В Берлине зафиксирован рост числа подростков и детей, злоупотребляющих наркотиками. Это вызывает беспокойство и у политиков, и у ученых.
В Берлине зафиксирован рост числа подростков и детей, злоупотребляющих наркотиками. Это вызывает беспокойство и у политиков, и у ученых.
Вопрос: В Британии вводятся новые правила работы тюремных заведений. Предполагается, что руководители тюрем получат право решать, кто из заключенных сможет свободно готовить себе еду, проводить время с посетителями, в тренажерном зале.
В документе также содержится призыв к тюремному персоналу постоянно использовать словесные формы одобрения: "молодец", "хорошо", давать заключенному ключи от камеры, чтобы он выходил, гулял по коридорам, готовил еду.
Как вы относитесь к такой системе заключения?
Ответ: В принципе, Тора и особенно каббала считает, что заключение не является исправлением. Мы видим, что оно ничего не исправляет. Люди выходят из тюрьмы, наоборот, только более обозленные, с огромным злым эгоизмом, который затем начинают снова применять в обычной жизни среди людей.
Тюрьма – это не воспитание. Воспитание должно строиться другим образом.
В прошлые времена, несколько тысяч лет назад, были такие города-укрытия, куда ссылались люди, и за ними присматривали. Они должны были находиться внутри города и не имели права выходить за его пределы.
Когда те, кто должны были следить за ними (воспитатели и т.д.), видели, что человек уже действительно нормально функционирует, то его можно было постепенно выводить за пределы этой системы.
Реплика: В Торе еще говорится, что провинившихся туда отправляли, чтобы другие не могли им мстить?
Ответ: Да. Это все было построено очень серьезно и обоюдовыгодно и им, и внешнему обществу. А потом они возвращались.
Я бы советовал делать таким образом. Они должны чувствовать себя свободными и постепенно изменяться.
Реплика: Но все-таки мысль у тех, кто обвиняет и сажает, другая: "Я должен его унизить, я должен его закрыть".
Ответ: Это естественно. Потому что у нас нет системы воспитания, есть только система принуждения и наказания.
Вопрос: То есть система наказания не работает?
Ответ: Мы видим, что не работает. Более того, все остальное общество заражается такими же мыслями. То, что система наказания не работает, мы видим на тех, кто выходит на улицы, все разрушает, бьет витрины, устраивает баррикады и так далее.
Вопрос: По-вашему, самого последнего преступника можно перевоспитать?
Ответ: Я думаю, что можно перевоспитать и дать им возможность самоуправления в таких городах. Они могут навести такой порядок, что будут завидовать все остальные, потому что между ними существует понятие чести. Надо понимать, что это серьезные люди, которые могут навести порядок.
Вопрос: Что должно перевернуться в мышлении правоохранительных органов, в мышлении обвиняющих?
Ответ: Я думаю, что они должны посидеть вместо этих преступников. 🙂 И тогда у них изменится мышление. Невозможно быть по одну сторону и думать за другую. Я, конечно, сказал это в шутку, но в ней есть доля правды.
Реплика: Вы всегда говорили, что в свое время система судей была абсолютно другая. Судьями становились те, кто просто не мог взять взятку.
Ответ: Судья – это была самая высокая должность. В принципе, и по сей день считается, что судья должен получать хорошую зарплату, должен быть охраняемым, независимым. Но какая сегодня может быть независимость, если все судьи подчиняются правительствам, все находится в сговоре одно с другим, "рука руку моет" и т.д.?
Реплика: Раньше судье не надо было много платить…
Ответ: Дело не в этом. Они действительно были независимыми.
Вопрос: А как это получалось? Что это за идеальный образ судьи?
Ответ: Судья очень дорожил своим местом. Он дорожил общественным мнением, которое все время настраивалось так, что судья находится выше всех, даже выше короля или царя. Судья – наравне с Творцом. Это можно видеть в Торе, в "Книге Судей". Это высшая должность в государстве.
