Когда вам радостно на душе?
Спрашиваете? Отвечаю!
Как контролировать свои отрицательные черты характера?
Вопрос: "Когда ваш ребенок заработает свои первые деньги на мороженое, сделайте следующее:
Первое. Перед тем, как он лизнет свое мороженое, сами откусите двадцать процентов.
Второе. Пока ребёнок будет с изумлением таращиться на вас, откусите ещё тридцать процентов.
После этого отдайте ему остаток мороженого и объясните, что так государство поступит со всеми деньгами, которые он заработает, если он не схватит откусывающего за руку и не потребует отчета: "Почему ты откусываешь столько?""
Это слова Маргарет Тэтчер.
И она говорит еще: "Если так будет делать каждый родитель, то в стране вырастет поколение людей, которые будут следить за тем, как государственные чиновники расходуют их деньги, деньги налогоплательщиков".
Как вам такой способ воспитания гражданина? То есть с детского возраста приготовиться, что тебя обкрадывают: недоверие – проверка – контроль. Как вам, если ребенок так воспитывается?
Ответ: Она говорит верные слова. Это хорошо, когда ребенок почувствует такой стресс.
Вопрос: Что уже готов к тому, что его будет обирать государство?
Ответ: Да.
Реплика: Вообще-то это ребенок. Скажем, 10-13-14 лет.
Ответ: Нет, это уже взрослый.
Вопрос: Вы считаете, что это возможный вариант так воспитывать?
Ответ: Да, это хорошо для ребенка и хорошо для человека вообще, для родителей и для всех.
Вопрос: То есть он не выходит в мир, распахнув руки. Он знает, что мир тревожен, будут откусывать. И это, вы считаете, хороший вход?
Ответ: Да, это очень неплохо.
Вопрос: Как вам такой премьер-министр, который настаивает, чтобы гражданин следил за ним и за его сотрудниками, подчиненными? Маргарет Тэтчер, говорят, такой и была.
Ответ: Да! Она была жесткая! И на критику – она не опускала другого, а наоборот, слушала.
Вопрос: Тогда что называется доверием к правительству?
Ответ: Когда я знаю, уверен, что правительство действует верно. И тогда я ему доверяю.
Вопрос: То есть я понимаю, что оно правильно берет у меня точные суммы и точные деньги? И это будет только после какой-то моей проверки?
Ответ: Обязательно.
Вопрос: При этом сам человек воспитывается, если он так живет?
Ответ: Естественно. Он проверяет все у других и проверяет у себя, и видит, что все это вписывается в правильную систему.
Вопрос: То есть этот самоконтроль и контроль общий – он обязателен?
Ответ: Да
Вопрос: И еще тогда такой вопрос: в общем каково правильное воспитание гражданина?
Ответ: Правильное воспитание гражданина в том, чтобы он сам хорошо знал свою полит-экономику: откуда приходят деньги, куда они уходят, и как он ими распоряжается.
Вопрос: То есть он сам бы этим занимался. Он становится гражданином, который всё это знает и всё это понимает?
Ответ: Да. По крайней мере, он должен понимать, что он должен быть в своем деле, в своей работе, в своем доме бизнесменом, хозяином.
Вопрос: И это правильное воспитание гражданина?
Ответ: Конечно. И тогда на уровне дома и семьи, и вообще государства это правильно.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.08.2023
Вопрос: В Шотландии, в Эдинбурге открыли детский сад для взрослых, которые хотят почувствовать себя детьми. Взрослые целый день играют в конструктор, делают поделки, слушают сказки, играют даже в песочнице и знакомятся с новыми людьми.
Идея в том, чтобы забыть о своих взрослых проблемах, снова побыть детьми. Тут, конечно, есть явный терапевтический эффект, потому что позволяет сбросить груз ответственности.
Честно говорю, я это почитал и мне так захотелось в песочницу! Вот так все отложить и вдруг сесть, какой-то городок собрать, подвигать машинками. Но чтобы сбросить все-таки этот груз, чтобы я в это вошел!
