Как правильно использовать эмоции?
Если человек присутствует в общей системе, то, соответственно, между частями системы должны быть отношения, выстроенные определенным образом, по правильному алгоритму.
Вопрос: Несколько лет назад маленьким детям от четырех до восьми лет задавали один и тот же вопрос: "Что для вас значит любовь?".
Автор исследования Лео Баскаглиа объявил: "Мы искали самого заботливого ребенка".
Вот некоторые ответы. Ребенку шесть лет: "Любовь – это, когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь бо́льшую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен".
Вопрос такой: это любовь?
Ответ: Это любовь.
Вопрос: Почему, вы можете объяснить? Вот если бы вы это объяснили ребенку.
Ответ: Потому что он отдает то, что ему самому нравится. Ему хорошо получить это для себя, а он отдает.
Вопрос: Такой простой ответ? Я очень хочу это съесть, но я отдаю это товарищу. И это называется любовь?
Ответ: Да. Это любовь.
Реплика: Дальше. Ребенку четыре года: "Любовь – это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал".
Ответ: Тоже любовь. Потому что этим ты поднимаешь другого человека, возвышаешь его, делаешь ему через силу что-то приятное.
Вопрос: То есть вы сейчас относите это к тому, что он улыбается для другого человека?
Ответ: Да.
Реплика: Дальше. Ребенку семь лет: "Любовь – это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день".
Ответ: Это уже говорится о любви того мальчика, который носит эту рубашку, к тому, кто это сказал.
Вопрос: Почему это любовь?
Ответ: Потому что этому мальчику хочется порадовать того, кому нравится его рубашка.
Реплика: Дальше. Ребенку восемь лет: "Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить: "Я люблю тебя". Но если любишь, ты должен говорить это постоянно. А люди забывают".
Ответ: Я не думаю, что можно преподнести ребенку такие манеры поведения.
Вопрос: Но это ответ ребенка. Правда, взрослого – восьмилетнего. Скажите, если ты не любишь, ты должен или нет говорить, что ты любишь?
Ответ: Нет. Врать нельзя.
Вопрос: А если ты любишь, ты должен говорить, что любишь?
Ответ: Наверное, да. Но я думаю, что и в этом случае не совсем.
Реплика: Дальше. Победителем тут стал четырехлетний малыш, у которого был пожилой сосед, потерявший недавно жену. Малыш увидел, что старик плачет, зашел к нему во двор, залез к нему на колени и просто сидел там. Когда мама этого малыша спросила, что такое он сказал соседу, мальчик ответил: "Ничего. Я просто помог ему плакать".
Ответ: Что-то уж совсем невероятные истории для четырехлетнего ребенка.
Вопрос: Но вот это: помочь плакать другому. Как вам такой момент сострадания?
Ответ: Это хорошо.
Вопрос: Это действительно помощь?
Ответ: Конечно!
Вопрос: Вот так ребенок садится, смотрит на тебя и с тобой вместе плачет?
Ответ: Да, но это чересчур. Это несколько нереально.
Вопрос: Понятно. Вот такой вопрос: куда все это девается потом? Даже все эти ответы – в них есть такая, детская чистота. Куда все это девается? Как мы становимся ненавидящими, воюющими, убивающими, преступниками?
Куда ребенок девается из нас? Вот этот ребенок, который так рос?
Ответ: Растет эгоизм и пожирает все, что есть.
Вопрос: И всё?
Ответ: И всё.
Вопрос: В нас остается этот ребенок или он тоже...?
Ответ: Возможность начать развиваться анти-эгоистически, подавить в себе этот эгоизм.
Вопрос: Можно вернуться к этому ребенку хоть немножко?
Ответ: Да, но это уже будет не ребенок.
Вопрос: Это уже взрослый ребенок?
Ответ: Да.
Вопрос: А когда вы говорите, что старик – он как ребенок. Мудрец как ребенок. Что вы подразумеваете, когда вы такое говорите? Что ребенок не умирает в нас, что он остается?