Вопрос: Можно воспитать таких людей в нашем эгоистическом мире?
Ответ: Для этого надо воспитывать. Нужна система воспитания – не тюремная и не эта общественная, разболтанная. Но это можно.
Вопрос: Вы считаете, то, что хотят сделать в Британии, – это шаг к воспитанию?
Ответ: Пускай пробуют. Но для того чтобы строить правильную систему, ее должны строить правильные люди. Я никак не надеюсь на то, что у них это получится. Создавать такую систему должны люди с другим мышлением.
Вопрос: То есть все-таки тупик?
Ответ: Да. Пока не обратятся к каббалистам, им ничего не поможет.
Удачи, господа англичане!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.07.2019
Обречены ли подростки на спиртное, наркотики и "сексуальное раскрепощение" уже в восьмом классе?
Вовсе нет. Просто мы, родители, отказываемся понять, что методами WhatsApp растить детей невозможно. Прежде чем нас разбудит беда, пора проснуться самим и поставить во главу угла просвещение. Их и наше.
Израильская пресса последних недель изобилует материалами о "ситуации с молодежью". Национальный штаб по борьбе с алкоголизмом и наркоманией поставил страну перед новыми фактами: подростки 7-11 классов участвуют в вечеринках, где спиртное течет рекой, а секс переходит все границы.
Вот что говорит об этом д-р Йоси Арэль-Фиш, специалист по опасному подростковому поведению: "Очень опасно сочетание алкоголя, гормонов, полового созревания и отсутствия взрослых, отвечающих за происходящее. Если раньше молодежь немного выпивала во время развлечений, то сегодня выпивка – и есть цель развлечения".
Компании собираются в циммерах с джакузи, в роскошных лофтах или на природе, в "неокультуренных" лесах. Заканчивается "детское время", опустошаются бутылки, летит на пол одежда, и атмосфера электризуется.
Родители, как правило, не знают о "мероприятии", или не желают знать. Иногда спокойнее себя чувствуешь, не задавая лишних вопросов…
Взрослые привычно называют молодежь "равнодушной", "холодной", "отчужденной". Один из модных нынче эпитетов – "поверхностная". "Поколение экранов" – классика жанра. За этим неприглядным фасадом кроется еще более неприглядное содержание – по сути своей, бомба замедленного действия. Исследования Мичиганского университета указывают на 80-процентное снижение эмпатии, способности сопереживать друг другу.
"Наши дети менее человечны, а мы этого даже не замечаем", – заявил недавно антрополог Тамир Леон.
Он прав, но только во второй части. Мы действительно не видим того, что происходит с подрастающим поколением.
Проблема не в них
Именно так. Проблема в нас, родителях.
Ничто не происходит просто так. Не бывает "хорошей молодежи" и "плохой молодежи". Каждое поколение есть результат полученного им воспитания. Каждое испорчено в меру того, насколько его "недоглядели". Вот и выходит, что мы сами навлекаем на себя беду.
Ведь мы могли бы создать совсем другой мир. Но увлеклись погоней за комфортом, за карьерой, за "самореализацией", за статусом, за социально "прописанными" материальными ценностями… И по пути проморгали детей, они утекли как вода сквозь пальцы.
Каждый по отдельности может на это возразить, но все вместе, коллективно, мы не отыщем веских оправданий. Где мы были, когда они ушли из дворов, забросили футбол по вечерам, отказались от "древних" безмоторных велосипедов, распрощались навсегда с природой – и погрузились в трехмерные проекции HD, в двумерные отношения с алкогольно-наркотическим душком? Где мы были, когда экраны отучали их соприкасаться, понимать друг друга, думать, чувствовать?
Вместо того чтобы готовить им счастливую жизнь, мы сдавали их в школу, и они получали там знания. Но знания не о мире как единой, интегральной системе, а о том, чего хотеть в рамках потребительского общества, как в нём устраиваться, зарабатывать, преуспевать. Это, конечно, нелишнее, но для подлинной жизни, для развития детям нужно было нечто совсем иное.