Можно так сделать? Или мы уже, обремененные всей жизнью, не сможем так сделать, не освободимся так?
Ответ: Я бы не смог сесть в песочницу.
Реплика: Скорей всего, и я бы не смог, но очень бы хотелось.
Ответ: Нет. Я доволен своей жизнью и тем, к чему меня привел Творец. Я хочу только одного – достичь того, что я должен по Его замыслу и всё. Это было бы моим полным удовлетворением.
Вопрос: Вы счастливый человек! У вас очень точно все найдено, и очень точно вы бьете в эту точку. А людям, которые устали и изыскались, и вообще, под грузом ответственности, под грузом забот, вот так вдруг уйти в этот садик, сидеть и друг с другом играться. Как вы считаете, это хорошо?
Ответ: Я не представляю. Как жить в Эдинбаро… Эдинбаро – это настоящее имя Эдинбурга. Я знаю хорошо этот город.
Вопрос: Вот этот городок дошел до садиков. То есть они могут это сделать? Вы исходите из того, что есть сорт людей, который может вот так все оставить и пойти поиграться денек?
Ответ: Да, это именно для них. Это хорошо.
Вопрос: Для человека, которому нужна какая-то терапевтическая практика выйти из стресса, это хорошо, суметь так сделать?
Ответ: Почему нет? Если это его удовлетворяет, если он становится спокойнее, мы должны привести его к страшным вопросам бытия, чтобы он не знал, куда деться, и только свалившись с этой высоты, оказался в правильном ответе на вопрос: "Для чего я живу"? Нет.
Вопрос: То есть вы бы его в садик поместили? Если ему там хорошо, пусть будет в садике?
Ответ: Да.
Вопрос: Детки обычно спокойно идут на контакт с другими. Дети играют, садятся в песочницу, чужой ребенок – он с ним начинает играть. Может это привести к тому, что мы как бы наладим больше контакты между нами, если сумеем посадить в садик взрослых, конфликтующих людей?
Ответ: Это будет уже называться не "садик", а какое-то психологическое заведение.
Вопрос: Тогда еще такой вопрос. Мы играем сейчас во взрослые игры – в войны и так далее. Если как-то суметь поменять это на детские игры, чтобы с таким же увлечением это происходило, это возможно или нет? Может быть, есть в этом какое-то решение?
Ответ: Так это и есть игра, то, чем мы занимаемся с войнами, со всякими этими делами. Она сама и есть игра.
Вопрос: Можно ее перевести на рельсы детской игры, чтобы не было жертв, не было крови, не было ненависти?
Ответ: Это не было бы захватывающим.
Реплика: Вся проблема в этом.
Ответ: А что ты сделаешь?
Реплика: Никак мы не можем в садик их просто посадить, пусть там сражаются?
Ответ: Нет! Ты ведь не можешь из взрослых детей делать совершенно таких…
Вопрос: Все-таки вы их назвали сейчас взрослыми детьми. Это не оговорка? То есть взрослые дети взрослеют вот так?
Ответ: Да. Они должны взрослеть. А взрослеть они могут только, если будут набивать себе и друг другу хорошие шишки.
Вопрос: Как же успокоить этих взрослых?
Ответ: Не надо успокаивать. Надо их выматывать, причем так, чтобы они не знали, куда бежать и где найти хоть какое-то успокоение. Выматывать, чтобы голова кружилась, и он не знал, что делать, и качался бы на ходу, и все время чувствовал себя как будто сейчас упадет.
Вопрос: А что это дает? Мы сейчас говорим о взрослых, которые играют.
Ответ: Это страх за следующее мгновение своей жизни. Это важный момент.
Вопрос: То есть вы имеете в виду, что страх надо привить взрослому человеку?
Ответ: Надо его навязать даже, чтобы все-все боялись за свою жизнь.