Ответ: Да, ребенок не умирает в нас и остается, потому что мы желаем ощущать природу и жизнь непосредственно, как дети.
Вопрос: Здесь есть эта непосредственность в этих ответах?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.03.2024
"Счастье – это когда тебя понимают,
большое счастье – это когда тебя любят,
и настоящее счастье – это когда любишь ты".
Конфуций
Вопрос: Можно ли сказать, что путь Торы – это путь воспитания?
Ответ: Конечно. Тора – это учение о воспитании человека или, еще правильнее, общества.
Мы должны воспитывать себя быть добрыми, правильными людьми, поддерживать друг друга и подниматься над своей материальной природой.
Вопрос: А если человек решит идти путем страданий, т.е. естественным путем "будь, что будет", может ли он прийти к духовному раскрытию?
Ответ: Может. Но это очень долгий путь, на котором ему придется пережить очень много страданий.
Вопрос: Есть ли у человека свобода выбора? Допустим, я сейчас думаю, идти мне путем Торы или путем страданий. Или у нас нет этого выбора?
Ответ: У каждого есть. Не в каждый момент времени, но есть. В отличие от неживой, растительной и животной природы, человек может выбрать, как ему продвигаться.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 14.03.2024
Как стать счастливым? На этот вопрос вряд ли найдется верный ответ. И тем не менее счастливую жизнь можно построить.
Вопрос: Многие из взрослого поколения в Израиле, из родителей и так далее были в тоске и сожалении о своих детях: они погружены в мобильные телефоны, в компьютерные игры, искусственные интеллекты, не обращают на нас внимания. Это поколение даже называли потерянным поколением.
И вдруг сейчас пришла война. И дети наши пошли воевать, и они вдруг в такой заботе о нас, в заботе друг о друге, о будущем страны, о единстве народа! Мы читаем их письма, это высокие письма обращения к нам! Мы начинаем понимать, что это не они, а мы – потерянное поколение. Мы! Они девятнадцатилетние и старше, живут идеологией единства, а мы всё в политических спорах, настаиваем на своем, мы правы. Из нас вытравить этот дух невозможно – что я прав.
Вопрос такой: вы считаете, что это так, вдруг произошел какой-то переворот?
Ответ: Я считаю, что это поколение возьмет отношение к человеку, к природе в свои руки. Оно вынудит, заставит природу быть другой.
Вопрос: Они не потонут в нас, в нашей такой "мудрости"?
Ответ: Нет. Мне кажется, они смогут вырваться из этой топи, в которой народ прозябает уже тысячелетия.
Реплика: Но смотрите, у нас в политике, например, в основном старики, такое поколение, которое уверено в себе, у которого есть опыт политический, военный, как бы они правят.
Ответ: Это ничего не значит.
Вопрос: Стране нужен опыт такого политика или опыт девятнадцатилетнего парня, который почувствовал, что такое единство?
Ответ: Стране нужен человек, который оценит жизнь народа по его сборке, сбивке, спайке, соединению. Таких было немного за всю еврейскую историю. Я надеюсь, что проявится в народе такой предводитель, типа Бен Гуриона и Бааль Сулама в одном лице.
Вопрос: Получается, что эта война помогает, чтобы родить такого?
Ответ: Да. Я думаю, что такое должно произойти.
Вопрос: Нам надо для этого освободить место?
Ответ: Это место освободится, выдавит все остальное из людей, и только это стремление к объединению займет место всего.
Вопрос: Вы сейчас говорите даже о лидере, неважно, какого он возраста, неважно, какой у него опыт?
Ответ: Я думаю, что это не имеет значения.
Вопрос: То есть этот боевой опыт единства будет вкладываться в этого человека?
Ответ: Да. Я думаю, что так оно должно быть. Это некий переворот в каждом из людей, но мы к нему подходим.
Реплика: То есть у вас ощущение, что поколение…
Ответ: Не потерянное.
Вопрос: Что оно мудрее нас, может быть?