Мы создали вокруг них искаженную реальность, в которой есть всё, кроме главного. Бесчисленные нити между человеком и гаджетами – и ни одной нити между человеком и человеком, от сердца к сердцу. Наоборот, школа в наши дни стала рассадником большинства тех "вирусов", которые портят детей.
В результате всё больше подростков видят в окружении только конкурентов, либо не видят никого в упор. Они достаточно умны, чтобы отделять наши красивые слова от наших дел – от реальных примеров, которые подаются им ежесекундно на улице, по телевизору, в интернете, в новостях. Они чётко улавливают главный посыл взрослых – вечную грызню, сдобренную соусом лицемерных поучений. И, разумеется, они хотят победить в этой грызне.
От образования к просвещению
Как вы думаете, чтó случится через поколение? Через десять, двадцать лет? Что случится, когда не они будут жить в нашем мире, а мы – в их? И стоит ли дожидаться этого "светлого будущего"? Или уже сейчас стоит заняться настоящим воспитанием, просвещением, формированием личностей, умеющих выстраивать человеческие отношения.
Подростки в беде. Они умеют говорить, но часто не умеют общаться. Они растут, но часто не развиваются. Они живут в обществе, но видят его раздробленным, не связанным воедино. В семимиллиардном мире они не знают, как создавать для себя крепкое, надёжное окружение.
Исследования показывают, что дети и подростки неспособны даже просто поговорить между собой по душам. Это одна из причин, которые толкают их к сигаретам и спиртному. Алкоголь заглушает боль, заливает пустоту внутри.
Им надо научиться контактировать, "контачить". Кстати, это отвечает одной из современных задач, которая требует умения работать в команде. Да и вообще, в глобальном мире люди должны уметь вместе трудиться, вместе выстраивать достойные отношения, закладывая в их основу доверие, взаимодействие, взаимопонимание.
Так почему же наша образовательная система по уши занята экзаменами, тестами PISA, конвейером производства "математиков", "химиков" и прочих адептов технократии?
На конвейере Человека не соберешь – тут нужна ручная сборка.
Раскрыть себе себя
Человеку, вступающему в жизнь, надо научиться понимать себя и окружающих. Ему необходимы инструменты, чтобы справляться с порывами, вспыхивающими в нём и в других. Он не догадается сам, как выстраивать отношения с партнёром, как создавать здоровую семью, как поддерживать теплые отношения в обществе.
И потому уже ребенком человек должен видеть и чувствовать, как школа обучает его науке жизни, мудрости социального согласия, как она готовит его к сложным реалиям 21-го столетия.
Школе нужна атмосфера позитивной социальной динамики, базирующаяся на семинарах, играх и других пунктах учебной программы. Такой подход позволит ребенку стать, своего рода, "психологом самому себе", изучить собственную природу, раскрыться и познакомиться с собой. Это знакомство обеспечит ему впоследствии успешные шаги по жизни.
Сегодня молодежь считывает со своих экранов извращенную картину реальности, дурные поведенческие шаблоны, искусственные стандарты красоты. Подростки безотчетно ожидают, что увиденные ими сцены и ситуации будут воплощаться в жизнь. Либо сами безотчетно воплощают увиденное, думая, что они самостоятельны.
Здесь требуются не экзамены и не формалистика, а наставничество. Школа должна стать посредником, понимающим, какие гормональные бури бушуют в ученике, и помогающим ему постигать внутренний мир двух полов в духе взаимного уважения, чуткости и деликатности. Ведь на поверку, большинство проблем проистекают из того, что мы элементарно не понимаем друг друга.