Вопрос: Что из этого выйдет?
Ответ: Человек будет более здраво рассуждать, планировать следующий шаг. Лучше так, чем спокойно.
Вопрос: Это можно сделать на уровне государства?
Ответ: На уровне всего мира. То есть от человека до людей, до всего мира.
Вопрос: Это может остановить все то безумие, которое существует?
Ответ: Конечно. Я думаю, что к этому придем.
Вопрос: А как это сделать? Как измотать человека?
Ответ: Страшилками, только хорошими. То есть умными такими, которые объясняли бы человеку, где он находится, в чем он находится, и насколько это приводит его к состоянию, когда он ни сегодня, ни завтра, ни до смерти, ни после смерти не будет видеть успокоения. Вот это главное. Потому что он думает: "Ну максимум я умру". Нет, на этом ничего не кончается. Он захочет стать выше смерти.
Ведь мы ему объясняем, что на этом все не кончается. Значит, тебе надо найти какой-то выход, как ты разберешься с этим действием. Вот это главное.
Вопрос: И он тогда думает, как делать следующий шаг?
Ответ: Тогда да. Я думаю, что если у него не будет страха смерти, то обычный человек не сможет правильно прожить. А есть люди, которым неважно, они хотят еще до своей смерти, до всего этого просто познать, узнать, раскрыть. Для них все открыто. Я за это.
Вопрос: Так и должно быть у человека?
Ответ: Это зависит, конечно, от строения души. Я не думаю, что это для всех, но должно быть открыто для всех.
Вопрос: Тогда в какую игру должен играть человек?
Ответ: Он должен понять, что раскрыть смысл жизни – это самое главное, что ему надо в этой жизни. Вот и все.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 24.08.2023
Жизнь – это бегство от ее конца
Правильно ли с детства воспитывать человека в недоверии к правительству?
В Шотландии открылся "детский сад" для взрослых. Идея в том, чтобы забыть о своих взрослых проблемах и снова побыть детьми. Это хорошо для человека?
Из письма: "У меня ребенок с синдромом Дауна".
Реплика: Анна пишет: "Мы живем с родителями. Муж настоял, хотели сэкономить. И теперь я не могу, я разрываюсь от ненависти к его матери! Она все критикует: как я готовлю, как глажу, как детей воспитываю. Съехать мы пока не можем, муж говорит, что надо потерпеть еще минимум год.
Я не знаю, что делать! Я не могу так жить! Вот сейчас заперлась в комнате и пишу вам. Понимаю, что это мое эго, что надо как-то приспособиться к ней, но справиться с собой не могу. А разве у нее не эго?! Еще какое!".
Ответ: Конечно. Но вы думайте о себе. Если вы будете себя постоянно принижать, то в итоге вы придете к состоянию, когда ваш эгоизм будет уменьшаться, а это хорошо.
Вопрос: Так потихонечку будет наступать мир?
Ответ: Даже, может быть, и не будет мира, но для вас – вы должны видеть, что такое состояние может быть очень полезным.
Вопрос: А когда вы говорите "принижать", это означает соглашаться?
Ответ: Насколько это возможно соглашаться, отдаляться как-то, не вступать в конфликты.
Вопрос: То есть мама ей говорит: "Как ты плохо гладишь, как ты готовишь, как ты детей воспитываешь". А по-вашему, это женщина, Аня, должна хотя бы промолчать? И это будет для нее продвижение?
Ответ: Да.
Вопрос: Так вы видите, что это не заканчивающаяся война?
Ответ: Она не может закончиться никак.
Вопрос: То есть вы считаете, что Аня должна быть здесь умнее?
Ответ: Мудрее.
Вопрос: А надо ей закрываться в комнате? Проще же уйти, не слушать. Вот так, закрылась и сидит себе там.
Ответ: Но это же не исправление состояния. Исправление происходит только во время контакта.
