Зоар, глава "Пкудей", п.15: Когда Творец сказал Моше: "Построй скинию", Моше стоял пораженный, ибо не знал, что делать, пока воочию не указал ему Творец, сказав: "Смотри и делай по их образцу, какой показан тебе на горе".
"По их образцу" – когда показал Творец Моше форму каждой вещи, по той же форме, что и наверху – духовной.
И каждая из духовных форм наверху делала форму свою похожей на воображаемую форму, образующуюся на земле. И так узнал Моше.
В этом и состоит наша работа, потому что у духовного нет формы, и мы не знаем, что такое высший свет сам по себе.
Такого понятия в отрыве от творения вообще не существует – мы можем постигать и давать ему определения только относительно самих себя, из своих ощущений.
А наши ощущения – воображаемые, ведь мы всегда чувствуем в себе какую-то реакцию на воздействие снаружи.
А что там на самом деле происходит снаружи – мы никогда не узнаем, ведь не можем выйти из своих органов ощущения.
Получается, что правильное восприятие возможно лишь в мере подобия своих свойств с духовными.
Когда свойства человека и Творца совпадают, человек в мере подобия, раскрывает Творца.
Изначально, мы воспринимаем только воображаемую форму этого мира. И наша работа состоит в том, чтобы подняться над ней и попросить, чтобы внутрь нее облачилась также высшая, духовная форма.
Когда у нас будут две эти формы, заключенные одна внутри другой, мы получим правильное восприятие мира.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
Когда мы читаем Книгу Зоар, то понимаем, что она говорит о свойствах, формах, образах, которые мы пока не воспринимаем.
Но именно это ощущение непонимания продвигает нас вперед, заставляя сформировать правильное восприятие.
Если же мы читаем другие каббалистические книги, то можем воспринять все или чисто механически, разумом, или в виде материальных картин.
И тогда удовлетворимся восприятием, опустив все понятия до уровня нашего мира, не понимая, что они воображаемые, либо считая их духовными, но теоретическими.
Тогда как, Книга Зоар с комментарием Бааль Сулама вынуждает искать новое восприятие и соединить эти два образа, отчего возникает подлинное восприятие реальности.
Человек не понимает, как это происходит, но книга над ним работает, и он постепенно обретает это новое восприятие.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
Пока мы находимся в одном восприятии этого мира, мы не можем понять, что оно воображаемое.
Ведь материя – это сейчас моя единственная реальность, и я больше ничего не чувствую.
Мне нужно начать явно ощущать мир на двух ступенях: материальной и духовной, чтобы я мог понять, что одна из них воображаемая.
И это не означает, что ее не существует! Воображаемая – значит, отраженная от истинной формы. А вторая, духовная форма – она и есть настоящая.
Иначе говоря, есть нечто подлинное и его отражение, словно в зеркале. И нельзя сказать, что это отражение не существует! Именно через это отражение я прихожу к восприятию духовной формы.
Я никогда не воспринимаю духовную форму в отрыве, саму по себе. На всем пути исправлений, когда человек все больше развивает в себе духовное восприятие форм Творца, он открывает их внутри воображаемой формы этого мира.
Я не могу от него отключиться, пока поднимаюсь по всей лестнице из 125-ти ступеней!
На всем пути исправления, на всех этапах постижения, духовное восприятие все усиливается, основываясь на двух этих формах: воображаемой и истинной.
И воображаемая форма только называется воображаемой. Разве мы лишь воображаем наш мир? Мы в нем живем! Это вся наша сегодняшняя реальность!
Но когда мы начинаем постигать истинную реальность, откуда исходят к нам силы, решения, факты – а здесь в этом мире существует лишь их отражение, помогающее нам постичь настоящую реальность, тогда мы называем этот мир воображаемым.
Но это не какая-то несуществующая фантазия – она необходима, чтобы разглядеть духовное.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
Малхут, творение, никогда не может постичь Кетер, самого Творца. Он проявляется ей во всех других сфирот, разделяющих Его с Малхут.
И когда Малхут в ответ, в отраженном свете, достигает подобия Ему во всех сфирот, то эти ее формы называются постижениями или именами Творца.
Все, что в нас происходит и ощущается – это проявления Творца, который хочет показаться нам в таком виде.
Я вижу вокруг себя неживое, растения, животных: материальных и духовных – это все формы света, так проявляющиеся внутри моего желания, внутри Малхут – формы Творца во мне.
Эти формы могут быть непосредственным отражением во мне, не требующим от меня подобия Ему – поэтому наш мир такой ограниченный и воображаемый, ведь эти формы не истинные.