Подростку необходимо твердое ощущение, что ему есть с кем поговорить, что к нему прислушаются, что он не одинок, что другие проходят через аналогичные этапы взросления и потому нет никаких причин стыдиться, замыкаться, бравировать, срываться в гнев или в отрицание…
Тут нужны настоящие наставники, профессионалы. А иначе подросток остаётся перед стеной: школа показательно игнорирует его внутренний мир – и ему непонятно, чтó он здесь делает. В результате фрустрация у многих накапливается день ото дня. А часы тикают.
Планета одиночного заключения
Мы их недооцениваем. Именно в таком, казалось бы, безучастном поколении с притупленной эмпатией зреют и вскрываются ключевые вопросы о смысле жизни. Вопросы, готовые распахнуть подросткам окно в мир, намного более глубокий, чем тот, к которому мы привыкли.
Но для этого, вместо того чтобы корить их и предъявлять им ветхие требования, надо их любить – такими, какие они есть. Надо объяснять им, чтó с ними происходит, какие прекрасные плоды принесет им это развитие и почему сейчас они ещё не в силах найти себе настоящее применение и удовлетворение.
А значит, нам самим тоже надо наверстать упущенное, восполнить пробелы в знаниях о жизни и её задачах.
Если же взглянуть шире, за вырванными из контекста явлениями мы разглядим закономерность. То, что происходит между подростками и между нами, суть части естественного процесса, этапы роста. Человеческое эго растет, меняется и, как следствие, ширятся пропасти внутри поколений и между ними. Именно эгоизм ослабляет нашу восприимчивость друг к другу, зомбирует технологиями, изолирует, разводит всех по углам, по пузырям, по раковинам, по камерам…
Но это только промежуточный этап, полустанок на внутреннем пути. Ведь мы пришли в мир не для того, чтобы перестукиваться через стены, а для того, чтобы преодолевать их, подниматься над всем, что нас разделяет, и протягивать связь от сердца к сердцу. Но протягивать её через другое измерение разума и чувства, лежащее вне материальной реальности и именно поэтому всегда доступное, без всяких логинов и паролей.
Беседа на тему "Движение и развитие", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".
Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,
Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Беседа на тему "Познать себя", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".
Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,
Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Вопрос: Как исправить человека, который намерен убивать, грабить, совершать разные преступления?
Ответ: Человека, который желает убивать, грабить и т.д. надо поместить в общество, которое будет показывать ему, как правильно взаимодействовать с социумом, и тогда все придет в норму. Все зависит от окружения, ни от чего другого.
Естественно, что это окружение должно иметь и кнут, и пряник. Таким образом можно, в принципе, воспитать любого человека. Но не изолировать его от общества, т.к. этим вы лишаете его возможности измениться.
Если такой человек вышел из общества, значит, общество обязано его исправить.
Из урока на русском языке, 07.07.2019
Беседа на тему "Переживания в нашей жизни", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".
Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,
Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Перевоспитать преступника можно, но для этого нужна иная система – не тюремная и не та общественная, которая сегодня разболтана.
Беседа на тему "Пазл переживаний", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".
Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,
Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Вопрос: Есть очень много желающих покорить Эверест, как одну из самых больших вершин на Земле. Высота Эвереста достигает 8848 метров над уровнем моря. Альпинисты и ученые дали этой высокой части горы название "зона смерти".
Почему человек стремится покорить эти недосягаемые вершины?
Ответ: Это спорт, это игра – доказать самому себе, что ты это можешь, как другие. Есть такое желание у человека – утвердиться выше природы.
Вопрос: Человек стремится покорить какую-то гору, быть выше, лучше, доказать себе и остальным, что можно преодолеть, превозмогая порог человеческих сил. Что он должен делать выше, лучше, превозмогая, не уступая, в своем внутреннем духовном возвышении?
Ответ: В общем, человек желает покорять вершины, быть выше природы, он желает подняться выше себя, реализовать себя на самой критической точке. Это свойство человека.
Животное, конечно, туда не пойдет. Животное четко понимает, где ему лучше, где ему хуже, и всегда стремится в зону максимального комфорта.