Она должна сказать себе, что именно таким решением, когда она не входит в конфликт и всячески держится от него как можно дальше, не возбуждая его, она этим постепенно делает исправление на свой эгоизм. Тем самым она сохраняет семью.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а может она перейти в такое состояние, что в какой-то момент она сможет сказать маме мужа какие-то теплые слова? Можно прийти?
Ответ: Только когда она убедится, что она исправилась благодаря матери мужа. И тогда она сможет обнять ее и сказать спасибо.
Вопрос: Сейчас вы ввели еще одну деталь, что она благодаря матери мужа исправилась. То есть у нее возникает уже благодарность даже к этой маме, которую она сейчас ненавидит?
Ответ: Да.
Вопрос: Но эти первые шаги сделать непросто?
Ответ: Это можно исправить только в том случае, если она увидит в матери мужа Творца, который ее так воспитывает.
Вопрос: Вы нам еще "Творца" расшифруйте, пожалуйста. Вот она видит, что за матерью стоит что-то, что с ней работает. А надо здесь добавить: "И то, что желает мне добра"? Надо нам такой клубок сделать или не надо?
Ответ: Матерью управляет Творец. Она должна в этом разобраться.
Вопрос: Будет хорошо в результате, если Аня пойдет в этом маленькими шажками?
Ответ: Если пойдет, то да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.08.2023
Что делать, когда душит обида?
Вопрос: Миллиардер Уоррен Баффет, которому сейчас далеко за 90, сказал: "Если ты доживешь до моего возраста, и никто не будет думать о тебе хорошо, тогда твоя жизнь – катастрофа.
И неважно, сколько денег на твоем банковском счету, или что в честь тебя названы больницы. Правда в том, что никто тебя в мире не любит. Это главный тест на то, как вы прожили свою жизнь". Это говорит миллиардер.
Вы согласны с тем, что он говорит?
Ответ: Это, конечно, верно.
Вопрос: То есть надо стремиться, чтобы тебя любили, это правильное направление?
Ответ: Человек хотел бы, чтобы его любили. По крайней мере закончить с таким результатом – это хорошо.
Реплика: Но как часто мы вынуждены делать какие-то непопулярные шаги.
Ответ: Но мы же находимся в совершенно противоположном мире.
Реплика: Где никто никого не любит.
Ответ: Конечно. Как мы можем здесь вообще выразить такие идеи, чтобы меня любили.
Вопрос: А если я для этого все делаю? Вот он миллиардер, он жертвует, он хочет, чтобы его любили, приходит туда. Это правильные действия таких людей?
Ответ: Нет, этим он мир не исправит. Все его действия обратятся опять в эгоистические, и никуда они людей не приведут.
Вопрос: То есть, когда вы говорите: "Чтобы тебя любили", – вы подразумеваете что-то другое, чем он?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А что вы подразумеваете?
Ответ: Я не могу ему советовать ничего, потому что это бесполезно.
Вопрос: Ему уже не надо, вы нам посоветуйте. Что это такое, чтобы ты вот так жил, чтобы тебя помнили, чтобы тебя любили? Что для человека надо?
Ответ: Надо только заниматься воспитанием. Только воспитанием! Иначе в мире ничего не произойдет.
Вопрос: То есть вы говорите, что самая уважаемая работа для человека – это воспитатель?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда что он воспитывает в людях?
Ответ: Он должен объяснить людям всеми возможными способами, что является замыслом творения. Что только в выполнении замысла творения человек сможет достичь счастья.
Вопрос: Что вы вкладываете в слово "замысел творения"? Он должен постичь тогда этот замысел творения?
Ответ: Сам воспитатель должен постичь и потом передать людям, что когда человек сам делает добро другим, он наполняется, наслаждается.
Вопрос: Тогда, если можно, еще глубже. Под добром что вы подразумеваете?
Ответ: Под добром я подразумеваю наполнение другого тем, что он желает.
Реплика: Но у него очень много разных желаний.