Но когда я начинаю принимать такие формы, которые соответствуют Ему, они будут называться во мне именами Творца, ведь они будут подобны Его отдаче. Но это не Его отдача, а моя!
Если я создаю в себе какую-то форму, подобную Его отдаче, и Его отдача облачается в нее, то наша совместная отдача называется моей духовной ступенью, нашим слиянием или постижением Творца.
На моем пути наверх я прохожу через множество таких имен или образов Творца. Все мои постижения – это имена Творца.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
До грехопадения Адам Ришон постигал мир только в одной форме, без его воображаемого отражения в этом мире.
Ведь все его постижение было внутри Бины, он родился уже "обрезанным", то есть без связи с Малхут. И поэтому он видел только подлинную форму отдачи, в Бине.
Но все остальные формы постижения Творца происходят внутри соединения Малхут и Бины. Отражение Бины в Малхут называется воображаемым образом, а сама Бина – истинной и оригинальной формой.
Малхут называется зеркалом Бины. И до самого Конца исправления Малхут и Бина, правдивая реальность и воображаемая, - связаны вместе.
Мы даже правду не можем назвать истинной правдой, потому что всегда постигаем ограниченную Малхут внутри Бины и на ее основе получаем отражение – Бину внутри Малхут.
Но воображаемая реальность – это не мираж, а отражение, которое реально существует.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
Вопрос: Кто этот наблюдатель, который видит реальность Творца?
Ответ: Желание наслаждаться. Это желание в 4-й стадии (далет) своего 4-х ступенчатого развития, обладает таким свойством, что может видеть себя не из желания наслаждений на неживом, растительном и животном уровне, которое ощущает только себя и из самого себя видит все свои внутренние части – неживую, растительную, животную природу и человека в этом мире.
Но в желании наслаждаться, развившемся до 4-й стадии, есть еще одна часть, называемая "точка в сердце" – "частица Творца свыше", из которой оно тоже может наблюдать. Эта точка наблюдения – новая, из нее оно видит себя как бы со стороны Творца.
Необходимо только выделить эту точку, придать ей большую важность, жизненную силу, объем. Все это осуществляется за счет того, что человек извлекает ее из себя и "прилепляет" ее к другим.
Они "другие" лишь в его воображении. Ведь на самом деле вне человека ничего нет. Но вследствие разбиения так мы ощущаем себя.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
Разбиение создает воображаемую реальность, объем, расстояния. Ведь при разбиении части Малхут отдалились друг от друга.
И потому внутри этого объема между ее частями я различаю себя и других, близких и далеких.
Внутри этой сферы я представляю себе расстояние между отдельными частями, не соединенными в одно целое.
В результате разбиения я ощущаю реальность. Если бы не было такой реальности, я не мог бы работать над сближением, чтобы соединиться с другими.
Тогда у меня не было бы никакой работы, никакой возможности что-то постичь.
Ведь все мое постижение исходит из стремления познать: "Что это?" – и тогда я приближаюсь к интересующему меня объекту, как младенец, который все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус – самый развитый у него орган ощущений.
Поскольку существует разбиение, я начинаю сначала эгоистически стремиться присоединить к себе отдельные части, а затем хочу соединиться с ними в отдаче.
Если я хочу соединиться с ними эгоистически, то желаю постичь лишь свои внутренние ощущения.
Если же я хочу соединиться с другими в отдаче им, я тем самым постигаю свет, исчезнувший при разбиении. Я желаю заполнить этим светом разрыв между нами.
Я строю образ Творца внутри желаний (келим), отдаленных друг от друга. Я наполняю это пустое пространство между ними своим отраженным светом.
Это означает, что я строю образ Творца. И потому Творец (Борэ) называется "Приди-Увидь" ("Бо-Рэ"), ведь я создаю Его.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 15.03.2010
Понимаем мы Зоар или не понимаем, но мы хотим, чтобы во время чтения нам светил исправляющий свет и ждем, что в результате случится чудо.
Чудо – это значит, что нет связи между результатом чтения и тем, что я сейчас читаю, понимаю и чувствую.
Нет никакой логической связи между моим действием и его результатом, эта связь скрыта!
Сколько бы мы ни говорили о том, что Зоар – это высшая система, проводящая к нам свет, и мы активизируем эту систему, подключаясь к ней своим желанием, словно ребенок, прикладывающий усилия и растущий в этом мире, который не понимает, как растет, но постепенно взрослеет и становится человеком – это все-таки не объясняет нам суть происходящего чуда.
Пусть я представляю, что и сейчас нахожусь в духовном мире, но только его не чувствую, а реальность – едина, и я заставляю ее на меня действовать, как ребенок, который не понимает, что делает – но тут есть такие связи и воздействия на меня, которые невозможно даже передать словами. Нам остается только принимать это как лекарство.
