Бааль Сулам, "Дарование Торы": Каббалисты задали вопрос: "Почему изначально мы не сотворены во всем желаемом величии, чтобы смогли слиться с Творцом? И для чего Ему нужно было возложить на нас это бремя творения, Торы и заповедей?"
Творец не сотворил нечто совершенное. Об этом сказано: "Я создал злое начало". Другими словами, помимо несовершенства, Им создано зло. Зачем? – Чтобы оно было исправлено. Кем? – Нами. Есть ли у нас силы для этого? – Совсем нет. Однако, прилагая усилия, мы можем постепенно осознать зло и потребовать его исправления.
Ведь так и сказано в продолжении цитаты: "…И создал Тору в качестве приправы". У нас есть возможность исправить свое зло, если мы признáем его таковым. В мере этого осознания мы можем прибегать к Торе как к приправе, поскольку в ней есть свет – особая сила, исправляющая наше зло.
Всё разложено перед тобой, говорит Творец. Осознай зло, возьми свет и исправь зло с его помощью – тогда ты придешь к добру. Пройди все эти этапы.
Изначально мы должны смотреть на мир, понимая, что всё устроено именно так. Это вовсе не прекрасный и совершенный мир наших мечтаний – и нам нужно раскрыть и исправить его. Ведь мир – это проекция наших свойств.
Итак, Творец не завершил творение, Он лишь намеренно создал для нас зло. Всё разрознено, всё разрушено, всё дурно. На всех этапах продвижения в нашем мире мы выявляем зло, и в итоге наше развитие здесь должно подвести нас именно к осознанию зла в требуемом объеме.
Так что, не надо предъявлять претензий – наоборот, так и должно быть. Надо лишь раскрывать зло как можно более осмысленно, понимая, что оно целенаправленно ведет нас к продвинутым состояниям осознания, исправления и восполнения. Если в этой призме человек видит природу, себя, общество, мир, тогда он держит верный курс.
Прежде всего именно этот момент мы должны донести до человечества: не ждите от мира совершенства. Напротив, мы наконец-то способны осознать его зло. Теперь давайте посмотрим: в чем причина этого зла?
Вот проблема, стоящая сегодня перед человечеством: кто вызывает зло? Можно, конечно, сказать, что его создал Творец, – но это ничего не даст. Практически, мир коверкается человеком. Какое именно свойство человека вызывает порчу? – Наш эгоизм. В чем же он состоит? Какова его суть? Давайте обрисуем его точно и наглядно, чтобы увидеть причину зла.
В конечном счете, речь идет о желании использовать других людей, а также неживую, растительную и животную природу – сверх необходимости. Пока я, подобно остальной природе, использую лишь то, что мне необходимо, – я не причиняю никому ничего плохого. Если же я хочу извлекать личную выгоду сверх необходимости, это всегда выходит за счет ближнего или за счет природы, в результате чего я не нахожусь в равновесии с ними. Это и есть эгоизм нашего мира. Его мы и должны обуздать.
Возникает вопрос. Допустим, я буду получать от мира всё необходимое в нормальном для жизни объеме: столько-то калорий, одежду, жилье, машину, работу, взаимное участие, здравоохранение, пенсию, отпуск. Но что мне делать с желаниями, которые намного превышают эту необходимость? Ведь я хотел бы эксплуатировать природу и ближнего, чтобы заполучить намного больше, чем требуется мне на животном уровне. Как быть с этими пустыми желаниями? Как наполнить вакуум, лежащий над насущными потребностями?
Именно с превышением этих нужд в обществе возникает дисбаланс, и оно становится разрушительным по отношению к себе и к природе. Но ведь мне надо как-то наполниться? Чем же я наполню эти чрезмерные желания?
Здесь мы должны понять, что эти-то желания и являются человеческими. Допустим, мое "животное" удовлетворено: у меня есть одежда, машина, квартира, работа, семья, здоровье – жизнь устроена. Так вот, всё, что выходит за эти нормальные, обустроенные рамки, относится уже к моим эгоистическим желаниям человеческого уровня. В них я и хочу использовать ближнего себе на пользу.
И каббалисты говорят мне: если именно в этих желаниях ты наладишь правильную связь с ближним, то раскроешь Творца, раскроешь высший мир, вместо животного уровня раскроешь ступень Человека, подобного Творцу. И тогда обретешь всё, что есть на этой ступени Творца.
Вот почему в раскрывающемся зле надо видеть рычаг, трамплин к новому, прекрасному началу.