А человек, наоборот, для него зона максимального комфорта ничего не значит, если есть еще возможность утвердить себя как человека. Потому что неживой, растительный, животный уровни природы существуют в нем, но еще выше этого существует уровень "человек" в человеке.
Вопрос: Что такое уровень "человек", который не дает ему покоя и толкает на все эти опасности?
Ответ: Он желает быть выше природы. В нем есть еще добавочная точка, которая называется "человек". Но она находится внутри животного в нем. И поэтому, когда мы начинаем развивать человека в нас, то животное начинает страдать: "С какой стати ты думаешь не обо мне, не о животном, а о чем-то выше меня?" И тут получается конфликт: человек стремится вверх, а животное погибает.
Если бы человек действительно задался вопросом, как подняться выше уровня животного в себе, тогда он не пересекал бы океаны, не штурмовал горные вершины, не опускался в глубины морские. Потому что не в этом смысл жизни, а в покорении своей внутренней природы и окружающего.
Вопрос: Что означает "подняться над уровнем природы" с точки зрения каббалы?
Ответ: Подняться над уровнем природы – это подняться над своим эгоизмом. Потому что наш эгоизм находится в нас на трех уровнях: неживом, растительном и животном. А подняться выше этого – это значит подняться выше нашего эгоизма, то есть из состояния ненависти к ближнему к любви к ближнему.
Вопрос: Почему покорять внешние вершины или внешние глубины легче?
Ответ: А это еще большее возвышение эгоизма. Когда я хочу его поднять выше! Я хочу им гордиться: "Вот я какой! Я такое животное, куда ни одно животное не взбиралось, а я взобрался!"
Ну что же в этом есть от человека?! Ничего! Если это может сделать машина, какой смысл мне туда лезть?
Вопрос: У вас была встреча с руководителем большой организации айкидо. Во время беседы он сказал, что каббала говорит об удивительной вертикали связи человека с Богом.
Что это за связь, которая помогает человеку предвидеть, что будет в дальнейшем: исход поединка, исход событий?
Ответ: Это когда человек поднимается над своей природой. Когда я четко осознаю, что со всех сторон, где существует мое "я", я пытаюсь выйти за его пределы. Но для этого мне не надо карабкаться наверх или спускаться вниз. Для этого мне нужно просто внутренним напряжением, своим желанием выйти из себя.
Я прошу у Природы помощи, чтобы Она мне это позволила. И таким образом выхожу за пределы, а не пытаюсь сделать это физически.
Вопрос: Что такое выйти за пределы "я"?
Ответ: За пределы эгоизма. Из ненависти к другим в любовь к другим.
Вопрос: Очень многие люди одобряют это. Почему же они не хотят это применять?
Ответ: Это очень-очень сложно. Необходима не просто методика, а все внешние условия, для того чтобы эту методику правильно реализовать. Это непросто.
Так же как на Эверест – желают подняться многие, а поднимаются единицы, и те еще даже на последних метрах гибнут.
Но мне кажется, что мы движемся к такому состоянию человека и природы, когда сможем буквально массами одолеть этот барьер, потенциальный переход между эгоизмом и любовью.
Вопрос: А что будет удачей, которая поможет?
Ответ: Что нам поможет в преодолении этого духовного подъема? Раскрытие величия цели. Она раскроется нам как великая, особая, и мы тогда сможем в нее подняться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.06.2019
Исправители мира нацелены на то, чтобы искоренить в роде человеческом все зло и все, что приносит вред. Если бы Творец не противостоял им, они давно успели бы просеять человечество как сквозь сито и оставить в нем исключительно хорошее и приносящее пользу. (Бааль Сулам, "Мир в мире")
Мы все время стремимся исправлять мир. Нам кажется, что это надо убрать, а этого убить, а этого посадить в тюрьму: "Только дай нам волю, силы и возможности, мы бы всех пересажали, и тогда наверняка сделали бы мир хорошим". Но так это не делается, и Творец на это не согласен.