Написано, что Творец создал эгоистическое желание в человеке и в "приправу" (тавлин) к нему создал Тору - средство его исправления, потому что заключенный в ней свет возвращает к своему источнику.
Сами по себе пряности (соль, перец, горчица…) – неприятны на вкус и только в соединении с нашим эгоистическим желанием, с нашей природой, они создают приятное наполнение.
Также и нашей эгоистической природой невозможно пользоваться – она вместо приятного наполнения приводит нас к горечи жизни.
Поэтому нам нужно связать желание с намерением - и наша жизнь станет вечной и совершенной в свете Торы.
А пока мы не можем правильно употребить их вместе, мы страдаем от своего эгоизма и от "приправы" к нему.
Такое состояние называется "ло ли шма" – временем подготовки, пока пища и приправы не соединятся в нас в правильном, приятном и достаточном виде, мы постепенно добавляя приправы в пищу, пробуем, насколько это приятно – в средней линии – можно есть и наслаждаться!
Но пока мы не достигли такого чудесного результата – надо терпеливо ждать, пока пища сварится и перемешается с приправой – и мы ощутим от учебы хороший вкус.
Получается, что книга Зоар – книга о воистину вкусной и здоровой пище!
Из урока по книге Зоар, 14.03.2010
Вопрос: Почему я видел на прошедшем конгрессе некоторых давних учеников в раздражении и плохом настроении?
Является ли это как раз признаком продвижения, если вместо любви ощущаешь ненависть?
Ответ: Написано в Зоаре (Ки тиса 54, Ахарей Мот 65), как ученики Рабби Шимона, собираясь учиться, поначалу раскрывали, как ненавидят друг друга – но поверх этой ненависти они искали, как почувствовать любовь и требовали этого результата от учебы.
Чудесная сила, заключенная в каббалистических текстах, приносила им эту любовь, и они поднимались над своей первоначальной, природной ненавистью, которая тоже раскрывалась не просто так, а в результате учебы и больших усилий.
Когда происходит такое значительное событие, как конгресс, человек обычно проходит не одно, а множество состояний.
Он не может все время пребывать в возвышенном состоянии, когда отдача, духовное возвышение превыше всего земного.
Огромное собрание людей притягивает, своим общим желанием, сильный свет, который начинает их "раскачивать".
И поэтому они проходят множество противоречивых состояний: я люблю и ненавижу, понимаю и не понимаю, радуюсь, как мне повезло, что я здесь, и вдруг недоумеваю, что тут делаю... – так в нас быстро отрабатываются духовные состояния, мы проходим за день больше чем в обычной жизни за полгода учебы!
Но, чтобы максимально эффективно использовать время конгресса, необходимо делать это осознанно и быть готовым. Все зависит от подготовки до конгресса!
Из урока по книге Зоар, 14.03.2010
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы в приближающийся праздник Песах (праздник выхода из изгнания) начать жизнь словно с нового листа?
Ответ: Начать жизнь словно с "нового листа" – это обязательное условие. Мы находимся в новой эпохе, в таком периоде, когда перестают действовать все старые законы.
Мы не можем продолжать жить по-старому, потому что мир стал глобальным, и в нем действует новый закон – закон общей системы, объединения душ и их соединения с Творцом.
Такого состояния прежде не было. Относительно того соединения, которое сейчас должно раскрыться, весь мир находится в изгнании, как когда-то евреи - в египетском рабстве.
До сих пор наша цивилизация развивалась, и люди не ощущали, что находятся в изгнании, то есть в неправильном мире.
Нам казалось, что мы развиваемся и продвигаемся, завоевывая и строя, и все больше реализуя свое эго.
Но сейчас весь мир раскрывает, что находится в изгнании относительно совершенной, глобальной системы.
Однако, мир сам ничего не сможет сделать, чтобы выйти из этого изгнания – ему не помогут никакие конференции G-8 и G-20. Мир не сможет сам объединиться.
Только та его часть, которая называется "прямо к Творцу" (Исра-эль) сможет привести к этому соединению.
И мы должны начать это соединение с нового листа – для всего человечества, чтобы оно увидело, что во всех народах есть такие люди, стремящиеся к Творцу.
Посмотрите сколько у нас групп по всему миру и отдельных людей, которые с нами учатся – потому что есть включение малхут в бину и бины в малхут, и оба они должны быть исправлены. Поэтому все вместе сообща мы должны привести к объединению.
