нам не нужны никакие технические новшества, весь этот технический прогресс?

Ответ: А зачем? Что он дает?!

Реплика: Но мы с вами сейчас говорим виртуально. Я сижу в одной студии, вы в другой.

Ответ: Ну и зачем это надо? Этим мы просто должны как-то компенсировать наше отдаление. Мы бы говорили с тобой, может быть, в другом ключе, другими возможностями.

Вопрос: Внутренне, даже без слов?

Ответ: Да, другое общение, на другом канале. На внутренней связи между нами.

Всё приходит к тому, что мы отказываемся от прошлого отношения к жизни, к миру, к себе, к прогрессу.

Я надеюсь, что отношение к себе и к другим, как к эгоистическим маленьким существам, станет проявляться все ярче, будет находиться как бы перед глазами самого человека, и он должен будет изменить себя.

Вопрос: В чем все-таки гениальность человека?

Ответ: В интеграции. В абсолютной, полной внутренней и внешней интеграции.

Вопрос: Человека, способного на это, вы и называете гением, по большому счету?

Ответ: Да. Если бы туда было направлено все образование, то гениальность бы сохранялась и увеличивалась.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Школа: время не ждет

Школа будущего

Шаблонное образование

На задворках

каббалист Михаэль ЛайтманКогда-то сегодняшние дедушки и бабушки готовили нас к жизни, но, перестав в них нуждаться, мы отодвинули их в сторону, оттеснили на обочину. Удивительно, как семья и государство сходятся в этом вопросе.

Пожилые люди страдают от социальной изоляции. Готовы ли мы помочь им? Или просто отведем глаза?

Недавнее исследование Бар-Иланского университета выявило негативное психическое воздействие карантина на пожилое население в возрасте 60. Среди прочего, учащаются расстройства, депрессии, наблюдаются другие симптомы из того же ряда. 59% пожилых явственно ощущают недостаток в обществе. Одиночество становится их ключевой проблемой. Или все-таки это не только их проблема?

Есть в эгоистическом мире вещи, которые официально признаны негодными к исправлению, даже показному. В этом списке, демонстрирующем наше моральное бессилие, пожилые соседствуют с молодыми, и вообще, со всеми, кто утекают у нас сквозь пальцы, поскольку мы не можем, не умеем правильно их поддержать, так чтобы они были полноценными частями общего целого.

Как же случилось, что старость подчас становится приговором к изоляции? И неужели я тоже могу угодить в эту ловушку? 

Понятие золотого возраста пришло из древнегреческой мифологии и, по сути, само является мифом. Когда-то сегодняшние дедушки и бабушки готовили нас к жизни, но, перестав в них нуждаться, мы отодвинули их в сторону, оттеснили на обочину. Пускай себе отдыхают, у нас есть более важные дела. Отношение детей к отцам всегда не соответствует отношению отцов к детям. Исключения, конечно, случаются, но правило остается правилом, и результаты налицо.

Это пренебрежение заложено в эгоистичной природе человека, и мы не хотим ничего менять. Ситуация уже устоялась, прижилась в обществе. Состарился – на задворки. И хорошо если в уютный уголок, где ты можешь жить самостоятельно. Некоторым достаются обычные дома престарелых.

Удивительно, как семья и государство сходятся в этом вопросе. Сходятся в том смысле, что решают его стандартными способами, а на деле не решают – просто затягивают…

Знаете, почему? Потому что у нас нет настоящего общества, настоящей социальной общности. Мы живем в пузырях, не ощущая сопричастности к чему-то, взаимосвязи в единой человеческой сети.

Как следствие, на пожилых не хватает ресурсов, причем, в первую очередь не бюджетных, а душевных. Их губит отсутствие общества, каким оно должно быть. Остатки нашего тепла почти не согревают их.

Решение, которое мы отвергаем

Когда испорчено целое, в нем невозможно исправить что-то по отдельности. Нам всем надо учиться тому, что такое настоящая человеческая общность, проникнутая общим чувством, пронизанная сердечной связью, способная понимать, сострадать, помогать, требовать. Каждый должен знать, как жить в таком обществе, которое, по сути, семья.

Только тогда пожилые не будут оставаться на задворках жизни. Только тогда их поддержка из обузы превратится в живое, замечательное дело, без которого мы и помыслить себя не сможем.