В каббале нет понятия "тюрьма". Разве кто-то исправляется после тюрьмы? Посмотрите, какими люди выходят оттуда. Ничего в них не меняется.
Однако Творец тщательно охраняет каждую частичку в Своем творении и никому не позволяет уничтожить что-либо из того, что находится в Его власти. Можно лишь исправить ее и обратить во благо, как сказано выше. (Бааль Сулам, "Мир в мире")
Никакие так называемые исправления не помогут. Сколько бы мы ни убивали людей, ни ссылали, ни заключали их в тюрьмы, общество от этого лучше не станет, а о них самих вообще говорить не приходится.
Вся наша система абсолютно неверная, эгоистическая. Мы как бы желаем избавиться от того, чтобы возлагать на себя ответственность за исправление общества, говоря: "Отправим его в тюрьму, пусть сидит! Нам не нужен плохой элемент".
Мы не понимаем, что таким образом мы избавляемся от нужного нам элемента, который указывает на то, что в нашем обществе необходимо все исправить, чтобы такие элементы больше не вырастали в нем. А если мы его убираем, как бы пропалывая общество, то ничего хорошего из этого не выходит. Мы видим, что количество преступлений от этого только увеличивается.
Конечно, исправительные заведения нужны, но они должны быть свободные. В них человек должен находиться под воздействием определенного общества, которое своим влиянием, своим взаимодействием с ним постепенно воспитывает его. В этом, практически, и заключается вся исправительная работа.
Из урока на русском языке, 07.07.2019
В чем заключается наше исправление?
Отсюда мы поймем несостоятельность "исправителей мира", живших в каждом поколении. Они рассматривают человека как машину, которая не работает как положено и нуждается в исправлении, то есть в изъятии неисправных частей и замене их другими – исправными. (Бааль Сулам, "Мир в мире")
Дело в том, что в человеке нет ничего неисправного и ничего в нем не надо менять. Всё, что в нем есть, дано ему от природы. Поэтому любые отрицательные свойства, даже желание кого-то убить или ограбить и т.д. – это все дано ему от Творца.
Таким образом, исправление заключается не в том, чтобы посадить его в тюрьму или повесить, а в том, чтобы поставить его в рамки, когда он сможет осознать, что должен исправить это в себе так, чтобы над самыми отвратными побуждениями к другим у него возникло побуждение к связи с ними.
Не уничтожая свои отрицательные свойства, он должен поднять себя на следующий уровень и вместо отрицательных побуждений по отношению к окружающим обрести положительные.
Когда он правильно выставит отрицательные и положительные побуждения, тогда между ними, как между положительным и отрицательным полюсами одного поля, он начнет чувствовать духовное состояние. Это то, что ему нужно. И тогда он станет ощущать Высший мир.
Из урока на русском языке, 07.07.2019
Беседа на тему "Рост агрессии", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".
Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,
Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Беседа на тему "Агрессия и насилие", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".
Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,
Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
Вопрос: В Израиле родители маленьких детей от трех месяцев до трех лет вышли на демонстрацию с требованием к Министерству просвещения и к правительству организовать контроль над яслями. Мы знаем очень много случаев, когда нянечки неадекватно и издевательски относились к младенцам, вплоть до смертельных исходов.
Отчего берется ненависть, казалось бы, к самому доброму, что может быть на свете, – к маленькому ребенку?
Ответ: Во-первых, это чужие дети, не свои. Хотя и к своим тоже бывает такое отношение.
Дело в том, что любовь и ненависть, жизнь и смерть идут очень близко, рядом друг с другом, и поэтому сопутствуют и иногда буквально замещают одно другое.
Это исходит из природы человека, потому что переход от любви к ненависти очень непонятный, очень хрупкий. Задействованы практически одни и те же мощные желания, только меняются полюсами – происходит переполюсовка и получается так.