А кроме того, мы должны присоединить к себе тех людей, которые когда-то находились на духовном уровне и прошли разбиение, во времена разрушения Храма – то есть материальный народ Израиля.
В тот миг, когда они начнут присоединяться, раскроются еще 10 потерянных израильских колен и тоже присоединятся к нам.
В итоге раскроется огромная сила, но главное – это ее качественная, внутренняя часть, которая одна и может создать это единство.
Всему миру надо объяснить это ощущение, что он пребывает в изгнании относительно глобальной, общей системы, и все души обязаны соединиться.
Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 14.03.2010
Вопрос: Как наше участие в конгрессе 24.3.2010 может повлиять на исправление мира?
Ответ: Конечно, это повлияет на исправление мира, ведь это будет действием единства.
Всякое действие по объединению между нами – это еще один шаг к контакту с Творцом. Всякое такое действие притягивает окружающий свет, приближающий нас к этому контакту, - а через нас свет распространится на весь мир.
Чем больше мы будем думать о своей миссии и своих обязанностях по отношению к миру, тем эффективнее это будет действовать.
Потому что это принесет удовольствие Творцу и повлияет на доброе будущее творений. Чем сильнее точка единства между нами, тем ближе мы приближаемся к Творцу.
Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 14.03.2010
Вопрос: Вы меня совершенно убедили, но что мне надо конкретно делать, начиная с этого момента?
Ответ: С этого момента и далее тебе надо усвоить, что будущее – зависит от тебя, в той мере насколько ты будешь распространять науку каббала в мире.
Ведь это методика исправления для всего мира – для нашего соединения между собой и с Высшей силой. (См. высказывания об этом каббалистов).
Если мы достигнем повсеместного распространения этого принципа, как лекарства от всех наших проблем, то преуспеем.
Нам нужно только стараться этого достичь, а все остальное – сделает с ними Высший свет. В той мере, насколько мы прикладываем усилия, он действует через нас – на нас самих и на весь мир.
Поэтому я очень советую всем, кто имеет возможность, приехать на наш конгресс 24.3.2010, а также на американский конгресс, который состоится 7-9.5.2010 в окрестностях Нью-Йорка – регистрация уже началась. Такие события очень эффективно влияют на духовное продвижение.
Бааль Сулам когда-то пытался распространить каббалу в народе, но не добился успеха, потому что время еще не пришло. Тогда ему не удался ни один шаг, из тех, которые он хотел сделать.
А сейчас все, что мы делаем в этом направлении, имеет успех. Нас сопровождает явное благословение свыше, и все зависит только от нас.
Будем надеяться, что все вместе, со всеми нашими группами и товарищами по всему миру, мы приведем мир к исправлению.
Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 14.03.2010
Выход из изгнания для всего мира
Желание наслаждаться создал Творец, и обновляет его в каждое мгновение.
То есть, если я ощущаю желание насладиться, каждый миг стремящееся к новым наслаждениям, - все это совершает во мне Творец.
Он влечет меня, подталкивает меня ко всевозможным наслаждениям. Все мои побуждения Он вызывает во мне, управляя мной, как рука, облаченная в перчатку, пробуждая во мне каждый раз новые желания.
Если я реализую эти (Его) желания, не задумываясь над тем, от Кого они пришли и почему, то нахожусь на неживом, растительном или животном уровне.
Если же во мне просыпается точка в сердце, и я начинаю распознавать, что это Творец играет во мне Своей рукой, как в перчатке, каждый раз возбуждая меня к тем или иным наслаждениям, - это значит, что я уже смотрю на все происходящее из точки в сердце, как бы из Него.
Поэтому точка в сердце, зародыш души, называется "часть Творца свыше". У меня уже появляется возможность сделать из животного во мне – человека.
Как? Если я буду работать против Творца, против своей природы, против Его руки во мне, не желая вслепую осуществлять все, что Он пробуждает во мне.
Я прекращаю использовать желание, которое Он возбуждает во мне, и проверяю, для чего и почему продолжаю действовать в том же направлении.
Я выясняю, желает Он этого или не желает, есть ли у меня здесь какая-то независимость или нет, стоит ли мне машинально пробудиться и продолжать исполнять то же желание, которое Он вызывает во мне, словно рука в перчатке, или же я хочу прекратить это действие и с этого момента и далее действовать самостоятельно, как сказано: "Победили Меня сыновья Мои".
Я продолжаю совершать действия Творца только при условии, что участвую в них в том же направлении, в той же мысли, в том же намерении, что и Хозяин.
Для этого я желаю раскрыть Его, я желаю быть с Ним партнером абсолютно во всем. За счет этого партнерства я достигаю слияния.
Из урока по письму Рабаша, 12.03.2010