В глубине души мы отлично это понимаем. Но по инерции миримся с происходящим или ищем виноватых. Например: почему правительство о них не заботится? Правительство в ответ приводит нам длинный перечень бюджетных статей, ставок, проектов, инициатив. А что еще оно может сделать, если мы сами не готовы измениться, если бездушие царит везде? Чуждые друг другу граждане страны требуют от политиков разрешить проблему их безучастия и социального разлада. Это же нонсенс.

Как мы относимся к окружающим, такое у нас правительство, такая у нас жизнь и такой у нас золотой возраст. Мы могли бы наполнить дни пожилых интересным для них контентом, ощущением связи, причастности, смыслом. Но мы даже их отдаем на откуп потребительской экономике, потребительскому мировоззрению и не желаем ничего менять. Потому что чувствуем: придется менять себя. И робеем, вместо того чтобы радоваться.

Сегодня все рассажены по социальным клеткам: родители на работе, дети и старики пристроены по современным понятиям. Все как будто нормально. Мы даже платим деньги за то, чтобы доломать институт семьи. Общение дедов и внуков сведено к формальности. Они слишком разные, а общепринятые нормы еще дальше разводят их друг от друга. Удел старости часто – обрывочные звонки, отрывочные визиты.

Нам бы надо жить дружной семьей, проводить больше времени друг с другом, заботиться, сопереживать, расширять этот опыт на общество в целом. А что делаем мы? Отбываем сроки в своих клетках, где все по часам и все формально, даже развлечения…

Мы бы так и жили, если бы не коронавирус. Пока мы воюем с ним, он кардинально перестраивает наше общество. И тенденции уже просматриваются. Со временем работы будет все меньше, замедлится безумная гонка за иллюзиями, образ жизни изменится, удаленка станет нормой, и мы увидим семью в другом ракурсе, разглядим в ней другой потенциал. Да, он требует учебы, этот потенциал неразрывной связи сердец, зато и отдача будет колоссальной.

Пути назад нет. Миру необходимо целенаправленно трансформироваться навстречу социализации, взаимодействию, оживляя более глубокий пласт человеческих отношений – таких, которые обеспечат достойное место и пожилым.

Ведь у них есть огромное богатство – умиротворенная мудрость жизни, "взгляд с вершины", внутреннее равновесие. Они могут успокаивать страсти молодых и направлять их. Не говорить, что делать, а именно направлять, задавать верный курс. Пожилое поколение способно передать свой плодотворный импульс детям и внукам, чтобы они шли дальше в ногу со временем, зрело, без горьких ошибок и крайностей.

И все это нам под силу реализовать – в семьях, в обществе. Все это уже назрело, уже тяготит нас изнутри. Давайте же радоваться, а не робеть. Правильная связь поколений станет для нас крепкой основой, на которую всегда можно будет опереться.

Разрыв поколений. Цикл лекций "Эпоха посткоронавируса"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Семья как ближайшее окружение. Цикл лекций "Эпоха посткоронавируса"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Нужна ли нам прививка от эгоизма?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если бы у вас была возможность сделать прививку от эгоизма, чтобы все люди стали вести общественный образ жизни и считать, что общество выше каждого индивидуума, вы бы воспользовались такой возможностью? Или все равно ждали, чтобы человек осознанно пришел к этому?

Ответ: Я бы ни в коем случае этого не делал, потому что убить эгоизм – это значит убить нашу природу. Сделать человека хорошим без того, чтобы он боролся со своим эгоизмом, означает сделать его добрым, наивным идиотом.

Человек должен воспитывать себя, подниматься над своим эгоизмом. Это огромная работа, которая не заканчивается в течение одной земной жизни, а продолжается в течение многих жизненных кругооборотов.

Поэтому нам нельзя вмешиваться в природу, ведь мы просто уберем из человека самое дорогое – его эгоизм и возможность самостоятельно решить, в чем свобода воли и как ее надо на себя примерять.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 07.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Приручить эгоизм

Эго не уничтожить

Эгоизм надо беречь

Как остановить самоубийства молодежи (клип)

В последнее время все больше и больше молодых людей кончают счеты с жизнью.

Страница 43 из 401« Первая...4142434445...Последняя »