Мы знаем, что то же самое случается и с родителями. А родители, которые забывают детей в машине? Просто вычеркивают это всё у них из головы… И что ты можешь сделать?
А если уж говорить о нянечках, для которых это просто работа, да еще, может быть, и ненавистная работа, которой они обязаны заниматься поневоле, потому что ничего другого делать не могут, а зарабатывать как-то надо, – то для них эти дети становятся объектом ненависти.
В той мере, в которой они ненавидят эту работу, свою несчастную, малообеспеченную жизнь, в той мере они переносят это все на детей.
Сегодняшний эгоизм, сегодняшнее нетерпение, которое есть и у женщин, и у мужчин, отношение к миру, к детям – это все неестественно. Мы живем в таком поколении, когда эгоизм просто заставляет нас его исправить, иначе нам не выжить
Вопрос: Вы сказали, что между любовью и ненавистью очень хрупкий переход. Как человеку регулировать, как распознавать этот момент перехода, чтобы не отключаться?
Ответ: Не может быть любви без ненависти и ненависти без любви, как плюса без минуса. Они работают вместе. Но что принимать за плюс, а что за минус – это зависит от человека.
Поэтому, если я люблю себя любимого, то тогда во всех остальных я вижу минусы. А если я хочу себя исправить и вижу в себе минусы, то тогда в остальных я могу видеть плюсы.
И тут возникает очень серьезная проблема. В наше время в нас возникают такие желания, такие свойства, которые мы обязаны исправлять на полярные, противоположные, и если мы это не делаем, то действительно, смотрите, что происходит.
Я не виню этих нянечек в детском саду, в яслях, я не виню вообще людей, которые проявляют всевозможные мазохистские, издевательские склонности, потому что над ними просто не работают. Людская масса нуждается в уходе, в работе, в воспитании. Прежде, чем они станут воспитательницами, надо их воспитывать, а это не делается.
Вопрос: Можно ли стать преподавателем, воспитателем не по призванию, не от природы, согласно своим качествам, а благодаря воспитанию, о котором вы говорите, или обучению, которое получает человек?
Ответ: Это очень сложно. Потому что тогда вместо своего естественного побуждения быть воспитателем, когда вы не хотите им быть, вам надо представить себе высшую цель, которую вы желаете достичь, и поэтому вы готовы стать воспитательницей. Это уже очень серьезная работа над собой.
Вопрос: Человек – это скопление гормонов, химии и прочего. И только за 10% отвечает воспитание, за то, каким станет человек. Что еще добавляется к человеку, кроме этих гормонов, химии, что он переключается из одного состояния – доброжелательности – на зло? Как эгоизм вдруг взрывается в нем?
Ответ: Дело в том, что мы стали очень близки друг другу, а себя не исправляем, и поэтому зло влияем друг на друга. Средства массовой информации – все это очень влияет. И я все время вижу перед собой плохие картинки, такие примеры, что мне ничего не стоит им подражать. Я поневоле подражаю им.
И поэтому все, что мы видим на экранах или в смартфонах, входит в нас и вынуждает быть как те "герои" в кавычках, которых мы видим. Так что вся проблема, в общем-то, в средствах информации.
Вопрос: Возьмем человека, который, с одной стороны, хочет быть воспитателем, педагогом, мамой, родителем. Он хорошо относится к ребенку или детям, но вдруг наступает момент, когда он чувствует, что в нем поднимается что-то, с чем он не может совладать. Как ему поступать?
Ответ: Да, он не может с собой совладать, потому что опять-таки его внутренние порывы сильнее, чем все факторы сдерживания. Даже те, о которых он слышит, читает, как наказывают людей за то, что они такие. А он не может себя сдержать, у него отключается этот сдерживающий механизм. И все, и ничего не сделаешь.
То есть вся проблема в том, что мы должны давать людям правильные примеры поведения между собой и с детьми.
Ничего не сдержишь и ничего не удержишь никакими страхами – только добрым примером.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.07.2019