Ответ: Да. Мы живем в поколении настоящего выхода из Египта. Будем надеяться, что Моше проявится между нами и выведет весь народ за собой.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.02.2024
Вопрос: Как все средства массовой информации, которые окружают нас, могут трансформироваться в каббалистические, то есть нести полезную, а не просто глупую информацию?
Ответ: Средства массовой информации должны так воспитывать людей, чтобы направлять их к глобальному, интегральному объединению. Больше они ничего не могут сделать.
Естественно, что это будет не каббалистическое, а общественно-нравственное правильное единение.
А каббалистическое единство придет к людям постепенно.
Когда они начнут правильно соединяться между собой под руководством каббалистов, тогда станут ощущать, что в этом единении есть еще какая-то внутренняя сила, внутреннее свойство, которое поднимает и одухотворяет их. Вот тогда они начнут по-другому себя вести.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Каббалистические СМИ"
Принадлежность к чему была бы сейчас наилучшей для человека?
Вопрос: Захотела Трусость сама от себя спрятаться. Да только куда? Хитрость ей посоветовала: "А ты поселись у Смелости, с ней не так страшно". Пошла Трусость к Смелости, но побоялась постучать в дом, просто легла у нее на крыльце. С тех пор путь к смелости лежит через трусость.
Вопрос такой: так ли это?
Ответ: Да. Потому что при эгоистической природе невозможно без боязни достичь смелости. Как смелые люди могут справиться с этим? Это потому, что они преодолевают трусость.
Вопрос: Получается, что чем больше человек трус и больше преодолевает трусость, тем он более смелый? То есть мы в основе своей трусы?
Ответ: Да, потому что в нас – эгоизм. Он не дает нам действовать необдуманно, против себя, там, где есть возможность как-то повредить себе. Он не дает.
Вопрос: То есть, все время есть опаска?
Ответ: Да.
Вопрос: И это наш эгоизм нам делает? Почему же тогда трусость так презираема?
Ответ: Она-то презираема, но надо понимать, что это человеческое чувство и очень сильное. И оно, кстати говоря, оберегает нас от очень многих проблем, которые мы могли бы натворить себе и другим.
Вопрос: То есть человек, который признается, что он трус, он не презираем вами?
Ответ: Нет, не презираем. Просто надо уметь уравновесить эту силу, беречь себя в любом состоянии со взвешенностью, насколько это надо.
Вопрос: Есть ли смелость без трусости?
Ответ: Нет. Только если это болезненное состояние.
Вопрос: То есть это вы называете болезнью? Когда полная бесшабашность?
Ответ: Конечно. Посмотрите на зверей, как они себя ведут. Они бесшабашно не нападают на кого-то. Они проверяют, они делают круги и прочее, и прочее. И потом уже если да, то рвутся вперед.
Реплика: Да, это так. Только у бешеных собак это отключено, похоже.
Ответ: Да.
Реплика: То есть это болезнь на самом деле, если человек чисто бесшабашен, смелый, как говорят.
Ответ: Это не смелость.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, как надо воспитывать детей? Когда говорят ребенку: "Не будь трусом, будь смелым".
Ответ: Взвесь все.
Вопрос: Кому вы сейчас говорите?
Ответ: Ребенку. Взвесь все за и против. И только если ты убеждаешься, что другого пути нет, нападай.
Реплика: Вы сейчас обращаетесь к ребенку как к взрослому, как обладающему мудростью.
Ответ: Что же сделаешь? Так и со взрослыми тоже.
Вопрос: Но такое отношение должно быть с ребенком? То есть ты взвесь, взвесь все за и против? И только после этого…?
Ответ: Да.
Вопрос: Это и называется воспитанием?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Ребенок может так сделать?
Ответ: Может. Потому что именно эта осторожность, трусость может ему помочь.
Вопрос: О каком возрасте ребенка вы сейчас говорите?
Ответ: О маленьком. С трех лет.
Вопрос: Вы можете с трех лет сказать: "Взвесь"? Сесть напротив него и по-взрослому сказать: "Взвесь"? С такого возраста можно уже относиться к ребенку как к взрослому?