Ответ: Нет! Это зависит уже от воспитания. Наполнить его воспитанием таким, которое потребовало бы нормального минимального наполнения.
Вопрос: Это надо пояснить. Воспитывать так человека, чтобы он жил на таком, нормальном наполнении и не требовал чего-то большого, миллиардов и так далее?
Ответ: И ощущал, что если так к этому можно привести других людей, то это и будет окончательное счастье.
Вопрос: То есть чтобы люди жили, радуясь этому необходимому, что есть, и не требовали ничего больше и дальше? Вот это вы и называете правильным воспитанием?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы не хотите дальше двинуться, что-то сказать выше?
Ответ: Когда я режу хлеб, режу его ломтиками. Так вот, это первый ломтик.
Реплика: Тогда на первом ломтике и остановимся.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.08.2023
Ведущие программы – Норма Ливне и Эран Минухин.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ программа "Взгляд в будущее. Статья "Народ""
ТВ программа "Взгляд в будущее. Нацизм, фашизм"
ТВ программа "Взгляд в будущее. Марксизм, социализм, коммунизм"
Почему, когда люди ссорятся, они кричат, хотя находятся рядом друг с другом? Как научиться понимать друг друга даже без слов?
Вопрос: Как раскрыть уникальность ребенка?
Ответ: Я считаю, что надо как можно больше времени уделять тому, чтобы он самообучался.
Вопрос: Надо ли воспитывать мальчика в соответствии с тем, что "мужчины не плачут"?
Ответ: Я думаю, что в общем это верно, но, с другой стороны, смотря какой ценой.
Вопрос: Имеет ли значение, какое имя дать ребенку?
Ответ: В общем, нет. Но я бы рекомендовал посоветоваться с кем-то из уважаемых людей.
Из ТВ программы "Каббала в современном турбулентном мире", 03.08.2023
Как воспитать уверенного в себе ребенка
Вопрос: Можно ли регулировать рождаемость?
Ответ: Рождаемость можно регулировать с помощью денег и жилплощади. Если предоставлять молодым парам такие условия, как деньги и жилплощадь, то этим, я думаю, можно поднять рождаемость. Но это огромные государственные затраты.
Вопрос: Вы как-то рассказывали, что в увеличении или уменьшении рождаемости заложен некий глобальный план, с помощью которого производится исправление. В чем смысл этого процесса с точки зрения каббалы, с точки зрения общего желания?
Ответ: Конечно, здесь имеется в виду принятие какого-то общего плана движения человечества к определенному пределу.
Но я не думаю, что сейчас мы можем об этом рассуждать, поскольку пока еще находимся в абсолютно несовершенном состоянии. Сначала нам надо решить очень много проблем, и только потом, когда мы увидим, какой может быть семья, каким может быть человек, дети и так далее, мы сможем решать вопросы о репродуктивности поколений.
Из ТВ программы "Каббала в современном турбулентном мире", 03.08.2023
Вопрос: Когда создается искусственный интеллект, то он обучается на триллионах параметров – буквально на всем, что создало человечество на протяжении своего недолгого существования по космическим меркам. Других вариантов нет. Но все, созданное человеком, не сильно работало во благо себе. Как тогда загружать правильную информацию или правильно воспитывать, давать правильные примеры?
Откуда это брать, если весь набор примеров, существующий в мире человека, негативный, отрицательный?
Ответ: Нам неважно, положительные это результаты или отрицательные. Главное для нас – что мы можем согласиться с тем, что они такие. То есть на всех примерах, которые даются человечеству, я могу научиться и хорошему, и плохому.
Но речь, в принципе, идет о выполнении двух условий. Первое условие: действовать на благо всего человечества. Второе: не наносить невосполнимый вред природе.