Ответ: Да.
Вопрос: Если родитель так относится, что это говорит о родителе?
Ответ: Что родитель учит своего ребенка взвешенному отношению к миру.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.01.2024
Многие из родителей считали следующее поколение потерянным, т.к. кроме компьютерных игр, телефонов, казалось, их ничего не интересует. Но вот пришла война... И оказалось, что это не они, а мы – потерянное поколение, не способное подняться выше политики и бесконечных споров. Как произошел такой переворот? Неужели на самом деле наши дети мудрее нас?
Реплика: Вы говорили, что в действительности дети никогда не учатся на ошибках родителей.
Ответ: Конечно. А как это может быть? Нельзя передать другому свой жизненный опыт даже в нашем мире, а тем более в духовном.
Я помню своего учителя, который сидел передо мной длинными зимними вечерами в Тверии, и я донимал его такими же вопросами. Он смотрел на меня с состраданием, глазами, полными жалости. У него были очень выразительные глаза.
Я видел, что он сочувствует мне, но ничем не может помочь больше того, что пытается объяснить, направить, подсказать. Обычно после моих вопросов он вздыхал и говорил: "Давай что-нибудь почитаем". И всё, ничего другого.
Помню, мне было очень плохо. Мы поехали с ним на прогулку в лес Бейт Шемен. Это было в самом начале моего обучения. Я занимался у него около года, а год для изучения каббалы – это ничто. Он видел, что я весь словно разодранный на куски. Я взмолился: "Помоги мне хоть чем-то!". Такие просьбы вообще не свойственны мне, но у меня вырвалось: "Помоги!"
Он посмотрел на меня с такой болью, как отец, готовый отдать все своему безнадежно больному ребенку, но ничем не может помочь. Мы сели на скамейку, я даже сегодня могу показать это место. Он извлек из кармана статью "Спереди и сзади Ты объемлешь меня" ("Ахор вэ кедэм цартани") и стал читать мне. Это статья из книги "Плоды Мудрости", которую тогда мы только подготавливали к изданию.
В принципе, заголовок этой статьи можно перевести как "Со всех сторон управляю Я тобой". Не могу сказать, чтобы я что-то понял в ней. Но что еще можно дать начинающему?
В данном случае речь идет о тех людях, которые стремятся проникнуть в духовную систему, им плохо от того, что они ее не знают, не постигают, – в них говорит эта боль! Ведь ничто материальное в то время на меня не давило. Я был прекрасно устроен, здоров, молод. Именно духовного мне не хватало!
Вопрос: Сейчас вы можете оценить, как он воспринимал вас в тот момент? Вы же, по сути, были частью его.
Ответ: Конечно, я был включен в него. Он воспринимал меня как маленькую систему, которую надо настроить, а он сочувствует ей, очень хочет помочь, и она реагирует естественным образом. А что еще можно сделать? Надо просто продолжать работать с ней и ждать результатов.
Конечно, он переживал за меня, но переживал как отец за ребенка, находящегося не в безнадежном состоянии. А у отца есть микстура, которую он ежедневно дает ребенку и видит, что в итоге тот выздоровеет и сделает то, что нужно.
Однажды я не смог преодолеть себя и не поехал за ним, чтобы повезти на море. Тогда его повез другой ученик, который по дороге спросил: "Почему вас всегда сопровождает только Михаэль?". Рабаш ответил: "Я ничего не могу сделать. У него особая душа".
Я узнал это спустя 20 лет от того товарища при случайной встрече. Я даже не думал об этом и, более того, удивился, как это Рабаш так сказал обо мне другому ученику.
Поэтому, когда смотришь на ученика, ты принимаешь во внимание всё его будущее, и оно настраивает тебя на соответствующее отношение к нему. Ты терпишь его выходки и ведешь вперед, или чаще "бьешь", а может быть, наоборот, вытаскиваешь "за чуб".
Из беседы "У меня зазвонил телефон. На ошибках не учатся"