Поэтому все, что загружается в человека, оценивается только на базе этих двух принципов и на их основании делается вывод – брать этот пример в использование или нет.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 31.07.2023
Реплика: Из письма: "Уважаемый Михаэль Лайтман, жду от вас совета. Мы воспитывали детей, все им дали, а они исчезли и даже не звонят. Их нет в нашей жизни. У мужа началась деменция.
Я сама им занимаюсь, я буквально падаю с ног от усталости, нет уже сил. А детей наших нет, наши дети бросили нас. Почему такая неблагодарность?! Что мы делали не так?! Почему не смогли привить им какое-то элементарное уважение к нам?"
Ответ: Речь идет не об элементарном уважении. Может быть, дети где-то далеко, чем-то заняты, у них семьи, у них всё. А старики требуют к себе отношения, внимания. То есть я понимаю и тех, и других.
Современный мир не создан таким, чтобы мы жили вместе, несколько поколений вместе. Детям не уделяют внимание, не то что старикам. Ничего другого я от мира и не жду. Никак.
Или это сделается так, что люди будут работать полдня, и у них будет много времени, часть из которого они будут действительно уделять родителям, часть из которого будут уделять детям, и часть из которого будут уделять себе.
Вопрос: То есть нам надо понять наших детей, которые удаляются так, своими семьями?
Ответ: Мы же сами подготовили для них такую жизнь.
Реплика: Но мы ведь немножко не так жили, я помню.
Ответ: Мы жили не так, потому что были в другом мире.
Реплика: Вы сами, кстати, все время говорили, что это хорошо, когда три поколения вместе живут.
Ответ: Это было, но сейчас это невозможно. Так что перестанем говорить о фантазиях.
Вопрос: Тогда вопрос о будущем: к чему мы так придем?
Ответ: Мы придем к тому, что нам придется этот мир действительно хорошенько перестраивать в то, чтобы он был более человеческим.
Реплика: То есть вы все-таки за эти добрые отношения так или иначе – человеческие.
Ответ: Так, чтобы все понимали, что они должны создать, какой мир они желают видеть. Но, конечно, это еще не сегодня и не завтра.
Вопрос: А что должно войти в человека? Какой мир он должен хотеть создать?
Ответ: Человек должен проникнуться желанием, состраданием, любовью, участием к другим. К другим вообще, не только к своим родным.
И когда он будет понимать всю эту систему, в которой мы все должны участвовать, тогда он сможет совместно с другими, с чужими людьми, создать такие системы взаимодействия, поддержки младенцев, детей, юношества и так далее, до стариков и всех прочих, когда всем будет хорошо.
Вопрос: Сейчас вы сказали ключевую фразу. Вы сказали, что человек должен понять вообще эту систему, внутри которой мы находимся. И тогда у него начнет все выстраиваться?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Это важнейший момент! Мы стратегически этого не понимаем.
Ответ: Нет. Мы не можем нарисовать себе эту картину.
Реплика: Мы можем произносить, что мир взаимосвязан, но эту картину мы не представляем себе. А мир такой.
Ответ: Он такой.
Реплика: И эти связи именно добрые.
Ответ: Эти связи добрые, и они не заканчиваются в этом мире! Они продолжаются и в следующем! И поэтому мы должны понимать, кроме этого, где мы находимся и как мы включаемся друг в друга, где тут происходит между нами такая комбинаторика, что нам никуда не деться, нам надо быть все время в хорошем состоянии друг к другу.
Вопрос: То есть я ухожу – возвращаюсь, ухожу – возвращаюсь. И всё в этой системе?
Ответ: Да, всё в этой системе. Это и называется, что смерти как бы нет, и всё – бесконечность.
Реплика: Это красиво! Как бы человеку это понять!
Ответ: Не надо, это очень тяжело.
Вопрос: Но он придет к этому пониманию?
Ответ: Да. Но надо быть к этому готовым, с другой стороны – что мы готовы это сделать, и мы понимаем, что так будет нам лучше. Что мы не будем смотреть на это как на огромную обязанность.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 31.07.2023